Б. Как преподносить материал — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Б. Как преподносить материал

2022-02-10 29
Б. Как преподносить материал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

15. Когда выступаешь перед массовой аудиторией:

Начинай всегда со знакомого и конкретного и постепенно переходи к незнакомому и отвлеченному.

Строй свой доклад индуктивно, а не дедуктивно, то есть иди от частного к общему, а не от общего к частному.

Индуктивный метод построения доклада вовлекает аудиторию в работу, активизирует ее — ты преподнес твоим слушателям ряд частных данных, эти данные близки, понятны слушателям, они их легко восприняли и тут же начали мысленно рассуждать: «Что же нам докладчик, собственно, хотел всем этим сказать, куда он речь ведет и какие выводы предлагает», — в результате этих рассуждений твои слушатели построили свои выводы, и, когда ты переходишь к заключению, они уже не просто слушают твои выводы, а проверяют их, сравнивая со своими выводами, устанавливают совпадение или недоумевают противоречию, соглашаются или не соглашаются, в связи с этим задают вопросы, выступают в прениях, — одним словом, живут, активно реагируют на твой доклад.

Иначе обстоит дело в массовой аудитории, когда ты строишь свой доклад дедуктивно — ты преподносишь аудитории готовые общие положения, а так как аудитория не знает, на чем ты его строишь — она его молча принимает. Затем ты шаг за шагом вскрываешь частные данные, но аудитория заранее не знала, какие именно частные данные ты приведешь, поэтому в большинстве своем не успевает реагировать на них и снова покорно их принимает. В результате — ты говоришь, а тебя пассивно слушают.

Располагай свой материал концентрически — кругами — это даст тебе возможность одно и то же содержание повторить несколько раз, и, следовательно, лучше внедрить в сознание аудитории.

В первом концентре (круге) дай план, основные вехи, общую наметку всего доклада.

Во втором концентре — вскрой свой план, разверни наметку в широкое полотнище, детализируй отдельные моменты, давай примеры, подтверждай фактами.

В третьем концентре — повтори вкратце все то, что ты дал в первых двух концентрах, подытожь основные мысли, дай конкретные выводы из всего сказанного 1.

16. Не удивляйся, если после твоего доклада твои слушатели не сразу задают тебе вопросы и мало записывают в прениях — ты (чаще всего) более или менее продолжительное время работаешь в данной области, ты, вероятно, специально готовился к сегодняшнему своему докладу, а твои слушатели только в течение 40—60 минут слушали тебя и многие просто не проверили всего того, что ты сообщил, не нащупали вопросов и не уловили спорных моментов, другие имеют вопросы, кое в чем сомневаются, но не смеют вступить, третьи не хотят выступить первыми.

«Пусть кто-нибудь другой спросит или выступит первый, а я уже после, а то ляпнешь чепуху и осрамишься», — рассуждают они и молчат.

Чтобы «открыть аудитории уста» и вовлечь ее в прения — тебе уже в процессе доклада необходимо принять целый ряд мер.

а) Подраздели весь свой доклад на от делы и подотделы, точно формулируй заголовки и подзаголовки к каждому из них, кратко подытоживай основную мысль каждого из них, дважды и трижды подчеркивай главное, важное, пропускай мимо второстепенное, — одним словом, делай то, что делают, когда пишут большую статью в газету или журнал. Все это облегчит аудитории восприятие твоего доклада, вооружит какой-то системой, поможет ухватить главное и кое-что записать, а это, в свою очередь, даст канву для вопросов и выступлений в прениях.

б) Выдели ряд спорных вопросо в, указав две точки зрения на эти вопросы — каждая точка зрения найдет в аудитории своих сторонников, аудитория разделится на группы, а это — шаг к прениям, шаг к коллективным поискам истины.

в) Нарочно подчеркни, что в таком-то вопросе ты сам сомневаешься и спроси аудиторию: «Товарищи, что вы по этому поводу скажете?» Такое обращение к аудитории приблизит ее к тебе, поднимет в собственных глазах: «С нами


1 Более подробно о концентричном методе построения доклада см. книгу А. А. Петрова «Лектор и аудитория».


советуются, нас просят разрешить трудный вопрос — значит надо помочь», — подумают ваши слушатели и в президиум полетят записки: «Прошу слова».

17. Помни — «Длинен и труден путь через наставления, короток и легок через примеры», — поэтому каждое свое суждение по возможности иллюстрируй простым, ясным и понятным примером. Лучше всего, если приводимые тобою примеры не вымышлены тобой для данного случая, а действительно имели место на практике.

18. Мы знаем, что всякое познание окружающей нас действительности исходит из наших внешних чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния. Значит, докладчику весьма важно использовать все органы чувств своих слушателей. Но мы также знаем, как трудно использовать осязание каждого из наших слушателей — это чаще всего возможно только в небольшой группе при лабораторных занятиях, — зато органы зрения можно использовать в любых условиях, даже в тысячной аудитории и в чисто агитационном докладе. Если к тому же вспомнить, что наглядность дает нам гораздо больше результатов, чем слово, для нас станет ясным, какую большую роль играют иллюстрации в наших докладах.

Лучше всего, если в качестве иллюстраций к твоему докладу ты используешь те предметы, о которых ты говоришь, а не их изображения, но это очень редко удается.

В качестве иллюстративных средств могут быть использованы: кинокартина, диапозитив, различного рода диаграммы, географическая карта, художественная картина, рисунки мелом на доске. Надо только помнить, что иллюстрации являются только средством, а не целью. Иллюстрация должна в известном месте дополнять твое слово, пояснять твою мысль, а не наоборот. Очень полезно, чтобы используемый тобой иллюстративный материал тем или иным путем попал в руки твоих слушателей. Это достигается при посредстве раздачи копий иллюстраций и еще лучше путем перерисовки (хоть самой примитивной). То, что слушатель сам нарисовал, начертил, записал, запоминается гораздо больше, чем то, что он получил в готовом виде. Но для того, чтобы твой слушатель мог за тобой зарисовать, твои рисунки должны быть чрезвычайно просты и сделаны умелой рукой.

19. Фактический материал занимает в докладе весьма важное место. Иногда достаточно дать только ряд фактов, чтобы аудитория сама сделала необходимые выводы. Но для того, чтобы аудитория более или менее легко и правильно обобщила данные тобою факты, соблюдай следующие правила:

а) не нагромождай лишнего фактического материала, — не в количестве тут дело, а в значимости, показательности, неопровержимости тех данных, которые ты приводишь;

б) не злоупотребляй большим количеством цифровых данных — лучше всего приводи цифры сравнительного характера. Если тебе, например, необходимо дать характеристику роста числа членов профсоюзов в России за последние 20 лет, вовсе не нужно проводить 20 цифровых данных, достаточно указать число членов профсоюзов в наиболее важные исторические моменты — 1905 г., 1908 г., 1912 г., 1917 г., 1922 г., 1926 г. в) цифровые данные выражай по возможности графически.

Это сильно облегчает и их восприятие, и их понимание, но при этом пользуйся простыми диаграммами. Сложные диаграммы недоступны массовой аудитории и уже не облегчают, а затрудняют работу.

г) наиболее просто выражай соотношение между несколькими цифровыми данными. Массовая аудитория не сразу дает себе отчет, предположим, в том, во сколько раз 9 900 куб. саж. дров, сплавленных в этом году, больше 1 650 куб. саж. дров, сплавленных в этом году, не вполне точно понимает она и выражение: «превысили прошлогодний сплав дров на 600%», гораздо понятнее будет для массовой аудитории, если ты заявишь: «в этом году мы сплавили дров в 6 раз больше, чем в прошлом году», либо: «в этом году мы сплавили дров на 8 250 кубов больше, чем в прошлом году».

20. Форма речи должна строго соответствовать ее содержанию.

Выбирай форму изложения своих мыслей — принимай в расчет количество слушателей, уровень их подготовки, общее настроение аудитории.

Если в твоей аудитории 1 000 человек, митинговый характер твоей речи будет естественен — он легко растворится в массе; если же в аудитории будет только 50 человек — тот же характер речи будет неестественен, будет сильно чувствоваться искусственность, излишняя театральность, напыщенность.

Если уровень аудитории достаточно высок — диалог излишен, вместо пространных пояснений можно использовать сжатые формулировки; в противном случае приходится поступать наоборот. Если аудитория в настроении — лишняя шутка вызовет улыбку, и то и ответную шутку; если аудитория чем-нибудь взволнована, омрачена, недовольна — каждая твоя шутка будет принята, как обида, вызовет протест и т. д.

21. Говори просто, ясно, доступно.

Не злоупотребляй иностранными словами. Вместо слова инертный — можно сказать недеятельный, вместо инцидентслучай, вместо тенденция — склонность. Помни, что говорил по этому поводу Ленин: «Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать «недочеты», или «недостатки», или «пробелы»… Сознаюсь, что если меня употребление иностранных слов без надобности озлобляет (ибо это затрудняет наше влияние на массу), то некоторые ошибки совсем уже могут вывести из себя. Например, употребляют слово «будировать» в смысле возбуждать, тормошить, будить, но французское слово «будэ» — значит сердиться, дуться. Не пора ли объявить войну коверканью русского языка».

Не увлекайся ссылками на старых философов, изречениями великих людей, специальными выражениями из библии, древней и средней истории, литературы и т. д. — массовая аудитория чаще всего не знает, кто такой Сократ, чем замечателен Перикл и очень плохо разбирается в таких фразах, как: «Лавры Мильтиада не дают ему покоя», «Дамоклов меч», «Ахиллесова пята», «Глаголом жги сердца людей».

22. Не щеголяй излишне пословицами и поговорками, особенно старыми. Пословица — часто — палка о двух концах — с одной стороны, она вносит оживление, образно подчеркивает ту или иную мысль, достигает сознания даже мало активной части аудитории, а с другой стороны, она вызывает новые ассоциации (сцепления) мыслей, отвлекает от существа, а главное, одним свои концом как бы правильно разрешает вопрос, а другим дает неправильную трактовку вопроса. Вот пример:

Тебе необходимо прохватить в своем докладе группу головотяпов, много возомнивших о себе глупых новаторов, и вот ты по ассоциации вспоминаешь старую русскую пословицу: «Пьяный проспится, а дурак никогда» и машинально бросаешь ее в аудиторию. Пословица возымела свое действие — аудитория смеется, кое-кто награждает тебя хлопками, и со всех концов слышны одобрения. Глупцы раздавлены, но вслушайся в реплики, которые летят с галерки: «Умный человек всегда пьет, а глупый разговоры разговаривает», «Пей — умрешь, не пей — умрешь, так лучше уже пить», «У нас всегда так, ежели хороший мастер, беспременно пьет».

В чем дело, что случилось? Ничего особенного, все идет нормально. Брошенная тобой пословица, с одной стороны, бичует дураков, но, с другой стороны, вызывает некоторую симпатию к пьянице. Часть аудитории (а в ней всегда найдутся разные люди) обратит внимание не на вторую часть пословицы, а на первую, уловила в твоих словах как бы нотку сочувствия пьянице и фактически разрушила все твои расчеты. Массовая аудитория вообще очень часто понимает пословицу или поговорку дословно, а это приводит к нежелательным результатам.

23. Избегай длинных периодов и сложных предложений, но не подменяй популярность вульгарностью, упрощай речь в меру, не подделывайся нарочито под народный язык, не смакуй уличных словечек.

24. Говорить просто, ясно и доступно — это вовсе не значит говорить сухо и скучно. Надо всячески разнообразить, украшать и оживлять свою речь. Это достигается следующими основными приемами:

а) возможно более широким, более исчерпывающим использованием несметных богатств самого языка 1.

б) чуткой окраской слов и фраз 2.

в) правильным использованием позы, жеста и мимики.

25. Помни о конце своей речи. Конец венчает дело. Подготовь заранее материал для заключения (заключительной части) своего доклада и обдумай заранее его характер. Мы различаем следующие типы заключений: 1) Сводка всего сказанного в докладе.

11) Выводы из всего сказанного. 3) Заключение, перебрасывающее мост к следующему докладу. 4) Предложение (чаще всего в виде резолюции). 5) Заключение — характера извинения.

6) Полемического характера. 7) Заключение — призыв. 8) Смешанное (составляется из двух-трех типов заключений, например,

«выводы» и «призыв», «полемика» и «предложение»).

26. Оставь на конец своего доклада наиболее убедительные факты, наиболее яркие примеры, наиболее разительные образы.

Дай почувствовать аудитории, что ты приближаешься к концу. Для этого ускорь к концу своей речи общий темп ее,


1 См. — Книга о языке. М. Рыбниковой. Изд. «Раб. Просвещ.», 1925 г

2 См. — Музыка слова. В. Сережникова. ГИЗ. 1923 г.


повысь голос, используй ряд наступательных повторений одной и той же фразы, одного и того же слова, но смотри, не обманывай аудиторию, не «заворачивай вокруг оглобли», не «начинай сначала».

Ты подготовил аудиторию к восприятию конца доклада и преподнеси ей этот конец.

Больше всего остерегайся в этот момент уклонов в сторону, топтания на месте. «Никак не кончит», «Загрязла телега — никак не вылезет», «И чего только топчется человек на одном месте», — подумает аудитория и, не дождавшись конца, начнет расходится.

Если аудитория продолжает сидеть и слушать, несмотря на то, что ты сильно затянул свой доклад — это еще не значит, что аудитория заинтересовалась твоим докладом. Очень часто аудитория сидит по инерции или потому, что «стыдно выйти». Помни об этом и не злоупотребляй ни тем, ни другим — ведь для всего имеется свой предел.

27. Если, заканчивая доклад, ты видишь, что твоя аудитория перестала тебя слушать и всячески норовит улизнуть из зала, полезно предупредить ее, что ты скоро кончаешь, что тебе осталось говорить пять минут, высказать всего-на-всего две-три мысли. «Только две-три мысли, тогда потерпим, посидим», — подумают слушатели и останутся; но может случиться и другое — «Только две мысли — так ведь это пустяк, главное прослушали, а без двух мыслей обойтись можно», — решит часть аудитории и поднимется с мест… Значит, к концу доклада надо особенно чутко вслушиваться в настроение аудитории и очень осторожно применять тот или иной способ успокоения.

Большим успокоительным средством в таких случаях может послужить обращение к аудитории с таким заявлением: «Товарищи, я кончил, давайте теперь вместе с вами подытожим все изложенное в сегодняшнем моем докладе, достаньте карандаши, будем записывать». Приглашение коллективно подытожить доклад, предложение письменно зафиксировать выводы — действуют благотворно: аудитория успокаивается, остается в зале, а это так важно для цельности впечатления, для дисциплины, для дела, которому ты служишь.

28. Но самое главное, о чем ты должен помнить, произнося заключительную часть своего доклада, — это о закреплении результатов доклада.

Если ты сделал доклад и ничему не научил, ничем не обогатил своей аудитории — ты ничего не сделал, твои достижения равны нулю, если ты сделал доклад и вооружил аудиторию хоть небольшим количеством сведений, ты сделал полдела, а если ты не только сообщил аудитории нечто новое, но и пробудил в ней желание познать, толкнул ее на путь самообразование — ты сделал все, ты дал максимум того, что от тебя требовалось.

29. Подготовить аудиторию к работе по закреплению результатов доклада несколькими способами. Вот один из них: ты кончаешь доклад и заявляешь: «Товарищи! Я успел сегодня только поднять завесу над интересующим вас вопросом, я мог вам сообщить только одну сотую, одну тысячную часть того, что по этому вопросу нужно и можно знать. Хотите расширить и углубить свои знания по данному вопросу — прочтите такие-то книги (дать точные названия книг и указать страницы), послушайте такие-то лекции, побудьте на такой-то экскурсии, понаблюдайте у себя на заводе над таким-то процессом, поставьте такой-то опыт, а для всего этого организуйтесь в небольшой коллектив и попробуйте позаниматься на началах самообразования».

30. Готовьтесь не только к самому докладу, но и к заключительному слову по докладу.

Для этого:

а) Заранее приготовь несколько мыслей и фактов для заключительного слова (впоследствии ты постараешься так или иначе вклинить их в свою речь).

б) Слушай оппонентов с максимальным вниманием.

в) Не надейся на память, а записывай каждую новую мысль, высказанную оппонентом (иногда эту мысль полезно записать дословно).

г) Не пытайся тут же с места возражать — это нерационально и неэтично. Тебе дали говорить, дай говорить другим.

д) Уже в процессе слушания оппонентов сортируй записанное, отсеивай лишний материал, оставляй только самое важное, готовь возражения, располагай материал в таком-то логическом порядке — помни, сейчас же после окончания выступления оппонентов тебе будет предоставлено заключительное слово и, если возражения оппонентов и твои контраргументы не будут приведены в стройную логическую систему — ты будешь метаться из стороны в сторону, перескакивать с одной мысли на другую, часто повторяться и не разобьешь противника, не докажешь своей правоты, а это фактически значит, что ты проиграешь «сражение».

е) Само заключительное слово построй так: прежде всего, коснись дополнений, относящихся к твоему докладу, с некоторыми согласись, другие отвергни, затем рассмотри серьезные возражения, которые касались существа вопроса, далее перейди к возражениям несущественным, высказанным только для того, чтобы что-нибудь сказать и, наконец, воспользуйся своим заключительным словом и вкратце (лучше всего в иной форме, в иных выражениях) снова повтори основные мысли твоего доклада, подчеркни главную идею своего выступления и исподволь наметь путь размышлений своих слушателей по окончании твоего доклада.

В прениях чаще всего дается мало времени для того, чтобы останавливаться на деталях и вдаваться в частности. Но этого времени вполне достаточно для того, чтобы выразить основную мысль. Помни об этом и, собираясь выступать в прениях, не только набрасывай на бумагу пришедшие тебе в голову мысли, но постарайся отсеять главное от второстепенного, попробуй выразить мысль короче, не трать времени на повторение того, что сказал докладчик, не старайся разбивать докладчика по всем пунктам, разбивай только по главным.

31. Споря с противником и желая доказать правильность своего положения, своей мысли, своего решения вопроса — можешь использовать два способа:

1) Провести разъяснения своей мысли по существу, пока не убедишь аудиторию в ее правильности.

2) Временно допустить правильность положения противника и, рассуждая совместно с аудиторией, показать, к каким противоречиям, неверным и даже опасным выводам приводит нас принятие положения противника.

Надо сказать, что в массовой аудитории иногда опасно воспользоваться вторым способом, так как введение нового положения путает мысли аудитории, а неумение логически рассуждать приводит иногда к тому, что аудитория застревает на положении противника и не поддается никаким твоим доказательствам.

Старайся возможно спокойнее спорить.

Помни, чем спокойнее и беспристрастнее ты высказываешь свое мнение в споре, тем больше тебе доверяют слушатели.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.