II. Мобилизация материалов для доклада — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

II. Мобилизация материалов для доклада

2022-02-10 34
II. Мобилизация материалов для доклада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс мобилизации материалов для данного доклада подразделяется на 6 моментов.

1. Суммирование и подытоживание налич ных све дени й, имеющих ся у теб я по данному в о п р о с у. Это суммирование и подытоживание производится следующим путем:

а) Заставляешь себя изложить на отдельных бумажках все основные мысли, фактические данные, примеры, предположения, сомнения, имеющиеся у тебя по данному вопросу.

Мы говорим «заставляешь» потому, что этот процесс выуживания из головы всего наличия материалов по данному вопросу сопровождается, обыкновенно, актом насилия над самим собою. Ты заставляешь себя сообразить, припомнить, самому себе представить. Сперва тебе кажется, что у тебя нет решительно никаких материалов по данному вопросу, но чем глубже ты задумываешься над вопросом, чем интенсивнее «раскидываешь мозги», тем все больше и больше мыслей, фактов, примеров появляется у тебя по данному вопросу.

Можно смело сказать, что нет почти такого вопроса, по которому у тебя (более или менее культурного, бывалого человека) не было бы хоть самого маленького запаса сведений. Этих сведений, повторяем мы, может быть ничтожное количество; эти сведения могут быть сами по себе неверными, ошибочными, но ведь ты суммируешь и подытоживаешь наличные сведения чаще всего не для того, чтобы установить, что ты знаешь по этому вопросу, а для того, чтобы определить, чего ты не знаешь, что для тебя неясно, какие материалы тебе надо еще подыскать.

Далее мы советуем изложить наличный материал на «отдельных бумажках». Это тоже не зря. Это сильно помогает подытоживанию наличного материала, о котором мы говорим ниже.

б) Просматриваешь накопившиеся бумажки и одни дополняешь, другие сокращаешь, а третьи вовсе уничтожаешь (тут-то и сказывается значение записей на отдельных бумажках), но, в общем и целом, учитываешь, какой же наличный материал имеется у тебя по данному вопросу.

2. Сост авление первона чального наброска доклада. Этот момент проводится так:

а) Определяешь, к какому типу докладов принадлежит данный доклад (что это: доклад-отчет, доклад-обзор, доклад-воспоминание, научный доклад и т. д. Типы докладов — смотреть ниже).

б) Набрасываешь схему доклада (о том, что такое схема доклада и как она составляется, мы поговорим ниже в разделе «Схемы некоторых типичных докладов»).

в) Размещаешь в этой схеме наличный материал. Делается это для того, чтобы учесть, какие же «полочки» доклада у тебя заполнены целиком, какие только частично и какие совершенно пусты.

г) Пробуешь самому себе изложить наличный материал. Только тогда, когда ты вслух произносишь наличный материал, ты можешь, действительно, убедиться, где у тебя провалы, где недостатки, что для самого тебя не ясно, что недостаточно ясно будет аудитории, куда еще следует прибавить фактического материала, где недостает выводов, какие места нуждаются в добавочном пояснении, где надо усилить краски и т. д.

Кроме того, это пробное изложение самому себе наличного материала показывает, на сколько времени хватит твоего запаса в процессе доклада, а предварительно учесть его весьма важно.

3. Первоначальное накопление материалов общего ориентировочного характера. Это накопление проводится так:

а) Обращаешься к словарям, энциклопедиям, учебникам, хрестоматиям, сборникам статей, справочникам, календарям, географическим картам, планам, газетам юбилейного характера и в них находишь данные, которые в общем и целом могут быть использованы в процессе доклада, и предварительно учесть эти данные весьма важно.

б) Обращаешься к сведущим в данном вопросе людям и наводишь у них целый ряд справок. Это использование живых справочников надо проводить умеючи. Можно поговорить с весьма компетентным в данном вопросе человеком целый час и получить от него ответ только на один, максимум два вопроса. Специалисты любят, обыкновенно, увлекаться деталями, а тебе нужны пока не детали, а справки общего характера. Чтобы добиться этих справок, надо поступать так, как поступают опытные газетные сотрудники, берущие интервью у видных политических, общественных и научных деятелей. Эти сотрудники предварительно намечают себе ряд вопросов к интервьюируемому лицу и на эти вопросы стараются получить ответ.

в) Суммируешь все полученные справочные сведения и на основании их намечаешь путь подбора материалов исчерпывающего характера.

4. Собирание ма териалов исчерпывающе го характера. Если накопление материалов ориентировочного характера производится более или менее быстро, то собирание материалов исчерпывающего характера протекает исключительно медленно. В первом случае мы имеем дело с поверхностным ознакомлением, во втором случае — с более или менее глубоким изучением вопроса.

В общем и целом, собирание материалов исчерпывающего характера производится так:

а) Обращаешься к серьезным трудам, к проверенным статистическим выкладкам, а иногда — непосредственно к сырым материалам, и в них осторожно и кропотливо подыскиваешь нужный тебе материал.

б) Знакомишься одновременно с разными точками зрения на данный вопрос. Такое знакомство не только не путает тебя, как опасаются некоторые товарищи, а наоборот, вносит ясность в понимание вопроса.

Следует раз и навсегда запомнить, что иметь свою точку зрения на данный вопрос можно только тогда, когда тебе доподлинно известны точки зрения на данный вопрос людей разных партий, разных общественных лагерей, разных научных течений.

Победить противника можно, только хорошо познав его.

в) Сличаешь между собой факты и выводы, полученные из разных источников. Это сличение должно показать, какие же фактические данные наиболее доступны, кто наиболее выдержан в своих выводах, что можно принять и что следует отвергнуть.

Во всех этих моментах использовать, насколько возможно, личные наблюдения, специальные опыты и изыскания.

5. Подбор наибо лее важного и нужного для доклада. Когда ты приступаешь к мобилизации материалов для доклада. Все, что, так или иначе, касается твоей темы, ты откладываешь, делаешь вырезки, выписываешь, подчеркиваешь. В процессе мобилизации материала тебе все нужно, ничего не лишне. Когда же ты приступаешь к формированию доклада, ты уже ориентируешься не только на тему, но и на аудиторию, на цель доклада, на интересы слушателей и т. д. Тут тебе уже не все нужно, а многое даже вовсе лишне. Начинается отбор и подбор фактического нужного материала. Этот отбор и подбор производится так:

а) Отсеиваешь вовсе лишний материал. Это материал, который попал в твое распоряжение случайно и совершенно не может быть использован — оставление его только путает и мешает работе.

б) Откладываешь материал про запас.

Этот материал может частично пригодиться в данном докладе, частично же ты его используешь в другом докладе, но этот материал нужен и отбрасывать его нельзя.

в) Выделяешь основной материал для доклада. Сюда входит все то, что ты предполагаешь дать аудитории в основном докладе — от ответов на вопросы и до заключительного слова.

6. Формирование резервов. Весь этот запасной материал, который ты оставляешь на всякий случай, может быть использован только тогда, когда он подразделен на отдельные части, а эти части расположены в известной очереди. Поэтому формирование резервов лучше всего производить по следующему плану:

а) Располагаешь все резервы в порядке очереди: лучше всего в первую очередь поместить материалы послабее и более или менее известные аудитории.

В процессе прений материалы первой очереди, вероятно, будут «съедены» оппонентами, тогда у тебя в запасе вторая, третья очереди и т. д., и т. д.

Всегда надо запастись таким резервом, до которого аудитория никак не добралась бы.

б) Подготовляешь материалы для ответов на вопросы. Такое предложение может сначала несколько удивить: откуда докладчик может знать, какие вопросы задаст ему аудитория?

Докладчик не только может, но и должен это знать.

Опытные докладчики не только предугадывают, какие вопросы им задаст аудитория, но сами намечают их в процессе доклада, а иногда даже провоцируют, вынуждают аудиторию задавать определенные вопросы. К этому приему не стоит, конечно, часто прибегать, но заранее предположить, какие приблизительно вопросы задаст тебе аудитория после доклада, ты обязан.

Для этого нужно, прежде всего, хорошо знать свой доклад, предварительно внимательно учесть все спорные мысли в докладе; заранее отметить все моменты, хватающие, как говорят, аудиторию за живое, хорошо знать состав, настроение, интересы и злобы дня, волнующие аудиторию; до деталей учитывать и находить корни вопросов, заданных тебе в других аудиториях по этому же или подобному докладу.

в) Выделяешь материал для заключительного слова. В заключительном слове докладчик никоим образом не должен повторять тот материал, которые он дал в основном докладе. Это говорит за то, что у докладчика нет запасного фонда, что он знает только то, что сказал в докладе и дальше ни слова.

В заключительном слове докладчик должен дать и новые факты, и новые доводы — это не значит, конечно, что он не может повторить основные мысли, выраженные в докладе, но в заключительном слове он их должен преподнести в новом виде.

г) Выделяешь материал для парирования реплик.

Что такое реплики с точки зрения ораторского искусства?

«Это, — говорит профессор Шнейдер, — чаще всего «мокрые помидоры», которые швыряет в тебя кто-нибудь из твоих слушателей для того, чтобы оставить пятно на твоем костюме (условимся с вами, товарищи, что швыряющие «помидоры» не всегда неправы); какова твоя, докладчик, обязанность — вернуть «помидор» своему противнику, дабы пятно осталось не на твоем, а на его костюме».

Но что для этого нужно?

Для этого нужно заранее подготовить материал для парирования реплик.

Это значит, что докладчик должен заранее предвидеть, какие реплики преподнесет ему аудитория.

Не только предвидеть, но даже стараться вызвать на эти реплики и потом их удачно парировать.

Этого не так трудно добиться: заостри сильно вопрос в некоторых местах, прижми оппонента к стенке, смело бросай вызов, откровенно обличай, едко высмеивай, все это, конечно, в меру и все по заслугам, — и реплики посыпятся градом. А умелое использование реплик и умелое парирование их всегда оживляет доклад, активизирует аудиторию и подготовляет жаркие прения.

Схема доклада

Выше мы отметили, что когда составляется первоначальный набросок доклада, прежде всего, определяется, к какому типу принадлежит данный доклад и составляется схема доклада.

Значит схема доклада составляется тогда, когда в твоем распоряжении фактически еще не имеется всех материалов доклада.

Что же представляет собою схема доклада?

Это не план доклада, потому что план — это порядок изложения фактически существующего материала. Схема — это только вехи, намечающие пути движения и развития доклада. Эти вехи остаются одними и теми же для всех докладов данного типа: так, например, доклад-отчет будет всегда строиться по одной и той же схеме.

Схема — это своего рода трафарет.

Нужны ли нам такие трафареты, стоит ли ими пользоваться? — спросите вы.

Практика работы говорит о том, что такие трафареты приносят большую пользу.

Сколько раз случается, что мы имеем весь материал для доклада и все-таки не знаем, как приступить к докладу, как его начать, что поместить в середину, чем кончить. Мне говорили некоторые из ваших товарищей, что они иногда просиживают 2—3 часа, чтобы наметить общие вехи доклада. Значит схема доклада может оказать вам большую помощь в деле построения доклада, но еще большую помощь схема оказывает в деле собирания материалов. Тебе дали тему и говорят — составьте на эту тему доклад. И вот первый мучительный вопрос, который перед тобой в этом случае встает, это — вопрос о том, где взять вехи, стержни для поисков материалов. Эти вехи тебе и дает схема.

Схема намечает основной путь собирания материалов и потому она занимает первое место в общей системе мобилизации материалов и составляется тогда, когда набрасывается только первоначальный эскиз (набросок) доклада.

Ниже мы помещаем схему восьми типичных докладов1. Пункты этих схем могут перебрасываться, видоизменяться, или вовсе опускаться — ничего узаконенного в этих схемах нет, речь идет только о примере. Но когда вы, согласно своему опыту и индивидуальности, эти схемы переработаете, я советую вам переписать их начисто на отдельных листках и держать их всегда на виду, они могут вам оказать большую помощь в вашей агитационной и пропагандистской работе.


1 Иное построение схемы см. у проф. А. В. Миронова в его книге

«Доклад». Изд. «Рабочий Донбасса». 1924 г., стр. 37, ц. 15 к.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.