Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-02-10 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мы уже говорили, что в процессе слушания записывать нужно самое важное, а сама запись должна быть сокращенной. Все это говорит о том, что после заслушивания доклада в нашем распоряжении остается не самый доклад, а только беглые наброски его. Чтобы на этих набросках построить здание доклада, надо, как говорят, расшифровать их — дополнить записанное всем тем, что осталось у тебя в памяти. Но память неспособна надолго удерживать новый, еще не закрепленный, материал, поэтому расшифровка набросков прослушанного должна начаться немедленно после заслушивания доклада. Это не значит — сейчас же, непосредственно после доклада. Надо дать мозгу отдохнуть, а новым представлениям и понятиям улечься, но это также не значит, что расшифровку записанного в процессе слушания можно отложить на месяц, неделю и даже на несколько дней.
Товарищи, которые откладывают расшифровку своих записей сначала на воскресенье, потом на рождественские каникулы и затем на летний отпуск, занимаются самообманом.
X. УПРАЖНЯЙСЯ В СЛУШАНИИ
Чем больше и чаще ты слушаешь, тем сильнее и сильнее развивается, тем больше укрепляется привычка слушать, а привычка, по определению знаменитого английского психолога проф. Джемса, «есть не что иное, как образование в мозгу нового пути разряда, по которому известные приносящие нервные точки стремятся всегда впоследствии уходить».
Чем чаще и больше ты слушаешь, тем все больше и больше улучшаются, если можно так образно выразиться, эти мозговые пути и тем легче, следовательно, становится слушать.
XI. НЕ СПОРЬ С ДОКЛАДЧИКОМ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ
Этот совет не следует понимать так, будто слушатель вообще не может не соглашаться со взглядами автора, не может иметь свою точку зрения и соответствующим образом отмечать эту точку зрения в своих записях, но тут нельзя перегибать палку. Мы знаем, как часто наши слушатели, заметив у докладчика «ошибку», сразу же набрасываются на эту «ошибку», перестают следить за дальнейшим развертыванием доклада, иногда даже не замечают, что докладчик оговорился, исправил свою ошибку и все «строчат» опровержение, а в результате — недослушанный доклад, смехотворное выступление с опровержением и крики аудитории: «Не по существу!», «Проспал, братец!», «Докладчик сам оговорился!», «Надо было дослушать до конца!»
|
Отсюда вывод: в процессе слушания слушатель только кратко намечает «неправильные ходы» докладчика, свои возражения, свои контрпредложения, но детализировать их он не должен — это надо делать после прослушивания доклада — в перерывах, перед выступлением в прениях.
XII. РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙ ПЕРЕРЫВЫ
ВО ВРЕМЯ ДОКЛАДА
Подытоживать отдельные части прослушанного доклада имеет огромное значение для усвоения информации. Здесь речь идет не о глубоком разучивании прослушанного, а только об оживлении впечатлений, а мы знаем, что благодаря оживлению впечатление сильнее закрепляется в памяти.
Подытоживать отдельные части прослушанного в процессе слушания нельзя — лучше всего это сделать в перерыве. Можно заняться подытоживанием прослушанного в одиночку; для этого полезно попробовать по записям кратко изложить самому себе все сказанное докладчиком, но лучше всего подытоживать прослушанное в коллективе, кружком — один спрашивает, другой отвечает, один вспоминает, другой помогает, и так незаметно, между прочим, повторяется все сказанное докладчиком, а это весьма важно, ибо перерыв все же дан для отдыха, а не для дополнительного утомления.
ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА
К 10-й ЛЕКЦИИ
Вопросы
1. Какая разница между словами «слушаю» и «слышу»?
|
2. Как выбрать предмет слушания, прежде, чем ты его прослушал?
3. Может ли человек, ничего не читавший по данному вопросу, быть подготовленным к слушанию этого вопроса?
4. Сколько способов подготовки к слушанию вы знаете и какой из них считаете наиболее приемлемым для себя?
5. Полезно ли записывать в речи докладчика все подряд?
6. Что мы понимаем под произвольным и непроизвольным вниманием?
7. Как сохранить постоянное внимание на протяжении всего докла
да?
8. Что полезнее: записать на все 100 % докладчика или на 50 % —
докладчика и на 50 % — свои собственные мысли, возникающие в связи с мыслями докладчика?
9. Какое значение имеет частое упражнение в слушании?
10. Почему мы советуем проработать запись прослушанного немедленно после ее составления?
Практические работы
Попробуйте к одному докладу хорошо подготовиться, а к другому совсем не готовьтесь и установите, когда вы лучше усвоите доклад.
1. Попробуйте один раз послушать докладчика и записать только его мысли, а второй раз — записать наполовину его и свои мысли и установите, когда вы лучше усвоили доклад.
Литература
Мейман, проф. — Экономика и техника памяти. Изд. «Космос». Москва, 1913 г., стр. 246.
Мейман, проф. — Учение об умственной работе — глава из книги «Очерк экспериментальной педагогики». Изд. т-ва «Мир». Москва, 1916 г.
Фролов Ю. П. — Мозг и труд. Госиздат. Ленинград. 1925 г., стр. 118.
Лекция одиннадцатая
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ДОКЛАДУ
Процесс подготовки к докладу подразделяется на 3 основных момента:
1. Выяснение цели, задач и характера доклада.
2. Мобилизация материалов.
3. Составление плана, тезисов и конспекта доклада.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!