Постарайся развить в себе произвольное внимани е. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Постарайся развить в себе произвольное внимани е.

2022-02-10 35
Постарайся развить в себе произвольное внимани е. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда мы целиком и полностью захвачены данной книгой, когда мы так увлеклись книгой, что нас трудно от нее оторвать, — мы воспринимаем прочитанное непроизвольно; когда же у нас особо строго всезахватывающего интереса к данному предмету и к данной книге нет и мы заставляем себя воспринимать насильно — мы используем произвольное внимание.

Но можно ли развить в себе произвольное внимание?

На этот вопрос наука отвечает так: «Способность хотеть есть функция, всецело зависящая от того, упражняем ли мы ее или оставляем в пренебрежении». Чем больше вы упражняетесь в том, чтобы заставить себя хотеть, тем легче вам добиться желаемых результатов.

К списку способов удержать рассеивающееся внимание можно отнести следующие:

1. Перечитывание (проделываемое нами инстинктивно всякий раз, когда мы не понимаем книги).

2. Повторение (к которому мы более или менее сознательно прибегаем для того, чтобы получше утвердиться в прочитанном).

3. Пояснение на конкретном примере (например, читая об орудиях труда, представляешь себе когда-нибудь виденную машину). (Пруссакова).

Проявление произвольного внимания сильно содействует привлечению к акту восприятия всего налиия наших внешних чувств.

Еще великий педагог Коменский говорил: «Необходимо, чтобы начало познания всегда исходило от внешних чувств, ибо ничего нет в познании, что не было бы прежде всего чувственным восприятием».

Под внешними органами чувств мы понимаем слух, зрение, осязание. В дальнейшей нашей работе вы на практике увидите, как используется каждое из названных внешних чувств.

Чит ай с карандашом в руках. Этому, казалось, незначительному правилу мы посвятим специальную лекцию.

И вот почему:

1) Работа с карандашом внутри книги дает нам возможность использовать так называемый графический рефлекс (рефлекс письма), который значительно облегчает нам восприятие и запоминание материала и способствует развитию нашей моторной (двигательной) памяти. Если ты нужную тебе мысль отчеркнул скобкой на полях, интересующую тебя цифру обвел кружком, а важное определение подчеркнул прямой или волнистой чертой, — ты сосредоточил на перечисленных моментах больше внимания и лучше запомнил их. Впоследствии ты мысленно перенесешься на поля книги, вспомнишь скобку, кружок, волнистую черту и вместе с этим и то содержание, которое они «охватывают».

2) Работа с карандашом внутри книги приучает отсеивать лишний и выделять нужный материал в книге. Лишний материал можно найти в любой книге не только потому, что авторы часто повторяются, но и потому, что автор писал свою работу, стремясь одновременно обслуживать большие, а иногда и различные группы людей. Исходя из этих соображений, он дал в книге добавочные пояснения, добавочные примеры, а вот ты, например, во всем этом добавочном материале не нуждаешься и «вычеркиваешь» его. Наконец, следует помнить, что автор часто располагает материалом в книге дедуктивно — индуктивно. Это значит, он идет от общего к частному, — дает основную мысль, подтверждает ее фактами, и затем снова повторяет ту же основную мысль. Таким образом, автор одну и ту же мысль повторяет дважды, а нам достаточно использовать ее однажды, а повторение просто вычеркнуть.

3) Работа с карандашом внутри книги приучает нас своевременно размечать книгу. Уже в процессе первого чтения мы устанавливаем: «вот основная мысль», «а вот важный факт», «а вот блестящая формулировка», и мы обязаны тем или иным способом тут же отметить все эти важные места, а то потом их не найдешь. Кроме того, в процессе чтения у нас по ассоциации (в связи) с мыслями и фактами автора возникают свои мысли, припоминаются факты из своей практики. Их тоже надо как-то зафиксировать, лучше всего это сделать тут же на полях книги.

Итак, работа с карандашом внутри книги весьма полезна. Недаром еще Сенека говорил: «Что приобретается при чтении посредством пера, — превращается в плоть и кровь».

Проверяй прочитанное в жизни. Для доказательства верности этого правила вспомни один из заветов Ленина: «Коммунизм превратится в пустоту, в пустую вывеску, коммунист будет только пустым хвастуном, если не будут проработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним практически».

Теперь о последнем правиле.

Уже древние философы говорили: «Кто учит, тот сам учится».

Рассказывая прочитанное кому-нибудь, ты исподволь повторяешь прочитанное, ты сильнее чувствуешь свои провалы, ты замечаешь, в каких местах тебя слушатель не понимает, и ищешь причины этого — все это дает тебе возможность лучше и вернее усвоить пройденное. Но рассказывать прочитанное самому себе — это значит не знать, поняли ли тебя или нет, это значит не иметь живого критика; отсюда вывод — лучше всего рассказывать прочитанное одному или нескольким слушателям, а отсюда новое правило — рабо тай коллективно.

 

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 5-й ЛЕКЦИИ

I. Вопросы

1. Какое значение имеет предварительный запас сведений для полу чения новых знаний в данной области?

2. Что значит читать систематически?

3. Как мы понимаем правило «Читай медленно»?

4. Какая разница между первичным и вторичным чтением?

II. Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?

Практические работы

1. Опишите подробно все приемы работы над книгой, которыми вы пользовались до сих пор, и установите положительные и отрицательные стороны этих приемов.

2. На основании изложенных нами в настоящей лекции правил составьте себе небольшую памятку о том, как на началах самообразования прорабатывать книги по политграмоте.

3. Понаблюдайте за самим собою в течение некоторого времени, действительно ли вам чем дальше, тем легче изучать политэкономию, и объясните, почему это происходит.

4. Попробуйте одну из двух прочитанных глав по политэкономии рассказать кому-нибудь из своих товарищей, а другую — продумать про себя и установить, какую из этих глав вы лучше усвоили.

III. Литература

Крупская Н. К. — Как и чему учиться. Изд. «Молодая гвардия». 1925 г.

Заровнядный Н. — Спутник самоучки. Изд. «Работник просвещения». 1925 г.

Рабфак на дому. — Изд. «Прибой». Год 1-й, книга 1-я, статья «Как читать книгу».

 



Лекция шестая

ЧИТАЙ С КАРАНДАШОМ В РУКАХ

Чит ай с карандашом в руках. Это правило можно подразделить на два правила: работай с карандашом внутри книги и работай с карандашом вне книги.

Работай с карандашом внутри книги — значит использовать систему подчеркивания и отчеркивания.

Подчеркнуть что-нибудь в книге — значит провести линию той или иной формы, того или иного цвета под строкой текста.

Отчеркнуть — значит отметить скобкой на полях книги несколько строчек и поместить рядом со скобкою знак, который показал бы, с какой целью сделано отчеркивание.

Каждый читатель пользуется своими знаками для подчеркивания и отчеркивания, но можно указать некоторые примерные знаки.

ЗНАКИ ПОДЧЕРКИВАНИЯ

I. Прямая черта — основная мысль.

II. Волнистая черта — фактический материал.

Знаки подчеркивания

! (восклицательный знак) — важное место, на которое надо

обратить особое внимание.

? (вопросительный знак) — сомнение, недоверие, необходимо проверить, просить разъяснения.

Знаки отчеркивания

При условии максимального кооперирования населения сам собой достигает цели тот социализм, который ранее вызывал законные насмешки, улыбки, пренебрежительное отношение к себе со стороны людей, справедливо убежденных в необходимости классовой борьбы, борьбы за политическую власть и т.д.

И вот, не все товарищи дают себе отчет в том, какое теперь гигантское, необъятное значение приобретает для нас кооперирование России. В нэпе мы сделали уступку крестьянину, как торговцу, принципучастной торговли: именно из этого вытекает (обратно тому, что дума ют) гигантское значение кооперации.

В сущности говоря, кооперировать в достаточной степени широко и глубоко русское население при господстве нэпа — есть все, что нам нужно, потому что теперь мы нашли ту ступень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля, что раньше составляла камень преткновения для многих и многих специалистов (Ленин — О кооперации).

Повторяем — перечисленные знаки подчеркивания и отчеркивания никоим образом не обязательны для вас — все это условно. Каждый из вас может установить свои собственные знаки подчеркивания и отчеркивания. Основную мысль можно отчеркнуть и поставить на полях букву М, а фактический материал отчеркнуть и поставить на полях букву Ф. Покажем это на примере.

«Капитализм из того хаоса в производстве, торговле и в области финансов, который наступил после войны и в котором он очутился, капитализм из этого хаоса выходит или уже вышел. Это было названо партией частичной или временной стабилизацией капитализма. Что это значит? Это значит, что производство и торговля капиталистических стран, одно время страшно упавшие, в период послевоенного кризиса (я имею в виду 1919-1920 гг.), начали идти вперед, а политическая власть буржуазии стала более или менее укрепляться. Это значит, что капитализм выкарабкался из того хаоса, в котором очутился после войны.

Производство во всех передовых странах Европы либо идет вперед по сравнению с 1919 годом, растет, доходя местами до 80—90 % довоенной нормы, либо стоит на одной норме.

Добыча угля в 1925 году в Англии составляет 90 % довоенной нормы, во Франции — 107 % довоенной нормы, в Германии — 93 %. Производство Ф1 стали в Англии составляет 98% довоенной нормы, во Франции — 102 %, в Германии — 78 %.

Уровень европейской торговли в целом, если взять 1921 год, составляет 63 % довоенной нормы, а теперь, в 1925 году, торговля  достигла 82 % той же Ф 2 нормы.

Бюджеты в этих государствах, так или иначе, балансируются, но балансируются за счет страшного обременения налогами населения. Колебания валюты в отдельных странах имеются, но, в общем, прежнего хаоса не наблюдается.

В общем, картина такая, что послевоенный хозяйственный кризис Европы изживается, производство и торговля идут к довоенной норме.

Центр финансового могущества в капиталистическом мире, центр финансовой эксплоатации всего мира из Европы переносится в Америку. Раньше обычно центром финансовой эксплоатации мира являлись Франция, Германия и Англия. Теперь центром финансовой эксплоатации мира являются, главным образом Соединенные Штаты Северной Америки. Это государство растет во всех отношениях и в смысле производственном, и в смысле торговли, и в смысле накопления.


 

 

Временная стабилизация европейского капитализма, о котором я говорил выше, достигнута с помощью, главным образом, американского капитала и ценой финансового подчинения Европы Америке.

Чтобы доказать это, достаточно только привести цифру государственной задолженности Европы Америке. Цифра эта составляет не менее 26 миллиардов рублей 1.

 

Я уже не говорю о частной задолженности Америке, т. е. о вкладах Америки в предприятия Европы, дающие для Европы сумму в несколько миллиардов. О чем это говорит? Это говорит о том, что Европа стала более или менее подниматься на ноги за счет притока капиталов из Америки (отчасти из Англии). Ценой чего? Ценой финансового подчинения Европы Америке». (Выборки из доклада Сталина на XIV партийном съезде).

Одно надо твердо помнить — каждый читатель должен всегда и неизменно пользоваться одними и теми же условными знаками подчеркивания и отчеркивания, иначе он будет путаться в знаках, они ему будут мешать, а не помогать.

Тут же отметим, что подчеркивание несколькими разноцветными карандашами рациональнее, чем подчеркивание одним карандашом. Разные цвета облегчают нахождение требуемого материала и затем несколько разнообразят общий темный фон печатного текста.


Но можно ли вообще производить подчеркивание и отчеркивание внутри книги? Если книга принадлежит библиотеке

1 Первые два факта подтверждают наличие временной стабилизации. Третий факт показывает, что стабилизация действительно происходит, главным образом, за счет Америки.


или товарищу, вы не имеете никакого права ни подчеркивать, ни отчеркивать: во-первых, вы портите чужую книгу, а во-вторых, вы навязываете другому читателю свои соображения, свои сомнения и мешаете ему самостоятельно работать. Но когда книга принадлежит вам, а у каждого из вас должна быть библиотечка из 10—15 собственных настольных книг, подчеркивания и отчеркивания являются лучшим методом работы над книгою.

Работать с карандашом вне книги — это значит производить записи прочитанной книги. Мы знаем несколько видов записей.

Прежде всего остановимся на анкете (паспорте) данной книги.

Эта анкета представляет собой небольшую карточку, которую читатель заполняет после прочтения данной книги. В такой анкете надо ответить на следующие 10 вопросов:

I. Полное и точное название книги. Такое название мы находим обыкновенно не на обложке книги, где стараются назвать книгу возможно короче, а на первой странице, после обложки. Так, например, на обложке известной книги Ленина мы читаем: «Развитие капитализма в России», а на следующей за обложкой странице — заголовок «Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для развития крупной промышленности».

Второе название, конечно, точнее первого и полнее раскрывает содержание книги.

II. Автор (имя, отчество, фамилия, партийная кличка и псевдоним). Знать псевдоним и партийную кличку пишущего имеет огромнейшее значение, так как это помогает разбираться в библиографии и предохраняет от ошибок. Надо, например, знать, что партийная кличка Ногина — Макар, а Свердлова — Андрей и т. д.

III. Издательство (город, год, количество страниц, какое издание по порядку). Знать, какое издательство выпустило в свет данную книжку, имеет большое значение, не только потому, что это облегчает нахождение книги, но и потому, что издательство является своего рода маркою для данной книги, издательство как бы отвечает за содержание книги.

Год, с одной стороны, показывает, насколько устарела данная книга, а с другой стороны, помогает читателю ориентироваться в том, когда же автор так формулировал свои мысли, так разрешал те или иные вопросы.

Количество страниц характеризует книгу с точки зрения того, является ли она пособием для агитации или для пропаганды.

Если мы воспользуемся с вами определением сущности агитации и пропаганды Плеханова, мы получим приблизительно следующее: агитировать — значит преподносить небольшое количество мыслей большой группе людей, пропагандировать — значит преподносить сравнительно большее количество мыслей малой группе людей. С этой точки зрения, маленькая и тоненькая книжечка в 20—30 страниц является чаще всего пособием для агитации, а книга в 300—400 страниц пособием для пропаганды. Конечно, тут имеются исключения. Маленькая книжечка Ленина «О кооперации» может, конечно, служить великолепным пособием не только для агитации, но и для глубокой пропаганды. Указание же на то, каким изданием выходит данная книга, чаще всего показывает, насколько ценна эта книга.

IV. Редакция и предисловие. Многие читатели начинают читать книгу, не прочитав предварительно ее предисловия. Это с их стороны, несомненно, большая ошибка. Чтобы доказать, какое огромное значение имеет ознакомление с предисловием, назовем несколько видов предисловий, встречающихся в наших книгах:

1. Предисловие — краткое содержание книги.

2. Предисловие — цель и задача книги.

3. Предисловие — оценка, рекомендация, критика книги.

4. Предисловие — история возникновения книги

5. Предисловие — указывающее источники, по которым построена данная книга.

6. Предисловие — указывающее метод работы над книгою.

Каждое из перечисленных предисловий играет свою роль при работе над книгою; например: предисловие, указывающее метод работы над книгою, облегчает ориентировку в книге и оберегает от ряда ошибок, а предисловие, указывающее источники, по которым построена данная книга, дает тебе возможность оставить данный, предположим, компилятивный (заимствованный из разных книг) труд и обратиться к первоисточникам, а работа по первоисточникам часто приносит бо́льшую пользу, чем работа по компилятивному труду.

Еще бо́льшее значение имеет ознакомление с редакцией. Редакция, обыкновенно, отвечает за содержание книги, подстрочные же ее замечания сильно облегчают самую работу над книгою.

В паспорте книги, обыкновенно, отмечается под чьей редакцией и с чьим предисловием вышла данная книга и какого характера редакция и предисловие.

V. Краткое содержание книги. Это не конспект и не оглавление.

Как бы кратко и сжато ни был составлен конспект данной книги, он все-таки должен занять несколько писчих страниц, а в паспорте на изложение содержания книги дается максимум 6—7 строчек.

Что же касается оглавления книги, то оно чаще всего дает нам только перечень встречающихся в книге вопросов и содержание книги не вскрывает.

Конечно, в 6—7 строчках трудно полностью вскрыть содержание данной книги, но кратко и четко наметить его можно, и мы этому будем учиться на практике.

VI. На какие новые мысли навела вас книга? Антуан Альбола1, выясняя значение книги, говорит: «Благодаря чтению, идеи получают толчки, ум обогащается мыслями, воображение — образами». Применяя это замечание Альбола к книге, мы можем сказать: «Каждая книга наводит читателя на новые мысли». Интересно эти новые мысли кратко сформулировать и занести в анкету.

Спустя некоторое время, именно эти кратко сформулированные мысли помогут вам «воскресить» все содержание книги и напомнят, о чем и как вы думали в то время, когда читали данную книгу.

Кроме того, именно эти новые мысли указывают порядок дальнейшего чтения и дальнейшей работы над самим собой, а иногда эти мысли заставляют тебя даже принять ряд чрезвычайных решений и производят целый переворот в твоей жизни. Для нас совершенно понятно, что одна и та же книга может навести разных читателей на разные мысли, вот почему именно по ответу на этот (6-й) пункт анкеты мы лучше всего можем судить о личности читателя. А это тоже в высшей степени важно в наше время, когда мы вплотную подошли к проблеме изучения читателя.

VII. Были ли случаи в вашей жизни, подтверждающие или отрицающие сказанное в кни г е? Мы уже говорили, что вычитанное из книги должно быть


1 Автор прекрасной работы: «Искусство писателя». Изд. «Сеятель». 1924 г.


немедленно проверено в жизни, и вот интересно кратко отметить в анкете, согласуется ли сказанное в книге с твоим личным опытом.

Может случиться, что сказанное в книге сейчас не подтверждено твоими наблюдениями. Это еще не значит, что книга не права. Пройдет немного времени, ты заглянешь в анкету и сам улыбнешься своему недоверию — жизнь успела опровергнуть твое мнение. Но это вовсе не говорит за то, что ты должен отказаться от проверки вычитанного из книги в жизни.

VIII. Какую др угую книгу напоминает вам прочитанная книга? Ответить на этот вопрос важно по двум соображениям: во-первых, для установления связи между несколькими книгами, прочитанными вами по данному вопросу, а во-вторых, для чисто библиографических целей — вы советуете кому-нибудь прочесть данную книгу и тут же указываете несколько других книжек, затрагивающих тот же вопрос.

IX. Заме ча тельные мест а в книге. Под замечательными местами в книге мы понимаем ярко, образно, кратко и метко сформулированные мысли, которые надо запомнить, выучить, чтобы затем использовать на докладе или в письменной работе. К таким замечательным местам можно, например, отнести выражения Ленина: «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны», или «Профсоюзы — школа коммунизма».

Иметь в запасе несколько десятков таких замечательных мест в высшей степени полезно: ими можно воспользоваться для начала доклада, для окончания доклада. Они же очень полезны, когда необходимо подкрепить свою мысль мыслью авторитета.

X. Что, в общем и целом, дала тебе книг а? В этом последнем пункте анкеты мы кратко отмечаем: обогатила ли нас книга новыми знаниями, разъяснила ли она нам то, что мы до сих пор не понимали, не считаем ли мы, что даром потратили время, читая эту книгу, и как мы думаем использовать те сведения, которые мы получили из данной книги.

Эта оценка тоже характеризует читателя. Со временем эта оценка может измениться, и это будет интересно для самого читателя.

А какое значение, спросите вы, имеет анкета на книги вообще? — Огромное!

1. Анкета вкратце излагает содержание книги.

2. Анкета помогает быстро давать необходимые справки и указания относительно данной книги.

3. Анкеты в сумме своей служат, своего рода, библиографическим указателем прочитанных вами книг.

4. Сумма всех анкет, в общем и целом, показывает, чему равен умственный багаж читателя и над чем еще следует поработать.

Анкеты составляются обыкновенно не на все прочитанные книги, а только на те книги, которые ты хорошо проработал.

Анкеты должны составляться и в том случае, когда у читателя имеются на руках хорошие библиографические указатели.

Примечание. Разумеется, вовсе не обязательно ответить на все вопросы нашей анкеты-паспорта — это, как говорят, программа максимум — можно ответить только на 5 вопросов: например, на I, II, III, V и X.

 

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 6-й ЛЕКЦИИ

Вопросы

1. Какое значение имеет работа с карандашом внутри книги?

2. Для какого типа памяти особенно важно использование записей внутри и вне книги?

3. Перечислите, какими знаками отчеркивания и подчеркивания вы пользовались до сих пор.

4. Что (какие элементы) в книге полезно отчеркивать и подчеркивать?

5. Почему нельзя пользоваться отчеркиванием и подчеркиванием, работая над библиотечной книгой?

6. Подумайте — какие места подчеркнули бы и отчеркнули бы вы в приведенном нами отрывке из книги Ленина «О кооперации»?

7. Какие предисловия, кроме указанных нами, вы встречали в прочитанных вами книгах?

8. Подумайте, на какие вопросы паспорта-анкеты можно ответить, когда начинаешь читать книгу, и на какие, когда кончаешь читать?

9. Какую пользу приносит вам чтение оглавления книги?

10. Как вы думаете, хорошо ли составлены оглавления в наших книгах? Если нет, то почему?

П рактические работы

1. Составьте таблицу знаков отчеркивания и подчеркивания, которыми вы предполагаете пользоваться при работе над книгою.

2. Проработайте с карандашом в руках 5-ю лекцию из «Очерков по истории революционного движения в России XIX и XX вв.» — М. Покровского.

3. Составьте паспорт двух-трех маленьких книжечек, имеющихся в вашем распоряжении.

4. Попробуйте ознакомиться с содержанием новой для вас книги по ее оглавлению, затем прочтите книгу и установите, правильно ли вы себе представили ее содержание.

Литература

Медынский Е. — Как вести запись о прочитанных книгах — статья в журнале № 2—3 «Помощь самообразованию».

Амо А. — Как рабочему учиться в политкружке. Изд. 1926 г. (Глава «Как читать»).

Петров А. А. — Техника самообразования. «Новая Москва». 1924 г.

Примечание. Для того, чтобы научиться практически работать с карандашом внутри книги, весьма полезно потратить несколько часов и познакомиться с тем, как работал с карандашом внутри книги Владимир Ильич Ленин. Для этого советуем обратиться к следующим двум книгам: «Ленинский сборник № VI. Института Ленина при ЦК ВКП (б)», ГИЗ. 1927 г. (там же на стр. 320—340 помещен образец работы тов. Ленина над книжкою Л. Троцкого: «Роль и задачи профсоюзов») и Сборник: «Вопросы культуры при диктатуре пролетариата», ГИЗ. 1925 г. (здесь дан образец работы тов. Ленина над газетой «Правда»). Советуем обратить внимание на знаки подчеркивания и на сноски на полях книги.



Лекция седьмая


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.