Глава VII. О южной и западной границах королевства Конго. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава VII. О южной и западной границах королевства Конго.

2021-06-30 20
Глава VII. О южной и западной границах королевства Конго. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эта восточная граница заканчивается, как уже было сказано, у подножия высокой горы, называемой "dell` Argento" [Серебряные горы], и здесь начинается четвертая и последняя граница королевства Кого с южными странами, доходящая от вышеупомянутой горы до "Иль Гольфо дела Вачче" на западе, на расстоянии 450 миль. Эта линия проходит через середину королевства Ангола, оставляя с левой стороны Серебряные горы. За ними, по направлению к югу, лежит большое королевство Матама, независимое и могущественное, иногда дружественное Анголе, а в иных случаях враждебное ей.

Король Матамы - язычник, и его королевство простирается от вышеупомянутых границ до реки Бавагал на юге, и доходит почти до подножия хребта, который обычно называют Лунными горами. На востоке его владения граничат с западным берегом реки Багамудри и пересекают реку Коари. Страна изобилует месторождениями горного хрусталя и различных минералов, и всеми видами продовольствия, поскольку обладает хорошим климатом. Несмотря на то, что люди [королевства Матама] ведут оживленную торговлю с соседними племенами, короли Матамы и Анголы очень часто воюют друг с другом, как мы раньше упоминали.

Эта река Багамудри отделяет королевство Матама от королевства Монемата, которое лежит к востоку, и которое Жуан де Барруш полностью описал в пятой главе его десятой книги.

Ближе к морскому побережью [расположены владения] многих сеньоров, которые, хотя и являются [особами] низшего ранга, самовластно присвоили себе королевский титул. Вдоль этих берегов встречается довольно мало важных гаваней. Поскольку мы часто упоминали королевство Анголу, сейчас настало время поговорить о нем более подробно, ибо, хотя прежде им управлял губернатор от имени короля Конго, этот губернатор, после того, как король стал христианином, объявил себя полновластным правителем. Узурпировав все страны, которыми раньше он всего лишь управлял, и завоевав несколько окружающих провинций, он является теперь очень великим и богатым князем, и едва ли менее могущественным, чем сам король Конго, которому он платит дань по собственному усмотрению.

Следует сказать, что после того, как дон Жуан II Португальский насадил христианскую веру в королевстве Конго, и король стал христианином, сеньор Конго был всегда дружески расположен к нему и в некотором роде даже являлся его вассалом, и их люди вели совместную торговлю. Он каждый год платил дань королю Конго, и в порту Лоанда шла торговля между португальцами и людьми Анголы с разрешения короля Конго. Покупаемые здесь и обмениваемые на другие товары рабы все отправлялись на остров Св.Фомы, где велась совместная торговля ими, и корабли вначале приходили на этот остров, а затем направлялись в Лоанду. Торговля становилась успешной, и они [португальцы] начали посылать корабли из Лиссабона в Анголу, и также губернатор, по имени Пауло Диаш де Новаиш, которому досталась эта привилегия благодаря тому, что его предки первыми начали эту торговлю. Этому Пауло Диашу дон Себастьян, король Португалии, даровал полномочия завоевать 33 лиги этой страны, начиная от реки Коанза, и продвигаясь далее вглубь, где он должен был захватить всё, что только мог приобрести для себя и своих наследников. С ним отправилось много других кораблей, открыв таким образом выгодную торговлю с Анголой, центром которой, однако, всегда оставался порт Лоанда, где вышеупомянутые суда принимали на борт груз. Постепенно он [Диаш] проник вглубь материка, построив факторию в деревне под названием Анзелле, в миле от реки Коанза, т.к. она была более удобной и находилась рядом с ангольскими торговыми путями. Объем торговли значительно вырос, и португальцы и люди Конго свободно привозили свои товары на продажу и обмен в Кабазо, место, где жил сеньор Анголы, находившееся на расстоянии около 150 миль от моря. Вышеупомянутый сеньор приказал перебить всех торговцев и отобрать их товары, утверждая, что они пришли в качестве шпионов, и чтобы захватить это место. Полагают, однако, что он сделал это из-за того, чтобы завладеть их товарами, поскольку эти люди были одеты как воины, но не как торговцы. И это случилось в том же самом году, когда король дон Себастьян был разгромлен в Берберии. Из-за этого Пауло Диаш взялся за оружие против короля Анголы, и с теми людьми, кого он мог собрать среди португальцев, которых он обнаружил в тех краях, и с двумя галерами, и со своими кораблями, которые стояли у него на реке Коанза, он стал продвигаться еще дальше вглубь страны, [лежащей] по обоим берегам реки, побеждая и подчиняя многочисленных сеньоров как силой оружия, так и замиряясь и покоряя их. Но король Анголы, увидев, что его вассалы подчиняются Пауло Диашу, и последний захватывает его владения, собрал большую армию, чтобы разгромить его. Поэтому Пауло Диаш обратился за помощью к королю Конго, и тот ее предоставил, отправив на соединение с ним армию из 60000 человек под командованием своего кузена, дона Себастьяна Манибамба, а также капитана со 120 португальскими солдатами, которые находились тогда в его стране, и которым он заплатил за [участие в] этой кампании. Эта армия намеревалась объединиться с армией Пауло Диаша, для того, чтобы они затем могли вместе дать бой королю Анголы, но придя к реке Бенго, в том месте, где они собирались переправиться через нее на другой берег, в 12 милях от Лоанды, и где они рассчитывали найти лодки, чтобы переправить солдат, они обнаружили, что эти лодки были уведены прочь отсюда, и поскольку при переправе такого множества людей через реку было бы потеряно много времени, армия направилась [сухопутной] дорогой по противоположному берегу реки, где на некотором расстоянии впереди себя они обнаружили ангольцев, стоявших там, чтобы помешать им войти в страну. Порядок сражения мокиконги (ибо так называются уроженцы Конго, как уроженцы Испании именуются испанцами) и людей Анголы - почти одинаков; поскольку как те, так и другие сражаются пешими, разделив свою армию на несколько отрядов и собираясь вместе на поле битвы, где бы оно не находилось, и в пути, о чем мы уже упоминали, они несут свои знамена и цвета.

Во время битвы капитан-генерал войска управляет им, давая указание совершить тот или иной маневр при помощи звука музыкальных инструментов или жестов рук, и прислушиваясь к шуму схватки, он даёт команду войскам атаковать или отступить, или двинуться вперед, или отойти влево или вправо, или совершить любой другой военный маневр. Приказы генерала доводятся до воинов при помощи этих музыкальных инструментов, подобно тому, как у нас для той же цели служат барабаны и трубы. Они используют на войне три главных типа музыкальных инструментов. Один представляет собой большой барабан цилиндрической формы, сделанный из цельного куска дерева и обтянутый кожей, в который барабанщики бьют маленькими палочками из слоновой кости. Другой инструмент сделан в виде пирамиды, но перевернутой сверху вниз, т.к. у него заостренное дно и широкий верх. Этот инструмент сделан из тонких железных пластин, полый внутри и похож на колокол, перевернутый верхом вниз. Они бьют в него деревянными жезлами, непрерывно производя такой хриплый и воинственный звук, как только возможно; даже, иногда, раскалывая его [от усердия], чтобы увеличить ужасающую силу звука. Третий инструмент сделан из слоновьих бивней, как больших, так и малых, полых внутри, в которые они дуют через [проделанное] в середине отверстие, подобно флейте, и не с верха, и они сделаны так, что издают звуки, похожие на звуки корнета, создавая военную и подходящую музыку, которая вселяет в солдат смелость. Эти три военных инструмента бывают большие и малые, большие носят вместе с капитан-генералом, так что он может подать сигнал всему лагерю, отдельному корпусу, и даже каждому капитану отряда, у которого имеются меньшие инструменты, и ударяя в барабаны своими руками. Услышав звук большого барабана, или корнета, или третьего инструмента, каждая часть армии отвечает собственными инструментами, чтобы показать, что сигналы были поняты, младшие офицеры делают то же самое. На этих музыкальных инструментах играют не только в повседневной жизни, но и в ходе сражения; поскольку, во время рукопашной схватки, смельчаки идут с этими инструментами впереди солдат, пляской и барабанным боем вдохновляя их, и в то же самое время различными сигнальными звуками предупреждая их о любой грозящей опасности.

Военная одежда сеньоров мокиконги выглядит следующим образом: на голове они носят плюмажи из петушиных, страусовых, павлиньих и других перьев, которые делают мужчин на вид более рослыми и страшными. Они полностью обнажены выше пояса и носят на шее железные цепи с кольцами размером с мизинец взрослого мужчины, которые они носят как бы для военной помпы. Ниже пояса они носят короткие штаны или ткани или тонкого ситца, и поверх них подобие юбки, завернув назад поля и подоткнув их за пояс. Этот пояс, как мы говорили, восхитительно сработан, и к нему привешены колокольчики, похожие на вышеупомянутые инструменты, и сделано это с той целью, чтобы, когда они сражались с врагами, бряцанье колокольчиков придавало им смелости. Их башмаки - такие же, как и те, что носят португальцы. Мы уже описывали их оружие, которое состоит из луков, стрел, мечей, кинжалов и дротиков; оно распределено таким образом, чтобы тот, кто вооружен луком, имел также кинжал, но не дротик, поскольку два последних [предмета вооружения] неудобно носить вместе, но только меч и щит. Простые солдаты ходят полуголые выше пояса, и в остальном имеют луки, стрелы и кинжалы. Они первыми начинают бой стычками, выступая вперед отдельными отрядами и вызывая врага на бой, быстро крутясь на месте, чтобы увернуться от вражеских ударов. Молодые люди также, как сказано, стремительно выбегают вперед, стуча в барабаны, как будто для того, чтобы вдохновить своих товарищей; и кода капитан-генералу покажется, что они уже устали, он отзывает их назад сигналом одного из музыкальных инструментов. Когда они, таким образом, покидают поле боя, то совершают поворот кругом и уступают свое место другим, так что таким образом в сражении, поочередно чередуясь, принимают участие все силы армии.

В этой битве соперничающие армии прибегали к различным маневрам, и вначале победа склонялась на сторону людей Конго; но впоследствии, т.к. обе стороны понесли большие потери, и т.к. из-за нехватки припасов люди стали болеть и умирать, лагерь короля Конго распался и все вернулись домой. Пауло Диаш, будучи, таким образом, не в состоянии присоединиться к своим союзникам, двинулся вперед и, переправившись через реку, пробился в Луиолу, сильную естественную крепость, где он мог оказать сопротивление королю Анголы. Луиола так сильно укреплена благодаря тому, что реки Коанза и Луиола, сливаясь в одно русло на расстоянии 105 миль от побережья, и снова сближаясь одна с другой на расстоянии выстрела из лука от места их слияния, образуют между ними некое подобие островной крепости. На этом острове, у слияния двух рек, возывшался холм, который Пауло Диаш занял и укрепил, чтобы сделать его лучше защищенным. Прежде он был необитаем, но теперь стал маленьким краем, населенным португальцами. От Луиолы река судоходна вплоть до моря для небольших лодок; и всякий может пройти, без риска, 105 миль посуху. Около этого [острова] - горы Камбамбе, недра которых богаты серебром, и которыми Пауло Диаш всегда пытался завладеть для себя. Именно из-за этих гор между ним и людьми Анголы произошла распря, т.к. последние, зная о том, сколь большое значение придают этим горам португальцами, делали всё, что в их силах, чтобы помешать им добраться до них. Они сражались друг против друга также в других местах, т.к. португальцы, завладев судоходством по реке Коанза, непрерывно совершали вторжения в страны, принадлежавшие королю Анголы.

Оружие, используемое этими людьми, - луки 6 пядей длиной, с тетивами, сделанными из древесной коры, и стрелы из легкого дерева, толщиной меньше мизинца человека, также 6 пядей в длину, с железным наконечником, сделанным наподобие крючка, и с перьями птиц на верхушке. Они носят по 6 или 7 этих стрел в одной руке с луком, без всякого колчана. Рукояти их кинжалов похожи на рукояти ножей; и они носят их на левом боку на перевязи, и сражаются ими преимущественно в рукопашной схватке.

Во время военных действий они прибегают к различным хитростям и уловкам, например, вступая в сражения с португальцами, они, стремясь добиться преимущества над врагом, атаковали их по ночам, или в дождливую погоду, когда пушки и бомбы из-за подмокшего пороха становились бесполезными, и разделяли свои войска на несколько отрядов. Король лично не ходит на войну, но отправляет своих капитанов. Эти люди сразу же обращаются в бегство, как только они увидят, что их капитана убили, и их никакими доводами невозможно убедить остановиться, чтобы удержать [достигнутое] преимущество. Все их солдаты пехотинцы; кавалерии у них нет. Когда капитаны не желают идти пешком, их несут рабы одним из трех способов, о которых мы поговорим в дальнейшем. Эти люди идут на бой огромными толпами и в полном беспорядке, не оставляя позади никого, кто пригоден для участия в сражении. Они не заготавливают впрок никаких запасов продовольствия для лагеря, и те, которые берут с собой какие-либо припасы, взваливают их на плечи своих рабов. Несмотря на это, у них есть много животных, которых они одомашнили и используют в качестве тягловой силы и для переноски тяжестей, о которых мы подробнее поговорим в другой части этой истории. Таким образом, нередко случается так, что когда целая армия приходит на определенное место, ее запасы продовольствия иссякают и никакой еды не остается, и в тот самый момент, когда они имеют самую срочную нужду в продолжении экспедиции, они вынуждены возвращаться обратно в свою страну, превозмогаемые голодом.

Эти люди очень суеверные, и если случайно с левой стороны от них пролетит птица или же закричит определенным способом, они принимают это за предсказание опасности или неудачи, или [знак], что им не следует двигаться дальше, и они сразу поворачивают обратно, следуя обычаю, которого придерживались также римляне в ранние времена и другие языческие народы в наши дни. И если покажется странным, что горсточка португальских солдат, которые сопровождали Пауло Диаша, вместе с другими представителями той же нации, которые занимались торговлей в этом королевстве и пришли ему на помощь в количестве самое большее 300 человек, и которые, вместе с их рабами, и недовольными, и беглецами, которые бежали из Анголы, чтобы присоединиться к нему, никогда не превышали по численности 15000 человек, могли оказать такое достойное сопротивление этим бесчисленным полчищам негров, подданных короля Анголы, которых насчитывалось, как говорят, до миллиона душ, - я отвечу, что это не представляло особых трудностей, учитывая, что негры были почти нагими, не имели никакого оборонительного оружия, а наступательное состояло только из луков и кинжалов, как уже было сказано; тогда как наши люди, пусть и немногочисленные, были облачены в простеганные камзолы, подбитые двумя слоями хлопка, которые защищали их от рук до коленей, а головы у них были покрыты шляпами из того же самого материала, который обеспечивает достаточную защиту против стрел и кинжалов. Кроме того, они сражались длинными мечами, а некоторые из них были верхом на лошадях и имели пики. Один всадник стоит [в бою] сотни негров, которые очень боятся всадников, и, превыше всего, тех, кто стреляет из ружей и пушек, которые нагоняют на них предельный ужас. Так что несколько человек, если они хорошо вооружены и занимают удобную позицию, легко могут нанести поражение большим полчищам.

Королевство Ангола настолько густо заселено, что в это трудно поверить, поскольку мужчины, живущие в нем, берут столько жён, сколько пожелают, и люди без конца размножаются, что не в обычае в Конго, поскольку там они живут по-христиански. Так что Дуарте Лопиш утверждает и верит, что королевство Ангола может выставить почти миллион боеспособных мужчин, поскольку каждый мужчина имеет много жён, а от них рождается много сыновей, и все они добровольно идут на бой, служа своему князю.

Страна особенно богата серебряными и медными рудниками, и ней есть большее изобилие различных металлов, чем в любой другой стране в мире. Она также изобилует всевозможными продуктами, в ней есть различные животные и, особенно, стада крупного рогатого скота. Правда, эти люди предпочитают всякой другой пище собачье мясо, и из-за этого они откармливают этих животных [собак], затем рубят на куски и продают на мясных рынках. Утверждают, что очень крупная собака, похожая на быка, продается в обмен на 22 рабов, которые стоят по 10 дукатов каждый, т.е. в целом 220 дукатов; так высоко ценятся эти животные. Деньги, которые находятся в обращении в Анголе, отличаются от "лумаче" Конго, поскольку они представляют собой стеклянные бусы размером с орех, и меньше, различной формы и цвета, которые делают в Венеции. Они используются не только как деньги, но и в виде украшений, которые как мужчины, так и женщины носят на шее и на руках и называют их на своем языке "анзолос", но когда они имеют форму чёток - "мизанга".

Король Анголы - язычник, полонящийся идолам, как и все его подданные. Это истина, что он изъявлял желание стать христианином по примеру короля Конго, но т.к. вплоть до настоящего времени невозможно было отправить священников, чтобы разъяснить ему догматы христианской религии, то он остается коснеть в заблуждении. Вышеупомянутый Дуарте Лопиш сообщал, что в его бытность [в Конго] этот король направил послов к королю Конго, прося прислать священников, чтобы обучить его христианской вере, но т.к. ни одного священника при нём не оказалось, он не смог выполнить его просьбу. Эти два короля теперь заключили мирный договор, [по которому] король Анголы получил прощение за нападение и резню, совершенную им среди людей Конго и португальцев в Кабазо.

Язык, [на котором говорят] в Анголе, тот же самый, что и в Конго, поскольку, как мы уже говорили, всё это одно королевство, и оба языка отличаются между собой не более, чем это бывает в соседних странах. Ибо португальцы и кастильцы, венецианцы и калабрийцы говорят на столь различных диалектах и слова приобретают такую разную форму (хотя все обладают одинаковым значением), что они понимают друг друга только с великим трудом.

Мы уже говорили, что Иль Сено делле Вачче делит королевство Анголу пополам, и одна половина его только что была описана. Теперь мы опишем вторую половину, которая постирается от Иль Сено делле Вачче на юг. От Иль Сено делле Вачче до мыса, именуемого Черным мыс (мыс Негро), если следовать вдоль побережья, на расстоянии 200 миль идет страна, подобна описанной выше, которой правят сеньоры, подданные короля Анголы. Линия, проведенная к востоку от Черного мыса, рассекает горы, называемые Монти-Фредди, которые в определенных частях, севернее линии экватора, известных португальцам как Монти-Невофи, и эта линия заканчивается у подножия других гор, называемых "дель Кристалло" (Хрустальными). В этих [горах] Монти-Невофи берут свое начало воды, [питающие] озеро Думбеа Зочче. Вышеупомянутая линия тянется от Хрустальных гор к северу, через Монте-дель-Аргенто, вплоть до Маломбы, где, как мы сказали, река Коари делит надвое королевство Конго. Таково королевство, в котором властвует король Анголы, о котором мы больше не станем ничего говорить, равно как и о чем-либо, относящемся к королю или его двору.

 


Глава VIII. О протяженности королевства Конго, находящегося под властью короля в наши дни, согласно вышеупомянутым четырем делениям.

 

Начиная от реки Коанза и отложив расстояние в 375 миль по направлению к линии экватор, мы находим реку, называемую Лас Барерас Вермельяс (las Bareras vermеglias), [получившую такое название] из-за обломков определенных скал, которые, будучи размыты морем, падают в нее, придавая ей такой оттенок. Отсюда, по прямой линии, королю [Конго] принадлежат 450 миль территории, и эта линия, будучи проведена дальше к югу, пересекает Хрустальные горы (не те, что находятся в Анголе, но другие) и Селитряные горы, и, пересекая реку Вербелу, у подножия Серебряных гор, завершается на расстоянии 500 миль, у озера Агелунда. Четвертая линия следует по течению реки Коанза, которая вытекает из вышеупомянутого озера, на расстоянии 360 миль, так что вся протяженность королевства, которым управляет в настоящее время король Конго дон Алвару, составляет 1685 миль. Но путь, которым можно пересечь эту страну, начинается в устье реки Заир, в месте, известном португальцам как Падраон и, оставляя справа королевство Конго и проходя через Солнечные и Хрустальные горы, заканчивается на расстоянии 600 миль и в 150 милях от Нила. Это истина, что раньше предки этого принца управляли многими соседними странами, которые впоследствии от них отпали, хотя они еще сохраняют в своей титулатуре названия тех областей, которые теперь находятся под властью других [правителей], как, например, титул [нынешнего короля Конго] звучит так: "Дон Алвару, король Конго, и Абундос, и Матамы, и Куизамы, и Анголы, и Ангои, и Каконго, и семи королевств Конгере, Амолаза, и Пангелунгос, и сеньор реки Заир, и Анзикос, и Анзикуана, и Лоанго, и т.д.".

Провинции королевства Конго.

Это королевство подразделяется на 6 провинций, называемых Бамба, Соньо, Сунди, Панго, Батта и Пемба. Провинция Бамба, самая большая и богатая [из всех], которой управляет дон Себастьян Манибамба, кузен короля дона Алвару, недавно скончавшегося, расположена на морском побережье, простираясь от реки Амбизе до реки Коанза на юге. Под властью этого принца находится много сеньоров, главные из которых - это дон Антонио Манибамба, наместник и брат дона Себастьяна, и другие, Мани Ламба, и Мани Данди, Мани Бенго и Мани Лоанда, губернатор острова Лоанда; и Мани Коримба, Мани Коанза и Мани Кассанзи. Все они правят на морском побережье; но в глубине страны, где земля принадлежит Анголе, правителями стали амбундос, которые, живя на границах Анголы, также являются подданными указанного Манибамбы, и это - Ангази, Чингенго, Мотолло, Чабонда и много других более низкого ранга. Заметим, что это слово "мани" означает "сеньор", а вторая полвина [титула] указывает на страну, находящуюся под его правлением; так, например, Мани Бамба означает сеньора страны Бамба, а Мани Коримба, которая является частью Бамбы, - сеньора Коримбы, и так далее. Эта провинция Бамба граничит с Анголой на юге, а на востоке, по направлению к озеру Агелунда, лежит Чеззама, страна, в которой люди живут в народоправии, и подразделяющаяся на много сеньорий, которые не подчиняются ни кролю Конго, ни королю Анголы. В конце концов, после того, как они оказали упорное сопротивление Пауло Диашу, эти сеньоры Чеззамы стали его вассалами, чтобы сбросить с себя ярмо короля Анголы; и Диаш заручился их поддержкой против упомянутого короля. Возвращаясь к стране Бамба, следует сказать, что она является главной [провинцией] королевства Конго; это ее ключ, щит, меч и защита, и преграда против неприятеля. Так что она способна подавлять любое восстание в тех краях, имея смелых людей, всегда готовых к войне, защищая [Конго] от врагов из Анголы, и помогая королю в подавлении волнений, происходящих в других странах. При необходимости она может выставить 400000 вооруженных мужчин, и хотя является только одной из шести частей королевства, но лучшей и величайшей [из них]. Главный город этой провинции лежит на равнине между реками Лозе и Амбризе и называется Панза, - название, общее для всех территорий. Здесь живет губернатор, и он [город] отстоит на 100 миль от побережья. В этой провинции берут свое начало горы, протянувшиеся в королевство Ангола, где есть серебряные рудники и месторождения всех других металлов. Она очень богатая, поскольку вдоль ее морского побережья находят [раковины] "лумаче", которые используются в королевстве Конго вместо денег. Здесь также ведется большая торговля рабами, которых привозят из Анголы, поскольку португальцы каждый год приобретают более 5000 негров, а затем увозят их на продажу в различные края. Люди этой провинции - самые смелые во всем королевстве, и вооружены длинными и большими мечами, похожими на славянские мечи, которые вывозят из Португалии. Среди них есть такие мускулистые люди, что они могут надвое разрубить раба или снести голову быку одним ударом такого меча, и более того (вещь, которая может показаться невероятной), один из этих храбрецов может держать в руке сосуд, вмещающий четвертую часть бочки с вином, до тех пор, пока сосуд не опустеет [т.е. вино не вытечет]. Они пользуются луками и стрелами, в обращении с которыми проявляют большую ловкость и сноровку; и кроме этого оружия, у них есть длинные щиты, сделанные из шкур дикого тура, о котором мы уже рассказывали выше, что его используют анзиче.

Животные, которые водятся в провинции Памба.

Животные, которые водятся в этой области, это, прежде всего, слоны, которые в большом количестве встречаются во всем королевстве Конго, но, в основном, в Памбе, т.к. там большее изобилие лесов, пастбищ и воды, чем в любой другой части этой страны, поскольку через нее протекает много рек, и таким образом эти огромные создания не испытывают недостатка в пище. Лопиш утверждал, что часто измерял ступни слона и находил их равными 4 пядям в ширину. Из чего всякий может (описав круг такого размера) представить размер всего тела этого животного. Ступня слона называется "мало манзао", т.е. "нога слона". Когда в наши дни в Португалии, Италии или Германии мы видим слонов значительно меньшего размера, чем те, о которых мы упомянули, то единственно по той причине, что они еще молодые и были увезены в те страны еще детенышами, чтобы их легче было приручить. Считается, что в тех областях [т.е. в Конго] они живут по 150 лет, и перестают расти только в среднем возрасте. В поддержку этого утверждения Лопиш добавляет, что ему приходилось видеть клыки, не бивни, как некоторые думают, которые весили 200 фунтов 12 унций. На языке Конго они называются "мене манзао", или "слоновая кость". Молодой слон известен как "моана монзао", или "сын слона". Их уши крупнее, чем самый большой турецкий щит, имеют 6 пядей в длину и похожи по форме на яйцо, и более узкие и более заостренные к плечам; ими, а также своим хвостом и хоботом, они отгоняют мух. Утверждают, что когда они не могут достать [ими] своих мучителей, то начинают чесаться и так убивают их.

Их хвосты поросли длинными мягкими волосами, перемежающимися с черными и более блестящими, у старых животных они более жесткие и красивые, и наиболее высоко ценятся теми людьми, как знатными мужчинами, так и женщинами, в Анголе и прилегающей стране Амбундо, которые носят их в качестве нашейных украшений, и используют их не только из-за их красоты, но также и потому, что они принадлежат таким большим животным. Они очень толстые, похожие на веревку, и их невозможно разорвать, даже напрягая все силы, наоборот, при попытке сделать это можно травмировать руки. Для того, чтобы приобрести их, многие [туземцы] устраивают засады на слонов, и когда те пробираются по узким и извилистым тропам, они идут следом за ними, и [незаметно подкравшись], острым ножом отрезают им хвосты. Один такой хвост равен по стоимости двум или трем рабам. [Что же касается слонов], то эти животные не могут повернуться, чтобы отомстить своим обидчикам, в тех узких проходах, и не могут достать неприятеля своим хоботом. Некоторые [туземцы], ловкие и смелые, нападают на слонов украдкой, сзади, когда они пасутся, и стараются одним ударом отрубить им хвост, уворачиваясь от слона благодаря тому, что кружатся вокруг него, - поскольку, несмотря на то, что эти животные такие огромные, они могут очень быстро бегать по прямой линии и несутся крупными шагами, хоть они и медлительные. На открытой равнине они бегают быстрее, чем самый резвый конь, но, поворачиваясь, они теряют время, и охотники, пользуясь этим, успевают скрыться. Многие, тем не менее, бывают пойманы и убиты слонами, когда они гонятся за ними по прямой дороге.

Древние, которые плохо разбирались в этом вопросе, считали, то слоны не могут лечь на землю, но [спят], прислонившись к деревьям, и когда охотники подрубают их, то слоны падают вместе с ними, становясь легкой добычей для охотников, которые ловят их, когда они лежат на земле. Но Дуарте Лопиш утверждал, что они не только лежат на земле, но также становятся на колени и поднимаются на задние ноги, упираясь ступнями передних в стволы деревьев, чтобы поесть листву, и наклоняются, чтобы попить воды, которую часто можно найти в их логовищах. Их суставы похожи на суставы других животных, хотя и отличаются в некотором отношении, поскольку от ступней до плеч у них имеется всего два сустава. Когда они пасутся, они валят большие деревья, упираясь в них плечами и спиной, но маленькие деревья они зажимают своими бивнями, выворачивают их [из земли] и оттаскивают, чтобы полакомиться их листвой. Иногда случается, что один из их бивней ломается, и можно встретить много [слонов], бродящих по открытой равнине, у которых сломаны бивни. Они пережевывают пищу короткими зубами, которые не видны, в отличие от двух длинных бивней, и отправляют пищу в пасть своим хоботом, действуя им как рукой, конец которой выглядит подобно пальцу; им (хоботом) они могут поднимать самые маленькие вещи, такие, как орехи, солому и пшеницу, и класть их в рот, как я, Филиппо, сам видел в Лиссабоне.

Поскольку молодой слон растет медленно, слониха не может постоянно кормить его молоком, и вскоре он учится находить себе пищу самостоятельно. Мать-природа распорядилась так, что эти животные могут производить на свет потомство только раз в семь лет. Их кожа невероятно жесткая, имеет 4 пальца в толщину, и ее невозможно пробить даже из ружья. Лопиш сообщает, что он однажды выстрелил [в слона] из маленького ружья, называемого "петрераа", и попал в него, но не ранил; слон унесся сломя голову, пробегал три дня, в состоянии предсмертно агонии натолкнулся в пути на нескольких рабов, и, одержимый бешенством, он набросился на них и убил. Туземцы не знают, как укрощать этих животных, такому множеству которых они с легкостью могли бы найти полезное применение для перевозки товаров и многих других дел в хозяйстве. Они ловят их, заманивая в глубокие рвы в тех местностях, где они обычно пасутся. Эти рвы узкие внизу и широкие сверху, так что животные, попав в них, не могут выбраться самостоятельно, и, прыгая вверх, снова падают [на дно рва]. Сверху эти рвы замаскированы землей, травой и листьями, которые совершенно скрывают их от глаз, и животные, ступая на них, попадают в ловушку. Лопиш утверждал, что он свои глазами видел в Коанзе один очень примечательный случай, именно, молодой слон, следуя за матерью, провалился в яму, из которой он не мог выбраться, хотя и прилагал для этого все возможные усилия, так что он так и умер там, и слониха-мать засыпала его травой, ветвями и молодыми побегами деревьев, заполнив яму до самого верха, чтобы охотники не могли вознаградить себя его поимкой, и предпочтя скорее убить его, чем позволить попасть живым в их руки. Эта заботливая мать-слониха, не боясь толпы, которая окружила яму с различным оружием [в руках], и направленных против нее шумных криков против нее, уверенная в своих силах, с утра до ночи старалась отогнать [охотников], и, потерпев неудачу, поступила так, как мы сказали. Слон - добродушное по природе животное, и, сознавая свою силу, не знает страха, не причиняя никому вреда, если его самого не тревожить, и близко подходит к человеческому жилью, не питая никаких дурных намерений. Они не бросаются на людей, разве что их раздразнят, только иногда они могут осторожно подбросить в воздух своим хоботом любого, кого повстречают на пути. Они приходят в восторг при виде воды, и чаще всего их можно увидеть на реках и озерах, куда они имеют привычку заходить около полудня, и пьют и освежаются, купаясь и наполовину погружаясь в воду, и обливая себе водой, которую они набирают в хобот. Из-за большого количества пастбищ и бродов в королевстве Конго там встречается большое количество этих созданий. Дуарте Лопиш утверждал, что видел, как они проходят от Касанже к Лоанде через маленькую зеленую долину по 100 животных за раз (держась стадами, подобно коровам, верблюдам и похожим животным, а не поодиночке, в отличие от львов и других диких зверей), большие и малые, и последние следуют за своими матерями, а впереди идут молодые слоны. Изобилие слоновой кости, которую вывозят оттуда, объясняется тем, что там водится множество слонов; и, кроме того, слоновая кость не считалась ценной до тех пор, пока португальцы не начали торговать ею в тех областях. Поскольку за минувшие столетия скопилось огромное количество слоновой кости, то даже в наше время она стоит дешево.

Неизвестно, есть ли в тех странах какие-либо другие животные, такие же крупные, как лон, или водятся ли здесь похожие на слонов (по размеру) носороги, называемые в Индии "база". Но хорошо известно, что рога, которые растут на носу этого животного, привозят из страны Анзичи, и существенно ценятся там, используясь для (лечения) разных болезней, так что возможно, что некоторые из них встречаются в тех краях. Львы в стране Анзичи похожи на тех, что водятся в других частях света, но их не увидишь в Бамбе, где, однако, встречаются, большое количество тигров, того же самого вида, которых Дуарте Лопиш видел во Флоренции, - это подтверждает, что они являются тиграми. Он рассказал также о любопытных привычке, существующей среди них, - что они не причиняют вреда белым людям, но нападают только на черных, и даже убивают и пожирают чернокожих, когда те спят, обходят белых стороной. Если они не могут утолить свой голод в дикой природе, они бесстрашно таскают с самих дворов домов любых животных, которых находят там, не щадя никого. На языке Конго они называются "энгои". Эти звери столь же свирепые, как львы, и рёв их похож на львиный рык, и они похожи на них во всех отношениях, за исключением шкуры - у тигров она пятнистая, тогда как у львов везде одного цвета. Тигров ловят и убивают разными способами, иногда подмешивая им в пищу яд. Также расставляют ловушки, в которых оставляют ребенка, и когда голодный зверь появляется там, привлеченный видом добычи, он внезапно проваливается в одну из этих ловушек и, пытаясь освободиться, еще больше запутывается, и так попадет в руки к охотникам. Другой способ ловли заключается в том, чтобы напасть на него со стрелами, копьями и огнестрельным оружием. Тигры являются врагами для негров, для овец и даже для крупного рогатого скота. Несмотря на это, Дуарте Лопиш сообщал об одном (детеныше), пойманном им самим в возрасте 15 дней от роду, и вскормленным козьим молоком. Когда же зверь вырос, он ходил за ним по пятам, как собака, совсем смирный, но не позволял никому прикасаться к себе, кроме хозяина. Несмотря на это, это создание издавало рёв, и его глаза страшно сверкали. По прошествии времени он загрыз его (Лопиша) любимую собаку, а также ручную зебру, принадлежавшую его хозяину, который, найдя тигра опасным животным, пристрелил его. Он добавляет, что в этих краях усы тигра считаются чрезвычайно ядовитыми, и если их подмешать в пищу, то приводят к смерти, словно от безумия. По этой причине того, кто приносит шкуру этого зверя без усов, король приказывает подвергнуть наказанию.

В этой стране встречается другое животное, называемое зеброй. Она распространена также в некоторых частях Барбарии и Африки, и хотя во всех отношениях похожа на мула, всё же не является им, поскольку приносит мужское потомство. Она имеет очень специфический окрас шкуры, и отличается от всех других созданий, - именно, от спины до живота у нее идут, чередуясь, полосы трех цветов - черного, белого и темно-коричневого. Самые большие полосы имеют 3 пальца в ширину и охватывают всё тело (зебры), каждая имеет свой собственный цвет. Шея и голова, а также уши и ноги "расписаны" подобным же образом; причем после белой полосы неизменно следует черная, а за ней темно-коричневая, и эта закономерность цвета всегда соблюдается. Грива (у зебры) не длинная. Хвост, подобно хвосту мула, - очень лоснящийся и хороший на вид. Ноги и копыта - также похожи на ноги и копыта мула. Это животное напоминает коня своей резвостью, поскольку оно настолько быстро б<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.