О ведьмах и процессах над ведьмами — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

О ведьмах и процессах над ведьмами

2021-06-23 33
О ведьмах и процессах над ведьмами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

22 февраля 1847

Вряд ли найдётся один человек, который ни разу ничего не слышал о ведьмах. Прошло не так уж много времени с тех пор, когда велись процессы над ведьмами. Под этим именем отправлено в мир иной множество самых невинных людей.

Однако каким же образом пришло человечество к мысли о существовании ведьм? – На этот вопрос мы ответим несколькими историями.

В прежние времена, когда жизнь была проще, чем сейчас, были люди, которые имели так называемый дар ясновидения и совершенно естественно жили в двух мирах. В настоящее время люди тоже смогли бы иметь этот дар, если бы проще была их пища. Современная сложная пища в основном приносит вред. Такой пищей люди портят и оглупляют свою природу так, что душа, как птица на липком веретене, запутывается в ней и замазывается. Она не может достигнуть того движения и ловкости, при которых возможны взлёт и полёт.

Чем же питались люди в прошлом? В основном это была пища из бобовых растений, просто сваренных и немного посоленных, и такую пищу никогда не ели в горячем виде. Простой хлеб, молоко и мёд также были извечной простой пищей, при которой люди часто достигали очень древнего возраста и до последнего мгновения жизни обладали даром ясновидения.

Конечно, всякий может время от времени умеренно наслаждаться вином, но не настолько, чтобы стать одурманенным.

Мясные блюда должны употребляться только в определённое время, и не более, чем семь дней подряд. При чём очень умеренно и всегда от свежезаколотых животных. И здесь лучше мясо рыбы, чем мясо голубя; мясо голубя лучше, чем мясо куриное; мясо куриное лучше, чем баранье; баранье лучше, чем козье, а козье, в свою очередь, лучше, чем телятина и говядина. Среди видов хлеба самый полезный пшеничный. Из указанных блюд никогда не должно употребляться больше, чем одно, и немного хлеба. Фрукты тоже должны употребляться умеренно и всегда только самые спелые, как и некоторые корнеплоды: только один какой-нибудь вид на один раз.

При такой пище тело никогда не станет толстым, вялым, сонным и неповоротливым. А душе не придётся с бухты-барахты, очертя голову, поддерживать в движении такую неповоротливую машину. Ведь, кроме этого, у неё есть и другие дела.

Таких простых людей, как уже сказано, раньше было очень много; и особенно просто жили люди в горах. Эти люди имели постоянный дар ясновидения. День и ночь они совершенно естественно общались с духами и учились у них самым разнообразным вещам. Духи посвящали их в тайны трав и указывали им места, где находились залежи тех или иных благородных и неблагородных металлов, учили добывать их, обрабатывать плавкой и ковкой и изготавливать из них всевозможные полезные предметы.

Короче говоря, в горах редко можно было встретить дом, где не было бы своих домашних духов, которые принадлежали дому, как и домашняя утварь. Благодаря этому,  в горах было множество мудрецов, живших в большой гармонии с тайными силами природы, а точнее, с нашими духами.

И когда к таким горным мудрецам приходили люди из низко расположенных местностей, больших деревень, рынков и городов, им, конечно же, казалось, что здесь как-то жутко и таинственно, а особенно, когда какой-нибудь злобно настроенный пришелец затевал ссору с таким горным жителем. Такой спорщик, разумеется, непонятным для него образом получал так называемый Merkstölpel (щелчок по носу), о котором он ничего другого не мог подумать, кроме как о том, что  этот щелчок был поставлен ему Сатаной во плоти или, по крайней мере, его пособником.

Что же было дальше? – Такой пришелец - рыночник, деревенский житель или городской - тотчас шёл к местному священнику, который в те времена был обычно ещё глупее или ещё злобнее, чем жалобщик. Священник предписывал мессы, процессии для изгнания Сатаны, конечно же, за деньги, что завсегда состовляло приличную сумму, иногда включая целое состояние жалобщика вместе с его домом и двором.

Удовлетворившийся таким образом священник передавал это дело в мировой суд. Суд, вооружившись всевозможными антиколдовскими и антидьявольскими атрибутами, назначенными священником, направлялся к дому, где якобы околдовали и ошельмовали жалобщика. Затем мировой суд отвратительнейшим образом арестовывал целое семейство и часто без дальнейшего допроса всех вёл прямёхонько на горящий костер. Он забирал всё состояние семьи, включая дом и землю, - разумеется, после семикратного изгнания дьявола, - в виде конфискации за такое освящение. Тут, само собой разумеется, надо было снова прилично заплатить.

Позднее стали поступать ещё хуже. Потом уже каждый, попадавшийся на глаза в чёрной юбке (кроме священника) или идущий быстрее, чем кто-либо другой, принимался за настоящее дявольское отродье. И было достаточно одного единственного злобного жалобщика, как  черноюбочник оказывался перед судом над ведьмами. Такие процессы происходили до тех пор, пока природоисследователи и химики не доказали людям, что их мнимое колдовство есть чистейшая глупость.

Однако здесь из одной крайности бросились в другую и забыли пословицу: In medio beati (Истина находится по середине!). Ведь как неверно то, что природный человек возится с духами, ещё более неверно разогнать все царство духов и объявить его не существующим.

Конечно, нельзя отрицать и того, что в прежние времена люди иногда вступали в контакт со злыми духами и с их помощью иногда устраивали какое-нибудь местное вредительство. Но злые духи всегда контролируются добрыми среди добрых людей, и они точно знают, что замышляет какой-нибудь злодей.

Только в те времена духовенство не принимало этого во внимание, как сейчас. Ему было всё равно, ангел это или дьявол, – все отправлялись на костёр. Никто не разбирался, добро это или зло; смотрели только, выгодно это или нет.

Если и жалобщик, и мнимый колдун были бедны, то их оставляли в покое. Если же у одного из них было некоторое состояние, то дело, разумеется, шло тогда не так гладко и мирно. С ведьмами тогда было почти так же, как нынче с похоронами: для богатых устраиваются всевозможные церемонии и моления, а бедный довольствуется только Pater noster („Отче наш„) и requiescat in pace («Упокой душу его!»). А если бедняк совсем не может ничего заплатить, то ему остаётся довольствоваться только освящённой землей!

Это ли не колдовство?! – Ах, нет! Это называется так: бедняк и так попадёт на Небо; а богач прежде, чем откроются для него Небесные врата, должен немного попотеть. – Ох, прелестная комедия получилась бы в царстве духов!

Может, кто-то сочтёт такое действие честным и правильным, но в духовном отношении оно ещё более злостное, чем процессы над ведьмами. Там причиной была глупость, здесь же – корыстолюбие; и процесс над ведьмами, вершимый из жадности, намного злостнее, нежели тот, что вершится по глупости. А чем отличается погребальный обряд от процесса над ведьмами, благодаря которому из умирающего изгоняется что-то дьявольское?

Я думаю, что этот вопрос ясен. Дальше нас ждёт ещё несколько историй.

 

 

36

 

О волшебных горах

23 февраля 1847

О том, что раньше в горах жили ясновидящие люди, общающиеся с духами, свидетельствуют и доныне сохранившиеся названия гор. В Штирии находится множество таких гор, которые в своих названиях несут события старых времен. В Каринтии, в Тироле, в Швейцарии, в Савойе, в горах Германии – повсюду существует множество гор, название которых говорит о происходящих там некогда событиях. Таков и ваш Schöckel[9] – название, которое имеет именно такое происхождение. На древнем национальном языке слово „шегельн“ обозначает „человек, делающий погоду“. Так же называли и  человека, сведущего в искусстве природы; это, как примерно, современный фокусник, которого называли шеглером. Отсюда и название  жонглёр - танцующий на канате и выполняющий трудные прыжки. Слово „шегельн“ очень древнее азиатское слово, согласно которому местные колдуны и назывались жонглёрами.

В немецком языке и поныне есть немного устаревшее слово, произошедшее именно от этого слова; это слово „шок“, например, шокочеловек, или шокирующий. Так называли человека, который знал немного больше, чем другие. Он был, конечно, шеклером, что во множественном числе называлось „шок“ (в значении кучка шеклеров). Люди, жившие в горах, часто собирались вместе для выполнения каких-нибудь работ. Одной рабочей силы не всегда было достаточно; и в случае какого-нибудь несчастья тоже иногда требовалась помощь. Такие собрания шокировали жителей долин, особенно если над горой случайно появлялось какое-нибудь облачко. Они подозревали, что эта кучка людей (шеклеров) занимается колдовством и начинает делать погоду. Так вот, на вашей горе Шёкель в старые времена делали погоду.

Раньше эта гора была заселена гораздо больше, чем долинные местности, и её первоначальное название было Freitauer. В более поздние времена долины стали заселяться более изнеженными людьми, и они стали подозревать горцев в колдовстве. И гору вскоре стали называть Шёкель, или Колдовская гора. И были такие времена (с тех пор вряд ли прошло 100 лет), когда эта гора пользовалась такой дурной славой, что ни один честный христианин не отваживался поднять голову вверх. Каждого католика самым настоятельным образом предостерегали от шёкель-ведьмы. И поэтому самый высокий купол горы очищался от леса, чтобы шёкель-ведьме негде было укрыться, когда в неё со всех сторон стреляли освящённым порохом.

Погодноя яма ещё видна; но то, что из неё ни разу не появилась погода и тем более то, что на Шёкеле никогда не было ведьм, - не требует подробных объяснений. Однако можно допустить, что в древние времена, как и сегодня, эта гора была населена так называемыми горными духами, с которыми общались её древние жители, благодаря чему они были мудрее жителей долин. Вы можете  также допустить, что эта гора когда-то извергала огонь, и её погодные ямы являются не чем иным, как оставшимися открытыми кратерами.

Таких гор с таинственными названиями в Штирии множество. Все их невозможно назвать. Такого же происхождения и название горы Raxalpe (Раксальпе), ибо слово „ракс“ некоторым образом апострофировано от слова „раккер“, что обзначает некоторого рода дьявола. В самом названии Das tote Weib (Мёртвая баба) содержится характерный признак: некогда эта гора была переполнена ведьмами. Однажды ведьмы поймали одну женщину и хотели овладеть её волей, но она не отдалась им и была превращена в камень. Конечно, в процессе такого превращения она и умерла.

В более поздние времена в низинах устраивались скиты (поселения), где однажды тоже была найдена мёртвая женщина. С этой горой связаны ещё некоторые предания, но правды в них столько же, сколько и вымысла. Одгако характерная черта принятого названия во всех историях одна и та же.

Так и Der hohe Schwab (Высокий шваб) известен как колдовская гора. Её название происходит от выходца и переселенца из Швабии, который считался самым знаменитым колдуном в этой местности. Там он якобы бесчинствовал до тех пор, пока неподалёку не было сооружено всем вам известное место поломничества Maria-Zell[10], что и положило конец его бесчинствам.

Название горы Der Teufelsstein (Дьявольский камень)[11] в комментариях не нуждается. Название Der Predigerstul (Престол проповедника) того же присхождения. Здесь, должно быть, некогда сам Сатана во плоти преподавал правила поведения учителям-колдунам.

Подозрительным почётом до сих пор пользуется гора Grimming (Лютая). Особенно подозрительны широко и далеко раскинувшиеся горы Tragelgebierge (Трагель-горы), образующие границу между Зальцбургом, Верхней Австрией и Штирией. Эти Трагель-горы были своеобразной высшей школой для всех колдунов и колдовских наставников со всей Штирии, Верхней Австрии и Зальцбурга. Название этих гор и поныне у некоторых вызывает ужас. Например, ни одного жителя из Альтаузее или Рамзау не уговорить подняться на эти лысые горы, особенно если это представители нижнего народного сословия, кроме охотников. Потому что охотники нынче ведьм не уважают; и не без основания: они уважают жирных серн, которые обитают на этом широко раскинувшемся горном штоке.

Названий таких гор сотни, но сегодня давайте ограничимся этим. А в следующий раз в виде таких же историй мы обсудим названия гор Каринтия, Тироля и Швейцарии. Примерно сто двадцать лет назад эти горы играли чрезвычайно мистическую роль.

 

37

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.