О приобретении статуса адвоката см. ст. 9 Закона и комментарий к ней . — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

О приобретении статуса адвоката см. ст. 9 Закона и комментарий к ней .

2021-06-23 26
О приобретении статуса адвоката см. ст. 9 Закона и комментарий к ней . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 29. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации

 

Комментарий к статье 29

 

1. Адвокатская палата представляет собой объединение всех адвокатов не для совместного осуществления юридической помощи, а для обеспечения корпоративных интересов. Без такой интеграции невозможно добиться реальной независимости адвокатуры как необходимого условия адвокатской деятельности. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ <1> в ГК РФ были внесены изменения, касающиеся некоммерческих организаций. В частности, адвокатские палаты были отнесены к некоммерческим корпоративным организациям, особенности создания, правового положения и деятельности которых определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Подробнее о принципе корпоративности см. п. 2 ст. 3 Закона и комментарий к нему.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29. Ч. I. Ст. 4394.

 

Для обеспечения нормального функционирования адвокатуры как корпорации необходимы, в частности, обеспечение доступности юридической помощи на всей территории Российской Федерации и обеспечение бесплатной юридической помощью отдельных категорий клиентов. По понятным причинам выполнение этих задач далеко не всегда совпадает с частными интересами отдельных адвокатов. Поэтому адвокатская палата должна осуществлять как представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, так и контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.).

2. Будучи негосударственной и некоммерческой организацией, адвокатская палата не является общественной организацией, так как, во-первых, не основана на добровольности вхождения в нее адвокатов и, во-вторых, не может быть ликвидирована ни по воле ее членов, ни по решению каких-либо государственных органов. Членство в адвокатской палате является обязательным условием допуска к адвокатской деятельности. Адвокатское сообщество в лице квалификационной комиссии при соответствующей адвокатской палате, наделенной правом присвоения статуса адвоката, и совета адвокатской палаты, наделенного правом прекращения статуса адвоката, само формирует свой кадровый состав. Такой способ формирования корпорации характерен для юридических сообществ при необходимости обеспечения независимости членов корпорации (сходным образом формируются судейское сообщество и сообщество нотариусов). Так же, как и адвокатская палата, не подлежат ликвидации ни нотариальная палата, ни тем более судейское сообщество.

3. Указание в п. 2 комментируемой статьи на то, что адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, означает, что каждая из адвокатских палат субъектов Российской Федерации действует не на основании принятого ею самой Устава, а на основании положений Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

4. В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г. коллегии адвокатов образовывались совместными усилиями Министерства юстиции и соответствующих органов исполнительной власти. В настоящее время, будучи независимым сообществом юристов, занимающихся адвокатской деятельностью, адвокатская палата образуется не тем или иным государственным органом, а учредительным собранием (конференцией) самих адвокатов.

5. Из п. 7 комментируемой статьи и ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в последующих редакциях) <1>, предусматривающей возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц иными федеральными законами, следует, что на регистрацию адвокатской палаты как юридического лица распространяются нормы Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" только в части, определяющей порядок регистрации. В то же время основания для регистрации предусмотрены не этим Законом, а Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В частности, представления учредительных документов, под которыми понимаются учредительный договор и устав юридического лица, для регистрации адвокатской палаты не требуется, поскольку адвокатская палата создается не в соответствии с договором учредивших ее адвокатов, а в силу предписаний Закона и действует не на основании Устава, а в соответствии с положениями Закона.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

 

6. Регистрация адвокатской палаты осуществляется уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", изданным на основании ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" <1>, с 1 июля 2002 г. государственная регистрация юридических лиц возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.

<2> Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. См.: СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

 

Уполномоченным лицом (заявителем) могут быть президент адвокатской палаты или иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной президентом адвокатской палаты. Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена.

7. Характер полномочий адвокатской палаты по формированию адвокатского сообщества и контролю за соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката исключает возможность образования на территории одного субъекта Российской Федерации нескольких адвокатских палат. Поэтому в п. 8 комментируемой статьи установлено, что на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

8. Ввиду закрепленных в законе целей создания адвокатской палаты она должна выполнять определенные управленческие функции, для чего в п. 9 комментируемой статьи установлена обязательность решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции, для всех членов адвокатской палаты.

9. Поскольку адвокатская палата создается не для непосредственного оказания юридической помощи (для этого существуют соответствующие адвокатские образования), она не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

10. В адвокатских палатах субъектов Российской Федерации создаются комиссии по защите прав адвокатов, которые рассматривают обращения адвокатов о необоснованном привлечении к ответственности и о других случаях нарушения прав адвокатов. Комиссии по защите прав адвокатов организуют работу представителей Совета адвокатской палаты при совершении следственных действий в отношении адвокатов (обыски, выемки, осмотра в занимаемых адвокатами жилых и иных помещениях), присутствие которых было признано необходимым Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 73-ФЗ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2455.

 

Статья 30. Собрание (конференция) адвокатов

 

Комментарий к статье 30

 

1. Высшим органом адвокатской палаты является собрание входящих в нее адвокатов. В случае, когда палата насчитывает более 300 членов, организовать проведение собрания затруднительно даже с точки зрения технической: непросто подобрать помещение, способное вместить не менее двух третей адвокатов палаты, на многотысячной аудитории невозможно обеспечить демократическое обсуждение даже самых простых вопросов. Поэтому в случаях, когда адвокатская палата насчитывает более 300 членов, закон предписывает проведение не собраний, а конференций, т.е. собраний делегатов, избранных от адвокатских образований. Утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию относится к компетенции предыдущей конференции.

2. Требования Закона, посвященные организации и проведению собрания (конференции) адвокатов, повторяют соответствующие правила ранее действовавшего Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г. об общем собрании членов коллегии адвокатов. Это объясняется тем, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации фактически заняли место краевых (областных) коллегий адвокатов того периода, когда эти коллегии объединяли всех адвокатов края (области).

3. Поскольку в собрании предполагается участие всех адвокатов, состоящих в адвокатской палате, для правомочности собрания на нем должно присутствовать не менее двух третей всех членов адвокатской палаты. Конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на конференцию делегатов.

4. Собрание (конференция) адвокатов созывается только советом адвокатской палаты субъекта РФ или, в случаях необходимости созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов, по требованию не менее чем одной трети членов адвокатской палаты либо по требованию территориального органа юстиции.

5. Полномочия собрания (конференции) адвокатов, сформулированные в п. 2 комментируемой статьи, составляют исключительную компетенцию собрания (конференции) адвокатов. Только собрание (конференция) вправе формировать совет адвокатской палаты субъекта РФ и ревизионную комиссию, избирать членов квалификационной комиссии от адвокатской палаты, определять размеры отчислений адвокатов на нужды адвокатской палаты, утверждать смету расходов на содержание адвокатской палаты и отчеты о расходовании средств палаты. Никакой другой орган, кроме собрания (конференции) адвокатов, не уполномочен определять порядок проведения собраний (конференций), порядок направления адвокатов для работы в юридических консультациях, устанавливать меры поощрения и ответственности адвокатов, утверждать штатное расписание аппарата органов адвокатской палаты и решать другие вопросы, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи.

Решение собрания (конференции) адвокатов может быть пересмотрено только аналогичным решением.

6. Собрание (конференция) адвокатов устанавливает только порядок определения норм представительства и порядок избрания делегатов на следующую конференцию (последующие конференции). Установление самих норм представительства отнесено к компетенции совета адвокатской палаты.

7. Решения собрания (конференции), затрагивающие права и интересы адвокатов и других граждан, могут быть обжалованы в суд.

 

Статья 31. Совет адвокатской палаты

 

Комментарий к статье 31

 

1. Совет адвокатской палаты субъекта РФ формируется собранием (конференцией) и ему подотчетен. Число членов совета определяется собранием (конференцией), но не может быть более 15 человек. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чем на одну треть.

2. В п. 2 комментируемой статьи указано, что совет адвокатской палаты избирается из состава членов адвокатской палаты. В Законе нет указаний о том, что членами совета адвокатской палаты могут избираться только делегаты конференции. Использованная в Законе формулировка означает, что в случае избрания совета на конференции в состав совета могут войти члены адвокатской палаты, как являющиеся, так и не являющиеся делегатами конференции. В случае, когда совет адвокатской палаты избирается собранием, понимание этой нормы не вызывает затруднений, поскольку состав членов адвокатской палаты и есть состав участников собрания. Применительно к проведению учредительных конференций адвокатов пунктом 7 ст. 41 Закона прямо предусмотрена возможность избрания в состав органов адвокатской палаты субъекта Федерации (и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации) тех адвокатов, которые не являются участниками учредительных конференций адвокатов. Нет никаких оснований считать, что для конференций, не являющихся учредительными, этот вопрос должен решаться иначе.

3. Срок полномочий совета Законом не ограничен. Это в сочетании с ежегодной ротацией совета и избранием президента и вице-президентов палаты на ограниченный срок должно обеспечить, с одной стороны, стабильность в работе совета, а с другой - необходимый в деятельности совета динамизм, что будет противодействовать застойным явлениям.

4. Избирая из своего состава президента и вице-президентов адвокатской палаты, совет одновременно должен определить и их компетенцию. При определении компетенции президента адвокатской палаты необходимо учитывать, что значительная часть его полномочий определена Законом (см. п. 7 комментируемой статьи).

5. Нормы представительства на конференцию совет адвокатской палаты должен определять в соответствии с порядком, утвержденным конференцией адвокатской палаты.

6. Обеспечение доступности юридической помощи достигается путем создания юридических консультаций и организации бесплатной юридической помощи (см. ст. ст. 24, 26 Закона и комментарии к ним).

7. Учредив юридические консультации, совет адвокатской палаты финансирует их деятельность и обеспечивает их кадрами: направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов, финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов. Решение совета адвокатской палаты о направлении адвоката для работы в юридической консультации обязательно для этого адвоката.

Неисполнение решения совета адвокатской палаты о направлении адвоката для работы в юридической консультации в силу подп. 6 п. 1 ст. 17 Закона может быть основанием для прекращения адвокатского статуса.

8. Обеспечивая доступность юридической помощи малоимущим слоям населения, совет адвокатской палаты определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно. Размер вознаграждения устанавливается решением собрания (конференции) адвокатов.

9. Адвокатская палата является единственной формой объединения всех адвокатов субъекта Российской Федерации независимо от организационной формы адвокатского образования. Поэтому на совет адвокатской палаты Закон возлагает определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда и в иных случаях, доведение этого порядка до сведения указанных органов, а также адвокатов, контроль за его исполнением адвокатами.

10. Содействие повышению профессионального уровня адвокатов может осуществляться путем организации занятий по изучению законодательства и судебной практики, издания соответствующих пособий, обмена опытом работы, налаживания информационного обеспечения адвокатов текстами вновь принятых нормативных правовых актов.

11. Статьей 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органов государственной власти обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, а также при необходимости выделять адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. В целях решения этих и других вопросов, в числе которых не последнее место занимают вопросы, связанные с необходимостью защищать социальные и профессиональные права адвокатов, совет адвокатской палаты субъекта РФ представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях.

12. Отдельную группу полномочий совета адвокатской палаты субъекта РФ составляют полномочия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии. На основании и в порядке, установленном собранием (конференцией) адвокатов, совет адвокатской палаты вправе применять меры поощрения, а также меры ответственности адвокатов вплоть до лишения адвокатского статуса. Для обеспечения объективного подхода к решению указанных вопросов Закон предусматривает их предварительное рассмотрение квалификационной комиссией адвокатской палаты.

Заключение квалификационной комиссии не носит обязательного характера. Учет заключения комиссии не означает обязательного согласия совета адвокатской палаты с этим заключением. При рассмотрении дисциплинарных производств совет вправе отменить заключение квалификационной комиссии только в случаях нарушения квалификационной комиссией процедурных правил, предусмотренных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодексом профессиональной этики адвокатов, либо в случаях неправильной квалификации установленных комиссией обстоятельств как образующих (либо не образующих) состав нарушения законодательства или Кодекса профессиональной этики адвокатов.

13. Контроль за деятельностью совета адвокатской палаты субъекта Федерации возложен на Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, который по представлению не менее чем половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции либо по собственной инициативе при нарушении Советом палаты субъекта РФ требований Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", решений Всероссийского съезда адвокатов, органов Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации вправе направить совету адвокатской палаты субъекта РФ предписание об исполнении требований Закона и решений Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. В случае неисполнения этого предписания в течение двух месяцев совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации отменяет неправомерное решение совета палаты субъекта РФ.

Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации также вправе созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета палаты субъекта РФ. При этом совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации вправе приостановить полномочия президента палаты субъекта РФ.

14. Совет адвокатской палаты является органом управления юридического лица - адвокатской палаты. Как орган управления адвокатской палаты совет не наделен теми правами, которыми не наделена и сама палата, в частности правом заниматься адвокатской деятельностью.

15. Избранный советом президент адвокатской палаты помимо представительских функций, которые возложены на него в соответствии с п. 7 комментируемой статьи, должен осуществлять и текущее руководство работой совета:

- организовывать и планировать работу совета и обеспечивать подготовку вопросов для рассмотрения на его заседаниях; председательствовать на заседаниях совета; распоряжаться кредитами в пределах утвержденной сметы; вести переписку от имени совета с предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами;

- руководить работой аппарата совета, осуществлять прием и увольнение работников аппарата;

- осуществлять контроль за исполнением решений общего собрания (конференции) и совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Свои полномочия президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации может перепоручать вице-президентам и другим членам совета в соответствии с утвержденным советом распределением обязанностей.

Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является по должности председателем квалификационной комиссии.

16. На работу в совете адвокатской палаты субъекта РФ не распространяется предусмотренный ст. 2 Закона запрет заниматься наряду с адвокатской деятельностью другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Президент, вице-президенты и другие члены совета адвокатской палаты имеют право на получение вознаграждения за работу в совете. При этом президент и другие члены совета сохраняют право осуществлять адвокатскую деятельность.

 

Статья 32. Ревизионная комиссия

 

Комментарий к статье 32

 

1. Ревизионная комиссия является органом адвокатской палаты, формируется собранием (конференцией) адвокатов и подотчетна только собранию (конференции).

2. В п. 1 комментируемой статьи указано, что ревизионная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ избирается из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта. В Законе нет указаний о том, что членами ревизионной комиссии адвокатской палаты могут избираться только делегаты конференции. Использованная в Законе формулировка означает, что в случае избрания комиссии на конференции ее членами могут быть избраны адвокаты, как являющиеся, так и не являющиеся делегатами конференции. В случаях, когда ревизионная комиссия адвокатской палаты избирается собранием, этот вопрос не возникает, поскольку состав участников собрания адвокатов по определению и есть большинство (не менее двух третей) адвокатов, включенных в соответствующий региональный реестр.

3. Единственной функцией ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов. Ревизионная комиссия контролирует расходы адвокатской палаты на содержание аппарата совета адвокатской палаты, на содержание юридических консультаций, выплату вознаграждений членам совета, ревизионной и квалификационной комиссий, на выплату дополнительных вознаграждений адвокатам, осуществляющим в случаях, предусмотренных законодательством, адвокатскую деятельность бесплатно и по назначению, а также другие расходы, производимые адвокатской палатой и ее органами. Ревизионная комиссия не осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатских образований.

4. В связи с тем что Законом не установлен срок, на который избирается ревизионная комиссия, перевыборы ее могут осуществляться по решению собрания (конференции) адвокатов на очередном собрании (конференции). В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) членов коллегии адвокатов могут быть проведены выборы нового лица взамен выбывшего, но может быть переизбрана и вся комиссия в полном составе. В отличие от досрочного прекращения полномочий совета адвокатской палаты досрочное (т.е. до очередного собрания либо очередной конференции) прекращение полномочий ревизионной комиссии и созыв для этого внеочередного собрания (конференции) Законом не предусмотрены.

5. На работу в ревизионной комиссии, так же как и на работу в совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, не распространяется предусмотренный ст. 2 Закона запрет заниматься наряду с адвокатской деятельностью другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Члены ревизионной комиссии адвокатской палаты имеют право на получение вознаграждения за работу в комиссии. При этом члены ревизионной комиссии сохраняют право осуществлять адвокатскую деятельность.

 

Статья 33. Квалификационная комиссия

 

Комментарий к статье 33

 

1. Для того чтобы оказываемая адвокатами юридическая помощь была, как того требует Конституция Российской Федерации, квалифицированной, адвокаты должны быть квалифицированными юристами.

Наличие высокой квалификации у претендентов на присвоение адвокатского статуса проверяется путем сдачи ими квалификационного экзамена.

За несохранение высокого уровня профессиональной квалификации адвокатов (куда входят как уровень профессиональных знаний, так и добросовестное исполнение профессиональных обязанностей) законом предусмотрена дисциплинарная ответственность.

Прием квалификационного экзамена и рассмотрение дисциплинарных производств осуществляется квалификационными комиссиями адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Успешная сдача квалификационного экзамена, как и рассмотрение дисциплинарного производства, - первый этап. Чтобы претенденту был присвоен статус адвоката, он должен принять присягу перед советом адвокатской палаты субъекта РФ.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания либо о прекращении дисциплинарного производства принимает совет адвокатской палаты субъекта РФ по заключению квалификационной комиссии. При этом в случае его несогласия с заключением комиссии совет адвокатской палаты субъекта РФ может заключение отменить и направить в комиссию для повторного рассмотрения (или, не согласившись с заключением, прекратить дисциплинарное производство). Права совета, однако, ограничены: решение комиссии о наличии либо отсутствии фактических обстоятельств, служащих основанием для применения мер дисциплинарного взыскания, является окончательным.

2. Состав квалификационной комиссии формируется из адвокатов, представителей государственной власти субъекта Российской Федерации, представителей судейского сообщества и территориального органа юстиции. Нормы представительства указаны в комментируемой статье:

- от адвокатской палаты - семь адвокатов, включая президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (по должности);

- от федеральных судов общей юрисдикции - один судья;

- от арбитражных судов - один судья;

- от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - двое;

- от территориального органа юстиции также двое.

Члены квалификационной комиссии от адвокатской палаты субъекта РФ (более половины состава квалификационной комиссии) избираются собранием (конференцией) адвокатской палаты из числа адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.

Прием квалификационных экзаменов и рассмотрение дисциплинарных производств является существенной составляющей процесса формирования адвокатской палаты. Между тем квалификационная комиссия адвокатской палате субъекта РФ не подотчетна: ни собрание (конференция), ни совет палаты не наделены правом воздействовать на квалификационную комиссию и требовать отчета.

3. Порядок избрания представителей органов государственной власти - законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов РФ.

К числу таких законов относится, например, Закон г. Москвы от 23 октября 2002 года N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате г. Москвы".

Такими представителями могут быть граждане Российской Федерации - жители города Москвы, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Представителями Думы не могут быть избраны: 1) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2) государственные и муниципальные служащие; 3) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) лица, стоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах; 5) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость в установленном законом порядке (ст. 1 вышеуказанного Закона).

Каждый депутат Московской городской Думы обладает правом внесения кандидатуры для избрания представителем Думы.

К письму, направляемому депутатом в Думу, прилагаются следующие документы, представленные кандидатами:

1) письменное заявление кандидата о согласии на избрание и последующее участие в работе квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес постоянного места жительства и регистрации, контактный телефон;

2) копия документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации;

3) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

4) автобиография;

5) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование, полученного в имеющем государственную аккредитацию вузе;

6) трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность кандидата, или их надлежащим образом заверенные копии;

7) характеристика с последнего места работы, службы.

Соответствующая комиссия Думы в соответствии с основным направлением ее деятельности формирует общий список кандидатов на избрание представителями Думы, готовит проект постановления Думы и вносит его на рассмотрение Думы (ст. 2 вышеуказанного Закона).

Дума не позднее двух месяцев до дня окончания срока полномочий представителей Думы принимает решение о начале процедуры выборов и о сроках внесения кандидатур для избрания представителями Думы, которое оформляется постановлением Думы.

В соответствии с установленной федеральным законом нормой представительства Дума избирает двух представителей Думы в порядке, установленном регламентом Думы.

Постановление Думы об избрании представителей Думы направляется в адвокатскую палату города Москвы не позднее пяти дней после вступления в силу указанного постановления.

В случае если Дума избрала только одного представителя Думы или не избрала ни одного, Дума в течение 30 дней со дня проведения выборов проводит дополнительное избрание представителя Думы (проводит новые выборы) в общем порядке (ст. 3 вышеуказанного Закона).

Срок полномочий избранных представителей Думы определяется установленным федеральным законом сроком, на который формируется квалификационная комиссия при Адвокатской палате города Москвы.

Досрочное прекращение полномочий представителя Думы осуществляется в случаях: 1) личного заявления представителя Думы; 2) возникновения непреодолимых препятствий для выполнения обязанностей представителя Думы (переезд на новое постоянное место жительства за пределы города Москвы, тяжелая болезнь, связанная с потерей трудоспособности на срок более четырех месяцев, и др.); 3) смерти представителя Думы или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 4) признания представителя Думы или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 5) неисполнения представителем Думы своих обязанностей члена квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы в течение четырех месяцев подряд без уважительных причин; 6) установления недостоверности сведений, представленных в Думу; 7) совершения поступка, порочащего честь и достоинство представителя Думы или умаляющего авторитет адвокатуры; 8) наступления обстоятельств, которые препятствуют избранию лица в качестве представителя.

Решение о досрочном прекращении полномочий представителя Думы принимается Думой и оформляется постановлением Думы.

Постановление Думы о досрочном прекращении полномочий представителя Думы в течение пяти дней со дня его принятия направляется Думой председателю квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы.

Решение о досрочном прекращении полномочий представителя Думы может быть обжаловано в суд.

В случае досрочного прекращения полномочий представителя Думы, но не позднее четырех месяцев до окончания срока полномочий квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы, в течение 30 дней со дня досрочного прекращения полномочий представителя Думы проводится избрание представителя Думы вместо выбывшего (ст. 4 вышеуказанного Закона).

4. В иных субъектах Российской Федерации порядок избрания представителей в квалификационную комиссию регулируется законами соответствующих субъектов.

5. В состав квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ входят представители судейского сообщества - один судья от федеральных судов общей юрисдикции и один судья от арбитражного суда. В то же время в состав квалификационной коллегии судей адвокаты не включены. В юридической литературе включение представителей государства и судей в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ иногда считают нарушением принципа независимости адвокатуры. Представляется, однако, что недостатком законодательства, скорее, следует считать отсутствие представителей адвокатского сообщества в квалификационных коллегиях судей, нежели присутствие судей в квалификационной комиссии адвокатской палаты. Использование судейского опыта при решении вопроса о пригодности к осуществлению адвокатской деятельности не менее полезно, чем использование профессионального и житейского опыта адвокатов (многие из которых и сами ранее были судьями) при решении вопроса о пригодности к судейской профессии.

6. Квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения в пределах своей компетенции при наличии в ее составе не менее двух третей лиц от предусмотренной законом численности, т.е. при наличии девяти членов. Заседания квалификационной комиссии правомочны при участии в заседании двух третей от общего числа включенных в ее состав членов комиссии. Минимальное число участников заседания комиссии составляет, таким образом, шесть человек. Представляется, что для правомочности заседаний комиссии необходимо, чтобы большинство в заседании комиссии в любом случае принадлежало адвокатам. Отступление от этого правила не может быть, однако, основанием для обжалования решений комиссии в суд, ибо закон такого положения не содержит.

7. В отличие от органов адвокатской палаты (совета палаты и ревизионной комиссии) квалификационная комиссия избирается на определенный срок - два года.

8. О деятельности квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов см. ст. ст. 9 - 11 Закона и комментарий к ним.

9. К компетенции квалификационной комиссии относится предварительное рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов и дача заключений по результатам рассмотрения.

В заключении комиссии должны быть указаны основания применения к адвокату мер ответственности и рекомендуемые комиссией меры ответственности.

Прекращение статуса адвоката как мера его ответственности может быть применено при наличии оснований, предусмотренных ст. 17 Закона.

10. На работу в к


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.