О гарантиях независимости адвокатуры, об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно см. ст. ст. 18 и 26 Закона и комментарий к ним . — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

О гарантиях независимости адвокатуры, об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно см. ст. ст. 18 и 26 Закона и комментарий к ним .

2021-06-23 24
О гарантиях независимости адвокатуры, об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно см. ст. ст. 18 и 26 Закона и комментарий к ним . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

51. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" <1> данный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Среди прочих полномочий Судебный департамент наделен возможностью взаимодействовать с адвокатурой по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов (п. 20 ст. 6 данного акта). Такое взаимодействие заключается в обмене информацией о реально необходимом количестве адвокатов для обеспечения нормальной работы судов, а также о пожеланиях относительно качественного состава адвокатского корпуса. При этом ни одна из сторон взаимодействия не вправе диктовать другой стороне свои условия, директивными методами разрешать вопросы, находящиеся в совместном ведении.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.

 

52. Взаимодействие государства и адвокатуры по многим направлениям осуществляется через посредство Федеральной регистрационной службы, которая образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1>. Федеральной регистрационной службе были переданы функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, которые ранее осуществляло Министерство юстиции Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

 

53. Взаимодействие адвокатуры и государства осуществляется и на уровне субъектов РФ. В соответствии с п. 6 Положения о Главном управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. N 25) <1> в числе прочих полномочий Главное управление: ведет реестр адвокатов субъекта РФ; выдает адвокатам субъекта (субъектов) РФ соответствующие удостоверения, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате); принимает участие в работе квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ, в том числе по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката; вносит представление о прекращении статуса адвоката и представление о возбуждении дисциплинарного производства в адвокатскую палату субъекта РФ; обращается в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты субъекта РФ в 3-месячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его; требует проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов и (или) вносит представление в Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта РФ требований федерального закона, решений Всероссийского съезда адвокатов или Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий совета, приостановлении полномочий президента адвокатской палаты субъекта РФ; осуществляет в пределах своей компетенции на территории субъекта (субъектов) РФ иные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами; направляет сведения, подтверждающие присвоение лицу статуса адвоката, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, и места его жительства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица.

--------------------------------

<1> РГ. 2014. 21 марта.

 

54. Приказом Министерства юстиции РФ от 15 января 2001 г. N 10 было утверждено Примерное соглашение между Министерством юстиции Российской Федерации и субъектом Российской Федерации о взаимодействии в сфере юстиции. В качестве одного из направлений взаимодействия обозначены вопросы организации и деятельности адвокатуры (п. 4 ч. 1 Примерного соглашения). Представляется, что данные вопросы могут касаться ведения сторон Соглашения лишь в той части, в которой обеспечиваются надлежащие условия деятельности адвокатуры, и не свидетельствуют о контроле за деятельностью адвокатуры со стороны государства.

55. В Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 3 октября 1991 г. <1> закреплена обязанность государства обеспечивать, чтобы любое лицо, обвиненное в совершении преступления, имело право защищать себя самостоятельно или с помощью адвоката по его собственному выбору или в том случае, если это лицо не располагает достаточными средствами для оплаты услуг адвоката, чтобы эти услуги были предоставлены ему бесплатно, когда того требуют интересы справедливости.

--------------------------------

<1> Советский журнал международного права. 1991. N 3 - 4. С. 115 - 133.

 

56. В случаях, когда законодательством предусмотрено бесплатное оказание юридической помощи гражданам, государство должно оплачивать труд адвокатов из средств государственного бюджета в соответствии с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240) <1>. Министерство финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной год должно предусматривать органам государственной власти Российской Федерации, наделенным полномочиями по назначению адвокатов, и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации по соответствующим статьям функциональной и экономической классификации расходов федерального бюджета средства на оплату труда адвокатов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2012. N 50. Ч. VI. Ст. 7058.

 

57. При выделении адвокатским образованиям служебных помещений арендная плата взимается на общих основаниях. В случае аренды адвокатом офиса для осуществления профессиональной деятельности расходы, оплаченные им по договору аренды, учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (см. письмо ФНС России от 1 августа 2012 г. N ЕД-4-3/12780@ "О предоставлении профессионального налогового вычета").

58. В п. 4 комментируемой статьи закреплено, что адвокатам гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации. В частности, ст. 39 Конституции РФ гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".

На адвокатов в полной мере распространяются положения ТК РФ, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <1>, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы труда, отдыха и социального обеспечения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2013. N 52. Ч. I. Ст. 6965.

 

59. Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в решении от 25 августа 2003 г. (протокол N 3) дал разъяснения по вопросам ведения трудовых книжек в адвокатских образованиях.

На адвокатов трудовые книжки не ведутся, поскольку они относятся к категории самозанятых граждан и осуществляют адвокатскую деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также в силу членства в адвокатской палате субъекта РФ и в избранном ими адвокатском образовании.

В соответствии с п. 24 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 <1>) периоды деятельности в качестве адвоката подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

--------------------------------

<1> РГ. 2014. 10 окт.

 

60. Пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством адвокатам выплачиваются по правилам, установленным в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <1>. Согласно ч. 3 ст. 2 данного акта адвокат получает такие выплаты, если он добровольно вступил в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством и уплачивает за себя страховые взносы.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2017. N 1. Ч. I. Ст. 18.

 

61. Адвокат относится к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, деятельность которых засчитывается в общий трудовой стаж для назначения и исчисления пенсии (см. ОК 003-2017. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 25 мая 2017 г. N 424-ст).

 

Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре

 

Комментарий к статье 4

 

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре представляет собой систему нормативных правовых актов, в которых содержатся основные правила организации и деятельности адвокатских образований.

2. Основу законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре составляет Конституция РФ. Будучи актом высшей юридической силы, Конституция РФ провозгласила в качестве высшей ценности человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина возложены на государство в качестве основной обязанности (ст. 2 Конституции РФ). В этой связи каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Данные положения обусловили развитие законодательной базы организации и деятельности адвокатуры.

3. Особенностью нормативного регулирования адвокатской деятельности является тот факт, что закон устанавливает лишь внешние запреты. Не нарушая прямых запретов, содержащихся в законодательстве, адвокат вправе поступать по собственному усмотрению, исходя из интересов своего доверителя и не нарушая положений Кодекса профессиональной этики адвоката.

4. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" представляет собой нормативный правовой акт, в котором в концентрированном виде содержатся основные правила организации адвокатуры как системы независимых органов, устанавливаются основные права и обязанности адвоката, закрепляется процедура приобретения статуса адвоката, определяется порядок функционирования органов адвокатского сообщества.

5. К другим федеральным законам относятся акты, в которых затрагиваются отдельные вопросы организации и деятельности адвокатуры.

Эта деятельность в числе прочих нормативных правовых актов регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июня 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>. Адвокат в конституционном судопроизводстве может выступать в качестве представителя стороны (ч. 2 ст. 53 вышеуказанного Закона). О полномочиях адвоката, участвующего в качестве представителя в уголовном судопроизводстве, см. ст. 6 Закона и комментарий к ней.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

 

6. Особое место в системе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в части, регулирующей соответствующие правоотношения, занимают кодифицированные нормативные правовые акты: ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, ТК РФ, НК РФ и др. О полномочиях адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, см. п. 1 ст. 6 Закона и комментарий к нему.

7. К другим федеральным законам могут быть отнесены акты, вносящие изменения и дополнения в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также иные законы, в той либо иной части касающиеся организации и деятельности адвокатуры.

8. В качестве примеров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации можно привести ряд законов г. Москвы.

В соответствии со ст. 49 Закона города Москвы от 13 февраля 2002 г. N 10 "Об Уставном суде города Москвы" <1> в уставном судопроизводстве в числе иных представителей сторон могут выступать адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Наряду со сторонами представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, давать на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны, заявлять ходатайства, осуществлять иные полномочия.

--------------------------------

<1> Ведомости Московской городской Думы. 1997. N 3. Ст. 10.

 

Определенные отношения регулирует Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 11. С. 250.

 

В Законе города Москвы от 4 октября 2006 г. "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" <1> установлена обязательность такой помощи со стороны адвокатов, внесенных в реестр адвокатов данного субъекта РФ, перечислены категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и т.п.

--------------------------------

<1> Тверская, 13. 2006. 24 окт.

 

В частности, указано, что адвокаты в рамках оказания бесплатной юридической помощи осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях, определенных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

 

9. К иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации относится, например, Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве" <1>. К числу предоставляемых правовых услуг отнесено оказание содействия в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством.

--------------------------------

<1> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. N 1.

 

10. В комментируемой статье по не вполне понятным причинам в перечне законодательных актов об адвокатской деятельности и адвокатуре не указаны международные источники. Вместе с тем в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ прямо говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

11. В ст. 10 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) <1> гарантируется право каждого лица на то, чтобы в случае предъявления обвинения его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

--------------------------------

<1> См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. С. 460 - 464.

 

12. Содержащиеся в Декларации положения получили свое дальнейшее развитие в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в г. Риме 4 ноября 1950 г. (неотъемлемой составной частью Конвенции также являются 11 протоколов к ней) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

 

13. В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <1> содержится целый массив положений, непосредственно относящихся к деятельности адвокатов. Так, в ст. 2 закреплена обязанность государства уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории и под его юрисдикцией лицам их права без какого бы то ни было различия. Каждое участвующее в Пакте государство приняло на себя обязанность: a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

--------------------------------

<1> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 32 - 57.

 

В ст. 14 Пакта закреплены следующие минимальные гарантии, которые предоставляются лицу при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения: a) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который оно понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения; b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; c) быть судимым без неоправданной задержки; d) быть судимым в его присутствии - и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника; e) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него; f) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке; g) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

Аналогичные правила закреплены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489.

 

14. Ряд положений, непосредственно относящихся к адвокатской деятельности, содержится в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) <1>. В соответствии с Правилом 7 основные процессуальные гарантии, такие как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в вышестоящую инстанцию, должны быть обеспечены на всех этапах судебного разбирательства. Правило 15.1 гласит: "В ходе всего судебного разбирательства несовершеннолетний имеет право быть представленным его или ее адвокатом или право на обращение за бесплатной правовой помощью, если предоставление такой помощи предусмотрено в этой стране законодательством".

--------------------------------

<1> Приняты на 96-м Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция. 1985. N 12 - 14.

 

15. Достаточно важная роль отведена адвокатам в рамках процедуры, предусмотренной Конвенцией о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.) <1>. Интересы сторон могут представлять адвокаты (ст. 14). При разрешении спора в третейском суде стороны могут поручать защиту своих прав и интересов перед судом адвокатам, для сего ими назначаемыми (ст. 62 Конвенции).

--------------------------------

<1> См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. С. 414 - 419.

 

16. Нормы международного права в ряде случаев появляются в результате обмена односторонними актами (нотами). Данные формы международного нормотворчества также могут выступать в качестве законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре (см., например, Обмен нотами о порядке исполнения судебных поручений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки от 22 ноября 1935 г.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1938. Вып. IX. С. 79 - 84.

 

17. Нормы, касающиеся деятельности адвокатов, могут содержаться в двусторонних договорах (например, в консульских конвенциях, заключенных между Россией и иными государствами).

18. Поскольку в соответствии с комментируемой статьей к законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре отнесены нормативные правовые акты Правительства РФ, в той же мере к законодательству могут быть причислены международные соглашения, утвержденные на межправительственном уровне (см., например, Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 г. <1>).

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 2002. N 3. С. 42 - 48.

 

19. Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. <1>, по своей юридической природе представляет собой нормативный правовой акт, который имеет локальный характер. Он распространяет свое действие на определенную группу лиц - адвокатов и регулирует ряд правоотношений, возникающих в сфере их профессиональной деятельности. Данный акт содержит два раздела, первый устанавливает принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а второй - процедурные основы дисциплинарного производства. Таким образом, данный акт включает в себя требования, предъявляемые к адвокату как представителю профессионального сообщества, и правила привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности в случае нарушения установленных запретов.

--------------------------------

<1> Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2003. N 2, 3.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.