Подробнее о содержании Кодекса профессиональной этики адвоката см. п. 4 ст. 7 Закона и комментарий к нему . — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Подробнее о содержании Кодекса профессиональной этики адвоката см. п. 4 ст. 7 Закона и комментарий к нему .

2021-06-23 26
Подробнее о содержании Кодекса профессиональной этики адвоката см. п. 4 ст. 7 Закона и комментарий к нему . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 5. Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 5

 

1. В комментируемой статье содержится запрет использования в наименованиях организаций и общественных объединений терминов, которые могут свидетельствовать о принадлежности к органам адвокатского сообщества.

2. Данный запрет относится к любой организации независимо от вида осуществляемой ею деятельности. Под действие запрета подпадают и организации, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности добровольчестве (волонтерстве)" <1>, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

3. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <1>). В силу ст. 7 они могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

 

4. В тексте комментируемой статьи говорится, что данные слова и словосочетания могут применяться лишь адвокатскими образованиями. Однако данное правило не в полной мере корреспондирует с иными положениями Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", так как в п. 1 ст. 20 Закона к числу адвокатских образований отнесены адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Поэтому следует признать, что в комментируемой статье содержится неточность, поскольку наряду с иными она запрещает применять термин "адвокатская палата", хотя таковая к формам адвокатских образований не относится. В п. 1 ст. 29 Закона она определена как негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

5. В комментируемой статье упоминается лишь об организациях и общественных объединениях. Вместе с тем данное правило должно быть распространено и на иные формы юридических лиц, оказывающих помощь гражданам (объединения организаций, учреждения, фонды и т.п.).

6. Министерство юстиции РФ еще до принятия комментируемого Закона обращало внимание на недопустимость использования в наименовании юридических лиц специальных терминов (см. Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований законодательства при оказании платных юридических услуг, приложение к письму Министерства юстиции РФ от 6 марта 1998 г. N 1459-ЕС). Так, в разделе 3.1 Методических рекомендаций (ныне утратили силу) подчеркивалось, что наименование юридических лиц является средством их индивидуализации и указывается в учредительных документах. Согласно ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Некоторыми названиями, говорилось далее, могут пользоваться только соответствующие специализированные организации.

Имелись случаи, когда некоторые структуры (например, юридические фирмы) неправомерно использовали в своем наименовании слова и словосочетания "адвокат", "адвокатский", "коллегия адвокатов", "юридическая консультация".

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова" <1> подчеркивается, что коллегия адвокатов является организационно-правовой формой деятельности адвокатов. Поэтому использование в наименованиях других лиц не присущей им организационно-правовой формы является нарушением законодательства, в том числе ст. 54 ГК РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 7. Ст. 871.

 

7. Следует признать недопустимым использование данных терминов и в наименованиях организаций, которые непосредственно не занимаются оказанием юридической помощи, однако могут использовать эти слова и словосочетания в рекламных целях (например, аудиторская фирма "Финансовый адвокат").

8. Запрещено именоваться адвокатами лицам, которые не обладают соответствующим статусом. Также не вправе этого делать лица, адвокатский статус которых приостановлен или прекращен (независимо от оснований). О порядке приостановления и прекращения статуса адвоката см. ст. ст. 16, 17 Закона и комментарий к ним.

9. Лицо, незаконно называющее себя адвокатом, при совершении определенных деяний может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 159 "Мошенничество" УК РФ.

Мошенничество представляет собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Обман может быть выражен в том, что лицо под видом адвоката получает деньги якобы в счет оплаты юридической помощи или обещает содействие в разрешении вопросов как законным, так и незаконным путем.

10. Термины "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" не могут быть использованы именно в наименованиях организаций или общественных объединений. При использовании данных терминов в рекламных проспектах запрет, предусмотренный комментируемой статьей, налагаться не может, хотя распространение такой информации недопустимо. В данных случаях следует применять запрет, содержащийся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <1>, где в ч. 1 ст. 5 говорится о том, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, а недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

 

11. Представляется, что запрет использовать не только указанные в комментируемой статье термины, но и словосочетания, включающие в себя эти термины, свидетельствует о недопустимости создания любых сочетаний слов, как то: "семейный адвокат", "экономический адвокат", "альтернативная адвокатская палата", "независимое адвокатское образование", "городская юридическая консультация" и т.п.

12. Особое внимание следует уделить разъяснению термина "юридическая консультация". Само по себе слово "консультация" может иметь два значения. Это, во-первых, вид деятельности, во-вторых - адвокатское образование, созданное в соответствии со ст. 24 Закона (или вопреки этой статье). В данном случае имеет место так называемая метонимия, т.е. замещение в русском языке термина - действия термином - явлением.

Представляется, что законодатель имел в виду запрет использования термина, обозначающего юридическую консультацию именно как одну из форм юридических образований (см. п. 1 ст. 20 Закона). Поэтому иные организации, оказывающие правовую помощь, в том числе и на возмездной основе, могут использовать это словосочетание, если оно будет означать деятельность, а не наименование организации, или входить в наименование организации, но в качестве термина - действия (например: "Фонд содействия предпринимателям, оказывающий юридические консультации").

13. Под содержащийся в комментируемой статье запрет не подпадают и иные юридические лица, которые явно не стремятся получить выгоду от этих наименований, поскольку в их учредительных документах не значится оказание юридической помощи в качестве одного из уставных видов деятельности. К ним могут быть отнесены журналы "Российский адвокат", "Адвокатская практика", развлекательные заведения (например, клуб "Адвокат") и т.п.

 

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТА

 

Статья 6. Полномочия адвоката

 

Комментарий к статье 6

 

1. В комментируемой статье определены полномочия адвоката при оказании им юридической помощи. В зависимости от вида такой помощи полномочия адвоката различаются, но наряду с этим не перестает действовать общее правило, согласно которому адвокат вправе осуществлять помощь любыми средствами и способами, помимо прямо запрещенных законом.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Адвокат своими усилиями может влиять на осуществление судебной власти и добиваться вынесения законных, обоснованных и справедливых решений по делам своего доверителя.

3. В первом пункте комментируемой статьи содержится перечень видов судопроизводства, в рамках которых адвокат наделяется полномочиями, во втором - указываются юридические основания для предоставления адвокату возможности реализовывать свои полномочия. Пункт третий представляет собой перечень прав адвоката, четвертый содержит ряд запретов. Пятый пункт специально посвящен запрету на сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

4. Процедура конституционного судопроизводства регламентирована Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

 

Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

5) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

6) дает толкование Конституции Российской Федерации;

7) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

8) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

9) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

10) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение; 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт; любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Таким образом, полномочия адвоката идентичны полномочиям любых иных лиц, которые вправе выступать в качестве представителей в конституционном судопроизводстве.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия (ст. 53 Федерального конституционного закона).

Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации регламентирован гл. V вышеуказанного Федерального конституционного закона.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям вышеуказанного Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 36 Федерального конституционного закона).

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в сети Интернет в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В обращении должны быть указаны: 1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение; 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе; 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; 5) нормы Конституции Российской Федерации и вышеуказанного Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию; 7) конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации; 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации; 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации; 10) перечень прилагаемых к обращению документов (ст. 37 Федерального конституционного закона).

К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией.

В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 1) при направлении запроса или ходатайства - 6 750 рублей; 2) при направлении жалобы организацией - 6 750 рублей; 3) при направлении жалобы физическим лицом - 450 рублей.

Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Предварительному рассмотрению обращений посвящена гл. VI Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям указанного Федерального конституционного закона в случаях, если обращение: 1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации; 2) по форме не отвечает требованиям указанного Федерального конституционного закона; 3) исходит от ненадлежащего органа или лица; 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено указанным Федеральным конституционным законом; 5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон.

Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, то Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы (ст. 40 Федерального конституционного закона).

После регистрации Председатель Конституционного Суда Российской Федерации поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения (ст. 41 Федерального конституционного закона).

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения.

О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации (ст. 42 Федерального конституционного закона).

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации; 2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым; 3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу; 4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия (ст. 43 Федерального конституционного закона).

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебном заседании. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается (ст. 44 Федерального конституционного закона).

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению (ст. 47 Федерального конституционного закона).

Кроме того, возможно разрешение дел без проведения слушания, если Конституционный Суд Российской Федерации придет к выводу, что вопрос может быть разрешен на основании тех правовых позиций, которые были обоснованы и выработаны в предыдущих решениях этого же органа (ст. 47.1 Федерального конституционного закона). Соответственно адвокат, изучив предыдущую практику, вправе обращать внимание Конституционного Суда Российской Федерации на наличие аналогичных выводов и заявлять ходатайство о принятии им решения без проведения слушания.

Уведомление о заседании Конституционного Суда Российской Федерации, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за 10 дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.

Объявления о заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации (ст. 51 Федерального конституционного закона).

Распорядок заседания заключается в следующем.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Если Конституционный Суд Российской Федерации признает невозможность рассмотрения дела, то оно откладывается.

Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность (ст. 57 Федерального конституционного закона).

Исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, сути вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Российской Федерации.

По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.

Установленный решением Конституционного Суда Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Российской Федерации. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации безотлагательно (ст. 60 Федерального конституционного закона).

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде Российской Федерации для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.

После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами (ст. 62 Федерального конституционного закона).

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд Российской Федерации может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.

Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом Российской Федерации (ст. 66 Федерального конституционного закона).

Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд Российской Федерации признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, то он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами (ст. 67 Федерального конституционного закона).

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела (ст. 69 Федерального конституционного закона).

Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также порядок их принятия и провозглашения установлены в гл. VIII Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено указанным Федеральным конституционным законом.

Если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного правового акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, то решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих в судебном заседании судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования (ст. 72 Федерального конституционного закона).

Решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

Определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено указанным Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 74 Федерального конституционного закона).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда Российской Федерации; сторонам; Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации; Верховному Суду Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам (ст. 77 Федерального конституционного закона).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном федеральным законом порядке.

Как свидетельствует практика, чаще всего адвокаты принимают участие в рассмотрении дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (гл. XII указанного Федерального конституционного закона).

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных в ст. 38 указанного Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело (ст. 96 Федерального конституционного закона).

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде (ст. 97 Федерального конституционного закона).

Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд, в котором применен обжалуемый закон.

Соответствующий суд может приостановить исполнение судебного постановления или производство по делу до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления (ст. 98 Федерального конституционного закона).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений: 1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации; 2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, то данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке (ст. 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

5. Полномочия адвоката в гражданском судопроизводстве регламентированы ГПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

 

Адвокат может быть представителем в суде наряду с иными дееспособными лицами, имеющими надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (ст. 49 ГПК РФ). Кроме того, адвокат может быть назначен самим судом. В силу ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя, если отсутствует представитель у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в некоторых других случаях (например, если лицо по состоянию здоровья н<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.