О региональном реестре адвокатов см. ст. 14 Закона и комментарий к ней . — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

О региональном реестре адвокатов см. ст. 14 Закона и комментарий к ней .

2021-06-23 25
О региональном реестре адвокатов см. ст. 14 Закона и комментарий к ней . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статус адвоката может быть прекращен лишь по одному из следующих оснований:

1) подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты. Такое заявление подается обязательно в письменной форме, любые высказывания адвоката в качестве основания для прекращения адвоката выступать не могут. Равным образом не считается основанием для прекращения статуса адвоката его письменное заявление, которое было подано и (или) адресовано в другую структуру, кроме совета адвокатской палаты субъекта Федерации, в реестр которого сведения об адвокате внесены;

2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным. В соответствии со ст. 209 ГПК РФ решения суда по данным вопросам вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование (апелляционные жалоба или представление могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме). Если решение было обжаловано, то оно вступает в законную силу после его рассмотрения судом апелляционной инстанции, если решение было оставлено без изменения. В случае изменения решения оно вступает в силу в измененном виде;

3) смерть адвоката и вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Смерть адвоката должна быть удостоверена соответствующим документом, выданным органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС), - свидетельством о смерти. В тех случаях, когда нет точных свидетельств о смерти гражданина, следует руководствоваться положениями гл. 30 ГПК РФ. Заявление об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает организации по последнему месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Дела об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом ЗАГС записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния;

4) вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления. О понятии умышленного преступления см. комментарий к ст. 9 Закона. В соответствии со ст. 390 УПК РФ приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке (10 суток со дня провозглашения приговора или со дня вручения копии приговора осужденному, содержащемуся под стражей), если он не был обжалован сторонами. Приговор апелляционного суда вступает в законную силу немедленно;

5) выявление обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 9 Закона (если уже после приобретения лицом статуса адвоката выяснится, что лицо было признано недееспособным или ограниченно дееспособным либо что лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления). Если впоследствии эти обстоятельства исчезнут, то лицо вправе приобрести статус адвоката на общих основаниях;

6) нарушение запрета, предусмотренного п. 3.1 ст. 16 Закона, в соответствии с которым лицо, статус которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты субъекта РФ или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. В этом случае последующее восстановление статуса адвоката Законом не предусмотрено.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что решение о прекращении статуса адвоката принимается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, в дисциплинарном порядке на основании заключения квалификационной комиссии в случаях, перечисленных в указанном пункте. В том случае, когда адвокат не исполнял или ненадлежащим образом исполнял свои профессиональные обязанности перед доверителем, грубо нарушил нормы Кодекса профессиональной этики адвоката, незаконно использовал и (или) разгласил информацию, связанную с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематически не соблюдал установленные законодательством Российской Федерации требования к адвокатскому запросу, не исполнял или ненадлежащим образом исполнял решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, предоставил в квалификационную комиссию недостоверные сведения, то впоследствии адвокатский статус этому лицу не восстанавливается. Если же адвокат не предоставил в установленный законом срок сведения об избрании им формы адвокатского образования, в рамках которого он будет осуществлять профессиональную деятельность, то впоследствии лицо вправе получить статус адвоката вновь на общих основаниях.

3. Приняв решение, совет адвокатской палаты согласно п. 3 комментируемой статьи в обязательном порядке в 7-дневный срок должен уведомить в письменной форме лицо, которое лишено статуса адвоката (за исключением смерти адвоката или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим). Помимо этого извещается территориальный орган Минюста России для внесения соответствующих изменений в региональный реестр адвокатов.

4. Лицо, лишенное статуса адвоката, в соответствии с п. 4 комментируемой статьи вправе обжаловать решение совета адвокатской палаты в суд в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ (см. комментарий к ст. 10 Закона).

5. В п. 5 комментируемой статьи говорится о том, что в случае получения сведений об обстоятельствах, которые являются основаниями для прекращения статуса адвоката, территориальный орган Минюста России должен направить в совет адвокатской палаты субъекта РФ представление о прекращении статуса адвоката. Территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в том случае, когда совет адвокатской палаты не принял соответствующего решения в месячный срок с момента получения об этом представления.

 

Статья 18. Гарантии независимости адвоката

 

Комментарий к статье 18

 

1. Комментируемая статья содержит положение о запрещении какого бы то ни было вмешательства в законную адвокатскую деятельность. Это правило соответствует Основным положениям о роли адвокатов, принятым VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. В разделе о гарантиях деятельности адвокатов говорится: "Правительства должны обеспечить адвокатам: а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства; <...> в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами".

2. Адвокат не может быть привлечен к ответственности за выраженное при осуществлении адвокатской деятельности мнение как по конкретному делу, так и в публичных дискуссиях по вопросам отправления правосудия и обеспечения прав человека. Закон определяет невозможность привлечения к ответственности адвоката за высказанное мнение даже после того, как его статус адвоката был приостановлен или прекращен. Таким образом, можно говорить об адвокатском иммунитете. Тем более что ранее упоминавшиеся Основные положения о роли адвокатов также употребляют этот термин: "Адвокат должен обладать уголовным или гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе". Далее этот документ определяет право адвокатов на свободу высказывания: "Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказывания... В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека... При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами". Адвокат может быть привлечен к ответственности лишь в том случае, когда его виновность в совершении преступления будет установлена вступившим в законную силу приговором суда. Ограничения на привлечение адвоката к ответственности не распространяются лишь на гражданско-правовую ответственность адвоката перед своим доверителем.

3. Закон не допускает истребования от адвокатов, работников адвокатских образований, адвокатских палат субъектов Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации сведений, которые связаны с оказанием юридической помощи по конкретным делам. Это обусловлено необходимостью сохранения адвокатской тайны (см. ст. 8 Закона и комментарий к ней). Истребование сведений по конкретным делам, как представляется, может иметь место лишь при расследовании преступления, совершенного адвокатом при оказании юридической помощи по конкретному делу.

О понятии адвокатских образований и их видах см. гл. 4 Закона и комментарий к ней.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает требование о государственной защите адвоката, членов его семьи и имущества. В Основных положениях о роли адвокатов по этому поводу говорится: "Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями". Закон возлагает обязанность обеспечения безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности имущества на органы внутренних дел, поскольку обеспечение безопасности личности является одной из задач полиции в Российской Федерации (см. ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

 

5. Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Уголовно-процессуальный закон относит адвокатов к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, предусмотренный гл. 52 УПК РФ. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту РФ.

На адвоката, в отношении которого ведется уголовное судопроизводство, в полной мере распространяются конституционные гарантии, предоставляемые всем гражданам. Помимо этого в отношении адвоката действуют дополнительные гарантии.

Так, в соответствии со ст. 401 УПК РФ обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), включая случаи, предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ, производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в порядке, установленном ч. 1 ст. 448 УПК РФ, на основании постановления судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты.

В постановлении судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки в отношении адвоката указываются данные, служащие основанием для производства указанных следственных действий, а также конкретные отыскиваемые объекты. Изъятие иных объектов не допускается, за исключением предметов и документов, изъятых из оборота. В ходе обыска, осмотра и (или) выемки в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства.

До возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, и вынесения судьей постановления о разрешении производства следственного действия осмотр жилых и служебных помещений, используемых для осуществления адвокатской деятельности, может быть произведен только в случае, если в указанных помещениях обнаружены признаки совершения преступления. В таком случае осмотр места происшествия без участия члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производится осмотр, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты, допускается только при невозможности обеспечения его участия.

 

Статья 19. Страхование риска ответственности адвоката

 

Комментарий к статье 19

 

1. До настоящего времени закон, устанавливающий обязательный порядок страхования адвокатом своей профессиональной имущественной ответственности, не принят.

2. В п. 3 ст. 45 Закона установлено, что адвокат вправе осуществлять добровольное страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности. При этом страховые взносы, уплачиваемые адвокатом страховщику по договору страхования, относятся к средствам, отчисляемым адвокатом в соответствии с п. 7 ст. 25 Закона (см. комментарий к этой статье).

3. Порядок страхования ответственности по договору установлен ст. 932 ГК РФ. Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен.

 

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И АДВОКАТУРЫ

 

Статья 20. Формы адвокатских образований

 

Комментарий к статье 20

 

1. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривает, что адвокаты могут осуществлять свою деятельность в различных организационных формах по своему выбору: единолично, учредив адвокатский кабинет, а также в составе адвокатских бюро, адвокатских коллегий и юридических консультаций.

Деятельность по оказанию юридической помощи в иных организационных формах (например, адвокатских фирмах) адвокатами осуществляться не может.

2. Об учреждении различных форм адвокатских образований и организации их деятельности см. ст. ст. 21 - 24 Закона и комментарий к ним.

3. В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР, действовавшим до 1 июля 2002 г. <1>, адвокатская деятельность могла иметь место только в рамках юридических консультаций, являвшихся структурными подразделениями адвокатских коллегий.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

 

На основании ч. 2 ст. 3 Положения коллегии адвокатов образовывались по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов. Предложение об образовании коллегии адвокатов следовало направлять в Министерство юстиции РСФСР, которое при согласии с ним представляло его в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации.

В РСФСР было предусмотрено создание республиканских (в автономных республиках), краевых, областных и городских (в городах Москве и Ленинграде) коллегий адвокатов. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Положения об адвокатуре РСФСР наряду с коллегиями субъектов Российской Федерации с согласия Министерства юстиции СССР, когда это было необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. Фактически в каждом субъекте Российской Федерации существовала только одна коллегия. Кроме коллегий субъектов Российской Федерации существовали еще две коллегии: Инюрколлегия, занимавшаяся защитой прав советских граждан и организаций за рубежом, и Межреспубликанская коллегия адвокатов, осуществлявшая адвокатские функции в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных объектах, в войсковых частях и соединениях.

4. Формально коллегии адвокатов считались добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Фактически, однако, коллегии не были добровольными объединениями, поскольку вне коллегий адвокатской деятельностью адвокат заниматься был не вправе - членство в коллегиях было для адвокатов обязательным.

В результате происшедших изменений в начале 1990-х гг. в стране возник дефицит юридических услуг, который существовавшие коллегии адвокатов восполнить оказались не в состоянии. Сошли с политической арены комитеты КПСС - от Центрального до районных, - в которые обращались с жалобами по любым вопросам, и при этом, естественно, адвокаты не требовались. В то же время резко возросло количество обращений в суды с жалобами на действия любых органов и должностных лиц; зародился и начал бурно разрастаться частный бизнес, в связи с чем гражданское общество нуждалось в развитии договорных отношений и правовой защите предпринимательства. В результате в стране появились частнопрактикующие юристы, юридические кооперативы и фирмы. Наряду с действовавшими областными (краевыми) коллегиями адвокатов появились так называемые "параллельные" коллегии, которые создавались в соответствии с ч. 4 ст. 3 Положения об адвокатуре РСФСР.

5. Российским уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено, что в качестве защитников на предварительном следствии могут участвовать только адвокаты. Конституционным Судом РФ такое ограничение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. В Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова" Конституционный Суд РФ указал, что "по своему содержанию право на самостоятельный выбор адвоката (защитника) не означает право выбирать в качестве защитника любое лицо по усмотрению подозреваемого или обвиняемого и не предполагает возможность участия в уголовном процессе любого лица в качестве защитника. Закрепленное в ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации право пользоваться помощью адвоката (защитника) является одним из проявлений более общего права, гарантированного ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому человеку, - права на получение квалифицированной юридической помощи... Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования дела любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь..." <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 7. Ст. 871.

 

6. Установленный Положением об адвокатуре РСФСР порядок создания коллегий адвокатов предполагал возможность проверки профессионального уровня юристов, ходатайствующих об образовании коллегии, как Министерством юстиции и его органами, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Коллегии адвокатов должны были обеспечивать контроль за надлежащим уровнем профессиональной подготовки принимаемых в коллегии адвокатов и за их деятельностью. Учреждая юридические консультации и направляя адвокатов для работы в эти консультации, коллегии обеспечивали оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам.

7. Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ в письме от 13/19 августа 1999 г. за N 6495-СЮ/22-5/100-96 отмечали, что "органы прокуратуры и юстиции в своей практике сталкиваются с различной трактовкой статуса объединений, члены которых правомочны осуществлять адвокатскую деятельность. Встречаются случаи, когда под видом коллегий адвокатов пытаются утвердиться организации, созданные в рамках Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (в последующих редакциях) "Об общественных объединениях" <1>. Это создает угрозу проникновения в уголовное судопроизводство лиц, не отвечающих профессиональным требованиям и не являющихся адвокатами с точки зрения действующего законодательства".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

 

В приведенном выше письме от 13/19 августа 1999 г. за N 6495-СЮ/22-5/100-96 подчеркивалось, что "коллегии адвокатов создаются с согласия Министерства юстиции Российской Федерации... Адвокатура призвана обеспечивать право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации. Органам прокуратуры и юстиции вплоть до вступления в силу нового законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, при обеспечении конституционного права граждан и осуществлении надзора за соблюдением законодательства об адвокатуре необходимо руководствоваться Положением об адвокатуре РСФСР, согласно которому адвокатами являются лица, состоящие членами коллегий адвокатов, созданных в указанном порядке".

В результате деятельность ряда созданных с нарушением законодательства об адвокатуре "коллегий" была прекращена.

 

Статья 21. Адвокатский кабинет

 

Комментарий к статье 21

 

1. Адвокатский кабинет является организационной формой индивидуальной адвокатской деятельности.

Адвокатский кабинет может быть учрежден только адвокатом, имеющим стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Такое условие для создания адвокатского кабинета предусмотрено для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень оказываемой им юридической помощи.

Индивидуальный характер деятельности в данном случае означает, что адвокат осуществляет свою деятельность, не объединяясь организационно с другими адвокатами на постоянной основе. Это не исключает возможности временного объединения усилий с другими адвокатами при оказании юридической помощи по сложным уголовным или гражданским делам, для подготовки сложных и больших по объему сделок.

2. Индивидуальный характер деятельности не исключает наличия наемных работников, в том числе помощников адвоката, а также стажеров. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не содержит ограничений права адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность в рамках адвокатского кабинета, иметь помощников, секретарей, нанимать работников для исполнения технических функций.

3. Адвокатский кабинет нельзя отождествлять с фактическим местом осуществления адвокатской деятельности, каким, например, является нотариальная контора для нотариуса. Наличие специального служебного помещения, предназначенного для адвокатского кабинета, желательно, но не обязательно. Если нотариус совершает нотариальные действия, как правило, в помещении нотариальной конторы, то адвокат зачастую работает, находясь вне своего постоянного помещения. Адвокат участвует в судебных заседаниях в зале суда, в производстве следственных действий в кабинете следователя, беседует со своим подзащитным в следственном изоляторе. Участвовать в переговорах и консультировать клиентов адвокат может и в помещении офиса клиента, изучать законодательство и литературные источники - в библиотеке. Составлять документы также необязательно в специальном служебном помещении.

4. Из содержания ч. 2 ст. 17 ЖК РФ <1> вытекает, что адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

--------------------------------

<1> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // РГ. 2005. 12 янв.

 

5. Уведомление адвокатом совета адвокатской палаты Российской Федерации о месте нахождения адвокатского кабинета необходимо для осуществления связи между адвокатом и соответствующей адвокатской палатой. При этом адвокатская палата осуществляет регистрацию лишь адвокатского кабинета как адвокатского образования, но не помещений. Закон не содержит требования о сообщении адвокатом в адвокатскую палату о месте нахождения всех помещений, занимаемых адвокатским кабинетом. Если адвокат арендует (либо занимает на иных основаниях) несколько помещений, используемых для размещения адвокатского кабинета, то он обязан сообщить в адвокатскую палату о месте нахождения хотя бы одного из них. В то же время правовой режим всех указанных помещений одинаков. В частности, на все занимаемые адвокатским кабинетом помещения распространяется особый порядок обыска, осмотра и выемки, предусмотренный статьей 450.1 УПК РФ. При совершении этих процессуальных действий обязательно участие представителя Совета адвокатской палаты. Все предметы и документы, изъятые в нарушение требований ст. 450.1 УПК РФ, не могут быть использованы в качестве доказательств, как полученные с нарушением закона.

6. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом, что не снимает с адвоката обязанности встать на учет в налоговых органах. Однако на учете в налоговых органах должен состоять не адвокатский кабинет, а адвокат как налогоплательщик. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1> адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, могут не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

 

Согласно п. 2 ст. 54 Налогового кодекса РФ адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

7. Отношения адвоката с клиентом регулируются соглашением об оказании юридической помощи, которое является самостоятельным видом гражданско-правового договора с элементами договора поручения.

Содержание и основные условия соглашения об оказании юридической помощи определены в ст. 25 комментируемого Закона.

Полномочия адвоката по представлению интересов своего доверителя в случаях, предусмотренных федеральным законом, подтверждаются ордером (подробнее об этом см. п. 2 ст. 6 Закона и комментарий к нему).

8. Адвокатская деятельность не является коммерческой, а адвокатский кабинет к коммерческим организациям не относится. Адвокат не оказывает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыли из своей деятельности.

Расчеты доверителя с адвокатом могут производиться как с помощью наличных денежных средств, так и в безналичном порядке. При расчетах наличными денежными средствами согласно разъяснению ФНС России, содержащемся в письме от 26 октября 2004 г. N 33-0-13/683 "О применении контрольно-кассовой техники", адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не подпадают под сферу действия Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1> и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

 

Адвокатская деятельность в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не считается предпринимательской, в силу чего адвокаты предпринимателями не являются. Адвокаты не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

9. Соглашение адвоката с клиентом должно быть зарегистрировано в документации адвокатского кабинета. Нормативных актов о формах учета соглашений в адвокатских кабинетах в настоящее время не существует. Законодательство не содержит прямых указаний о полномочиях органов юстиции либо органов адвокатского самоуправления издавать обязательные указания по этому вопросу. Представляется необходимым издание соответствующих рекомендаций Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней). По-видимому, такая документация должна содержать наименование клиента (для физических лиц - фамилию и инициалы), его фактический и юридический адрес, наименование вида оказываемой в соответствии с соглашением юридической помощи (консультация, защита, представительство и т.д.), наименование дела и органа, в производстве которого оно находится, сведения о том, является оказание юридической помощи платным или нет. В любом случае при организации документооборота адвокат может руководствоваться национальным стандартом РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1185-ст, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1>, Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 477 <2> и Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

<2> СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3060.

 

Статья 22. Коллегия адвокатов

 

Комментарий к статье 22

 

1. В силу ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" существовавшие на момент его принятия коллегии адвокатов были сохранены, однако со значительно изменившимися функциями. Прежде всего коллегии адвокатов утратили право присвоения и лишения адвокатского статуса.

Коллегии адвокатов как одна из форм адвокатских образований, предусмотренных Законом, в отличие от коллегий адвокатов, которые образовывались в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г., создаются не органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с согласия Министерства юстиции Российской Федерации, а в результате свободного волеизъявления учредивших их адвокатов. Нынешние коллегии адвокатов - лишь одна из организационных форм адвокатской деятельности. Они создаются юристами, уже получившими адвокатский статус и имеющими возможность заниматься адвокатской деятельностью.

2. Коллегии адвокатов являются корпоративными организациями, на которые распространяется действие норм гражданского законодательства о некоммерческих организациях. Основные положения этих норм продублированы в комментируемой статье.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческими являются организации, не имеющие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Коллегии адвокатов, создание которых предусмотрено Законом, и относятся к упомянутым в ст. 50 ГК РФ "другим формам, предусмотренным законом".

Коллегии адвокатов являются некоммерческими корпоративными организациями, созданными, как это предусмотрено ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>, для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

3. Как в каждой некоммерческой организации, основанной на членстве, в коллегии адвокатов состоят члены-учредители и члены коллегии, не являющиеся учредителями. Комментируемая статья не содержит положений, свидетельствующих о различиях в их правах и обязанностях. Представляется, что такие различия допустимы, но они могут касаться только имущественных отношений внутри самой коллегии. В остальном - и прежде всего в вопросах, касающихся профессиональной деятельности адвокатов, - члены коллегии равноправны независимо от того, являются они учредителями или нет.

4. К учредительному договору и уставу коллегии адвокатов комментируемая статья предъявляет те же требования, что и ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Представляется, однако, что положения об учредительном договоре относятся к коллегиям адвокатов, образованным после вступления в силу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

5. Так же, как и при создании адвокатского кабинета, об основании коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются место нахождения коллегии адвокатов, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов. В нем должны также указываться сведения об учредителях. К уведомлению прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

6. В отличие от адвокатского кабинета коллегия адвокатов является юридическим лицом, и в этом качестве она должна быть поставлена на учет в органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <1>, изданным на основании ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" <2>, с 1 июля 2002 г. такая регистрация возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российс


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.