Использование интернет-ресурсов и компьютерных баз данных в поиске научной литературы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Использование интернет-ресурсов и компьютерных баз данных в поиске научной литературы

2021-06-23 25
Использование интернет-ресурсов и компьютерных баз данных в поиске научной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в Сети можно найти множество веб-ресурсов, тем или иным образом затрагивающих проблемы педагогики и психологии. К информации, накопленной в виртуальном пространстве, стоит подходить с особой осторожностью и тщательно анализировать ее качество. Так, J. G. Reedи Р. М. Baxter[8]ссылаясь на опыт других исследователей, приводят наиболее важные критерии оценки качества сайта.

1. Авторитетность — кто несет ответственность за информацию, размещенную на веб-сайте, и заслуживает ли доверия этот источник?

2.Точность, правильность — является ли информация точной и какэто можно проверить?

3. Объективность — является ли информация, размещенная на сайте, относительно свободной от каких-либо интересов (политических, социальных, коммерческих).

4. Срок действия — является ли информация по-прежнему доступной или у нее есть срок окончания размещения?

5. Распространение — является ли информация на сайте дубликатом каких-либо доступных в печати или в другой форме источников или же она размещена только здесь и нигде больше? Есть ли ссылки на эту информацию в других источниках?

Одна из наиболее распространенных стратегий, которых придерживаются начинающие исследователи, — это использование разнообразных поисковых систем (www.yahoo.com, www.google.ruи пр).

 На этих сайтах есть строка поиска, в которой необходимо набрать ключевые слова, определяющие интересующую исследователя проблему. После отправки запроса (нажатием клавиши Enterили кнопки Поиск рядом с поисковой строкой) поисковая система выдаст сайты, содержащие искомое сочетание слов. При этом сайты будут отсортированы по степени соответствия содержанию запроса.

Количество сайтов может быть различным и определяется степенью распространенности указанных ключевых слов в обиходной речи. Например, словосочетание «детско-родительские отношения», указанное в качестве ключевых слов, может дать список из более чем 2000 сайтов. Здесь будут как сайты, касающиеся психологии и педагогики, так и популярные сайты для родителей, и сайты газет и журналов, астрологические сайты и другие, не содержащие нужной информации. В связи с этим необходимо серьезно отнестись к выбору ключевых слов, которые отражают сжатую, компрессированную идею текста. Одним из способов уточнения ключевых слов является включение в них фамилий известных ученых, внесших наибольший вклад в изучение интересующей проблемы. ^

В таком случае результаты поиска окажутся в большей степени предметно ориентированными.

Любой сайт из предложенных в списке обычно имеет содержащую полезные ссылки закладку, воспользовавшись которой можно перейти к следующему сайту по интересующей проблематике. Однако такая стратегия чревата потерей времени, поскольку можно увлечься блужданием по страницам Интернета, которое со временем может начать отвлекать исследователя от основной цели поисков.

Другая стратегия — просмотр тематически направленных сайтов, относящихся к педагогике и психологии. Найти эти сайты также можно в поисковой системе, которая содержит рубрикатор. Например, Яндекс предлагает следующую рубрикацию каталога Учеба-Науки-Гуманитарные-Психология, педагогика.

 

 

Типы поисковых систем

Свободные информационно-поисковые системы.Такие компьютерные системы автоматически сканируют веб-пространство и создают хранилища больших объемов информации на основе собственных баз данных веб-страниц. В ответ на запрос, сделанный пользователем с помощью одного или нескольких слов, они выполняют отбор веб-страниц в соответствии с собственными параметрами, например тем, как часто появляются заданные слова в тексте страницы. Вы можете заметить, что различные поисковые системы в ответ на одинаковый запрос формируют разные списки ссылок на искомые ресурсы, иногда один поисковик предлагает ссылки на ресурсы, которые не может обнаружить другой. Наиболее известные международные системы — Google (www.google.com), AltaVista (www.altavista.com). В русскоязычном Интернете это Рамблер (www.rambler.ru), mail.ru (www.mail.ru).

Компиляторы, строящиеся на индексах.В таких системах реальные люди классифицируют веб-страницы по ряду тем, определяя систему заголовков и подзаголовков. Для того чтобы начать поиск, рекомендуется пройти по ряду ссылок (линков), начиная с генеральной или основной области поиска. Это помогает пользователям вести поиск по тем же ключевым словам, но уже в предметной, индексированной области поиска. Наиболее известная международная система — Yahoo (www.yahoo.com). В русскоязычном Интернете это Яндекс (www.yandex.ru), Апорт (www.aport.ru) и др.

Метапоисковые системы.Такие системы уже не являются поисковыми машинами в прямом смысле. Назначение таких систем — одновременное использование нескольких поисковых машин и каталогов объектов, которые и будут осуществлять поиск. Метапоисковые системы являются надстройками над поисковыми системами другого типа, активизирующими их одновременную работу по поиску необходимой информации. По сути, при обращении к таким системам вы одновременно работаете с несколькими поисковыми машинами. Однако если все эти поисковые системы работают разными способами, вы можете получить либо изобилие ссылок, либо ничего. Преимущество таких систем в том, что они могут найти вам то, о чем вы никогда не слышали ранее. Примеры таких систем — Mamma (www.mamma.com), Dogpile (www.dogpile.com), Metacrawler (www.metacrawler.com).

Интеллектуальные системы (intelligentagents).В отличие от простых поисковых систем, они осуществляют поиск в течение длительного времени — до тех пор, пока вы его не прекратите. Это практически не требует вашего вмешательства, поиск осуществляется автоматически, и после обновления его результатов вы получаете сообщения о новых ссылках на интересующую информацию. Наибольшей простотой в обращении с такими агентами характеризуется система Google. Настроить поиск можно на странице http://www.google.com/alerts. В целом ресурсы Googleнаиболее полно отвечают исследовательским интересам, обеспечивая не только эффективный поиск информации, но и проведение самого исследования. Несомненным плюсом данного ресурса является разработанный компанией Googleпродукт GoogleScholar (http://scholar.google.com/). Эта поисковая система позволяет вести поиск научной информации, включая статьи, книги, диссертации, аннотации и т. д. Для поиска журнала или статьи удобно использовать опцию Advancesearch(Сложный поиск).

 

 

В Интернете существуют специальные системы поиска научных сведений — интеллектуальная поисковая система Nigma.ru(http://www. nigma.ru/), поисковая система научных публикаций Scholar.ru(http://www. scholar.ru/), сайт Mavicanet(http://mavica.ru/, http://mavicanet.ru/).

Другой тип электронных ресурсов, позволяющих получать доступ к научной психологической информации, представлен целым рядом компьютерных баз данных Среди русскоязычных компьютерных баз данных выделяются следующие ресурсы:

· Базы данных ИНИОН РАН (http://www.inion.ru/index6.php). Электронный каталог включает в себя библиографические базы данных по социальным и гуманитарным наукам, ведущиеся с начала 1980-х годов.

· ИНФОМАГ (http://infomag.ru/journals/j091r/). Сайт ориентирован на распространение по электронным сетям библиографической и другой научной информации, в первую очередь оглавлений научных и технических журналов, а также зарубежных научных электронных бюллетеней.

· Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) (http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/). В составе элек тронного ресурса РГБ представлен библиографический проект «Психология для всех», предназначенный для освещения новинок научной психологической литературы и той информации, которая представлена ресурсами Интернета. Составители, Л. Г. Бардонова и О. В. Решетникова, при отборе источников отдавали предпочтение авторам, которые зарекомендовали себя как успешные исследователи и практики.

• Портал психологических изданий PsyJoumals.ru(http://psyjournals. ru/index.shtml). Проект ставит своей задачей публикацию полно- текстовых и аннотированных журналов по психологии. Среди журналов представлены «Московский психотерапевтический журнал», «Культурно-историческая психология», «Психологическая наука и образование», «Экспериментальная психология», «Психология».

• Сайт журнала «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/news. htm). Содержит полнотекстовую библиотеку журнала с 1980 по 1993 год, информацию об изданиях журнала, тематические под борки статей, анонсы публикаций и новости научной жизни психологического сообщества.

Информационные и библиографические компьютерные базы данных по психологии в России существенно уступают аналогичным англоязычным ресурсам. Разветвленная, качественно проработанная научная психологическая сеть на английском языке обобщает мировой опыт психологической мысли.

В связи с этим современному исследователю необходимы навыки работы с такими базами данных для того, чтобы быть в курсе передовых научных достижений. Англоязычных компьютерных баз по психологической науке довольно много, мы упомянем только самые крупные и общепризнанные.

• PsycINFO (http://psycnet.apa.org/). Компьютерная база данных, ведущаяся при поддержке Американской психологической ассоциации (АРА). База включает в себя тексты статей, относящихся к 1900 тематическим разделам научных психологических журналов, выпускаемых в США, Канаде, Западной Европе. Тематика публикаций охватывает все области научной и прикладной психологии, а также смежных дисциплин: социологии, культурологии, менеджмента, образования, медицины. В состав компьютерной базы входят также обзоры книг и отдельных глав книг, диссертаций и отчетов об исследованиях. База данных обновляется еженедельно.

• ERIC (http://www.eric.ed.gov/). Проект начал действовать в 1966 году под патронажем Департамента образования США. Информационный центр образовательных ресурсов (EducationalResourcesInformationCenter) имеет двухкомпонентную структуру. Первой составной частью базы данных является коллекция дайджестов, описаний и рефератов из более чем 1000 образовательных и связанных с образованием научных журналов. Второй компонент содержит описания и аннотации отчетов об исследованиях, докладов, сделанных на конференциях, и другие неопубликованные материалы. По структуре база данных сходна с PsycINFO.

• PsycLine (http://www.psycline.org/). Сайт начал работать в 1995 году и завоевал признание многих пользователей удобством интерфейса и широким спектром психологической информации. В компью-терной базе данных сведения о 2088 научных журналах по психологии. Сайт организован и управляется доктором А. Гюнтером (Аугсбургский университет, Германия).

• Google Book Search (http://books.google.ru/books). Полнотекстовый поиск по книгам, оцифрованным компанией Google, осуществляемый на основе компьютерной базы, состоящей из более чем 10 млн. книг из крупнейших библиотек США. В планах Google— сканирование и размещение в своей базе фондов библиотек Стэнфордского университета (8 млн книг), Мичиганского университета (7 млн книг), Гарвардского университета (40 тыс. книг), Оксфордского университета (все книги, изданные до 1900 года), а также общественной библиотеки Нью-Йорка (не защищенные авторскими правами материалы для школьников и студентов). В настоящее время этот ресурс активно пополняется научной литературой, в том числе на русском языке.

• ScienceDirect(http://www.sciencedirect.com/). Этот ресурс содержит тематическую коллекцию по психологии, энциклопедии по клинической психологии, сведения по смежным наукам. Предоставляется доступ к полным текстам журналов, выпущенных издательством Elsevier.

• Web of Science (ISI Web of Knowledge) (http://www.isiwebofknowledge.

com/). База охватывает более 12 тыс. журналов по всем предметным областям, также включает в себя дайджесты и ссылки на труды конференций. База создана в 1965 году и все это время обновляется с недельным интервалом.

• SpringerLink! (http://www.springerlink.com/). Одна из ведущих мировых интерактивных баз данных, включающая коллекции более 28 тыс. электронных публикаций издательства Springerи издательства KluwerAcademicPublishers, по различным отраслям знаний. В базу данных входят журналы, книжные серии, книги, справочные материалы и интерактивная коллекция архивов депонированных документов. Хронологическийохватсоставляет 150 лет. СредиколлекциижурналовпредставленыThe American Journal of Psychoanalysis, Applied Research in Quality of Life, Human Studies, Journal of Happiness Studies, Psychological Research, Pastoral Psychology идр.

Еще одной стратегией поиска необходимой литературы является обращение к электронным библиотекам и электронным версиям публикуемых журналов. Одними из наиболее информативных русскоязычных электронных библиотек в области психологии и педагогики являются следующие ресурсы: http:// www.auditorium.ru,http://www.flogiston.ru, http://elibrary.ru/, http://www.psychology-online. net/docs/index.html.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.