Специфика информации в педагогике и психологии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Специфика информации в педагогике и психологии

2021-06-23 26
Специфика информации в педагогике и психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В своей профессиональной деятельности педагоги и психологи оперируют психологической информацией. Психологическую информацию можно определить как совокупность аккумулируемых с определенной целью данных и сведений, снижающих неопределенность знаний о свойствах и состояниях психики характерных для нее процессов и проявлений. Таким образом, психологическая информация, собираемая в конкретном психологическом исследовании, призвана снизить неопределенность наших знаний о свойствах и состоянии предмета исследования и характерных для него процессов и проявлений. Психологическая информация в контексте изучения конкретной личности –это информация, полученная путем применения всего арсенала методов психологических исследований(результаты обследования, выводы и рекомендации психолога в устной форме, на бумажных магнитных носителях).

Психологическая информация как частная разновидность информации обладает всеми ее свойствами, но содержательное наполнение отличается спецификой:

• относительностью;

• актуальностью;

• полнотой;

• релевантностью;

• экологичностью;

' • трудоемкостью.

Относительность психологической информации проявляется в следующих аспектах: по отношению к среднестатистическим значениям, объяснительным схемам различных психологических подходов (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, субъектно-деятельностная теория и т. д.), методам ее извлечения, выбираемым исследователем.

Актуальностьотражает прежде всего своевременность (насущность) выявляемой психологической информации, необходимую степень современности информации по отношению к решаемой проблеме. Следует помнить, что ценность информации со временем уменьшается. Так, нормативы по методикам, полученные в 1970-х годах, вряд ли смогут помочь охарактеризовать уровневые характеристики изучаемого явления, если данные собирают в начале XXI века.

Полнота информации определяет ее количество, необходимое и достаточное для достижения поставленных целей и решения задач. Полная информация обеспечивает как необходимые, так и достаточные условия для формулирования выводов по результатам исследования, психологических рекомендаций о мероприятиях по использованию данных результатов.

Релевантность психологической информации обусловлена требованием ее соответствия решаемой проблеме (научной или прикладной). Иначе говоря, сведения должны относиться именно к исследуемому объекту или процессу и именно в той части, которая составляет предмет исследования.

Экологичность информации заключается в следующем. Психологическая информация о личности относится к разряду конфиденциальной. Она не подлежит разглашению и не должна компрометировать испытуемого, заказчика, психолога и психологическую науку.

Трудоемкость информации определяет уровень временных и энергетических затрат на получение и переработку информации. Эффективной информация может быть тогда, когда такие затраты не превышают получаемый от ее использования эффект.                     *

Психологическая информация может быть классифицирована по нескольким основаниям [1]:

 

Таб.1 Классы психологической информации

 

Основание классификации Вид информации
Стадии образования Необработанная; обработанная; промежуточная; итоговая
Соответствие целям исследования Первичная; Вторичная
Степень охвата Локальная; Общая
Охватываемый период Ретроспективная; текущая; прогностическая
Периодичность поступления Дискретная; эпизодическая; непрерывная (мониторинговая)
Форма представления информации Фонетическая; иконографическая; письменная; печатная; электронная
Способ восприятия Звуковая; с помощью осязания; с помощью обоняния; визуальная; текстовая; графическая

Принципы оформления психологической информации:

-Психолог формулирует результаты исследований о терминах и понятиях, принятых в психологической науке, на основании анализа материалов исследования.

-Психолог объективно формулирует выводы, ориентируясь только на результаты, полученные психологическими методиками, исключая симпатии и антипатии к испытуемым.

-В заключении по результатам психологического обследования указываются степень достоверности (точности) информации и границы ее применения.

-Окончательный вывод и рекомендации по результатам психологического обследования кратко формулируются в терминах, понятных пользователю, в форме, исключающей их неверное толкование и домысливание.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.