Модуль 1. Информационные технологии на современном этапе: основные направления развития и эффективного использования — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Модуль 1. Информационные технологии на современном этапе: основные направления развития и эффективного использования

2021-06-23 24
Модуль 1. Информационные технологии на современном этапе: основные направления развития и эффективного использования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модуль 1. Информационные технологии на современном этапе: основные направления развития и эффективного использования

Тема 1. Информация и информационные технологии

Понятие информации. Виды информации.Специфика информации в педагогике и психологии. Информационные ресурсы и массивы. Классификация информационных массивов.

Знания.

Особым видом и формой представления информации как результата отражения окружающей действительности (результата мышления) выступают знания.

Знания возникают как итог теоретической и практической деятельности человека. Информация в виде знаний отличается высокой структуризацией. Это позволяет выделить полезную информацию при анализе окружающих нас физических, химических и прочих процессов и явлений. На основе структурирования информации формируется информационная модель объекта. По мере развития общества информация как совокупность научно-технических данных и знаний превращается в базу системы информационного обслуживаниянаучно-технической деятельности общества.

Научная информация - это информация, наиболее полно отражающая объективные закономерности природы, общества и мышления. Научная информация подразделяется по областям получения или использования на следующие подвиды:

􀂃 политическая;

􀂃 экономическая;

􀂃 техническая;

􀂃 биологическая;

􀂃 физическая и т.д.

К примеру, техническая информация связана с управлением техническими объектами.Техническая информация сопровождает разработку новых изделий, материалов, конструкций, агрегатов, технологических процессов. Научную и техническую информацию объединяют термином научно-техническая информация.

По назначению научная информация подразделяется на подклассы:

􀂃 массовая;

􀂃 специальная.

Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающихвозможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. На практике используют характеристики информации с точки зрения оценки ее потребителем (пользователем) на основе ряда показателей качества информации

Качество информации - обобщенная положительная характеристика информации,

отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества - одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя).

 Для того, чтобы определить набор важнейших показателей качества, необходимо оценить информацию с точки зрения ее потребителя. Пусть, например, имеют место следующие ситуации по оцениванию информации:

􀂃 часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию

называют релевантной; а часть - нет, и ее называют нерелевантной;

􀂃 вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя;

􀂃 часть информации из признанной потребителем релевантной можетоказаться недостоверной, т.е. содержащейскрытые ошибки;

􀂃 информация подвержена «нежелательному» использованию и изменению со стороны других потребителей; информация имеет неудобные для потребителя форму или объем.

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения

свойств информации.

Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота - свойство информации исчерпывающе ошибок.

Доступность - свойство информации, характеризующее возможность ее получениданным потребителем.

Защищенность - свойство, характеризующее невозможность несанкционированногоиспользования или изменения.

Эргономичность - свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемомуобъекту или явлению.

Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура.

Кроме того, необходимо выделить свойства информации, связанные с процессом еехранения. Здесь важнейшим является живучесть и уникальность.

Вопросы для самопроверки.

1.Какие основные свойства и виды информации вы можете выделить?

2.Дайте определение «информационные технологии».

3.Что означает понятие «содержание информации»?

4.Чем определяется специфика информации в педагогике и психологии

5.Как соотносятся термины «информационная технология» и «новая информационная технология»?

Этапы

1 этап - установление контакта и ориентирование клиента на работу.

2 этап - сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, «в чем проблема».

3 этап - осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».

4 этап - выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

5 этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Техники

  • нерефлексивное слушание
  • рефлексивное слушание
  • перефразирование
  • отражение
  • резюмирование и т.п.

Любая консультация - это, прежде всего, работа с запросом. Исходя из этого, деятельностно и строится психологическая консультация, которая процессуально учитывает все возможные варианты решения проблемы клиента, с учетом характеристик личности человека[14].Клиенту высылается в электронном виде определенный набор методических материалов (анкеты и пр.), которые помогают консультанту структурировать (классифицировать) проблему клиента, а также, способствуют его знакомству с личностью клиента. Человек (клиент), работая с этими материалами (имеющими определенную содержательную типологизацию, зависящую от первичного запроса клиента), сразу же начинает «работать со своей проблемой». Далее он (клиент) получает от психолога собственно Интернет-консультацию, которая, наиболее часто, осуществляется «на форуме» или «в чате» профессионального консультационного веб-сайта, в режиме он-лайн или офф-лайн.

Групповое психологическое интернет-консультирование имеет свою специфику-операциональная среда (форумы) для обсуждения, согласования различных позиций и принятия решения по наиболее насущным проблемам потенциальных пользователей в режиме реального времени, - с последующим хранением текста дискуссий для дальнейшего их чтения и анализа. Имеет место несколько категорий подобных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов:

 «До 16 и старше» – специализированный форум для подростков, где обсуждаются волнующие их проблемы. Ведущий (модератор) задает проблемную ситуацию, которую участники форума должны решить сообща, работая в команде, фактически дополняя свои позиции в процессе совместной работы. Для наиболее профессиональной и эффективной работы ведущий обеспечивает согласование этих позиций, взаимопонимание различных групп участников, общение между участниками, планирование общих способов работы и взаимную рефлексию.

«Е-форум», – здесь происходят круглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем. Участниками форума являются взрослые люди. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников. «Е-форум» – это вариант групповой работы, во время которой клиент сталкивается с различными мнениями участников форума по обсуждаемой проблеме. В такой работе очень многое зависит от «ведущего». Его основная задача состоит в отслеживании ситуации и ведении дискуссии, направлении ее к разрешению проблемы. Ведущий управляет форумом так, чтобы не дать участникам уйти в сторону, перескочить к обсуждению другой проблемы. Для того чтобы работа форума проходила организованно, виртуальной психологической службой разработаны «Правила общения участников "Е-форума"». Принципиальное отличие «Е-форума» от форума «До 16 и старше» не только в возрастной категории пользователей, а еще и в том, что участники этого форума используют его как инструмент обеспечения рефлексии относительно собственной позиции/ проблемы.

Существует еще одна технологическая форма психологического Интернет-консультирования, носящая название «Группы по интересам». Список группы составляется заранее, желающие участвовать в обсуждении записываются в «Книге предложений». Дискуссию (как и на форуме) ведет опытный специалист. Отличие подобных групп от «Е-форума» заключается в следующем: число членов группы намного меньше (6–10 человек), в основном это люди, остро интересующиеся конкретной обсуждаемой проблемой. Беседа проходит в приватном режиме, т.е. только для зарегистрированных членов данной группы. Архив информации по данной группе остается доступным только для членов данной группы. Все это социально способствует единению малой группы, - как если бы такая работа происходила в реальности.

Вопросы для самопроверки

1.Что представляет собой глобальная информационная технология?

2.Что такое программное обеспечение?

3.Определите этапы формирования базовой информационной технологии.

4.Какие задачи реализуются на базе глобальной информационно технологии?

5.Выделите составляющие структуры создания новой информационной технологии?

6.Какими инструментальными средствами обладают информационные технологии?

7.Опишите основные признаки конкретной информационной технологии.


1. [1]Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000.

 

[2]Советов, Б.Я. Информационные технологии: Учебник / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. – М.: Высш. шк., 2003. – 263 с.

[3]Смирнова, Г.Н. Проектирование экономических информационных систем: М.:Финансы и статистика, 2001. – 512 с.

[4]Информационные технологии управления: Учеб. пособие / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 280 с.

[5]Смирнова, Г.Н. Проектирование экономических информационных систем:Учебник. М.:Финансы и статистика, 2001. – 512 с.

[6]Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.

7Информационная сфера (инфосфера) – искусственно созданная человеком знаковая среда,

которая окружает людей в современном обществе[6]

 

[8]Reed J. G., Baxter Р. М.Bibliographic Research / J. G. Reed, P. M. Baxter // In E T. L. Leong & J. T. Austin, The Psychology Research Handbook. ThousandOaks, CA: Sage, 2006

[9]Фалько В.И. Философия виртуальности: подходы и принципы, проблемы иперспективы. – М., 2000

[10]Носов Н.А. Виртуальная цивилизация // Виртуальные реальности впсихологии и психопрактике. – М., 1995.

 

[11]СулерДж. Теория кибертерапии // Психологическое консультирование онлайн. 2010. № 3. С. 4-9

[12]Донцов А. И., Донцов Д. А., Донцова М. В. История и тенденции развития психологического консультирования в информационной сети «Интернет» // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Матер, межведомст. науч.-практ. конф. / Сост.: А. Б. Айсмонтас, В. Ю. Меновщиков. М.: МГППУ, 2011. С. 29-49

[13] LaszloJ.V.,EstermanG.Zabko S. Thrapy over the Internet? Theory, research, and finances//CyberPsychology&Behavior. 1999.Vol.2,№4

[14] Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000, с. 77 - 99

Модуль 1. Информационные технологии на современном этапе: основные направления развития и эффективного использования


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.