История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-10-03 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Существует интересная история о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре и нескольких его учениках. Ученики хотели, чтобы их духовный учитель встретился с Рама-бхактой, который был очень знаменит и, казалось, постоянно пребывал в экстазе. Люди приходили издалека, чтобы пообщаться с ним. Он постоянно скорбел о том, что вынужден жить в этом теле, испытывая разлуку со своим почитаемым Господом Рамой. Однажды чувство разлуки стало таким сильным, что Рама-бхакта решил покончить со своим материальным телом, считая, что тело — это место заточения души в материальном мире. Намереваясь это сделать, он бросился под поезд, чтобы совершить, самоубийство. И хотя поезд переехал его ноги, Рама-бхакта продолжал повторять: «Рама! Рама! Рама! Рама!» Ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура почувствовали симпатию к этому человеку и захотели, чтобы их духовный учитель встретился с ним. Они высоко ценили своего гуру и желали встречи двух великих личностей. Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур встретился с этим бхактой, то спросил: «Ваши отношения с Господом Рамой непосредственные или косвенные?» Преданный ответил, что чувствует сильную разлуку с Господом Рамой; его любовь к Господу была так велика, что он, несомненно, находился в непосредственных отношениях с Рамой.
Шуддха-бхакты никогда не проявляют такой самонадеянности. Ачарья смог понять, что этот Рама-бхакта испытывал тень экстаза, но не чистую прему. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур взглянул на своих учеников и сказал: «Пойдемте». Они ушли, поскольку то, что дал Господь Чайтанья значительно превосходит бхукти, мукти и сиддхи, а также начальные ступени экстаза и отраженный экстаз. Отраженный экстаз может проявляться двумя путями. Первый — это соприкосновение с могущественным преданным Господа, находящимся на уровне чистоты, шуддха-бхакти, когда преданность этой великой души «выплескивается» на тех, кто с ним общается. Общение с таким чистым преданным приводит к тому, что человек погружается в духовные мысли и даже испытывает экстаз. Преданный по имени Судама, который одно время был слугой Шрилы Прабхупады, а также президентом храма на Гавайях, рассказывает на одной из видеокассет об удивительных ощущениях, которые он испытывал в обществе Прабхупады. Однажды, преданные пришли в комнату Прабхупады, и когда он рассказывал им о Кришне, слезы полились из его глаз. Преданные спросили, что случилось, и Прабхупада стал говорить о том, как добр его духовный учитель, и все преданные, присутствовавшие в комнате, тоже заплакали. Судама рассказывает, что вся комната буквально наполнилась насыщенными эмоциями и воспоминаниями Прабхупады. Подобное происходило пару раз, однако обычно Прабхупада не проявлял таких глубоких чувств на людях.
|
Иногда, когда он пел «Джая Радха-Мадхава» и смотрел на божества, цвет его тела менялся и в глазах появлялись слезы. Незадолго до ухода с этой планеты, особенно в течение последнего месяца, он почти не сдерживал своих эмоций. Если кто-то упоминал о коровах, Прабхупада начинал плакать. Самые простые вещи приводили к интенсивным проявлениям премы. Чистый преданный все видит в связи с Кришной, однако мы видим все отделенным от Кришны. Когда великие преданные приходят проповедовать, они спускаются на ступень ниже, чтобы установить контакт с этим безумным материальным миром. Поскольку Шрила Прабхупада думал об играх Кришны, любое слово или действие, связанное с ними, как правило, вызывало такую вспышку эмоций. В описанном выше эпизоде на Гавайях присутствовавшие преданные были новичками. Судама был преданным только в течение года или двух, и не вполне понимал, что происходит. Они просто вошли в комнату Прабхупады, атмосфера которой была пропитана духовными эмоциями и увидели, что их гуру пребывает в трансе со слезами на глазах. Таков первый вид отраженного экстаза. Иногда Кришна дает возможность почувствовать нечто необычное человеку, только присоединившемуся к Движению. В случае Нарады Муни Кришна лично появился перед ним, однако сказал, что тот больше не увидит Его в этой жизни.
|
Он хотел, чтобы Парада продолжал прилагать усилия, ожидая своей очереди. Наши ачаръи, включая нашего великого прадеда Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, находились на уровне, намного превосходящем любой мистицизм или отраженный экстаз. Рама-бхакта постоянно повторял Имя Рамы и испытывал эмоции, выходящие за пределы обыденного, однако на Шрилу Бхактисиддханту, обитателя духовного мира, пребывающего в полной гармонии с желанием Кришны, это не произвело особого впечатления. В «Нектаре преданности» объясняется также, что до тех пор, пока человек стремится к славе, материальным удобствам, тонким мистическим способностям или к другим материальным удовольствиям, он не сможет непоколебимо утвердиться в преданности. Даже если нам удастся приблизиться к начальным ступеням бхавы, мы соскользнем вниз, если не утвердимся в бескорыстном и непрерывном преданном служении. До тех пор, пока у нас сохраняются желания, не связанные с волей Кришны, эти желания будут разрастаться, словно раковая опухоль, порождая всевозможные проблемы, и в конце концов приведут к гибели.
Где же Кришна-према?
Я хотел бы включить еще один отрывок из своей книги «Нищий-I», озаглавленный «Где же Кришна-према?» Дрема доступна каждому, но зачастую мы сами задерживаем встречу с ней.
«Пожалуйста, прости меня. У меня нет времени. Я очень спешу. Я ищу Кришна-прему. Мне пришлось ждать многие жизни, чтобы встретиться с Ним. Если хочешь, присоединяйся ко мне. Я слышал, что Он сейчас в городе».
Любовь к Богу окружает нас; ее легко обрести. Когда мы слышим об этом, то должны испытывать жажду ощутить ее. Мы должны быть готовы использовать любое общение или ситуацию, благоприятную для развития премы. В то же время мы должны бежать от всего, что неистинно, неправильно, что мешает нашему развитию. Общение или ситуации, не помогающие нам обрести према-бхакти, являются препятствием.
|
«Пожалуйста, прости меня. У меня нет времени. Я очень спешу. Кришна-према скоро будет здесь, а кругом беспорядок. Нужно побеспокоиться, чтобы к Его приходу все было в порядке. Если хочешь, можешь помочь мне».
Когда мы ждем гостя, будь то наш хороший друг или важная персона, мы стремимся навести дома чистоту и порядок. Мы можем даже попросить других людей помочь нам подготовиться к встрече гостя.
«Пожалуйста, прости меня. У меня нет времени. Я очень спешу. Я проспал, а у меня назначена встреча с Кришна-премой. Встретиться с Ним очень трудно, но мне наконец удалось выйти на Его агента, который согласился устроить эту встречу».
Невозможно достичь этой цели без помощи представителя Кришны. Даже к могущественной светской организации невозможно присоединиться просто так. Например, вы можете вступить в какое-либо тайное общество только в том случае, если один из его членов считает, что вы сможете внести полезный вклад в его развитие. Не может быть и речи о том, чтобы вернуться в духовный мир без связи с одним из обитателей духовного мира.
«Пожалуйста, прости меня. У меня нет времени. Я очень спешу. Если я перестану общаться с людьми, я могу упустить единственный предоставленный мне судьбою шанс встретиться с Кришна-премой. Ты же знаешь, что Он очень строг и всегда приходит вовремя».
Нас может отвлекать многое. Нам необходимо общение, однако любое общение, препятствующее продвижению к высшей Цели, является пустой тратой времени.
«Пожалуйста, прости меня. У меня нет времени. Я очень спешу. Я даже не успеваю нормально поесть и поспать, но в любом случае я не хочу ни есть, ни спать, потому что не сегодня, так завтра, обязательно встречусь с Кришна-премой. Пожалуйста, прости меня. У меня нет времени. Я ужасно спешу. Я не хочу беспокоить тебя, но не мог бы ты поделиться со мной опытом общения с Кришна-премой? Мне очень скоро предстоит встреча с Ним».
Преданный должен всегда стремиться к общению с теми кто достиг более высокого уровня. Мы не должны ограничиваться только общением с равными, но постоянно стремиться слушать тех, кто вдохновляет нас, напоминает нам о высшей цели и ведет вперед.
|
«Пожалуйста, прости меня. У меня нет времени. Я очень спешу. Я узнал, что Кришна-према — лучший из всех живых существ. Некоторые утверждают, что Он — идеальный господин, другие считают Его самым милым ребенком, а есть и такие, кто утверждают, что Он — идеальный любовник. Я надеюсь, что очень скоро встречусь с Ним и тогда обязательно поделюсь с тобой своими впечатлениями».
Когда мы вернемся в духовное царство или полностью осознаем свои изначальные взаимоотношения с Господом, то станем служить Ему в определенной расе.
«Да, это правда, я действительно очень спешу. Я так долго был одинок, но скоро встречусь с Кришна-премой. Мудрые говорят, что с Ним я навсегда забуду об одиночестве. Да, друг мой, это правда, я очень спешу. Всю свою жизнь я искал глубоких взаимоотношений, не основанных на материальном. Мудрые заверяют, что отношения с Кришна-премой — самые восхитительные».
Люди постоянно ищут общения и, не находя в нем истинного счастья и удовлетворения, впадают в депрессию.
«Да, это правда, я очень спешу. Поскольку я всегда испытывал разочарование и замешательство, мне не терпится встретиться с Кришной, ибо Его общество дарует наивысшее умиротворение. Страх и депрессия сопровождали меня всю жизнь, но мне сказали, что тот, кто встретил Кришну, становится неподвластным депрессии и страхам. Пожалуйста, прости меня, мой друг, я постоянно спешу. Скоро я могу умереть, и если я не успею встретиться с Кришна-премой, можно будет с уверенностью сказать, что моя жизнь прошла впустую. Пожалуйста, пойдем и вместе подготовимся к этой встрече. Он очень дорог нам, но редко раскрывает Себя. Может быть, это наша единственная возможность. Давайте не будем терять ни минуты».
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопрос: Иногда наше повторение настолько невнимательно, а ум настолько невменяем, что в таком состоянии очень трудно любить Кришну. Если мы по крайней мере сохраняем веру и решимость, дает ли это нам некоторую надежду?
Ответ: На начальных ступенях ум постоянно доставляет нам беспокойство, снова и снова возвращаясь к прошлым впечатлениям и постоянно ища внешних стимулов. Чем больше мы отождествляем себя с умом, тем больше проблем он будет нам создавать. Однако если мы не считаем себя своим умом, то сможем взглянуть на него со стороны и сказать: «А это просто ум занимается своими глупостями». Аналогично, на начальных ступенях бхавы всегда будут причины для беспокойства, однако в глубине сердца мы не должны отождествлять себя с ними. Это приходит с практикой. Хотя ум будет продолжать действовать по-своему, нам может помочь очищенный разум. Очистить разум можно благодаря чтению писаний и общению с теми, кто подает хороший пример. Тогда у разума будет пища для размышлений; он будет верить в достижимость поставленной цели и будет готов заплатить нужную цену. Такого рода решимость приходит благодаря общению. Хорошее общение действует подобно инфекции, если мы способны воспользоваться его благами. И наоборот, если мы общаемся с материалистами и впитываем в себя такое общение, то заразимся же болезнями, от которых страдают они.
|
Вопрос: Вы упомянули ранее, что создается впечатление, будто материалисты всячески избегают благословений. Не могли бы вы объяснить это подробнее?
Ответ: Иногда обусловленная душа прилагает все усилия чтобы отрицать простое, подлинное и возвышенное. Существование Бога очевидно, страдания, причиняемые материальным телом, тоже очевидны, однако большинство людей не признают этого. Поэтому они изо всех сил пытаются жить в этом мире, не принимая Кришну высшим властелином.
Вопрос: Подобны ли расы духовного мира мирским отношениям? Например, комик делает что-то смешное, и всякий раз, когда вы вспоминаете об этом, вы смеетесь. Подобны ли игры Кришны этому? Например, вы представляете, как Мама Яшода пытается связать маленького Кришну, но веревка всякий раз оказывается на два дюйма короче. Всякий раз, когда вы вспоминаете эту лилу, вы смеетесь. Если ли тут сходство?
Ответ: Это подобно примеру с шуткой, который вы привели. Иногда человек может рассказать что-то смешное, но никто не смеется. Причина в том, что люди настроены на другую культуру и не могут понять смысла вашей шутки. В разных частях мира люди шутят на разные темы, и то, что смешно американцам, может не быть смешным для представителей иной культуры, ведущих другой образ жизни и имеющих другой стиль мышления. Для искренних преданных Кришны, которые любят Его, все, что Господь делает, — удивительно. Некоторые Его деяния пробуждают в нас дух приключений, другие — вызывают смех, третьи - - какие-то иные чувства. Комик является хорошим примером, поскольку настоящий комик ориентируется на аудиторию. Одной аудитории могут нравиться шутки на политические темы, а другой — на бытовые и т. п. Чистые преданные имеют внутреннюю связь с Господом, которую они обязательно скрывают. Например, Господь Чайтанья и Его близкие спутники проводили ночные киртаны, атмосфера во время которых очень отличалась от той, что царит в обществе обычных людей. Чистые преданные говорят на другом языке, общаются на другом уровне и обладают другим уровнем чувствительности.
Вопрос: Есть ли какая-то надежда для таких, как я, тех, кто не знает философии? Могу ли я стать сознающим Кришну?
Ответ: Если бы вы не были достаточно серьезны, то не задали бы этот вопрос. Многие великие преданные тоже задавались таким вопросом. На самом деле, Шрила Прабхупада не считал себя великим ученым, и другие великие ачаръи также проявляют смирение в своих молитвах. Шрила Гауракишора дас Бабаджи был не грамотен. Ученость не является критерием духового продвижения. Знание и аскетизм могут помогать на начальном этапе, однако подлинный прогресс требует глубокого понимания. Когда мы занимаемся правильной деятельностью с правильным пониманием, эта деятельность более эффективна. Однако понимание основано не на учености, поскольку мы можем прочесть и услышать так много, но ничего не понять. Если мы действительно поняли что-то, это меняет нашу жизнь. Если мы проанализируем её, то обнаружим, что не способны пойти в своем понимании дальше определенной точки, поскольку не применяем в жизни то, что услышали. До какой степени мы следуем в жизни тому, что услышали? Сознание Кришны не ограничено полом, расой, частью света или даже определенным временем возникновения. Оно не зависит ни от богатства, ни от красоты, ни °т знаний. Мы знаем, что бхакти порождается только бхакти. Нам нужно кормить ум и разум знанием только потому, что °Ни — негодяи. Если бы они не были такими негодяями, нам бы Не нужно было так обильно кормить их. Даже Господь Чайтанья подчеркивал этот факт: хотя Сам Он не писал книг, тем не менее Он хотел, чтобы они были написаны другими преданными. Caм Он не писал книг, однако в тех немногих наставлениях, которые Он дал, в действительности, содержится все. Поэтому Шрила Прабхупада объясняет в «Бхагавад-гите», что стать сознающим Кришну можно за мгновение, но на это может понадобиться и множество жизней. Все зависит от того, насколько быстро мы способны воспринять истину.
Если у нас есть интеллектуальные наклонности, мы должны использовать их в преданном служении, в противном случае они станут жертвой материальной энергии. Обычно, если человек недостаточно благочестив, его интеллектуальные способности становятся препятствием, поскольку ум оказывается более активным и рациональным в материальном отношении. Мы начинаем считать себя очень важными персонами, что приводит к росту ложного эго. Однако если мы способны правильно использовать эту склонность, то сможем сделать замечательное служение Кришне, используя свой разум в проповеди. И тем не менее, это не имеет ничего общего с духовным продвижением. Например, если храм посещают различные лекторы и проводят семинары на различные темы, это замечательно. Однако если человек не применяет полученные знания на практике и не отказывается от удовлетворения чувств, изучение философии становится еще одной формой наслаждения, а не служением. Мы должны остерегаться того, чтобы наслаждаться Кришной или философией. Мы должны слушать философию и применять ее. Иначе мы можем стать замечательными философами и пандитами, готовыми хлестать друг друга доводами шастр, чтобы защитить свою «территорию» и материальные достижения. Результатом таких споров являются апарадхи. Мы уже говорили о смирении, и эта тема гораздо глубже, чем мы думаем. Если в нашей жизни не присутствует смирение, мы столкнемся со множеством препятствий. Мы можем много знать, однако, несмотря на это, препятствия будут оставаться, и мы будем неспособны их преодолеть. Необходимо постоянно усмирять свою гордыню, невзирая на то, что у нас есть или, наоборот, нет.
Вопрос: Я чувствую себя поистине никчемным, когда мы начинаем обсуждать шестой, седьмой и восьмой стихи, в частности бхаву. Когда я читаю эти молитвы, я ничего не испытываю и чувствую себя лицемером. Я понимаю, что нам нужно верить в метод, однако когда мы повторяем их каждое утро, я делаю это только из чувства долга, ничего при этом не ощущая.
Ответ: Именно по этой причине мы должны пересмотреть нашу ежедневную деятельность. Иногда у нас возникает желание узнать что-то новое, однако более важно глубже понять то, что мы уже знаем. Все уже есть, В действительности, достаточно нескольких дней общения с преданными, чтобы узнать практически все, что необходимо. Если бы мы смогли по-настоящему оценить эти последние шлоки, то уже не были бы обусловленными душами. Нет ничего удивительного в том, что мы не можем оценить эти стихи и не испытываем тех чувств, которые в них описываются. Когда мы слышим эти последние шлоки, мы даже можем испытывать страх, поскольку ум и разум будут вопить: «Нет! Нет! Нет!»
Однажды преданный сказал Шриле Прабхупаде, что не чувствует смирения, когда простирается в поклоне. Шрила Прабхупада ответил, что нужно все равно продолжать кланяться и понимание придет, если только у вас при этом нет сильного чувства сопротивления. Иногда мы видим, как двое преданных спорят, но когда один из них опускается на колени и кланяется, вся атмосфера мгновенно меняется. Если вы в гневе кричите на кого-то, но он говорит: «Прабху, я очень сожалею» и кланяется, ваше сердце меняется и атмосфера разряжается.
Вопрос: Как избавиться от более тонких форм осквернения? Ответ: Этот вопрос относится к третьей шлоке. Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева и полностью освободиться от чувства ложного престижа. И самое главное — всегда быть готовым оказать почтение другим. Нам нужно выйти за пределы простого самоанализа и стараться развить терпение, смирение и покорность, концентрируясь на позитивных аспектах деятельности вместо попыток бороться с негативными. Когда человек становится подлинно смиренным, он всегда стремится служить другим и почитать их; он не избегает служения, не относится к другим враждебно и не зациклен на самом себе. Таким образом, он утверждается в смирении и тонкая скверна постепенно уходит. Иногда преданные проявляют фальшивое смирение, и тогда все по-прежнему продолжает вращаться вокруг них. Это означает, что они не испытывают любви и уважения к вайшнавам. Они сохраняют сознание мокши, думая только о своем собственном росте, своих знаниях, своем освобождении, своем развитии и т. д.
Однако умонастроение духовного мира, нашего вечного дома, иное. Размышляя об умонастроении духовного мира, мы тем самым готовимся вернуться туда. Сейчас мы находимся в тюрьме, но готовимся к досрочному освобождению. Мы начали слушать и размышлять о том, что происходит на свободе, и теперь должны подготовить себя к новому образу жизни. Мы стремимся полностью изменить свою парадигму. Мы больше не хотим смотреть на мир сквозь призму материального мира, но стремимся понять деяния и мысли тех, кто свободен от этой болезни. Действуя так же, как они, мы начинаем становиться подобными им. В противном случае мы можем достичь очень многого, однако по-прежнему остаться в плену старых стереотипов материальной энергии. Если мы служим на основе этих старых стереотипов, наше служение не будет постоянным. Преданное служение - - серьезная вещь, и в нем важна каждая мелочь. Если к нам приходят деньги, люди и возможности служить, но мы не становимся более смиренными, мы получим «электрический шок». Если у нас нет должного смирения, Кришна устроит внешнюю ситуацию так, что произойдет реальное физическое падение. Кришна не берет взяток. Если мы предлагаем Ему что-либо, не находясь в правильном сознании, это подобно взятке. Так может продолжаться какое-то время, однако рано или поздно Шримати Радхарани пресечет этот обман. Тогда произойдет падение, поскольку в сознании оно уже произошло и теперь просто проявится внешне.
СЕДЬМОЙ СТИХ
Настроение разлуки
Я не уверен, что много смогу сказать о последних двух стихах «Шикшаштаки», которые в определенном смысле противоречат друг другу, ибо в них в полной мере выражена чистая любовь к Богу, према. Эта тема очень глубока и находится вне сферы моего понимания, тем не менее, мы попытаемся разобрать некоторые моменты, объясненные нашими великими предшественниками Бхактивинодой Тхакуром и Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. В седьмом стихе акцент сделан на настроении разлуки, випраламбхе. Восьмой стих является завершающим и в полной мере описывает высшее совершенство сознания. Однако правильнее будет сказать, что с этого стиха начинается объяснение настроения разлуки, поскольку то, что дал Господь Чайтанья, не имеет границ. Восьмой стих связывает нас с благословенным явлением Господа Чайтаньи в этот мир как Бога-матери и Бога-отца, или как Кришны и Его энергии хладини. Кришна приходит, чтобы насладиться Своим собственным даром обитателям этого мира. Чайтанья Махапрабху благословляет каждого, независимо от того, достоин человек или нет. Каждому предоставляется возможность ощутить высшее настроение Враджа, принесенное Им в это адское место, мартъялоку. Некоторых людей, слишком погрязших в материализме, сомнениях, страхах и низшей энергии, не привлекают эти высшие истины.
йюгайитам нимешена
чакшуша правриишйитам
шунйайитам джагат сарвам
говинда вирахена ме
«О Говинда! Каждый миг в разлуке с Тобой кажется мне целой вечностью. Из глаз моих ручьями льются слезы, и без Тебя весь мир кажется мне пустым».
Такое чувство разлуки испытывают те, кто достиг высшей цели, а также вечно совершенные души, нитъя-сиддхи. Можно подходить к этой теме по-разному, но один из путей — это обсуждать ее на примере нашей настоящей ситуации. Например, к нам приезжал замечательный гуру, который уехал несколько часов назад, и сейчас мы испытываем разлуку. Можно привести также мирской пример, который нам будет более понятен. Наркоман, привыкший каждый день принимать наркотики, теряет всякую ориентацию в жизни, если однажды не сможет их достать. Жизнедеятельность его тела и ума нарушается, проявляется синдром абстиненции. Он испытывает напряжение и гнев. Поскольку вся его жизнь вращается вокруг наркотиков, без них все становится практически бессмысленным. Жизнь не может продолжаться. Те же самые признаки можно видеть у влюбленных, находящихся в разлуке, хотя их "любовь" всего лишь материальна.
Боль разлуки
Чем замечательнее какой-то объект, тем труднее жить без него. И если он стал неотъемлемой частью нашего существования, то его утрата порождает ощущение пустоты. Человек практически чувствует себя мертвым, и иногда действительно умирает. Например, муж и жена прожили вместе 40, 50 или даже 60 лет, и вдруг один из них умирает. Обычно через несколько месяцев умирает и второй супруг. Причина заключается в том, что ум, управляющий деятельностью тела, утрачивает желание жить, ибо ничто не может заменить ушедшую личность, ставшую неотъемлемой частью существования человека. Все попытки избавиться от страданий только приводят к еще большему разочарованию. Они прожили вместе в этом доме 50 лет, каждый день вместе просыпались и проводили вместе все вечера. И теперь, когда один из супругов остался в одиночестве и вынужден все делать сам, жизнь превратилась в череду страданий. Вся их жизнь вращалась вокруг общения друг с другом, и смысл всей их деятельности опирался на это общение. Это равносильно отмиранию определенной части тела или параличу половины тела. Вы пытаетесь наслаждаться при помощи половины тела или без помощи рук или ног, но вы уже не тот. Ваша жизнь теперь исполнена беспокойства, разочарования и печали. И хотя ваша привязанность друг к другу, возможно, была не такой уж глубокой, тем не менее, утрата безмерно велика.
Некоторые люди буквально сходят с ума и испытывают сильные страдания, даже когда теряют кошку или собаку. Они не могут ни есть, ни спать. Наркоманы тоже испытывают подобные страдания — еда и сон теряют для них всякое значение. А когда чье-то сердце оказывается разбитым, он может потерять интерес к обычной деятельности на недели, месяцы, годы и даже на всю оставшуюся жизнь. Он выполняет свои ежедневные дела просто механически. Он ест, но не чувствует вкуса пищи. Он засыпает только тогда, когда уже больше не способен поддерживать тело в состоянии бодрствования. У человека пропадает желание есть, спать и заниматься чем бы то ни было. Каждый из нас до некоторой степени испытывал подобные состояния. Чем в большей степени определенный объект становится частью нашей жизни, тем труднее вынести разлуку с ним.
Высшая разлука
А теперь представьте себе всю глубину разлуки с высшим Возлюбленным. Это одновременно и сильная боль, и наслаждение, поскольку в чистом состоянии разлука, в действительности, Невозможна, ибо медитация на Кришну всегда сохраняет свою интенсивность, даже во время так называемой разлуки. Может Показаться, что чистое существо, размышляющее над природой высочайшей чистоты, испытывает большие страдания, однако в действительности его любовь лишь усиливается. Мы используем сравнение с чувством разлуки, поскольку в обоих случаях эмоции очень сильные. Очевидно, что в случае духовных эмоций чувства более интенсивные, поскольку и субъект, и объект намного более динамичны. Представьте себе силу эмоций, которые испытывают живые существа, пристрастившиеся к разрушительным наркотикам или отношениям, основанным на похоти. Когда у них нет возможности удовлетворить вожделение со своим партнером, они утрачивают желание жить. Однако подобные утверждения мы слышим и из уст великих душ, считающих, что жизнь бессмысленна и бесполезна без общения с Кришной. Им кажется, что чувство разлуки превращает мгновение в двенадцать лет и даже более. «Слезы льются из глаз моих, как потоки дождя, и мир кажется мне пустым без Тебя». Иногда люди даже начинают думать о самоубийстве, поскольку не видят смысла жить дальше. Из-за материальных страданий и разочарований они теряют цель жизни. Глядя на свое прошлое, настоящее и будущее, они видят одни беды и страдания. Поэтому люди думают: «Нет, я не могу больше этого выносить. Я не хочу так жить дальше. Я хочу избавиться от этих страданий».
Подготовка к возвращению домой
Как уже объяснялось, спутники Кришны в духовном мире поют, танцуют и одеваются ради Кришны. Вся наша нынешняя деятельность — это деятельность заключенных, обусловленных душ. Но как преданные, мы готовимся к жизни в духовном мире. Люди совершают различные материальные действия, занимаются спортом, проявляют храбрость и т. п., поскольку этим вечно занимаются в духовном мире, служа Кришне. Например, вы можете взять мою куртку и заявить, что она принадлежит вам. Это заявление не имеет под собой никаких оснований. Это иллюзия, поскольку вещь принадлежит кому-то другому. Таким образом, несмотря на то, что вы смотрите на нее, пользуетесь ею и заявляете права на нее, она не принадлежит вам. Мы подобны ворам. И поскольку мы хотим украсть собственность Кришны, Он дает нам небольшую игрушку, чтобы мы не создавали беспокойств в духовном мире, где нет несовершенств. Если мать готовит на кухне, а ребенок мешает ей, она может дать ему игрушечную посуду и сказать: «Ну хорошо, теперь приготовь свой пирог, малыш». Тогда ребенок делает вид, что готовит пирог, и на некоторое время погружается в этот процесс. Приготовление пищи — это реальная деятельность, ребенок подражает ей. Копия указывает на существование оригинала. Отражение существует потому, что существует реальность, однако реальность — это нечто большее, чем мы думаем.
Чувство разлуки в материальном мире — это всего лишь слабое подобие разлуки с Кришной. Различие состоит в том, что духовное беспокойство является выражением различных форм бхавы, экстаза, или даже различных уровней премы. Оно становится стимулом, еще больше увеличивающим любовь между живым существом и Кришной. Не совсем правильно называть это состояние болезненным, ибо это не боль в нашем понимании. Это разлука, в которой нет разлуки. Аналогично происходит со временем: время существует в духовном мире, но, с другой стороны, там нет времени. Кришна всегда существовал и всегда будет существовать. Его развлечения вечны, а Его любовь постоянно растет. Его любовь не имеет ни начала, ни конца. Она существует вечно. И тем не менее, мы говорим о различных играх, которые проходят в разные периоды дня. Физическое тело и чувства ограничены определенной сферой бытия, однако душа не ограничена. Любое чувство вечной души способно выполнять функции всех других чувств. По материальному отражению мы можем понять, что в духовном мире тоже существует деятельность и эмоции, но природа их совершенно иная. Чувства физического тела очень ограничены и настроены на восприятие только определенных ощущений, однако ничто не ограничивает духовное тело, ибо душа -Неотъемлемая частица Господа.
В определенном смысле, не существует ничего, кроме Кришны, взаимодействующего с Самим Собой, поскольку живые существа -- это всего лишь Его неотъемлемые частицы Поэтому все исполнено совершенства и не существует ничего невозможного. И хотя мы находимся в материальном мире, мы по-прежнему остаемся неотъемлемыми частицами Кришны однако из-за своего бунтарского духа испытываем застой. В духовном царстве нет ничего неподвижного, нет ничего невозможного. Итак, Кришна объясняет, что когда Он скрывается от преданного, любовь преданного к Нему увеличивается. В этой связи Шрила Бхактивинода Тхакур делится несколькими мыслями. В шестой шлоке мы говорили о бхаве. Когда бхава становится устойчивой, она превращается в стхайи-бхаву, а затем преобразуется в прему. В седьмой и восьмой шлаках описывается према, возникающая из бхавы. Шрила Рупа Госвами пишет в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.1):
«Бхава-бхакти уже на самых первых стадиях оказывает такое сильное влияние на сердце, что оно плавится и превращается в бальзам божественной любви, который дарует высочайшее духовное блаженство и сильнейшее желание обрести Кришну. Совершенные души называют этот запредельный экстаз премой».
Слово маната указывает на чувство обладания, возникающее у преданного, когда он думает о Кришне как о своем господине, друге, сыне или возлюбленном.
«Когда анурага наполняется несравненным великолепием любви и достигает плато безумия, она превращается в маха-бхаву. На этой ступени даже моргание век, на мгновение скрывающее облик возлюбленного, становится невыносимым, секунды превращаются в эпохи, а минуты разлуки кажутся вечностью».
«Шри Шикшаштака», 62
Таково проявление маха-бхавы. Как можно ощутить випра-ламбху, любовь в разлуке, не встретившись с Кришной? Суть Оипраламбхи в духовном мире состоит в том, что иногда душа находится вместе с Кришной, а иногда — нет. Однако, если вы никогда не встречались с Кришной, как вы можете испытать это чувство? Например, еще до прибытия Кришны в Матхуру женщины города уже испытывали разлуку с Ним, хотя никогда до этого с Ним не встречались. Рукмини тоже испытывала сильную боль разлуки, подобно жителям Враджа, хотя не видела Кришну. Как же это возможно? Ответ состоит в том, что они слышали о Нем, и это породило в их сердцах такие чувства.
Виды разлуки
Существует десять видов випраламбхи, разлуки. Первый называется тревогой, второй - - бессонницей. Многие из нас имеют такой опыт: после того, как в нашей жизни происходило нечто значительное, мы не могли ни есть, ни спать на протяжении нескольких дней. Если вы никогда этого не испытывали, вам очень не повезло. Порой сильное беспокойство позволяет нам осознать потрясающие вещи. Такого рода очищение может быть очень полезным, помогая нам понять очень многое. В литературе тоже существует концепция трагического героя. В ходе своих приключений, страданий и тревог герой многому учится и в результате становится более зрелым и могущественным человеком. Третий вид разлуки — возбуждение. Четвертый — истощение тела. Пятый — побледнение кожи. Шестой — бессвязная речь. Седьмой — хроническое заболевание. Восьмой - - безумие, девятый - - замешательство и Десятый — оставление тела.
Даже мирские психологи и психиатры сегодня выдвигают Теорию, что причиной помешательства у некоторых людей может быть духовный кризис. Существует целая наука, построенная на этой теории. Когда мы взаимодействуем с этим материальным миром и в то же время пытаемся развивать духовное сознание, мы чувствуем несовместимость, которая травмирует нашу психику. Если мы не получаем наставлений, прохода через определенные испытания, это может привести к нервному срыву, как называют такие состояния материалисты. Однако в действительности это может оказаться этапом развития подготавливающим почву для перехода на новый уровень Проявления випраламбхи сравнивают с безумием, поскольку человек утрачивает чувствительность к одним вещам и, наоборот, становится очень восприимчивым к другим. Такой человек будет казаться окружающим ненормальным. Психиатры, исследующие духовные практики, понимают, что такие изменения могут быть связаны с раскрытием определенных чакр или с новым опытом, который не вписывается в наше сознание. Такой человек может производить впечатление безумного, выпавшего из нормальной жизни, одержимого стремлением к духовному совершенствованию и испытывающего отвращение к повседневной деятельности, которой придают такое значение люди.
Это кажется очень странным «нормальным» врачам. В данный период мировой истории, в Кали-югу, происходит много необычного. Все это в конечном итоге предназначено для того, чтобы помочь людям больше ценить человеческую жизнь, ум, разум и душу. Итак, десятый вид разлуки — это бессознательное состояние и смерть.
Когда человек испытывает потрясение из-за смерти другого человека, из-за наркотиков или вследствие потери работы, он может впасть в депрессию. Некоторые люди испытывают маниакальную депрессию просто потому, что потеряли работу. Это полностью выбивает их из колеи. Вся их жизнь вращалась вокруг определенных вещей, и когда происходят неожиданные изменения, люди просто не могут с ними справиться. Однако все это — лишь отражение истинного опыта, подобно игрушечной кухне. Искаженное отражение существует лишь потому> что существует реальн
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!