Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-03 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В тюрьмах происходит много странных вещей, поскольку это очень неестественное место обитания для человека и неестественное проявление реальности. Тюрьма — это самостоятельная культура, отдельное государство. В тюрьме сигареты заменяют деньги, а нормы поведения являются пародией на общепринятые. Прав тот, кто сильнее, и люди вынуждены смириться с положением, в котором они оказались. Смерть и насилие не считаются там чем-то особенным; один заключенный может избить, ранить или даже убить другого, не испытывая при этом ни малейшего чувства раскаяния. Таким образом, хотя заключенные — это такие же люди, их поступки являются странными и даже отвратительными. Аристотель и Платон выразили эту мысль в своих трудах, используя пример существа, живущего в пещере. В нашей философии тоже есть пример лягушки, живущей в колодце. Если человек пытается анализировать ситуацию со своей ограниченной точки зрения, подобно лягушке, которая всю жизнь провела в маленьком колодце, то результатом такого анализа будет только смятение. Жизнь в ограниченном материальном мире исполнена страданий и недоразумений, поскольку она не связана с истинной реальностью.
Отражение духовного мира
Когда мы читаем в «Источнике вечного наслаждения» об играх Кришны или же слышим о таких проявлениях бхавы, как анубхава, вьябхичари-бхава и стхайи-бхава, сопровождающиеся плачем, танцем, икотой и тем, что волосы на теле встают дыбом, мы понимаем, что все, что делается для Кришны, — настоящее. А то, что происходит в рамках материального тела и материального мира, является искаженным отражением духовной деятельности. Настоящий танец существует в духовном мире в материальном мире есть только диско и танец живота. В материальном мире люди наряжают свои умирающие тела-оболочки, а в духовном — духовные тела. Духовная жизнь не является чем-то надуманным - это реальность. Господь и Его истинные представители с огромным беспокойством наблюдают за тем, насколько мы одержимы привязанностью к материальным оковам.
|
Это показывает, насколько далеки от истины имперсоналисты и сторонники учения о пустоте, хотя они и считают свою деятельность духовной. Учение о пустоте гласит, что духовная жизнь — это отрицание всего того, что мы способны воспринимать своим ограниченным физическим зрением. Имперсоналисты считают, что духовная жизнь лишена разнообразия и взаимоотношений. Еще хуже сахаджии, которые полагают, что их вожделение — это духовная жизнь. Шрила Прабхупада предостерегал нас против всех трех категорий. Он также предостерегал нас от грубой материальной деятельности, которая полностью противоречит духовному росту. Он указывал на опасность учения пустоты, и еще в большей степени — имперсонализма. Однако больше всего он опасался сахаджии. Шрила Прабхупада очень резко говорил об имперсоналистах, однако опасность философии сахаджии он подчеркивал еще больше, поскольку то, что доступно, но не является истиной, может сбить с толку гораздо сильнее. Если кто-то очень искусен в изготовлении поддельных денег или выдает битое стекло за бриллианты, его действия вызовут большое беспокойство. Чтобы правильно видеть, нам необходимо хорошее зрение. Если глаза человека не «умащены бальзамом любви», если они не открыты милостью гуру и шастр, то такое искаженное видение приведет к одним лишь беспокойствам. То, что не согласуется со священными писаниями, всегда становится источником серьезных беспокойств.
Признаки любви
Глубина этих молитв «Шри Шикшаштаки» безгранична. В данном стихе описываются внешние признаки бхавы. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.25-26) описываются девять признаков, или анубхав, проявляющихся на стадии бхавы. Мы подробно рассмотрим все девять признаков и то, на каком уровне сознания мы способны испытать это состояние, предшествующее преме. Первый признак, кшанти, означает, что, несмотря на то, что преданного могут провоцировать, его сердце остается безмятежным. Авйартха калатва, второй признак, означает, что человек не тратит свое время на вещи, не связанные с развитием бхакти. Как мы знаем, кала, время, само является частью махат-таттвы. С течением времени все материальное приходит в упадок и в конце концов перестает существовать. С точки зрения материального мира, это звучит странно, однако если мы все связываем с Кришной, который всегда существовал и всегда будет существовать, то наши представления о времени коренным образом меняются. В материальном мире время определяет период существования того или иного материального предмета, в частности, продолжительность жизни живого существа. Кто-то может прожить дольше, кто-то меньше, но в любом случае время существования тела ограничено. Как же нам постичь мир, в котором никто не умирает и ничто не приходит в упадок?
|
Когда же это придет?
Эти молитвы «Шикшаштаки» предназначены для практического применения. Господь Чайтанья подчеркивает, что такие проявления, как слезы любви, реальны. Когда же это придет? Когда же при произнесении Твоего святого имени из глаз моих Польются слезы? Когда же это произойдет? Когда прервется мой голос и волосы на теле встанут дыбом при произнесении Твоего имени? Это произойдет тогда, когда все анартхи и другие препятствия, описанные выше, будут преодолены, и когда желаниям, не связанным с Кришной, анйабхилаша, больше не будет места в сердце. Это не означает, что у нас полностью исчезнут желания, поскольку только у мертвой материи нет желаний. Это означает, что все наши желания будут связаны с желаниями Кришны. Преданный, достигший бхавы, стремится все свое время использовать для Кришны и для развития бхакти. Такое бережное отношение к времени является показателем зрелости сознания человека. У преданного-неофита есть много желаний, не связанных с преданным служением и, соответственно, он совершает много действий, не являющихся преданным служением. Например, новообращенный бхакта или бхактин имеют много привязанностей и желаний, и они по-прежнему достаточно комфортно чувствуют себя в обществе людей, не наделенных большой духовностью. По мере того как человек поливает росток бхакти, тот растет и требует еще больше полива. Например, если мы привыкли к хорошему «pa-сяду, то после этого нам не захочется есть невкусные блюда. Точно так же тот, кто обрел вкус к бхакти, не будет чувствовать удовлетворения, общаясь с мирскими людьми. Разговоры о мирских вещах будут казаться ему шумом, а мирская деятельность — призрачной. Если же мы чувствуем себя уютно в таком окружении, значит бхакти и бхава еще не утвердились в нашем сознании.
|
Третий признак бхавы — это виракти, отречение от объектов наслаждения чувств. Данный пункт не требует практически никаких пояснений. Если мы направим свою энергию на низшую деятельность, у нас не останется энергии для высшей деятельности. Чем больше мы отрекаемся от удовлетворения собственных чувств, тем больше привязываемся к удовлетворению чувств Господа, что является пищей для души.
Четвертый признак — мана шунйата, отсутствие гордыни. Если мы очень горды и придаем себе слишком большое значение, то не сможем развить глубоких чувств к Господу.
Пятый признак называется аша бандха. Это качество описывает в одной из своих молитв Шрила Рупа Госвами, где он говорит, что так или иначе надеется обрести милость Кришны, несмотря на то, что совершенно недостоин ее. Это очень сильная молитва. Преданный чувствует, что недостоин благословений Кришны, Его сострадания и любви. И несмотря на это, он полагает, что милость Господа превыше Его закона. Преданный понимает, что милость абсолютно необходима и является законным правом каждого. Поэтому, хотя он чувствует, что недостоин, он продолжает «стоять в очереди» и ожидать возможности получить благословения Господа. Преданный постоянно следит за тем, чтобы случайно не выйти из этой очереди за милостью и не упустить свой шанс. Он сохраняет сосредоточенность и решимость, зная, что ожидает того, кто терпеливо ждет. Он сохраняет надежду на то, что обретет Бхагавана, Кришну.
|
Шестой признак бхавы — уткантха, сильное стремление к Господу.
Седьмой — нома гане сада ручи, постоянный вкус к повторению святого имени. Восьмой признак — асактис тад гунакхйане, привязанность к прославлению Кришны и слушанию о Его качеств.
Последний признак — притис тад васати стхал е, любовь к месту игр Кришны. В «Нектаре преданности» эти девять признаков бхавы обсуждаются более подробно.
Моля о милости
В этом разделе мы обратимся к моей книге «Нищий-I», состоящей из небольших медитативных зарисовок. Она написана в настроении мольбы о милости Кришны и понимания жалкого положения живого существа. Я хотел бы поделиться с вами одной из этих молитв, ибо изучение природы души одновременно и чрезвычайно просто, и необычайно сложно. Эта зарисовка, носящая название «Ваш успех — наша свобода», представляет собой диалог между чувствами, телом, умом, разумом и душой. Чувства делают одно, ум — другое, а разум — третье, и иногда нам трудно разобраться во всем этом. Например, мы читаем, и ум пытается сосредоточиться на содержании книги. Однако тело устало. И хотя ум и разум пытаются погрузиться в рассматриваемый предмет, тело говорит: «нет». Вы пытаетесь продолжать читать, стремясь закончить главу, однако в следующий момент оказывается, что книга лежит на полу вместе с телом. Тело заявляет, что оно устало, однако ум и разум считают иначе. Но все же через некоторое время мы вынуждены предоставить телу возможность отдохнуть, уму и разуму приходится согласиться на это.
Другой пример: вспомните ситуацию, когда вы оказались в чрезвычайно неловком положении. Разум предпочел бы забыть об этом эпизоде и сделать вид, что ничего не произошло, однако ум продолжает постоянно напоминать вам о прошлом. И всякий раз, когда вы вспоминаете об этом, вам приходится заново переживать неприятный эпизод. В этой короткой медитативной зарисовке основное внимание уделяется душе, но и другими участниками не пренебрегают. Душе приходится «меть дело со всем строением, то есть телом, в котором она находится, включая ум и разум. Душа заключила плохую сделку, поскольку на протяжении определенного времени она вынуждена носить весь этот скарб. В следующем отрывке приводится диалог между душой и всеми остальными ее оболочками.
«Сегодня моя душа пришла ко мне и обратилась нежным голосом:
«Дорогой мой брат, мы с тобой прежде были одним целым, но сейчас поступаем как два совершенно разных человека».
Когда мы вернемся назад, к Богу, вся эта махат-таттва больше не будет мешать и атма, душа, проявит свое истинное тело, связанное с Кришной.
«Я тысячи жизней сопровождала тебя в различных материальных телах».
|
В большинстве случаев душа оказывается заключенной в теле на сотни и тысячи жизней, меняя одну тюрьму на другую, в зависимости от сформировавшихся у нее стереотипов.
«И с каждым разом, когда меня приговаривали к заключению в очередном теле, мое желание возвратиться обратно в царство Бога многократно усиливалось. Я даже подумала, что мое предыдущее тело будет последним. Однако в силу обстоятельств мне пришлось вернуться обратно».
Например, иногда преступник становится образцовым заключенным и готовится к досрочному освобождению. Однако вдруг он оказывается втянутым в драку или же совершает какое-либо другое нарушение, и снова оказывается в камере.
Он думал, что скоро окажется на свободе, но неожиданно обнаруживает, что находится за решеткой. Прабхупада объясняет в «Шримад-Бхагаватам», что когда живое существо входит в утробу матери, к нему возвращается память о сотнях его прошлых рождений. Живое существо думает: «О нет, я не хочу рождаться снова. Я опять оказался в утробе матери и должен снова получить тело!» Так продолжается материальная жизнь.
«Дорогой мой брат, мы связаны с тобой намного более тесными узами, чем ты можешь себе представить. Наши с тобой предназначения плотно переплетены, хотя я наблюдаю за тобой каждый день, в точности как Сверхдуша наблюдает за нами обоими. И наибольшее беспокойство у меня вызывают твои поступки, которые отдаляют нас от Божественной Четы. Это ни в коем случае не означает, что я меньше люблю тебя, но именно моя любовь к тебе заставляет меня так беспокоиться. Этот материальный мир представляет собой пустынную и отвратительную тюрьму, которая не идет ни в какое сравнение с нашим реальным миром. В том мире нет чужих и незнакомых».
Это означает, что материальный мир - это тюрьма, поскольку истинным домом души является духовное царство. Природа материального мира такова, что в нем мы вынуждены сталкиваться с врагами, ужасными отношениями, нападками и оскорблениями. Однако в духовном мире никто не является чужим.
«Напротив, все живые существа любят друг друга».
Мы испытываем чувство одиночества и постоянно ищем любви, однако никогда не находим ее.
«Каждый день мы переживаем удивительный и пьянящий любовный взаимообмен со Всевышним. Когда один из нас обретает особую благосклонность Господа или Его Божественной Супруги, мы все радуемся. Но здесь, в пекле материального мира, живые существа крайне эгоцентричны, оскорбительно настроены по отношению к другим и сбиты с толку».
В материальном мире мы испытываем матсару, чрезвычайно сильную зависть по отношению друг к другу.
«Мой любимый брат, я не смогу вынести еще одну жизнь вдали от духовного общения. Там, дома, прекрасно знают о моем отчаянном стремлении вернуться к ним».
Представьте себе душу, наше истинное «я», тонущую в океане страданий, где она подвергается постоянной опасности со стороны крокодилов, порывов ураганного ветра, неправильных желаний, дурного общения и т. п. Мы хотим выйти из тюрьмы, ибо наши друзья в духовном царстве любят нас гораздо сильнее, чем мы даже можем себе представить.
«Их любовь ко мне намного сильнее моей любви к ним, так же, как моя любовь к тебе намного сильнее, чем ты можешь себе представить».
Душа продолжает обращаться к уму, разуму и телу.
«Но выше моего желания вернуться домой стоит стремление не принести туда никаких беспокойств».
Можно вернуться к примеру, который мы уже приводили ранее: пьяный входит в храм в отвратительном виде и с громкими воплями. В обусловленном состоянии живое существо с его неподобающими желаниями, греховными поступками, а также нечистым преданным служением подобно этому пьянице — оно стало бы источником беспокойств в духовном царстве. Поэтому тем, кому присущи такие несовершенства закрыт доступ в духовный мир. Когда пьяный человек входит в храм, у него появляется возможность обрести огромное благо, однако он не может воспользоваться им из-за своего состояния. В нашем случае душа осознает, что ей придется иметь дело со всеми этими материальными оболочками. Подобным образом, если пьяный поймет, каков этикет поведения в храме, он не станет входить туда и создавать беспокойства.
«Однако в то же время я не хочу оставаться в этом жалком, ограниченном мире».
Из-за безумного ума, чувств и тела душа не может вернуться в духовный мир. Например, если вы — преданный, и у вас есть друг-пьяница, то вы не можете прийти в храм вместе со своим другом. Однако, может случиться так, что из-за этого вы также не пойдете в храм. Таково незавидное положение души.
«Поэтому я решила проявить активность в твоем сознании, чтобы помочь тебе достичь самореализации. В конце концов, твой успех — это свобода для нас обоих. Дорогой мой, любимый брат, существует несколько сфер деятельности, в которых тебе придется серьезно поработать, чтобы обрести эту свободу».
Хотя душа обладает высшим знанием, она вынуждена иметь дело с данной ситуацией, помогая уму и разуму управлять чувствами.
«Ты должен стать более бескорыстным и проявить заложенную в тебе любовь к Богу.
— На протяжении многих лет я пытался быть бескорыстным, но по-прежнему далек от цели, — ответил я».
Теперь ум и разум также вступают в диалог с душой.
«Моя душа воскликнула:
«Всякий, кто считает, что Господь слишком далек, никогда не обретет Его общества, но тот, кто понимает, что Господь очень близок к нам и наблюдает за каждым нашим поступком, очень скоро встретится с Ним».
Ум и разум рассказывают о том, как ранее они пытались стать бескорыстными, искренними и преданными, но сочли эту задачу невыполнимой. Душа отвечает им, что для того, кто считает Бога недостижимым, эта задача действительно будет невыполнимой.
«По милости Господа ты встретил гуру, и бескорыстие придет к тебе в процессе служения гуру с любовью и преданностью. Отбрось же все свои эгоистичные желания и посвяти жизнь гуру, ибо он живет для тебя».
Точно так же как Шрила Прабхупада жил и продолжает жить ради своих учеников, оставьте свои собственные желания и живите ради его удовлетворения.
«Возлюбленный мой, любовь к Господу — твое естественное состояние. Поэтому освободи себя от остатков невежества, сомнений, страхов и зависти. Ты уже получил все необходимое для высвобождения этой естественной любви».
До тех пор пока ум и разум будут продолжать «гнуть свою линию», душа будет оставаться в заточении. Поэтому душа Умоляет низшие оболочки оставить свою неподобающую деятельность.
«Так почему бы тебе прямо сегодня не оказаться в любящих объятиях Господа? С распростертыми объятиями Он ждет, когда же мы вернемся к Нему. Дорогой мой, поспеши. Крепче сожми мою руку на пути возвращения к Божественной Чете В Их мир чистой любви. Последние испытания и трудности будут самыми сложными, но вместе мы очень скоро добьемся успеха. Давай же не будем заставлять ждать наших Благожелателей. Мой возлюбленный брат, помни постоянно, что тебе готовы помочь очень и очень многие. Твой успех — это свобода для нас обоих. Я сама буду помогать тебе. Я люблю тебя, ибо твое тело — наш шанс вырваться отсюда».
Я включил в книгу эту медитативную зарисовку, чтобы придать обсуждению незавидного положения души форму диалога. Как подчеркивает Бхактивинода Тхакур, живое существо находится в бушующем океане страданий, по которому катятся волны дурного общения, вожделения, зависти и жадности, постоянно накрывающие его. Однако в распоряжении живого существа находится крепкая лодка святого имени, на которой оно может переплыть океан материальных страданий. Нам необходимы также преданность своим идеалам, покровительство гуру и общество садху. Тогда, имея хорошего капитана, мы пересечем этот бескрайний океан. В своих молитвах Господь Чайтанья проявляет умонастроение совершенного преданного, взывающего к Кришне и молящего Его о милости общения с Ним. Хотя Махапрабху — Сам Кришна, Он учит нас тому, как должен мыслить преданный.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопрос: Я хочу задать вопрос об освобождении. Мы молимся духовному учителю, а христиане молятся Христу, которому они поклоняются. Поскольку Христос обещает им возвращение в духовный мир, на какую планету они отправляются?
Ответ: Христос делал акцент на достижимости райского царства, те кто являются Его истинными последователями, отправляются туда. Преданные Господа путешествуют повсюду, в том теле в раю и в аду. Куда бы ни попало живое существо, ему всегда предоставляется возможность общаться с истинными преданными Кришны и получать их наставления. Зачастую великие учителя, святые и пророки играют важную роль в этом великом плане. Они дают самые основы учения, однако людям трудно усвоить даже это. Однако если люди будут действительно следовать их наставлениям, то смогут обрести результаты, обещанные им этими учителями. Это позволит людям подняться до более высокого уровня, на котором станет возможным установить связь с трансцендентным. Благочестивый человек — лучший кандидат на обретение духовного знания.
Вопрос: Вы упомянули, что иногда в сознании появляются определенные мысли, и человек может вспомнить свою прошлую деятельность и даже свои прежние желания. Что бы вы могли предложить в качестве средства для очищения ума от этих желаний?
Ответ: Я уже говорил, что ум обманывает нас, вызывая воспоминания о приятных ощущениях, но не упоминая при этом о боли и других негативных вещах, которыми сопровождались эти преходящие удовольствия. И самое главное, что мы должны понять, — это то, что каждый греховный поступок влечет за собой соответствующее наказание. Прабхупада постоянно подчеркивал, что в материальном мире нет счастья, и подобные утверждения иногда приводят людей в недоумение. Они спорят: «Когда я выпью, я испытываю определенный подъем. Когда я занимаюсь незаконным сексом, я тоже испытываю подъем». Однако как можно называть деятельность приятной, если за Ней всегда следует наказание? Если у вас есть кнопка, нажав на которую, вы испытываете сначала приятные ощущения, а затем — страдания, то такие наслаждения являются просто ширмой, за которой скрываются страдания. Когда ум начинает стаскивать вас вниз, необходимо воспользоваться разумом и связаться с душой, которая воскликнет: «Нет! Это приведет к серьезным последствиям. Я не хочу из жизни в жизнь продолжать испытывать все эти страдания!»
Мы сможем по-настоящему положить конец этим греховным воспоминаниям, когда разовьем истинный высший вкус. Однако это нелегко, поскольку, пока у нас не появится высший вкус, нам придется находиться на переходной стадии, где нет ни высшего, ни низшего вкуса. Мы прекращаем заниматься низшей деятельностью, однако желание высшей деятельности еще не пустило корни в нашем сознании. Если у человека окажется недостаточно силы, веры и вдохновляющего общения, он снова вернется к прежним желаниям. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что преданные возвращаются к своим прежним занятиям и привычкам, поскольку ищут какого-то наслаждения, однако еще не испытывают его в преданном служении. Во-первых, проблема состоит в том, что они не следуют этому научному методу должным образом и потому не получают желаемых результатов. Во-вторых, они обусловлены жаждой получения немедленных плодов. Такова природа удовлетворения чувств: сначала — быстрые результаты, а затем — страдания. Духовная жизнь может вызывать вначале чувство дискомфорта, поскольку нам нужно изменить свою обусловленность, однако позже становится источником огромного счастья. В течение переходного периода, особенно если наше служение изобилует апарадхами, оно не приносит полного блага. Если преданный не положит конец апарадхам, то через некоторое время он вернется к своим старым привычкам. Если вы постоянно натыкаетесь на стену, у вас есть два варианта: либо в конце концов перепрыгнуть через нее, либо продолжать биться об нее головой. Сделав это достаточное количество раз, вы можете, наконец, осознать бесплодность дальнейших попыток. Если же вы решите, что с той стороны нет ничего интересного, то вернетесь к своим старым представлениям и стереотипам. Если преданный продолжает сталкиваться с одними и теми же препятствиями, не совершает никакого духовного прогресса, однажды он повернет назад. Когда ум хочет возвратиться к старому, мы должны тащить его перед, подчиняя своей воле или занимая вдохновляющей духовной деятельностью.
Вопрос Если преданному никак не удается преодолеть определенные анартхи, что может помочь ему сделать это? Анартхи есть у каждого, но как нам помочь друг другу перепрыгивать через стену, а не биться об нее головой?
Ответ: Каждый из нас должен помогать другим преданным, напоминая им о цели. Это не всегда приятно, особенно если мы не хотим принять критику в свой адрес. Если же мы готовы искренне признать свои недостатки, когда кто-то указывает нам на них, это приносит чувство счастья, поскольку у нас появляется возможность самосовершенствоваться. Например, в истории о поиске высшего служения, рассказанной Шрилой Прабхупадой и приведенной выше, как только крестьянин узнавал о ком-то более высоко стоящем, он с готовностью принимал его и служил ему, поскольку был искренен. Поэтому в конечном итоге ему выпала возможность служить Кришне. Если мы по-настоящему искренни, то с радостью примем любую помощь, в частности, если нам подсказывают, над чем нам следует поработать. Мы поймем: «Кришна так добр, Он помогает мне понять, что мешает мне почувствовать Его любовь».
Если вы больны, но не знаете точного диагноза, трудно понять, как лечиться. Иногда человек заболевает, но, даже обойдя множество врачей и знахарей, не может выяснить природу болезни. Лучше знать, в чем состоит болезнь, потому что тогда можно хотя бы начать лечение. Поэтому мы должны быть благодарны тем, кто напоминает нам о наших анартхах. Может возникнуть другой вопрос: «А почему они говорят мне об этом в такой грубой форме? Разве нельзя было сделать это более тактично? Можно было сказать: «Дорогой мой, ты такой замечательный, возвышенный преданный. Пожалуйста, позволь мне Использоваться представившейся возможностью и сообщить
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!