The Mystical Tradition Behind Bagger Vance», — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

The Mystical Tradition Behind Bagger Vance»,

2022-10-03 26
The Mystical Tradition Behind Bagger Vance», 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главный редактор журнала «Вайшнавизм».

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

Духовное путешествие является одновременно и простым, и сложным. Оно, с одной стороны, пугает, так как может таить в себе опасность, а с другой — исполнено захватывающих при­ключений. Часто нам кажется, что мы путешествуем в одиноч­ку, но на самом деле верно как раз обратное. Кришна в форме Параматмы, пребывающей в сердце каждого, всегда с нами. Кроме того, Он приходит в Своем наиболее великодушном об­лике Господа Чайтаньи, чтобы испытать бхаву Своей вечной су­пруги и божественной энергии, хладини-шакти, -- Шримати Радхарани. Господь Чайтанья приходит, чтобы, играя роль пре­данного, научить преданности нас.

Однако Кришна вершит Свои разнообразные лилы, благо­словляя преданных, а также разоблачая и уничтожая негодяев, не в одиночку. Его вечные спутники также приходят в матери­альный мир, чтобы помочь Господу в Его непростой миссии. Этими спутниками являются наши ачаръи. В данной книге я основывался на комментариях двух великих ачарьев — Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.

Этот небольшой комментарий к восьми молитвам, состав­ленный Господом Чайтаньей и носящий название «Шикшаштака», я решил написать, преследуя две цели — служение сообще­ству вайшнавов и собственное очищение. Эти молитвы играют чрезвычайно важную роль в жизни вайшнава, и их сокровен­ные тайны раскрываются нам все больше и больше по мере то­го, как мы все больше и больше размышляем над их содержани­ем. Первоначально материал данной книги был представлен в форме цикла лекций, прочитанных в общине Гита-Нагари в Пенсильвании (США), в рамках семинара вайшнавского ин­ститута. Я надеюсь, что мое небольшое служение вдохновит читателей на более глубокое самостоятельное изучение этого великого произведения.

Молитвы «Шикшаштаки», несмотря на свою краткость, не­сут в себе глубочайшие вечные истины. Они описывают все со­стояния сознания от самбандхи до прайоджаны; в них обсужда­ются различные достижения на этом пути, а также препятствия, с которыми мы можем столкнуться.

По милости Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи даже такой ничтожный глупец, как я, имеет возможность читать эти удивительные молитвы и делиться своими мыслями о них с другими. Я надеюсь, что читатель получит от размышления над этими стихами такое же или даже большее благо, чем то, кото­рое смог получить я.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово шикшаштака состоит из двух очень знакомых нам слов — шикша и аштака. Шикша, означает «наставление», а аштака -- «восемь». Таким образом, шикшаштака означает «восемь наставлений». По Своей беспричинной милости Кришна, являющийся вместилищем всего ведического зна­ния, появился на Земле и представил это знание в очень со­кровенной и личностной форме. Кроме того, многие Его представители приходили в этот мир до Него, вместе с Ним и после Него. Такими представителями Господа были шесть Госвами и Шрила Прабхупада, написавшие тома книг о пре­данном служении. Сам же Господь Чайтанья не написал ни одной книги, и единственное, что Он нам оставил, — эти во­семь молитв. Об этом интересном факте Шрила Прабхупада пишет следующее:

«Господь Чайтанья наказывал Своим ученикам писать книги, раскрывая в них науку о Кришне, и этот наказ Его последователи продолжают выполнять по сегодняшний день. Труды, в которых излагается учение Господа Чайта­ньи, очень объемны и отличаются строгостью и последо­вательностью изложения, так как авторы неукоснитель­но следуют принципу ученической преемственности. Сам же Господь Чайтанья, несмотря на то, что уже в юности Он прославился как ученый, написал всего восемь стихов, которые называют «Шикшаштакой». В этих стихах рас­крывается суть Его миссии и наставлений».

«Учение Господа Чайтаньи», стр. 28

 

Молитвы эти содержат тома сокровенных знаний и истин. Точно так же как святое имя содержит в себе всю мудрость, духовный мир и раса-таттву (науку о духовных взаимоотно­шениях), молитвы «Шикшаштаки» содержат в себе все. Мы приняли сознание Кришны, потому что хотим предаться Все­вышнему, отбросив все анартхи, ненужные препятствия. Мы хотим стать самими собой и постичь свою изначальную сварупу, нашу вечную сущность. Мы признаем, что существует не­что, находящееся за пределами опыта, полученного нами в этой и других жизнях. Мы не собираемся наслаждаться шакти, энер­гией Господа; мы хотим общаться с шактиманом, источником энергии. Поскольку, находясь в материальных мирах мартья-локи, мы лишены такого общения, Господь приходит Сам, что­бы указать нам истинный путь.

 

Миссия Господа Чайтаньи

 

Чтобы по достоинству оценить послание Господа Чайтаньи, нам нужно в первую очередь рассмотреть уникальное положе­ние и миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Если человек, за­нимающий высокое положение в обществе, делает какое-то со­общение, мы знаем, что это сообщение должно быть очень важным. Кришна пришел в Своем самом великодушном вопло­щении Господа Чайтанъи, чтобы дать нам эти молитвы, которые сейчас носят название «Шикшаштака». Намо маха-ваданьяя кришна-према-прадая те кришная кришна-чайтанъя-намне гаура-твише намаха. Господь Чайтанья - не кто иной, как Сам Кришна; Он — особенное проявление Кришны. Радхарани и Кришна едины, однако ради обмена божественной любовью проявляют себя как две личности. Затем Они соединяются во­едино и приходят в материальный мир как Господь Чайтанья, чтобы помочь нам понять, какова глубина любви и преданнос­ти, доступной всем живым существам. Размышляя об уникаль­ном положении Господа Чайтаньи, мы сможем лучше оценить Его возвышенный дар этому миру.

Господь Чайтанья занимает особое место среди воплощений и аватар Кришны. Именно Он впервые начал широко распростра­нять духовное знание среди людей, независимо от того, достойны они этого или нет. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в облике преданного, чтобы показать нам пример того, каким должен быть преданный. Хотя Он — высший учитель, в совершенстве знаю­щий предмет, Он играл роль ученика, чтобы дать нам ясное пред­ставление о духовной жизни. Господь устанавливает ягъю - жерт­воприношение, для этого века - повторение Харе Кришна маха-мантры. Еще до прихода Господа Чайтаньи вайшнавы прак­тиковали повторение маха-мантры, однако Он утвердил это по­вторение как юга-дхарму века Кали. Махапрабху раскрыл людям века Кали самые эзотерические тайны, представив это знание в та­кой доступной форме, что оно стало понятно каждому — как об­разованным, так и неграмотным. И хотя это высшее знание край­не трудно обрести, Кришна проявляет особую милость, открывая такую возможность для каждого, кто способен ею воспользовать­ся. Осуществляя Свою миссию, Господь Чайтанья проповедовал во многих местах и самым разным людям, включая даже млеччхов и майавади. План Господа Чайтаньи был таков: распространять духовное послание в каждом городе и деревне — притхивите ачхе йата нагаради грама сарватра прачара хаибе мора нама. Он не хотел ограничиваться небольшой частью населения Земли или каким-то определенным классом людей. Его желанием было рас­пространять сознание Кришны без каких-либо ограничений.

Приняв умонастроение бхакты, преданного, Господь Чайта­нья учил тому, как целиком предаться Богу и как обрести Его посредством бхакти, чистой преданности. Господь показал, что бхакти происходит из бхакти, и не подвластна ничему, кроме бхакти. Преданное служение значительно превосходит методы гъяны, эмпирической философии; тапасъи, аскезы, и ягъи, жертвоприношения.

Господь Чайтанья пришел, чтобы испытать умонастроение Радхарани и проявить Свою любовь в действии. Он явил миру ту великую любовь, которой обладает Щримати Радхарани и чистые преданные. Он на практике показал, в чем состоит проявление истинной любви. Чайтанья Махапрабху проявил признаки махабхавы и премы и стал величайшим Танцором в Своей вечной лиле. И хотя мы никогда не сможем перечислить все возвышенные качества Господа Чайтаньи, это краткое опи­сание Его божественных деяний может помочь нам глубже оце­нить значение Его явления.

 

Наше место в истории

 

Принимая во внимание все эти удивительные факты, мы можем ясно осознать нашу роль в Движении Харе Кришна. Поймите, что Господь Чайтанья — особое проявление Криш­ны, а мы — ветви древа Махапрабху. В каком-то смысле все на­ши проекты, храмы и другая деятельность по всему миру явля­ется частью духовной истории. Придет время, когда люди будут читать об истории вайшнавизма и о различных событиях, про­исходивших в ИСККОН — Движении под флагом Господа Чай­таньи. Учитывая также и то, что Господь ушел из этого мира совсем недавно, можно понять значимость нашего присутствия на планете именно в настоящее время.

По мере того как мы все глубже изучаем всевозможную ли­тературу, посвященную этим восьми стихам, мы начинаем по­нимать их ценность и могущество. Эти стихи — ключ, способ­ный открыть перед нами священные врата духовного мира. Ежедневно декламируя эти шлоки, мы должны стараться все глубже и глубже проникать в их тайный смысл. «Шикшаштака» - суть всего сознания Кришны и суть всех Вед; поэтому ее во­семь молитв подобны бесценному ожерелью, которое должны носить все вайшнавы. Хотя ожерелье носят на шее, оно практи­чески касается сердца. Другими словами, поскольку эти стихи так важны для нас, мы должны всегда хранить их рядом со сво­им сердцем. Не следует считать молитвы «Шикшаштаки» чем-то необязательным или несущественным в духовной жизни.

Уровни взаимоотношений

 

Первые пять молитв описывают главным образом самбандха-гъяну, тогда как стихи с шестого по восьмой описывают прайоджану. Абхидхея же проходит красной нитью через каж­дую молитву. Шестой стих описывает в первую очередь бхаву, а также прему — наряду с седьмым и восьмым стихами.

Самбандха-гъяна объясняет наши взаимоотношения с Госпо­дом, абхидхея — это деятельность в этих взаимоотношениях, а прайоджана — это конечная цель, любовь к Богу. Все наши кни­ги и ритуалы посвящены одному из этих аспектов. Многие писа­ния предназначены для того, чтобы помочь нам признать суще­ствование Бога и обучить основным принципам этики и морали, однако лишь в некоторых из них рассказывается о духовном ми­ре и духовной деятельности, которой мы будем заниматься, ког­да вернемся к Кришне. Это признак трансцендентной культуры. Религия обычно не описывает этот аспект духовного мира; на­против, она считает рай высшей целью. В действительности же, это лишь начало истинной жизни, которая достигает кульмина­ции, когда душа приходит в непосредственный контакт с Вер­ховной Личностью Бога в духовном мире. Когда мы вернемся к Господу, мы не будем просто праздно сидеть, а будем заняты разнообразной духовной деятельностью.

Наша теология задается следующими вопросами: «Каковы наши отношения с Богом? Какова природа души? Что происхо­дит с душой?» Нам необходимо выяснить, какова природа дея­тельности в духовном мире, поскольку иначе у нас может не возникнуть желания туда возвращаться. В материальном мире даже богатые люди страдают от скуки, если им нечем заняться. Они могут жить в прекрасных дворцах, окруженные слугами, однако если им нечем заняться, они будут просто скучать и страдать. Жизнь утратит для них всякий смысл. Так может ли бездействие быть природой духовного мира? Может ли духов­ная жизнь быть вечным «ничегонеделаньем»? Это было бы больше похоже на ад, чем на духовное благословение.

 

 

 Каждая шлока «Шикшаштаки» является ступенью, ведущей от обычного уровня сознания к высшим проявлениям любви к Богу. Первая шлока подчеркивает важность совместного пения Святого Имени. Во второй обсуждается неспособность встать на путь повторения маха-мантры. В третьей - предлагается особый метод повторения маха-мантры. Четвертая шлока обра­щает наше внимание на необходимость избавления ото всех не­благоприятных желаний. В пятой рассматривается изначальная духовная природа джив, сварупа-гъяна. В шестой шлоке говорит­ся о том, какое благо получит живое существо, если оно станет ближе к Господу. «Седьмой стих описывает чувство разлуки, випраламбху, которое испытывают те, кто достиг высочайшей сту­пени совершенства. В восьмом стихе обсуждается метод дости­жения высшего совершенства, высшей цели - прайоджаны. Этих восьми шло ж достаточно, чтобы понять содержание всего «Нектара преданы ости».

 

Повторение святого имени

 

В первой шлоке говорится о нама-таттве, повторении свя­того имени Господа. Существует два вида повторения — тихое повторение, или джапа, и совместное пение, нама-санкиртана. На многих изображениях Господа Чайтаньи и панча-таттвы Господь и Его спутники идут по деревням и поют святые име­на под аккомпанемент барабанов и каратал. Господь поет и танцует, воздев руки к небу. Интересно, что в самом начале «Шикшаштаки» подчеркивается важность именно совместного пения. Как известно, для любого произведения необходимо за­хватывающее начало, чтобы привлечь внимание читателя, и эффектная концовка, чтобы у читателя осталось сильное впе­чатление после завершения чтения. В данном случае Чайтанья Махапрабху первым делом объявляет о харинама-санкиртане. Аналогично «Шримад-Бхагаватам» завершается славой совме­стного пения святого имени. Длинный диалог между Шукадевой Госвами и Махараджей Парикшитом завершает стих, который вдохновляет всех участвовать в нама-санкиртане. Таков окончательный вывод «Шримад-Бхагаватам».

Размышляя над природой святого имени, мы должны также обратить внимание на то, что произносимые нами слова напря­мую связаны с тем, что они описывают. Таким образом, посред­ством речи мы соприкасаемся с объектами, о которых говорим, а трансцендентная звуковая вибрация еще больше приближает нас к Господу. Мы — души, заключенные махаттаттвой в тюрьму материального тела, но звук Святого Имени разрубает цепи, в которые мы закованы. Вот почему первой темой «Шик­шаштаки» и последним посланием «Шримад-Бхагаватам» явля­ется нама-санкиртана. Но, к сожалению, пение святого имени очень редко встречается в тюрьме материального мира.

Во все времена люди любили петь и танцевать. Исследова­ния различных древних культур показывают, что каждому зна­менательному событию посвящался определенный танец. В большинстве культур существовали танцы, исполняемые по случаю рождения ребенка, бракосочетания и даже во время по­хорон. Хотя пение и танец имеют духовное происхождение, в материальном мире они обычно связаны с деятельностью чувств. Духовные же танцы и духовное пение — это совместное прославление Бога, которое, фактически, тождественно возвра­щению в Царство Бога. Мы можем не осознавать этого, однако если действовать смиренно, то росток нашей преданности будет постепенно расти все выше и выше. Кришна — Бог, который всем управляет, все поддерживает и в конечном счете все разру­шает. Однако, когда Он приходит в Своем самом сокровенном облике, с воздетыми к небу руками, то, играя роль преданного, Господь поет и танцует, неся святое имя в каждый город и де­ревню.

Многие из нас помнят тот момент, когда они впервые уви­дели необычное зрелище — поющих и танцующих преданных. Увидеть в центре города, на одной из самых оживленных улиц преданных, идущих стройными рядами, было для нас чем-то необычайным. Преданные не принадлежат к материальному миру, и пение святого имени имеет мало общего с шаблонами материалистического общества. Даже наш собственный опыт участия в харинамах подтверждает это: если мы идем на поводу своего ума, то есть мыслим материальными категориями, пение на улице будет для нас просто адским мучением. Мы будем ду­мать о том, как выглядим в глазах других людей, или даже опа­саться, что встретим своих старых знакомых. Нам в голову мо­гут приходить самые разные мысли. Но санкиртана заставляет нас стать трансцендентными и признать, что преданные не яв­ляются частью материальной системы. Шрила Прабхупада при­нес Движение сознания Кришны на Запад посредством могущественного метода санкиртаны. Когда он приехал в этот ужасный западный мир, он просто смиренно сел и стал петь Ха­ре Кришна. Сила его пения привлекла многих людей, и некото­рые из них приняли сознание Кришны. Святое имя оказало влияние на сердца множества людей. Когда Движение только начиналось, для открытия храма было достаточно всего лишь нескольких преданных, не имеющих практически ничего. Они просто выходили на улицы, захватив с собой несколько книг, которые были напечатаны к тому времени, и пели святое имя. Постарайтесь понять, что пение Харе Кришна — это ягъя века Кали. Нам не нужно годами совершать ягъи, как это делали лю­ди в прошлые эпохи; мы просто должны участвовать в радост­ной харинама-санкиртане.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.