Скольжение в червячной передаче — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Скольжение в червячной передаче

2022-10-03 29
Скольжение в червячной передаче 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При работе червячной передачи
витки червяка скользят по зубьям чер-
вячного колеса. Скорость скольжения
vCK(рис. 17.7) направлена по касатель-
ной к линии витка червяка и может
быть определена из параллелограмма
скоростей (v1и v2- окружные скоро-
сти червяка и колеса, м/с):

Рис. 17.7

Как видно, всегда vск>v1. Скольжение в червячной передаче
вызывает значительные потери в зацеплении
, нагрев передачи,
изнашивание зубьев червячного колеса
, увеличивает склонность к
заеданию.

Несущая способность перемещающихся одна по другой сма-
занных поверхностей значительно выше, если между ними обеспе-
чен клиновой зазор в направлении скорости.
Для поверхностей с
линейным контактом, например, тела 1 и плоскости 2 (рис. 17.8),
это соответствует условию, что вектор скорости vск перпендику-

 

Рис. 17.13

 

 

 

Рис. 17.9

лярен линии а—а контакта или имеет значительную составляю­щую уск, перпендикулярную этой линии. При этом масло, затяги­ваемое в клиновой зазор, разделяет сопряженные поверхности и воспринимает действующую нагрузку.

Если скольжение происходит вдоль линии а—а контакта, то масляный слой в контактной зоне образоваться не может, появля­ются условия для возникновения заедания.

В червячных передачах очертание контактных линий зависит от формы поверхности червяка. На рис. 17.9 показана схема зуба червячного колеса с нанесенной на нем контактной линией а—а, ряд последовательных положений которой в процессе зацепления колеса с архимедовым червяком обозначен цифрами 1, 2, 3. Как видно, в положении 3 вектор скорости vCKскольжения направлен по касательной к контактной линии.

Зона, в которой направление vскпочти совпадает с направле­нием контактных линий, заштрихована. Неблагоприятное направ­ление скорости скольжения служит причиной повышенных по­терь, изнашивания и заедания, которое начинается именно в этой зоне и распространяется затем на всю рабочую поверхность зубьев колеса.

Наиболее благоприятной зоной контакта является часть зуба колеса со стороны выхода червяка из зацепления. Здесь скорость vскимеет значительную составляющую vск, перпендикулярнуюлинии контакта, и, следовательно, благоприятные условия для соз­дания несущего масляного слоя.

В червячных передачах с нелинейчатыми червяками контакт­ные линии расположены так, что при любом положении в процес­се зацепления имеет место значительная составляющая vскскоро­сти скольжения. Это обеспечивает повышенную несущую способ­ность такой передачи.

Точность червячных передач. Для червячных передач уста­новлены 12 степеней точности, для каждой из которых предусмот­рены нормы кинематической точности, нормы плавности и нормы контакта зубьев и витков. В силовых передачах наибольшее при­менение имеют 7-я (vск< 10 м/с), 8-я (vск< 5 м/с) и 9-я (vск< 2 м/с) степени точности.

КПД червячной передачи

Роль смазывания в червячной передаче еще важнее, чем в зуб­чатой, так как в зацеплении происходит скольжение витков чер­вяка вдоль контактных линий зубьев червячного колеса.

Червячная передача является зубчато-винтовой и имеет поте­ри, свойственные как зубчатой передаче, так и передаче винт- гайка. В общем случае КПД червячной передачи:

,

где ηп, ηз и ηрм - КПД, учитывающие потери соответственно в подшипниках, зацеплении, а также на размешивание и разбрызгивание масла.

КПД червячного зацепления определяют по формуле, полу­ченной для винтовой пары (см. ниже "Передачи винт-гайка сколь­жения"):

,

где γw- угол подъема винтовой линии; φ' - приведенный угол тре­ния, f'= tgφ' - приведенный коэффициент трения (коэффициент трения, найденный с учетом угла а профиля витка).

Значения угла φ' трения в зависимости от скорости скольже­ния получают экспериментально для червячных передач на опорах

с подшипниками качения, т.е. в этих
значениях учтены потери мощности
в подшипниках качения, в зубчатом
зацеплении и на размешивание и раз-
брызгивание масла.
Величина φ' сни-
жается при увеличении vCK, так как
при больших скоростях скольжения в
зоне контакта создаются благоприят-
ные условия для образования масля- Рис17.10
ного слоя, разделяющего витки червя-

ка и зубья колеса и уменьшающего потери в зацеплении.

Численное значение ηз увеличивается с ростом угла ywподъе-
ма на начальном цилиндре до γw  40° (рис. 17.10).

Обычно в червячных передачах γw< 27°. Большие углы подъ-
ема выполнимы в передачах с четырехзаходным червяком и с ма-
лыми передаточными числами.

Червячные передачи имеют сравнительно низкий КПД, что
ограничивает область их применения (ηз = 0,75...0,92).

Силы в зацеплении

Силу взаимодействия червяка и колеса принимают сосредото-
ченной и приложенной в полюсе зацепления по нормали к рабочей
поверхности витка. Ее задают тремя взаимно-перпендикулярными
составляющими: Ft, Fa, Fr. Для наглядности изображения сил чер-
вяк и червячное колесо на рис. 17.11, а условно выведены из заце-
пления.

Окружная сила Ft 2 на червячном колесе:

где Т2 - вращающий момент на червячном колесе, Нxм; d 2 - дели-
тельный диаметр колеса, мм.

Осевая сила F a 1 на червяке численно равна F t 2: F a 1 = F t 2.

Окружная сила F t 1 на червяке


где T 1 - вращающий момент на червяке, Н x м; η3 - КПД; dw 1 - в мм.

 

а)

                                                 Рис. 17.11

Осевая сила Fa 2 на червячном колесе численно равна Ft 1:

.

Радиальная сила Fr 1 на червяке (радиальная сила Fr 2 на колесе численно равна Fr1), рис. 17.11, б:

F r 1 = F r 2 = Ft2tgα.

Направление силы Ft2всегда совпадает с направлением вра­щения колеса, а сила Ft 1 направлена в сторону, противоположную вращению червяка.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.