А. Понятие Сущности у Гегеля — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

А. Понятие Сущности у Гегеля

2021-06-30 34
А. Понятие Сущности у Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гегель не обладал категорией Сущего12. Для него «Истина бытия – это сущность»13.

 

~ По-видимому, было бы онтологичней, если бы Гегель определял Бытие через Сущность, например: Бытие – это особый род Сущности (сущего, материи). Но Гегель определяет Сущность через Бытие: «Она в-себе-и-для-себя-бытие…»14 Таким образом, он, с одной стороны, преодолевает субъективность Бытия и вступает в царство объективности, с другой – лишь возводит в степень бытийные характеристики, не порывая с очерченным кругом панлогического Бытия.

 

~ Материя вообще характеризуется предикатом «в-себе» и ущербна по отношению к предикату «для-себя». Отсюда понятно, почему Гегель – певец для-себя-бытийной существенности – не выходит на понятие материи как чистой объективной реальности. Понятие материи, как и понятие Сущего, не доводится у Гегеля до уровня абсолютной онто-логической категории.

 

~ Между тем все онтологические определенности: существование, необходимость, субстанция, действительность и т.п. – светятся в Сущности, которая в связи с этим обретает значение самостоятельной материальной силы. Эта сила выступает формой проявления объективной всеединой целокупности, именуемой абсолютным. «Сущность, существование, в себе сущий мир, целое, части, сила – все эти рефлектированные определения являют себя представлению как в себе и для себя значимое, истинное бытие; абсолютное же есть по отношению к ним основание, в котором они исчезли»15.

 

В. Понятие Сущего у Хайдеггера

 

Хайдеггер в отличие от Гегеля четко фиксирует категорию Сущего.

 

~ Триада узловых онтологических категорий Хайдеггера выстроена, с точки зрения антропологического восхождения, более последовательно: Сущее – Бытие – Истина (Человек). Сущее – это Всё, лежащее в основании данной триады, «…будь то скала, зверь, художественное произведение, машина, будь то ангел или Бог»16. Всё – в своей относительной отдаленности от человека, от экзистенции, в своей внеположенности сознанию. Всё, которое между тем обволакивает и захватывает человека, растворяя его в себе. Внеположенное Сущее, владычествующее над человеком, отражается древнегреческим термином «фюсис» (φυσις). «Фюсис» означает, в истолковании Хайдеггера, не просто природу в обычном смысле слова, а «…самообразующееся владычество сущего в целом»17, т.е. есть всего Сущего, включая и объективность созданных вещей (вторая природа, τεχνη), и материю идеальных объектов.

 

~ Кроме того, Хайдеггер вскрывает второе значение термина «фюсис». Фюсис – это не только сфера Сущего в целом, но и природа определенного сущего. «Природа имеет теперь смысл внутренней сущности… «Фюсис» означает здесь не само властвующее, а его властвование как таковое, существо, внутренний закон вещи»18. В данном случае у Хайдеггера Сущность – то же, что и у Гегеля, хотя, быть может, чуть дуалистичней, поскольку она в таком виде соприсутствует с Сущим, а, по Гегелю, то, что является, и есть явление Сущности19.

 

~ Некоторая отчужденность Сущности от Сущего вызвана у Хайдеггера большей самостоятельностью Сущего, которое как существующее-в-себе замкнуто, отдалено, сокрыто от человека. Сущее же, которое открывается человеку, являет Истину. С Истиной человеку дается и Сущность. По Хайдеггеру, «…сущность истины есть истина сущности»20.

 

Таким образом, если для Гегеля Сущность – это истина Бытия, то для Хайдеггера Сущность – это истина Сущности или, рассматривая шире, Сущего. В итоге, как у Гегеля Сущность неустойчива и часть ее представляет собственно сущее Бытие, а часть – сущее Понятие, так и у Хайдеггера часть Бытия в виде Сущности входит в сферу Сущего, а часть в виде Dasein примыкает к сфере Истины:

Гегель:

Бытие — Сущность — Понятие

 

сущее Бытие сущее Понятие

 

Хайдеггер:

Сущее — Бытие — Истина

 

Сущность Dasein

 

С. Сущая Сущность21

 

Мне кажется, Сущность, обособленная от Сущего, не может играть роль абсолютной первосути мира. Сущность Сущего – это сущая Сущность.

 

~ Сущее материально, т.е. субстрат его существует вне и независимо от своих отображений, рефлексий, определенностей. Подобное отношение к Сущему – в пику Гегелю. Оно берет свое начало в критических выпадах Шеллинга и в метафизических идеях А.С. Хомякова и В.С. Соловьева. Субстрат Сущего всеедин и пронизывает как первую, так и вторую природу, не минуя, естественно, Dasein и Истину, что в какой-то мере в пику Хайдеггеру. И самое главное, субстрат Сущего не обходит Сущность. Субстрат Сущности так же материален и сущ.

 

~ Сущее – это Всё. Но на такой абстракции категория Сущего остановиться не может, так как в противном случае замкнется на бытие-в-себе и трансформируется либо в гегелевское «бытие», либо в марксистско-ленинскую «материю». Сущее – это Всё как в-себе-и-для-себя-сущее. Сущее как для-себя-сущее – это Сущность. Сущее, таким образом, необходимо наполнено Сущностью как своим иным, которое в нем является и его через себя являет, что в духе Гегеля. Но пути явления Сущности неисповедимы: они могут быть логическими, поэтическими, мистическими, феноменологическими. Они не человеком предопределены, а самой властвующей несокрытостью Сущего, что в духе Хайдеггера.

 

~ «Сущность истины есть истина сущности», – утверждает Хайдеггер. Я высказываю аналогичное по форме предложение: «Сущность Сущего есть сущая Сущность». По Хайдеггеру, это особого рода предложение. Оно «...не является диалектическим. Оно вообще не является предложением в смысле высказывания... Это описание (Sage) поворота внутри истории бытия»22. В таком суждении, точнее, сказе (Sage) осуществляется бытийное тождество субъекта и объекта и, больше того, нет никакой возможности расчленить и отделить объект субъекта от субъекта объекта. Тут налицо абсолютное тождество, поглотившее различение Сущности и Сущего. Абсолютное здесь уже не просто основание, а сущее абсолютное и как таковое суть Сущего, или сущая Сущность.

 

D. Аристотель: суть вещи

 

«Сущая Сущность», «сущее абсолютное» – понятия, способные, подобно «бытию мысли»23, вызвать недоумение и протест. Однако, как ни странно, и в них ничего нет против философских традиций. Вот рассуждение Аристотеля, одного из основоположников учения о Сущем:

 

«О сущем говорится в различных смыслах… оно означает, с одной стороны, суть вещи и определенное нечто, а с другой – качество или количество или любое из других подобных родов сказываемого. Хотя о сущем говорится в стольких значениях, но ясно, что первое из них – это значение сущего как сути вещи, которая выражает ее сущность…»24

 

Суть вещи – это золотая середина между вещью (материей) и Сущностью (законом, сущим Понятием). Суть вещи – это еще не Сущность, но уже и не просто вещь. Хотя можно сказать и так: это уже не Сущность, хотя и не просто вещь, а нечто абсолютно сущее.

 

Суть вещи – это больше, чем Сущность, и больше, чем просто Сущее, это и есть сущая Сущность.

[К содержанию]

 

 

Глава III. Истина Понятия

А. Истина Понятия у Гегеля

 

Для Гегеля «Понятие… есть единство бытия и сущности»25, «…есть их основа и истина как тождество, в которое они погрузились и в котором они содержатся»26.

 

~ По Гегелю, суть вещи, такой, как Понятие, – тождество, а сущность – свобода. Свободное тождество субстанциально: оно является первоначалом для всех других вещей, явлений, мыслей, в том числе полагает и само себя. «…Первоначальная суть дела27первоначальна, лишь поскольку она причина самой себя, а это и есть субстанция, высвобожденная в качестве понятия»28.

 

~ «…Понятие есть форма абсолютного, которая выше бытия и сущности»29. Чем? Тем, что Понятие само внутри себя может создавать и создает реальность, выступающую в качестве Истины. Бытие же и Сущность в гегелевской логике Истины не созидают. Эмпирический материал Бытия и Сущности «…истинен не в том виде, в каком он являет себя вне и до понятия, а исключительно в своей идеальности или в [своем] тождестве с понятием»30.

 

~ Таким образом, идеальность Понятия – для Гегеля более первичная данность, нежели непосредственность Бытия или рефлексивность Сущности. Идеальность Понятия облагораживает Бытие и Сущность и возвышает их до уровня идей человеческого рода, разума, блага, познания. Конечный итог восходящей логической эманации – тождество идеального и реальности.

 

«…В-себе-и-для-себя-бытие достигло в понятии сообразного с собой и истинного наличного бытия…»31 После такого признания Гегелю остается всего шаг до Dasein, но что-то мешает его сделать. Что? Да всё то же абсолютное тождество! Куда шагать, если всякий шаг – топтание на месте, а место это всё сплошь Понятие?

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.