В. Понятие Бытия у Хайдеггера — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

В. Понятие Бытия у Хайдеггера

2021-06-30 28
В. Понятие Бытия у Хайдеггера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для Хайдеггера «Бытие – это ближайшее»3, т.е. тоже непосредственное.

 

~ Но Хайдеггер уже отдает себе отчет в том, что ограничивать Бытие внешними определениями ошибочно. Чистота лишенности Понятия должна быть максимально выдержана и одновременно аналогичным образом понята. В такой ситуации единственной определенностью Бытия может быть понятие «есть».

 

~ Вместе с тем, коль уж суждено определять Бытие, Хайдеггер не замыкается в куцых математических и блеклых онтологических предикатах, а прибегает к ёмким психологическим, социологическим, антропологическим характеристикам, как-то: забота, страх, совесть, земля, несокрытое и т.п. Мышление во всей своей целостности схвачено Бытием. «Бытие есть как судьба мысли»4.

 

~ Этот дуализм понятия Бытия – внутренняя закономерность: на одном конце Понятия – бытие, равное чистому «есть», на другом – дефиниции-свечения этого есть-бытия (у Гегеля – одни, у Хайдеггера – другие, у иных мыслителей – третьи). Гегель уловил эту закономерность в понятии наличного бытия (Dasein), но последнее в его системе всего лишь момент, Хайдеггер же возвел этот момент в первопринцип своей философии.

 

У Хайдеггера Dasein – это Бытие, которое налицо, сейчас, здесь, вот – во времени, тут – в пространстве (так и переводится: вот-бытие, тут-бытие; лучше: вот-тут-бытие5) и в своей истине-сущности представляет экзистенцию человека. «…Человек существует таким образом, что он есть «вот» Бытия, то есть его просвет»6.

 

С. Бытие как Понятие7

 

Для меня Бытие – это непосредственное Понятие.

 

~ Не лишенность Понятия, как у Гегеля, и не вся экзистенциальная вот-наличность, как у Хайдеггера, а именно в принципе и по существу – Понятие.

 

Применительно к Dasein так думал и Хайдеггер: «Понятность бытия сама есть бытийная определенность присутствия»8.

 

~ Вместе с тем вслед за Гегелем я считаю Бытие лишенным самопознания (но не самосознания), а вслед за Хайдеггером представляю его текучей (самоинтерпретируемой) есть-наличностью.

 

Тут нет противоречия, ибо

 

: Срощенность непосредственного Понятия с опосредующими терминами, определениями, дефинициями, предикатами традиционно признается атрибутом Понятия. Но если потеснить традицию и освободить Понятие от гносеологической интенциальности, то останется чистое Понятие-самосознание. Последнее и являет собой собственно Бытие, лишенное Понятия, в духе Гегеля.

 

: Понятие – специфическая текучая есть-наличность самосознания. Ясное дело, в нем не вся наличность сознания и мира, но суть в том, что и у Хайдеггера в просвет Бытия устремляется не всё бытийное, а только отдельные ощущения, настроения, впечатления, переживания, мысли и действия, которые в данный момент есть и открываются. Самосознание, концентрирующее отдельные впечатления, переживания, мысли в целостный акт длящегося несокрытого Понятия, представляет просветленное Бытие, в духе Хайдеггера: «В понимании экзистенциально лежит уже бытийный способ присутствия как умения быть»9.

 

~ Иными словами: Бытие – это не самопознаваемое, но самосознаваемое Понятие, или субъект, тождественный есть-объекту, обладающему свойством концентрировать всю эмпирическую и феноменологическую наличность до непосредственно открывающейся актуальности.

D. Парменид: Бытие как мысль

 

Приравнивание Бытия к Понятию может показаться делом несерьезным. Грызут сомнения: ведь бытуют же и стол, и дом, и сосна, и мышь, и гора, и даже «Чёрный квадрат». Но это «бытуют» – не то, что Бытие. Подобные предметы имеют свои обозначения, как-то: сущее, существование, действительность, материя и т. п. А за Бытием с первых шагов философии закреплен смысл непосредственно дающегося мысле-понятия «есть».

 

Хайдеггер замечает по этому поводу: «…Парменид в раннюю эпоху мысли говорит: estin gar einai, «есть, собственно, Бытие»»10. Послушаем самого Парменида:

«IV 3. Есть бытие, а небытия вовсе нету;

Здесь достоверности путь, и к истине он приближает.

V 1. Одно и то же есть мысль и бытие.

VI 1. Слово и мысль бытием должны быть.

VIII 34. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти»11.

 

Изречение V.1 – «Одно и то же есть мысль и бытие» – может быть интерпретировано следующим образом: одно и то же «есть мысль» и «бытие». Или «есть мысль» тождественно «бытию».

 

«Есть мысль» – это и есть Бытие как Понятие.

[К содержанию]

 

 

Глава II. Сущность Сущего


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.