Каковы же наиболее распространенные поведенческие реакции детей и подростков на развод родителей? — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Каковы же наиболее распространенные поведенческие реакции детей и подростков на развод родителей?

2021-05-27 30
Каковы же наиболее распространенные поведенческие реакции детей и подростков на развод родителей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как бы ни переживали дети ситуацию развода в семье, реагируют они на нее по-разному. Рассмотрим несколько наиболее распространенных реакций.

Активизация своей деятельности и игры. Часть детей в ситуации распада семьи лишается своей былой подвижности. Однако для большинства детей боль, которую они испытывают, часто заставляет их заняться целенаправленной деятельностью. Обычно эта реакция появляется с целью преодолеть чувство беспомощности в ситуации развода. У некоторых детей это выливается в непосредственные попытки свести родителей вместе. Известны случаи, когда дети умышленно неоднократно убегали из дома, чтобы помирить собирающихся разводиться родителей.

Чтобы освоиться с ситуацией развода, дети могут энергично придумывать себе самые различные новые, увлекательные и приятные дела, сочетавшие игровой момент и адаптацию к действительности.

Гнев. Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей, - осознанный сильный гнев. Одни дети могут злиться на своих матерей, другие – на отцов, но многие злятся на обоих родителей. Значительная часть детей злится на того родителя, который, по их мнению, был инициатором развода, и в своей оценке они редко ошибаются.

Свой сильный гнев дети могут выражать самыми разнообразными способами. Часто дети становятся раздражительными, ворчливыми, излишне требовательными и властными. Иногда вспышки гнева выражаются в заранее обдуманной бурной форме, рассчитанной на то, чтобы досадить матери, когда к ней приходят другие мужчины.

Дети с удовольствием принимают позу диктатора и становятся развязными непосредственно после ухода из семьи отцов. Уход отца дает свободу для проявления импульсов, которые столь тщательно сдерживались в его присутствии, свободу вести себя безнаказанно и получать от этого удовольствие.

У некоторых детей такая агрессивность явно становится похожей на уподобление качествам покинувшего их отца. Другие дети могут демонстрировать обратное поведение – большую уступчивость и меньшую самоуверенность после развода родителей.

Опасения и фобии. В зависимости от возраста дети чего-то боятся в связи с разводом родителей. Эти опасения бывают не совсем обоснованными и могут перерастать в неврозы.

Дети боятся, как бы их не забыли или не бросили оба родителя, испытывают неприятные переживания от ощущения себя нежелательной обузой. Некоторые дети выражают не совсем безосновательную обеспокоенность тем, что опора на одного родителя вместо двух куда менее надежна, и поэтому положение ребенка в мире в результате развода родителей более уязвимо. Часть детей волнуется, и не без оснований, из-за эмоционального состояния своих расстроенных родителей. У многих детей опасения сопровождаются тревогой, как бы родители не забыли или не упустили из виду их детские потребности.

Чувство ответственности за развод. Некоторые дети, особенно младшего возраста, бывают озабоченны тем, что это они послужили причиной развода родителей.

Нарушенная идентификация. Для многих детей развод сопровождается чувством, что их мир пошатнулся и привычные ориентиры в нем смещены или вообще исчезли. Такое изменение ориентиров приводит к нарушениям, связанным с пониманием детей, кто они есть и кем станут в будущем. У некоторых детей подобное смятение и ощущение нарушенной идентификации могут выражаться в тревожных вопросах, в которых они пытаются сравнить физические данные родителей и свои собственные.

Другой аспект угрозы цельности личности, возникающий во время развода родителей, сказывается преимущественно на процессе подготовки ребенка к жизни в обществе и формирования «Сверх - Я». Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает контроль за его нравственными устоями по мере того как рушатся его внешние опоры, и гнев, направленный на родителей, решительно проникает в сознание. Одним из появлений такого состояния может стать приобретение новых привычек, как, например, мелкое воровство и вранье, наблюдаемое только в период распада семьи.

Одиночество или противоречивая преданность детей. Дети, пережившие развод родителей часто испытывают чувство одиночества.

Дети, пытающиеся побороть чувство одиночества, очень трезво воспринимают реальное падение интереса родителей к ним, которое столь часто имеет место во время развода. Однако главный момент переживания одиночества и ощущения изолированности, возможно, связан с детским восприятием развода как битвы между родителями, где ребенку нужно встать на чью-то сторону. Следуя этой логике, шаг на сторону одного родителя расценивается ребенком, а иногда и одним из родителей как предательство другого. Это может вызвать настоящий гнев и еще больший отказ от одного из родителей вдобавок к обострению внутреннего психического разлада. Фактически из-за этого противоречия они остаются в стороне в разгар тяжбы между родителями.

Соматические симптомы. Переживание развода между родителями может проявляться в соматических симптомах разного рода и разной степени тяжести, таких как головные боли и боли в животе, обострении заболеваний дыхательных путей и пр.

Снижение школьной мотивации. У детей, переживающих развод родителей, может наблюдаться значительное ухудшение успеваемости в школе. Поведение таких детей в школе разительно отличается от поведения дома.

Для некоторых детей гнет социальных и учебных требований оказывается почти невыносимым. Дети могут использовать занятия в школе для того, чтобы выразить все то, что они не могли сказать дома.

Часть детей начинают командовать, контролировать других, хитрить.

Одной из новых форм поведения, обнаруженной у 9 – 10-летних ребят в первый год после развода родителей, оказалась преждевременная юношеская увлеченность вопросами секса и самоутверждение со всевозможными вредными последствиями, вытекающими из этих не соответствующих их возрасту интересов.

Большинство детей со временем (примерно через год) принимают развод как печальный, но окончательный исход, хотя некоторые продолжают питать надежду на примирение родителей.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.