Виды социальных норм. Социальный контроль. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Виды социальных норм. Социальный контроль.

2021-05-27 24
Виды социальных норм. Социальный контроль. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Понятие власти.

Существует точка зрения: «Если органы государст-1 венной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в ли- I це гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение тех, кто это делает». Разделяете

ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.

1. Человеческое общество является сложной социальной системой. В структуру этой системы входит и совокупность многочисленных связей и отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности. Многообразные формы взаимодействия индивидов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидов при помощи определенных норм.

Норма (лат. погта — правило, образец) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных

норм: нормы обычаев, религиозные нормы, нормы морали, корпоративные нормы и правовые нормы.

Нормы обычаев представляют собой правила по-1 ведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морально-1 го содержания называют нравами. Разновидностью] обычаев считаются традиции, которые выразкают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы. Ритуалы представляют собой обычаи, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Под религиозными нормалш понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Нормы морали — это правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Их реализация обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Корпоративными нормалш называют внутренние правила поведения, установленные организациями для своих работников или общественными объединениями — для своих членов. Реализация этих норм обеспечивается самими организациями или объединениями.

Правовые нормы — это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом. Реализация разовых норм обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны I на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопреде-

ленного круга лиц. Они характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционирован-ность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционирован-ностъ отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Под социальным, контролем, понимают систему предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. При помощи социального контроля осуществляется целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Различают внешний и внутренний социальный контроль. Средствами первого выступают санкции. Они могут быть формальными (налагаются в соответствии с установленными правилами) и неформальными (проявляются в эмоционально окрашенном отношении окружающих), позитивными (поощрения) и негативными (направлены на пресечение нежелательного поведения).

Важное место в механизме социального контроля занимает самоконтроль — самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в соответствии с социальными нормами.

2. Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот при-

каз должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы и поэтому возникает вместе с ним.

В первобытном обществе власть носила непосредственно общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако созывались родовые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество отошло от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточилась в руках вождей, которыми становились мужчины, имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне: носили отличавшую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

Вождество представляло собой особый тип влас ти, сложившийся в первобытном обществе на позд

нем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти.

Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей в отношении другой. Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом. Для осуществления политической власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, СМИ, общественным мнением и т. д.

Источники {или ресурсы) власти — реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые. К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле; к социальным — систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным — знания и информацию; к силовым — институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).

Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (лат. Ш^Штив — законный). Власть признается легитимной, если она не

навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером (1864— 1920) применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая — добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения М. Вебер выделял три типа легитимного господства.

Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство (греч. спаг1зта — божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой и судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизма-

тическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. В отличие от харизматического, традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т. е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д.

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.

3. Традиция противопоставления гражданского общества и государства была заложена еще философами-просветителями. В соответствии с их взглядами государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Но это были не односторонние обязательства: в случае нарушения условий этого договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ — на восстание против деспота, монарх — на наказание виновных.

История подтвердила неизбежность выступления гражданского общества (там, где оно сформировано) против ущемления естественных прав граждан: Великая французская революция конца XVIII в. была вызвана как деспотическим абсолютистским режимом Бурбонов, так и всем существовавшим строем социальной несправедливости, сословным неравенством. Новейшая история также знает немало примеров гражданского протеста против нарушения незыблемых прав и свобод личности. Например, в 1950—1960-е гг. в США развернулось движение за равноправие афроамериканцев, которое было поддержано лучшими представителями белого населения страны.

Билет № 18

Социальный конфликт.

Государство, его функции.

3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и возникновению конфликтов.

Социальные конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Участниками конфликта могут быть как отдельные личности, так и социальные группы, организации и государства. Основные субъекты конфлик-

та называются оппонентами или противоборствующими сторонами. Противоборствующие стороны могут быть неравнозначными, т. е. иметь разные ранги. Ранг — это сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в его распоряжении ресурсами и властью. Например, личность может конфликтовать с группой и даже государством и победить, если ее ранг окажется выше.

Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. В конфликте также есть свидетели, посредники, подстрекатели и пособники. Свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны. Подстрекатели — те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники — люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами. Наконец, посредников, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт, также относят к его участникам.

Анализируя причины поведения людей в различных конфликтах, социологи выяснили, что мотивами бытовых столкновений обычно являются такие чувства, как обида, месть, ревность, зависть и корысть. В групповых конфликтах мотивами выступают политические симпатии и антипатии либо желание перераспределения экономических ресурсов. Причины же социальных конфликтов лежат в существующем общественном неравенстве, порождающем различия в отношениях собственности и власти. Это неравенство может быть различным по типу и масштабам, но оно всегда присутствует.

Предметом конфликта в социологии принято считать объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласий между оппонентами. Каждая из сторон конфликта заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Объект конфликта представляет собой некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом).

Возникновению любого конфликта предшествует такое сочетание объективных условий и обстоятельств, которое создает реальный предмет конфликта. Это сочетание социологи называют конф ликтной ситуацией. Конфликтная ситуация складывается постепенно и, как правило, на фоне социальной напряженности. Социальная напряженность — это особое состояние массового сознания, вызванное обострением социальных противоречий в обществе. Она характеризуется:

1) распространением среди населения недовольства существующими порядками;

2) утратой доверия к властям;

3) массовыми стихийными действиями (митинги, забастовки, погромы и т. п.).

Уровень социальной напряженности в обществе может изменяться — снижаться или увеличиваться. Чем выше уровень социальной напряженности, тем более вероятной является опасность социального взрыва. Однако даже очень высокий уровень социальной напряженности необязательно приводит к конфликту.

Любой конфликт, как правило, начинается с инцидента. Инцидентом {или поводом) конфликта называется событие или обстоятельство, в результате которого латентные (т. е. скрытые) противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния. Повод может быть реальным или придуманным. В последнем случае речь идет о провокации конфликта. Обычно провокация строится по следующей схеме: сторона, желающая развязать конфликт и реализовать в нем свои интересы, придумывает некую ситуацию, которую легко объяснить, как проявление враждебности со стороны оппонента.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те, которые непосредственно направлены на предмет конфликта; вспомогательные — обеспечивают вы-

полнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п.; оборонительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки другой и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус — это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиций сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности — долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения — объективные, субъективные и ложные;

в) по форме — внутренние и внешние;

г) по характеру развития — преднамеренные и спонтанные;

д) по объему — глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам — насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества — прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни — экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее функциями являются регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастают в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

2. Государство — важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор нет единого мнения по вопросу об определении понятия «государство». Различные теории выдвигают на первый план какой-то один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Наиболее распространенным является представление о государстве как о политико-территори-

альной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально-и структурно-организованную форму общества).

Самые первые государства возникли на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек мира — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке были:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия;

2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на больших территориях;

3) необходимость централизованного руководства этими массами.

Ученые отмечают и особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства у них был ускорен завоеванием значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на большой территории и необходимость создания государственных административно-территориальных

структур. Такая форма возникновения государства I не была исключительной: таким же путем появи- 1 лось государство в Древней Руси, Ирландии и неко- I торых других странах Европы. Типичным считается I путь возникновения государства на Древнем Восто- I ке, появление же рабовладельческих (Греция и Рим) I и феодальных государств (германцы и славяне) пред- I ставляло собой уникальное явление.

От догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества государство отличается еле- I дующими признаками:

1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как граждан- I ство (подданство);

2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;

3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрокра- I тия);

4) введение налогов, предназначенных для обеспечения осуществления государством своих функций;

5) наличие государственных атрибутов (гимн, герб, флаг).

Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного об- I щества (политических партий, профсоюзов и др.), I являются:

1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международ- I ной арене);

2) монополия на правотворчество (только государ- I ство может издавать нормативно-правовые акты, ' обязательные для исполнения всем населением стра- | ны);

3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные

направления его деятельности, выражающие сущ- ' ность государства и соответствующие главным зада- I чам определенного исторического этапа развития., По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внут- '

ренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой); социальные (организация системы социального обеспечения); культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения); охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должны оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

3. Экономическая жизнь общества представляет собой производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Распределение понимается как выявление доли труда каждого человека в произведенном продукте, обмен — как процесс обмена одних продуктов на другие, а потребление — как использование людьми произведенного продукта для удовлетворения своих потребностей.

Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наемных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов. Конечной целью производства является потребление товаров и услуг населением. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей. Так, например, увеличение цен на бензин в последние годы стимулировало рост спроса на модели автомобилей с экономичными двигателями. Таким образом, в условиях рыночной экономики, перед выходом на рынок, производитель должен определиться: что, как и для кого производить. Люди, выступая потребителями товаров и услуг, участвуют в экономической жизни общества, причем не в пассивной, а в активной роли.

Билет № 19

НЕТУ ОТВЕТА НА ВОПРОС 1

2. Типология политических режимов.

3. Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, по-вашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга? А) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор). Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я. А. Коменский). В) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. И. Пирогов).

2. Политико-правовой режим, представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические.

Термин «демократия» (греч. йётоз — народ и кга1оз — власть) означает «власть народа». В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Главными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы разделяются на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный — это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологии (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

• наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;

• наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический (греч. 1е1ов — цель и 1о^ов — наука), т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;

• монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

• монополия государства на средства вооруженной борьбы;

• наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым врагам народа;

• подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

В современной философско-политической литературе существует и иной подход к объяснению феномена тоталитаризма. В его основе лежит анализ внимание приверженцы этой концепции уделяют анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека толпы», который является опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации положения личности в тоталитарном обществе (Э. Фромм, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гасет, Ф. Хайек и др.). Основное.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности, регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдума.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Авторитарным называется политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во в неполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм представляет собой переходный режим от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (по-

литическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота. Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5) создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

о. По смыслу из приведенных высказываний близки друг другу суждения А и Б. В них речь идет о роли образования в формировании личности, подчеркивается необходимость прочного и глубокого овладения знаниями. При этом следует отметить, что образование связано с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности. Только образование, которое продолжается всю жизнь, формирует динамичную и творческую личность, способную гибко и адекватно реагировать на вызовы времени.

В высказывании В речь идет о процессе человеческого познания, итогом которого и является постижение истины, а также о необходимости не только целенаправленного изучения природы и общества, но и самопознания. Безусловно, получение знаний

в процессе образования приближает нас к пониманию сущности процессов и явлений (и в этом смысле суждения А и Б не противостоят суждению В), но познавательная деятельность человека не ограничивается приобщением к знанию о мире в рамках школы и вуза. Наоборот, получение некоторой суммы знаний зачастую не приближает на


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.