Экономический рост и развитие. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Экономический рост и развитие.

2021-05-27 27
Экономический рост и развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социализация индивида.

На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил правонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.

1.  Под экономическим, ростом понимается количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства. Достижение экономического роста является одной из важнейших задач развития общества как на микро-, так и на макроуровне. На уровне отдельного предприятия экономический рост ведет к усилению его роли и места на рынке, повышению благосостояния работников предприятия. На уровне общества экономический рост порождает прирост национального богатства, способствует улучшению условий труда и жизненного уровня людей, ведет к усилению международного влияния и престижа страны. Однако процесс экономического роста может иметь и отрицательные черты: на микроуровне — вызвать увеличение затрат и чрезмерную интенсификацию труда, породить проблему сбыта произведенного товара; на макроуровне — привести к исчерпанию ресурсов и ухудшению экологического состояния окружающей среды.

Темпы экономического роста зависят от целого ряда прямых и косвенных факторов. Важнейшими из них являются: 1) природные ресурсы; 2) трудовые ресурсы; 3) тип социально-экономической системы и состояние социально-политической обстановки в стране (ее стабильность или, напротив, взрывоопас-ность); 4) структура общественного производства, объем и качество его факторов, а также уровень организации; 5) степень использования в производстве достижений научно-технического прогресса (НТП).

В зависимости от того, как используется технический прогресс для расширения масштабов производства, различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном типе расширение объемов производства достигается за счет увеличения вложений капитала и количества занятой в производстве рабочей силы. Однако данному типу экономического роста свойствен технический застой, поскольку количественное увеличение выпуска продукции в этом случае не сопровождается внедрением новых технологий. В отличие от экстенсивного интенсивный тип экономического роста базируется на повышении эффективности производственного процесса за счет использования достижений НТП.

Современная экономическая наука полагает, что интенсификация процесса производства в условиях нынешнего этапа научно-технической революции (НТР) ведет к качественному обновлению всего процесса расширенного воспроизводства. Новое качество экономического роста выражается во все более возрастающей экономичности производства, т. е. в уменьшении затрат труда и средств производства в

расчете на единицу национального дохода при одно- I

временном повышении качества выпускаемой про- I

дукции. Обновляется и структура производства: в ней I

повышается удельный вес наукоемких отраслей. I

Уменьшается доля промежуточных продуктов и уве- I

личивается удельный вес продуктов, идущих непо- 1

средственно в сферу потребления, что способствует I повышению уровня и качества жизни населения.

В последние десятилетия высокие темпы экономи-1

ческого роста (более 10%) были характерны для стран I

с переходной экономикой, модернизировавших свое I

производство с помощью передовых западных техно- I логий (прежде всего для стран Юго-Восточной Азии).

Однако столь высокие темпы экономического роста I

привели эти государства к инфляции и финансовому I кризису.

Для развитых стран характерны низкие (1—4%) I темпы экономического роста. Эти государства уже не I могут свободно вовлекать в производство дополни- I тельные природные и трудовые ресурсы. Развитие I производства в них в основном осуществляется путем I совершенствования уже имеющихся технологий. Не- I которые из этих стран проводят политику «нулевого I роста», предполагающую поддержание темпов эконо- I мического роста в соответствии с темпами роста насе- ] ления. Это позволяет им сохранять существующий I высокий уровень жизни и одновременно поддержи- I вать сложившееся равновесие между уровнем заня- I тости населения и уровнем инфляции. В последнее I время политика «нулевого роста» трансформируется I в природоохранную политику, позволяющую сущест- ] венно ограничить негативное влияние на окружаю- I щую среду. Для этого устанавливаются жесткие экологические стандарты и применяются крупные штра- I фы за их нарушение, повышаются налоги на вредные I производства. В результате часть производственных I мощностей переносится за рубеж, как правило, в ела- ] боразвитые страны.

В России темпы экономического роста в 1990-е гг. 1

были отрицательными, наблюдалось падение произ- I

водства, и только после кризиса 1998 г. наступила I

некоторая стабилизация и наметилась устойчивая тенденция к увеличению его объемов.

2. Личностью называется индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет). Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды

детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых I агентов и институтов социализации. Под агентами   социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным I нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.)  и агентов вторичной социализации (должностные  лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения I и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее значительное влияние. Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации личности и направляющие его. Как и агенты, институты социализации 1 также подразделяются на первичные и вторичные. I Примером первичного института социализации мо- I гут служить семья, школа, вторичного — средства I массовой информации (СМИ), армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы I и образцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме отрицательных оценок), одновременно являются и приемами социализации. В период вторичной социализации личность ] может быть субъектом процессов десоциализации и  

ресоциализации. Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, и восстановить их будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

3. Правонарушение представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения. Правонарушением называется противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. И если преступлением называют уголовно противоправное деяние, то проступок представляет собой менее опасное противоправное деяние, нарушающее нормы административного, трудового или гражданского законодательства. Среди проступков выделяют административные правонарушения, которые посягают главным образом на порядок управления. Так, примером административного проступка являются действия, подпадающие под ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) «Мелкое хулиганство». Согласно тексту закона, они представляют собой «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам». В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. При рассмотрении дела будет учитываться отягчающее обстоятельство — совершение административного правонарушения в состоянии опьянения (ст. 4.3 КоАП РФ). Все это влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административный арест на срок до 15 суток. Однако с учетом! конкретных обстоятельств дела и данных о лице, сон вершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Билет № 14


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.