Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.

2021-05-27 36
Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Линии сопоставления Чувственное познание Рациональное познание
1. Ощущение. Восприятие. Представление Понятие. Суждение. Умозаключение
2. Наглядный образ предмета Понятие о предмете
3. Степень обобщения невелика Степень обобщения высокая

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД) за год.

Валовой внутренний продукт — сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных внутри страны в течение года и только национальными производителями. Таким образом, из расчета ВВП исключается стоимость импортных товаров и услуг, а также промежуточных продуктов: продукты производства учитываются при расчете ВВП только один раз, хотя и проходят несколько стадий, т. е. учитывается лишь цена конечных продуктов. При расчете реального ВВП вычитаются потери от инфляции. ВВП также рассчитывается на душу населения.

Валовой национальный продукт представляет собой макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными предприятиями в течение определенного времени (как правило, года) как на территории своей страны, так и за рубежом. Номинальный ВНП рассчитывается в фактических рыночных ценах, реальный ВНП — в сопоставимых, постоянных ценах какого-либо базового года.

Чистый национальный продукт — это часть валового национального продукта за вычетом амортизационных отчислений. Амортизация представляет собой постепенное изнашивание фондов (оборудования и производственных зданий) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию.

Под национальным доходом, понимается совокупная, вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства конкретной страны. Фактически НД — это сумма доходов всех юридических и физических лиц страны, полученных в сфере производства материальных благ и услуг. Национальный доход складывается из заработной платы работников, ренты владельцев земли и других природных ресурсов производства, прибыли предпринимателей и процентных отчислений собственникам капитала. Дополнительные показатели, позволяющие судить об экономическом росте, — это производитель-

97

ность труда, рост энергопотребления, объема груз«^ перевозок и т. п. Качественная сторона экономич*< ского роста определяется путем сравнения росте экономических показателей с ростом население страны.

На микроэкономическом уровне используются другие измерители экономической активности: вгЛ ловой доход, издержки и прибыль. Валовым дохоЛ дом предприятия (фирмы) называется выручка си продажи произведенной продукции, издержка* ми — затраты на приобретение производственных! ресурсов, а прибыль представляет собой разнищ! между доходом и издержками. Цель любого раци<1 онально действующего производителя — обеспечение роста прибыли (прежде всего за счет снижения! издержек и увеличения производительности труда).

2. Социальный статус личности прежде всего оказы-1 вает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство! качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет совершать. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Таким образом, социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например в военных организациях, другие — весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется роле-

вой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базовые) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она имеет, и теми ролями, которые играет в обществе, личность тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволят ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять собственные способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и др.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

«У уКС в детском возрасте человек приобретает несколько социальных ролей. Они связаны с семьей, системой образования и различными формами досу-говой деятельности. Юность характеризуется появлением новых ролей (при сохранении части прежних): работника, студента, семьянина (супруг, родитель) и др.

3. Приведем заполненный вариант таблицы.

Линии сопоставления

1. Формы познания

2. Результат познания

3. Степень обобщения результатов познания

Чувственное познание

Ощущение.

Восприятие.

Представление

Наглядный образ предмета

Степень

обобщения

невелика

Рациональное познание

Понятие.

Суждение.

Умозаключе-

Понятие о предмете

Степень

обобщения

высокая

Существуют два основных вида познавательной деятельности — чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание — это вид познания, при котором человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Пять органов чувств описал еще Аристотель: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Но есть и вспомогательные чувства, неизвестные Аристотелю (чувство равновесия, например).

Роль чувственного познания: органы чувств — единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания.

Рациональное познание — это вид познания, при котором осуществляется упорядочение информации об ощущаемом предмете и предпринимается попытка понять сущность предмета или явления. Роль рационального познания: органы чувств обладают ограниченными возможностями (некоторые явления, например атом, не могут быть отражены органами чувств), сущность многих явлений не такова, какой она воспринимается органами чувств, следовательно, необходимо проникнуть в суть познаваемого предмета, а это возможно лишь средствами рационального познания.

Не стоит рассматривать чувственно познание отдельно от рационального. Эти два вида познания тесно взаимосвязаны, и часто первое служит основой второго.

Формами чувственного познания являются:

1) ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

2) восприятие — воздействие на органы чувств целостного образа предмета (в целостный образ суммируются одновременно поступающие от разных органов чувств данные);

3) представление — форма чувственного познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если оно отсутствует и не воздействует на органы чувств.

К формам рационального познания относят:

1) понятие — форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений;

2) суждение — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо;

3) умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Выделяют два способа умозаключения — дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему).

Билет № 15

Социальные группы.

2. Общественная значимость и личностный смысл образования.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.