Коко, Лолот, Жорж, Нанет, Дмитрий — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Коко, Лолот, Жорж, Нанет, Дмитрий

2021-05-27 23
Коко, Лолот, Жорж, Нанет, Дмитрий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЖОРЖ. А, Дим! Как я рад. (Пододвигает ему стул.)

ЛОЛОТ (громким шепотом Коко). Mon cherbien aimé…[118]

 

КОКО. Ты начала с верхнего «до», не дотянешь. И в любви нужна постепенность, а то сорвешься. Мадам, ручку. Один только поцелуй, умоляю.

 

ЛОЛОТ (громко, кокетливо). Может быть, и поцелую, если…

КОКО (голосом Восточного Человека). Нужно в воду – пойду в воду. Нужно в огонь – пойду в огонь.

 

ЛОЛОТ (тихо). Я хотела бы… (очень конфузится) узнать, кто эта женщина.

КОКО. Есть. (Опять отпивает из рюмки. Тихо.) Обязуюсь. (Громко.) И клянусь. (Целует ее руки.)

ЛОЛОТ (смеется. Преувеличенно громким шепотом). Довольно, довольно. Вы с ума сошли – нас могут видеть чужие.

НАНЕТ (указывает Жоржу на Лолот). Oh, elle ne perd pas son temps, la petite…[119]

ЖОРЖ. Да, они не теряют времени напрасно.

 

Я подойду к нему и скажу.

ДМИТРИЙ. Наверное, глупость. Сиди.

КОКО. Выпьем, Лолот.

ЛОЛОТ (громко, покачиваясь). Довольно. Я почти пьяна. А когда я пьяна, я теряю голову.

КОКО. Тем лучше.

ЛОЛОТ. Как! Моя голова не имеет для вас никакой цены? Вот вам!

 

ЖОРЖ. Я не могу… Я должен прекратить эту безобразную сцену.

КОКО. Оставьте, оставьте, а то я поцелую.

ЖОРЖ. Он говорит ей «вы». Это новость. Почему «вы»?

ДМИТРИЙ. «Ты» было плохо. И «вы» – плохо.

ЖОРЖ. В этом «вы» скрывается что‑то.

 

ДМИТРИЙ (удерживая его). Ты хочешь скандала? Сиди. Я подойду к ним.

 

Вы так заразительно смеетесь, что донеслось к нам.

ЛОЛОТ. О да. Страшно весело сегодня.

ДМИТРИЙ. Да, кстати. Эта красивая женщина…

ЛОЛОТ. Какая красивая женщина?

ДМИТРИЙ (указывает в сторону Нанет). Та, которая…

ЛОЛОТ (равнодушно). Ах, та…

ДМИТРИЙ. Недаром у нее такая величественная внешность. Это королева…

 

ЛОЛОТ (смеется). О, о… (Делает глубокий реверанс.) Она еще сохранила свою державу?

 

НАНЕТ. N’te fait pas d’bile mon lapin[120]. Наплевать.

ЛОЛОТ (на секунду закрыв глаза). А голос у нее как у прачки. Можете это ей передать.

КОКО. Лолот.

ЛОЛОТ. И еще скажите ей, что она demodée[121], теперь величества – шик второго сорта.

КОКО. Лолот.

ЛОЛОТ. Что такое «Лолот… Лолот?» Теперь, когда весь мир – «свобода, равенство и братство», можно же хоть о королевах высказывать свободно свое мнение. Она мне не нравится. Et voilà tout[122].

ДМИТРИЙ (встает). Прошу прощения.

 

КОКО. Люблю свою Лолот. Особа положительная и последовательная. Отчехвостила человека. Раз, два, три – и готово. А за что?..

ЛОЛОТ (громко). Какая странная нота прозвучала в этом «люблю». (Тихо.) Оставь меня… не мучь хоть ты.

КОКО. Какая нота? (Тихо.) Не напоминай мне о политике. (Взглянув на Жоржа и возвышая голос.) Целый… оркестр, симфония. Люблю… с нижнего «до» и до верхнего… Не веришь? Вот тебе крест. Люблю.

 

ЖОРЖ. Это слишком…

НАНЕТ. Eh eh, mes enfants[123].

ЖОРЖ. Они там сошли с ума.

ЛОЛОТ (искренне смущена). Коко, Коко… Встаньте… Ты, кажется, пьян.

ЖОРЖ. Я не могу…

 

Гарсон…

ЛОЛОТ. Встаньте же… Боже мой, что он хочет делать? ЖОРЖ (громко). Перейдем в отдельный кабинет, а то… (Глядя на Лолот и встречаясь с ней взглядом.) А то здесь слишком много любопытных глаз.

ЛОЛОТ. Что? Что он сказал?

ЖОРЖ (Нанет). Мадам…

 

ЛОЛОТ (не отрывая глаз от Жоржа). Он уходит… Он… Коко, милый!..

КОКО (Лолот). Пора домой. Одну минуту. Я пойду уплатить по счету. (Громко, удаляясь.) И я буду к вашим услугам.

 

ЛОЛОТ. Ах, боже мой…

 

 

Явление тринадцатое

ЛОЛОТ и ЖОРЖ

 

ЖОРЖ (возмущенный, возвращается). Послушайте, Лолот… Что с вами? Дурно? (Нагибается к ней.) Выпейте.

 

ЛОЛОТ (глотнув). Ой, противно… извините. Так нехорошо стало вдруг… и одна. Это так ужасно, когда в таком большом городе – одна. Совсем одна. Проклятый, отвратительный Париж. Шум… гам… Вечно торопятся… бегут, несутся как угорелые. Никто тебя не знает. И знать не хочет. Никому до тебя нет дела… Никому, никому. (Рыдает.) Хоть умри. И я могу тоже так… вдруг умереть на улице… И никто не будет знать… И меня свезут в морг… и я буду одна… (невольно прижимается к нему) среди чужих., мертвецов… Страшно.

ЖОРЖ (гладит ее по голове). Такая большая и такая маленькая…

ЛОЛОТ.  Нянька всегда дразнила меня: «Какое старое дите». Одна мать не любила нянек и все пела своему ребенку:

 

В няньки я тебе дала

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой

Солнце…{44}

 

Ух, я, кажется, немного того. Извините. (Маленькая пауза.) «Улетел орел домой…» Солнце… домой.

Как хорошо дома, в деревне.

 

А все сидят здесь. Зачем мы все здесь?

ЖОРЖ. Ах, зачем мы все здесь? Кабаки, «перегруппировки», «ориентации». Тошнит уж от всего этого. Там в каждой деревушке течет живая жизнь. А мы сидим в Париже, столице вселенной, перекраиваем судьбу России.

ЛОЛОТ. «Столица»… А по‑моему – проходной двор вселенной… Видели… (Показывает в зал.) Знаете, тут нет земли. Раз мне захотелось увидеть землю, потрогать руками. Я бегала, бегала, все асфальт… культура… улицы в корсет затянуты. А там… (Хватаясь за голову.) О чем это я? Да… дома хорошо… деревня… трава… лужайки… Лес. А березки? Господи, березки… Целовать их хочется… и плакать… Березки… Когда я была маленькой, я из института ездила на лето к бабушке в деревню, и она… Можете себе представить? Она к моему приезду украшала всю мою комнату березками. Как в Троицын день. И до того это хорошо, до того хорошо! Пахнет весной. Ах, боже мой, до чего хорошо.

ЖОРЖ. Очень хорошо.

ЛОЛОТ. Вам тоже нравится? А сидите здесь. Ведь вы не белый и не красный, а так… бесцветный… политически.

ЖОРЖ. Вот скоро, может быть, скоро уеду. Я получил разрешение на эксплуатацию [моего] завода [в моем… бывшем моем имении]. (Пауза.) Когда я вижу дым фабричной трубы, работающие станки, у меня сердце сжимается от тоски. Ведь столько возможностей погибает в России и столько сил гибнет здесь без применения. Для чего‑то мы учились, копили знания. И сидим, добровольные изгнанники, на чужбине. Ненужные здесь и лишние. Домой, домой!

ЛОЛОТ.  Поедете в Россию? В деревню? Счастливый. Когда?

ЖОРЖ. Это зависит от… от одной дамы…

ЛОЛОТ. Ах, дамы?..

ЖОРЖ. …которую я хотел бы увезти с собой.

ЛОЛОТ (подозрительно). Она здешняя? Парижанка?

ЖОРЖ. Почти.

ЛОЛОТ. Ах… (Язвительно, не в силах сдержать себя.) Придется заказать королевский поезд, значит.

ЖОРЖ. Почему королевский? Хорошо, если не в теплушке.

ЛОЛОТ. Как же? Эта ваша королева иначе никак не может, я думаю.

ЖОРЖ. Я заказал бы для нее звездный поезд.

ЛОЛОТ. Впрягите лучи солнца, не забудьте, они необычайно быстро передвигаются.

 

ЖОРЖ (отнимает бокал). Не надо пить больше.

ЛОЛОТ. Никому я не нужна. Сегодня – тут, завтра – там. Сталкиваешься – расходишься.

ЖОРЖ. Как «на большой узловой станции железной дороги». Вот и с вами мы встречались.

ЛОЛОТ (опуская голову). Довольно‑таки часто. Ницца, Монте‑Карло, Париж…

ЖОРЖ. …на узловых станциях …и здорово‑таки запутали узел наших отношений.

ЛОЛОТ (все тише). Встречаемся, разъезжаемся. Вот даже на тот полюс – в Россию – собираетесь.

 

И вам ни капельки, ни чуть‑чуточки не жалко… расстаться… с Парижем?

ЖОРЖ (живо). О, ничуть. Пора домой… приложить свои силы и знания.

ЛОЛОТ. А… А расстаться с друзьями… со…

 

НАНЕТ (за кулисами). Et bien dis done toi, là bas[124]!

 

ЖОРЖ (подходя к Лолот). Что вы хотели сказать?

 

Вы хотели спросить что‑то, Лолот…

 

Елена Константиновна… (Почти умоляя.) Что же?.. Спрашивайте.

ЛОЛОТ. Ничего. Ответ был сейчас подсказан.

ЖОРЖ (умоляя). Лолот… (Подходя, горячо.) Лолот. Вы должны ответить.

ЛОЛОТ. Ах, не трогайте меня.

НАНЕТ (за сценой. Голос раздается ближе). Tu me plante là et tu t’en vas tout bonnement t’amuser avec la petite bourgeoise[125]. Русска свиниа.

ЛОЛОТ (зажимая уши). Какой отвратительный голос… (Ищет свое манто.) Я уверена, если бы эта женщина жила в России, она называлась бы Матреной.

ЖОРЖ (с досадой). Нет. Ошиблись. Она так и называлась бы: Нанет де Ланкло.

ЛОЛОТ (поражена). Нанет де Ланкло? Вот эта? Ах вот как, королева кокот… Ах, боже мой… боже мой!.. Вы… мой муж… (Спохватывается.) Такой изящный, корректный мсье. Как вы можете…

ЖОРЖ. Позвольте.

ЛОЛОТ. Ничего не «позвольте».

ЖОРЖ. Позвольте вам объяснить, Лолот. Вы сказали – мой муж.

ЛОЛОТ (не слушая). Ах, боже мой… Такие женщины…

ЖОРЖ. Какое мне до них дело? Лолот…

ЛОЛОТ (отстраняя его рукой). Вы – аристократ… брезгливый чистюлька.

ЖОРЖ. Дайте же объяснить вам.

ЛОЛОТ. Вы не возьмете книжки из библиотеки‑читальни, потому… потому, что они для всех… они захватаны… [на них отпечаток чужих слюнявых пальцев.]

ЖОРЖ. Брр…

ЛОЛОТ. Вот – «брр»… А женщины чужие из… из…

ЖОРЖ (невольно улыбаясь). Из библиотеки?

ЛОЛОТ. Из… вы отлично знаете, из bureau de location[126] – как это? Из бюро напрокат… не противно? Не «брр»…

 

ЖОРЖ. Вы, однако, страшная собственница, явная контрреволюционерка. (Подходит к ней.) Лолот, милая, выслушайте.

ЛОЛОТ. Ах, боже мой… (Не дает себе заплакать.) И вы пришли ко мне тоже с такой мыслью. Вы думали, что я тоже какая‑нибудь Нанет.

ЖОРЖ. Ну да, думал!.. А теперь выслушайте!

ЛОЛОТ (зажимая уши). Не хочу… И не слушаю… (Вдруг встает, подходит к нему.) И можете ей передать, что она… на мои деньги…

ЖОРЖ. Лолот, умоляю вас…

ЛОЛОТ (вне себя, не слушая). И… что у нее отвратительный голос… и… и душа… И что она могла бы не так сорить деньгами… и не так шикарно одеваться за счет разоренной России.

ЖОРЖ. Вы потеряли рассудок. Вы забываетесь, Лолот.

ЛОЛОТ. Не Лолот. И не забываюсь. Я слишком хорошо знаю, сколько она мне стоит.

ЖОРЖ. Нет, вы забываетесь, Елена Константиновна. Прошу не забывать, хотя я и пришел на ваше объявление, но я вам не продался. Денег от вас не брал и брать не буду, и… и… Это невыносимо. Прощайте.

 

ЛОЛОТ. Она разорила papa. Она разорит и…

 

Коко. Papa… Господи… Жорж… Жорж… Милый…

 

Явление четырнадцатое

ЖОРЖ, ДМИТРИЙ и ПУБЛИКА

Потом – КРУТОЯРОВ И АДМИРАЛ

 

ДМИТРИЙ. Да объясни толком.

ЖОРЖ. Некогда объяснять. Иди за ней. Что там? (Смешивается с толпой.)

 

– Слышали?..

– Сенсационное известие.

– Не может быть!

 

– Экстренный выпуск…

– Покажите…

– Покажите!

– Не мешайте…

– Да читайте.

– Читайте же!

 

– Покушение…

– Наркомы бежали из Кремля подземным ходом…

 

– Что?

 

– Поезд Троцкого взорван.

 

– Ур‑ра!

 

– Слушайте, слушайте…

– Смертельно ранен…

 

– Да кто же, кто?..

 

– Ленин…

 

2‑й БИРЖЕВИК. Перестарался, мерзавец. Все, что слишком, – плохо. Завтра на бирже будет паника. Мелкие вкладчики подымут вой. Хорошенькое дело.

1‑й БИРЖЕВИК. Мелюзга не в счет.

2‑й БИРЖЕВИК. Самый опасный элемент. Докопаются.

1‑й БИРЖЕВИК. Ба… В истории революционного движения уже бывало, что самый смелый план бунтарей натыкался на божественное провидение. Чудесное избавление при Борках{45} – факт. Будет еще одно чудесное избавление… при Кремле.

2‑й БИРЖЕВИК. Вот это хорошенькое дело!

 

КРУТОЯРОВ. Умер… Царство ему… тьфу! (Крестит рот, целуется со встречными.) Потрясающее известие. Карандаш, бумаги.

 

Где Аргутинский? Необходимо разослать срочные телеграммы.

 

Он сейчас будет составлять списки кандидатов в министерство.

 

Ваше сиятельство!

 

В ТОЛПЕ. Ур‑ра… Тише… Тише… Кадеты выставляют своих кандидатов… Долой…

 

КРУТОЯРОВ. С Божьей помощью Россия спасена.

В ТОЛПЕ. Ур‑ра.

 

КРУТОЯРОВ. Но раньше, чем произнести имена новых избранников, призванных Божьей волей, мы должны провозгласить «Да здравствует…».

КОКО (подойдя к авансцене и все еще не отрываясь от газеты. Взволнованно). «Советская Россия…»

 

КРУТОЯРОВ. Что?

КОКО (отрывая глаза от газеты). «…признана великими державами».

КРУТОЯРОВ (возмущенный, почти с кулаками). Что? Что?

КОКО (показав газету). Из Лондона. «В последнюю минуту. Нам телеграфируют…»

КРУТОЯРОВ. Что?

 

 

[127]

 

И Врангель – вот опора,

Надежда – Милюков…

Погибла красных свора,

И сорван гнет оков.

Конец вопросам «Кто же?»

Долой сомненья жуть.

В Москву, в Москву, о Боже!

Открылся белым путь.

Ур‑ра!..

 

КРУТОЯРОВ (встает. Газета падает из его рук. Растерянно смотрит вокруг). Так… так… так… (Вдруг яростно потрясает кулаками.) Да остановитесь же… Эй, вы там, канканирующая политика, Ленин…

 

Занавес.

 

Действие третье

 

Явление первое

КОРНЕЙ, потом ПРОХОР

 

Мы кузнецы, и друг наш молот,

Куем мы счастия ключи.

Вздымайся выше, наш тяжкий молот,

В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи (2 раза) {46}.

Мы кузнецы отчизны милой,

Мы только лучшего хотим,

И мы недаром тратим силы,

Недаром молотом стучим, стучим, стучим (2 раза).

 

КОРНЕЙ (ворча). «Тратим силы…» Уж до чего разоряются, страсти господни. Большие и малые шляются цельный день с папироской в зубах.

 

Мы светлый путь куем народу,

Свободный труд для всех куем.

 

КОРНЕЙ. Охти мне, как трудятся… Лодыри! Тьфу, глаза бы не глядели.

 

 

И за желанную свободу

Мы все погибнем, все умрем! Умрем! Умрем!

 

КОРНЕЙ. Слобода… к слободе бы да розгу хорошую, вот тоды дело бы вышло.

ПРОХОР. Розгу, дедушка Корней, вместе с крепостным правом в год твоего рожденья схоронили.

КОРНЕЙ. Здря, поторопились!

ПРОХОР. Поторопились! Соскучился по нагайке?

КОРНЕЙ. Оттого и порядок был. Мужик без кнута, на што он годящий человек?

ПРОХОР. Э‑эх, дедушка. Родился ты крепостником, и теперь ты все тот же раб. И раб добровольный. Худший из рабов. Октябрьская революция сделала тебя не только хозяином земли, но и хозяином судьбы своей. «Хозяином мира».

КОРНЕЙ (ворчит, передразнивая). «Мира…» «Судьбы…» Ой, Прошка, не гляди высоко, нос запорошишь. Слышь – один над миром хозяин есть – бог.

ПРОХОР. Бо‑ог? Вот мы распорядки евойные и отменили.

КОРНЕЙ. Ну, ты, богохульник, заводская шпана, замолчи. Землю сколько хошь погань, а бога не трожь. Русский человек только верою и силен да церковью.

ПРОХОР (смеется). Что же ты за бога так заступаешься? [Аль сам за себя не постоит?] Ты ему теперь заступник, а не он тебе?

КОРНЕЙ. Бога, говорю, оставь. [Не гневи его.

ПРОХОР. А то разразит меня на месте?

КОРНЕЙ. На этом месте аль другом. А только бо‑ог, он все видит да не скоро скажет.] У‑у, нехристи! Стеньки Разины!{47}

ПРОХОР. Стенька Разин за народ стоял, и в лучшем виде.

КОРНЕЙ. Одно слово – большаки. Бога не боятся, отца с матерью не почитают. Только мы, крестьяне, еще о боге помним.

ПРОХОР. Как же – божьи человеки. И во имя его пресвятое голодным рабочим и детям в хлебе отказывали, зато горшки с золотом и керенками{48} в подпол замуровывали. Потом свечку в церковь поставишь – и снова чист душой, аки агнец. И дешево, и без греха.

КОРНЕЙ. А ты – немец, бусурман, интернационал… Есть ли крест на тебе? Покажи спервоначалу, а потом разговаривай.

ПРОХОР. А вы, мужички, божьи подданные, как на помещиков с дрекольями да с вилами пошли, крестики поснимали? Чего, дедушка, приумолк да мошек стал отгонять?

КОРНЕЙ. Так то за землю. Земля божья.

ПРОХОР. «Божья»? Божья‑то божья, да за собой закрепить захотели – оно поверней. Тут вы и припомнили старую пословицу: «Бог‑то бог, да сам не будь плох». И пошли за рабочими, божью правду и божий мир перестраивать.

КОРНЕЙ. Строители… «Мир божий перестраивать…» (Отогнав муху.) Вот насекомая, не велик зверь, а поди‑кась, смастери, да чтобы весь по форме, все к месту. Мастера. А хлебушек понадобился, так в деревню понавалили. А штоб завод заработал, понадобился барин с кнутовищем: «Приходи, владей».

ПРОХОР. Дудки‑с! Буржуйская твоя нация, вот что, дед. Приглашаем. Их знания на службу к себе берем. Пожалте, будьте гостями. Но хозяин над миром один – пролетариат. Есть еще порох в пороховницах! Аль, может, мужички подумывают землю барам вернуть? А, дедушка? (Смеется.)

КОРНЕЙ (почесывая затылок). Мужик на земле крестьянствует, мужик ею и владей.

ПРОХОР (смеется). То‑то вот и оно. (Ходит.) Нет, пролетарское движение не задавишь. Второй раз ошибок не повторим. Обучены.

КОРНЕЙ. Барин на свою голову тебя и обучал. В люди вывел.

[ПРОХОР. Не в люди, а в «человеки». Грамотного лакея, культурного раба, для себя готовил, чтобы в Париже да в прочих заграницах не краснеть за мужицкое свинство и неряшество. Вот и пригляделся, как люди живут.

КОРНЕЙ. А ты вместо спасибо и куражишься над ним.] «Товарищ». На товарищество бумажку получил, да свово ничего не вложил.

ПРОХОР. Труд вложил.

КОРНЕЙ. Чего ж в канпанию раньше не вступал?

ПРОХОР (махнув рукой). Чего с тобой, дед, разговаривать. Деревня. Кремень‑голова. (Дает ему бумажку.)

КОРНЕЙ. Неправда, што ль? Вот. (Показывает на бумажку, данную Прохором.) Без твово на то позволенья тронуть ничего нельзя. Вазы принес, расписку требуешь.

ПРОХОР. Требую.

КОРНЕЙ. На его же добро?

ПРОХОР. Не его, а государственное.

КОРНЕЙ. Фулиганы, тьфу.

ПРОХОР. Чего плюешься?

КОРНЕЙ. Не на рожу, чай, на ковер.

ПРОХОР (указывая на плакат). Непорядок.

КОРНЕЙ. Штоб в собственном дому уж и плюнуть нельзя было. Сними грамотку‑то. (Указывает на плакат.)

ПРОХОР. Э‑эх, все упрямится деревня. Шелки да бархаты понадевали, а в голове – затмение.

КОРНЕЙ (ему вслед). Поучатель… Рвань коричневая. Проповедник объявился. Помитинговали, будет. И штанов на это не сшить. Посмотри на себя.

ПРОХОР. Придет время, приоденемся. Не в одежде сила – в сознании. Ты, дед, в шестьдесят первом году отмечен, а я живу в двадцать первом. Это, как в книжках говорится, дистанция. Ну, пока. Как у Георгия Дмитрича расписку получишь, приволоки.

 

Явление второе

КОРНЕЙ, ЖОРЖ, ДМИТРИЙ

 

КОРНЕЙ (ворчит). Приволоку. В первую голову так и спрошу…

 

Барин… Так, што ли, диван стоял?

ЖОРЖ (входя). Оставь, Корней Парфеныч, тебе не под силу. Дим, помоги.

КОРНЕЙ. Силов мне не занимать стать. Не из нынешних, чай. Вон Прошка вазы принес.

 

Расписку требует.

ДМИТРИЙ. «Требует»? Власть…

КОРНЕЙ. Как же! Как в Совдепию влез, так думает, сразу сам стал кум королю.

ДМИТРИЙ. Жаль, Крутоярова нет. Он покумил бы его не с королем… а с пресвятыми великомучениками. Кожу с него живьем содрал бы и штиблеты себе сделал. Да ты всю мебель переставил, что ж ты, брат?

 

КОРНЕЙ. Нешто глазами мебель сдвинешь? (Хитро подмигнув.) Я неграмотный, с меня что взыщешь.

 

ЖОРЖ. Жаль, что белого медведя положить нельзя.

ДМИТРИЙ. Поистине влюбленные глупее сивого мерина. Во‑первых, у всех вкусы меняются с временами года. А она на протяжении десяти минут то «ненавидела», то «ужасно любила» одно и то же – то Ривьеру, то…

ЖОРЖ. Россию любит. Березки, лес, деревню.

ДМИТРИЙ. …Париж.

 

ЖОРЖ. Немного капризная, своенравная, немного взбалмошная.

ДМИТРИЙ. Ты произносишь это так, будто этим возводишь ее в перл создания. А я скажу: своенравная, капризная, взбалмошная. Что тут хорошего? Воображаю, как она приспособится к новым условиям жизни. Школа…

ЖОРЖ. Приспособится…

ДМИТРИЙ. Еще одним предателем будет больше.

ЖОРЖ. Честный работник прибавится.

ДМИТРИЙ. Не честные работники нужны, а честные разрушители. Закончить скорей то, что они начали, и тогда воскреснет старая Россия.

ЖОРЖ. Мы любим Россию и русский народ, его великие возможности, а ты групповые амбиции ставишь выше блага народа. Лолот – умница, разберется. Она еще сохранила…

ДМИТРИЙ. Политическое равновесие.

ЖОРЖ. Равновесие души. За всем этим наносным есть что‑то весьма свое – ясное…

 

Да, душа у нее многоцветная.

ДМИТРИЙ. И глаза переливчатые – слышали.

ЖОРЖ. Эх, ты, чурбан, дерево.

 

Ничего‑то ты в ней не понимаешь.

ДМИТРИЙ. У‑ух, как плохо дело. Вместо мыслительного аппарата у тебя горящий факел неудовлетворенной любви. Смотри, брат, запустит она в твою душу эти свои бурцалы переливчатые, зачарует, заколдует и начнет из тебя веревки вить.

 

Слушай, Жорж, ухватись за нее сегодня и не выпускай. Раз прискакала в Россию, значит, любит.

ЖОРЖ. И от страстной любви хлопочет о разводе.

ДМИТРИЙ. Пути господни неисповедимы, а душа женщины и того темней. Кричит: «Развод», а думает: «Обними и не отпускай». Тактика‑с.

ЖОРЖ. Какая может быть тактика, когда любишь, когда…

 

ДМИТРИЙ (вдруг). Беги… Слышишь, колокольчик?

 

Что же ты? Улепетывай. (Подталкивает его.)

ЖОРЖ. Неловко, ведь едут с ней Коко, отец. И куда я пойду?

ДМИТРИЙ. На завод, в лес, в поле, к черту в зубы. Вернулся и – «Ах, скажите, какая неожиданная встреча!»

ЖОРЖ. Осел. Что ты чепуху городишь: «Неожиданная встреча». Модный курорт, Париж, Монте‑Карло… триста верст от большой узловой станции. Четыре пересадки. Таскается на мужицкой телеге.

ДМИТРИЙ. В хамовозах ездят только комиссары. Ты еще только кандидат.

ЖОРЖ. Остро. Умно.

ДМИТРИЙ. Остро, умно ли или глупо, а только ты ничего не знаешь об ее приезде. Коко настаивает на этом…

ЖОРЖ (указывая на комнату). А эти березки, цветы для кого?

ДМИТРИЙ. Да, черт возьми, перестарались. (Вдруг.) Для другой.

ЖОРЖ. Повторяешься… было уже это…

ДМИТРИЙ (смеется). И очень удачно.

ЖОРЖ. Надоело притворяться.

ДМИТРИЙ. Так хлопнись от радости в обморок, как кисейная барышня. Да иди ты!

 

Явление третье

ДМИТРИЙ и КОРНЕЙ

 

ДМИТРИЙ (выходит на террасу, кричит в сад). Корней!

КОРНЕЙ (издали). Сейчас, барин. (Входя.) Солнышко припекает. Благодать – сено грабить. А тут што затеяли – цветы режь, березки ломай.

ДМИТРИЙ. Слушай же.

КОРНЕЙ. Я и то слушаю.

ДМИТРИЙ. Ты далеко не отлучайся. Видишь ли. Сюда… чччерт, и не придумаешь… Георгий Дмитриевич пошел на завод или… (Пауза.) Так вот, слушай и смекай.

 

КОРНЕЙ. Молчать и без смекалки можно.

ДМИТРИЙ (похлопывая его по плечу). Так вот, скоро сюда должна приехать одна барышня, барыня… Иностранка. Понимаешь?

КОРНЕЙ. Чего ж понимать? Тут и без всяких понятиев поймешь. Намедни барин ждали на завод тальянцев…

ДМИТРИЙ. Вот‑вот, именно…

КОРНЕЙ. Анжинеров. Из товарищей, стало быть?

ДМИТРИЙ. Вот‑вот, итальянка. Она самая и есть. Только она не «товарищ», а барышня. Понял?

КОРНЕЙ (запустив пятерню в волосы). Эге, мамзель, стало быть. Это про ее, што ли, што буркалы в душу евонную запустит, и почнет она из его кровь пить? Э‑эх, грехи, настали времена антихристовы.

ДМИТРИЙ (вышел на террасу, прислушался и вернулся). Так понял?

КОРНЕЙ. Понял, што вроде ведьмы она.

ДМИТРИЙ. Для кого ведьма, а для кого – ангел. Так‑то.

КОРНЕЙ. Слышь, колокольчики тренькают. Пойтить встретить.

ДМИТРИЙ. Вот. Поболтай, пока Георгий Дмитриевич вернется.

КОРНЕЙ. Чего ж. На то язык богом привешен.

 

Барин, а барин… Митрий Иваныч.

 

Как же с тальянкой‑то?.. Стало, она по‑нашему, по‑православному, лопочет?

ДМИТРИЙ. Ни полслова.

КОРНЕЙ (энергично почесываясь). Как же?

ДМИТРИЙ. А так… ты по‑своему, а она… тоже по‑своему. Разберетесь. (Уходя.) А потом и мы как‑нибудь разберемся.

 

Явление четвертое

КОРНЕЙ и АРГУТИНСКИЙ

 

КОРНЕЙ. Грехи… (Останавливается, смотрит на рассыпанные на полу цветы.) Тьфу. (Подбирает и кладет на ширмы.) Цветики… што глаза ангелов божьих. А она ногами погаными по им ходить будет.

 

АРГУТИНСКИЙ (голос его раздается из правой кулисы). Эй, кто там, люди!

 

{49}

 

Зятюшка, sapristi, хорошо встречает. О‑ох… Советский рай, черт возьми.

КОРНЕЙ (с террасы). Чаво?

АРГУТИНСКИЙ (испуганно оглядывается, вещи падают). Сподобился, говорю, и я, господин товарищ, при жизни в рай попасть.

КОРНЕЙ. То‑то. (Оглядывая его.) А то на земле таких што‑то не видывал. (Обошел вокруг него.) Чудно. (Показывает на фрак.) Оно, правда, што по нонешнему времени сукно в большой цене, а только тут – нехватка, да зато там много лишку. Пустить бы хвост на фуражки, пол‑лимона дали бы{50}.

АРГУТИНСКИЙ. Пол‑лимона?.. Ага, вспомнил, Россия – страна товарообмена. Фрукты на сукно, сукно на… а у меня, пока я спал, все забрали, а взамен ничего не дали.

КОРНЕЙ. Как же ничего. (Указывает на его костюм.) А это?

АРГУТИНСКИЙ. За ненадобностью, должно быть, и подкинули… (Оглядываясь.) Однако… госпо… товарищ Алмазов дома?

КОРНЕЙ. Чего? «Товарищ»? Это кто сиволапый был, товарищ стал, а барин как был барин (показывает на него), хоть и чучелой вырядись, так барин и остался.

АРГУТИНСКИЙ. Голубчик ты мой, дай облобызаемся.

КОРНЕЙ. Я хоть и серый, а плепорцию соблюдаю, барин.

АРГУТИНСКИЙ. «Барин»… ах!

 

Так жива еще Русь.

КОРНЕЙ. Это там, вдали, на Волге, точно, што помирают с голоду{51} и баре, и наш брат. А у нас – ничего, бог грехи терпит. Не сумлевайтесь. Прокормимся, барин.

АРГУТИНСКИЙ (слезливо). Голубчик ты мой… как тебя зовут?

КОРНЕЙ. Меня, то‑ись? Корнеем, звать, Парфены‑чем‑с.

АРГУТИНСКИЙ (смеется). Sapristi… Как? Корней Парф… Вот это – Русь. Il n’ y a pas à dire[128].

 

 

А таких, как ты, здесь еще много осталось?

 

Не бойся меня. Я… Ты, наверное, член Союза?

КОРНЕЙ. Как же! Тут на заводе, почитай, все, что плотник, что столяр али другой кто – все в суюзе.

АРГУТИНСКИЙ. Sapristi, да что ты? А там твердили, что наш Союз в России не популярен. Avec ça[129]! Вздор!

 

Я тоже… в Союзе… Председатель…

КОРНЕЙ. Поди ж ты!.. А мы намедни делегата в город снарядили…

АРГУТИНСКИЙ. С челобитной?

КОРНЕЙ. Безобразники. Стеньки Разины.

АРГУТИНСКИЙ. Voilà[130] – Стеньки Разины.

КОРНЕЙ. Непорядок это, штобы… раз ты в коммунии, так всем поровну и подели. А они (тоже отводя его в сторону, тихо) вишь ты – преминальные – одному так, а другому энтак.

АРГУТИНСКИЙ. Поминальные?.. (Оглядывается.) Тише, тише…

 

Разберем… (Весело.) Разберем, брат, поработаем.

 

По‑ра‑бо‑та‑ем.

 

Видал миндал? (Смеется.)

КОРНЕЙ. Поработаешь, время какое (показывает в сад), а ты цветы режь, березки ломай. (Идет к террасе.)

АРГУТИНСКИЙ. Терпение, терпение. Придет наше время: жалей, жалей березки, [а то не хватит, чтобы всех их перевешать.]

КОРНЕЙ (возвращается). Да што ж не едет? Тальянку поджидают к себе Георгий Дмитриевич, мамзель.

АРГУТИНСКИЙ (строго). Sapristi… (Забываясь.) Красивая? (Спохватившись.) Бедная дочь моя, недаром требует развода. Непристойно. Святость семейного очага – священна. Sapristi… Получи развод, и тогда… Я выскажу ему все. Вот приведу себя в порядок и… Нельзя ли позвать лакея?

КОРНЕЙ. А нынче кажный барин сам себе лакей.

АРГУТИНСКИЙ (раздраженно). Забыл… с… с… псовдепские дети.

КОРНЕЙ. А это точно – как продналог собирали, так прямо псы лютые.

АРГУТИНСКИЙ. Так ты сам помоги мне. (Осматривает себя и свои руки.) Грязный. Горячей воды… Представь себе – маникюр две недели не делал.

КОРНЕЙ. Это чаво? Самовар, что ли? Со всем бы удовольствием, да тальянка… Сами бы вы поставили. (Показывает на правую дверь.) Тут стоит.

АРГУТИНСКИЙ. Я? Ты шутишь? В Пажеском корпусе эту науку не проходили{52}.

КОРНЕЙ. Недолга наука. Приучитесь.

 

АРГУТИНСКИЙ. Sapristi, черт знает что… (Раздумывает.) Придется поставить.

 

Явление пятое


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.