Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-06-02 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
— Все глубже и глубже погружался Мартин, чувствуя, как немеют его руки и ноги. Он понимал, что находится на большой глубине... Невероятным усилием воли он заставил себя погрузиться еще глубже, пока, наконец, весь воздух не вырвался вдруг из его легких... Тогда начались муки удушья. Но своим угасающим сознанием он понял, что эти муки еще не смерть. Смерть не причиняет боли. Это была еще жизнь, последнее содрогание, последние муки жизни. Это был последний удар, который наносила ему жизнь... От автора — Анатолий Эфрос. И тут начинаются сложности с поиском подходящего глагола.
Играет? Но ведь он вроде бы ни разу не вмешивается в действие, не перебивает речь персонажей, и вообще текст, им произносимый, не имеет прямой связи с происходящими событиями. Он отделен от них знанием будущего, за ним уже мудрость исхода.
Рассказывает? Но это слишком мало, чтобы обозначить постоянное, почти физическое присутст - ствие автора рядом с героями.
Радиоспектакль отличается
большой точностью в определении общей интонации спектакля, в подборе выразительных средств. Мне случилось увидеть «рабочий вариант» текста. Если бы его издали, это было бы прекрасным пособием по радиорежиссуре.
С неумолимой и восхитительной жестокостью вычеркнуты в нем суета необязательных реприз, нечетких ремарок, выброшены обозначения всевозможных шумовых эффектов.
Шум моря... Далекий протяжный гудок паровоза... Скрежет ворот типографии... Гудки...
Вместо всего этого — музыка Шостаковича (фрагменты из IV симфонии), сохраняющая напряжение рассказа с присущей ей трагической наполненностью.
В своем понимании особенностей радиодаптации литературного произведения А. Эфрос не одинок. Среди наиболее близких ему по духу мастеров радиотеатра я считаю нужным назвать Лию Веледницкую — режиссера, с именем которой связан целый ряд популярнейших спектаклей у микрофона: «451 градус по Фаренгейту» Р. Бредбери, «Золушка» — с Екатериной и Аркадием Райкиными в главных ролях, «Девочка на шаре» В. Драгунского. Наиболее значительной работой Веледницкой мне представляется «Телеграмма» К. Г. Паустовского. После премьеры этого спектакля на радио пришло много писем, и вот что интересно отметить: в абсолютном большинстве их упоминание о спектакле — отправная точка для размышлений слушателей о подлинных жизненных ситуациях, о своей жизни. Меньше всего в письмах рассуждений по поводу «кто сыграл хорошо, а кто плохо», «что удалось режиссеру, а что нет»... И больше всего — строгого анализа собственных поступков, своих личных «нравственных долгов». Что же обусловило убедительность радиоспектакля, его огромное эмоциональ-
|
Ное впечатление? Прежде всего точность инсценировки.
Л. Веледницкая (любимая ученица Розы Иоффе) считает, что, создавая сценарий радиоспектакля, очень важно «не подминать» литературный первоисточник, а находить тональность, соответствующую стилю писателя, его творческой манере.
Инсценировка «Телеграммы» сделана Веледницкой с бесконечным уважением к Паустовскому. Но она не боится, если необходимо, переводить описание в диалог и наоборот. Ей важно не нарушить эмоциональную сферу прозы, ее интонационную цельность. Когда ей не хватает текста Паустовского, она ищет логическое продолжение в музыке. Выбрана одна - единственная мелодия — «Осенняя песня» Чайковского. Она возникает в спектакле неоднократно, каждый раз в новом инструменте — рояль, виолончель или гобой, и каждый раз режиссер находит единственное, неповторимое звучание, которое позволяет музыке продолжить мысли и чувства автора и его героев.
|
В современном радиотеатре музыка перестала играть роль фона, каковую издавна ей предназначали. Существовало убеждение, что музыка нужна «для отдыха мыслительного аппарата слушателя от сосредоточенности на смысловом содержании речевой передачи и от усиленной работы воображения» (цитируем статью одного из основоположников радиодрамы В. Маркова). Это заблуждение, метко названное критиком Т. Марченко «детской болезнью радиотеатра», хоть и дает рецидивы, но все реже и реже. По крайней мере у та -
лантливых режиссеров. Им ближе утверждение Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает».
Музыка и шумы выступают как
равноправные с героями действующие лица. Исчезает из лексикона радио (хоть и с трудом!) привычный термин «музыкальное оформление», и заменяет его «музыкально - шумовое решение», на которое возлагается сюжетная функция. Не будем голословны.
На ленинградском радио режиссер С. Россомахин поставил пьесу «Сто братьев Бестужевых» — о декабристах. Он создал звуковую партитуру, где голос актрисы Нины Ургант (она играла жену Рылеева) сливался с поединком флейты и барабана — лейтмотивом казни поэта. «Августейший» дуэт царя и великого князя продолжался скрипучим голосом самого трона Российской империи и какофонией кандалов на руках солдат, идущих по этапу в Сибирь.
Георгий Александрович Товстоногов, анализируя собственный дебют в радиостудии, — он поставил в Ленинграде поэму - трагедию Ольги Берггольц «Верность» — написал: «... в театре для меня чаще бывает дороже молчание актера, чем его речь. Потому что в хорошо подготовленной сценической паузе продолжается особенно напряженная внутренняя жизнь героя, движутся его мысли, чувства... Но в театре зритель ВИДИТ... Как «говорить молча» в эфире? И вот возникла мысль об особом применении музыки... Она должна была заменить сценические паузы, неся в себе поток мыслей и чувств героев». И далее Товстоногов утверждает равноправие текста, шумов и музыки в режиссерском видении спектакля у микрофона.
Известный кинорежиссер Андрей Тарковский написал и поставил инсценировку рассказа
У. Фолкнера «Полный поворот кругом». Ему понадобилось восьмикратное одновременное соединение музыки и шумов («наложение», как говорят профессионалы), чтобы создать задуманную атмосферу действия. Поразительного эффекта добивается он, устроив «момент полной тишины». Во время торпедной атаки вдруг исчезают все звуки: герой потерял сознание. Вместе с ним слушатель как бы уходит в небытие обморока и вместе с ним возвращается в мир живых звуков — плещет волна, кричат чайки...
|
Поиски оригинальных звуковых решений, эксперименты с магнитной пленкой оказались крайне важны не только для собственно радиоспектаклей, но и для представлений «Театра у микрофона» — так называется рубрика, появившаяся в эфире более 40 лет назад.
«Театр у микрофона» начинался с трансляций из залов прославленных музыкальных и драматических театров. Но истинное свое значение он обрел «в записи на пленку».
Фонды Всесоюзного радио насчитывают сегодня более 750 драматических спектаклей. Цифра внушительная — целый театральный музей, который пополняется с каждым сезоном. Это позволило Всесоюзному радио подготовить и в течение трех недавних лет выпустить в эфир цикл из 32 передач «Спектакли и годы» — своеобразную ретроспективу советского искусства.
Записать и подготовить к передаче в эфир театральный спектакль вовсе не так легко, как кажется. Мало поставить микрофоны на сцене и потом убрать ненужные шумы: скрипы, кашель в зале
и другие посторонние звуки, часто сопутствующие ходу спектакля на публике. Главное — найти точный звуковой эквивалент сценическому действию. Мы ценим театральный спектакль того или иного художественного коллектива прежде всего за неповторимость присущих ему эстетических черт. И при подготовке его к эфиру встает задача — как передать «вне действия на сцене» эту непохожесть, индивидуальность труппы, оригинальность режиссуры.
Самый простой, традиционный вариант — произнесение диктором развернутых авторских ремарок. Как правило, это служебный текст, дающий ответы на вопросы: «кто? где? когда?», дабы не возникло у слушателя недоумения. Однако авторские ремарки могут быть наполнены и неким художественным смыслом, если ведущий выступает в роли специального комментатора — действующего лица.
Возьмем, к примеру, запись спектакля Малого театра по пьесе Островского «Пучина». Роль ведущего исполняет здесь сам постановщик спектакля П. Васильев. Он вводит нас не просто в действие пьесы Островского, а в действие, происходящее «сию минуту» в театре. Он приглашает в зрительный зал, рассказывает о декорациях, описывает обстановку, а фоном служат шум зрителей, музыка, аплодисменты. Создавая таким образом звуковую увертюру спектакля, режиссер - ведущий добивается значительного эффекта: слушатель действительно ощущает себя в партере Малого театра наблюдающим «Сцены московской жизни».
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!