Проект «Права человека начинаются в школе» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проект «Права человека начинаются в школе»

2021-12-07 27
Проект «Права человека начинаются в школе» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект «Права человека начинаются в школе»

Юниорский союз «Дорога»

 

 

Что может самоуправление?

Право на участие в управлении школой

Петрозаводск, 2004

 

 

Школа. Самоуправление. Права человека

Опыт работы Юниорского союза «Дорога» по теме школьного ученического самоуправления

Тезисы о школьном самоуправлении

Ученическое самоуправление и защита прав учеников

Приложение. Типовое положение о представительном органе ученического самоуправления


Школа. Самоуправление. Права человека

Этап. 1999/2000 учебный год. Подготовительный этап.

На этом этапе мы работали над созданием системы поддержки развития ученического самоуправления в школах города Петрозаводска. Серия сборов и лагерей школьных активистов позволила объединить лидеров-старшеклассников и создать команду, заинтересованную в продвижении самоуправления в школах. При администрации города был создан Городской школьный совет, в который ученики каждой школы могли выбрать по одному депутату. Городской школьный совет привлёк внимание руководителей города к теме самоуправления и разработал проект развития ученического самоуправления в Петрозаводске и нормативную базу – Положение об ученическом совете, в котором были определены полномочия, необходимые органам ученического самоуправления школы.

 

Тезисы о школьном самоуправлении

 

На сегодняшний день среди управленцев, педагогов, учеников, родителей нет единого мнения о том, в чём заключается смысл понятия «школьное самоуправление». Проводя семинары со школьниками и педагогами, мы уделяем основное внимание именно этому вопросу.

Разобравшись в нескольких ключевых тезисах, характеризующих природу самоуправления, участники семинаров начинают успешно отличать самоуправление от других явлений, таких как детские организации, клубы по интересам или широко распространённые формы «псевдосамоуправления».

Понимание тезисов мы проверяем, предлагая участникам семинаров ситуации-упражнения. Познакомившись с ситуацией, участники семинаров определяют: являются приведённые примеры формами самоуправления или нет.

Предлагаем вашему вниманию эти материалы с нашими комментариями.

 

Тезисы

Самоуправление – это право

На одном из семинаров со школьниками, услышав этот тезис, девочка подняла руку и спросила: «А что такое право

Действительно, не зная отличия прав от обязанностей, не понимая природы прав человека, очень трудно разобраться в сути самоуправления.

Предваряя этот тезис, объясните ребятам, что у каждого человека есть права. Права человека защищают людей от злоупотреблений со стороны власти, позволяют им быть независимыми от государства и оказывать на него влияние.

Поясните эту мысль на примере некоторых прав человека. Так, право на жизнь означает, что государство не может лишить человека жизни, даже если он совершил жуткое преступление. Это право, следовательно, ограничивает власть государства по отношению к человеку. Такое право, как свобода совести, позволяет человеку самостоятельно выбирать любую религию, а государство, в свою очередь, не может в это вмешиваться: оно не должно запрещать человеку верить, не может наказывать его за веру, не должно оказывать предпочтение какой-либо религии в ущерб остальным.

Государство не может отнять у человека его права: они есть у каждого лишь только потому, что он является человеком. Человек может использовать свои права по своему усмотрению: государство не может заставить его пользоваться правами человека, и также не может запретить ему это. Каждому правучеловека корреспондирует обязанностьгосударства по соблюдению этого права: так, если у человека есть право на образование, то у государства есть соответствующая обязанность по обеспечению этого права – организовать работу образовательных учреждений.

Школьное самоуправление – это право, которым обладают в школе ученики, педагоги и родители. В свою очередь, у администрации школы есть обязанность предоставить ученикам, педагогам и родителям возможность этим правом воспользоваться.

 

 

Перед тем, как предложить ученикам следующий тезис, попробуйте провести с ними игру: разбейте ребят на несколько групп и попросите подготовить сценку в жанре «немого кино», которая объясняет некое слово. Одна группа показывает сценку, а другие пытаются это слово отгадать. Группы, втайне от других, получают в качестве задания одно и то же слово – «самоуправление». Посмотрев эти сценки, Вы поймёте, какие представления о самоуправлении сформированы у ребят. Чаще всего встречаются такие ассоциации со словом «самоуправление»: физическая зарядка (крутим руками-ногами – «управляем собой»), День самоуправления (ученик выходит к доске и ведет урок вместо учителя), самоорганизация (группа распределяет работу и дружно её делает), отсутствие начальства (кто-то пытается командовать, его свергают и решают все вопросы голосованием). После того, как вы сформулировали и выписали представления ребят, второй тезис о самоуправлении будет объяснять проще – различие того, что предложили ребята и того, о чём вы будете рассказывать, станет более наглядным.

 

Из Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

(N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

 

Комментарий: Приведённые нормы Закона дают органам ученического самоуправления право выступать инициатором проведения дисциплинарного расследования и участвовать в его проведении. В случае несогласия с решением, принятым по результатам расследования, органы ученического самоуправления могут обратиться в вышестоящие органы. Это означает, что органы ученического самоуправления законодательно наделены полномочиями по защите прав ребенка в школе. При этом, данный закон (статья 6) трактует понятие «права ребенка» расширительно, включая в него не только права детей, провозглашённые Конвенцией о правах ребенка, но и весь объём прав человека в целом, закрепленный Конституцией, международными договорами и российским законодательством.

 

Продолжение теста закона:

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

 

Комментарий: Закон даёт право органам ученического самоуправления беспрепятственно проводить во внеучебное время собрания и даже митинги, посвященные защите прав учеников. Как правило, уставы школ не содержат каких-либо условий проведения собраний и митингов. Это означает, что, по запросу органа ученического самоуправления, администрация школы обязана предоставить место и выделить время для проведения собрания или митинга.

 

Права человека и права ребенка, на защите которых стоит орган ученического самоуправления, изложены в Конституции России (глава 2) и Конвенции ООН о правах ребенка. Для начала, школьным активистам необходимо познакомиться с этими документами. Они являются широко доступными – их можно найти практически в каждой библиотеке. Конечно же, для более глубокого понимания содержания прав человека и прав ребенка школьным активистам необходимо пройти специальную подготовку.

 

Отдельно остановимся на правах учеников. Некоторые из них закреплены в Законе «Об образовании».

 

Из Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

(N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

 

Комментарий: Таким образом, в каждой школе в доступном для учеников и родителей месте должен быть вывешены тексты устава школы, правил внутреннего распорядка и контактная информация органов по защите прав ребенка. Добиться выполнения этой нормы закона – первое действие по защите прав школьников, которое может предпринять ученический совет.

 

Защита прав учеников требует от школьных активистов определенных навыков. Эти навыки можно отработать в ходе специальных занятий. В течение нескольких лет мы используем для этого разработанную нами ролевую игру «Ученическое самоуправление и защита прав учеников».

Как правило, играя, школьные активисты на первых порах поступают именно так, как не надо. В результате, в игре им не только не удаётся защитить права учеников, но и они сами попадают в обойму правонарушителей. Ценность игры заключается в том, что, в ходе её обсуждения можно выявить ошибки и наметить более продуктивные варианты действий. Через некоторое время игру можно повторить и вновь сделать выводы. Тем и интересен метод ролевой игры, что он позволяет участникам приобрести новый жизненный опыт. Это означает, что ошибки, сделанные в игре, уже вряд ли повторятся в жизни.

 

Ролевая игра «Ученическое самоуправление и защита прав учеников» [3]

Цели игры:

· Научить распознавать нарушения прав человека в школьной жизни;

· Отработать механизмы защиты нарушенных прав в школе через ученическое самоуправление

Методические замечания

Для проведения игры требуется не менее 2 часов. Количество участников может составлять от 15 до 30 человек.[4]  Кроме ведущего, требуется не менее двух подготовленных помощников.

Необходимые материалы

- текст «Полезная информация для учеников, родителей и педагогов» (см. приложение), тексты основных документов о правах человека;

- инструкции участникам игры;

- таблички: «Директор», «Администрация города».

Ход игры

Подготовительный этап

Перед началом игры, ведущий инструктирует игроков, которые будут играть роли учителей:

«В ходе своих уроков, вы должны нарушать права детей примерно так, как описано в вашей инструкции. Можете действовать жёстко, авторитарно. Постарайтесь задеть своими действиями как можно больше учеников. Ваша игровая цель – добиться полного подчинения в классе».

Ведущий выдаёт «учителям» инструкции, поясняет, на какие моменты нужно обратить внимание. Обратите внимание «учителей» на их игровую цель: контролировать ситуацию в школе и добиться безусловного подчинения со стороны учеников по принципу «Учитель прав, потому что он – Учитель».

Вопросы для обсуждения

С какими нарушениями своих прав Вы столкнулись?

Что Вы делали, чтобы отстоять свои права?

Удалось ли Вам достичь своей игровой цели?

Что предпринимал директор? (нужно спросить как у участников игры, так и у самого директора).

Что делал орган ученического самоуправления?

Как действовали учителя? Как на это реагировали ученики, и к чему это приводило? Как было бы поступить лучше?

Как правильно писать заявление на проведение дисциплинарного расследования?

Как действовал орган ученического самоуправления? К чему это привело? Какой способ действий был бы наилучшим?

Использовали ли участники игры те возможности, которые есть у ученического совета? Почему так произошло?

Приложения

 

Пример распорядка игры

Ч 00-00 Первый урок

Ч 00-10 Второй урок

Ч 00-20 Совещание у директора

Ч 00-30 Заседание ученического совета

Ч 00-45 Приём директора школы по личным вопросам

Ч 01-00 Приём по личным вопросам в администрации города

Ч 01-20 Завершение игрового времени

 

Варианты инструкций для «учителей»:

Для учителя литературы:

«Здравствуйте, я хочу начать урок с грустного. Вчера была планерка, и меня в который раз отчитал директор за то, что наш класс хуже всего сдает деньги в фонд школы. Нам нужно исправить эту ситуацию! И завтра каждый должен принести по 50 рублей! Не подводите класс!

Второе, о чём я бы хотела с вами поговорить. Вчера у меня пропал кошелек, пропал сразу же после нашего с вами урока. Я обсудила эту ситуацию с директором и, посоветовавшись, мы решили, что это сделал ты, Иванов. Можешь ничего не говорить, я все прекрасно понимаю. У тебя сложная ситуация в семье: папа – в тюрьме, мама работает на трех работах, да еще и брат пошел по стопам отца.… Но ты, Иванов, ты же понимаешь, что это плохо! Как ты мог так поступить!? Мое доверие к тебе потеряно!

Так, Петров, что это у тебя лежит на парте? Мобильный телефон? А ну, дай сюда, и больше в школу посторонних вещей не носи (после занятия Вы ничего не отдаете).

А что это за записка во время урока? Записку на стол, после урока с объяснительной к директору! (тут же читаете записку)

Проверим домашнее задание:

Итак, Кукушкина, твое мнение о романе Гончарова «Обломов»? Неправильно! Сразу видно, что ты не читала Белинского. Садись – «2».

Домашнее задание: завтра все должны принести сочинение на тему «Я люблю свою Родину!»

Нарушенные права: право на бесплатное образование, презумпция невиновности, неприкосновенность частной жизни, право на собственность, право на свободу убеждений.

 

Для учителя физкультуры:

«Здравствуйте, спортсмены!

Сегодня у нас ответственный урок, потому что от ваших усилий будет зависеть, тепло ли будет в спортзале зимой. Сегодня мы будем заклеивать окна! (тем, кто отказывается, ставьте «два»).

Так, Сидорова, а что это у тебя за прическа на голове?! Разве так можно приходить в школу?! Марш домой, и на мой урок не приходить больше в таком виде!

Эй, Пупкин, ну ты и бездарь, откуда у тебя руки растут! Кто же так клеит окна?! Все сдирай и переделывай!!!

Так, урок окончен. Перед выходом выворачиваем карманы и показываем, чтобы я мог убедиться, что вы ничего не украли (если не делают это, можете подойти и проверить карманы силой)».

Нарушенные права: право на свободный труд, право на свободу убеждений, право на личную неприкосновенность. Также нарушено право обучающихся на уважение человеческого достоинства.

 

Полезная информация для учеников, родителей и педагогов

Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержат интересные нормы о правах человека в школе и механизмы защиты обучающимися своих прав.

§ Установлено, что дисциплина в образовательном учреждении должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

§ По Закону «Об образовании», ученикам даны права: на уважение человеческого достоинства, на участие в управлении образовательным учреждением и другие.

§ Установлено, что администрация образовательного учреждения вправе уволить педагога, допустившего применение методов физического или психического насилия даже однократно.

§ Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут ходатайствовать либо лично, либо через своих выборных представителей. Ученики также могут направить своих выборных представителей в комиссию, которая будет проводить это дисциплинарное расследование. После того, как комиссия проведет расследование, директор школы должен принять решение. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они могут обратиться в вышестоящие органы через своих выборных представителей.

§ Обучающиеся могут проводить в школе собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Эти собрания и митинги должны проходить во внеучебное время, не мешая учебно-воспитательному процессу. Если в уставе школы указаны условия проведения таких собраний и митингов, то организаторы митингов должны их выполнить.

§ Учащийся может быть исключен из школы только за правонарушения, грубые и неоднократные нарушения Устава школы и только по достижении 14-летия.

Согласно Закону «Об образовании», управление школой осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Это означает, что в школе должны быть созданы органы самоуправления – совет школы, общешкольная конференция, педагогический совет, родительский комитет и другие. Органы самоуправления имеют собственные полномочия по управления школой. Эти полномочия должны быть указаны в Уставе школы.

Органы школьного самоуправления, созданные учениками, называют органами ученического самоуправления. Они представляют интересы учеников в управлении школой.

В нашей игровой школе органом ученического самоуправления является Ученический совет. Полномочия Ученического совета определены Положением, утвержденным общешкольной конференцией. В частности, Ученический совет имеет право:

· представлять интересы учеников при решении вопросов жизни школы

· направлять в администрацию школы запросы и получать на них официальные ответы

· при рассмотрении администрацией школы вопросов о наказании учащихся, направлять своих представителей для заслушивания мнения Ученического совета о целесообразности или нецелесообразности применения мер наказания

· выносить протесты на решения администрации школы, принятые в нарушение законодательства, устава школы или без учета мнения Ученического совета

· выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребенка в школе, направлять своих представителей в комиссию, которая проводит такое расследование

· вносить в администрацию школы предложения по всем вопросам жизни школы

· создавать собственные печатные издания, публиковать мнение Ученического совета в школьной прессе и СМИ

· проводить на территории школы собрания, заседания, в том числе и закрытые

· открывать общественные приемные Ученического совета, том числе по вопросам защиты прав человека в школе

· проводить встречу с директором и другими представителями администрации школы не реже 1 раза в месяц

 


Приложение

Типовое положение

о представительном органе ученического самоуправления [6]

УТВЕРЖДЕНО

Общешкольной конференцией

"___" __________ 200__ г.

Общие положения

1.1. Ученический совет ("парламент", "правительство", "дума" и пр.; далее - ученический совет) является выборным органом ученического самоуправления школы (гимназии, лицея; далее - школы).

1.2. Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

 

Функции ученического совета

Ученический совет:

3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации;

3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;

 

Права ученического совета

Ученический совет имеет право:

4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;

4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

4.3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;

4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;

4.5. Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;

4.6. Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;

4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;

4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы;

4.9. Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся;

4.10. Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

4.11. Организовывать работу общественных приёмных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;

4.12. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;

4.13. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;

4.14. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;

4.15. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;

4.16. Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы;

4.17. Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учёта предложений ученического совета;

4.18. Создавать печатные органы;

4.19. Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности;

4.20. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;

4.21. Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;

4.22. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;

4.23. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

4.24. Вносить предложения в план воспитательной работы школы;

4.25. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;

4.26. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

4.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

 

Заключительные положения

6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;

6.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы (школьной конференцией и др.) по предложению ученического совета (школьной ученической конференции).

 


 

Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.

Автор-составитель – Д.В. Рогаткин.

 

Настоящее издание осуществлено в рамках проекта «Права человека начинаются в школе», осуществлявшегося региональной общественной организацией «Карельский Союз защиты детей», региональной общественной организацией «Правозащитный союз Республики Карелия», петрозаводской городской детской общественной организацией Юниорский союз «Дорога» при финансовой поддержке Канадского фонда «Гражданское общество» из средств Канадского агентства международного развития.

 

 

Интернет-версия сборника размещена на веб-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://doroga.karelia.ru

 

 

На нашем сайте в Интернет Вы также найдёте:

Путеводитель участника конкурса «Права человека в современном мире», 2002, 2003 гг.

Сборник «Образование в сфере прав человека в школе», 2003 г.

Учебник «Школьное ученическое самоуправление», 2003 г.

Сборник «Молодёжи о правах человека», 2004 г.

Сборник «Знакомство с правами человека. Курс ролевых игр», 2004 г.

Сборник «Школа – территория закона. Материалы детской правозащитной газеты», 2004 г.

 

 

Интернет-проект «Школьное ученическое самоуправление»:

http://doroga.karelia.ru/samo

 

 

Юниорский союз «Дорога» выражает признательность за поддержку в осуществлении программ работы с молодёжью:

Отделу по делам молодёжи администрации города Петрозаводска

Детско-юношескому центру города Петрозаводска

 

 


[1] Городская детская общественная организация, работающая в Петрозаводске с 1995 года.

[2] Мы рекомендуем использовать этот подход также при формировании Управляющих советов, введение которых в школах предполагается с 2007 года. Сейчас принято решение о проведении соответствующего эксперимента в ряде регионов России, в ходе которого будут отработаны механизмы работы Управляющих советов.

[3] В подготовке данного материала принимала участие Л.М. Кривошеева

[4] Мы имели успешный опыт проведения подобной игры с участием более 100 человек.

[5] Можете, по вашему усмотрению, поставить другие уроки.

[6] Разработано Юниорским союзом «Дорога» в 2000 году.

Проект «Права человека начинаются в школе»

Юниорский союз «Дорога»

 

 

Что может самоуправление?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.