Формирование мышления и памяти — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формирование мышления и памяти

2021-12-07 31
Формирование мышления и памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

2.2 развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и становлению элементов логического мышления.

 

Сенсорное р азвитие и развитие ВПФ у  дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень))

В дошкольном возрасте совершенствуются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающей действительности; возникают новые средства ориентировки; содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире; начинает складываться целостная система отношений и знаний, в которой объединяются ценностно значимые ориентиры деятельности ребенка и понимание смысла этой деятельности самим ребенком.

В дошкольном возрасте возникают совершенно новые свойства сенсорных процессов — ощущения становятся более насыщенными и дифференцированными, восприятие начинает ориентироваться на эталонные образы, которые имеют свойство обогащаться, обобщаться и переходить в образы-представления. Повышение активности ребенка приводит к тому, что он сам становится исследователем, который сначала постепенно, а затем все более и более активно пытается преобразовывать мир, окружающий его. Интерес к сущности воспринимаемых предметов и явлений, поиск взаимосвязей и взаимозависимостей становятся неотъемлемой характеристикой его поведения и деятельности.

У дошкольников с ОВЗ со сложными нарушениями развития  с самого рождения не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Если обучение детей этой категории не восполняет онтогенетически закономерный путь развития способов ориентировки, то механическое усвоение конкретных знаний не создает условий для подлинного развития ребенка. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего. На этом фоне усугубляются проявления неадекватного поведения с людьми. Очень часто умственно отсталый ребенок воспринимает другого ребенка или человека как предмет, толкает или отодвигает его, не учитывая его позицию в пространстве и в социуме.

Ощущение и восприятие рассматриваются психологами как процессы отражения предметов, явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств. Ощущения дают нам сведения об отдельных свойствах предметов (запах, цвет, вкус и т. д.). Вос­приятие — более сложный процесс. Это не просто совокупность разных ощущений. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также с особенностями личности.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окру­жающего мира — с его красками, формами, звуками и т. п. Необхо­димо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на про­гулке, в труде, во время домашних работ и т. д. необходимо обращать внимание ребенка на те или иные предметы, явления, на их свойства, учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с по­мощью анализа. Узнавание — более сложный процесс восприятия, который неразрывно связан с памятью, речью, мышлением, поэтому важно с самого начала сделать восприятие ребенка осмысленным, тесно связанным с речью. Развитие детей осуществляется в их не­посредственной практической деятельности. Производя различные операции с предметами, ребенок узнает об их свойствах, учится ви­деть специфические качества, обогащает свой чувственный опыт, в нем пробуждается интерес к познанию.

Дети учатся видеть в предмете его часть, определять величину, форму, цвет, благодаря чему у них формируется целостное представ­ление о предмете. Занимаясь с ребенком, надо акцентировать его внимание на правой и левой стороне, учить восприятию перспекти­вы, направления и местоположения объекта, стараться совместно устанавливать размеры предметов, расстояния до них, между ними. Это очень важно, т. к. недостатки пространственного восприятия от­рицательно сказываются на успешности обучения учащихся.

Кроме заданий, имеющихся в программе, для совершенствова­ния восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструиро­ванием, спортивные игры и физические упражнения, которые можно организовать параллельно с этой программой или заниматься этим в домашних условиях.

В процессе этой деятельности происходит освоение пропорций, расположения на условном пространстве заданных конструкций. Ребенок обучается пользоваться наглядным образцом и выполнять действия по устной инструкции, что очень важно для его успешного обучения в школе.

Четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины име­ют исключительно важное жизненно-практическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие вели­чины, выделение ее разных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без чет­кого представления о величине предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности. Восприятие ка­честв величины является основой для усвоения математических по­нятий «больше», «меньше», «равно».

Целью всех игр является выделение величины как значимо­го признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине, ширине.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.