Адаптированная программа коррекционно-педагогической работы по  сенсорному развитию и развитию высших психических функций детей с ОВЗ — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптированная программа коррекционно-педагогической работы по  сенсорному развитию и развитию высших психических функций детей с ОВЗ

2021-12-07 19
Адаптированная программа коррекционно-педагогической работы по  сенсорному развитию и развитию высших психических функций детей с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адаптированная программа коррекционно-педагогической работы по  сенсорному развитию и развитию высших психических функций детей с ОВЗ

«Ступеньки развития»

Учитель-дефектолог: Петрова Е.Т

г. Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

В современном мире проблема сенсорного развития и развития высших психических функций (ВПФ)  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растёт интерес к изучению познавательного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Успешность психофизического развития дошкольников со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) предполагает необходимость целенаправленной разработки программы по сенсорному развитию. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с ОВЗ:

- возраст и индивидуальные особенности ребёнка;

- особенности познавательного и речевого развития;

- соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание.

В ходе сенсорного  развития  формируются объективно закономерные предпосылки и необходимая база речи. Под сенсорным развитием понимается развитие умения видеть, слышать, осязать, представлять, то есть формирование чувственного познания.

Познавательное  развитие ребенка невозможно без сформированных процессов восприятия. Успешное овладение учебной деятельностью в начальных классах школы зависит от способности выделять и отли­чать друг от друга различные особенности и свойства объекта, умения дифференцировать такие признаки, как цвет, форма, размер пред­мета и отдельные его элементы. В результате ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых об­разцов чувственных свойств и отношений предметов.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное мышление — это мышление в дей­ствии, оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образ­ное мышление, то есть такая организация образов, которая позволя­ет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотно­шение их друг с другом и соотношение их частей. В ходе игр ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами.

К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рас­суждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, уче­ния, является наличие такого качества, как направленность психиче­ской деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.

Внимание может проявляться внутри любого психического про­цесса: при восприятии чего-либо, в ходе мыслительных операций, при речевом общении, при запоминании, воспроизведении и т. д. Сфор­мированное внимания — важный показатель развития личности. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, развивают основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распре­деление, которые формируются уже в дошкольном возрасте.

Устойчивость внимания означает способность длительно, со­средотачиваться на чем-либо.

Переключение внимания представляет собой способность пере­ходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предмета­ми.

Кроме того, в дошкольном возрасте происходит постепенный пе­реход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизволь­ное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привле­кательными и интересными вданный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на заданиях, даже если они не очень интересные.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех спо­собностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и про­чих), для полноценного, осознанного восприятия действительности, что позволит ребенку легче адаптироваться к окружающему миру, активно взаимодействовать с ним.

В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка. Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное развитие  является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А. А. Катаева, 1978).

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Сенсорное развитие в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий — действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

Другой важной стороной сенсорного развития является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.

Педагогам важно помнить, что с дошкольником с ОВЗ надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Занятия по сенсорному развитию  и развитию ВПФ направлены на формирование  зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно-двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия, а также на формирование мышления и памяти

Работа по этим направлениям значима для ребенка с ОВЗ в течение первых трех лет его пребывания в специальном дошкольном учреждении, На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.

 

Цель программы: р азработка содержания коррекционно-педагогической работы с ребёнком, направленной на повышение уровня познавательного развития детей с ОВЗ со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) через систему игровых занятий по сенсорному развитию и развитию ВПФ с использованием авторской игровой технологии «Ступеньки развития»

Реализация поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:

1. Сенсорное развитие и развитие внимания:

1.1 Развитие зрительного восприятия и внимания:

· развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;

· восприятие формы;

· восприятие величины;

· восприятие цвета;

· восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения;

· формирование представлений о воспринятом.

1.2 Развитие слухового восприятия и внимания

· развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;

· восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);

· опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;

· дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;

· восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;

· формирование представлений о воспринятом.

 

Сенсорное р азвитие и развитие ВПФ у  дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень))

В дошкольном возрасте совершенствуются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающей действительности; возникают новые средства ориентировки; содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире; начинает складываться целостная система отношений и знаний, в которой объединяются ценностно значимые ориентиры деятельности ребенка и понимание смысла этой деятельности самим ребенком.

В дошкольном возрасте возникают совершенно новые свойства сенсорных процессов — ощущения становятся более насыщенными и дифференцированными, восприятие начинает ориентироваться на эталонные образы, которые имеют свойство обогащаться, обобщаться и переходить в образы-представления. Повышение активности ребенка приводит к тому, что он сам становится исследователем, который сначала постепенно, а затем все более и более активно пытается преобразовывать мир, окружающий его. Интерес к сущности воспринимаемых предметов и явлений, поиск взаимосвязей и взаимозависимостей становятся неотъемлемой характеристикой его поведения и деятельности.

У дошкольников с ОВЗ со сложными нарушениями развития  с самого рождения не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Если обучение детей этой категории не восполняет онтогенетически закономерный путь развития способов ориентировки, то механическое усвоение конкретных знаний не создает условий для подлинного развития ребенка. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего. На этом фоне усугубляются проявления неадекватного поведения с людьми. Очень часто умственно отсталый ребенок воспринимает другого ребенка или человека как предмет, толкает или отодвигает его, не учитывая его позицию в пространстве и в социуме.

Ощущение и восприятие рассматриваются психологами как процессы отражения предметов, явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств. Ощущения дают нам сведения об отдельных свойствах предметов (запах, цвет, вкус и т. д.). Вос­приятие — более сложный процесс. Это не просто совокупность разных ощущений. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также с особенностями личности.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окру­жающего мира — с его красками, формами, звуками и т. п. Необхо­димо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на про­гулке, в труде, во время домашних работ и т. д. необходимо обращать внимание ребенка на те или иные предметы, явления, на их свойства, учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с по­мощью анализа. Узнавание — более сложный процесс восприятия, который неразрывно связан с памятью, речью, мышлением, поэтому важно с самого начала сделать восприятие ребенка осмысленным, тесно связанным с речью. Развитие детей осуществляется в их не­посредственной практической деятельности. Производя различные операции с предметами, ребенок узнает об их свойствах, учится ви­деть специфические качества, обогащает свой чувственный опыт, в нем пробуждается интерес к познанию.

Дети учатся видеть в предмете его часть, определять величину, форму, цвет, благодаря чему у них формируется целостное представ­ление о предмете. Занимаясь с ребенком, надо акцентировать его внимание на правой и левой стороне, учить восприятию перспекти­вы, направления и местоположения объекта, стараться совместно устанавливать размеры предметов, расстояния до них, между ними. Это очень важно, т. к. недостатки пространственного восприятия от­рицательно сказываются на успешности обучения учащихся.

Кроме заданий, имеющихся в программе, для совершенствова­ния восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструиро­ванием, спортивные игры и физические упражнения, которые можно организовать параллельно с этой программой или заниматься этим в домашних условиях.

В процессе этой деятельности происходит освоение пропорций, расположения на условном пространстве заданных конструкций. Ребенок обучается пользоваться наглядным образцом и выполнять действия по устной инструкции, что очень важно для его успешного обучения в школе.

Четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины име­ют исключительно важное жизненно-практическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие вели­чины, выделение ее разных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без чет­кого представления о величине предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности. Восприятие ка­честв величины является основой для усвоения математических по­нятий «больше», «меньше», «равно».

Целью всех игр является выделение величины как значимо­го признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине, ширине.

 

Программы

ü Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». – М.: Просвещение, 2010. Входит в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования.

ü Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.

ü Исаева Т.Н., Багаева Г.Н. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М.: Просвещение, 1993.

ü Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитание и социализации детей со сложной структурой дефекта – М., 2008

ü Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Под.ред. Л. А. Тимофеевой - Мн.: Народная асвета, 2007

Методическое обеспечение

ü Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2011.

ü Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М. Просвещение, 1991.

     4.4 Материально-техническое и информационное обеспечение

Сложность и разнообразие имеющихся у детей нарушений, необходимость проведения комплексной реабилитации предъявляет особые требования к материально-технической базе, специфическому набору оборудования и приспособлений, облегчающих ознакомление детей с окружающим миром.

Материально-техническое обеспечение служит для охраны, укрепления и совершенствования здоровья воспитанников, а также используется в качестве средства познания (в том числе и обучения) и развития математических представлений.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов.

§ Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.

§ Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

§ Продолжать формировать поисковые способы ориентировки — пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.

§ Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.

§ Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).

§ Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).

§ Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

§ Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

§ Учить детей соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.

§ Развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с).

§ Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием.

§ Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков.

§ Познакомить детей с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.

§ Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

§ Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

§ Учить детей изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).

§ Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

§ Учить детей передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.

§ Учить детей воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).

§ Формировать представления у детей о звуках окружающей действительности.

§ Продолжать развивать у детей вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Перечень оборудования

Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; неваляшки разного размера (5); различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, пианино, детский музыкальный центр, барабан, шарманка и др.; магнитофон; аудиокассеты с записями различных мелодий; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки; шарики и кубик с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; шароброс с шарами двух размеров; тележки, машины разных размеров; лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей; набор «Достань колечко»; трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками; тележки со съемными фигурками, палочки с кольцом на конце и без кольца; трафареты; различные доски Сегена; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; материалы М. Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», металлические (пластмассовые) вкладыши; наборы сыпучих материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа).

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления.

§ Формировать у детей целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

§ Формировать у детей обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

§ Познакомить детей с проблемно-практическими ситуациями и проблемно-практическими задачами.

§ Учить детей анализировать проблемно-практические задачи и обучать использовать предметы-заместители при решении этих задач.

§ Формировать у детей способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.

§ Учить детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных высказываниях.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Продолжать учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения.

§ Формировать у детей навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях.

§ Продолжать учить детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.

§ Продолжать учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях.

§ Создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Приложение 1

От 4 до 5 – высокий уровень

Приложение 2

Примерное перспективное планирование по разделу

«Сенсорное развитие и развитие внимания»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

§ Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

§ Учить детей соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.

§ Развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с).

§ Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием.

§ Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков.

§ Познакомить детей с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.

§ Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

§ Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

§ Учить детей изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).

§ Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

§ Учить детей передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.

§ Учить детей воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).

§ Формировать представления у детей о звуках окружающей действительности.

§ Продолжать развивать у детей вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Продолжать учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из четырех-пяти).

§ Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех-пяти элементов; дорисовывать недостающие части или детали рисунка.

§ Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке: по картинке, разрезанной на две-три части (мячик, шарик с веревочкой, бублик, колечко).

§ Продолжать учить детей дифференцировать объемные формы по образцу (выбор из четырех).

§ Учить детей соотносить форму предметов с геометрической формой — эталоном.

§ Учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами.

§ Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим - большим (длиннее - короче, выше - ниже).

§ Продолжать формировать у детей ориентировку в схеме собственного тела, продолжать формировать ориентировку в пространстве.

§ Продолжать учить детей дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности.

§ Учить детей использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).

§ Закрепить у детей представления о цветовом своеобразии различных времен года (каждое время года имеет свой определяющий цвет: весна зеленая, лето красное, осень желтая, зима белая).

§ Учить детей пониманию того, что окружающие их предметы имеют различные свойства: цвет, форму, величину, качества поверхности.

§ Учить детей запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний.

§ Учить детей дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.

§ Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

§ Формировать у детей целостное представление о предметах: подвести детей к пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства (яблоко — большое и маленькое, сладкое и кислое, зеленое и желтое).

§ Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов («Что бывает желтым?» - «Солнце, цыпленок, одуванчик, подсолнух, лимон». «Что бывает круглым?» - «Мяч, шарик, яблоко, колесо, колечко, помидор» и т. д.).

§ Формировать у детей представление об общих определенных признаках, характерных для предметов или объектов этого вида (птицы имеют крылья, клюв, две лапы, тело покрыто перьями, летают; деревья имеют корень, ветки, листья, растут; животные имеют туловище, голову, хвост, лапы, едят, ходят, бегают и т. д.).

ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления.

§ Формировать у детей целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

§ Формировать у детей обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

§ Познакомить детей с проблемно-практическими ситуациями и проблемно-практическими задачами.

§ Учить детей анализировать проблемно-практические задачи и обучать использовать предметы-заместители при решении этих задач.

§ Формировать у детей способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.

§ Учить детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных высказываниях.

 

Квартал Основное содержание работы
I Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления Формировать у детей целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!» и т. д. Учить детей выполнять предметно-игровые действия
II Формировать представления детей об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения (создаются проблемно-практические ситуации, в которых дети знакомятся с назначением вспомогательных средств и орудий в жизни и деятельности человека. Например: ложка нужна для еды, карандаш — для рисования, веревочка нужна, чтобы привязать воздушный шарик и его удерживать, и т. д.) Учить детей выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка (игры «Угостим мишку чаем!», «Нарисуем ленточку!», «Польем цветок!», «Поиграем с воздушными шариками!», «Покатаем матрешку в тележке!», «Куклы пришли в гости», «Привяжем тесемки к тележкам!», «Достанем воздушные шарики!», «Угостим зайку!», «Испечем пироги!») Учить детей пользоваться предметами-орудиями (сачками, палочками, молоточками, ложками, совочками, лопатками) при выполнении практических и игровых задач (игры «Достань камешки из банки!», «Поймай рыбку!», «Забей гвоздики!», «Построй заборчик!», «Протолкни шарик молоточком!», «Свари кашу для куклы!», «Сделай куличики!»)
III Знакомить детей с практическими проблемными ситуациями и задачами Учить детей использовать предметы-заместители в тех случаях, когда предметы-орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается (игрушка-цель находится далеко или высоко от ребенка) Учить детей переносить усвоенные способы использования предметов-заместителей в новые ситуации Развивать у детей фиксирующую функцию речи (рассказывать о выполненных ими действиях)

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Продолжать учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения.

§ Формировать у детей навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях.

§ Продолжать учить детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.

§ Продолжать учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях.

§ Создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи.

Квартал Основное содержание работы
I Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, учить анализировать эти ситуации, формировать практические способы их решения Продолжать учить детей использовать предметы-заместители в игровых и бытовых ситуациях Учить детей решать проблемно-практические задачи методом проб: приближать к себе предметы с помощью веревки, тесьмы («Достань игрушку!», «Покатай мишку!») Учить детей давать речевой отчет о последовательности выполненных ими практических действий
II Учить детей пользоваться методом проб при решении проблемно-практических задач, пользоваться палками с разными рабочими концами («Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!») Учить детей выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом материале (две группы: предметы, с которыми можно действовать, и предметы, с которыми действовать нельзя, они сломаны) Продолжать формировать фиксирующую функцию речи
III Учить детей определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо», «Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается, потому что мешает брусок») Учить детей доставать предметы из сосуда (в который нельзя засунуть руку), используя в качестве орудия палку с крючком, сачок для аквариума, ложку, вилку (учитывать свойства предмета-цели) Учить детей самостоятельно находить решение проблемно-практической ситуации, требующей изготовления и применения прочного орудия (сделать из двух коротких палок одну длинную, связать две короткие веревки, чтобы получить одну длинную, и т. п.) Учить детей в своих высказываниях планировать решение наглядно-действенных задач, рассказывать о предстоящих действиях

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Адаптированная программа коррекционно-педагогической работы по  сенсорному развитию и развитию высших психических функций детей с ОВЗ

«Ступеньки развития»


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.