Профессиональное развитие в поздней взрослости. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Профессиональное развитие в поздней взрослости.

2021-12-07 30
Профессиональное развитие в поздней взрослости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зарубежные теории профессионального развития.

Данное направление учеными разрабатывается с начала прошлого века. Наиболее полной является теория Д. Сьюпера который ввел понятие профессиональной зрелости. Данное понятие, характеризует личность с точки зрения соответствия поведения задачам профессионального развития, характерного для данного возраста. В концепции Сьюпера профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз: стадия пробуждения (с рождения до14), Стадия исследования (15 –24), консолидации (25 – 44), стадия сохранения (45 – 64), стадия спада (с 65).

Стадия спада характеризуется:

1.Снижением умственных и физических сил.

2.Участием в профессиональной жизни становится менее активным.

3.Развитием новых ролей - наблюдение за профессиональной жизнью других людей (Крайг Г., 2002, с.715; Поваренков Ю.П., 2000,с.15-16)

Хейвигхерст предложил свою периодизацию профессионального пути, основой которой является приобретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям стать полноценными работниками.

Хейвигхерст выделил следующие стадии: идентификация с работником (5 – 10лет); приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (10 – 15 лет); приобретение конкретной профессиональной идентичности (15 – 25 лет); становление профессионала (25 – 40 лет); работа на благо общества (40 – 70 лет); размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет).

Стадия размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности характеризуется тем, что, закончив заниматься, непосредственно, трудовой деятельностью люди анализируют свой трудовой путь, с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных успехах (Крайг Г, 2001, с.715)

Российские теории профессионального развития.

Е.А. Климов предложил следующую периодизацию развития человека как субъекта труда:

1) стадия предигры (от рождения до 3лет;

2) стадия игры (от 3 до 6-8лет);

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет;

4) стадия «оптации»: OPTATIO – от лат. – желание, выбор (от 11-12 до 14-18 лет);

5) стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23;

6) стадия развития профессионала (от 16-23 до пенсионного возраста) характеризуется дальнейшим вхождением человека в систему межлюдских отношений данной профессиональной общности и дальнейшим развитием всех элементов структуры субъекта деятельности (Пряжников Н.С., 1997, с.89)

Т.В. Кудрявцев выделил четыре стадии в профессиональном развитии человека:

Первая стадия - возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия характерна для старшего школьного возраста.

Вторая стадия – профессиональное обучение. Это этап целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности в ходе систематического обучения в стенах любого из типов после школьных учебных заведений (в ПТУ, техникуме, ВУЗе). Психологический критерий этого этапа – профессиональное самоопределение, т.е. формирование у личности отношения к себе как к субъекту определенной деятельности и профессиональной направленности, в которой отражается установка на развитие профессионально-значимых качеств.

Третья стадия – профессиональная адаптация (профессиональный старт), характеризуется активным усвоением профессии и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива.

Наконец, четвертая стадия – полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде, который характеризуется как степенью овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности отношения к делу, а так же мерой творчества, мастерства. Здесь выявляется настоящая, профессиональная пригодность, определяющаяся способностями к избранному труду и удовлетворенностью им (Поваренков Ю.П., 2002, с.23-24).

Более полную периодизацию профессионального развития предлагает В.А.Бодров. Периодизация включает в себя девять стадий:

1.От рождения до (примерно) 3 лет (стадия предигры).

2. От 3 до 6-8 лет (стадия игры).

3. От 6-8 лет до 11-12 лет (стадия овладения учебной деятельностью).

4. От 13-14 до 16-18 лет (стадия оптации подготовки к жизни и труду),

5. От15-16 или 17-23 (стадия профессионального обучения основы).

6. От 19-20 до 24-27 лет (стадия профессиональной адаптации).

7. От 21-27 до 45-50 лет (стадия развития профессионала).

8. От 45-50 до 60-65 лет (стадия реализации профессионала) – отмечается полная или частичная реализация профессионального потенциала, стабилизируются основные операциональные структуры, личностные черты носят устойчивый характер, облик личности постоянен, достаточно хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки снижения активности, корректируются жизненные цели.

9. От 61-66 лет до завершения жизни (стадия спада) – прогрессивно снижается профессиональная активность или сужаются ее сферы, угасают многие профессиональные интересы, перестраиваются жизненные установки, меняются ценностные ориентации, возникают противоречия между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями, ухудшение функционального состояния (болезни, расстройства) резко изменяет жизненную направленность (Поваренков Ю.П.,2002, с.78-79)

А.К. Маркова рассматривая вопрос о приостановлении профессионального старения учителя, о продлении сроков его активной деятельности выделяет:

А) биологическое старение учителя, которое можно отдалить здоровым образом жизни;

Б) социольно-психологическое старение как повышение или ослабление эмоциональной возбудимости, нарушения эмоциональных контактов в отношениях с людьми и др., что поддается саморегуляции и контролю;

В) профессиональное старение, характеризующееся невосприимчивостью к новому, канонизацией и универсализацией собственного опыта, нарушениями общения в процессе обучения и воспитания, эксплуатацией стереотипов, т.е. существованием за счет достижений прошлого, отсутствием роста мастерства и конструктивности принимаемых решений, нарушением отношений партнерства в общении с учениками, использованием своего положения для подавления школьника;

Г) нравственно-эстетическое старение, выражающееся в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и ее вкусы, противопоставление поколений и др. (Маркова А.К.,1993, с.93).

Ученые отмечают в профессиональном развитии периода старости наличие кризисов, а также выделяют психологические особенности кризисов профессионального становления в старости:

1. Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). Факторы, обусловившие кризис:

- ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли;

- сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями).

Способы преодоления кризиса:

- постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности.

- увлечение досуговыми радостями или хозяйством вполне можно рассматривать как желательный способ преодоления кризиса;

- социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом процессе не только общественных организаций, но и специалист.

2. Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию). Факторы обуславливавшие кризис:

- новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу;

- сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми членами семьи;

- социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п.;

утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было);

- общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал);

чувство своей «ненужности», которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости.

Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности»).

Способы преодоления кризиса:

- организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров;

вовлечение в общественно полезную деятельность;

- социально-психологическая активность.

Освоение новых полезных видов деятельности (главное чтобы старик, точнее пожилой человек смог почувствовать свою полезность) (Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., 2001, с.140-141).

Б.Г. Ананьев пишет: «В старости, далеко за пределами наступления пенсионного возраста, возможны все виды трудовой деятельности, включая высокое мастерство, в определенной сфере профессионального труда. Однако на производстве необходимы определенные рамки рабочего дня и нормы. Поэтому применение сил в производстве часто оказывается затруднительным для старого человека, хотя и здесь изыскиваются разнообразные возможности участия старых рабочих в общей работе производственного коллектива, его борьбе за технический прогресс и усовершенствование производства. Во всех остальных сферах труда нет каких-либо объективных причин препятствующих нормальной трудовой деятельности старых людей, при условии ясности сознания, т.е. относительной целостности и связности, непрерывности их внутренних состояний.

Сохранение и воспроизведение трудоспособности старых людей есть, как можно думать, основное условие сохранения и воспроизведения самого сознания людей на поздних стадиях онтогенеза» (Ананьев Б.Г., 1977, с.177).

 Э.Ф. Зеер связывает переход к пожилым и старческим периодам с угасанием профессионального развития человека и переживанием им следующих кризисов: кризиса утраты профессиональной деятельности (55-60лет) и кризиса социально-психологической адекватности (65-70лет.

А.В.Толстых отмечает: «Индивидуальный опыт старых работников, не утративших работоспособности, не может заменить никакая литература, никакие учебные пособия. Индивидуальный опыт – это не просто память о прошлом, это умение быстро ориентироваться в настоящем, используя свой и чужой, фактически неповторимый опыт и знания.

В пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня. Инволюционные процессы, так или иначе, отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее.

 Но при этом общая трудоспособность человека, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается с нею, может сохраняться еще довольно долго. Длительное сохранение трудоспособности является главным показателем. Жизнеспособности долголетних людей (Толстых А.В., 1988, с.256).

Б.Г. Ананьев отмечает: «При изучении человека как субъекта труда выделяются свойства, необходимые для продуктивного выполнения тех или иных видов деятельности и для функционирования в этих видах конкретных систем знаний, навыков, умения. В совокупности этих свойств человека как субъекта труда и главной производительной силы общества важное место занимает трудоспособность» (Толстых А.В., 1988, с.178).

Стало быть, трудоспособность человека является продуктом его индивидуально-психологического развития в конкретных социальных условиях. А вместе с тем - одной из самых постоянных характеристик человека как субъекта и личности. Это значит также, что ее образование происходит задолго до начала профессионального труда, а ее развитие не прекращается с завершением какой-либо конкретной систематической формы профессионального труда (Толстых А.В., 1988, с.185).

Таким образом, авторы выделяют стадию спада в развитии профессионала. Верхнюю границы данной стадии авторы определяют по разному: Сьюпер – 65лет, Хейвигхерст – 70, Бодров – 61-65. В теориях Кудрявцева и Климова Данная стадия не выделена.

Стадию спада можно охарактеризовать следующим образом:

- снижается профессиональная и физическая активность;

- происходит сужение сферы профессиональных интересов;

- происходит переход к более пассивным видам деятельности;

- наличие кризисов в профессиональной и личностной сферах;

- в старости большое значение имеет опыт работника.

Стадия спада в профессиональной жизни совпадает в онтогенезе со стадией поздней зрелости или старости. Авторы отмечают, что для людей старшего поколения важно участие в трудовой деятельности и применение накопленного жизненного опыта.

ВЫВОД

Таким образом, можно дать следующее определение старости:

Старость период жизни человека, итогом которого является смерть.

Старость характеризуется замедлением развития, необратимым поражением жизненно важных органов, а в последствии регрессом, инволюцией.

В этот период начинают действовать адаптационные и компенсаторные механизмы позволяющие жить человеку в новых условиях. Человек приобретает возможность использовать новые социальные и профессиональные роли.

Авторы многих работ пытаются продемонстрировать, что старение не является однородным, одинаковым для всех процессом.

Не существует единообразия в подходах к пониманию закономерного процесса старения человека.

Выделяются различные точки зрения на взаимоотношения стареющего человека и общества.

Характеризуется старение с точки зрения наличия трех компонентов в этом процессе: биологического, психологического, социального.

В биологическом подходе выделяют теорию «программированного старения», основанную на законе естественного отбора и теорию «не программированного старения», основа которой повреждение защитных механизмов клеток.

В психологических подходах к изучению старости были выделены следующие факты: снижение интеллектуальных способностей происходит индивидуально; психологическая зрелость человека определяется признанием противоречий как необходимого условия жизни, и эффективным использованием этих противоречий в мыслительной деятельности; большое значение имеет приобретение символического и религиозного опыта для достижения состояния гармонии между индивидом и миром; для положительного переживания пожилого возраста необходимо достижения целостного своего «Ego», гармонии в жизни, мудрости; старость человека может быть «успешной», если он не будет поддаваться возрастным стереотипам; в пожилом возраст может переживаться острое чувство неполноценности в силу ограничения социальных связей и возможностей интимных отношений; в старости человек постепенно «отходит» от выполнения общественных функций и ролей, постепенно готовясь к смерти; предполагается, что создание различных групп людей пожилого возраста, объединенных общими интересами, для снижения их зависимости от семьи и близких.

Процесс старения – это часть онтогенеза, которая подчиняется общим законам развития, основной из которых – закон гетерохронности. Данный закон конкретизируется в законах специфичности и разнообразия. Периодизация пожилого возраста, прежде всего верхняя его граница часто соотносится с официальным сроком окончания трудовой деятельности. Деление периода поздней взрослости на точные временные отрезки затрудняется гетерохронностью процесса старения.

В психологической литературе существует несколько типологий данного возрастного периода. Основаниями для классификаций являются эмоциональное отношение к процессу старения, направленность деятельности, направленность личности. Выделяют также положительные и отрицательные типы старости.

Если брать за основание деятельность, то выделяются различные типы старости, которые подразумевают под собой различные варианты проживания оставшейся жизни

4) сохранение прежнего содержания жизни и деятельности;

5) переход к новым видам деятельности: хобби, общественная работа, занятость семейными делами;

6) забота о собственном здоровье;

Если же за основу брать смысловое отношение к старости, то соответственно выделяются:

3) оптимистичное, положительное отношение к новому периоду своей жизни;

4) отрицательное отношение, связанное с критикой, осуждением и разочарованием современного этапа жизни.

Следовательно, в период поздней взрослости, не смотря на появления многих положительных новообразований, физическое состояние человека ухудшается. Происходит постепенное снижение функций познавательных процессов. Наиболее сохранными остаются те функции познавательных процессов, которые используются в деятельности. В эмоциональной сфере чаще, чем в другие периоды наблюдается повышение тревожности и появление депрессивных состояний. В целом состояние человека в этот период зависит от собственного отношения к своему здоровью.

Авторы выделяют стадию спада в развитии профессионала. Верхнюю границы данной стадии авторы определяют по разному: Сьюпер – 65лет, Хейвигхерст – 70, Бодров – 61-65. В теориях Кудрявцева и Климова Данная стадия не выделена.

Стадию спада можно охарактеризовать следующим образом:

- снижается профессиональная и физическая активность;

- происходит сужение сферы профессиональных интересов;

- происходит переход к более пассивным видам деятельности;

- наличие кризисов в профессиональной и личностной сферах;

- в старости большое значение имеет опыт работника.

Стадия спада в профессиональной жизни совпадает в онтогенезе со стадией поздней зрелости или старости. Авторы отмечают, что для людей старшего поколения важно участие в трудовой деятельности и применение накопленного жизненного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Т.С. Возрастная психология. – М., 1999.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Изд. ЛГУ.,1974.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977

4. Анцыферова Л.И. Позний период в жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности //Психологический журнал. – 1996. – Т.17. - №6. – с60-71.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлов Л.М. Возрастная психология: жизнь от молодости до старости. – М.,1999.

6. Давыдовский И.В. Геронтология. – М.,1966.

7. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости //Мир психологии. – 1999. - №2.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург. 1997.

9. Климов Е.А. Психология профессионала. – Москва-Воронеж, 1996.

10. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (теории и традиции западной геронтологии) //Мир психологии. – 1999. - №2.

11. Коррекционно-обучающие програмы повышениЯ уровня профессионального развития учителя. под ред. Л.М. Митиной.- Москва-Воронеж, 2001.

12. Крайг Г. Психология развития. – Изд. Питер.,2002.

13. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. //Мир психологии. -–1999. - №2.

14. Кудрявцев Т.В. Шегурова В.Д. психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. //Вопросы психологии. – 1983. - №2.

15. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до полной зрелости. – М., 2001.

16. Лишин О.В, Старость – расплата или награда? //Мир психологии. – 1999. - №2.

17. Маркова А.Э. Психология труда учителя. М., 1993.

18.Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта. //Мир психологии. – 1999. - №2.

19. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1988.

20 Пряжников Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте.//Мир психологии. 1999 - №2.

21. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

22. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.,1997.

23. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М., 2002.

24. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. –Ярославль. - 2000.

25. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференцированная психология. – Изд. СПГУ.- 2001.

26. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М.,1988.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.