Характеристика периода                                                  23 — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Характеристика периода                                                  23

2021-12-07 28
Характеристика периода                                                  23 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                              2

 

Определение                                                                        3

 

Подходы к изучению старости                                          5

 

Переодизация                                                                    12

 

Типология пожилого возраста                                         16

 

Характеристика периода                                                  23

 

Психофизический аспект старения                                 35

 

Профессиональное развитие в старости                         39

 

Вывод                                                                                 44

 

Литература                                                                         47


Проблема развития индивида, становления его личности является одной из основных в психологии. Развитие взрослого человека интересует психологическую науку, прежде всего с точки зрения развития профессионала.

Наиболее разработанными проблемами в данной области являются: подготовка и выбор профессии, развитие личности человека на стадиях адаптации к профессии, профессиональная деятельность в период «акме», а недостаточно разработанной является проблема развития профессионала на поздних этапах трудового пути.

Данная проблема является актуальной еще и потому, что в 20 веке увеличилось время жизни человека. Следствием этого процесса стало существенное постарение населения всех стран мира (особенно с высоко развитой экономикой), в которых выход на пенсию значительно опережает дату старости (70-80 лет). То есть современный старый человек после выхода на пенсию живет в среднем еще 15-20 лет.

Для нашей страны данная проблема является актуальной и в силу экономической ситуации, когда для поддержания достаточного прожиточного уровня многим представителям старшего поколения, вышедшим на пенсию приходится продолжать трудовую деятельность.

В современном обществе поздняя взрослость воспринимается зачастую через призму стереотипов. Грейс Крайг выделяет некоторые примеры заблуждений связанных с развитием человека в старости, например, негативные стереотипы: «Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность. Мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых работников выше, чем у остальных. Старые люди медленнее соображают и у них хуже память; у них ниже способность к обучению. Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закостенели в своих привычках и не способны их менять. Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества».

Примеры заблуждений основанных на позитивных стереотипах: «Большинство старых людей отличается зрелостью, жизненным опытом и мудростью. Они интересные люди. Большинство людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям» (Крайг Г.,2002, с. 827-828).

Мнения о данном периоде развития человека, его особенностях различны.

Нет четко обозначенных границ данного возраста. Существуют различные взгляды на особенности психофизиологии старения, типологии, подходы к изучению данного периода.

Цель нашей работы дать по возможности полную характеристику данному возрасту.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

В словаре С.И. Ожегова дается определение «пожилой» – «начинающий стареть», «старость» – «период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма», и, наконец, «старый» - «достигший старости» (Ожегов С.И.,1998,с.98)

И.В. Давыдовский дает еще такую очень существенную характеристику старости: «Таким образом, старость, как детерминированный процесс в общем развитии индивидуума, имеет свой характерный для нее статус, т. е. объективный закон бытия. Этот закон имеет бесчисленное количество индивидуальных преломлений, подчеркивающих со своей стороны одну частную закономерность: чем' выше стоит организм, тем больше различий между особями, физическими и функциональными симптомами старости, временем их появления» (Давыдовский И.В.,1966, с.30).

М.Д. Александрова, ссылаясь на И. В. Давыдовского, подчеркивает, что старость есть жизнь в новых условиях взаимоотношения организма со средой. Старый организм предъявляет к внешней среде иные условия, чем молодой организм. С нашей точки зрения, основной движущей силой или основным противоречием старости является неуклонное движение индивидуума навстречу смерти, с одной стороны, и инстинкт самосохранения — с другой. Пока человек может бороться за жизнь, боится смерти, — он живет (душевно больные люди часто не боятся смерти, они стремятся к ней, это и есть основной симптом болезни). Если в старом теле действуют адаптационные и компенсаторные механизмы, то они позволяют ему жить. Этим и характеризуется нормальное старение» (Александрова М.Д.,1974,с.116-117). (Давыдовский И.В.,1966, с.30). (Ожегов С.И.,1998,с.98) Толстой А.В.,1988,с.199) Краснова О.В.,1983,с.100)

 

 

А.В. Толстых определяет старость как целостный процесс, охватывающий весь организм.(Толстой А.В.,1988,с.199)

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а в последствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название старения (Краснова О.В.,1983,с.98)

Отсутствие четкой характеристики определения пожилого человека связано, скорее с тем, что процесс старения протекает индивидуально. Чаще всего многие авторы предлагают при дифференциации возрастных категорий указывать «молодую старость» (приблизительно 65-75 лет) и «старую старость» (75 лет и старше). Основная причина такого разделения в том, что существуют определенные характеристики, которые значительно отличаются у этих возрастных групп.

 По мнению Г.Л. Ратнер, старик – это человек, с возрастом невосстановимо утративший свои физические и душевные силы. Причем определяющим фактором в понятии старика, несомненно, являются потеря воли или прогрессирующее слабоумие. Если этого нет, то даже при крайнем истощении физических сил и необратимых поражениях жизненно важных органов пожилого человека к старикам отнести нельзя. (Краснова О.В.,1983,с.99)

Старение – это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. (Краснова О.В.,1983,с.100).

Таким образом, можно дать следующее определение старости:

Старость период жизни человека, итогом которого является смерть.

Старость характеризуется замедлением развития, необратимым поражением жизненно важных органов, а в последствии регрессом, инволюцией.

В этот период начинают действовать адаптационные и компенсаторные механизмы позволяющие жить человеку в новых условиях. Человек приобретает возможность использовать новые социальные и профессиональные роли.

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ

Развитие человека в старости, является предметом изучения науки геронтологии.

М.В. Александрова дает следующее определение термину «геронтогенез»: «Обозначает понятие, содержанием которого и является становление старости, т. е. тот запрограммированный естественным отбором период онтогенеза, за которым следует смерть.

Геронтогенез — то слово, которое вполне адекватно обозначает сложный, противоречивый, не линейный и фазный процесс, каким на самом деле является старение (Александрова М.В., 1974, с.116-117).

Факты, полученные в лаборатории, руководимой Б. Г. Ананьевым (Гольбина, 1970; Рыбалко, 1969), говорят о том, что в период взрослосги отсутствует та стабильность или плато на графике, которые обычно приписывают этому периоду. Внутри взрослости в пятилетние промежутки времени и даже более короткие промежутки происходят значительные колебания (Александрова М.В., 1974, с.119).

Поскольку геронтогенез есть лишь часть онтогенеза, его последний этап, то в нем действуют те же общие онтогенетические законы. К числу этих общих и, более того, главных законов можно отнести закон гетерохронности. — разновременности.

Этот закон вначале сформулировал А. В. Нагорный (1950) применительно к структурам и функциям всех организмов:

«Дольше всего сохраняются в онтогенезе те структуры (и функции), которые теснее связаны с осуществлением основного жизненного процесса — собственно обмена веществ в его наиболее общих, не узко специализированных проявлениях». По мнению В. Н. Никитина, гетерохронность проявляется в темпах и в качественном различии протекания старения для разных структур и функций, т. е. в «почерке» старения.

Закон гетерохронности может быть конкретизирован в виде второго закона, который А. В. Нагорный обозначил •"почерк» старения – закон специфичности.

В качестве третьего общего закона геронтогенеза выступает законразнообразия, который может быть рассмотрен и как частное проявление специфичности. Этот закон заключается в том, что показатели состояния тех или иных функций, процессов или свойств в период геронтогенеза приобретают в исследуемых группах большой Закон разнообразия есть выражение явления все большей индивидуализации людей в период старения (Александрова М.В., 1974, с.120-122).

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин – с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяют особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию (Краснова О.В., 1999, с.98-99).

Д.Б. Бромлей выделял помимо старости (55-70лет) еще и дряхлость (после70). Цикл старения состоит из трех стадий: «удаление от дел» («отставка» по выражению автора, 65—70 лет); 2) старость (70 и более лет) и 3) дряхлость; болезненная старость и смерть (максимум около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы). Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанности к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлеем весьма лаконично:

полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нарастанием явлений сенильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью (Кугагина И.Ю.,Колюцкий В.Н.,2001, с.436).

Обычное разделение зрелости, или взрослости, на молодость, средний и пожилой возраст выявило лишь качественное своеобразие нижней (молодость) и верхней (пожилой возраст) границы зрелости, наличие в первом из них прогрессивных сдвигов в развития, а во втором – инволюционных процессов, объединяющих пожилой возраст с последующими фазами старости (Ананьев Б.Г.,1977, с.361).

Н.С.Пряжников, ссылаясь на работы таких авторов как Ф. Арьеса, Г.М. Брюгмана, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Карпова, Е.А. Климова выделил следующие периоды старческого возраста, основанные на анализе социальной ситуации развития, ведущей деятельности и личностных новообразований большинства людей, вступивших в эпоху, которую условно можно назвать «после зрелости»:

1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии);

2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);

3) период собственно старости, период стабильной старости (через не­сколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья);

4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения состояния здоровья;

5) долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство (примерно после 75—80 лет и старше) (Пряжников Н.С.,1999, с.113).

В итоге: процесс старения – это часть онтогенеза, которая подчиняется общим законам развития, основной из которых – закон гетерохронности. Данный закон конкретизируется в законах специфичности и разнообразия. Периодизация пожилого возраста, прежде всего верхняя его граница часто соотносится с официальным сроком окончания трудовой деятельности. Деление периода поздней взрослости на точные временные отрезки затрудняется гетерохронностью процесса старения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА.

М В. Ермолаева ссылаясь на работы Ананьева Б.Г., Смита Э.Д. и др. отмечает, что старость проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, «заострении» некоторых других личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Во многом эти личностные изменения обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отмечают многие авторы, неспособность пожилого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим.

В данной стратегии адаптации картина эмоциональных переживаний приобретает специфическую старческую окраску, характерную для сенсорной депривации. Постепенная утрата значимых глубоких социальных связей проявляется в двух важнейших особенностях психической жизни: снижении поведенческого контроля и «истощении» чувствительности. Сознательная регуляция поведения необходима лишь для социального бытия и осмысленна с точки зрения общения с другими. Ослабление поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убежденности стариков в неоспоримой справедливости их позиции и как следствие амбициозности, обидчивости и нетерпимости к возражениям. Старческая болтливость и другие характерные изменения личности также обусловлены недооценкой пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношении с окружающими и как следствие постепенной утратой этих навыков. Снижение функций самодетерминации и саморегуляции закономерно приводят к «заострению» личностных черт: постепенному перерастанию осторожности в подозрительность, бережливости в скупость, а также появлению консерватизма стариков, их безучастного отношения к настоящему и будущему (Ермолаева М.В., 1999, с.125).

 Н.С. Пряжников выделяет основные этапы пожилого и старческого возрастов представлены по традиционно выделяемым в отечественной возрастной психологии критериям:

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию ) это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается, как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

•основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

•отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

• стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе:

в этом смысле можно согласиться с Е.А. Климовым, который считает, что высшим уровнем развития специалиста является стадия «наставничества», когда работник в состоянии передать свой опыт другим профессионалам и как бы «воплотить» в них все лучшее, что есть у него самого.

2. Ведущая деятельность:

стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

• стремление «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане, например, «догулять» то, что «не догулял» в молодости (еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимают себя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период);

• стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

• при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

• к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь; вероятно, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.

3. Личностные новообразования:

смена ценностных ориентации, когда на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы (но при этом прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной, нередко у людей данного возраста происходит как бы «внутренняя борьба» между размышлениями о неизбежном, вечном... и стремлением «материально» подтвердить добрую память о себе);

• поиск смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности (в жизни пенсионера), которая раньше воспринималась как бы не всерьез (в большинстве случаев попытки найти такой смысл оказываются неудачными, более того, нахождение такого смысла может помешать мобилизовать свои силы в последние годы работы);

• для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем (представляет себя в новой роли «пенсионера»), он стремится не терять времени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «пока еще ценного работника»), а также — все больше задумывается о своем прошлом (что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности «недостойного», что было «не так).

2. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) — это

прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

• в основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

• постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

•обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

прежде всего это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) — это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»...);

•для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости (он стал зарабатывать «еще больше, чем раньше, со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для его родственников...);

• все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей. В этом плане можно высказать предположение, что старики не только близки к детям (часто потому, что в силу сложившихся традиций вынуждены воспитывать своих внуков), но весьма близки и молодежи (подросткам и юношам). Такая близость может быть объяснена «жаждой жизни» пенсионеров во всех ее проявлениях (но именно у молодежи такие проявления наиболее яркие). Однако возможности стариков уже не те, что были ранее, и они по-своему страдают от этого.

•для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

3. Личностные новообразования:

осознание себя в новом качестве (главным образом, в качестве «бывшего специалиста»);

• в результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и гармоничности своей жизни, либо чувство «незавершенности», негармоничности жизни (с соответствующими переживаниями);

• все возрастающее чувство «нереализованное» своих лучших помыслов и «забытости» со стороны недавних коллег и друзей.

3. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

общение в основном с такими же старцами;

•общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его (в благополучных семьях с высокой внутренней культурой), либо исподтишка упрекают его, что он «слишком долго живет» (в семьях с невысоким уровнем духовной культуры);

• некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

•для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными» (Анцыферова Л.И., 1996, с134]. Вероятно, в последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.

2. Ведущая деятельность:

•досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»:

они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой...

• если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь, и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно если такая деятельность представляется старикам общественно значимой.

• стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения». К сожалению, не всем это удается в полной мере, и тогда старики руководствуются несколько иным принципом: «Я раньше много делал полезного, поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги». Для большинства стариков подтверждение чувства собственного достоинства — это просто «болезненный пункт», и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг.

• для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частному хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании» и т.п. Ожидание смерти пронизывает многие народные обычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что у разных народов освящено многовековой культурой... Например, Ф. Арьес показал в своей работе, что «существует определенная связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью», а также взаимосвязь такого ожидания с общекультурной традицией. В итоге получается, что каждый старик тоже по-своему самоопределяется в выборе варианта подготовки к смерти, хотя в немалой степени все это зависит от общего уровня культуры его ближайшего окружения и друзей.

3. Личностные новообразования:

•либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувство отчаяния когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально «угасая на глазах». Можно предположить, что причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей «невостребованности», «ненужности», а может, еще больше — в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться (с соответствующим переживанием такой своей неспособности). Если вновь обратиться к идее «особой эстетики старости», то основой такой эстетики как раз и должно быть специально культивируемое чувство собственного достоинства, востребованности опыта стариков для общества, а не просто «квалифицированный уход» за ними...

• Вновь появившийся интерес к жизни: известно, что многим старикам очень интересно сравнивать «свое» время и «новое» время, в котором они даже не столь активно участвуют. Как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, даже несмотря на все издержки нынешних «реформ» в России, для многих стариков жить стало намного интереснее, о чем они неоднократно заявляют

4. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

в основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

• также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% — в первый месяц, 45% — в первые полгода. Государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием

2. Ведущая деятельность:

•лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

• стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность, старики общаются с себе подобными (или с врачами).

3. Личностные новообразования:

•человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога...

5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75—80 лет и старше) может характеризоваться:

1.. Социальная ситуация:

•близкие и родные люди, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

•у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с некоторыми старушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них;

• поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека, например, выпивки по праздникам, курение и т.п. — слишком много примеров). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача (естественно, важны!), но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»)...

• Воспитание детей и внуков (правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, так как к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков.

3. Личностные новообразования:

в каком-то смысле это люди — сумевшие «победить старость», поэтому

•для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни (а иногда и «жажда жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и даже мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни;

• некоторые авторы считают, что основу мудрости в старости составляет «высокий уровень эпистемического познания» и что «аффективная и

•поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательны:м компонентом: высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении».

Бернсайт так же проанализировал отличительные особенности каждого периода.

От 60 до 69 - предстарческий период. Это десятилетие знаменует собой важный переходный период. Перейдя через 60- летний рубеж, большинство людей должны начать приспосабливаться к новой ролевой структуре, пытаясь справится с потерями и воспользоваться выгодами этого десятилетия (Нavinghurst,1972).В этом возрасте часто сокращаются доходы (в связи с переходом на пенсию или переходом на неполный рабочий день, а друзей и коллег становится все меньше. Ожидания общества к тем, кто разменял седьмой десяток, часто ниже, чем к более молодым людям, - от них ожидают меньшей энергичности, независимости и творческой активности.. Многие реагируют на эти заниженные ожидания снижением темпа жизни по типу самоосуществляемого пророчества.

Физическая сила в этот момент слабеет, и для лиц, работающих на производстве, это может оказаться серьезной проблемой. Однако среди перешагнувших 60-летний рубеж многие могут похвастаться избытком энергии и постоянно ищут новые занятия.

Эта возрастная группа очень различается по возрасту выхода на пенсию. В то время как большинство людей выходит на пенсию в 65 лет, кто - то это делает в 55лет, а кто–то – в 75лет.

Старческий период: от 70 до 79. Между 70 и 79 годами происходят большие перемены, чем за предыдущие два десятилетия. После 70 лет многие сталкиваются с потерями и болезнями; умирают все больше родных и друзей. Помимо сужения круга общения, многим людям в этом возрасте приходится справляться и с уменьшением своего участия в формальных организациях. Семидесятилетние бывают нетерпеливы и раздражительны. В это десятилетие проблемы со здоровьем причиняют им все больше хлопот.

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Психологическое прошлое резко увеличивается, а временная перспектива, напротив, сокращается. Таким образом, предполагается психическое старение, появление чувства старости. Тем не менее Э. Эриксон выделяет здесь, как и на предыдущих возрастных этапах, две основные линии развития. Если человек «каким – то образом заботился о делах и людях.. переживал триумфы и поражения в жизни… был вдохновителем для других и выдвигал идеи», у него «могут постепенно созревать плоды..предшествующих стадий». Происходит «эго-интеграция», связанная с суммированием и оценкой всех предшествующих стадий развития личности».

Э.Эриксон подчеркивает, что эго- интеграция является более значимым для человека фактором, чем свойственные ей психосоциальный кризис. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизни, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Только теперь, не последнем этапе жизни, он обретает, согласно Эриксону, настоящую зрелость и «мудрость прожитых лет»: «Мудрость старости отдает отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения жизни перед лицом сомой смерти». Если же человек воспринимает свою прошлую жизнь как цепь «нереализованных возможностей и ошибок», то на ее заключительном этапе у не может быть эго-интеграции. Ее отсутствие приводит к скрытому страху смерти, сопровождающемуся сожалением, что нельзя прожить жизнь заново, либо к отрицанию «собственных недостатков... путем прецирования их на внешний мир». Э. Эриксон характеризует состояние человека при таком варианте развития, как отчаяние. «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть – как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания».

..Э.Эриксон подчеркивал, что для пожилых людей, помимо оценки своего прошлого, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность».


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.