Подходы к изучению старости. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Подходы к изучению старости.

2021-12-07 83
Подходы к изучению старости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В последние годы в научной литературе все более утверждается точка зрения, согласно которой процесс старения представляет собой продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Как справедливо отмечает Л.И. Анцыферова, «анализируя жизнь человека в поздние годы, нужно четко различать его физическое и личностно-психологическое старение. Теряя физические силы, индивид может сохранить способность прогрессивно развиваться как личность». (Анцыферова Л.И., 1996. с60-71). Предпринимаются попытки доказать, что старение не является однородным, одинаковым для всех процессом: выделяются различные типы старения, отличающиеся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями жизни, отношением к миру и себе, среди которых есть как «пассивные», связанные с сосредоточением интересов пожилых людей на себе, с признаками социально-психологической дезадаптации, так и «активные», «конструктивные», обусловленные творческим характером жизни, обретением нового содержания или попыткой сохранить привычный стиль и образ жизни, ее смысл и ценности. (Молчанова О.Н., 1999, с. 134)

Краснова О.В. приводит мнение Шрутца и Биррена, которые предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence – старение). Наравне с ними происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собой изменения паттернов поведения и изменения социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder – старые люди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от geronology – учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями.

Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса:

психологическое старение – как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя биологически более старыми); специфическое ощущение старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей, сужение эмоциональной сферы), так и субъективными представлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической ассиметрии своей и «чужой» старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные;

биологическое старение – биологические изменения организмас возрастом (инволюция);

социальное старение – как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми». (Краснова О.В., 1999,с. 101-102).

Козлов А.А. рассмотрел известные в западной науке подходы, имеющие значение в характеристике особенностей и развития человека в период старости:

1. Биологические подходы к старению.

Представители биологической науки связывают понятие старения и старости с «закатом» и ухудшением состояния организма и его различных органов. В зарубежной геронтологии чаще всего цитируют четыре основополагающих критерия, связанных со старением, которые были предложены известным на Западе геронтологом Б. Стрехлером.

старение, в отличие от болезни, является универсальным процессом, ему подвержены все без исключения члены популяции;

старение является прогрессирующим, непрерывным процессом;

старение есть свойство любого живого организма;

старение сопровождается дегенератирующими изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии или «взрослении»).

Таким образом, по мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как можно их контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории «программированного старения» и «не программированного старения»

Теория «программированного» старения. ЕЕ представители исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции. Сторонники этой теории аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал, и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой биологической «полезности». Говоря о человеке, представители этого направления в биологии сравнивают пожилых людей, живущих в современном индустриальном обществе, с подопытными мышами, находящимися в лабораторных условиях. Обе среды, считают они, являются искусственно созданными, далекими от тех условий, при которых в течение многих тысячелетий осуществлялся естественный отбор биологических организмов. Быстрая деградация и скорая гибель стареющего организма являются, по их мнению, генетической программой природы.

 Большинство процессов, происходящих в живом организме в период его роста, развития и воспроизводства, регулируются нервной системой или железами внутренней секреции. В головном мозгу ответственным за эти процессы регуляции является гипоталамус. Некоторые теории старения, как, например, так называемые теории «часов», исходят из того, что изменения, связанные со старением, подконтрольны своего рода биологическому датчику, основная функция которого состоит в том, чтобы следить за «расписанием» развития биологического организма до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы или в отсутствие таковой расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций.

Теория «не программированного» старения. Представители этой теории исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только, благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают «не программированное» воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые, в свою очередь, изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую в себе генетическую информацию.

В результате нормальных метаболических процессов в пределах клеток могут образовываться ядовитые побочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействию противятся несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредит мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической информации ДНК.

При попытках объяснить старение в рамках биологического подхода необходимо иметь в виду, что этот процесс как таковой сформировался в такой период развития живых биологических организмов, когда практически лишь очень ограниченное число животных (или людей) доживали до старости. В тот период был очень высок риск случайной смерти, поэтому для природы, очевидно, было «нецелесообразно» расходовать чрезмерную энергию на создание или обслуживание процесса производства или воспроизводства потенциально бессмертных клеток. Скорее природа направила свою энергию на возможность быстрого и плодовитого воспроизводства через создание и сохранение механизма генетической информации.

2. психологические подходы к старости.

Экспериментальная психология. Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Френсиса Галтона, его прежде всего, интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформации в пожилом возрасте.

При исследовании интеллектуальных способностей людей не учитывались зависимость психологических характеристик людей от социальных факторов и возрастных особенностей взрослых людей, особенно пожилых. Снижение некоторых психологических функций у пожилых людей объяснялось в основном процессами биологической деградации. В психологии постепенно начинает формироваться представление о психологическом старении как о процессе психологической деградации. Появляется модель психологического развития и старения, суть которой состояла в том, что в период роста организма происходит бурный процесс наращивания интеллектуальных способностей, сопровождаемый затем периодом относительной стабильности, вслед за которым наступает длительный период снижения интеллекта.

Лишь совсем недавно, с развитием когнитивной психологии, исследования в области умственных функций пожилых людей стали более привлекательны для ученых психологов. «Интеллектуальный показатель» хотя и сохранился в исследовании и характеристике процесса старения, однако он стал дифференцированным при учете широкого диапазона возможных изменений в этом плане, многофакторно зависмых.

Психология развития.

Многие современные ученые, следуя традициям Пиаже, отстаивают точку зрения, согласно которой определяющей чертой взрослого возраста (в том числе и пожилого) является способность воспринимать жизненные противоречия как осознанный факт. Психическая зрелость человека определяется не только признанием противоречий как необходимого условия жизни, но и эффективным использованием этих противоречий в мыслительной деятельности. Противоречия являются основанием для творческой деятельности, для новых открытий.

Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни». Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда пере индивидом открывались новые возможности в саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуализацией» Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем «Я» как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в приобретении состоянии гармонии между индивидом и окружающим его миром. Убедительную правоту своей теории К. Юнг доказал на примерах различных культур и социальной и индивидуальной жизни разных обществ.

Альфред Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать первичное чувства неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразится в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так в негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. В пожилом возрасте чувство неполноценности переживается особенно остро, поскольку человек как правило, начинает испытывать физическое недомогание, утрачивает привычный социальный статус, былую физическую привлекательность, а так же многое другое, к чему он успел привыкнуть. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей интимных отношений. Адлер считал также, что иногда проявляемая замкнутость пожилого человека, уход «в себя» может объясняться, боязнью потерять независимость и стать реально не полноценным. Подходы Адлера к решению проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.

Эрик Эриксон разрабатывая теорию развития личности, так обозначил задачу пожилого возраста: достичь целостного развития своего «Я» (Ego), уверенности в смысле жизни, а так же гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни, как отдельного индивида, так и все Вселенной. Гармония противостоит дисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некой ценности, которая, даже в случае необходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям. Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи, когда у человека не остается времени на то, чтобы повторить свою жизнь с начала или найти альтернативу решения проблем своей целостности. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человека часто проявляется через осуждение поступков других, особенно молодых людей.

Решающую роль в пожилом возрасте могут сыграть основные нерешенные проблемы предыдущих этапов жизни.

3. Социологические подходы.

Структурный функционализм. Для геронтологии структурный функционализм предлагает две теоретические концепции. Одна из них представляет собой теорию отчуждения, которая исследует тенденцию постепенного отлучения пожилых людей от некоторых существенных для общества функций и ролей для того, чтобы это общество могло продолжать нормально функционировать.

По мнению сторонников теории отчуждения, вытеснение пожилых людей из социального организма представляет собой «неизбежный процесс, в результате которого нарушаются существующие отношения между стареющим человеком и другими членами общества, причем это отчуждение происходит на качественном уровне.». Поэтому, согласно представителям данного течения в социологии, сам индивид и общество, в котором он живет, должны заранее готовится к окончательному «разрыву», который может произойти в результате серьезного заболевания или смерти. В соответствии с этой теорией. Процесс «отчуждения» - это способ подготовки общества к новому структурному функционированию его членов и направлен на то, чтобы по наступлении неизбежного старения отдельного члена не прерывалось бы организованное функционирование всего общества.

Теория деятельности исходит из другого посылки относительно процесса старения. Вводя понятие «успешной старости», эта теория предполагает, что человек в пожилом возрасте должен быть активным членом общества, по возможности сохраняя стиль жизни и ценностные установки, присущие среднему возрасту. Счастье в пожилом возрасте можно достичь при условии, если человек не будет поддаваться возрастным стереотипам, в соответствии, с которыми должны быть утрачены интимные отношения, социальная и сексуальная активность или ролевые функции, свойственные среднему возрасту. Для того чтобы получить удовлетворение от жизни, необходимо заменить прежние социальные отношения новыми.

Теория субкультуры для пожилого возраста. Предложена английским социологом Роузом, который пришел к выводу о том, что представители небольших социальных групп, обладающих своей собственной субкультурой, больше взаимодействуют с друг другом, чем с другими членами общества. Так, в преддверии близкой отставки или ухода на пенсию люди объединяются на основе общности интересов при одновременном ослаблении семейных контактов. Развитие сети социальных услуг, предоставляемых престарелым, усиливает тенденцию к формированию групп субкультуры и снижает их зависимость от членов семьи.

Эта теория не всегда подтверждается на практике, поскольку существуют реальные факторы, которые тормозят создание групп субкультуры для людей пожилого возраста. К таким факторам можно отнести нежелание самого человека, уходящего на пенсию, считать себя старым и неспособным осуществлять трудовую деятельность, либо просто ухаживать за собой. Кроме того, формированию такого рода субкультуры препятствует и намечающаяся в последнее время тенденция укрепления семейных связей, в особенности в случае болезни старого человека или его инвалидности. Представляется также неверным утверждение сторонников теории субкультуры о том, что престарелые люди представляют собой однородную социальную группу, поскольку изначально они принадлежат к различным социальным слоям. Действительно, реальные семейные обстоятельства и отсутствие возможностей занятости для людей пожилого возраста свидетельствуют о том, что существуют определенные реальные потребности и возможности для развития особой субкультуры людей пожилого возраста». (Козлов А.А.,1999, с. 81-95).

Таким образом:

1. Авторы многих работ пытаются продемонстрировать, что старение не является однородным, одинаковым для всех процессом.

2. Не существует единообразия в подходах к пониманию закономерного процесса старения человека.

3. Выделяются различные точки зрения на взаимоотношения стареющего человека и общества.

4. Характеризуется старение с точки зрения наличия трех компонентов в этом процессе: биологического, психологического, социального.

5. В биологическом подходе выделяют теорию «программированного старения», основанную на законе естественного отбора и теорию «не программированного старения», основа которой повреждение защитных механизмов клеток.

6. В психологических подходах к изучению старости были выделены следующие факты: снижение интеллектуальных способностей происходит индивидуально; психологическая зрелость человека определяется признанием противоречий как необходимого условия жизни, и эффективным использованием этих противоречий в мыслительной деятельности; большое значение имеет приобретение символического и религиозного опыта для достижения состояния гармонии между индивидом и миром; для положительного переживания пожилого возраста необходимо достижения целостного своего «Ego», гармонии в жизни, мудрости; старость человека может быть «успешной», если он не будет поддаваться возрастным стереотипам;

 в пожилом возраст может переживаться острое чувство неполноценности в силу ограничения социальных связей и возможностей интимных отношений; в старости человек постепенно «отходит» от выполнения общественных функций и ролей, постепенно готовясь к смерти; предполагается, что создание различных групп людей пожилого возраста, объединенных общими интересами, для снижения их зависимости от семьи и близких.

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ

Развитие человека в старости, является предметом изучения науки геронтологии.

М.В. Александрова дает следующее определение термину «геронтогенез»: «Обозначает понятие, содержанием которого и является становление старости, т. е. тот запрограммированный естественным отбором период онтогенеза, за которым следует смерть.

Геронтогенез — то слово, которое вполне адекватно обозначает сложный, противоречивый, не линейный и фазный процесс, каким на самом деле является старение (Александрова М.В., 1974, с.116-117).

Факты, полученные в лаборатории, руководимой Б. Г. Ананьевым (Гольбина, 1970; Рыбалко, 1969), говорят о том, что в период взрослосги отсутствует та стабильность или плато на графике, которые обычно приписывают этому периоду. Внутри взрослости в пятилетние промежутки времени и даже более короткие промежутки происходят значительные колебания (Александрова М.В., 1974, с.119).

Поскольку геронтогенез есть лишь часть онтогенеза, его последний этап, то в нем действуют те же общие онтогенетические законы. К числу этих общих и, более того, главных законов можно отнести закон гетерохронности. — разновременности.

Этот закон вначале сформулировал А. В. Нагорный (1950) применительно к структурам и функциям всех организмов:

«Дольше всего сохраняются в онтогенезе те структуры (и функции), которые теснее связаны с осуществлением основного жизненного процесса — собственно обмена веществ в его наиболее общих, не узко специализированных проявлениях». По мнению В. Н. Никитина, гетерохронность проявляется в темпах и в качественном различии протекания старения для разных структур и функций, т. е. в «почерке» старения.

Закон гетерохронности может быть конкретизирован в виде второго закона, который А. В. Нагорный обозначил •"почерк» старения – закон специфичности.

В качестве третьего общего закона геронтогенеза выступает законразнообразия, который может быть рассмотрен и как частное проявление специфичности. Этот закон заключается в том, что показатели состояния тех или иных функций, процессов или свойств в период геронтогенеза приобретают в исследуемых группах большой Закон разнообразия есть выражение явления все большей индивидуализации людей в период старения (Александрова М.В., 1974, с.120-122).

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин – с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяют особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию (Краснова О.В., 1999, с.98-99).

Д.Б. Бромлей выделял помимо старости (55-70лет) еще и дряхлость (после70). Цикл старения состоит из трех стадий: «удаление от дел» («отставка» по выражению автора, 65—70 лет); 2) старость (70 и более лет) и 3) дряхлость; болезненная старость и смерть (максимум около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы). Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанности к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлеем весьма лаконично:

полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нарастанием явлений сенильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью (Кугагина И.Ю.,Колюцкий В.Н.,2001, с.436).

Обычное разделение зрелости, или взрослости, на молодость, средний и пожилой возраст выявило лишь качественное своеобразие нижней (молодость) и верхней (пожилой возраст) границы зрелости, наличие в первом из них прогрессивных сдвигов в развития, а во втором – инволюционных процессов, объединяющих пожилой возраст с последующими фазами старости (Ананьев Б.Г.,1977, с.361).

Н.С.Пряжников, ссылаясь на работы таких авторов как Ф. Арьеса, Г.М. Брюгмана, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Карпова, Е.А. Климова выделил следующие периоды старческого возраста, основанные на анализе социальной ситуации развития, ведущей деятельности и личностных новообразований большинства людей, вступивших в эпоху, которую условно можно назвать «после зрелости»:

1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии);

2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);

3) период собственно старости, период стабильной старости (через не­сколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья);

4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения состояния здоровья;

5) долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство (примерно после 75—80 лет и старше) (Пряжников Н.С.,1999, с.113).

В итоге: процесс старения – это часть онтогенеза, которая подчиняется общим законам развития, основной из которых – закон гетерохронности. Данный закон конкретизируется в законах специфичности и разнообразия. Периодизация пожилого возраста, прежде всего верхняя его граница часто соотносится с официальным сроком окончания трудовой деятельности. Деление периода поздней взрослости на точные временные отрезки затрудняется гетерохронностью процесса старения.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.