Каков Ваш ребенок от пяти до шести лет — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Каков Ваш ребенок от пяти до шести лет

2021-12-07 22
Каков Ваш ребенок от пяти до шести лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, у Вашего ребенка уже заложен фундамент интеллек­та, и Вы являетесь свидетелем того, как возникает над фунда­ментом надстройка и с каждым днем становится все выше.


К пяти годам уже возможно оценить характер малыша и индивидуальность, способность к творчеству, которая,в расцвете. Поэтому малыш «творит», не уставая, едва прос­нувшись, целый день без передышки, пытаясь воплотить фантазию в реальность. Ведь он и вправду верит в чудеса и хочет сотворить сам что-то вроде чуда, И превращается простой тюльпан в неотразимый аленький цветок, и стро­ится для инопланетян без окон без дверей дом на песке. Малыш садится в таз так, словно он зашел на борт летаю­щей тарелки. Взлет на качелях для него - космическим по­лет, а маленькая ящерица, юркнувшая в камни, - внучка динозавра.

В пять лет у Вашего ребенка настолько развиты фанта­зия и вымысел, что позавидовал ему бы даже Андерсен. Малыш парит как будто над землей.

И только после пяти с половиной лет, когда на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление у всех детей, кроме левшей, в связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает, у некоторых малышей совсем, как будто бы они спустились с облаков на землю. От Вас зависит, чтобы это не случилось, чтобы формальное, логическое не сумело обесценить дар воображения ребенка. Пусть в Вашем до­ме уживаются компьютер и выдуманная ребенком сказка.

Малыш способен сочинять не только сказки. Он пере^ скажет книгу или фильм и отразит все то, что видит, а не то, что знал, — и это уже качественно новая ступень в его развитии.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев нравится ему и почему.

Он наблюдателен. Его уже интересует меньше соб-ственное«я», чем мир вокруг, в котором он стремится оты­скать причинно-следственные связи, чтоб отличить суще­ственное от второстепенного.

К шести годам ребенок в состоянии не просто обоб­щить, что лошадь, кошка, лев — это животные, а и подраз­делить их на домашние и дикие. Малыш уже способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их


 

 


Дошколята


29


 


различия и сходство. Он уже может Вам толково объяс­нить, чем отличается, к примеру, стрекоза от бабочки, пче­ла от мухи. Короче говоря, ребенок «открывает» мир.

После пяти малыш интересуется не только лишь назва­нием предмета, но также, из чего он сделан (дерева, сте­кла). Он уже твердо знает то, что мяч резиновый, а кукла -из пластмассы. У малыша есть даже собственное предста­вление о всевозможных, окружающих его физических яв­лениях. Он объяснит Вам, что такое электричество, магнит. Его воображение претерпевает значительные качествен­ные изменения.

Малыш становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъяв­ляя требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако надо помнить, что переключаемость его с одной задачи на другую затруднена еще до крайности.

Ребенок представляет деятельность только в настоя­щем, хотя использует уже прошедшее и будущее время.

Помимо времени он ориентируется также и в про­странстве: на улице, в знакомом помещении, в своей квар­тире.

Он знает, что такое кинотеатр, аптека, булочная, пром­товарный магазин, где покупают книги, где игрушки.

Малыш прекрасно знает, что такое правда, ив то же время Вам рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других. И все-таки он честен, наивен, чист и даже благороден. Он благодарен Вам за все и жаждет искренней любви..

К шести годам ребенок Ваш обычно уже имеет соб­ственное представление о красоте. На цыпочках он входит в мир прекрасного: музеев, театров, филармоний. Он с удовольствием прослушивает детские пластинки, заучива­ет песни и начинает понимать классическую музыку. Ма­лыш не просто любит театр, а сам пытается сыграть роль в пьесе, обычно перевоплощаясь без усилий. Заслуженным актером Ваш ребенок стал, постигая ролевые игры. Но если ему было раньше безразлично, какую взять на себя роль, теперь он хочет только положительную.


К шести годам ребенка привлекает живопись. Он может до деталей рассматривать картины, присматриваться к кра­скам. Он с удовольствием рисует сам, владея даже кистью. Малыш пытается срисовывать с «натуры», придумывает свой сюжет. По этому сюжету и по качеству рисунка возмож­но даже оценить развитие ребенка, нет ли задержки в нем. В пять лет малыш различными цветами обычно выра­жает свои чувства по отношению к тому, что он изобража­ет, вплоть до оттенков настроения, в котором он, рисуя, был. Поэтому нередко на бумаге друг с другом сочетаются несочетаемые краски и появляются невероятные тона, не­подражаемые совершенно.

Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, Вы можете узнать гораздо больше о собственном ребенке, чем знаете о нем, общаясь с ним.

Теперь уже малыш рисует человека почти таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо: с глазами, чтобы видеть; с ушами, чтобы слышать; ртом,, чтобы кушать, го­ворить, и носом, чтобы нюхать. У человека начинает по­являться шея. На нем — одежда, обувь. Ребенок вырисо­вывает многие детали: манжеты, галстуки, воланы. Короче говоря, чем больше Вы найдете сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитее Ваш ребенок и лучше подготовлен к школе.

Выплескивая часть своих эмоций на рисунке, малыш уже стремится ими управлять, пытаясь сдерживать или скрывать от посторонних, что, правда, удается не всегда.

Труднее всего спрятать страх, который даже «спрятан­ный» является во сне в виде тревожных сновидений и бес­покоит малыша. К шести годам, вдруг осознав смысл про­шлого и смысл будущего, рождения и смерти, ребенок делает открытие, что он, как и другие, может умереть, при­чем не только от болезней, но также от несчастных случа­ев, стихийных бедствий, странных обстоятельств.

Смотря все время дома телевизор, малыш пугается во­ров, убийц и похитителей. Его волнует смерть чужих лю­дей. В шесть лет ребенка трудно поместить в больницу: он не выносит медицинских процедур, инъекций и до безу­мия боится даже самых безопасных операций.


Дошколята


31


 


Ему мерещатся пожары, наводнения, укусы змей. Он мысленно проигрывает сцены своего спасения и жаждет

жизни.

С пяти лет дети уже твердо знают свою половую при­надлежность и даже в играх не хотят ее менять. В пять лет, воспитывая мальчика, необходимо доминировать отцу, а девочку - конечно, матери. Отец воспитывает мужествен­ность, мама - женственность. И с детства, впитывая эти качества, малыш сумеет пронести их через всю сознатель­ную жизнь.

Обычно роль другого пола ребенок в основном осозна­ет в семье, у близких. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а сын - роль женщины, общаясь с ма­терью.

В шесть лет ребенку уже надо рассказать в доступной ему форме о том, как дети появляются на свет, где он ро­дился, как и почему. Малыш дорос до понимания и этой тайны. Гораздо лучше, если он о ней узнает от родителей, чем от детей, играя во дворе.

После пяти лет частные общения со сверстниками не­редко переходят в дружеские отношения. У Вашего ребен­ка появляются друзья обычно его пола. Он большую часть времени проводит с ними, и отношения партнерства меж­ду родителями и детьми сменяются взаимным отдалени­ем. Ребенок уже может безболезненно перенести недол гую разлуку с близкими и даже стать инициатором ее.

Немаловажную роль при общении ребенка играет речь. К пяти годам малыш уже способен правильно произ­нести почти все звуки речи. К концу шестого года у Вашего ребенка словарный запас в среднем составляет четыре ты­сячи слов или даже больше, пассивный словарь превыша­ет эту цифру.

Ребенок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, поль­зуется дикцией и интонацией. Находит в тексте без труда пропущенное слово, заканчивает незаконченное предло­жение. Он может подобрать синонимы, антонимы, опре­деления, эпитеты, сравнения и уловить смысл простых по­словиц, поговорок. Способен оценить, как исполнялся стих. Найти ошибки в речи у других, чуть позже - у себя. Обычно в этом возрасте ошибки у детей чаще всего мор-


фологические. Ребенок путает родительный падеж во мно­жественном числе существительных, непроизвольно заме­няя нулевые окончания на -ов и -ев. К примеру, вместо вы­ражения «нет ламп» он говорит «нет лампов».

С большим трудом малыш Ваш согласовывает суще­ствительные с прилагательными в среднем роде и часто это делает неверно. Ребенок станет старше, и ошибки с воз­растом пройдут.

Малыш пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает или вычитает в пределах десяти.

Свои познания он применяет в играх, выдумывая, сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел ре­альным. Малыш осваивает сложные игрушки, вплоть до компьютера, конструктор в его жизни - обыденная вещь. Ребенок может больше часа играть не отрываясь на улице, дав предпочтение спортивным играм.

С пяти лет до шести у Вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость движений его продолжает возрастать и улучшается замет­но их координация. Теперь уже ребенок может выполнять одновременно два-три вида двигательных навыков: бе­жать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки и при­танцовывая...

Ребенок любит бегать, соревнуясь... Он бегает трусцой по нескольку раз в день на расстояние до 180 метров и мо­жет одолеть 150, переходя на бег со средней скоростью в минуту.

Ребенок учится кататься на коньках, осваивает лыжи, а если не умел еще, и плавание....-

Прекрасно зная свои руки, правую и левую, он не умеет различать их у других, что иногда мешает ему четко вы­полнять спортивные задания.

К шести годам малыш уже практически осваивает боль­шинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах. Он аккуратен, тщательно следит за внеш­ним видом, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания.


Плохие привычки хороших детей...


32


Дошколята


33


 



Прекрасно, если они положительные. Это важно для даль­нейшего.

Ну а сейчас/благодаря им, Ваш ребенок ориентируется во многих бытовых вещах и ситуациях и даже в сложных отношениях в своей семье.

Он много знает, многое умеет. Малыш созрел для раз­ных видов обучения как личность. Еще немного и... он ста­нет первоклассником.

Что происходит

В организме ребенка

От трех до шести лет

Анатомо -

Физиологические

Особенности

Физическое развитие. Для того чтоб Вы могли судить о состоянии здоровья своего ребенка, Вам, помимо того, что он может и умеет (показатели нервно-психического разви­тия), надо также знать и данные о росте, весе (массе тела) малыша.

РОСТ. Если в первые три года жизни скорость роста каждый год неравномерна, после трех лет отмечается тен­денция к равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4—5 лет у маль­чиков, до б Лет - у девочек), происходящего за счет эндо­кринных сдвигов в организме.

Приблизительно расчет роста Вашего ребенка после 3 лет можно вычислить по формулам: 100 см - 8 • (4 - л) для детей младше 4 лет и 100 см + б • (п - 4) - для детей стар­ше 4 лет, где п - число лет Вашего ребенка, а 100 см - при­мерный рост 4-летнего ребенка. Исходя из этой формулы, примерный рост Вашего 3-летнего ребенка приблизительно равняется 92 см, 5-летнего - 106 см, б-летнего - 112 см.

ВЕС (масса тела). Масса тела Вашего ребенка ежегод­но увеличивается неравномерно от 1,0-1,3 кг в 3 года до 2,2-2,5 кг в 6-7 лет. Приблизительную массу тела ва­шего ребенка Вы узнаете по формуле: 10,5 кг + 2л, где л - возраст малыша, 10,5 - примерный вес годовалого ре­бенка.


Исходя из этой формулы, в 3 года Ваш ребенок дол­жен весить около 16,5 кг, в 4 - 18,5 кг, в 5 лет - 20,5 кг, в б лет - 22,5 кг.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ. Этот показатель Вы также су­меете определить по формуле: 50 см - л — для ребенка младше 5 лет и 50 см + 0,6л - для ребенка старше 5 лет, где п — возраст ребенка, а 50 см - окружность головы пя­тилетнего ребенка.

Таким образом, примерная окружность головы у малы­ша в 4 года составляет в среднем 49 см, в 3 - лишь 48 см, а в 6 лет - уже 50,6 см.

ОКРУЖНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. Нормативы грудной клетки отражает формула: 63 см-1,5 • (10- л), где л- воз­раст Вашего ребенка, а 63 см — средняя окружность груди у ребенка в 10 лет.

Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлет­него ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четы­рехлетнего — уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть лет- 57см.

У детей от 3 лет до б значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к 6-7 годам обычно длина тела малыша примерно увеличива­ется в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в три и более раз. Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь уверен­нее и быстрее, чем мог раньше.

Если Ваш ребенок отличается в физическом развитии от сверстников. Вам необходимо обратиться к педиатру.

Центральная нервная система. Это прежде всего го­ловной мозг Вашего ребенка, приближающийся по разме­ру и по массе приблизительно к пяти годам к головному мозгу взрослого (почти на 90%). После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответствен­ным за речь, и правым, формирующим все наши зритель­но-пространственные и другие восприятия.

К трем годам обычно достигается дифференцировка нервных клеток. До пяти лет очень интенсивно развивают­ся извилины и борозды головного мозга. Несмотря на то что мозг дошкольника напоминает нам мозг взрослого,

2 • 8317 Циркам


Дошколята


35


 


основные нервные процессы у него протекают по-другому: ндт уравновешенности их> преобладает возбуждение, тор­можение обычно достигается с трудом. Этим можно объяснить нам непосредственность и искренность ребен­ка, так же как и холерическую неуравновешенность детей. В связи с этим у дошкольников большая отвлекаемость внимания, им обычно очень трудно сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи.

Из-заДчезначительной подвижности основных нервных процессов нам дошкольников гораздо легче научить, чем

потом переучить.

Зрени$. До 5-б-летнего возраста размеры глазного яблока"у ребенка и преломляющая сила глаза невелики. Многие дети склонны к дальнозоркости и с трудом сосре­доточиваются на близких предметах. После 4-х лет дости­гаемся максимальная острота зрения, и ребенок практиче­ски готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам — более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать.

После трех лет дети обладают развитым цветовым зре­нием, и по мере взросления ребенка совершенствуется не только восприятие цветов, но и их оттенков.

К концу дошкольного периода окончательно формиру­ется совместное зрение двумя глазами, и ребенок про­странственно воспринимает предметы.

Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к не­благоприятным факторам внешней среды, приводящим

к дефектам зрения.

Слух. В дошкольном возрасте слух у ребенка не отлича­ется от слуха взрослого. Однако чувствительность слухо­вого анализатора может быть снижена из-за постоянного шума, поднимаемого детьми, старающимися перекричать друг друга даже при обычных разговорах. Кроме того, анатомо-физиологические особенности строения уха дошкольника способствуют предрасположению к заболе­ваниям уха, таким, как отиты, одним из осложнений кото­рых является снижение слуха.

Костная система. К четырем годам у ребенка начинают выпадать «молочные» зубы, помогающие постоянным зу­бам занять нужное положение и способствующие лучшему


пищеварению, а также развитию челюстей. Первые по­стоянные зубы прорезываются около 5 лет. Для ориенти^ ровочной оценки постоянных зубов можно использовать формулу: х т Ап ~ 20, где х - это число постоянных зубов, а п - возраст ребенка.

В скелете дошкольников преобладает хрящевая ткань, в связи с чем ребенок растет. Кости малыша податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь под влия­нием их, легко меняя свою форму. А нагрузки для ребен­ка - это длительная ходьба, переноска тяжестей. Ваш малыш не может долго без движения стоять, сидеть в од^ ной и той же позе или сгорбившись, склонившись в одну сторону. Это может привести к различным нарушениям осанки и к другим немаловажным отклонениям (резкому усилению грудного изгиба позвоночника, сутулости, боко­вому искривлению позвоночника, изменению формы ног, свода стопы), которые с годами могут стать неиспра­вимыми.

Перед школой почти завершается формирование ске­лета кисти, создавая предпосылки к обучению ребенка.

Мышечная система. В младшем дошкольном возра­сте в первую очередь развиваются мышцы плеча, пред­плечья и только к шести годам — мышцы рук. В связи с этим тонкая работа пальцами детям не удается, а обучать­ся письму можно только после шести лет, причем такие за­нятия должны быть кратковременными для избежания утомления еще не окрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность. Совершенствование кост-но-мышечной системы ребенка отражается на его двига­тельной активности и физических качествах ее. Вначале развивается грубая моторика (общие навыки двигатель­ной активности — бег, прыжки, метание, лазание и т. д.), чуть позже - тонкая моторика (специфические навыки двигательной активности — рисование, аппликация, лепка и т. д.), заметно прогрессирующая с четырех лет после улучшения координации «глаз-рука».

Если в 3-4 года у ребенка многие движения резки и угловаты, то к шести годам они уже становятся более рит­мичными и плавными. Улучшается их ловкость, но еще низка выносливость мышечной системы. Из-за этого ста-


 


 


Дошколята


37


 


тическое напряжение мышц кратковременно, и малыш не может сидеть или стоять, не меняя позы.

Ваш ребенок в три года уже способен прыгнуть в длину с места больше чем на 0,5 м, в шесть — на Т м и чуть даль­ше. Высота прыжка в 5-6 лет - около 25 см.

Ваш малыш в 3 года уже может бросить мяч на 1 м 30 см - 1 м 50 см, в шесть - на 2,5-3 м. Дальность броска правой рукой у ребенка выше левой. До пяти лет детям можно бегать лишь на малые, короткие дистанции (10-30 м), в пять-шесть лет - на средние до 100-120 м.

Несмотря на то что дети до шести лет без труда осваи­вают бег, прыжки, метание и даже кувырки, плаванию и катанию на лыжах их необходимо обучать.

Органы дыхания. У детей в дошкольном возрасте продолжает увеличиваться масса легких (к пяти годам в пять раз) и одновременно совершенствуются функции

органов дыхания.

Частота дыхания начинает уменьшаться, в пять лет со­ставляя 25 в одну минуту. Жизненная емкость легких нара­стает, однако все еще низка. Увеличенная глубина дыха­ния приводит к более высокой насыщаемости крови кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в б лет намного меньше, чем их было в три.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возра­сте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши стра­дают аденоидами, и дыхание их через нос затруднено. Из-за аденоидов ребенок может иметь и неправильный

прикус.

Сердечно - сосудистая система. Рост и развитие мышц сердца дошкольника увеличиваются прямо пропорцио­нально изменению длины тела. К трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в-11-раз. В этом возрасте урежается частота сердечных сокращений (пульс) от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем в более старшем возрасте. Это объясняется большой шири­ной сосудистого русла, большой эластичностью сосудов


и довольно низкой, по сравнению со взрослыми, нагнета­тельной способностью сердца.

С возрастом увеличивается преимущественно систоли­ческое (максимальное) артериальное давление. Показате­ли артериального давления коррелируют с физическим развитием детей.

Приблизительный расчет артериального давления у Вашего ребенка может быть произведен по формуле: 90 + 2л - для систолического (максимального) и 60 + л -для диастолического (минимального) артериального да­вления, где л - возраст ребенка. Как правило, систоличе­ское давление у девочек обычно ниже по сравнению с мальчиками на 5 мм ртутного столба.

Органы пищеварения. В начальном этапе пищеваре­ния - размельчении пищи - участвует зубочелюстная си­стема, которая в дошкольном возрасте претерпевает зна­чительные изменения, связанные с заменой молочных зубов на постоянные. Чтобы ребенок хорошо пережевывал пищу, необходимо следить за правильностью формирова­ния прикуса.

Пищеварение в организме ребенка не может происхо­дить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков. Однако у детей 3—6-летнего возраста ферментатив­ная активность пищеварительных соков невелика, и поми­мо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, яв­ляясь одной из причин различных заболеваний желудоч­но-кишечного тракта ребенка.

К 4-5 годам масса желудка увеличивается в 6 раз. Фи­зиологическая емкость его у трехлетнего ребенка прибли­зительно составляет 400—600 мм, у шестилетнего — не­намного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей обычно варьирует от 12 до 24 часов. Считается, что у шестилетнего ребенка имеется уже около 10 млн желудочных желез.

Органы мочеобразования и мочеотделения. К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строе­ние почки взрослого. Масса почки увеличивается в 5 раз. Длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков ')-6 см, у девочек — 1—2 см. Емкость мочевого пузыря



в возрасте от 3 до б лет варьирует от 150 до 180-200 мл. Приблизительное суточное количество мочи можно рас­считать по формуле; ТОО • (п + 5), где п - возраст ребенка. Таким образом, трехлетний ребенок выделяет.до 800 мл, четырехлетний - до 900 мл, пятилетний - до 1000 мл, а шестилетний - до 1100 мл мочи в сутки. При вы­сокой температуре воздуха количество мочи уменьшается, при низкой — увеличивается.

Система крови. На протяжении дошкольного возраста содержание числа эритроцитов колеблется от 4,5 до 5,0 • 10^2 л, а количество гемоглобина превышает 120 г/л. В лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотноше­ние нейтрофилов и лимфоцитов. В 4-5 лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем со­ставляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. Чем старше становится Ваш ребенок, тем меньше количество лейкоцитов у него в периферической крови.

Иммунитет. В дошкольном периоде иммунная защита организма достигает уже известной зрелости, но отмечает­ся склонность к аллергическим реакциям. Инфекционные заболевания связаны с широким контактом детей и проте­кают чаще всего доброкачественно.

Обмен веществ. Обмен веществ у ребенка от трех до шести лет в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых. Преоблада­ют процессы ассимиляции (усвоения), обеспечивающие рост и развитие ребенка.

Энергетические расходы детского организма могут быть обеспечены сбалансированным питанием.

• * * Итак, от трех лет до шести все функции и органы ребенка

уже намного отличаются от тех, какими они были.< •• при рождении, но тем не менее в шесть лет малыш еще не взрослый. И, предъявляя ему свои требования,

Ъам прежде всего надо исходить из этого.

К шести годам или немного позже малыш уже психологически

готов стать первоклассником и обучаться в школе.


3


Его Величество Ребенок! Какой он есть. Тайны и загадки

Я самее тебя

(О кризисе ребенка трех лет)

«Нет, я сама. Я самее тебя».

(Марина, 3 года)

Наконец-то Вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает... Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь Вам. И вдруг... вдруг... С Вашим любимцем что-то происходит. Он меняется


40


Его Величество Ребенок!..


41


 


прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчиво- | го, мягкого и податливого, как пластилин, человечка подсунул Вам вредное, своенравное, упрямое капризное

существо.

- Мариночка, принеси, пожалуйста, книгу, - ласково

просит мама.

- Не плинесу, — твердо отвечает Маринка.

- Дай, внученька, я тебе помогу, - как всегда, предла­
гает бабушка.

- Нет, я сама, - упрямо возражает внучка.

- Пойдем погуляем.

 

- Не пойду.

- Иди обедать.

- Не хочу. -

- Послушаем сказку.

-Не буду...

И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеми­нутно, ежесекундно... Как будто в доме уже не малыш, а «нервотрепало» какое-то. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собствен­ным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости... Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то вообще перестает говорить... Вдруг от­казывается от горшка... словно робот, запрограммирован-но, не дослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду». «Когда кончатся наконец эти сюрпризы? - переспрашивают родители. - Что делать с ним? Не управляем, эгоистичен, упрям... Все хочет сам, а еще не умеет». «Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?» - думает малыш, утверждая свое «я». — «Неужели они не видят, какой я умный, какой красивый! Я самый лучший!» - любуется сам собой ребе­нок в период «первой любви» к себе, испытывая новое головокружительное чувство - «Я сам!»

Он выделил себя как «Я» среди множества окружаю­щих его людей, противопоставил себя им. Он хочет под­черкнуть свое отличие от них. — «Я сам!»


 


- «Я сам!»

— «Я сам»...

И это утверждение «Я-системы» — основа личности к концу раннего детства. Прыжок от реалиста к фантазеру завершается «возрастом упрямств». Упрямством можно превратить свои фантазии в реальность и отстоять их.

В 3 года дети ожидают от семьи уже признания незави­симости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.

И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего време­ни. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается пюбой ценой завоевать самостоятельность и самоутеер-дить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаи-1мя свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», ис­пытывая противоречия между «хочу» и «надо»..

Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен свой-(гненны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка происходят бурные переломы - ведь невозможно повер­нуть развитие вспять,

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца, Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктив­но, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа ме-П1.им рос |у. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уж # не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, И 11# дать неизведанное. И главное открытие - открытие Ибя. Он независим, он все может. Но... в силу возрастных иможностей малыш никак не может обойтись без мате-


 


 


Плохие привычки хороших детей.


42


Его Величество Ребенок!..


43


 


ри. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возра­жениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен толь­ко против взрослых, которые все время рядом с ним, уха­живают за ним, предупреждают все его желания, не за­мечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и се­страми ребенок даже и не собирается конфликтовать.

По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.

Кризисы необходимы. Они как движущая сила разви­тия, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им. Неблагоприятным последствием кризисов является по­вышенная чувствительность мозга к воздействиям окру­жающей среды, ранимость ЦЫС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и про­грессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функ­циональный дисбаланс.

Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим.

В то время как физиологические и биологические пере­стройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

КАК НАДО


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.