Вести себя родителям с застенчивым ребенком — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вести себя родителям с застенчивым ребенком

2021-12-07 20
Вести себя родителям с застенчивым ребенком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем.

Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.

Не превращать ребенка в Золушку.

Все делать так, чтоб Ваш малыш не чувствовал себя незащи­ щенным и зависимым от Вас.

Гасить тревогу по любому поводу.

Повысить уровень его самооценки.

Учить, чтобы, он уважал себя.

Хвалить и делать ему комплименты.

Формировать уверенность в себе.

Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и. этой сильной стороной уравновесить сла­ бую как средство компенсации всех недостатков.

Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.

Тренировать с ним навыки общения.

Любыми способами поощрять все игры его со своими свер­ стниками.

Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде

ровесников.

Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шка­ лою красоты.

"•""


Не критиковать вслух ум Вашего ребенка.

Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

Быть нежным с ним.

Сочувствовать ему.

Поддерживать его.

И первым сделать первый шаг ему навстречу, чтоб переки­ нуть мост доверия, который соединил бы еще крепче Вас и Ваше­ го ребенка.

КАК НЕ НАДО

вести себя родителям      • *,

С застенчивым ребенком

Спег^ иально культивировать застенчивость и комплекс Гад­ кого утенка у ребенка.

Все время подавлять и унижать его, снижая уровень самооценки.

Критиковать физические недостатки и ум ребенка.

Подчеркивать его неполноценность.

Высмеивать в присутствии других.

Любыми способами провоцировать тревожность.

Не разрешать играть с детьми и изолировать от сверстни­ ков.

Подчеркивать его незащищенность и зависимость от Бас. пугать за то, что он застенчив.

Ситуация для родителей

Когда к родителям Наташи пришли гости,

мама попросила прочитать ее новое стихотворение.

Наташа подошла к столу, открыла рот, но почему- то

все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения

и опустив глаза, Наташа, чуть не плача, выбежала в коридор,

а вслед ей доносился голос мамы: вернись, тупица,

перестань меня позорить, ты только что все знала

наизусть. Наташа с ревом забежала в детскую

и спряталась от мамы под кровать.

1. Как Вы думаете, почему забыла новое
стихотворение Наташа?

2. Правильно ли вела ее мама в данной ситуации?

3. Как бы вели себя Вы?


Его Величество Ребенок!..


83


 


Ребенок —

Не такой, как все

(Аутичный ребенок)

«Принцесса на горошине», ты «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». (Витя К., 3 года 4 месяца)

Мы познакомились уже и с агрессивным, и с застенчи­вым ребенком, иначе говоря, с детьми, которые находятся как будто бы на разных полюсах, но есть родители, упорно утверждающие то, что в их ребенке слились воедино од­новременно два подобных стиля поведения детей: застен­чивость и агрессивность и даже сверхзастенчивость с пу­гающей сверхагрессивностью ребенка.

Так что же это все-таки за дети? Давайте познакомимся хотя бы с одним из них. Прислушаемся к.жалобам родите­лей, которые пришли на консультацию и массу времени потратили на то, чтобы каким-то образом «втянуть» или «втолкнуть» такого отчаянно сопротивляющегося ребенка

в кабинет.

И даже несмотря на то что его все-таки «втолкнули», малыш и в кабинете, ничего не замечая, настаивает на сво­ем, не в силах скрыть нахлынувшую ярость, и в исступле­нии колотит маму в грудь, весь в напряжении, натянут как струна, которая в любой момент готова.разорваться. Ребе­нок на пределе всех своих возможностей и сил. Ему необходимо вырваться наружу, как будто стены давят на него, а обстановка дико раздражает, хотя он и не видит об­становку, а может быть, не хочет или же не может видеть... Он сам в себе, он поглощен собой.

Любой вопрос к нему оставлен без ответа, такое чув­ство, что он не умеет говорить. Но мама, так и не сумев хоть как-то справиться с ребенком и попросив отца за­брать его домой, упорно утверждает, что в свои три года он может без умолку говорить часами и нем как рыба лишь в присутствии других.

Ребенок знает наизусть десятки сказок и столько же, на­верное, стихотворений. Когда он слушает пластинки для детей, его вообще ничем нельзя отвлечь. Он повторяет из них фразы и слова. Малыш довольно рано начал говорить.


намного раньше своих сверстников. Вначале — говорить, потом — ходить. Но удивительное все-таки не в этом, а в том, что первыми словами его были не столь привычные нам «мама», «папа», а романтичные «поэзия» и «роза». Да, да, «поэзия» и «роза». Конечно же, он этими словами бу­квально всех ошеломил, даже врачей и педагогов. И с этих пор его считают вундеркиндом. Малыш и фразы стал упо­треблять до года, особенно пришедшие из сказок. Он и сейчас нередко говорит цитатами, как взрослый. На днях сказал уставшей за день бабушке: «Не плачь, Принцесса на горошине», ты «без труда не вытащишь и рыбку из пру­да»... и попросил разгневанного папу: «Баранкин, будь же человеком!», а брата обозвал «Котом в сапогах», потребо­вав, чтобы он больше не трогал «Спящую красавицу» Тто есть сестру). А тетю, тетю не довел чуть до инфаркта, наз­вав ее при посторонних: «Тетушка Зубная боль». Он и зна­комым тоже всем приклеил ярлыки: от Красной Шапочки до Гулливера. Никто не может догадаться о том, что может взбрести ему в голову в любой момент. Он и себя обычно называет как-то странно, не я, а как цари — мы, словом, во втором и даже в третьем лицах. Его любимое занятие -придумывание особых, новых слов, которые не могут по­нять остальные, настолько дни временами у него оторва­ны от окружающей действительности, как будто бы ребе­нок наслаждается не смыслом, а звуком их и музыкальным ритмом. Он даже произносит все по-разному: то убыстряя темп, то замедляя, переставляя слоги или же «глотая» их.

Порою кажется, что речь его зеркально отображает только что произнесенную речь взрослых, звук эха, вторя­щего Вам в горах. Поэтому с ним очень трудно о чем-ни­будь договориться. Он любит только монологи, читая их лишь сам себе, а в диалогах у него загвоздка: он не умеет следовать за собеседником и фехтовать словами, изменяя русло речи, хотя уже давно освоил алфавит и различает форму и цвета предметов.

Для посторонних — он особенный и необыкновенный: сам изучил план города, освоив, как пользоваться им. Имеет хобби: коллекционирует открытки с разными пейза­жами, хотя его специально этому никто не обучал. И вряд ли сможет обучить. Малыш не терпит, чтобы кто-то вме-


 


Плохие привычки хороших детей...


84


Его Величество Ребенок!..


85


 


шивался в его жизнь и давал ему советы. Он до всего до­ходит сам и очень недоволен, когда ему хотят помочь или вообще все сделать за него.

Малыш не просто «охраняет» свое одиночество, но по возможности не «нарушает» также одиночество других, не задавая им «дурацкие» вопросы: «Почему? Зачем?» Он и без них все схватывает «на лету». Однако почему-то, все схватывая словно «на лету», малыш не может овладеть элементарнейшими навыками и понятиями именно тогда, когда его специально обучают им, как будто бы он просто-напросто необучаем. И в результате он, в свои три года, не может сам одеться и умыться, короче говоря, исполнить то, что без труда освоили его ровесники, которым далеко до вундеркиндов.

Такое впечатление, что он всего боится, пугается детей, тревожится, когда приходят гости. Его «врагами» могут стать любые безобидные предметы. На днях он испугался пыле­соса, чуть раньше убежал от кофеварки и даже новые иг­рушки для него не в радость. Он целый месяц не подходит к заводной машинке, которую принес ему в подарок Дед Мороз, и прячется, дрожа весь от слез, в те моменты, когда ее специально для него заводят. Пожалуй, для своих трех лет он сверхпуглив и беззащитен. С ним невозможно ездить в лифте: ему все кажется, что лифт застрянет и он не сможет выйти из него. И нам приходится идти пешком на восьмой этаж. А карусели? Он еще ни разу не решился на них пока­таться, хотя его ровесники за карусели могут отдать все. Мы повели его недавно в зоопарк, он с плачем убежал из зоо­парка, когда увидел там зверей.

И все же больше всего он боится новой обстановки, как будто бы она пронзает его током, поэтому он не хотел вой­ти сегодня в кабинет и из-за этого не смог ходить, как все другие дети, в садик.

Во всем он признает одни стереотипы. Порою кажется, что он лишь только благодаря им и способен приспосо­биться к реальной жизни. Без них он просто как слепой котенок, барахтающийся, чтоб не утонуть в воде. Стерео­типы заменяют ему многое, если не все: и навыки обще­ния, и навыки самообслуживания, и формы поведения, — и делают его консервативным в своих привычках, в связи


с чем никакие компромиссы не в состоянии переключить его внимание от созданных им ритуалов. Поэтому мы хо­дим на прогулку сегодня точно так же, как вчера: в одно и то же время и в одно и то же место, с одним и тем же ма­леньким ведерком, с одним и тем же маленьким совком, с которыми малыш играет каждый раз, не уставая, в одни и те же игры, словно они бесконечны. Попробуй это все пе­ременить - истерики, капризы, и ребенок ведет себя, как маленький тиранчик, пытаясь вместить бурный поток жиз­ни в стоячее и топкое болото.

Когда он бегает, то только лишь по кругу, как будто бы в нем завели какой-то механизм. Если листает книгу, то ча­сами, причем настолько машинально, что не видит нарй* сованные в ней картинки. Он может целый день рвать ста­рые газеты и лить одну и ту же воду монотонно из чашки в чашку, из стакана в блюдце или включать и выключать тор­шер, любуясь светом. Конечно, это странно, даже непри­вычно. Порою кажется, что не ребенок первым обратил свое внимание на тот или иной предмет, а сам предмет вдруг оказался для него магнитом, притягивая и Диктуя, что с ним надо сделать. И никакие просьбы взрослых не могут отвлечь малыша от этих дел. Он просто игнорирует все просьбы, как будто бы их не было вообще и он не слы­шал их, да и не хочет слышать, предпочитая не общаться лишний раз с людьми. Ему гораздо лучше быть наедине с самим собой, без посторонних. Контакт со взрослыми спо­собен довести его до полного изнеможения, общение по­добно пытке, особенно с чужими, незнакомыми людьми. Поэтому малыш любым путем отстаивает свой покой. И если мы его пытаемся знакомить с посторонними, он просто устремляет на них свой пустой и безразличный взгляд, смотря «сквозь» них, не видя их глаз и лица, как будто перед ним не люди, а туман, давая в лучшем случае лишь односложные ответы: да или нет и больше ничего. Гораздо чаще он презрительно молчит, «набравши в рот воды», давая понять своим внешним видом, чтобы собе­седники ушли, или, когда его не понимают, уходит от на? зойливости взрослых сам.

Скопление людей для малыша невыносимо, он чувству­ет себя при этом так, как будто ему перекрыли кислород.


86


Его Величество Ребенок!..


87


 


Поэтому ребенок даже для прогулки выбирает самые уединенные места. Попробовали отдать в детский сад. Что было! Он эсех детей, перекусал, перецарапал и убежал при первой же возможности домой, не зная точную доро­гу. И главное, что он ее нашел.

Вообще он часто агрессивен, особенно тогда, когда хоть чем-то недоволен. Агрессия ему - как средство обо­роны. Другое дело, непонятно, от чего ему обороняться.

Короче говоря, Вы сами видите, что мой малыш - за­гадка. Загадка для меня, всех близких и друзей. Его не по­ласкаешь, не обнимешь. Он не дает себя поцеловать. Все время недоступен всем, как крепость, которую и штурмом

не возьмешь.

И если раньше мы в семье гордились тем, что он неор­динарный, что «нестандартный», не такой, как все, теперь же фокусы его, чудачества и странность заставили заду­маться нас всех всерьез о том,, что это значит, и хорошо ли это в самом деле для ребенка? Не кроется ли здесь двой­ное дно? Быть может, это просто проявление болезни... Поэтому пришли мы на прием...

Попробуем немного разобраться. По-видимому, в дан­ном случае мы встретились с ребенком с нарушением об­щения, с ребенком с ранним детским аутизмом (аутизм в переводе с латинского - погружение в себя). Такой ребе­нок, по последним данным, встречается один на тысячу или две тысячи детей. Обычно эти дети уже с самого рож­дения бывают «странными» детьми. Однако чаще всего только к трем годам родителей вдруг начинает беспокоить эта странность, идущая на убыль после шести лет.

В таком ребенке, будто бы в коктейле, действительно, смешалось воедино очень многое, казалось бы, несовме­стимое на первый взгляд: застенчивость и агрессивность, капризность и невозмути-мое спокойствие, талантливость и просто тупость. Причем не знаешь, в каком виде он пред­станет перед Вами в следующий миг, Ну, словом, малень­кий хамелеончик в доме. Попробуй уследи, какой он при­мет цвет.

Все это нас скорее забавляет, чем тревожит. Ну, мало ли какие есть причуды в детстве. И, относя все это лишь к при­чудам, навряд ли даже может прийти в голову, что это ма-


скируется болезнь. Да, к сожалению, еще и педиатр на участке практически не ощущает, что такой ребенок всего лишь навсего «участник карнавала* А:раз не ощущает, значит, не считает нужным Вас направить к специалистам. И только лишь тогда, когда ребенок с аутизмом имеет от­ставание в развитии, в особенности речи, врачи усиленно «футболят» его друг от друга, пока не встретится необхо­димый консультант.

Поэтому, когда Вы видите, что Ваш ребенок, несмотря на возраст, к трем годам всему предпочитает одиночество и избегает всякого общения, когда он словно одурманен разными стереотипами и соблюдает ритуалы в любых ме­лочах; когда агрессия - как средство обороны от обуре­вающего его с ног до головы всепоглощающего страха; когда его визитной карточкой среди других является мед­вежья неуклюжесть и мелкие движения он выполняет лишь с большим трудом; когда, все схватывая «на лету», малыш не может реализовать свои способности; когда он говорит «с пеленок» словно взрослый или, другая край­ность, лишь лепечет в свои года как будто бы младенец -причем все это происходит не в особых экстремальных си­туациях, а постоянно, - то в этих случаях, каким бы он Вам ни казался гениальным и сверходаренным, необходимо срочно обратиться к психиатру, чтоб подвести под стран­ность хоть какую-то черту. Запомните, любая странность имеет свой предел.

Родителям необходимо знать и то, что если им прихо­дится на время расставаться со своими далеко не аутичны-ми детьми, пускай даже из благих побуждений, отправляя их к родным и близким или в детский сад и санаторий, в дом ребенка или же в больницу, лишая их на этот срок сво­ей обычной ласки и любви, то дети могут вести себя, нахо­дясь вне дома, практически почти так же, как и только что описанный малыш, но это уже будет «психогенный аутизм». Он устраним, когда малыш не долго лишен обыч­ных ласки и любви, а если долго - психогенный аутизм мо­жет закрепиться и Ваш ребенок уже вряд ли будет отли­чаться от истинного аутичного ребенка. Поэтому задумай­тесь об этом и сделайте все, что от Вас зависит, чтобы Ваш малыш по возможности как можно реже оказывался в по-


Плохие привычки хороших детей.


88


Его Величество Ребенок!..


89


 


добных ситуациях, в которых может проявиться «психоген­ный аутизм». Короче говоря, мы не должны ни в коем слу­чае способствовать рождению или искусственно выращи­вать на первый взгляд невинный «психогенный» детский аутизм, который может стать со временем обычным про­явлением болезни у ранее совсем не аутичного ребенка.

КАК НАДО


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.