Несколько способов, чтобы освободиться от гнева — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Несколько способов, чтобы освободиться от гнева

2021-11-24 34
Несколько способов, чтобы освободиться от гнева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Антикатастрофизация и антитребовательность принципиально важны для обезвреживания вашего гнева, ярости, отчуждения и вспышек агрессии. Вы катастрофизируете окружающий мир и мучаетесь от необоснованных требований к нему несколькими основными способами. И как только вы внушили себе, насколько что-то ужасно и что оно не должно быть таким, как сейчас, вы также начинаете периодически внушать себе и другие связанные с этими убеждениями (ИУ). Давайте рассмотрим прочие иррациональные убеждения, а также решим, как их минимизировать.

Как мы уже упоминали, одно из таких убеждений – «Я этого не вынесу». Мы часто сталкиваемся с этой разновидностью катастрофизации действительности в подобных утверждениях: «Ведь вы не должны со мной так обращаться, а ведете себя несправедливо, подобное обращение для меня невыносимо!»

Когда вы переходите к пункту «Дебаты» в рамках обсуждения на основе РЭПТ, вы задаете себе критические вопросы, чтобы разобраться со своими ИУ. Самые основные критические вопросы начинаются со слов: «отчего», «как», «каким образом», «что подтверждает эту мысль», «а где доказательства, что…» Например, вы можете задать себе вопрос: «Почему я не могу терпеть подобного обращения? В чем это выражается?»

Когда вы рассердились на Джека и Джоан, возможно, у вас крутилась в голове вот такая мысль: «Поскольку они обошлись со мной так несправедливо и причинили мне столько вреда, их поведение по отношению ко мне просто невыносимо».

И вот теперь вы можете спросить себя: «А почему это для меня невыносимо?» Возможно, эта ситуация кажется вам невыносимой, потому что вы считаете, что слишком обиделись, слишком настрадались от несправедливых действий Джека и Джоан. И вот вы стали накручивать себя и вместо того, чтобы подумать: «Как обидно, как противно!» – вы думаете: «Как невыносимо обидно, как невероятно противно». Похоже, что такие выражения, как «невыносимо» и «невероятно», обладают до некоторой степени магическими свойствами. Вы утверждаете, что Джеку и Джоан позволительно создать для вас лишь определенное количество трудностей и неприятностей и ни на грамм больше. Итак, те неприятности, которые они вам причинили, вы оцениваете как чрезмерные.  А собственно, почему? Потому что это вы так говорите, а не из-за того, что эти неприятности действительно таковы. Большинство людей согласятся с вами, когда вы скажете, что Джек и Джоан очень вас огорчили. Но невыносимо огорчили? Кто это сказал? Ответ: это сказали вы.

Безусловно, утверждая, что какое-то огорчение для вас невыносимо (и потому вы просто не в силах его терпеть), вы страдаете не только от самого этого огорчения, но и от низкого порога фрустрации (LFT), при котором человек начинает шумно протестовать и впадать в неистовство, когда его очень огорчили, вместо того чтобы просто ощущать недовольство. А от этих протестов и неистовства человеку становится еще хуже.

Если вы будете оспаривать свое убеждение «Я этого не вынесу», то сможете более разумно противостоять фрустрации. Все, во что вы верите, можно подвергнуть сомнению. Вы не можете в полной мере контролировать, что происходит вокруг вас, но можете – практически полностью – контролировать свои мысли по этому поводу. Так что хотя вы мало можете повлиять на то, как обошлись с вами Джек и Джоан (справедливо или несправедливо, хорошо или плохо), у вас есть выбор в отношении того, как именно вы будете воспринимать эту несправедливость. Итак, даже если с вашей точки зрения их действия крайне несправедливы и если другие люди согласны, что с вами обошлись очень дурно, все равно вы можете решить относиться к тому, что произошло, с позиции новой эффективной философии (E):

1. «Я могу стерпеть эту несправедливость, хотя мне это никогда не понравится».

2. «Это довольно скверно, но это не ужас-ужас-ужас и не конец света».

3. «Было бы отлично, если бы Джек и Джоан поступили со мной порядочно, но, совершенно очевидно, что они не обязаны так поступать».

4. «Негодяями их считать не стоит, просто эти люди в данный момент поступили со мной непорядочно».

 

Теперь давайте оспорим и другое ИУ: «Поскольку Джек и Джоан обошлись со мной несправедливо, а они никогда и ни при каких обстоятельствах не должны были так поступать, это значит, что они ужасные, достойные порицания люди, которым ничего хорошего в жизни не светит!» И как

же вы можете оспорить такое ИУ и при этом продолжать ненавидеть поведение Джека и Джоан, но не возненавидеть их самих от души и навсегда? И правда – как?

Прежде всего навсегда распрощайтесь с неразумным убеждением, что Джоан и Джек всегда и при любых обстоятельствах обязаны поступать достойно, соблюдая самые высокие нравственные принципы. Поскольку их поведение нарушает обычные представления о том, что в нашей культуре считается правильным, вы могли бы вполне оправданно прийти к выводу о том, что действия этих людей «неправильные», «несправедливые» или «безнравственные». На основании этого вы можете прийти к выводу: «Хорошо бы им было поступить правильно, честно и порядочно, но совершенно очевидно, что они не обязаны вести себя именно так». Как мы уже объясняли в предыдущей главе, прежде всего активно разубедите себя в том, что Джоан и Джек чем-то вам обязаны.

Как только вы развенчаете миф о том, что ваши друзья что-то вам должны и что они поступили с вами несправедливо, у вас будут все основания снять с них как с отдельных людей ответственность за то, что они так плохо поступили. Всякий раз, рассердившись на кого-то, вы, что свойственно всем людям, отождествляете самого человека с его действиями, поэтому начинаете плохо думать о нем в целом. Мы уже упоминали об этом раньше, но, поскольку очень важно для психического здоровья отказаться занимать обвинительную позицию по отношению к другим людям, давайте обсудим это подробнее.

Как блестяще продемонстрировал в своей книге «Наука и душевное здоровье», изданной в 1933 году, Альфред Коржибски: не бывает ни хороших, ни плохих людей. Потому что «хороший» человек будет всегда и везде совершать только достойные поступки и никогда не сделает ничего плохого. Но даже святые совершали дурные поступки! А «плохой» человек будет всегда и везде поступать отвратительно. Но даже Гитлер, Сталин и все те, кто печально известен своими преступлениями против человечности, совершали и хорошие поступки! Обобщенные или глобальные оценки любого человека – это сбивающие с толку сверхобобщения, которые изображают людей исключительно в черно-белом свете. А это, безусловно, не соответствует действительности!

Даже несмотря на то, что Джек и Джоан обошлись с вами очень несправедливо, вы не можете уверенно заявлять, что они плохие люди. В них точно есть что-то хорошее. Забавно, но когда вы, возненавидев этих людей, корите их за несправедливые действия, то и сами относитесь к ним несправедливо! Никакие они не негодяи, не гады и не мерзавцы. Просто они не сверхлюди. Если реально посмотреть на вещи, эти люди склонны ошибаться и временами поступают непорядочно. А кому из нас, и вам в том числе, это не свойственно?

И вот что еще важно: если вы в целом считаете Джоан и Джека людьми испорченными, скверными или недостойными, что же вы тогда скажете о себе, когда вы совершаете дурацкие, скверные или несправедливые поступки? Наверняка что-то малоприятное. Потому что если вы осуждаете окружающих за их неправильные поступки, то как же вам не осуждать и себя – как личность – за ваши собственные промахи? Задумайтесь об этом!

Иными словами, когда вы ненавидите окружающих как отдельных личностей, то вплотную приближаетесь к тому, чтобы возненавидеть самих себя. Обязательно признавайте собственные ошибки, недостатки и неправильные действия. Но если вы принижаете самих себя за то, что сделали, как же такому недотепе и неудачнику исправить собственные ошибки? Как же вконец испорченному человеку в будущем поступать правильно? Ему придется нелегко!

Вот и с Джеком и Джоан то же самое. Если они действительно никчемные и достойные порицания люди из-за того, что плохо с вами обошлись, то как же им (и другим «провинившимся») надеяться когда-нибудь исправиться и встать на верный путь? Как? И потому, принижая этих людей за их недостатки, вы не допускаете возможности, что их можно простить, считая, что они теперь обречены и дальше до скончания века совершать только скверные поступки. И мы снова хотим спросить: а это справедливо по отношению к ним?

Именно потому в рамках РЭПТ не признаются такие понятия, как самоуважение и самобичевание, а также обожествление и порицание других людей. Самоуважение, как его часто понимают сегодня, приводит к самобичеванию; и похоже, так оно и есть. Потому что если вы уважаете себя за то, что поступаете правильно, хорошо и достойно, и вам это в себе нравится, то вы практически наверняка не понравитесь себе и себя возненавидите, если поступите неправильно, плохо или неподобающе. А это точно произойдет!

Это касается и других людей. Если вы цените их, когда они совершают достойные поступки, то склонны их ненавидеть за плохие поступки. Ни к чему хорошему это не приведет – от этого вы только разозлитесь и захотите кому-то отомстить. И где же ваше дружелюбное по отношению к окружающим желание действовать с ними сообща, помогать им? Кажется, об этом и речи нет!

Имеете ли вы право обоснованно рассердиться на какие-то поступки Джека, Джоан и других людей? Да. Вы можете почувствовать то, что мы называем рациональным гневом, когда вы очень раздосадованы или вам неприятны мысли, чувства и действия других людей, а не сами эти люди, потому что они так себя ведут. Но будьте осторожны! Потому что всякий раз, когда вы сердитесь или злитесь на поступки окружающих, вы тем самым предполагаете, что эти люди  всегда и при всех обстоятельствах обязаны действовать каким-то определенным образом и, следовательно, сами эти люди и совершенные ими поступки воспринимаются вами как недостойные. Но если вы, причем искренне, захотите сказать: «Я очень злюсь на Джека и Джоан за то, как они со мной поступили, но все равно принимаю их как людей,  понимая, что они заблуждаются, ведут себя недостойно и совершили скверный поступок», –  то это нормально. Если  вы действительно так и думаете!

В соответствии с РЭПТ считается, что вы часто ошибаетесь, если (неадекватно) оцениваете себя не как обычного человека, а пытаетесь продемонстрировать, что вы сверхчеловек, что вы в чем-то лучше окружающих. Когда вы изо всех сил стремитесь «уважать себя», на самом деле вы стремитесь к совершенству, богоподобию, высшей степени превосходства над остальными людьми и мните себя представителем высшей элиты. И вы не просто считаете, что какие-то ваши черты характера или способности лучше, чем у окружающих. Это вы себя считаете лучше других. А еще вы можете придерживаться убеждения, что если вы не превзойдете в чем-то других и не добьетесь всеобщего восхищения, то грош вам цена.

Как ни странно, когда вас постигает неудача, вы считаете себя ни на что не годными людьми, но легко прощаете окружающим подобную слабость. Например, если вы напишете плохое эссе, то покажетесь себе полной бездарью и решите, что никогда не научитесь выражать мысли в письменном виде. А вот если кто-то другой что-то плохо напишет, вы вполне можете снисходительно отнестись к постигшей его неудаче.

Мы не подвергаем сомнению вашу способность оценивать какие-то особенности или характерные черты – собственные или окружающих вас людей. Вы можете от души любить или не любить все, что вам вздумается. Но не стоит переносить свои суждения о какой-то черте характера человека на него в целом.

Давайте снова обобщим принципы РЭПТ на примере попытки совместной аренды квартиры, когда Джоан и Джек подвели вас.

Активизирующее гнев событие (А): Джек и Джоан отказались от своего обещания вместе с вами снимать квартиру.

Рациональное убеждение (РУ): «Я считаю, что они поступили безобразно и возмутительно. Мне это не нравится».

Здоровое отрицательное последствие: Вы разочарованы и испытываете грусть.

Иррациональное убеждение: «Как ужасно! Они никогда и ни при каких обстоятельствах не должны так со мной поступать!»

Нездоровые отрицательные последствия (С): Вы рассердились и впали в бешенство.

Обсуждение и оспаривание события: Выявляете свои ИУ и начинаете обсуждать и оспаривать их, задавая себе вопросы: «Что такого ужасного в их несправедливом поступке?», «Кто сказал, что они никогда и ни при каких обстоятельствах не должны быть такими?»

Когнитивный эффект, или эффективная философия (E):  «С чего бы им вдруг обязательно относиться ко мне справедливо? Хотя для меня это, конечно, было бы лучше. Неприятно, что со мной так несправедливо обошлись, но ничего страшного, я спокойно буду жить дальше!»

Изменение поведения (E): отказ от чувства гнева, облегчение, возврат к здоровым отрицательным переживаниям (чувству грусти и разочарованию).

Пока вы снова и снова не пройдете эти этапы РЭПТ и не отработаете их (старательно, изо всех сил, с полной самоотдачей), вы временами будете скатываться к своим ИУ и вредным отрицательным последствиям неприятных событий, которые пережили. Только благодаря постоянным тренировкам вы научитесь как следует обезвреживать свои ИУ, но даже в этом случае иногда будут случаться осечки. Порой ваши нездоровые привычки будут возвращаться – так происходит со всеми людьми. Совершенства вы вряд ли достигнете. Но, применяя методы РЭПТ, вы будете распознавать свои ИУ и нездоровые отрицательные эмоции-последствия. Вы усовершенствуете свои умения обсуждать и оспаривать собственные ИУ и в значительной степени сводить их к минимуму.

Такие философские принципы, как принятие себя таким, как есть, безо всяких условий и такое же принятие окружающих, помогут вам осознать свой человеческий потенциал, признавая собственные промахи и работая над ними.

РЭПТ помогает вам выносить суждения о дурных мыслях, чувствах и действиях других людей, не проклиная их самих за неприемлемое поведение. Если вы хотите ограничить свое общение с теми, кто, с вашей точки зрения, поступает с вами плохо, это, безусловно, ваше право. Но постарайтесь думать о том, чего бы они лучше не делали, а не сокрушаться о том, что они никогда и ни при каких обстоятельствах делать были не должны, если вам что-то не понравилось в их поступках.

 

Глава 9

Как спастись от гнева

 

В этой главе мы обсудим некоторые эмоциональные методы РЭПТ, с помощью которых вы сможете ослабить свое чувство гнева. Эмоциональные они потому, что это мощные, сокрушительные, а иногда революционные способы, помогающие резко перестать злиться и вместо этого сконцентрироваться на своих чувствах и желаниях. Поведенческие методы, которые мы будем рассматривать в следующей главе, могут в чем-то совпадать с эмоциональными, но в них основное внимание направлено скорее на действия, а не на чувства. А еще вы будете применять их с меньшим волевым усилием, и они не так драматичны.

Первый и, возможно, самый важный из эмоциональных методов преодоления чувства гнева и других эмоциональных проблем заключается в готовности принять себя таким как есть, без всяких условий. Это значит полностью принимать все, что бы вы ни сделали, даже если вы сглупили и разозлились!

Если бы вы обратились к нам за помощью с использованием РЭПТ и пожаловались, что постоянно накручиваете себя и злитесь, мы бы постарались подать вам своим отношением и действиями хороший пример того, что мы называем безоговорочным принятием. Например, мы бы согласились с вами, что ваш гнев деструктивен, но поддержали бы вас как человека, который ведет себя неправильно, не унижая вас. Наше приятие и поддержка, несмотря на то, что вы делаете, может придать вам сил для принятия себя таким, как есть, чтобы у вас появилось больше времени и энергии для изменений. Но даже если психотерапевт не всегда поддерживает вас, если все подвергают вас жестокой критике, вы все равно можете полностью принимать себя, не обращая внимания на то, что ведете себя неидеально. Потому что если вы примете критику окружающих близко к сердцу и вслед за ними станете считать себя ни на что не годным, то это будет ваше решение  согласиться с их мнением о себе.

Помните! Вы можете выслушать своих критиков, полностью согласиться с их нелицеприятными мнениями о вас и начать считать плохим лишь свое поведение, но никак не себя. А если вы склонны порицать себя за негативные чувства и действия, то можете не идти на поводу у собственного отношения к себе и вместо этого принять себя со всеми своими неудачами. Это решение, если оно принято от чистого сердца, и есть эмоциональный метод выбора в свою пользу.

Чем тверже вы решитесь принимать себя такими, как есть, и откажетесь от самоуничижения, независимо от того, чем вы занимаетесь в жизни, тем в большей степени вы будете чувствовать это принятие себя. Такое приятное чувство вы будете ощущать, выслушивая одобрительные отзывы окружающих в ваш адрес и привыкая думать о себе то же самое. Но оно может появиться у вас и потому, что вы просто решитесь  его ощущать – да, твердо решите, и это будет вашим осознанным выбором принимать себя таким, как есть, со всеми своими неудачами.

Следующий шаг предполагает постоянную работу над поддержанием этого принятия самих себя. Вы верите во что-то не просто потому, что это с вами произошло, или потому, что некоторые люди постоянно это вам повторяют, а поскольку вы снова и снова настойчиво повторяете это про себя и ищете этому доказательства.

Даже если у вас сформировался какой-то предрассудок, основанный на чем-то существующем объективно, например, что торт – это вкусно, а отбивная – нет, вы все равно многократно вдалбливали это себе: когда ели торт, вы представляли, как это вкусно и насколько лучше, чем отбивная. Вы активно себя в этом убеждаете («Какой вкусный торт!») и разубеждаетесь в противоположном («А вот отбивная невкусная!»). Так вы постоянно навязываете себе мощное эмоциональное убеждение в том, что торт на вкус приятнее.

Вы можете как следует потренироваться, признавая свое право впадать в ярость, если с вами такое происходит. Чем чаще и решительнее вы с этим работаете, тем лучше будете к себе относиться. В рамках РЭПТ мы утверждаем, что гнев обычно приносит вам больше вреда, чем пользы. И, зная это, вы сможете принять решение бороться с ним. Мы считаем, что вам очень важно сопротивляться своим ИУ, чтобы меньше сердиться и стать счастливее. При этом мы подчеркиваем, что важно полностью простить себя за это, стараясь распрощаться с чувством гнева, постоянно поощряя свои усилия в этом направлении.

Вот еще одна техника рационально-эмоционального воображения (РЭВ), разработанная доктором Мэкси К. Молтсби-мл. – психиатром, применяющим методы РЭПТ.

Эта эмоциональная техника встраивается в РЭПТ следующим образом. Прежде всего вы воображаете себе какое-то неприятное событие или несколько событий, следующих одно за другим, из-за которых вы рассердились или огорчились. Во всех красках представьте, например, что Джоан и Джек не только отказались вместе с вами арендовать квартиру и не выполнили вашу договоренность, но, более того, теперь утверждают, что вы ни о чем таком с ними не договаривались. Они уверенно заявляют, что вы все это придумали, чтобы хитростью заставить их снимать эту квартиру вместе.

Теперь представьте себе это неприятное событие или что-то из собственного опыта, что очень вас расстроило. Например, если вы будете размышлять о том, как Джек и Джоан отказались выполнять договоренность и утверждают, что ее вовсе не было, вы, скорее всего, будете в ярости. Вместо того, чтобы постараться не впадать в агрессию и не испытывать других неприятных чувств, наоборот, позвольте этим эмоциям проявиться как можно более бурно, доведите себя до белого каления.

После того как вы на полную катушку выплеснете всю свою злость, заставьте себя (на самом деле заставьте) почувствовать что-то другое. Используйте то, чему уже научились в рамках РЭПТ, и пройдите алгоритм АВС шаг за шагом. Если вы очень разозлитесь, не думайте, что вы не в состоянии почувствовать что-то другое, поговорив сами с собой. У вас получится. Чтобы справиться со своими неприятными чувствами, практически всегда вам необходимо как следует прочувствовать свой глубинный гнев и заставить себя испытать какие-то другие, более здоровые отрицательные эмоции, например разочарование и раздражение на Джоан и Джека за их поведение. Вы вполне в состоянии совершить эти перемены в эмоциях, так что постарайтесь на совесть, соберитесь с силами и сделайте это.

Заставив себя прочувствовать здоровые неприятные эмоции, которые возникли вследствие разочарования и раздражения от действий Джека и Джоан, и не рассердившись на них самих за эти действия, как следует разберитесь, как именно вы произвели эти изменения, постаравшись снова точно воспроизвести и восстановить в памяти все свои мысленные действия. Вы заметите, что при этом каким-то образом изменили свою систему убеждений в момент В, в результате чего изменились ваши эмоциональные последствия в момент С. Возможно, вы добились подобных изменений, сказав себе: «Ну да, мне никогда не будет приятно, что они меня подвели и даже отрицали, что мы о чем-то договаривались, но у них определенно есть право так непорядочно вести себя, ведь человек слаб». Или так: «Они действительно подвели меня своими непорядочными действиями, но мир не рухнул из-за этого. Как досадно! Но мне не стоит убиваться по этому поводу».

Позвольте себе разобраться и понять, что же именно помогло вам достичь таких важных изменений в своей системе убеждений. Постарайтесь полностью разобраться со своими новыми РУ, которые создали ваши новые здоровые отрицательные последствия (С) по отношению к вашим активизааторам неприятных чувств (А), когда с вами обошлись несправедливо, а потом даже не хотели в этом сознаться.

Если ваши негативные чувства не изменятся, когда вы попытаетесь создать у себя более здоровые эмоции, не сдавайтесь. Продолжайте воображать ту же самую неприятную ситуацию и неприятные события, продолжая работать над своими отрицательными эмоциями, пока они не превратятся из нездоровых отрицательных эмоций в здоровые. Это именно вы создаете и контролируете свои чувства, именно вам по силам изменить их.

Как только вы сможете чувствовать разочарование или раздражение вместо ярости и как только вы точно поймете, какие именно убеждения вы изменили так, чтобы не страдать, а просто испытывать недовольство, снова и снова повторяйте этот процесс. Сначала разозлитесь, потом почувствуйте себя разочарованным и раздраженным, но не разъяренным. А потом вспомните, как именно вы этого добились. Продолжайте тренироваться снова и снова, пока не усвоите этот процесс. Тогда вам будет гораздо проще следовать ему.

Если практиковать технику рационально-эмоционального воображения (РЭВ) по несколько минут каждый день в течение нескольких недель, то, как правило, наступит момент, когда вы сможете испытывать нормальное чувство раздражения по поводу того события, которое раньше выводило вас из себя. Всякий раз, когда это событие будет происходить снова, вы сможете автоматически реагировать на него более здоровым чувством разочарования и раздражения, а не впадать в неконструктивную ярость.

Если вам сложно отрабатывать технику РЭВ каждый день, вы можете замотивировать себя на это, награждая чем-то особенно приятным. Когда же вы не сумеете потренироваться, вы можете запретить себе какие-то удовольствия или наказать себя чем-то неприятным.

Мало кто из наших пациентов не смог успешно применять технику РЭВ, чтобы меньше поддаваться чувству гнева. Сотни людей, которым мы советовали этот метод (если они действительно тренировались и отрабатывали его), в большинстве случаев были в состоянии существенно ослабить свою склонность злиться и попадать в неприятные ситуации.

Также вы можете применять технику РЭВ для создания положительных эмоций по отношению к людям, которые вас огорчили, чтобы не испытывать к ним враждебных чувств.

Р. В. Рамсей, практикующий в Амстердамском университете психотерапевт, применяющий когнитивно-поведенческий метод, провел ряд экспериментов на эту тему и разработал технику, которую назвал эмоциональным тренингом. Для избавления от гнева вы можете использовать ее следующим образом.

Вспомните о каком-то особенно приятном моменте в общении с человеком, на которого вы теперь сердитесь. Когда вы представите себе такую ситуацию и испытаете теплые чувства к этому человеку, продолжайте думать об этом и постарайтесь, чтобы эти чувства стали сильнее враждебных.

Техника РЭВ и приятный аутотренинг действуют на основе тех же принципов, что и утверждения, провоцирующие враждебность, из-за которых у вас сформировались иррациональные убеждения. Если пустить это на самотек, вы не только будете провоцировать у себя гнев и враждебность по отношению к окружающим, но и станете постоянно тренироваться в этом, пока эти чувства «естественным образом» не станут все крепче и крепче. Хотя вы можете не осознавать этого, но именно так вы их постоянно укрепляете, когда провоцируете у себя нездоровые отрицательные эмоции. Именно так вы можете по собственной воле учиться вырабатывать здоровые отрицательные эмоции (как вы это уже делали на основе техники РЭВ) или произвольно потренироваться, вырабатывая положительные или приятные эмоции (как в тех случаях, когда применяете эмоциональный тренинг Рамсея). У вас действительно есть выбор в том, что касается ваших чувств, и если вы будете активно применять эти методы, они помогут вам испытать что-то еще, кроме гнева.

В РЭПТ используются упражнения на готовность к риску  и избавление от стыда, призванные помочь вам преодолеть чувство ненависти к себе. Вы можете применить их, чтобы меньше сердиться. Когда я (Альберт Эллис) придумал эти упражнения, то осознавал, что большинство людей расстраиваются из-за того, что стыдят себя: им стыдно за собственные неправильные поступки и за то, что окружающие это заметили и стали плохо о них думать. Применяя РЭПТ, мы стремимся убедить клиентов совершать поступки, которые им кажутся рискованными, стыдными, создающими чувство неловкости или унижения, например рассказывать незнакомым людям, что тебя только что выпустили из учреждения для лечения душевнобольных, раз в день вдруг громко закричать на глазах у всех или одеться вычурно и по-дурацки. И потом они убеждаются, что им из-за подобных «стыдных» поступков вовсе не стыдно и что они не возненавидели себя за это, разве что сами приняли решение, что нужно испытывать именно такие чувства. А еще это помогает убедиться в том, что им не нужно стыдиться своих поступков перед окружающими. Люди вокруг быстро забывают об этом и редко придают большое значение. Если вам ужасно неловко из-за каких-то безобидных поступков, например вы стесняетесь запеть в присутствии других людей, то можете потренироваться, поступая именно так, и убедиться, что вы не только можете с этим справиться, но и что это делает вас более смелым. Некоторые такие поступки могут вам даже понравиться!

Временами вы, возможно, маскируете свой стыд или неловкость с помощью гнева. Вы можете применить метод обезвреживания чувства стыда, о котором мы рассказали выше, чтобы больше не стыдиться и не злиться. Например, представьте себе, что официант в ресторане премиум-клас-са плохо обслуживает вас, а вам неловко пожаловаться на это, поскольку вы опасаетесь, как бы он не отнесся к вам пренебрежительно или не позволил бы себе громких презрительных комментариев в ваш адрес. Заставьте себя обратиться к нему без гнева, сообщить о недовольстве качеством его обслуживания и потом попросите, к примеру, чтобы он принес вам другую тарелку супа, погорячее, потому что ваш остыл. Сделав это, вы убедитесь, что в самом этом поступке нет ничего постыдного. При этом имейте в виду, что официант, как и всякий другой человек, не идеален и может что-то сделать не так, а выразив ему свое неудовольствие по поводу его действий, вам совсем не надо порицать его как человека.

Если вы ощущаете враждебность к человеку, который был недружелюбен к вам, совершите по отношению к нему что-нибудь «постыдное»: вмешайтесь в его разговор с другим человеком или заявите, что раньше были с ним знакомы, хотя это не так. Преодолев свое чувство стыда, вы, вероятно, заметите, что сами себе напридумывали, что «кто-то вас не любит», просто потому, что стесняетесь встречаться с этими людьми.

Эти рискованные, направленные на преодоление стыда упражнения представляют собой волевые действия. Мы приступаем к тренировке силы воли, которую в РЭПТ применяли с самого момента ее основания. Такая тренировка прекрасно помогает предотвратить гнев или снизить его уровень, поскольку гнев не только постоянно подпитывается чувством стыда, но и основан на глубоко укоренившемся безволии. Например, вам хотелось бы отказать в чем-то другу, поскольку не хочется делать то, о чем он просит, но вам неловко проявлять напористость в подобной ситуации. Возможно, вы опасаетесь, что вас отвергнут, если вы не согласитесь на его просьбу, и вот вы скрепя сердце на нее соглашаетесь. Но поскольку вам не хватает силы воли, вы вполне можете возненавидеть себя за такую бесхарактерность и за то, что пошли у друга на поводу.

Если из-за слабоволия вы впадаете в ярость, то можете преодолеть эту ситуацию, тренируя силу воли. Например, если научитесь твердо отказывать тем, кто уговаривает вас на нежелательные для вас вещи, то уже не будете безвольным человеком. Вам не за что будет укорять себя и других из-за того, что они заставили вас делать то, чего вы не хотели.

Тренировка силы воли хотя и относится к поведенческим методам противостояния чувству гнева (которые мы рассмотрим в следующей главе), также представляет собой и эмоциональную технику. Если вы искренне хотите отказать кому-то, но не делаете этого из страха, что вас отвергнут, вы можете заставить себя до тех пор говорить «нет», пока не почувствуете себя комфортно, отстаивая собственные права.

Заставлять себя совершать необычные поступки, которые отличаются от привычных вам действий, – вот в чем заключается главный эмоциональный элемент. Как мы видим, эмоциональное мышление и эмоциональные действия опираются на предрассудки. Когда вас захватывают эмоции, вы изо всех сил стремитесь, чтобы что-то пошло именно так, как вы хотите, и очень замотивированы на получение желаемого, стараясь при этом избежать того, что вам не нужно. Эмоции заставляют вас или изо всех сил стремиться общаться с какими-то людьми либо ситуациями, или изо всех сил их избегать. Точно так же заставлять себя изменить собственное поведение (особенно если у вас с этим проблемы) – это эмоциональный, сильный способ изменения себя. Тренировка воли часто построена именно на такого рода эмоциональной направленности сознания.

В РЭПТ мы всегда использовали ролевые техники и отработку возможных сценариев поведения, которые впервые были разработаны Дж. Л. Морено, а потом переработаны Фритцем Перлзом и представителями гештальттерапии. Хотя Морено, Перлз и другие используют такие техники в основном с целью стимулировать катарсис (то есть высвободить ранние эмоциональные переживания), мы в основном используем их применительно к поведению человека.

Давайте представим, например, что вы хотите твердо, но без злобы отказать кому-то, а вам это не очень удается. Руководитель тренинга может подтолкнуть вас к тому, чтобы выразить свои чувства в этой ситуации. Возможно, вы изобразите себя в этой ситуации, а другой участник тренинга будет изображать того, кому вы отказываете. Потом вы попробуете разыграть ситуацию отказа, а другие участники группы могут выразить свое критическое отношение к тому, как вы держитесь и как вы говорите (слишком неуверенно; слишком прямолинейно; явно выражая свою враждебность, а не демонстрируя силу воли; вполне адекватно). Если у вас все хорошо получилось, они могут попросить вас отрепетировать всю ситуацию еще несколько раз, чтобы вы действовали увереннее и привыкли к этому поведению. Если у вас получилось плохо, они могут попросить вас попробовать еще несколько раз, пока вам не удастся выразить ваши чувства так, чтобы добиться необходимых результатов.

В одиночку вы можете мысленно потренироваться с такого рода ролевыми играми или эмоциональным тренингом, попробовать повторить это перед зеркалом или с помощью звукозаписи. Еще вы можете попросить друга или несколько друзей помочь вам. Необязательно обращаться к психотерапевту или в психотерапевтическую группу, хотя это может принести вам пользу, а еще вам может быть полезно попрактиковаться в подобного рода ролевой ситуации перед каким-то преподавателем или с группой актеров.

Вы применяете ролевые игры в стиле РЭПТ (в одиночку или с другими людьми) не только для того, чтобы выразить свои мысли и чувства или от них избавиться, но и чтобы доказать себе, что вы действительно можете сами спровоцировать свой гнев и что у вас есть варианты и получше. Но многие психотерапевты убеждены, что если вы сердитесь на кого-то или на что-то, то лучше сначала активно прожить эти отрицательные эмоции, а потом обдумать эту ситуацию как следует. И вот вы уже кричите на кого-то, бьете кулаками подушки (вспоминая того, кому хочется врезать на самом деле) или еще как-то выплескиваете свой гнев.

Во второй главе мы уже приводили данные клинических исследований и экспериментов, которые доказывают: чем больше вы выражаете таким образом свой гнев, тем больше вы разозлитесь. В РЭПТ этому есть свое объяснение. Если вы, например, сознательно оскорбляете того, кто вам навредил, или колотите кулаками подушку вместо своего обидчика, то, скорее всего, говорите себе в этот момент: «Он так меня обидел, я его ненавижу. Он не должен был так поступать со мной, и пусть ему будет вдвое хуже, чем мне сейчас!»

Когда вы так выражаете свои чувства, то укрепляете собственные иррациональные убеждения в том, что этот человек обидел вас («Она на сто процентов неправа», «Она не имела права так ошибаться», «Она должна ответить за это»). Возможно, после того как вы активно выплеснете свой гнев наружу, вы снова задумаетесь о том, что случилось, и в чем-то оправдаете этого человека за его «ужасные» поступки. Но более вероятно, что, проявив враждебность, вы только больше разозлитесь на действия тех, кого вы ненавидите, и от этого еще больше рассердитесь на них и сейчас, и в дальнейшем.

Некоторые люди, физически или вербально выразив свою враждебность по отношению к окружающим (или к окружающему миру), осознают, что раздули из мухи слона, и после этого успокаиваются, чувствуя лишь разочарование или огорчение по поводу того, как с ними обошлись. Но большинство людей таким образом укрепляют свои ИУ, считая, что с ними никогда и ни при каких обстоятельствах не должны были так отвратительно поступить и что отдельные плохие поступки человека доказывают, что и сам он плохой. Как ни странно, чем больше эти люди выражают или активно проживают (снова прочувствовав то, что произошло с ними когда-то) свой гнев, тем больше они злятся – и тем выше вероятность, что в ответ на новые несправедливости в будущем они снова разозлятся. Хотя в рамках РЭПТ мы иногда помогаем людям выразить их потаенные чувства гнева (например, предлагая во время групповой работы или психологического марафона разыграть сцену, когда они должны отругать кого-то у всех на виду), а также разочарование или раздражение по поводу поведения других людей, мы практически всегда стремимся навести их на мысли о том, что они могут придумать что-то получше.

В РЭПТ подчеркивается важность того, что если вы считаете, что стали жертвой несправедливости, то лучше признаться себе в том, что сердитесь, если это так; сознаться, что так получилось из-за ваших нера<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.