Использование РЭПТ и АBС в борьбе с гневом — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Использование РЭПТ и АBС в борьбе с гневом

2021-11-24 34
Использование РЭПТ и АBС в борьбе с гневом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда вы поймете и будете применять модель АВС[3] на основе РЭПТ, вы сумеете справиться с собственным гневом, хотя, возможно, раньше на это и не смели надеяться. Но здесь и речи нет о какой-то волшебной формуле. РЭПТ направлена на поиск решений ваших проблем и трактует их с позиций реализма, а не магии.

Как была заложена основа РЭПТ? В чем ее отличие от других направлений в психотерапии?

Я, Альберт Эллис, сформулировал принципы РЭПТ на основе собственных клинических исследований и опыта. Позднее эти принципы получили подтверждение в результате сотен экспериментальных исследований. Работая психотерапевтом, я применял для лечения пациентов самые разнообразные методики. Годы активного врачебного опыта и исследований убедили меня в том, что самые популярные теории, в особенности классический психоанализ, который я практиковал в течение нескольких лет, не приносят эффекта, а кроме того, требуют существенных финансовых и временных затрат (как для клиентов, так и для психотерапевтов). Поэтому в 1953 году я решил начать поиск более эффективных способов лечения.

Многие принципы РЭПТ были мною заимствованы из философии и психологии. С юности я всерьез увлекался философией, а применяя многие ее принципы в психотерапии, обнаружил, что мои клиенты смогли добиться лучших результатов за гораздо меньшее время по сравнению с тем, когда я не применял философских подходов в своей работе. И вот в январе 1955 года я сформулировал РЭПТ и с тех пор помог освоить этот метод тысячам психотерапевтов. Под моим руководством в 1960-е и 1970-е годы Аарон Бек, Дэвид Бернс, Уильям Глассер, Мэкси К. Молтсби-мл., Дональд Мейхенбаум и другие выдающиеся психотерапевты приступили к созданию КПТ (когнитивно-поведенческой терапии), которая во многом переплетается с РЭПТ. КПТ – это общая форма психотерапии, которая была сформирована на основе РЭПТ с применением тех же теоретических принципов и методов. Но в ней не уделяется такого пристального внимания роли возведенных людьми в абсолют мыслей о том, что они обязаны или должны делать, чему в РЭПТ отводится важное место, а также в ней в меньшей степени уделяется внимание эмоциям и опыту. В этой книге вы узнаете, как именно применять и РЭПТ, и КПТ, чтобы справиться с гневом и разрешить эмоциональные проблемы.

Поскольку авторы этой книги – психотерапевты-практики, мы рекомендуем обращаться к квалифицированному специалисту в области РЭПТ и КПТ, если у вас возникли серьезные эмоциональные проблемы. Однако мы выяснили, что с помощью РЭПТ вы можете стать психотерапевтами сами для себя. В этой книге мы объясним, насколько сильно вы повлияли на создание собственной философии гнева, придерживаясь преувеличенно обобщающего стиля мышления, ориентированного на то, что человек «должен делать». Поэтому если вы знаете, как следить за собственными мыслями и как их контролировать, то сумеете справиться с собственным гневом, который причиняет вам вред.

РЭПТ предлагает методы самообразования, которые помогут вам взять под контроль свой гнев в сложной ситуации. Даже если с вами обошлись несправедливо и нечестно? Да, даже в таких случаях!

Чтобы продемонстрировать, каким образом вы сможете полезным для себя способом взять под контроль интенсивные переживания гнева, ярости и стремления отомстить кому-то, давайте рассмотрим, как это делать, на конкретном примере. Представьте, что Джек и Джоан пообещали вам вместе снимать квартиру и делить оплату за нее, но вам нужно для этого сделать там ремонт и найти мебель. Вам это кажется приемлемым. Вы потратили много сил и средств на то, чтобы выполнить свою часть обязательств. Но в последнюю минуту эти люди сообщают, что планы изменились и они не собираются выполнять данные вам обещания. Вы страшно рассердились на них. Вы не только изрядно потратились, но теперь еще вам нужно в последний момент срочно найти кого-то, чтобы вместе снимать эту квартиру.

Как эффективно справиться с чувством гнева в этом случае? Поначалу вы можете скрывать свои чувства. Но поскольку вы все равно их испытываете, из-за этого подспудного недовольства вы уже не можете сохранять дружеские отношения с Джеком и Джоан. И вот, вы ничего не добились, а ваш гнев мешает вам жить. Подобное решение никуда не годится.

Вы можете решить откровенно высказать все Джеку и Джоан: «Ну уж нет! Я не позволю вам так поступить со мной! После того как я сделал там ремонт и нашел мебель, вы заявляете, что не будете снимать эту квартиру. Я бы этого не делал, если бы вы не пообещали разделить со мной арендную плату. Вы же меня просто облапошили, и это безобразие. Как можно так поступать с другом? Я к вам всегда со всей душой, и что же вы за друзья, если так со мной обошлись?»

Открыто выразив свой гнев, вы ясно дали понять Джоан и Джеку, как они были неправы. Но вы по-прежнему критикуете их поведение (конкретный поступок) и их самих (тех, кто его совершил). Таким образом вы заставляете их обороняться, отрицать, что они поступили с вами плохо, и тем самым только поощряете выплеснуть на вас свою злость в ответ на ваши действия.

Не забывайте, что и Джек, и Джоан, как и большинство представителей человеческого рода, скорее всего, привыкли возлагать на себя вину за свои проступки. Поэтому они чувствуют себя гораздо более виноватыми и сильнее переживают, чем в тот момент, когда вы указываете им на их проступки. Из-за ваших критических замечаний (независимо от того, насколько точно вы их сформулировали) ваши друзья почувствуют себя ужасно виноватыми, из-за чего им может захотеться сделать виноватым и вас. Поэтому когда вы открыто выражаете свои гневные чувства, это может быть вредно и для вас, и для оппонентов.

Еще один возможный вариант, так называемое христианское всепрощение, призывает вас «подставить другую щеку». Но в нашем мире, зачастую полном эксплуатации и вражды, это может быть непрактично. Люди будут с вами гораздо меньше церемониться и при этом захотят воспользоваться вашей пассивностью или добротой. Даже если вы будете вести себя безупречно, это не означает, что другие будут уважать вас и поступать с вами так же.

Учитывая вышеизложенные варианты отношения к гневу, вы можете убедиться, что хотя каждый из них может иногда  оказаться эффективным, но если вы будете так вести себя постоянно, это приведет к плачевным последствиям. Поэтому давайте поищем такие решения, которые помогут вам справляться со сложными ситуациями и добиваться желаемого, никого не обманывая, не провоцируя людей на ответную враждебность, не заставляя их обороняться, а также предотвратить их несправедливое отношение к вам в будущем.

Можно утверждать следующее: не существует единственно верного и идеального метода справиться с разрушительным чувством гнева. Но позвольте представить вашему вниманию некоторые распространенные приемы на основе РЭПТ и КПТ, которые помогли людям успешно справляться с агрессией на протяжении многих десятилетий. Если вы не поленитесь поэкспериментировать с приемами РЭПТ и КПТ, о которых мы сейчас расскажем, и если попрактикуетесь какое-то время в их применении, то мы убеждены, что и вы научитесь эффективно справляться со своим гневом. Ведь мы уже помогли многим людям сделать это.

Так каким же образом можно справиться с гневом, применяя РЭПТ? Давайте изучим модель АВС.

Начнем с того, что обозначает буква С – эмоциональные (или поведенческие) последствия вашего гнева.

Потом мы изучим А – активизирующие или неблагоприятные события (например, как в случае, когда Джоан и Джек подвели вас, не выполнив своей части соглашения).

Изучая А и С, мы вдруг поймем, что А – это причина С. Но теория РЭПТ утверждает, что, хотя ваш опыт активизации непосредственно создает для вас определенные эмоциональные последствия (гнев), не они на самом деле являются его подлинной причиной. Потому что если вы пристальнее присмотритесь к тому, как взаимосвязаны А и С (что мы и сделаем на страницах данной книги), то обязательно обнаружите, что нарушение друзьями вашей договоренности так вас огорчает и выводит из себя, потому что из-за этого вы не получили того, к чему стремились. Ведь не только же из-за того, что они вас подвели, вы так на них рассердились – маловероятно, что это так!

Ведь если ваш гнев (С) спровоцирован лишь А, то нам придется согласиться со следующим: всякий раз, когда вы столкнетесь с такими же неблагоприятными обстоятельствами (А), вы обязательно окажетесь в ситуации С. Но ведь это не так. Например, мы знаем, что вода закипает при одной температуре, а замерзает при другой, и это справедливо для всех ситуаций, где есть вода и температура. Но когда люди попадают в какие-то ситуации, эти законы физики уже не работают. Нас часто удивляет реакция человека на какую-то ситуацию. Например, нам известно о жертвах, которые вместо того, чтобы сотрудничать с властями и сделать так, чтобы преступник предстал перед судом, поступают противоположным образом. Как ни странно, они могут помочь ему избежать правосудия. Если мы изучим около ста жертв одного и того же вида преступления, то обнаружим множество различных ответных реакций на него. Некоторые прощают преступника, другие требуют для него самого сурового наказания, а реакция кого-то еще будет представлять собой нечто среднее между первым и вторым. Эмоциональное последствие хотя и спровоцировано активизирующим его событием, напрямую от него не зависит.

Тогда очевидно, что мы обладаем некоторой свободой выбора и можем контролировать свои реакции на самые разные ситуации. Чем больше мы осознаем свое предполагаемое поведение на неприятные события, тем более вероятно, что мы сочтем необходимым реагировать на них без гнева. Мы сможем создавать В (убеждения), которые станут промежуточным звеном между А (активизирующими событиями) и С (последствиями). Наше убеждение относительно активизирующего события (А) определяет нашу реакцию на него. Чем больше мы осознаем собственные убеждения касательно А, тем с большей вероятностью сумеем достичь своих целей. Приняв решение размышлять об неблагоприятных событиях (А), мы прекращаем совершать импульсивные или неразумные поступки в момент С, когда сталкиваемся с их последствиями. К сожалению, мы редко размышляем об этом, поэтому не часто меняем ход своих мыслей, влияющих на наши реакции.

Вы, как и любой другой человек, выработали для себя свою систему убеждений (В), исходя из которой формируете мнения и оценки людей и событий. Хотя вы обладаете собственной системой убеждений и ценностей, многие из них совпадают с убеждениями ваших родных или общепринятыми представлениями в вашей культуре. Системы убеждений в разных культурах во многих важных аспектах существенно отличаются и со временем также изменяются в рамках определенной культуры. У вас как у неповторимой личности существуют различные убеждения, но иногда вы кардинальным образом изменяете свое отношение к чему-то, чтобы оставаться счастливыми и успешными в постоянно изменяющемся мире.

Ваши индивидуальные убеждения – это не совсем ваши личные взгляды. Многое из того, что вы считаете хорошим или плохим, правильным или неправильным, вы усвоили от людей старшего поколения и под воздействием своего окружения.

Хотя ваша система убеждений (В) существенно влияет на то, как вы реагируете на последствия (С), это не единственный фактор, который обуславливает С. Активизирующие гнев состояния (А) также в значительной степени определяют ваши реакции. В этом случае С совпадает с А (в степени В). Зачастую вы не в состоянии оказать никакого существенного влияния на А, хотя можете прилагать для этого отчаянные усилия. К счастью, обычно вы можете изменить В, и мы в дальнейшем сможем в этом убедиться.

Ничто из происходящего с вами не обладает смыслом само по себе. Это вы придаете происходящему смысл и значение. Если вы стремитесь к чему-то и что-то предпочитаете, то считаете, что это «хорошо», а то, что вам не нравится, – «плохо». Как только вы оцениваете или интерпретируете происходящее с вами (А) – то есть создаете собственные убеждения, – ваши убеждения (В) начинают провоцировать у вас чувства и поведение, которое сопровождает эти активизирующие события.

Если вы будете осознавать, что собой представляют ваши активизирующие события и их последствия, вы легко сумеете сформулировать свои убеждения, в особенности в том, что касается разрушительной для вас самокритики и чувства ярости. Итак, начиная с вашей ярости (С) по поводу какой-то несправедливости, жертвой которой вы стали (А), вы можете быстро выяснить, каковы ваши иррациональные убеждения (ИУ), приводящие к последствиям (С), и сможете оспорить их (D), критически оценивая их эффективность в отражении действительности, сомневаясь в их пользе для вас. Мы продемонстрируем, как это делается, в следующей главе.

Мы начнем с С (последствий), и вы узнаете, что ваши гневные чувства (или другие саморазрушительные эмоции) – это следствие «отрицательного» опыта, связанного с А (активизирующими событиями). Также вы убедитесь, что ваша система убеждений оказывает значительное воздействие на ваши чувства по поводу С. И здесь с помощью РЭПТ вы сможете точно понять, из-за каких именно убеждений вы испытываете вредные для вас отрицательные эмоции, а также узнаете, каким образом можно изменить свои убеждения, изучая их иррациональный характер. Это даст вам понять, как помочь себе с помощью рациональных убеждений (РУ): в большинстве случаев вы сможете испытывать здоровые угрызения совести и огорчение, а не впадать в состояние иррациональной ярости (С); узнаете, как саморазрушительные иррациональные убеждения (ИУ) выводят вас из себя (С), когда вы размышляете об активизирующих гнев событиях (А), а также научитесь обсуждать и делать предметом дискуссии (D) собственные иррациональные убеждения, чтобы ваши чувства стали здоровыми и вы освободились от гнева.

 

Глава 4


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.