Дион Форчун. Прикладная Магия. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дион Форчун. Прикладная Магия.

2021-10-05 39
Дион Форчун. Прикладная Магия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дион Форчун. Прикладная Магия.

Перевод с английского — Алексей Федотов.
Редактор — Майя Эберт.

Глава 1. Оккультный Путь

Мистический Путь, ведущий к Союзу с Божественным, настолько хорошо известен, что о существовании другого Пути, идущего по, казалось бы, совершенно иному маршруту, часто забывают, хотя в итоге он приводит к той же самой цели. Мы настолько привыкли слышать об отречении от мира и отречении от себя как единственном истинном Пути человека, стремящегося к Высшему, что едва ли смеем и мечтать о существовании другого Пути — Пути Власти над Проявленным Существованием и Обожествления самой нашей природы.

Существует два способа поклонения Богу; мы можем поклоняться Ему в непроявленной Сути или мы можем поклоняться Ему в Его проявленной форме. Оба пути законны, при условии, что при поклонении проявленной форме мы не забываем Суть, а при поклонении Сути мы не путаем ее с проявленной формой, ибо оба эти отклонения являются грехом идолопоклонничества, заключающегося в неправильной расстановке акцентов.

Мистик стремится поклоняться Богу в Самой Его Сути. Но сущность или природа Бога, будучи непроявленной, ускользает от человеческого сознания. Таким образом, мистик, чтобы постичь объект своего поклонения, должен превзойти нормальное человеческое сознание. Невозможно познать сокровенную природу Бытия, если мы не можем прожить ее и поделиться обретенным опытом. Следовательно, Мистик должен освободить свое сознание от рабства привычных шаблонов. Именно на это направлена аскетическая дисциплина, убивающая низшее, чтобы высшее можно было освободить, чтобы объединиться с Богом и тем самым познать Его. Путь Мистика - это путь отречения до тех пор, пока он не преодолеет все ограничения своей низшей природы и не войдет в сущностную свободу своей природы; тогда не останется ничего, что могло бы удалить его от Бога, и душа его взлетит вверх, чтобы войти в Свет и больше не возвращаться.

Но другой Путь - это не путь Отречения, а Путь Исполнения; это не отрыв от пути человеческой судьбы, а концентрация и сублимация этой судьбы. Каждая душа, которая идет по этому Пути, переживает свой собственный опыт в каждой фазе и аспекте проявленного существования и уравновешивает его, одухотворяет его и впитывает его сущность.

Цель тех, кто следует этому Пути, состоит в том, чтобы достичь полноты власти в каждом аспекте жизни, но когда мы говорим о власти, мы не имеем в виду власть рабовладельца над своим рабом. Скорее мы имеем в виду власть виртуоза над своим инструментом; мастерство, которое опирается на его способность приспособиться к его природе и войти в его дух, и, таким образом, извлечь и проявить сокрытые возможности. Адепт, который овладел Сферой Луны, являет послание Луны миру и проявляет ее силу уместным и сбалансированным способом. Королевство, которым управляет Мастер Храма, не является абсолютной монархией. Он ищет Власти не для того, чтобы заставить Престолы, Владычества и Силы служить себе, но чтобы донести до них Божье послание спасения и призвать их к высокому наследию. Он смиренный слуга эволюции; его задача - проявить порядок из хаоса, гармонию из разногласий и привести к равновесию неуравновешенные силы.

В учении Веданты в Восточной Традиции четко проводится различие между преданностью Непроявленному Богу, духовной сущности Бытия, и проявленным аспектам этой Сущности, или богам.

«Отождествлением себя с частичными аспектами, которыми являются Йогини, и достигаются различные Силы (Сиддхи). Отождестви себя с Самой Маха-йогини, и человек освободится, потому что он уже больше не человек, а Она… То, с кем человек должен идентифицировать себя, зависит исключительно от его желания.Но чем бы это ни было, он, если хочет, получает Силу, и работает над этим». («Мир как Сила, Сила как Реальность», Вудрофф).

Чего должен хотеть человек? Это следующий вопрос, который мы должны себе задать. Ответ на него полностью зависит от стадии эволюции, которой мы достигли. Душа должна завершить свой человеческий опыт, прежде чем она будет готова к Божественному Союзу. Она должна пройти надир нисхождения в материю, прежде чем сможет вступить на Путь Возвращения. Мы не будем готовы к Мистическому Пути, пока не приблизимся ко времени нашей свободы от Колеса Рождения и Смерти; преждевременно попытаться сбежать из этого колеса — значит, уклониться от наших тренировок. Как гоночная яхта, которой не удается обогнуть самый дальний маркерный буй, мы оказываемся дисквалифицированными; мы не выполняем условий освобождения, которые требуют от нас ни от чего не уклоняться и оставить позади себя только то, что мы освоили, уравновесили и переросли.

Лишь ложное учение побуждает нас искоренить из своей природы все то, что Бог вложил в нее. Это столь же жестоко и глупо, как кастрировать энергичного чистокровного жеребенка, потому что он дик и необуздан. Любовь к красоте, стремление к чистому, нормальному, здоровому инстинкту, радость битвы, - мы действительно должны были бы стать нищими созданиями без всего того, что дал нам Бог, и мы можем предполагать, что Он знал о том, что делает, когда вкладывал в нас всё это. Кто мы такие, чтобы судить дело Его рук и осуждать то, что Он счел хорошим?

Что запрещает Закон Божий, так это злоупотребление этими вещами, а не использование их в целях, для которых они предназначались. Путь Хранителя очага дает гораздо более разумную и более эффективную тренировку инстинктов, нежели путь пещерных отшельников из Фив, с их аскетическими пытками и самоумерщвлением, насилием над природой и оскорблением Божьего труда.

Напуганный силами Элементалей, когда он встречает их неочищенными и неподготовленными, аскет убегает от того, что кажется ему искушением. Но гораздо более разумная политика заключается в том, чтобы уравновешивать и балансировать противоборствующие силы в нашей природе, пока мы не справимся с неуправляемой мощью инстинктов и не заставим их нести колесницу нашей души на полной скорости к цели благодаря их неустанной силе.

Настанет день для каждого из нас, когда мы освободимся от Колеса Рождения и Смерти и войдем в Свет, чтобы больше не возвращаться; но если мы попытаемся отложить в сторону Элементали и их проблемы до того дня, когда наступит рассвет, мы повернем наш руль в сторону дома раньше, чем мы обогнем маркирующий буй; мы уподобимся человеку, который зарыл свой талант в землю из-за страха. Наш Господь не поблагодарит нас за неуместную преданность надуманному идеалу, но назовет нас плохими слугами.

Ключ ко всей проблеме, как и ко многим другим, лежит в доктрине реинкарнации. Если мы верим, что человек должен достичь всего за одну жизнь и что по ее окончании нас ждет суд, мы можем столкнуться с идеализмом, до которого мы еще не доросли в процессе естественного роста. Свобода от Колеса, отказ от материи, Божественный Союз — все это ждет нас всех в финале эволюционного пути, поскольку цель эволюции заключается в том, чтобы привести нас к этому, но если время для этого еще не пришло, то мы будем очень глупы, если позволим другому, сколь бы продвинут он ни был, судить за нас, где мы стоим на лестнице эволюции, и решать, каким должен быть наш следующий шаг. Давайте наберемся смелости и будем следовать нашим собственным глубинным побуждениям. Если мы стремимся поклоняться Богу в Его славном проявлении, давайте делать это от всего сердца; в этом заключается путь достижения для нас. Это не означает потакания побуждениям; Танец Природы - упорядоченное и ритмичное движение, и мы не должны отклоняться от своего пути в нем, иначе мы испортим всю картину. Мы должны работать с Природой ради достижения Природных целей, если мы хотим, чтобы Она была нашей Матерью. В этом достаточно тренировки для любой души.

Если, с другой стороны, наше желание — это следование по Мистическому Пути, то давайте честно спросим себя, идем ли мы по этому Пути, потому что настолько силен в наших сердцах зов Господа, или же потому, что мы находим жизнь настолько трудной, что хотим навсегда убежать от своих проблем.

Глава 3. Групповой разум

Термин «Групповой Разум» иногда используется оккультистами настолько свободно, как будто означает то же самое, что и термин «Групповая Душа». Однако эти два понятия сильно различаются. Групповая Душа - это сырой материал разума, из которого опыт дифференцирует индивидуальное сознание; Групповой Разум состоит из вклада многих индивидуализированных сознаний, сконцентрированных на одной и той же идее.

Давайте рассмотрим это на конкретном примере. На пике своей популярности Маршал Жоффр посетил Англию и был встречен бурными овациями. Когда он ехал из своего отеля в резиденцию Мэйнсон-Хаус для встречи с мэром города, ожидавшим его там, его машина проезжала по многим улицам. Люди узнавали его и таращились на него без особой демонстрации чувств. Но когда он подъехал к переполненному перекрестку у резиденции Мэйнсон-Хаус, полицейские перекрыли движение, отдавая ему честь; толпа увидела, что что-то происходит; его узнали, его имя начало переходить из уст в уста, и через мгновение по людскому морю промчалась волна самого дикого энтузиазма. Даже самые невозмутимые и равнодушные были подхвачены и увлечены этой волной, обнаружив себя кричащими и машущими шляпами, словно безумные. Обратите внимание на разницу между поведением толпы, когда она функционировала как толпа, и поведением отдельных людей, пусть и многочисленных, которые просто с интересом наблюдали за происходящим, но не выражали никаких эмоций.

Этот инцидент напоминает о другом случае, произошедшем возле Мэйнсон-Хаус и очень показательным для понимания психологии толпы и природы группового разума. Много лет назад ненавистный большинству англичан султан Турции Абдул Хамид посетил Англию. Его также пригласил к себе мэр города и ехал он ровно туда же. Повторилось все то же самое, только окрашенное другими эмоциями. Он ехал в безопасности по многолюдным улицам, прохожие с открытыми ртами глазели на нежеланного гостя, но не устраивали демонстраций; но когда ради него перекрыли движение на перекрестке у резиденции Мэйнсон-Хаус, толпа узнала его, и эти тихие, рассудительные, благовоспитанные обыватели вдруг издали вопль, сравнимый разве что с воем стаи волков, и, как один, рванулись вперед, и с огромным трудом удалось спасти от них султана и не дать им вытащить его из кареты.

Кто из этих мирных городских жителей, довольных своими квартирками и работой мелких клерков, решился бы в одиночку напасть на престарелого и величественного Абдула Хамида? И тем не менее, захваченные коллективными эмоциями толпы, они превратились в беспощадных зверей. Нечто, напоминавшее демона, завладело душами всех и каждого из них; огромное Нечто, которое было не суммой отдельных душ, но чем-то несравнимо более обширным; более мощным, более яростным, более живым и вполне осознающим собственные побуждения. И все же в обычное время люди, толпящиеся на перекрестке у резиденции Мэйнсон-Хаус, идут каждый своим путем, погруженные в свои мысли, равнодушные и не замечающие даже своих соседей. Что же превратило эту массу спешащих равнодушных обывателей в единую группу, вдохновленную общими идеалами, или в единый организм, способный на опасную жестокость?

Ключ ко всей ситуации лежит в направлении внимания ряда людей на некий общий объект, к которому все они испытывают одинаковые чувства. Если направить внимание на общий для всех объект, не вызывающий эмоций, то эффекта не будет. Электрические вывески на Пикадилли-Сёркус, не смотря на то, что толпы людей стоят и смотрят на них, не вызывают образования группового разума.

Вооружившись этими вспомогательными сведениями, давайте теперь рассмотрим проблему с оккультной точки зрения. Что это за странная сверхдуша, которая так быстро создается и рассеивается, когда множество людей, собравшись в одном месте, начинают думать об одном и том же? Для объяснения этого феномена мы должны рассмотреть теорию Искусственных Элементалей.

Искусственный Элементаль - это мыслеформа, одушевленная Элементальной сущностью. Эта сущность может быть извлечена непосредственно из царств Элементалей или может быть создана из собственной ауры мага. Мыслеформа, созданная в процессе продолжительной визуализации и концентрации, и в отношении которой испытывается какая-либо сильная эмоция, заряжается силой этой эмоции и становится способной к самостоятельному существованию вне сознания ее создателя. Это очень важный фактор в практическом оккультизме и объяснение многих его явлений.

Точно такой же процесс, как тот, что приводит к образованию искусственного Элементаля магом, происходит, когда множество людей концентрируются и направляют свои эмоции на один и тот же объект. Они создают искусственного Элементаля, огромного и мощного в сравнении с размерами толпы и интенсивностью ее чувств. Этот Элементаль обладает собственной ярко выраженной ментальной атмосферой и эта атмосфера оказывает невероятно мощное влияние на чувства каждого человека, участвующего в создании коллективной эмоции. Он отдает им телепатические приказы, звучащие в их голове как их собственные мысли, и тем самым усиливает эмоциональную вибрацию, которая изначально и породила его; действие порождает противодействие, и взаимное стимулирование и усиление происходит между Элементалем и его создателями. Чем больше толпа концентрируется на объекте, вызывающем ее эмоции, тем мощнее становится Элементаль; чем мощнее он становится, тем сильнее он стимулирует толпу; толпа же излучает еще больше эмоций, придавая ему еще больше сил. Так «маленькие люди» в толпе становятся способными на страстные подвиги, при одной мысли о которых каждый из них в отдельности съежился бы от ужаса.

Однако Элементаль толпы рассеивается так же быстро, как и создается, потому что толпа не обладает непрерывностью существования; в тот момент, когда стимул, получаемый от общей эмоции, исчезает, толпа перестает быть единым целым и возвращается к гетерогенности. Вот почему недисциплинированные армии, каким бы энтузиазмом они ни обладали, являются ненадежными боевыми машинами; их энтузиазм испаряется, если не получает постоянного стимулирования; армия распадается на составные части, становясь просто множеством людей с различными интересами, каждый из которых движим исключительно инстинктом самосохранения. Для создания хоть сколько-нибудь способного к выживанию группового разума необходимо применить какой-либо метод, обеспечивающий непрерывность концентрации внимания и чувств.

Всякий раз, когда возникает такая непрерывная концентрация внимания и чувств, формируется групповой разум или групповой Элементаль, который с течением времени развивает свою индивидуальность и перестает зависеть в своем существовании от внимания и эмоций породившей его толпы. Когда это происходит, толпа лишается возможности отвлекаться или рассеивать свое внимание; групповой Элементаль надежно держит бразды правления в своих руках. Внимание каждого человека привлекается и удерживается независимо от него самого; внутри него пробуждаются такие чувства, которые он может даже не хотеть испытывать.

Каждый новый участник группы входит в эту мощную атмосферу и либо принимает ее и поглощается группой, либо отвергает ее, и тогда группа отвергает его самого. Ни один из членов группы, обладающей сильной атмосферой, групповым разумом или Элементалем (в зависимости от того, какой термин мы предпочитаем использовать), не может иметь собственного непредвзятого мнения относительно тех объектов, на которых сосредоточены внимание и эмоции группы. Именно по этой причине так сложно осуществлять какие-либо реформы.

Чем больше организация, которая нуждается в преобразованиях, тем труднее ей будет сдвинуться с места, и тем сильнее должна быть личность, которая попытается выполнить эту задачу. Тем не менее, как только эта сильная личность начинает вызывать симпатию, она быстро обнаруживает, что под ее руководством собирается группа и что это, в свою очередь, развивает Элементаль, и импульс, который он породил, начинает подталкивать ее саму вперед, не давая ни остановиться, ни свернуть с дороги. Отдельный человек может свернуть в сторону и остановиться в моменты сомнений и разочарований; но не лидер группы, сплоченной сильными эмоциями; как только он сбавляет темп, он чувствует давление группового разума позади себя, и он толкает его вперед в часы слабости и тягостных раздумий. Возможно также, что в случае, если его план окажется неразумным, групповой разум унесет его прочь и заставит разбиться о скалы ошибок, которые он непременно заметил бы, если бы имел возможность здраво оценить ситуацию. Невозможно остановить развитие движения, происходящего в одном направлении с эволюцией. Групповой разум участников формирует канал для проявления сил эволюции, и изначальный импульс становится негасимым. Но какой бы могущественной ни была эта личность, какими бы огромными ни были ее ресурсы, какими бы популярными ни были фразы, если движение противоречит космическому закону, то это всего лишь вопрос времени, когда вся группа в едином порыве устремится в пропасть. Ибо в таком случае каждый созданный ей импульс будет направлен на ее собственное уничтожение. Дайте членам неправильного движения достаточно веревки, и вам не потребуется даже табурет — они повесятся сами, провалившись под давлением собственного веса, когда придет время восстановить равновесие.

Этот фактор Группового Разума является чрезвычайно важным ключом к пониманию человеческих проблем и объясняет иррациональность поведения людей в толпе. На эту тему есть несколько очень интересных книг, в частности «Инстинкты стада в мире и войне» Уилфреда Троттера и «Групповой разум» Уильяма Макдугалла. Они отлично проливают свет на проблемы повседневной жизни и человеческой природы. Оккультист гораздо чаще пользуется на практике доктриной о групповом разуме, нежели психолог. В ней он находит ключ к силе Мистерий. Если рассматривать это, понимая психологию толпы, то становится очевидным, что метод Мистерий и тайных братств во все времена был основан на практическом опыте использования этих знаний. Что может больше способствовать формированию мощного группового разума, нежели секретность, особое облачение, таинственные шествия и повторение загадочных фраз в процессе проведения оккультного ритуала? Все, что отличает некое множество людей от остальной массы, автоматически создает групповой разум. Чем больше обособлена эта группа, чем больше разница между ней и остальным человечеством, тем сильнее созданный ей групповой разум. Подумайте о силе группового разума еврейской расы, отделенной от остального человечества особыми ритуалами, манерами, темпераментом и преследованиями. Нет ничего лучше преследований, чтобы придать жизнеспособности групповому разуму. Воистину, кровь мучеников - это семя Церкви, потому как это цемент группового разума!

Именно по этой причине таинственность Мистерий никогда не будет уничтожена полностью. Как бы много ни выдавалось секретов, а что-то всегда должно храниться в тайне, потому как то, что не разделяется с другими и находится в центре внимания группы, является ядром группового разума, центром общего внимания; для группового разума это все равно, что песчинка для жемчужины, образующейся в устрице. Если бы не было песчинки, не было бы и жемчужины. Уберите все то, что отличает посвященного от остальных людей, и групповой разум, частью которого он является, распадется на части.

Сила ритуала, проведенного физически, зависит не только от обращения к вызываемой сущности, но также и от его воздействия на воображение участников. Адепт, работая в одиночку, совершает ритуал при помощи визуализации на астральном плане, не меняя своей медитативной позы, и этот ритуал вполне эффективен для целей вызова. Но если адепт хочет создать атмосферу, в которой его ученики будут ускоренно развиваться, словно в теплице, или если он захочет расширить свое собственное сознание, превзойдя все мыслимые ограничения, возможности своей же воли и зрения, он должен будет воспользоваться силой группового Элементаля, созданного с помощью ритуала.

Этот групповой разум, или ритуальный Элементаль, подействует на участников церемонии точно так же, как эмоции толпы подействовали на мирных жителей города, когда они увидели Маршала Жоффра. Они вознесутся над собой; выйдут далеко за пределы Человеческого, поскольку групповой Элементаль, созданный соответствующими эмоциями, равно способен как возвышать сознание до уровня ангелов, как и понижать его до уровня зверей.

Когда наши сильные эмоции устремляются к объекту, из нас исходит тонкая, но тем не менее мощная сила. Если эта эмоция не просто слепо изливается, а превращается в идею о конкретном действии, а особенно если эта идея вызывает в голове яркий ментальный образ, то создается мыслеформа; ментальный образ одушевляется изливаемой силой и становится реальным в астрале. Сама эта мыслеформа теперь начинает испускать вибрации, и эти вибрации, по закону симпатической индукции вибрации, стремятся усиливать чувства человека, чьи эмоции породили их, и вызывать подобные чувства у других присутствующих рядом людей, чье внимание направлено на тот же объект, даже если они до сих пор оставались незаинтересованными наблюдателями.

Становится ясно, что теория группового разума в настоящее время тесно связана с доктриной о самовнушении, сформулированной Бодуэном, и две эти признанные психологические идеи можно расширить путем добавления к ним эзотерической идеи о телепатии. Соедините эти три фактора вместе, и вы получите ключ не только к пониманию феномена толпы, но и к пониманию мало осознаваемой силы ритуала, проводимого в оккультной Ложе.

Давайте рассмотрим, что происходит, когда проводится такой ритуал. Все присутствующие сосредотачивают свое внимание на драматизме проводимой церемонии. Каждый объект в поле их зрения символизирует некую идею, выражаемую церемонией. Не должно игнорироваться ничего, что способно повысить концентрацию внимания и эмоций. Следовательно, возникает очень сконцентрированная и наполненная энергией группа.

Как мы уже видели, когда кто-то думает о каком-либо объекте, вкладывая в этот процесс всю силу своих эмоций, он излучает силу. Если множество людей сразу направляет свои эмоции на один и тот же объект, их внимание концентрируется, а их чувства возвышаются ритуалом церемонии, то их общий котел наполняется невероятным количеством тонкой силы. Именно эта сила составляет основу проявления любой вызываемой сущности, точку опоры для желаемых перемен.

В религиях, где боги или святые свободно изображаются в графической форме, воображение верующих привыкло воспринимать их в том виде, в котором они представлены; будь то Гор с головой ястреба или Дева Мария. Когда несколько набожных почитателей собираются вместе и их эмоции концентрируются и превозносятся посредством ритуала, и все они держат в воображении один и тот же образ, изливающаяся сила всех присутствующих создает астральный симулякр существа, которое так интенсивно представляется; и если это существо является символическим представлением природной силы, чем, по сути, и являются все боги, то эта сила находит канал проявления через созданную таким образом форму; ментальный образ, удерживаемый в воображении каждого участника церемонии, внезапно предстает перед каждым, становясь живым и настоящим, и они ощущают поток той силы, которая была призвана.

Когда этот процесс повторяется регулярно в течение значительных периодов времени, созданные изображения остаются в астрале, также как в уме в результате повторения одного и того же действия остается привычный след. Природная сила в этой форме остается постоянно сосредоточенной. Следовательно, тем, кто придет им на смену, не нужно будет прилагать больших усилий, чтобы создать форму божества; им нужно будет просто подумать о боге, чтобы ощутить его силу. Именно так были созданы все антропоморфные изображения Бога. Если мы немного подумаем, то увидим, что Святой Дух не является ни пламенем, ни голубем; и материнский аспект Природы не есть ни Исида, ни Церера, ни Дева Мария. Это формы, в которых человеческий разум исхитряется постигать эти вещи; чем ниже и примитивнее разум, тем грубее форма.

Те, кто обладают знаниями об этих малоизученных аспектах человеческого разума, будь то египетский жрец, элевсинский иерофант или современный оккультист, используют эти свои познания об этом глубинном аспекте психологи для того, чтобы создать условия, в которых отдельный человеческий разум сможет превзойти сам себя и вырваться из своих оков на простор бесконечности.

Глава 4. Психология ритуала

Во время Реформации люди, которые создавали ритуал Англиканской церкви, не понимали психологического значения римско-католического ритуала. Они наблюдали его во времена его упадка, когда он стал похож на пересохший канал, и они разрушили его, потому что в нем не было воды. Давайте поступим мудрее и вместо того, чтобы разрушать канал, соединим его с источником.

За формами организованной религии стоит духовная реальность, и только эта реальность придает им ценность. Они создавались не как дисциплина для тренировки души и не для того, чтобы доставить удовольствие Господу, но для того, чтобы позволить Свету Духа наполнить собой сознание. Если мы поймем психологию ритуала, мы не станем ни рабами суеверия, ни мятежниками против пустых форм. Мы поймем, что форма - это канал для силы, но не столько сама материальная субстанция, используемая в причастии, является физическим каналом для силы, сколько яркое образное изображение, возникающее в уме поклоняющегося в ходе ритуала.

Мы должны смотреть именно на силу, стоящую за символом, в поиске наилучших форм церковного служения. Внешний и видимый знак, будь то чаша или крест, является лишь точкой фокусировки внимания, которая позволяет поклоняющемуся вступать в психическое соприкосновение с той формой духовной силы, которая оживляет этот символ. Мы должны научиться обращаться к психологии, а не к истории, чтобы объяснить церковных символов и ритуалов. Нас должны интересовать не обыденные действия, а духовная реакция на них, и лишь когда в нас самих происходит эта внутренняя реакция, мы ощущаем силу тех действия, которыми она была вызвана. Распятие Господа нашего Римскими властями было только тенью, отброшенной на материальный план тем сражением, которое происходило в духовном мире. Искуплением для человечества стало не пролитие крови Иисуса из Назарета, но излияние духовной силы из разума Иисуса Христа.

Символ, который увековечивает память о Его смерти, заставляет наше внимание концентрироваться на Жертве на Кресте и той работе, которую она совершила на благо человечества. Расовое подсознание христианских народов глубоко пропитано этим идеалом, и когда мы размышляем над символом, обычно с ним связываемым, мы пробуждаем к жизни подсознательную цепь идей, которая поднимает на поверхность глубокие расовые воспоминания. Ритуал, который заставляет паству концентрировать свое внимание, использует для этого групповой разум. Хорошо известно, что групповой разум, под влиянием ярости или страха, способен к панике и линчеванию, на что отдельные люди, составляющие эту толпу, совершенно неспособны; то же самое происходит с импульсами духовной жизни. Паства - это хорошо организованная толпа, внимание которой приковывается посредством обращения ко всем пяти физическим органам чувств, сфокусированным на одном действе - таинстве Мессы, - и порожденная таким образом групповая эмоция способна поднять групповой разум к таким высотам, которых отдельные люди, составляющие эту толпу, совершенно не способны достичь в одиночку.

Не нужно думать, что подобное объяснение психологического аспекта силы Евхаристии призвано умалить значение Божественного аспекта таинства; оно предназначено исключительно для того, чтобы показать, как действуют духовные силы на уровне ума. Если мы хотим понять modus operandi* духовных сил, мы должны отделить духовное от ментального. Именно смешение двух типов психологии приводит к неправильному пониманию.

Сила Бога должна быть воплощена в конкретной идее, чтобы ее мог постичь необученный человеческий разум. Отсюда необходимость Воплощения, которое представило Бога человеку в форме, которую он мог понять.

Таким образом, таинства Церкви являются воплощениями в действии или воплощениями в форме первичных духовных истин, слишком абстрактных, чтобы их мог понять непосвященный ум. Посредством их изобразительного символизма разум становится способным созерцать то, что без посторонней помощи он никогда не смог бы постичь. Это созерцание позволяет ему установить связь с духовной энергией, которая проводит работу, скрытую в тени священника, на физический план. Так, связанная мыслью, духовная сила изливается в душу и выполняет свою божественную работу.

Таким образом, существует три аспекта причастия — во-первых, бесформенная сила Божия, переведенная нашим Повелителем из абстрактного в конкретное; во-вторых, символический ритуал, который напоминает нам об этой конкретной функции работы нашего Повелителя; и в-третьих, образ, сформированный в нашем воображении. Когда эта последняя форма создается в сознании, цепь замыкается, и наш Повелитель соединяет нас с Богом.

*Modus operandi (лат.) - образ действия

Глава 5. Цепь Силы

Нелегко донести Восточную мысль до Западных читателей, потому как словарный эквивалент используемых терминов очень далек от их значения в мистической мысли. Тем, кто допущен во Внутренний Круг в этих вопросах, хорошо известно, что существует специальное использование языка, a double entendre*, которое используется всякий раз, когда обсуждаются вопросы практических методов, дабы «единожды рожденный» не cмог обнаружить кратчайших путей к тайным уровням души. Это абсолютно правильно и необходимо — использовать подобные меры предосторожности, и это касается в равной мере и данных страниц; поскольку эти короткие пути являются эффективными психологическими средствами, их могут в равной степени использовать как не посвященные, так и посвященные, а если их будут использовать лица с неочищенным и недисциплинированным умом, то это может оказаться трагедией как для других, так и для них самих. Я была бы последней, кто отказывал бы взрослому человеку в праве обжигать собственные пальцы, если он того желает, но думаю, что следовало бы скрыть от него средства, позволяющие сжечь ближнего своего.

Другая сложность в способе донесения Восточной мысли до Западных читателей заключается в том, что отношение к жизни на Востоке и на Западе совершенно различное; это наглядно иллюстрируют священные здания в двух полушариях. На Западе центральный символ посвящен страданиям, а на Востоке - радости. Мужчины и женщины, мировоззрение которых обусловлено этими символами, по-разному оценивают жизненный опыт. Как искренне сказал об этом Киплинг: И мечта, родившись в Кью, станет плотью в Катмандью, Вора Клепэма накажет Мартабан**.

Лучший способ приблизиться к пониманию восточной мысли - это классическое образование. Эллин и индус без труда поймут друг друга; у них одинаковое понимание Природы и одинаковое отношение к аскетизму как к средству достижения цели, а не как к цели как таковой. Однако Восточная мысль гораздо глубже соприкоснулась с природной религией, чем греки, и Мистерии Диониса и Цереры — всего лишь бледные тени их восточных прототипов.

В этой связи может быть небесполезно изучить то, что известно о происхождении Греческих Мистерий. Считается, и корни этого убеждения читатель может обнаружить на страницах книги «Изучение греческой религии» Джейн Харрисон, что когда греческая национальная религия начала терять свою популярность среди становящегося все более просвещенным народа, была предпринята попытка, и отнюдь не безуспешная, сделать ее приемлемой для мыслящих людей, позаимствовав метод египетских мистерий и выразив его в терминах более ранних древних греческих природных культов, которые предшествовали высоко поэтизированной традиции ярких олимпийцев. Эти старые культы Природы были все еще живы в отдаленных уголках Греции, на островах и в горах, и мифы Мистерий ясно указывают на то, что их создатели знали об этом факте, поскольку в них то бог спускается с гор, то богиня укрывается на острове. Следует четко осознавать, что эти мистические мифы отнюдь не примитивны, но что это действительно очень сложный материал, являющийся работой ученых и мистиков очень цивилизованной эпохи, искавших в древних традиционных корнях греческой религии неисчерпаемые источники вдохновения. Это было подобно тому, как если бы современный англичанин искал вдохновения в кельтских или нордических народных преданиях. Несомненно, посвященные в Мистерии в свое время считались язычниками.

Существует еще один факт, который, хотя и известен специалистам, все же не осознается большинством авторов книг по мистицизму и, следовательно, большинством их читателей. Без сомнения, многие удивятся, узнав, что индийские посвященные верят в то, что при создании собственных Мистерий они черпали вдохновение в Египте. Соответствующие данные можно найти в работах сэра Джона Вудроффа (Артур Авалон). Смотрите, в частности, выдержку из Панчкори Бандйяпадхига на с. XXIV Тома II «Принципов тантры» этого автора.

Из этого следует, что у тех, кто был посвящен в Западную Эзотерическую Традицию и достиг высоких степеней, на которых вдохновение черпалось из Греции и Египта в дополнение к более известным герметическим учениям, не возникнет особых трудностей в понимании в восточной мысли там, где она показалась бы неясной или даже непристойной непосвященному.

Практическое применение этих учений, которые, несомненно, очень ценны для исправления нашей замкнутости, все же довольно трудно достижимо. Часто говорят, что йогу, преподаваемую на Востоке, нецелесообразно преподавать на Западе, поскольку западные условия жизни для этого совершенно не подходят, а западное отношение к жизни идет с ней вразрез. Я могу только в очередной раз повторить эти слова. Студент ни в коем случае не должен пытаться практиковать продвинутую йогу, если он не достиг необходимого для этого состояния ума, тела и окружения, поскольку все три этих составляющих имеют огромное значение. Практическая йога не терпит никаких импровизаций и здесь очень важен правильный подход и внимание ко всем материальным условиям, необходимым для достижения успеха. Если правильные условия невозможно создать, не рекомендуется пытаться их чем-либо заменить. В числе необходимого — определенное количество должным образом обученных людей, собирающихся в надлежащим образом оборудованном и подготовленном месте, защищенном от осквернения. Еще раз подчеркиваю, что импровизация делает занятия более, чем бесполезными. Если вы вообще занимаетесь йогой, то либо занимайтесь ей в надлежащих условиях, либо оставьте йогу в покое.

Но, несмотря на все оговорки и предупреждения, я думаю, что стоит все же написать о йоге, поскольку я чувствую, что мое обучение древним Мистериям Запада дало мне понимание того, о чем не знает среднестатистический христианин. По этому вопросу написано очень много книг, и все их авторы откровенно признают, что йога в ее первоначальном виде не подходит для Запада, и все без исключения пытаются представить ее адаптацию, которая могла бы стать подходящей; но все они, насколько мне известно, выплескивают ребенка из ванной вместе с водой и представляют такую версию этой древней науки, которая похожа на версию Гамлета, отредактированную рационалистом, который удалил из нее все упоминания о сверхъестественном. В результате получается бессмыслица.

Однако факт остается фактом, и йога в том виде, в каком она существует изначально, не подходит Западу, и что если гора не может пойти к Магомету, то Магомету придется пойти к горе, если он хочет насладиться красотами с ее вершин. Наша з<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.