Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-10-05 | 48 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Урок 1. Введение. Знакомство с учебником
Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтении, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со токарем; обобщить знания, полученные на уроках ни i< |>л i vpnoiо чтения но 2 классе; развивать память, речь, мыш- мгине, воображение.
//.нитруемые результаты: учащиеся научатся ориентиро- т.. ч м учебнике и ею системе условных обозначений, находить н\ кную i паву и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание раздела.
Оборудование: выставка книг, любимых детьми данного класса; магнитная азбука (из нее составлено название учебника); у каждого учащегося: карточки с текстами и заданиями; новые учебники, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1. Вариативное чтение
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Первый раз в первый класс
Вот осень на дворе. Птицы к югу полетели. Значит, время детворе Книжки складывать в портфели. В первый раз заходят в класс Первоклашки-новосел ы.
Оторвать не могут глаз От просторной светлой школы. Все за парты. Вот тетрадь. Взяли в руки ручки смело... Хватит бегать и играть, Мы займемся взрослым делом! Пусть нас спросят у доски — Всем мы с гордостью ответим: МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ, А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!
Т. Бокова
III. Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
IV. Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)
V. Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией; с интонацией раздражения; восхищения; с веселой интонацией).
Выразительное чтение
VI. А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.
|
Кто чему научится
Чему первым делом Научится кошка?
VII. Хватать!
Чему первым делом Научится птица?
VIII. Летать!
Чему первым делом Научится школьник?
IX. Читать!
В. Берестов
X. Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что значит уметь читать?
XI. Чему мы будем учиться на уроках?
III. Работа по теме урока
Знакомство с новым учебником
XII. А теперь мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, прочитав запись.
ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ
XIII. Как надо прочитать? {Справа налево.)
Да, страна называется «Литературное чтение».
XIV. Прочитайте на доске стихотворение.
XXIX. Продолжение работы по теме урока
XXIX. Знакомство с содержанием учебника
Откройте учебник на с. 221 и просмотрите содержание. Прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать. Подумайте, о чем будут произведения, помещенные в каждом из них.
(Дети работают самостоятельно. Затем читают названия разделов, заслушивают предположения.)
Какой из этих разделов вам особенно близок и интересен? Почему?
Л сейчас проверим, как вы научились ориентироваться в учебнике. Найдите и быстро откройте:
• стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»;
• стихотворение И. Бунина «Полевые цветы»;
• произведение J1. Толстого «Акула»;
• произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;
• стихотворение М. Лермонтова «Утес»;
• сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Что ж, молодцы, справились с заданием. Только каждый раз надо помнить, как листать книгу, в ней всегда должна быть закладка.
2. К. Ушинский «Ленивый и прилежный»
(Задание на карточках.)
— Прочитайте и закончите каждое предложение.
[1] Здесь и далее рифмовки должны сопровождаться движениями в соответствии с текстом. Учитель должен уметь образно показать упражнения, включая в каждый комплекс упражнения на формирование осанки, развитие общей и тонкой моторики.
Ленивый и прилежный
|
«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит.... «Завтра погуляю, а сегодня поучусь», — говорит....
К. Ушинский
XXX. Что хотел сказать нам автор?
XXX. Рефлексия
XXX. Подведение итогов урока
XXXI. Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?
XXXII. Каковы ваши впечатления от работы на уроке?
Домашнее задание
Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего нравится.
Материал для учителя
Знаете ли вы, что...
Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота составляет три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга — сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 г. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев — народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ
XXXV. Работа по теме урока
Чтение и обсуждение статьи
- Прочитайте, как беседуют об этом профессор Самоваров и Аня и Ваня.
(Хорошо читающие ученики читают вступительную статью нас. 4.)
Почему, по мнению детей, книга — самое великое чудо?
XXXVI. Сколько существует книг на свете и где ребята их видели?
XXXVII. Что здесь говорится о старинных книгах?
XXXVIII. Прочитаем статью еще раз, выразительно.
XXXVIII. Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку — Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки развести пошире — Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре — И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.
Урок 3. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения
Цели: ознакомить учащихся с тем, как создавались книги в давние времена, прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; провести подготовку к составлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки выразительного чтения.
/1 нитруемые результаты: учащиеся должны иметь представ- и мне и старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти
....... и |шссказывать о своем отношении к книге; работать в паре,
in.li мушиная мнения друг друга; составлять сообщение на тему • рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения ш кусстпа».
|
(Морудование: карточки с текстом речевой разминки, рабочая нмродь.
Ход урока
L. Ромовая разминка
I 'обята, наш урок мне бы хотелось начать с загадки. Прочи- i айте ее медленно, попробуйте отгадать. Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках На листочках,
Где станции на точках. (Книга.) Как названа книга в загадке? (Страна чудес.) Как вы поняли последнюю строчку? Прочитайте выразительно эту загадку.
IV. Работа по теме урока
Прочитайте название статьи на с. 6 учебника. Как вы думаете, о чем она? (Предположения детей.) Почему старинные книги называют рукописными? (Потому что они писались от руки. Ведь раньше не было печатных машин и станков.)
• Прочитаем статью и проверим наши предположения. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.)
• Что вы узнали о рукописных книгах?
• Кто их писал и переписывал?
LII. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали!
LIII. Продолжение работы по теме урока Подготовка сообщения
• Прочитайте текст еще раз.
• Составьте с другом сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Используйте вопросы учебника (с. 7).
(Самостоятельная работа учащихся. Получившиеся тексты дети записывают в рабочую тетрадь.)
Подведение итогов урока
• Какие были и бывают книги?
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 6—7, доработать сообщение. Подобрать материал о первопечатнике Иване Федорове.
LIV. Ромовая разминка
Прочитайте медленно жужжащим способом.
Книга — учитель, книга - наставница, Книга — близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук. Бедным считайте такое жилище, Где вся забота — набить бы живот, Где калорийная вкусная пища Пишу духовную не признает. Книга — советчик, книга — разведчик, Книга — активный борец и боец, Книга — нетленная память и вечность, Спутник планеты Земля, наконец...
|
В. Боков
((тем проводят коллективное плавное чтение, выразительна ■и см не, беседу после прочтения.) О чем это стихотворение? Какие главные мысли заключены в нем? Как автор называет книгу?
LV. Повторение пройденного
(' какими книгами мы познакомились на прошлом уроке' (С рукописными книгами Древней Руси.) Как выглядели рукописные книги? Кто их обычно писал и переписывал? О чем рассказывалось в летописях?
До какого времени рукописные книги были единственным! книгами в России?
Когда в нашей стране появилась первая печатная книга' (В 1564 г.)
LVI. Работа по теме урока
■ Сегодня вы узнаете, как печатались первые книги. Открой те учебник на с. 8—9.
LVII. Что вы видите на этих страницах? (Старинные книги; людей, работающих на станках; памятник.)
LVIII. Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Ивану Федорову.)
LIX. Что вы о нем узнали?
(Если есть дети, подготовившие сообщения, им дается слово.)
LX. Прочитайте задание (с. 8), выполните его с другом.
LX. Физкультминутка
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.
LXIV. Речевая разминка
• Прочитайте медленно жужжащим способом.
У всего свое начало: У домов, у кораблей, У дороги от причала Через тридевять морей. У хлебов — в полях раздольных, У комбайна, у станка — Все идет от двери школьной И от первого звонка.
• Как вы понимаете это стихотворение?
• Прочитайте выразительно.
Постановка цели урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, - самого великого чуда на свете.
Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе. Итак, в путь!
Беседа
4. Отгадайте загадку.
Ты беседуй чаще с ней — Будешь вчетверо умней. (Книга.)
5. Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их писали от руки.)
6. Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?
(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)
7. В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: начало XII века.)
Путешествие в XII век
8. Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчитайте от 5 до 1.
(Дети считают: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!)
11риземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого видите? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.)
|
Л знаете ли вы, почему летописи получили такое название? 11ослушайте рассказ, который подготовили для вас одноклассники.
Ученик 1. С развитием на Руси письменности, она появи- (im I. у пас более тысячи лет тому назад, отдельные предания стали
..... п инать, а затем их соединяли. Таким образом создавалась ис-
11 ||>ия парода и всей страны.
Ученик 2. Когда же появилось желание точно узнать о том ипп ином событии, стали проставлять даты. В то время на Руси 11 in 11,1 швали летом, и обычно рассказ о каком-то важном историческом событии начинался словами: «В лето...» Так появилось ни иииие «летопись».
LXXVII. Физкультминутка
Кот и мыши
(Один из играющих - «кот Васька», остальные «мыши». «Васька» ходит по кругу, «мыши» поют.)
Ходит Васька серенький, Хвост у Васьки беленький, Глазки закрываются, Когти расправляются. Шерсть у Васьки пышная, Поступь еле слышная, Зубы — как игла.
(Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей».)
Первопечатник Иван Федоров
LXXXVIII. Беседа
• Садимся в машину времени и отправляемся туда, где печатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печатать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. Отправляемся в XVI век.)
• Итак, откройте глаза. Мы на месте... Откройте с. 8—9 учебника. Что и кого вы видите? (Ивана Федорова за станком.)
Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он установлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.
• Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы будущей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски - ручной инструмент для пользования типографской краской.)
Рассказ об Иване Федорове
(Под музыку заранее подготовленные ученики читают или рассказывают.)
Иван Федоров (ок. 1510—1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580—1581) и др. Федоров был разносторонним мастером,
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
XC. Речевая разминка
• Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Считалка.)
Над горою солнце встало. С неба яблоко упало. По лазоревым лугам Покатилось прямо к нам! Покатилось, покатилось, В речку с мостика свалилось, Кто увидел — не дремли, Поскорей его лови! Кто поймал, тот молодец, Ведь считалочке конец!
• Прочитайте медленно.
• Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
• Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
• Прочитайте скороговоркой.
• Прочитайте выразительно.
XCII. Работа по теме урока
XCIII. Проверим наши предположения. Откройте учебник па с. 13. Прочитайте название раздела.
XCIV. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы считаете, почему она здесь помещена?
XCV. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
XCVI. Чему мы научимся?
XCVII. Чему мы будем учиться?
• Физкультминутка
Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой топ, топ! Правой ножкой топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали. Вы резвиться не устали?
• Продолжение работы по теме урока
XCVIII. Так как же называется новый раздел?
XCIX. Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, передаваемое из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец — сыну, бабушка — внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)
C. Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное — значит, что это создал народ, а не кто-то один.)
CI. Что означает выражение «передавать из уст в уста»? (Сообщать что-нибудь другому человеку.)
CII. Ребята, прочитайте и отгадайте загадки.
Во фраке зеленом маэстро Взлетает над лугом в цвету. Он гордость местного оркестра И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.) Я думал: ног не унесу. Есть и у храбрости грани и ы! Сегодня встретилась и лесу Мне помесь гуся и синицы (/\п•шщи.)
Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (Таракан.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)
CIII. На какие две группы можно разделить эти загадки? (На загадки о насекомых и о деревьях.)
CIV. Как вы считаете, почему на этом уроке вам предложено разгадать загадки? (Они относятся к устному народному творчеству.)
CV. На нашей выставке есть книги по теме раздела. Что вам особенно нравится, что бы хотелось рассказать или прочитать?
(Дети загадывают загадки, читают заклички, пословицы и т. п.)
CV. Рефлексия
CVI. С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
CVII. За что бы вы себя похвалили сегодня?
• Подведение итогов урока
CVIII. Какой раздел мы начали изучать?
CIX. Как вы понимаете его название?
Домашнее задание
Принести книги по теме раздела.
CIX. Организационный момент
CIX. Проверка домашнего задания
CX. Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.
• Речевая разминка
CXI. Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)
Погляди скорее — Щечки розовеют, Пестренький платочек,
Платьице в цветочек, Пухленькие крошки — Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
CXII. Прочитайте медленно.
CXIII. Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
CXIV. Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
CXV. Прочитайте скороговоркой.
CXVI. Прочитайте выразительно.
Беседа
CXXI. Ребята, пролистайте с. 14—19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)
CXXII. Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)
CXXIII. Откройте с. 20—21. Прочитаем тексты.
(Читают хорошо читающие дети и учитель.)
Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке
(Понимание прочитанного проверяе тся выборочным чтением.)
CXXVII. Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)
a. I ^ипаосдспия прИКЛВДНШ Q искусства . 39
CXXVIII. Из чего сделаны эти игрушки? {Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)
CXXIX. Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)
Физкультминутка
Ох, как хочется трудиться! Все делать охота! Чтобы трудом насладиться, Начинай работать! Я и бодр, и силен, Быстро все поделаю. Свою волю покажу, Слово для себя сдержу!
VIII. Рефлексия
L Организационный момент
CXXXVII. Речевая разминка
• Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Альбом для рисования
Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски... Все нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
• Прочитайте жужжащим способом.
• Прочитайте медленно.
• Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
• Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
• Прочитайте скороговоркой.
• Прочитайте выразительно.
Работа по теме урока
• Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них вам больше всего понравились?
(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)
• Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (Ответы детей.)
Иллюстрация - это рисунок или любое изображение, помещенное в книге. Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.
CXXXVIII. Пролистайте страницы прочитанных сказок. Рассмотрите иллюстрации к ним. Кто их автор?
(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстраторы — И. Билибин и В. Васнецов.)
CXXXIX. Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецова и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются? (На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изображение более реалистичное, другой колорит.)
CXL. Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с заглавной буквы? (Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.)
CXLI. Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду. (Дети находят.)
CXLII. Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин?
Иван Яковлевич Билибин (1876— 1942) получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, 11 тбженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов книги — обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» н лр. Известны его работы к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особенностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказочные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух И скорей за парту — плюх.
В. Васнецов «Сивка-Бурка»
• Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.
(Дети зачитывают отрывок.)
• Кто изображен на переднем плане картины? (На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Прекрасную.)
• Что вы видите на заднем плане картины? (На заднем плане изображены народ и дома.)
• Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. (Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Может быть, даже зависть.)
• Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)
• Ребята, проследите по сказке, как Иванушка общался со своим конем. Как конь обращался к нему? (Ответы детей.)
Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый образ. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка- подросток — героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни злой ведьмы, ни козленка... Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.
Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки — все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни,
которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.
Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.
Знакомство с художниками
CXLIV. На с. 57 учебника рассмотрите портреты художников. Дома вы должны были найти сведения о жизни и творчестве этих художников. Что вы принесли на урок?
CXLV. Составьте рассказ об одном из них. Слова-помощники даны в задании 21. (Дети зачитывают слова.)
CXLVI. Составьте план своего рассказа и запишите его в рабочую тетрадь.
(Самостоятельная работа учащихся.)
CXLVII. Расскажите, что.у вас получилось.
CXLVII. Рефлексия
I. Представление команд
Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу. Играют 2 команды: «Конек-Горбунок» и «Сивка-Бурка». Представляю вам жюри... (Это могут быть приглашенные учителя, родители или старшеклассники.)
II. Конкурсы
Конкурс 1. «Кроссворд»
CL. Народное искусство слова — это песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд на с. 51 учебника и узнаете, как еще называют народное творчество.
Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее разгадает кроссворд. Время пошло!
(Ответы: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка. 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень.)
Народное творчество еще называют словом «фольклор». Конкурс 2. «Виды фольклора»
CLI. Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время пошло! (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)
III. Работа по теме урока
CLXVIII. Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть.
CLXIX. Работа над проектом
Сегодня вы приступаете к созданию проекта «Сочиняем волшебную сказку».
• Как вы думаете, как нужно организовать работу? С чего начать? (Высказывания детей.)
Примерный план работы:
2. Определяемся, какой будет ваша сказка. (Волшебной.)
3. Вспоминаем ее признаки.
4. Придумываем главных героев сказки, сюжет.
5. Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.
6. Записываем ее.
7. Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.
8. Придумываем иллюстрации к сказке.
(Дети начинают работать над сказкой. Продолжают дома.)
Рефлексия
Подведение итогов урока
18. Чему учились на уроке?
19. Что нового узнали?
Домашнее задание
Работа над проектом «Сочиняем волшебную сказку».
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1
CLXXI. Речевая разминка
• Прочитайте стихотворение.
Осень-швея
Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала, Ей осень лоскутное шьет одеяло. Листок аккуратно к листку пришивает. Сосновой иголкой стежок подгоняет. Листочки на выбор — любой пригодится. Вот рядом с багровым лиловый ложится, Хоть очень по вкусу швее золотистый, Сгодится и бурый, и даже пятнистый. Скрепляет их бережно нить паутины. Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Т. Гусарова
• Понравилось вам стихотворение?
• Прочитайте медленно.
• Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
• Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
• Прочитайте скороговоркой.
• Прочитайте выразительно.
Введение в тему
• О чем рассказывает нам автор?
• Как вы поняли название стихотворения «Осень-швея»?
• О каких осенних явлениях природы говорит нам автор?
• Какое время года вам больше всего нравится?
• Расшифруйте, что здесь написано. 1 ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП (Поэтическая тетрадь 1.)
• Как вы считаете, что это такое?
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Поэтическая тетрадь 1».
Работа по теме урока
• Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)
• Чему мы будем учиться?
• Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 59.
• Прочитайте: с чем мы познакомимся?
• Чему мы научимся?
• Чему мы будем учиться?
• Проверим, внимательны ли вы были. Скажите, с произведениями каких поэтов мы познакомимся? (Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова.)
• Какие это будут произведения? (Лирические.)
• Расскажите, чему мы научимся.
• Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 59 учебника.)
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале... Вправо, влево повернись, Наклонись и улыбнись! Лапки вверх и лапки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои зайчишки!
Хитрые загадки в стихах
• Прочитайте хитрые загадки И. Агеевой. Отгадайте их.
Хоть малым-мала кастрюля, Но сидит в ней наша Юля! Помещается в ней просто, А ведь Юлька с папу ростом. Дайте мне скорей ответ:
Быть так может или нет? {Может: кастр-Юля.)
Как же это? Как же это?
Размяукалась... котлета.
Есть ее теперь боюсь,
Прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? (Кот: кот-лета.)
Бусы женщин украшают, Все об этом твердо знают. Чтоб мужчинам их носить, Нужно что-то отцепить. Что? Скорее говори!
Я считаю: раз, два, три... (Нужно отцепить букву Б: бусы — усы.)
• Что помогло вам отгадать их? (Внимание.)
• Найдите ошибку в слове или замените букву.
Ребята смеются, купаясь в реке, Плакучая ИРА стоит вдалеке. (Ива.) От радости матросы пели: Ура! Они достигли МЕЛИ!.. Щели.) Я в детстве не раз ошибался — И ЙОГА в бутылке боялся. {Йода.)
Живет у нас дремотное Пушистое ЗЕВОТНОЕ. (Животное.)
Среди ветвей туман повис, В траву слетает рыжий ЛИС. {Лист.)
Сколько солнца на опушке!
На носу у нас ВОЛНУШКИ. (Веснушки.)
Лег петух поспать немножко — ШПОРАМИ прикрыл окошко. (Шторами.) Я утром вышел рано-рано, Гляжу: пасутся два БАНАНА! (Барана.)
Синеет море перед нами,
Летают МАЙКИ над волнами. (Чайки.)
На болоте нет дорог — Я по КОШКАМ скок да скок! (Кочкам.)
Миша дров не напилил,
Печку КЕПКАМИ топил. (Щепками.)
Кошка ловит МИСКУ. (Мышку.)
На глазах у детворы
Красят КРЫСУ маляры. (Крышу.)
М. Ясное
• Трудно ли вам было разгадывать эти загадки? Почему? VII. Рефлексия
• Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
CLXXIII. Речевая разминка
• Выполним упражнение «Паровоз». Встали, представили, что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
• Теперь представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг видите, что на клумбе расцвела прекрасная гвоздика.
(Учитель вынимает цветок, ставит его в заранее приготовленную вазу с водой.)
• Вам захотелось его показать кому-то? Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией? (Мы позовем друзей радостно.)
• Прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка! Что за красный огонек? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денек.
Е. Серова
• Как, с какой интонацией будем читать это стихотворение? (Радостно, восторженно.)
Верно. Но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
CLXXIV. Каким тоном будем читать первую строчку? (Тоном приглашения, с чувством радости.)
CLXXV. Каким тоном прочитаем вторую строчку? (Радостно-вопросительным тоном.)
CLXXVI. А третью и четвертую строчки? (С чувством восхищения.)
CLXXVII. Прочитаем выразительно.
(Дети читают сначала все вместе, затем несколько человек
индивидуально.)
Беседа
CLXXXIV. Чему, по мнению автора, нужно научиться сначала? (Читать стихи для себя.)
CLXXXV. Как автор объясняет то, что человек боится при чтении стихов забыть слова? (Читают соответствующий абзац.)
CLXXXVI. Что вы поняли из статьи «Как научиться читать стихи»? (Надо сначала научиться читать их для себя. Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.)
Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
Рассказ учителя об авторе
Смоленский Яков Михайлович (1920-1995) - актер, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные ныне артисты считают его своим учителем.
Рефлексия
22. Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Подведение итогов урока
23. Какой раздел учебника мы начали изучать?
24. Чему учились сегодня на уроке?
25. Каким советам Я. Смоленского последуете при чтении стихотворения?
Домашнее задание
Подготовить проект по статье Я. Смоленского «Как научиться читать стихи».
CLXXXIX. Речевая разминка
(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст на карточке или на доске и показываю! его в движении.)<
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!