Классификация инструментов торговой политики — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Классификация инструментов торговой политики

2021-10-05 57
Классификация инструментов торговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

методы

инструмент торговой политики

Регулирует преимущественно

тарифные

таможенные пошлины

 

импорт

тарифная квота

 

импорт

нетарифные

количественные

квотирование

 

импорт

лицензирование

экспорт

импорт

'добровольные ограничения"

экспорт

 

скрытые

государственные закупки

 

импорт

требование о содержании местных компонентов

 

импорт

технические барьеры

 

импорт

налоги и сборы

 

импорт

финансовые

субсидии

экспорт

 

кредитование

экспорт

 

демпинг

экспорт

 

Таможенно-тарифная система: понятие, виды таможенных пошлин.

(А. Киреев, том I, с. 204-212, 219-222)

Таможенный тариф (тт) может определятся как:

Инструмент торговой политики и гос регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мир рынком;

Свод ставок таможенных пошлин(тп), применяемых к товрарм, перемещаемых через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.

Конкретная ставка ТП, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территория страны. В этом случае понятие ТТ полностью совпадает с понятием ТП.

ТП – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Основные функции ТП:

Фискальная – имп и эксп пошлины - одна из статей доходной части гос бюджета

Протекционистская – имп пошлина ограждает местных производителей от нежелательной конкуренции

Балансировочная – эксп пошлина предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые ниже мировых

Виды ТП

По способу взимания:

· Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

· Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (напр, $10 за 1т)

· Комбинированные – сочетаютпервые два(напр, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл за 1т)

По объекту обложения:

· Импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при запуске их для свободногообращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты нац производителей от иностранной конкуренции;

· Экспортные – пошлины, которые накладываются на эксп товары при запуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко;

· Транзитные – пошлины, котрые накладываются на товары, перевозимыетранзитом через территория данной страны. Крайне редко используются, преимущественно как средство торговой войны.

· Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования м/н торговли продукцией сезонного характера, прежде всего с/хоз-ной.обычно срок их д-вия не превышает нескольких месяцев в год, в теч которых д-вие обычного тарифа приостанавливается;

· Антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

· Компенсационные — пошлины, на­кладываемые на импорт тех товаров, при производстве-которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб нацио­нальным производителям таких това­ров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в односто­роннем порядке в чисто защитных це­лях от попыток недобросовестной кон­куренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств

По происхождению:

• автономные — пошлины, вводи­мые на основании односторонних ре­шений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а

конкретные ставки таможенных пош­лин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего со­глашения, такого как Генеральное со­глашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по срав­нению с обычно действующим таможен­ным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развиваю­щихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Об­щая система преференций, предусмат­ривающая значительное снижение им­портных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развиваю­щихся стран. Россия, как и многие дру­гие страны, с импорта из развивающих­ся стран не взимает таможенные пош­лины вообще.

По типам ставок:

• постоянные — таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависи­мости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

• переменные — таможенный тариф, ставки которого Moiyr изменяться в ус­тановленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие та­рифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяй­ственной политики.

По способу вычисления:

• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее пред­ставление об уровне таможенного обложения, которомустрана подвергает свой импорт или экспорт;

Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисоенные с учетом уровня пошлин, наложенные на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенная стоимость товара – нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации

Эффективная ставка тарифа – реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычесленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров

Тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов о одних субъектов эк деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к рямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к эк росту в тех или иных секторах, не возникает. Введение импортного тарифа большой страной вызывает эк эффекты, близкие эк эффеткам в малой стране. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределние доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителейв бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли. Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результатеменьшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

10. Лицензионная система регулирования и количественные ограничения в международной торговле. (А. Киреев, том I, с. 232-242)

В дополнеие к тарифным методам государственного регулировнаия м/н торговли правительства используют нетарифные методы – количественные, скрытые, финансовые.

Количественные ограничения – административаня форма нетарифного гос регулирования торгового оборота, определяющая кол-во и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

КО включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенная форма КО – квота лил контингент (почти одно и то же, разница: контингент иногда используется для обозначения квот сезонного характера)

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

· Экспортные – вводятся либо в соответсвтии с м/н стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

· Импортные – вводятся нац правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

· Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенног товра на опр период времени вне зависимости от того из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления

· Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают осн преимущества в экспорте или импорте тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.

Различия импортного тарифа и импортной квоты

  Импортный тариф Импортная квота
Содержание эффекта похода заключается в перераспределении дохо­да от потребителей в бюд­жет перераспределении дохода от потребителей импортирующим компаниям
Рост внутреннего Mipoca на товар приводит к увеличению его импорта приводит к повышению его вну­тренней цены
Администрирование достаточно компактных та­моженных органов требует создания громоздкой сис­темы распределения лицензий
Ограничительный аффект зависит от колебания им­портных цен точно ограничивает импорт же­лаемым количеством

Лицензирование

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, на­зываемый лицензированием.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выда­ваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установ­ленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться со­ставной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регули­рования. В первом случае лицензия яв­ляется лишь документом, подтверждаю­щим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разреше­ние на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия — разреше­ние ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — раз­решение, выдаваемое немедленно пос­ле получения от экспортера или им­портера заявки, которая не может быть отклонена государственным орга­ном.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего разви­вающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего использу­ют лицензии как документ, подтвержда­ющий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты. Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

• аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной каз­не, сравнимые с доходами от таможен­ной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурс­ной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных аме­риканских импортеров, а среди ино­странных экспортеров. Лицензия доста­валась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукцио­ны проводились для распределения ли­цензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

• система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорци­онально размерам их импорта за пред­шествующий период или пропорцио­нально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержа­ния тех фирм, которые вынуждены со­кратить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоб­бистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;

• распределение лицензий на внеце-новой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые проде­монстрировали свою способность осу­ществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оцен­ки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров кон­курса, что неминуемо связано с больши­ми затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределе­нии лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к пер­вому, наиболее рыночному методу.

«Добровольные» ограничения экспорта

Количественное ограничение импор­та в страну может быть достигнуто не

только за счет действий ее правительст­ва по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортиру­ющей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более круп­ной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мс;р на импорт в слу­чае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экс­порта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле огра­ничить или, по крайней мере, не рас­ширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправитель­ственного или неофициального согла­шения об установлении квот на экспорт товара.

11. Понятие и экономическая целесообразность использования посредников и виды договоров о посредничестве

Левкович

Посредники – это независимые от производителей и потребителей лица, фирмы и организации, содействующие обмену товаров.

Торгово-посреднические операции – операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя (экспортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или особого поручения.

Услуги посредников:

1) операции по организации сбыта: заключение сделок, поиск контрагента и т.д., проведение рекламных компаний;

2) транспортно-экспедиторские операции (транспортировка и страхование);

3) финансирование торговых операций;

4) оказание технических услуг: послепродажное техническое обслуживание в гарантийные и постгарантийные сроки и т.д.

Положительные моменты работы через посредника:

- посредник оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры в стране присутствия посредника;

- увеличение конкурентоспособности за счет гарантийного и постгарантийного обслуживания;

- доступ к информации о рынках, на которых работают посредники;

- чаще посредники специализируются не на одном производителе, а на определенной группе товаров.

Негативные моменты работы с посредниками:

- опасность монополизации рынка посредником;

- стратегия посредника может не совпадать со стратегией производителя.

В настоящее время порядка 50 % сделок осуществляют непосредственные производители, и порядка 50 % сделок осуществляется через посредников.

Виды посреднических операций (посредников):

1) простые посредники (брокеры);

2) торговые агенты (агентские операции);

3) комиссионеры (комиссионные операции);

4) независимые торговцы (посредники по перепродаже, купцы) – операции по перепродаже - сбытовые посредники (дистрибьюторы)?.

1) Простые посредники (брокеры):

Торговые фирмы, лица и организации подыскивают взаимноинтересных продавцов и покупателей, «сводят» их, но сами не принимают непосредственного участия в сделках ни своим именем, ни капиталом.

Контракт подписывается между продавцом и покупателем.

Если на брокера возлагаются какие-либо дополнительные функции, производится дополнительная оплата.

Обычно брокер работает с одним-двумя видами товаров, не более.

Лицо, дающее брокеру поручение, называется – принципал.

Возможен и вариант, при котором брокер финансирует сделку.

В чистом виде заказ клиента поступает в торговый зал - брокер ищет покупателя - передает клиенту данные о покупателе – клиент оплачивает сделку.

2) Торговые агенты (агентские операции):

Лица и организации, которые на основе договора с продавцами и покупателями получают право содействовать заключению сделок или заключать сделки от имени экспортеров или импортеров.

То есть агентская операция – поручение принципала другой стороне о совершении фактических и юридических действий связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала.

Агентское соглашение длительное. Действие агентов регулирует либо специальное законодательство, либо торговый кодекс. Иногда агент понимается как торговый представитель. Отдельного законодательства по этому вопросу не существует, иногда агент выступает и как предприниматель.

3) Комиссионеры (комиссионные операции):

Комиссионер – посредник, имеющий право подыскивать партнеров и подписывать контракты от своего имени, но за счет комитента, который и несет коммерческий риск.

Маржа по сделке – чистая прибыль реализатора.

Типичный товар, реализуемый на условиях комиссии – автомобили (комиссионный склад). По мере реализации товара деньги перечисляются комитенту.

Расширение прав посредников происходит следующим образом.

Существует 2 договора комиссии: комиссии между производителем и посредником и купли-продажи между продавцом, посредником и покупателем.

До момента продажи товар принадлежит комитенту, то есть это договор хранения с правом реализации.

Функции комиссионера: как сбыта, так и транспортировки, кредитование производителя (вернуть деньги за товар до момента его реализации), исследование рынка, реклама.

Вознаграждение комиссионера: в отличие от двух предыдущих видов, определяется продажная цена и минимальная цена необходимая производителю. На практике маржа выступает как процент от сделки.

Индент – разовое комиссионное поручение импортера одной страны комиссионеру другой страны на покупку определенной партии товара.

Закрытый индент – предполагает точное определение производителя товара и точные сведения о заказываемом товаре.

Открытый индент предполагает право выбора производителя и товара по усмотрению комиссионера, закрытый – наоборот.

Экспортная комиссионная операция – это операция консигнации.

Консигнация – поручение одной стороны (консигнанта) другой стороне (консигнатору) продажи товара со склада от своего имени и за счет консигнанта.

Виды консигнации:

1) простая консигнация – собственно договор комиссии. (Расчеты по открытому счету – определяется средняя сумма на каждый месяц. Обычный срок – 6 месяцев).

2) Частично возвратная консигнация – в предыдущем случае у посредника нет стимула реализовать товар, так как по истечении срока договор просто считается расторгнутым, а товар возвращается принципалу. В данном случае издержки по нереализованному товару делятся между принципалом и посредником. Консигнатор принимает обязательство по истечении определенного срока купить не менее согласованного количества из нереализованного к этому сроку товара.

3) Безвозвратная консигнация – по истечении срока договора посредник выкупает весь нереализованный товар.

Таким образом, обязательства посредника возрастают от 1-го к 3-му виду консигнации.

4) независимые торговцы (купцы, дистрибьюторы):

Это независимые лица и организации, которые осуществляют куплю-продажу товара от своего имени и за свой счет.

Есть два вида таких сделок:

- купец берет у производителя товар на основе договора купли-продажи, далее реализует от своего имени, отношений между ними кроме этого договора никаких;

- тоже самое, но над договором купли-продажи главенствует дистрибьюторский договор, он определяет территорию работы посредника, право на перепродажу, вид товара и т.п. То есть, купец несколько ограничен в своих действиях этим соглашением. Но договор купли-продажи необходим, так как сложно предугадать условия которые могут возникнуть за несколько лет действия рамочного соглашения.

В некоторых странах «вольных купцов» называют комиссионерами.

Содержание различных видов договоров о посредничестве

1. Договор о предоставлении права на продажу:

Ø стороны договора;

Ø характер взаимоотношений между сторонами (экспортер продает, посредник покупает или подобное);

Ø определение товара (перечень товаров, с которыми будет работать посредник);

Ø определение территории (договорная территория);

Ø характер права на продажу;

Ø условия цены и способы выплаты вознаграждения (маржа – если устанавливается минимальная цена экспортера, процент – если устанавливается конечная цена);

Ø сроки договора (1-3, иногда 5 лет) Как правило, посредники склонны удлинять сроки действия договора;

Ø обязанности торговца по договору в связи с реализацией товара (оговорка о неконкуренции, оговорка о минимальном обороте, оговорка об организации технического обслуживания, оговорка об осуществлении рекламы, о предоставлении информации о рынке).

2. Договор консигнации:

Ø стороны договора;

Ø определение товара (оговорка о максимальном количестве товара на консигнации);

Ø территория;

Ø и консигнации и действия договора (6-24 месяца, среднее – 12 месяцев). Срок действия договора обычно длиннее, чем срок консигнации: дается время на расчеты, исполнение условий договора;

Ø право собственности на товар, поставляемый на консигнацию;

Ø условия цены;

Ø условия и порядок выплаты вознаграждения консигнанту;

Ø условия платежа (порядок расчета, периодичность и сроки, валюта цены, валюта платежа);

Ø обязанности консигнатора (реклама, техническое обслуживание, страхование и т.д.);

Ø порядок возврата товара (расходы посредника по возврату товара – обычно расходы по доставке до границы своей страны FOB до границы или FOB свободно на борту судна).

3. Агентский договор:

Ø стороны договора;

Ø характер взаимоотношений между принципалом и агентом (можно ли использовать имя принципала);

Ø определение товара;

Ø территория;

Ø права, предоставляемые агенту;

Ø срок действия соглашения и порядок его расторжения (типичный срок 1-5 лет);

Ø вознаграждение (размер его, момент возникновения права на вознаграждение – когда заключен договор или после получения дохода принципалом, по факту отгрузки товара и т.п.);

Ø обязанности агента (оговорка о неконкуренции, о минимальном обороте, оговорка del credere – ограждение от убытков: неоплаты товара, не предоставления платежных гарантий и т.п. – агент вынужден возместить убытки, пока идет разбирательство в арбитраже, о рекламе, о предоставлении информации);

Ø обязанности принципала (предоставление образцов чертежей, капиталов, рекламных материалов, условия сделки).

Турбан

Можно выделить три условных признака разграничения посредников:

1. Приобретение посредником товара в собственность.

2. Продажа товара посредником от своего имени.

3. Длительность взаимоотношений посредника и производителя.

Вид посредника Приобретение товара в собственность Право продавать товар от своего имени Длительность взаимоотношений
сбытовой посредник + + +
комиссионер, консигнатор - + +
агент - - +
брокер - - -

Виды договоров с внешнеторговыми посредниками и их содержание.

Западная практика такова:

сбытовые посредники – договор франчайзинга (договор исключительного права продажи товаров);

комиссионеры – договор комиссии;

консигнаторы – договор консигнации;

агенты – договор поручения (агентское соглашение).

Вид посредников (западная практика)

ТОРГОВЫЙ ДОМ — это многофункциональное предприятие, осуществляющее экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, сочетающее в себе оптового торговца, комиссионера, брокера, финансово-инвестиционное учреждение, консалтинговую фирму и торговца лицензиями.

Договор о франчайзинге рассматривается в зарубежных странах как разновидность договора об исключительной продаже товаров.

Эту форму работы активно используют такие известные компании, как «Макдональдс», «Кентукки фрайд чикен», «Дока-пицца», «Хилтон», «Холидей иннз» и др.

Суть франчайзинга состоит в том, что крупная «родительская фирма» (продавец) предоставляет небольшому частному предприятию (покупателю) исключительное право (франшизу) производить продукцию (и/или услуги) и торговать ею под маркой «родителя» в течение определенного времени, в специально отведенном месте.

Соглашение с брокерами

С брокерами, в отличие от других видов посредников, заключается простое соглашение. Основная цель предоставления брокерами услуг состоит в содействии заключению договора между заинтересованными лицами. Они посредничают при заключении различного рода сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, страхования, перевозки и др. Содержание соглашения с брокерами зависит от данного им поручения.

 

12. Условия работы посредников на рынке

Выделяют три вида условий работы посредников на рынке:

1) неисключительное право;

2) право первой руки;

3) исключительное (монопольное) право.

1) неисключительное право:

соглашение, дающее посреднику возможность работы на определенной территории (рынке). Принципал может работать сразу с несколькими посредниками либо вообще напрямую продавать товар покупателю.

С точки зрения посредника: посредники берутся за это, если товар находится в начале своего жизненного цикла, когда рынок еще не освоен. Еще один вариант – товар не новый, но проводится освоение новых рынков.

2) право первой руки (преимущественное право):

В данном случае экспортер обязан предоставить определенную партию товара посреднику «первой руки». Посредник может ее купить, а может отказаться от покупки. Отказ, как правило, оформляется письменно. После отказа посредника «первой руки» экспортер может предложить эту партию следующему посреднику на условиях не лучших, чем посреднику «первой руки» (в первую очередь это касается цены).

Письменное предложение производителя называется офертой.

3) исключительное (монопольное право):

Посредник работает на соответствующей территории с эксклюзивным правом продажи.

Для экспортера это наименее выгодно: реальная опасность блокирования рынка посредником. Есть оговорки, важные в данном случае для экспортера. Например, о минимальном обороте, предоставлении информации о рынке, рекламе и т.д.

В договор должны быть также включены еще и исключения из монопольного права:

- можно поставлять товар по контрактам, подписанным ранее, чем был подписан договор с посредником;

- осуществление прямых поставок правительственным организациям (обычно по тендерам);

- комплектная поставка, являющаяся частью другого договора.

Большинство национальных законодательств, в том числе и Республики Беларусь, не содержат специальных норм, регламентирующих взаимоотношения со сбытовыми посредниками. Внешнеэкономические связи с посредниками, которые приобретают продукцию в свою собственность, регулируются лишь выполнением обязательств по договорам купли-продажи. Между тем в международную практику хозяйственной деятельности широко вошли договор об исключительной продаже товаров и договор о франшизе.

Договор о франчайзинге рассматривается в зарубежных странах как разновидность договора об исключительной продаже товаров.

Эту форму работы активно используют такие известные компании, как «Макдональдс», «Кентукки фрайд чикен», «Дока-пицца», «Хилтон», «Холидей иннз» и др.

Суть франчайзинга состоит в том, что крупная «родительская фирма» (продавец) предоставляет небольшому частному предприятию (покупателю) исключительное право (франшизу) производить продукцию (и/или услуги) и торговать ею под маркой «родителя» в течение определенного времени, в специально отведенном месте.

Неисключительное право продажи, при котором экспортер оставляет за собой возможность самостоятельно или через других посредников продавать товары определенной номенклатуры на договорной территории.

За экспортером сохраняется свобода действия, но это право сдерживает посредника от вложения капитала в создание и расширение сбытовой сети, систему сервиса, рекламу и т.д.

Исключительное (монопольное) право продажи, при котором экспортер берет на себя обязательства продавать товары на оговоренной территории только через данного посредника, при этом лишается права самостоятельного выхода на этот рынок.

Если экспортер нарушает данное обязательство, посредник вправе требовать вознаграждение за сделки, в которых он не принимал участия.

Преимущественное право продажи (право первой руки), по которому экспортер обязуется в первую очередь предложить товар привилегированному посреднику и только после его отказа сбывать продукцию самостоятельно либо через других посредников. Условия, на которых предлагается товар другим посредникам, не должны быть лучше, чем предложенные посреднику с правом первой руки. Во избежание споров следует рекомендовать экспортерам получить от посредников с преимущественным правом продажи отказ в письменной форме.

13. Международные товарные биржи: понятие, виды, функции, организация

(конспект с. 14-20)

Левкович

Исторически биржевой торговле предшествовали:

- караванная торговля (эпизодическая);

- ярмарка (периодически);

-биржевая торговля (постоянно, на одном месте, с фиксированными часами и днями работы).

В XVI-XVII в.в. торговали в основном пищевым маслом, хлопком, металлами.

Первые биржи возникли в XVI веке в Европе:

1531 год – Антверпен;

1536 год – Лондон.

Возникновение в Чикаго Чикагской торговой палаты.

1703 г. – Россия (времена Петра I) – наибольшее развитие биржи получили в Санкт-Петербурге – торговали в основном государственной мануфактурной продукцией.

Большая часть сделок – за наличный расчет с немедленной поставкой.

Современная биржа – это:

-форма оптовой торговли;

-коммерческое предприятие, которое регулярно осуществляет сделки по купле-продаже определенного товара.

Доп. инф.

Биpжа - это постоянно действующий pынок массовых взаимозаменяемых товаpов (ценных бумаг, пеpевозок), пpедполагающий свободу товаpного пpоизводства, конкуpенции и цен. Возникновение биpжевого сообщества у нас сопpяжено с необходимостью оpеделённой центpализации опеpаций обмена.

Биржа в классическом понимании это:

1) место, где регулярно в одно  и тоже время проводят торги по определенным товарам;

2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.

Биржевая торговля организуется торговцами для облегчения процесса торговли, для выработки более эффективного механизма и впоследствии, хеджирования (защита, страховка от неблагоприятного изменения цен).

Биржа имеет:

- организационную основу;

- экономическую основу;

- юридическую основу.

Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое броке­рам и дилерам, т.е. профессионалам биржевого дела.

С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения.

Биржа является юридическим лицом, обладающее обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном гос. суде (тритейском суде).

ФУНКЦИИ ТОВАРНОЙ БИРЖИ.

  Биржа - организующая, системообразующая часть рыночной струк


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.