Также к сдвигам в МЭО, появившимся вследствие недавнего изменения политической ситуации в мире, можно отнести следующее: — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Также к сдвигам в МЭО, появившимся вследствие недавнего изменения политической ситуации в мире, можно отнести следующее:

2021-10-05 28
Также к сдвигам в МЭО, появившимся вследствие недавнего изменения политической ситуации в мире, можно отнести следующее: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доп. инф.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения.

Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.

В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни. Вследствие этого углубление и развитие МЭО зависят от тех же причин, что и развитие МРТ, а именно: от естественных (природных, географических, демографических), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

Практическое выражение МЭО находят в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами), в международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов.

Наряду с этим выделяют ряд основных признаков МЭО:

1. в основе МЭО лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

2. участники МЭО экономически обособлены, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей.

3. в МЭО действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма. В основе МЭО лежат рыночные отношения.

4. мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

5. одна из основных форм МЭО — международная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

6. обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для становления мирового информационного рынка.

7. МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, Европейский банк реконструкции и развития и т.п.).

8. МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, Международный нефтяной картель — МНК, ОПЕК).

9. МЭО не свободны от международного, регионального, государственного регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах.

Следует отметить, что в дополнение к этому на МЭО также оказывают действие следующие факторы:

· Н аучно- т ехническая р еволюция, оказывающая прогрессивное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление

·Острота глобальных проблем (демографическая, продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая, гонка вооружений)

·Несбалансированные отношения между Центром и Периферией, увеличение разрыва между бедными и богатыми странами, проблема внешнего долга ряда стран

·Рост экономической взаимозависимости

·Растущая роль негосударственных структурных образований (неправительственные организации, ТНК) в решении международных вопросов

Предметом МЭО является совокупность системообразующих экономических связей на национальном, региональном и глобальном уровнях.

В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой превышает в настоящее время 8 трлн. долларов. В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и решения других проблем глобального характера.

В роли субъектов МЭО выступают: Национальные хозяйства и их различные государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Международные организации. Интеграционные объединения стран


Формы МЭО

1) международная торговля

2) международная миграция рабочей силы

3) международное производственное сотрудничество

4) межд. научно-техническое сотрудничество

5) межд. валютные или расчётные отношения

6) межд. торговля производными финансовыми инструментами

7) межд. миграция капитала региональном и глобальном


2. Предпосылки развития и этапы становления современной системы МЭО

(конспект с. 2-3)

Доп. инф.

Экономические связи между различными организационными формами человеческих общностей (племя, род, нация, государство и т. д.) имеют многовековую историю. Первоначально приняв форму единичных сделок, эти связи за счет постоянного увеличения их количества, подключения к ним все новых и новых действующих лиц, расширения круга объектов, становящихся предметом международной торговли (капитал, рабочая сила, услуги, научные знания, изобретения, информация, исторические достопримечательности и т.д.), постепенно превратились в сложную совокупность отношений, затрагивающих интересы всех стран мира.

Международные экономические отношения — элемент крайне сложной и весьма подвижной системы, каковой является мировое хозяйство. Известно, что мировое хозяйство как целостная система сформировалось к концу XIX в. Этому предшествовал ряд условий:

§ ·завершение эпохи географических открытий, когда практически все «белые пятна» исчезли с лица Земли и географических карт;

§ ·закрепление всех территорий Земли за каким-либо национально-государственным образованием;

§ ·признание этого образования сообществом остальных государств.

Лишь после завершения процесса формирования мирового хозяйства стало возможным рассмотрение международных экономических отношений в качестве единой и взаимоувязанной совокупности. Однако с развитием мирового хозяйства МЭО продолжают углубляться и изменяются.

Таким образом, сегодня в МЭО можно выделить следующие тенденции развития:

§ ·углубление международного разделения труда;

§ ·переход от национальной замкнутости к экономике открытого типа, невозможность экономической изоляции страны

§ ·развитие и усиление роли ТНК, воздействующих на структуру МЭО в направлении преодоления государственных границ и распространения новейших технологий, а также методов менеджмента и маркетинга по всем странам и регионам планеты

§ · быстрое развитие науки и техники, а также рынка информации и технологии;

§ ·усложнение механизмов интернационального экономического обмена, заключающееся в появлении множества новых юридических норм и процедур, признанных международным сообществом;

§ ·постепенное преобладание характера многосторонних отношений МЭО над двусторонним;

§ ·усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран;

§ ·непрекращающийся рост числа объектов МЭО;

§ ·ужесточение условий конкуренции.

Доп. инф.

Экономическая интеграция (Economic integration) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для других стран. Не смотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором до тех пор, пока он не ухудшает условия для торговли с остальным миром.

Предпосылками экономической интеграции являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов.

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости:

преференциальные торговые соглашения (preferential trade agreement), всоответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.

зона свободной торговли (free trade area), предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Виды ТП

По способу взимания:

· Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

· Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (напр, $10 за 1т)

· Комбинированные – сочетаютпервые два(напр, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл за 1т)

По объекту обложения:

· Импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при запуске их для свободногообращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты нац производителей от иностранной конкуренции;

· Экспортные – пошлины, которые накладываются на эксп товары при запуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко;

· Транзитные – пошлины, котрые накладываются на товары, перевозимыетранзитом через территория данной страны. Крайне редко используются, преимущественно как средство торговой войны.

· Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования м/н торговли продукцией сезонного характера, прежде всего с/хоз-ной.обычно срок их д-вия не превышает нескольких месяцев в год, в теч которых д-вие обычного тарифа приостанавливается;

· Антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

· Компенсационные — пошлины, на­кладываемые на импорт тех товаров, при производстве-которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб нацио­нальным производителям таких това­ров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в односто­роннем порядке в чисто защитных це­лях от попыток недобросовестной кон­куренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств

По происхождению:

• автономные — пошлины, вводи­мые на основании односторонних ре­шений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а

конкретные ставки таможенных пош­лин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего со­глашения, такого как Генеральное со­глашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по срав­нению с обычно действующим таможен­ным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развиваю­щихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Об­щая система преференций, предусмат­ривающая значительное снижение им­портных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развиваю­щихся стран. Россия, как и многие дру­гие страны, с импорта из развивающих­ся стран не взимает таможенные пош­лины вообще.

По типам ставок:

• постоянные — таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависи­мости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

• переменные — таможенный тариф, ставки которого Moiyr изменяться в ус­тановленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие та­рифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяй­ственной политики.

По способу вычисления:

• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее пред­ставление об уровне таможенного обложения, которомустрана подвергает свой импорт или экспорт;

Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисоенные с учетом уровня пошлин, наложенные на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенная стоимость товара – нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации

Эффективная ставка тарифа – реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычесленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров

Тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов о одних субъектов эк деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к рямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к эк росту в тех или иных секторах, не возникает. Введение импортного тарифа большой страной вызывает эк эффекты, близкие эк эффеткам в малой стране. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределние доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителейв бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли. Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результатеменьшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

10. Лицензионная система регулирования и количественные ограничения в международной торговле. (А. Киреев, том I, с. 232-242)

В дополнеие к тарифным методам государственного регулировнаия м/н торговли правительства используют нетарифные методы – количественные, скрытые, финансовые.

Количественные ограничения – административаня форма нетарифного гос регулирования торгового оборота, определяющая кол-во и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

КО включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенная форма КО – квота лил контингент (почти одно и то же, разница: контингент иногда используется для обозначения квот сезонного характера)

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

· Экспортные – вводятся либо в соответсвтии с м/н стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

· Импортные – вводятся нац правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

· Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенног товра на опр период времени вне зависимости от того из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления

· Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают осн преимущества в экспорте или импорте тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.

Различия импортного тарифа и импортной квоты

  Импортный тариф Импортная квота
Содержание эффекта похода заключается в перераспределении дохо­да от потребителей в бюд­жет перераспределении дохода от потребителей импортирующим компаниям
Рост внутреннего Mipoca на товар приводит к увеличению его импорта приводит к повышению его вну­тренней цены
Администрирование достаточно компактных та­моженных органов требует создания громоздкой сис­темы распределения лицензий
Ограничительный аффект зависит от колебания им­портных цен точно ограничивает импорт же­лаемым количеством

Лицензирование

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, на­зываемый лицензированием.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выда­ваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установ­ленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться со­ставной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регули­рования. В первом случае лицензия яв­ляется лишь документом, подтверждаю­щим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разреше­ние на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия — разреше­ние ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — раз­решение, выдаваемое немедленно пос­ле получения от экспортера или им­портера заявки, которая не может быть отклонена государственным орга­ном.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего разви­вающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего использу­ют лицензии как документ, подтвержда­ющий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты. Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

• аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной каз­не, сравнимые с доходами от таможен­ной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурс­ной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных аме­риканских импортеров, а среди ино­странных экспортеров. Лицензия доста­валась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукцио­ны проводились для распределения ли­цензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

• система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорци­онально размерам их импорта за пред­шествующий период или пропорцио­нально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержа­ния тех фирм, которые вынуждены со­кратить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоб­бистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;

• распределение лицензий на внеце-новой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые проде­монстрировали свою способность осу­ществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оцен­ки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров кон­курса, что неминуемо связано с больши­ми затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределе­нии лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к пер­вому, наиболее рыночному методу.

«Добровольные» ограничения экспорта

Количественное ограничение импор­та в страну может быть достигнуто не

только за счет действий ее правительст­ва по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортиру­ющей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более круп­ной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мс;р на импорт в слу­чае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экс­порта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле огра­ничить или, по крайней мере, не рас­ширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправитель­ственного или неофициального согла­шения об установлении квот на экспорт товара.

11. Понятие и экономическая целесообразность использования посредников и виды договоров о посредничестве

Левкович

Посредники – это независимые от производителей и потребителей лица, фирмы и организации, содействующие обмену товаров.

Торгово-посреднические операции – операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя (экспортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или особого поручения.

Услуги посредников:

1) операции по организации сбыта: заключение сделок, поиск контрагента и т.д., проведение рекламных компаний;

2) транспортно-экспедиторские операции (транспортировка и страхование);

3) финансирование торговых операций;

4) оказание технических услуг: послепродажное техническое обслуживание в гарантийные и постгарантийные сроки и т.д.

Положительные моменты работы через посредника:

- посредник оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры в стране присутствия посредника;

- увеличение конкурентоспособности за счет гарантийного и постгарантийного обслуживания;

- доступ к информации о рынках, на которых работают посредники;

- чаще посредники специализируются не на одном производителе, а на определенной группе товаров.

Негативные моменты работы с посредниками:

- опасность монополизации рынка посредником;

- стратегия посредника может не совпадать со стратегией производителя.

В настоящее время порядка 50 % сделок осуществляют непосредственные производители, и порядка 50 % сделок осуществляется через посредников.

Виды посреднических операций (посредников):

1) простые посредники (брокеры);

2) торговые агенты (агентские операции);

3) комиссионеры (комиссионные операции);

4) независимые торговцы (посредники по перепродаже, купцы) – операции по перепродаже - сбытовые посредники (дистрибьюторы)?.

1) Простые посредники (брокеры):

Торговые фирмы, лица и организации подыскивают взаимноинтересных продавцов и покупателей, «сводят» их, но сами не принимают непосредственного участия в сделках ни своим именем, ни капиталом.

Контракт подписывается между продавцом и покупателем.

Если на брокера возлагаются какие-либо дополнительные функции, производится дополнительная оплата.

Обычно брокер работает с одним-двумя видами товаров, не более.

Лицо, дающее брокеру поручение, называется – принципал.

Возможен и вариант, при котором брокер финансирует сделку.

В чистом виде заказ клиента поступает в торговый зал - брокер ищет покупателя - передает клиенту данные о покупателе – клиент оплачивает сделку.

2) Торговые агенты (агентские операции):

Лица и организации, которые на основе договора с продавцами и покупателями получают право содействовать заключению сделок или заключать сделки от имени экспортеров или импортеров.

То есть агентская операция – поручение принципала другой стороне о совершении фактических и юридических действий связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала.

Агентское соглашение длительное. Действие агентов регулирует либо специальное законодательство, либо торговый кодекс. Иногда агент понимается как торговый представитель. Отдельного законодательства по этому вопросу не существует, иногда агент выступает и как предприниматель.

3) Комиссионеры (комиссионные операции):

Комиссионер – посредник, имеющий право подыскивать партнеров и подписывать контракты от своего имени, но за счет комитента, который и несет коммерческий риск.

Маржа по сделке – чистая прибыль реализатора.

Типичный товар, реализуемый на условиях комиссии – автомобили (комиссионный склад). По мере реализации товара деньги перечисляются комитенту.

Расширение прав посредников происходит следующим образом.

Существует 2 договора комиссии: комиссии между производителем и посредником и купли-продажи между продавцом, посредником и покупателем.

До момента продажи товар принадлежит комитенту, то есть это договор хранения с правом реализации.

Функции комиссионера: как сбыта, так и транспортировки, кредитование производителя (вернуть деньги за товар до момента его реализации), исследование рынка, реклама.

Вознаграждение комиссионера: в отличие от двух предыдущих видов, определяется продажная цена и минимальная цена необходимая производителю. На практике маржа выступает как процент от сделки.

Индент – разовое комиссионное поручение импортера одной страны комиссионеру другой страны на покупку определенной партии товара.

Закрытый индент – предполагает точное определение производителя товара и точные сведения о заказываемом товаре.

Открытый индент предполагает право выбора производителя и товара по усмотрению комиссионера, закрытый – наоборот.

Экспортная комиссионная операция – это операция консигнации.

Консигнация – поручение одной стороны (консигнанта) другой стороне (консигнатору) продажи товара со склада от своего имени и за счет консигнанта.

Виды консигнации:

1) простая консигнация – собственно договор комиссии. (Расчеты по открытому счету – определяется средняя сумма на каждый месяц. Обычный срок – 6 месяцев).

2) Частично возвратная консигнация – в предыдущем случае у посредника нет стимула реализовать товар, так как по истечении срока договор просто считается расторгнутым, а товар возвращается принципалу. В данном случае издержки по нереализованному товару делятся между принципалом и посредником. Консигнатор принимает обязательство по истечении определенного срока купить не менее согласованного количества из нереализованного к этому сроку товара.

3) Безвозвратная консигнация – по истечении срока договора посредник выкупает весь нереализованный товар.

Таким образом, обязательства посредника возрастают от 1-го к 3-му виду консигнации.

4) независимые торговцы (купцы, дистрибьюторы):

Это независимые лица и организации, которые осуществляют куплю-продажу товара от своего имени и за свой счет.

Есть два вида таких сделок:

- купец берет у производителя товар на основе договора купли-продажи, далее реализует от своего имени, отношений между ними кроме этого договора никаких;

- тоже самое, но над договором купли-продажи главенствует дистрибьюторский договор, он определяет территорию работы посредника, право на перепродажу, вид товара и т.п. То есть, купец несколько ограничен в своих действиях этим соглашением. Но договор купли-продажи необходим, так как сложно предугадать условия которые могут возникнуть за несколько лет действия рамочного соглашения.

В некоторых странах «вольных купцов» называют комиссионерами.

Содержание различных видов договоров о посредничестве

1. Договор о предоставлении права на продажу:

Ø стороны договора;

Ø характер взаимоотношений между сторонами (экспортер продает, посредник покупает или подобное);

Ø определение товара (перечень товаров, с которыми будет работать посредник);

Ø определение территории (договорная территория);

Ø характер права на продажу;

Ø условия цены и способы выплаты вознаграждения (маржа – если устанавливается минимальная цена экспортера, процент – если устанавливается конечная цена);

Ø сроки договора (1-3, иногда 5 лет) Как правило, посредники склонны удлинять сроки действия договора;

Ø обязанности торговца по договору в связи с реализацией товара (оговорка о неконкуренции, оговорка о минимальном обороте, оговорка об организации технического обслуживания, оговорка об осуществлении рекламы, о предоставлении информации о рынке).

2. Договор консигнации:

Ø стороны договора;

Ø определение товара (оговорка о максимальном количестве товара на консигнации);

Ø территория;

Ø и консигнации и действия договора (6-24 месяца, среднее – 12 месяцев). Срок действия договора обычно длиннее, чем срок консигнации: дается время на расчеты, исполнение условий договора;

Ø право собственности на товар, поставляемый на консигнацию;

Ø условия цены;

Ø условия и порядок выплаты вознаграждения консигнанту;

Ø условия платежа (порядок расчета, периодичность и сроки, валюта цены, валюта платежа);

Ø обязанности консигнатора (реклама, техническое обслуживание, страхование и т.д.);

Ø порядок возврата товара (расходы посредника по возврату товара – обычно расходы по доставке до границы своей страны FOB до границы или FOB свободно на борту судна).

3. Агентский договор:

Ø стороны договора;

Ø характер взаимоотношений между принципалом и агентом (можно ли использовать имя принципала);

Ø определение товара;

Ø территория;

Ø права, предоставляемые агенту;

Ø срок действия соглашения и порядок его расторжения (типичный срок 1-5 лет);

Ø вознаграждение (размер его, момент возникновения права на вознаграждение – когда заключен договор или после получения дохода принципалом, по факту отгрузки товара и т.п.);

Ø обязанности агента (оговорка о неконкуренции, о минимальном обороте, оговорка del credere – ограждение от убытков: неоплаты товара, не предоставления платежных гарантий и т.п. – агент вынужден возместить убытки, пока идет разбирательство в арбитраже, о рекламе, о предоставлении информации);

Ø обязанности принципала (предоставление образцов чертежей, капиталов, рекламных материалов, условия сделки).

Турбан

Можно выделить три условных признака разграничения посредников:

1. Приобретение посредником товара в собственность.

2. Продажа товара посредником от своего имени.

3. Длительность взаимоотношений посредника и производителя.

Вид посредника Приобретение товара в собственность Право продавать товар от своего имени Длительность взаимоотношений
сбытовой посредник + + +
комиссионер, консигнатор - + +
агент - - +
брокер - - -

Виды договоров с внешнеторговыми посредниками и их содержание.

Западная практика такова:

сбытовые посредники – договор франчайзинга (договор исключительного права продажи товаров);

комиссионеры – договор комиссии;

консигнаторы – договор консигнации;

агенты – договор поручения (агентское соглашение).

Вид посредников (западная прак


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.