Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий, принципов их формирования — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий, принципов их формирования

2021-10-05 44
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий, принципов их формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Универсальные учебные действия:

· совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

· способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Таким образом, универсальные учебные действия:

· носят надпредметный, метапредметный характер;

· обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

· обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям основного общего образования, выделяются четыре блока:

· личностные универсальные учебные действия;

· регулятивные универсальные учебные действия;

· познавательные универсальные учебные действия;

· коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяются три вида личностных действий:

· личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

· смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется;

· нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

По отношению к категории обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования актуальным становится освоение ими социального опыта, основных социальных норм, применимость их в различных жизненных ситуациях, осознание своих трудностей и ограничений, умение запрашивать поддержку взрослого в затруднительных социальных ситуациях, а также умение противостоять негативному воздействию микросоциальной среды. С позиции жизненного самоопределения значимым является осознанное отношение к выстраиванию образовательной перспективы с учетом профессиональных предпочтений подростка с ЗПР.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

· планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

· контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

· коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

По отношению к обучающимся с ЗПР саморегуляция познавательной деятельности, поведения и эмоционального реагирования является предметом особого коррекционного внимания. Формирование саморегуляции у подростков с ЗПР является обязательным сквозным направлением в образовательном и коррекционном процессе.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные учебные действия:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

· структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические универсальные учебные действия:

· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

· синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

· подведение под понятие, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

· построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

· доказательство;

· выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

· формулирование проблемы;

· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

По отношению к обучающимся с ЗПР предметом особого коррекционного внимания является формирование приемов мыслительной деятельности и соответствующих логических операций, обусловленное сниженным уровнем развития словесно-логических форм мышления.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

· социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

· умение слушать и вступать в диалог;

· участвовать в коллективном обсуждении проблем;

· способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

· корректировка действий с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

По отношению к обучающимся с ЗПР особую значимость представляет расширение коммуникативного репертуара подростка, формирование навыков гибкости общения, соотносимых с контекстом социально-коммуникативной ситуации, развитие речевых компетенций и связной речи.

Процесс формирования УУД основан на следующих принципах:

· формирование УУД – задача, сквозная для всего образовательного процесса, объединяющая урочную и внеурочную деятельность;

· формирование УУД требует работы как с предметным, так и междисциплинарным содержанием;

· обеспечение преемственности по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики подросткового возраста (возрастание значимости различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ);

· отход от понимания отдельного урока как ключевой единицы образовательного процесса;

· особое внимание при составлении учебного плана и расписания на нелинейность, наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию.

Связь процесса формирования УУД с содержанием отдельных учебных предметов и коррекционных курсов

Деятельность по развитию УУД в рамках учебных курсов предполагает работу по двум направлениям – изменение взгляда педагогов на традиционное учебное занятие (урок) и выделение приоритетных учебных предметов для развития отдельных групп УУД.

В основе развития универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В данном случае обучающийся с ЗПР представляется как активный субъект учебной деятельности. Специальной задачей педагога является формирование у обучающегося с ЗПР самостоятельности в учебных действиях, стремления к поисковой активности, поддержание познавательного интереса и адекватной оценки подростком своих достижений и трудностей. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся с ЗПР над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося с ЗПР в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия подростка с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.

Так, с точки зрения системно-деятельностного подхода современный урок в сравнении с традиционным представляется следующим образом.

 

Этапы урока Традиционная модель Модель ФГОС ООО
1. Тема урока Учитель сообщает Учитель подводит обучающихся к самостоятельной формулировке темы
2. Цели и задачи Учитель формулирует Обучающиеся определяют границы знания и незнания и сами (или с помощью учителя) намечают цели и задачи
3. Планирование Учитель предлагает план Учитель помогает самостоятельно планировать деятельность
4. Практическая деятельность Учащиеся выполняют задания (чаще всего фронтально) Осуществление деятельности по намеченному плану индивидуально, группой и, редко, всем классом (учитель консультирует)
5. Контроль Учитель контролирует Обучающиеся контролируют с помощью самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)
6. Коррекция Учитель по итогам работы учащихся корректирует им задания Обучающиеся формулируют затруднения и выполняют коррекцию (учитель консультирует)
7. Оценивание Учитель оценивает Обучающиеся оценивают: самооценка, взаимооценка (учитель консультирует)
8. Итог урока Учитель подводит итог Рефлексия обучающихся
9. Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует одно задание на всех Обучающиеся самостоятельно (или с помощью учителя) выбирают задание из предложенных учителем или привносят в единое задание творческое начало

Реализация программы предполагает деятельность по развитию всех групп УУД на всех учебных предметах и в рамках коррекционно-развивающих курсов. Задания на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося с ЗПР и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).

Различаются два типа заданий, связанных с УУД:

· задания, позволяющие в рамках образовательного процесса сформировать УУД;

· задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности УУД.

В первом случае задание может быть направлено на формирование целой группы связанных друг с другом универсальных учебных действий. Действия могут относиться как к одной категории (например, регулятивные), так и к разным.

Во втором случае задание может быть сконструировано таким образом, чтобы проявлять способность обучающегося с ЗПР применять какое-то конкретное универсальное учебное действие.

На уровне основного общего образования возможно использовать в том числе следующие типы заданий:

1. Задания, формирующие коммуникативные УУД:

· на учет позиции партнера;

· на организацию и осуществление сотрудничества;

· на передачу информации и отображение предметного содержания;

· тренинги коммуникативных навыков.

2. Задания, формирующие познавательные УУД:

· проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

· задачи на сериацию, сравнение, оценивание;

· проведение эмпирического исследования;

· проведение теоретического исследования;

· смысловое чтение.

3. Задания, формирующие регулятивные УУД:

· на планирование;

· на ориентировку в ситуации;

· на прогнозирование;

· на целеполагание;

· на принятие решения;

· на самоконтроль.

Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся с ЗПР функциями организации их выполнения. Это планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы. Все задания выполняются при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Распределение материала и типовых задание по различным предметам не является жестким, начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых заданий внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.

Задания на применение УУД могут носить как открытый, так и закрытый характер. При работе с заданиями на применение УУД для оценивания результативности применяются технологии «формирующего оценивания» (бинарное, критериальное и пр.).

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР универсальных учебных действий

В результате изучения базовых и дополнительных (факультативных, элективных) учебных предметов, курсов, коррекционно-развивающих курсов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников с ЗПР будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных учебных действий даётся в разделе 2.1.4.3. и 2.1.4.4. настоящей адаптированной основной образовательной программы.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.