Опросникдпя участников боевых действий — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Опросникдпя участников боевых действий

2022-08-21 80
Опросникдпя участников боевых действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Были ли моменты опасные для жизни? Да/Нет.

2. Переживал ли ощущения сильного страха, паники? Да/Нет.

3. Переживал ли моменты ощущения “нереальности” происходящего: “как в кино”, наблюдение за собой со стороны, ускорение или замедление течения времени? Да/Нет.

4. Вспоминаются ли эти события? Да/Нет.

5. Удается ли справиться с этими воспоминаниями (подавить, отвлечься)? Да/ Нет.

6. Ухудшается ли настроение при появлении этих воспоминаний? Да/Раньше/Нет.

7. “Стоит” ли какое-либо событие перед глазами? Да/Раньше/Нет. 8. Есть ли проблемы со сном (любые)? Да/Раньше/Нет.

9. Бывают ли повторяющиеся сновидения? Да/Раньше/Нет.

10. Просыпаетесь ли Вы ночью с чувством страха, паники? Да/Раньше/Нет.

11. Понимают ли Вас окружающие? Да/Не все/Нет.

12. Бывают ли вспышки гнева? Да/Раньше/Нет.

13. Рассказываете ли Вы о войне? Да/Да, но не все/Нет.

14. Как Вы реагируете на резкий неожиданный звук? Написать.

15. Чувствуете ли Вы себя виноватым за прошедшие события? Да/Раньше/Нет.

16. Чувствуете ли Вы себя одиноким? Да/Раньше/Нет.

17. Строите ли Вы планы на будущее? Да/Нет.

18. Отношение к алкоголю: употребляю редко, часто.

Вот такой простой опросник, не претендует на всеохватность и особую точность и достоверность. Но при сочетании с данными теста Люшера, особенно со шкалой тревожности, некую информацию получить вполне можно.

И остается вернуться к самому надежному способу диагностики ПТСР — клинической беседе. И здесь все зависит от множества субъективных факторов: степень подготовленности специалиста, степень откровенности пациента, наличие объективных данных и т.д. Отсюда и колебания от гипо- до гипердиагностики. Схема построения клинической беседы стандартная. Но необходимо очень подробно выяснять реально ли данный человек был в прошлом в опасной для жизни ситуации, максимум подробностей о самом происшествии, как себя чувствовал там, динамику симптомов до настоящего времени. Еще раз повторюсь об информативности невербальных сигналов, внимательно слушать о том, что говорит, но и о том как именно говорит. Постоянная калибровка изменений физиологии в какие-либо моменты беседы. Пациент может активно уходить от беседы в неприятные для него моменты, но может и преуменьшать или преувеличивать что-нибудь. Не спешить с выводами, необходимо посмотреть в динамике. Важен также неврологический статус, особенно на предмет остаточных явлений черепно-мозговой травмы, которые могут изменять симптоматику ПТСР.

Предлагаю ряд моментов, а которые следует обращать внимание при работе с пациентом.

Симптомы: Что беспокоит в настоящем пациента, его окружение? Есть ли нарушения в поведенческой, эмоциональной, соматической сферах? Какие преобладают? Какова частота симптомов? Какие факторы влияют на их усиление и ослабление? Когда и как впервые проявились? Длительность симптомов? Изменялись ли симптомы с течением времени? Другие характеристики симптома.

Анамнез: Была ли психотравматическая ситуация? Единичная или их было несколько? Какие объективные подтверждения существуют? (К сожалению, необходимая мера. На консультацию был направлен участник боевых действий в Чечне, со слов родственников — после возвращения злоупотребляет алкоголем, проблемы в семье и на работе. Консультант настоял на предъявлении военного билета, а там черным по белому запись: “По прибытия в аэропорт г. Грозный был обнаружен в алкогольном опьянении и этим же рейсом отправлен назад”. Можно ли этого человека назвать ветераном? Сомневаюсь!). Как пережил сильный стресс? Другие характеристики ситуации психотравмы, в том числе ранения, контузии и т.д.

Анамнез до психотравмы: Были ли какие-нибудь особенности при рождении, развитии, обучении? Особенности семьи, родственников? Личностные особенности? Как реагировал на стрессовые ситуации? Другие характеристики.

Социальное окружение: Семья, дети, родители? Есть ли профессия, работа? Другие характеристики социального окружения. Отношение к алкоголю и прочим психотропным веществам. Подробно. Имеющиеся убеждения по отношению к себе и окружающим: Самоидентификация в различных контекстах (Кто ты?). Система ценностей (Почему ты делаешь то-то и то-то?). Желаемое состояние: Как именно пациент хочет чувствовать, реагировать? В каких именно контекстах? Как пациент узнает, что он достиг желаемого? Что приобретет если достигнет желаемого состояния? Что потеряет?

 

ГЛАВА 7

ПРОФИЛАКТИКА ПТСР

 

Прежде, чем вести разговор о лечении посттравматического стрессового расстройства, необходимо поговорить о профилактике. Профилактика, т.е. подготовка человека заранее, к каким-либо психотравматическим ситуациям и затем некая помощь после перенесенного стресса до развития симптомов ПТСР. Эти вопросы актуальны с древнейших времен до настоящего времени. Не существует, да и не существовало никакой религии на Земле, которая не занималась бы этим предметом.

В первую очередь это отношение человека к смерти. Например, верования древних викингов, одних из самых жестоких и боеспособных народов. Помните, как должен погибнуть истинный герой — с мечом в руке, в бою, окруженный телами поверженных врагов. Только в этом случае, викинг попадал в Валхаллу, где окруженный другими героями пировал с Одином и другими богами, пока не начнется последняя битва, в которой погибнут все боги и все герои. Верование, в котором просто нет места страху смерти.

Или религии, имеющие в своей основе идею реинкарнации. Человек не умирает, умирает лишь тело, а душа идет по пути жизни дальше. Символ — колесо, не имеющее начала, но и не имеющее и конца. Людей Запада всегда поражало отношение людей к смерти на Востоке. Кстати, в последнее время развивается такое направление в психотерапии, как реинкарнационная терапия. Работая в техниках этого направления, я вышел на очень интересные факты, переживания людьми моментов своей прошлой смерти, и нашел подтверждение о трех вариантах смерти, описанные в средние века. Каждый вариант имел свое переживание смерти. Первый — это смерть в бою, и сопровождалось страхом, ужасом, которые вполне могли впоследствии стать причиной развития посттравматического стрессового расстройства, но этот страх мог компенсироваться какими-то духовно-нравственными идеями. Например, защита отечества, своих близких, религии (если действительно на уровне веры). Страх исчезал в момент смерти, оставляя за собой чувство спокойствия или некой легкой эйфории.

Второй вариант, смерть естественная, в конце жизни. Отсутствует какой-либо страх, кроме тревоги за оставшихся в живых. Как они будут жить без умирающего? И момент смерти воспринимается достаточно спокойно.

Третий вариант, смерть неожиданная, трагическая, в результате нападения или несчастного случая. В Средние Века, на Западе, одно время, таких людей хоронили за территорией кладбища, вместе с самоубийцами. В этих случаях, смерть переживалась достаточно тяжело и некоторые проявления посттравматических расстройств могли перейти в следующую жизнь.

Все вышесказанное можно предлагать пока только в виде интересной гипотезы, так как отсутствует в настоящее время отработанная научная методика и соответственно и статистика на которую можно опираться.

В России, в связи с известными событиями, религиозные корни оказались, увы, подрезанными. А марксизм-ленинизм оказался никудышной заменой истинной религии. Хотя на начальном этапе идея будущего счастья для всех и помогала некоторым умирать относительно спокойно. Православная церковь утратила свои позиции в вопросе профилактики страха смерти, потому что важен не ритуал, не обрядовая сторона, а истинная Вера, воспитанная с детства и на традициях поколений.

Кроме религий, в разные времена и у разных народов существовали специальные психотренинга для категорий людей, чаще всего подвергающимся психической травме. Правда большой вопрос — являются ли множественные способы подготовки воинов в различные времена и в различных странах действительно психотренингом?

Например, выше упоминаемые викинги, у которых подготовка воина начиналась в детском возрасте, по книге “Повести древних лет” В. Д. Иванова: “Следуя традициям племени богов, Гундер учил Рекина с трехлетнего возраста играть с птицами, ломать крылья и лапки, выщипывать пух и вырывать перья. Ребенку приносили птенцов бакланов, гаг, чаек и крачек. Когда он подрос, ему доставляли взрослых птиц. С шести лет Гундер брал сына в море и заставлял упражняться с оружием. В десятилетнем возрасте Рекин взял своего первого человека стрелой, одиннадцати лет — мечом, а после тринадцати лет он потерял “благородный” счет”.

Это просто иллюстрация из художественной литературы, но, если подумать, то именно подобный психотренинг и приводил к легендарному бесстрашию и отсутствию жалости и сострадания к окружающим и себе.

Другой пример из этого культурного пласта — берсерки. Люди, которые умели отключать сознание (и не только при помощи препаратов из мухомора), но и при помощи психотренинга. И в состоянии транса могли выходить на инстинктивный уровень физиологии, на котором функционировали в соответствии с их представлением о поведении бешенного медведя или волка.

Другая культура, другое время — средневековая Япония. Основная религия — дзен буддизм.

“Конкретная земная жизнь для буддиста была лишь звеном в длинной цепи перерождений, обусловленной кармой, и поэтому не существовало стены между бытием и небытием, жизнью и смертью” — пишут А. А. Долин, Г. В. Попов в книге “Кемпо - традиция воинских искусств”.

Там же в главе о самураях: Парадоксально, но именно в смерти идеологи самурайства усматривали дополнительный источник силы, почти сверхъестественного могущества и одновременно гражданской добродетели: “Путь самурая есть одержимость смертью. Подчас десятеро противников не в силах одолеть одного воина, проникнутого решимостью умереть”. “Великие дела нельзя совершить в обычном состоянии духа. Нужно превратиться в фанатика и пестовать страсть к смерти”, — гласит “Сокрытое в листве”.

 

Воин должен учиться

Единственной вещи—

Смотреть в глаза смерти

Без всякого трепета!

 

Часто практиковались различные ритуалы, связанные с переживанием и переработкой смерти человека, особенно в тайных группах и сектах. И даже наиболее часто встречающийся у множества народов ритуал инициации, обычно сопровождающийся жестокостью, это тоже не что иное, как переработка идеи смерти.

Такую подготовку, как берсерки или самураи, имели только ограниченное количество людей, и остальные члены общества сосуществовали с ними с большим трудом. И, по коему мнению, такая подготовка являлась результатом психической травмы и была как раз ярким проявлением посттравматического стрессового расстройства в современном внимании. Подобную картину имеет проявление синдрома стрессовых расстройств у людей, подвергшихся жестокости в детстве. Та же эмоциональная бесчувственность к страданиям окружающих, приступы плохо контролируемой безудержной ярости.

Скорее всего психотренингом можно считать раздел подготовки воинов в том же буддизме: формирование состояния “Дух, подобный воде”. В опасной для жизни человека ситуации, его ментальное состояние должно уподобиться спокойной водной глади, способной дать точное зеркальное отражение любого предмета. Однако, если подует ветер, то появившаяся рябь на воде и может исказить отражение. Стоит человеку поддаться чувству страха и он перестанет предвидеть реальную опасность. Практически все известные на сегодняшний день программы психотренинга в той или иной мере опираются на данный принцип. Но ситуация изменилась, исторический вектор психологической подготовки воина менялся от индивидуального до коллективного. От индивидуального искусства бойца до коллективного совместного действия бойцов фаланги, когорты и т.д.), когда группа людей, в едином ряду действовала как единое Белое. Менялась значимость индивидуальной подготовки на коллективную. Но современная война вновь обращает внимание на индивидуальную подготовку воинов, т.к. исчезли сомкнутые ряды, и вновь вся ответственность за победу ложится на отдельную личность. И чтобы эта личность побеждала, ей необходима уверенность в своих силах. Запуганный офицерами и “дедами” пацан — никуда негодный воин. Это еще один аргумент в пользу профессиональной армии. Для примера приведу исследования военных психологов. Опрос призывников, проведенный Московским военным комиссариатом, показал что 73 % из них не проходили никакой допризывной подготовки. На первый план ставятся параметры физического развития призывников, хотя психологические нагрузки военнослужащих превалируют над физическими 2:1. И то у подготовленных (выпускники военных учебных заведений), а у прочих это отношение около 4:1 (Салтрукович Н. Е., 2000).

В результате исторической, религиозной или философско-нравственной подготовки изменялась иерархия ценностей человека, какая-либо идея перевешивала в бою страх смерти. Исследуя иерархию ценностей человека, различными способами, можно выйти а неравные ценности и одной из основных будет жизнь. Самый простой способ — создать модель, представить перед собой в виде графика основные жизненные ценности, обычно возникает какой-либо из двух вариантов; или ценности располагаются вертикально, причем наиболее важные оказываются сверху и по степени важности спускаются вниз; или горизонтальный вариант - самые важные ценности расположены ближе к человеку, остальные согласно индивидуальной иерархии отдаляются дальше и дальше. На этих визуализируемых графиках ценности закодированы в виде символов.

Техника НЛП, предлагает очень медленно и аккуратно мысленно передвинуть какую-то определенную ценность вверх или вниз, если символ попадает на нужное человеку место, то происходит эффект “щелчка”. Теперь уважаемый читатель постройте свой собственный график иерархии Ваших ценностей, и символ собственной жизни медленно отодвиньте или опустит слегка вниз. И почувствуйте что происходит с Вами? Посмотрите на свое прошлое, затем на настоящее, потом на будущее. Что изменилось? После этого медленно поставьте на место. Можно сделать еще одно упражнение, какую-нибудь ценность переместите выше или ближе символа собственной жизни. Что изменится? Какая ценность сможет преодолеть страх смерти? Также посмотрите на прошлое, настоящее и будущее. Что изменилось? Потом вновь расставьте, как было ранее. Иерархия ценностей не есть что-то раз и навсегда постоянное, обычно они “перемещаются”, меняются местами, но самые главные подвержены этому процессу меньше всего. Система ценностей складывается у человека в процессе жизни под воздействием окружающего социума: родителей, школы, друзей, книг, фильмов; и создает возможность оценивать происходящее. И делать выводы, что важно, а что нет Ценность собственной жизни изначально, и скорее всего инстинктивно, устанавливается в подсознании во главе всей иерархии, и чтобы научить человека не испытывать страха перед смертью необходимо изменить эту структуру в подсознании. Для этой цели и необходимы специальные психотренинга. И я не думаю, что вышеописанная техника НЛП решит проблему страха за свою жизнь в реальной ситуации, так как какие-либо простейшие схемы на таких экзистенциальных уровнях естественно не работают. Но включать в систему психотренинга в качестве одного из элементов, полезно.

К сожалению, можно констатировать, что психотренинговый аспект профилактики ПТСР практически отсутствует в подготовке даже тех категорий людей, которые профессионально чаще всего сталкиваются с психотравматическими факторами, такие как милиция, пожарные, спасатели и т.д. Не знаю как там, в различных спецназах, но полное отсутствие какой-либо специальной психологической подготовки в прочих войсках абсолютно достоверно. Одно из подтверждений этого — тот факт, что у многих ветеранов войн в Афганистане и Чечне первое же серьезное испытание (первый бой) стало впоследствии причиной развития ПТСР. И давно созрела необходимость специальных программ психотренинга для различных категорий людей, чьи профессии связаны с риском для жизни, а уж для людей отправляемых в бой обязательно.

Создавая программу психотренинга для профилактики посттравматического стрессового расстройства, необходимо представлять наиболее полезную, с точки зрения конечных физиологических изменений, модель поведения человека в ситуации мощнейшего стресса и опираясь на эти знания, создавать программу, которая будет работать.

Во-первых, способность автоматически переключаться в трансовое состояние сознания.

Во-вторых, иметь на уровне подсознания уже готовые, наработанные поведенческие стратегии.

В третьих, в трансе находиться в третьей позиции восприятия информации (наблюдать за собой и ситуацией со стороны).

В четвертых, умение полностью возвращаться в первую позицию.

Трансовое состояние так и так возникает в момент воздействия сильного стрессора, причины — целый комплекс паники и замешательства. Такой транс впоследствии становится жестким, субъективно неприятным, понижающим самооценку (по Гиллигану). Наработанное заранее трансовое состояние впоследствии будет переживаться совсем по другому, более “мягче”.

Измененное состояние сознания приводит к сведению до минимума деятельности логической структуры левого полушария и максимальная активация работы правого полушария головного мозга. Одна из главных функций правого полушария это пространственная ориентация. Кроме этого, если левое полушарие перерабатывает информацию дискретно (прерывисто) и поэтапно, то правое полушарие работает одновременно и синтетически. Анализ ситуации при помощи логики (левого полушария) занимает около 320 миллисекунд, а правому полушарию требуется около 60 миллисекунд. И не только по времени, но и по количеству перерабатываемой информации, правое полушарие на много порядков опережает левое. Сознание в целом способно воспринимать 7+2 единицы информации в единицу времени (цифра Миллера), абстрактно-логическое мышление перерабатывает до 100 единиц информации в секунду, на образном уровне перерабатывает несколько миллионов единиц информации.

Как научить человека входить в транс? Существует множество приемов наведения аванса, наиболее экологические — эриксонианские. Теоретически любой нормальный человек может научиться “погружаться” в транс. Главное в успехе правильно его мотивировать. Сочетать наведение транса психологом (оператором, инструктором и т.д.) обязательной самостоятельной работой, т.е. постоянно, несколько раз в день закреплять навык транса самостоятельно. Еще один интересный вариант (простой и эффективный)— маисовые состояния по методике Хасая Алиева, так называемый “Ключ к себе”, если сбавить еще и аудиальный компонент.

Следующий шаг — отрабатывать в трансе способность находиться в третьей позиции видеть себя со стороны), облегчает обучение якорение (лучше кинестетическое). Якорится состояние наибольшей диссоциации в третью позицию. Кстати, подобная ассоциация удобна не только в ситуации максимальной опасности, этот навык полезен в спорте. На этот факт натолкнулись, изучая стратегию мышления великого канадского хоккеиста Уэйна Грецки. Как ему удавалось оказываться в нужной точке, чтобы забить шайбу, или отдать партнеру голевой пас? При помощи диссоциации, он “видел” в какие-то моменты всю площадку сверху, и “видел” куда именно переместятся партнеры и куда отскочит шайба. Именно в таком экстрасенсорном “видении” и заключался феномен о результативности.

Третий компонент программы — это поведенческие комплексы, оттренированые и сведенные до автоматизма. Характер и содержимое этих комплексов зависит от профессиональных особенностей риска данной категории людей.

Остается найти и отработать тот триггер, который будет в последствии включать трансовое состояние и соответственный поведенческий комплекс. Триггером может быть как внешний якорь, так и внутренний. Внешний триггер — визуальный (определенные люди, вещи, пламя и т.д.), аудиальный (определенный звук, например выстрел, сирена, голос и т.д.) и внешне кинестетический (определенное прикосновение, толчок и т.д.). Внутренний триггер — это определенное внутреннее ощущение, например каждый человек испытывает чувство страха характерными только ему ощущениями. Какое-либо ощущение и можно сделать триггером. Но с внутренним триггером необходимо соблюдать предельную осторожность, с одной стороны это должен быть универсальный сигнал, а с другой стороны, возникающий только в специфических ситуациях реальной опасности.

Полученную в итоге цепочку действий необходимо постоянно тренировать, чтобы сохранился автоматизм. Вспомните постоянные медитации древних воинов.

Для примера возьмем боевой транс, отлично описанный в книге А. Е. Тараса “Боевая машина”. Отличительные черты:

— господствующей эмоцией у человека, подавляющей или вытесняющей на какое-то время любые другие эмоции, становится ярость;

— исчезают всякие сомнения, колебания, страхи, человек делается необыкновенно решительным, его воля полностью реализуется в действиях;

— значительно снижается чувствительность к боли, вплоть до ее полного исчезновения;

— намного возрастают энергетические возможности организма за счет мобилизации всех его ресурсов;

— заметно ускоряется быстрота реагирования на изменения окружающей обстановки.

Автор подчеркивает именно ярость, а не гнев, ненависть и т.д. Холодная ярость.

У ветеранов любой войны, и не только с выраженными проявлениями посттравматического стрессового расстройства, вырабатывается подобный боевой транс, и чаще всего триггером является чувство страха или замешательства. Всякий раз когда ветеран в какой-либо ситуации испытывает эти эмоции, а они могут возникнуть и при ссоре с женой, другом, при критическом замечании начальника, просто прохожего, включается боевой транс. Неконтролируемая сознанием, и поэтому неадекватная агрессия является причиной множества проблем для окружающих и самих ветеранов. Если боевой транс наработан до психотравматического эпизода, то триггеры будут совсем иные. Ниже рассмотрим, как можно помочь ветерану, чтобы боевой транс “включался” только в действительно необходимых для этого ситуациях.

Психологическая подготовка воинов в современных условиях может быть и достаточно нетрадиционна. Перед военной операцией “Буря в пустыне” одному из основоположников НЛП поступил заказ от командования войск специального назначения. Заказ был следующего содержания: военнослужащие спецназа имеют больше шансов, по сравнению с другими родами войск, попасть в плен. Восточные люди к таким пленным с удовольствием применяют пытки. Так вот нельзя ли обучить спецназовцев гипнотическому самообезболиванию для таких случаев. Мэтр как всегда подошел к задаче нетрадиционно, вместо обезболивания он научил их терять сознание, исходя из того, что в глубоком обмороке автоматически достигается обезболивание, а с другой стороны пытать бесчувственное тело достаточно скучно. Достиг результата при помощи инъекции препарата, приводящего к обмороку, и последующему доступу к кинестетическому состоянию. (Данная техника описана в книгах Андреасов “Сердце разума” и других). Бравые воины научились падать в обморок по собственному желанию в любой момент. Вот не знаю, пригодился ли им такой навык, наверное, некоторым очень.

Посттравматическое стрессовое расстройство развивается у многих, но, слава богу, не у всех. Почему это так? До конца неизвестно. Американский ученый, специалист по ПТСР Р. Фленери (1990) выделил так называемых стрессоустойчивых людей и определил три фактора, отличающих их от других: использование разумного контроля за контекстом; развивают и укрепляют связи с другими людьми; имеют цель в жизни. Кроме этого в сложных для них ситуациях ищут социальную поддержку, обладают чувством юмора и придерживаются религиозно-этической ценности заботы о других людях.

Выработка психической и психологической устойчивости к стрессовым ситуациям боя, а так же постстрессовому восстановлению включала в себя следующие условия и навыки:

1. Обучение приемам самогипноза (медитации, аутотренинга, самосозерцанию и т.д.).

2. В результате этих навыков достигалась возможность вступления в контакт со своим бессознательным (особенно с той его частью, которая хранит генетическую память и связь с опытом прошлых поколений, в данном случае воинов).

3. Тренировалась способность удерживать, а так же вызывать произвольно связь с этим опытом во время боя, не теряя при этом сознательного контроля за ситуацией, и использовать его.

4. Наиболее полезным, оптимальным и безопасным (для психики) способом сохранять и использовать связь с генетическим опытом, являлась такая организация стиля (уклада) жизни воина, которая соответствовала основным критериям (прежде всего нравственным) живущих прежде представителей рода. Таким образом сама атмосфера жизни располагала к тому, чтобы “канал” был всегда открыт. Психические ресурсы прошлых поколений становились доступными для использования. В случае изменения стиля жизни, естественно менялись и сознательные установки, что вело к закрытию сознательного доступа в генетическую память.

5. Эффективным способом “вытаскивания” из памяти (генетической памяти) узконаправленного опыта (допустим для боя) являлись ритуальные движения, произношение звуков, песнопений — общий характер которых должен был в какой-то мере отражать:

• ключевые движения в бою;

• необходимые при этом состояния психики;

• а также философско-нравственную позицию, РАЗРЕШАЮЩУЮ бой.

 

ДЕБРИФИНГ

 

Следующий аспект профилактики развития посттравматического стрессового расстройства у людей, переживших психическую травму, — это дебрифинг. Критический дебрифинг, стрессового инцидента, ввел в практику Мак Фарлайн (1994). Он обратил внимание на то, что, если восстановить в памяти все элементы происшедшего психотравматического события, то происходит переработка информации с разных позиций восприятия. И психотравмирующая информация становится доступной для осмысления и последующей утилизации. Хотя небольшая группа авторов и считает, что дебрифинг незначительно снижает процент случаев развития ПТСР. Но большинство ученых, работающих в данной области, считают все же дебрифинг одним из основных методов профилактики постстрессовых расстройств.

Дебрифинг включает в себя два наиважнейших компонента:

— подробнейший разбор инцидента, вплоть до деталей, с неоднократным повторением содержания происшествия;

— групповая поддержка.

Подробный разбор случившегося проводится сразу после окончания инцидента, обязательно должны присутствовать все участники, желательно без посторонних. Проводит дебрифинг тот человек, который непосредственно руководил группой в тот момент. Разбор проводится безоценочно, т.е. желательно воздержаться от каких-либо оценок действий участников, во всяком случае, отрицательных не должно быть. Вначале подробно прорабатывается содержание происшедшего с точки зрения каждого участника: что видел? что слышал? что делал?

Слушая других участников, человек непроизвольно прокручивает инцидент с различных позиций восприятия информации, расширяя тем самым ассоциативную зону коры головного мозга и облегчая тем самым последующую интеграцию информации о происшедшем со всем своим предыдущем опытом.

Желательно придать юмористическую окраску всему инциденту или каким-то его эпизодам. Как сказал Наполеон: “От великого, до смешного один шаг”. То же, касается и страшного, не зря во все времена ценились люди умеющие шуткой поддержать окружающих в самый серьезный момент. Вплетая, в разбор ситуации юмор, человек получает доступ к другим эмоциональным состояниям и тем самым снижается впоследствии вероятность фиксации на психотравматическом состоянии.

Следующий этап дебрифинга можно назвать обучающим — вся группа ищет для каждого наилучший способ действий в прошедшем эпизоде. Критерий опять же не лучше, хуже, а наиболее эффективный в конкретной ситуации. И снова проработка всего эпизода, как бы он изменился, если бы каждый участник действовал бы более эффективным способом. Данная проработка проводится в ассоциированном состоянии, т.е. из первой позиции восприятия информации. Желательно повторить не менее трех раз, потому что считается, что за три повтора образуются и закрепляются новые нейронные связи. Кроме этого таким способом производится профилактика так называемой “расколотой” позиции. Обычно в норме человек, если находится в первой позиции, то все его репрезентативные системы — визуальная, аудиальная, кинестетическая, работают в этой же позиции. Например, человек увидел что-то, произвел сравнение с внутренним эйдетическим образом, затем внутренним диалогом высказал суждение по поводу данного предмета или явления и почувствовал кинестетическое ощущение в виде какой-либо эмоции. То же касается и второй и третьей позиций. А вот “расколотая” позиция: увидел что-то, затем высказал суждение, а кинестетической реакции нет, так как в этот момент кинестетическая репрезентативная система находится, например в третьей позиции. Это очень упрощенная модель “расколотой” позиции, в реальности вариантов достаточно много и они гораздо сложнее. Но любой вариант “расколотой” позиции нарушает нормальное функционирование человека, попробуйте заниматься сексом, прислушиваясь к разговору соседей за стеной или сочиняя стихи внутренним диалогом, и при этом, разглядывая себя со стороны. Много ли удовольствия Вы получите? Кроме секса таким же образом нарушается жизнедеятельность и других сторон жизни человека. Кстати “расколотая” позиция восприятия может считаться одним из диагностических критериев посттравматического стрессового расстройства и последующего аддиктивного поведения.

Вторая составляющая дебрифинга — групповая поддержка, говорит сама за себя. Тот факт, что человек не один, что люди вокруг испытывают такие же чувства, что можно об этих чувствах говорить, является мощной исцеляющей силой.

Этот вариант дебрифинга возможен в какой-либо группе: армейской, милицейской, МЧС и т.д. Осталось только подготовить людей, которые проводили бы дебрифинг в каждом конкретном случае. В армии это могут начать делать бывшие замполиты, ныне психологи-воспитатели. Им осталось всего “пустяк”, только научиться основам групповой психотерапии, и опираясь на это, можно научить всех офицеров проводить дебрифинг и самим в них участвовать. Среди армейских психологов лично мне встречалось множество интересных и умных людей, единственным недостатком которых является дефицит знаний и практических навыков. Но этот недостаток вполне можно исправить. Если несколько изменить систему обучения данного контингента, и судя по общей тенденции, к этому все и идет, особенно если армия станет, наконец, профессиональной.

Дебрифинг можно проводить и с другими малыми группами, например с семьей, классом и т.д. Более сложно проводить эту процедуру с одним человеком. Это может делать профессиональный психолог или психотерапевт сразу после психотравматического инцидента, с целью профилактики ПТСР, до появления каких-либо симптомов хронизации процесса и если позволяет состояние человека. Пример из практики. Директор большого предприятия подвергся бандитскому нападению у себя дома. Бандиты его связали и некоторое время избивали с целью получения информации о наличии ценностей, находящихся в доме. Побои наносились весьма профессионально, больно, но без серьезной физической травматизации. Ограбив квартиру, бандиты скрылись. На момент консультации, прошло 12 дней после инцидента, и появились первые симптомы ПТСР: физическое напряжение, тревога, вечером переходящая в чувство страха, нарушение засыпания. Терапию было решено начать с процедуры дебрифинга. В течении более 3 часов, используя элементы психодрамы, был детально исследован весь инцидент. Консультант и клиент, постоянно меняясь местами, подробно анализировали действия всех участников, как именно лежал клиент, как действовал каждый бандит, что говорил и как бил. Клиент поочередно, то играл свою роль, то роль бандитов, постоянно ему задавался вопрос: “Почему именно так действовал тот или иной участник события?”. Ближе к концу процедуры произошел инсайд у клиента, он вдруг сказал: “Они же боялись, еще больше меня”. Изменилась его физиология: исчезло напряжение, изменился тон голоса, появился румянец. С этого момента состояние нормализовалось, восстановился сон. Более никаких терапевтических вмешательств не потребовалось. Катамнез через год — состояние удовлетворительное, симптомы посттравматического стрессового расстройства более не появлялись.

Еще раз хочу подчеркнуть важность и пользу такой процедуры как дебрифинг для профилактики развития ПТСР.

Если через 7 (10) дней появляется чувство тревоги, то человека необходимо обязательно направить к специалисту — психологу или психотерапевту, разбирающемуся в посттравматическом стрессовом расстройстве.

 

ГЛАВА 8

ЛЕЧЕНИЕ ПТСР

 

В последнее десятилетие, во многих странах, параллельно с разработкой различных теоретических моделей посттравматического стрессового расстройства, активно ведется разработка методов лечения, как медикаментозных, так и психотерапевтических. В психотерапии даже выделилась отдельное направление — посттравматическая терапия (РТТ).

Посттравматическая терапия во всем мире признана одной из самых сложных направлений в современной психотерапии. Сложность заклинается в двух аспектах:

— психологические особенности пациента с ПТРС, а именно активизация всех присущих человеку механизмов психологической зашиты, через которые терапевту чрезвычайно сложно пробиться со своей помощью; и активное нежелание вспоминать психотравматический инцидент;

— мощное воздействие на самого терапевта, вплоть до появления симптомов посттравматического стрессового расстройства у него самого.

При подходе к терапии необходимо учитывать когнитивные модели преодоления кризисных ситуаций.

Первая модель — “моральная модель”. Позиция клиента: “Я слаб. Но я готов сам решать свои проблемы. Другие должны лишь подбодрить и поддержать меня”. В этой модели поощряется активное участие в собственной жизни, в ней работают гуманистические психологи,

Вторая модель называется “компенсаторная”. Позиция клиента: “Я — жертва. Со мной произошли события, независящие от меня, пусть другие меня научат, как с ними справиться, и я также буду что-то делать сам”. Это модель бихевиористов.

Третья модель — “просветительская”. В ней работают анонимные алкоголики и секты. Там изначальная позиция: “Я виновен. Другие должны направлять меня, контролировать, говорить, что делать”. Плюс этой модели в том, что, например, только что вступившие на путь освобождения от зависимости алкоголики находятся рядом с теми, кто уже идет по этому пути достаточно давно, но есть опасность возникновения фанатизма в рамках культа.

Наконец, четвертая модель — “медицинская”. В ней позиция клиента — “Я болен, ответственности не несу, лечите меня”. Это психоаналитическая модель.

(Андрей Дорожевец. “Когнитивные модели преодоления кризисных ситуаций”). “Каждая из моделей сама по себе ни хороша и ни плоха, в каждой есть свои плюсы и минусы. Например, моральная модель, поощряющая быть неравнодушным к собственной жизни, тоже имеет свои ограничения, если речь идет о раке, изнасиловании и бомбежках. Американский вариант “Хочешь быть счастливым — будь им” не проходит в условиях войны. Однако психологу хорошо бы осознавать, в какой модели находится он сам, строя свои взаимоотношения с клиентом, и в какой модели изначально находится его клиент. Диалога не получи


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.