Концепции мотивации в разных психотерапевтических школах — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Концепции мотивации в разных психотерапевтических школах

2022-08-21 23
Концепции мотивации в разных психотерапевтических школах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Понимание мотивации в разных психотерапевтических направлениях

 

Выше было сказано, что мотивация представляет собой совокупность сил, определяющих человеческое поведение, и что в учении о мотивации речь должна идти о том, каким образом взаимодействуют друг с другом внутренняя затронутость и внешние поводы (мотивы). Результатом такого взаимодействия является мотивационный фактор как ощущаемое напряжение между актуальным состоянием и намеченной целью. Поскольку на представлениях о мотивации в каждом психотерапевтическом направлении сказывается присущий ему специфический подход к человеку, анализ различных предположений о мотивационных факторах позволяет увидеть стоящую за ними картину человека. Такой анализ в упрощенном виде представлен в табл. 12.

 

Мотивационный фактор – это ощущаемое напряжение между актуальным состоянием и намеченной целью.

 

 

Таблица 12. Анализ мотивационных факторов различных психотерапевтических направлений

 

Четыре силы, лежащие в основе мотивации. Сегодня в экзистенцанализе считается, что в основе мотивации лежит не одна сила, от которой производно все остальное (как, например, смысл у Франкла или либидо у Фрейда). Мотивация устроена сложнее, в ней переплетается много сил. В экзистенцанализе видят четыре силы, лежащие в основе мотивации. Граве (Grawe 1998) также считает, что такое стремление свести мотивацию к одной (почему только к одной?) силе ведет к редукционистским взглядам на человека.

 

Мотивация понимается сегодня как комплексная сила

 

 

Резюме

 

• Мотивация – это совокупность всех сил, приводящих в движение человеческое поведение и стабилизирующих его направленность. Через мотивацию мы получаем доступ к человеку. По сути, человек всегда к чему‑то мотивирован, даже если он ничего не делает, ведь он всегда вовлечен в какой‑то процесс.

• Все мотивы можно разделить на две большие группы: психологические и персонально‑экзистенциальные (духовные). Динамика определяется тем, какие мотивы преобладают.

• Психодинамика приводит к тому, что человек ощущает себя подталкиваемым, она слепа по отношению к собственной ценности вещи и другого человека. Она служит поддержанию жизни.

• Экзистенциальная динамика (ноодинамика) связана с направленностью на ценности, основана на принятии решений, на персональности, центрирует человека и служит формированию жизни.

 

 

Глава 9

Консультанты и психотерапевты как профессиональные помощники

 

О чем вы узнаете из этой главы

В психотерапии и консультировании профессиональная помощь оказывается по всем четырем фундаментальным измерениям экзистенции, если там возникают проблемы, с которыми клиент в настоящее время не может справиться самостоятельно.

Что является для человека проблемой, можно определить лишь с использованием субъективных критериев. Содержание профессиональной помощи определяется с опорой на четыре фундаментальные мотивации.

Чтобы понять, является помощь настоящей или нет, нужно смотреть прежде всего на интенцию: если помощь оказывается исходя из собственных интересов помогающего (или у него присутствует внутреннее принуждение помогать), то это злоупотребление, сопровождающееся негативными последствиями для клиента. Злоупотребляющая помощь может приводить к ослаблению клиента, ухудшению имеющихся у него отношений, ослаблению потенциала его развития и к зависимости.

Поэтому профессиональный профиль консультанта и психотерапевта включает в себя не только знания, но прежде всего его личные качества и способности.

 

Учебные цели

После прочтения этой главы вам необходимо знать и понимать:

• что такое проблема;

• что представляет собой профессиональная помощь и что для нее необходимо;

• что такое злоупотребляющая помощь и каковы ее последствия;

• каков в общих чертах профиль требований к профессиональному помощнику.

 

 

Что такое проблема?

 

Прояснение понятия. Слово «проблема» происходит из греческого то τό πρόβλημα и означает нечто, что судьба или обстоятельства «бросают человеку под ноги» и что, естественно, затрудняет его движение или обо что он может споткнуться и причинить себе боль. Слово «проблема», таким образом, тесно связано с жизнью.

 

Проблема – это нечто такое, что «брошено человеку под ноги» и затрудняет его движение.

 

Критерии. Чтобы установить, что для человека является проблемой, важно знать, каковы его способности (что он может) и каково направление его движения. Поэтому для распознавания проблемы важно знание субъективных критериев. Это означает, что только сам человек может сказать, является ли что‑то для него проблемой и в каком отношении (в каком «направлении движения») она себя как таковая проявляет.

 

Есть субъективные критерии, по которым можно судить, переживает ли человек нечто как проблему.

 

Другими феноменами, сопровождающими проблему, выступают неприятные эмоции, возникающие, когда что‑то препятствует ходу жизни, а также напряжение, связанное с необходимостью решать проблему.

Часто человек осознает, что у него есть проблема, лишь тогда, когда она либо повторяется, либо является особенно болезненной, либо требует особого подхода для своего разрешения.

 

Что такое помощь?

 

Образование необходимо для профессионального помощника. Работа консультанта или психотерапевта состоит в предложении профессиональной помощи. Помощь – это деятельность, направленная на другого. Мы получаем образование для того, чтобы овладеть необходимыми средствами, методами и диагностическими способностями, а также развить личную чувствительность к проблемам и нуждам пациентов; с этим связаны также и определенные опасности. Чтобы научиться оказанию адекватной помощи, необходимо образование.

Вопросы для самопознания. Для того чтобы заниматься сложными вопросами человеческого бытия, нужна не только теоретическая подготовка, но прежде всего самопознание, позволяющее лучше узнать самого себя как помощника. Поэтому необходимо разобраться со следующими вопросами:

1. Что такое помощь?

2. В чем она состоит?

3. Что она делает с помощником?

4. Что она делает с тем, кому помогают?

5. Какие опасности для всех участников связаны с помощью?

 

Профессиональному помощнику необходимо самопознание, чтобы хорошо разобраться с темой помощи.

 

Определение. Здесь необходимо привести некоторые теоретические выкладки, позволяющие включить тему помощи также в контекст экзистенциального анализа. В самом простом и общеупотребимом значении «помощь» можно определить так:

 

Помогать означает прилагать усилия для того, чтобы (благодаря помогающему) сделать возможным то, что другой человек в настоящее время не может сделать самостоятельно.

 

Компоненты помощи. Настоящая помощь состоит из следующих компонентов, которые можно упорядочить в соответствии с четырьмя фундаментальными мотивациями:

1‑я фундаментальная мотивация: здесь‑бытие.

Включаться, быть здесь, давать опору. Благодаря этому другой человек сам лучше может быть здесь. Привносить собственное «могу» там, где другой чего‑то не может. Выдерживать тяжесть его проблем.

2‑я фундаментальная мотивация: ценность.

Устанавливать отношения, стараться настроиться на другого и его ситуацию, чтобы почувствовать, что с ним происходит, что он чувствует. Делать то, что для другого хорошо, поскольку ему это нужно. Предпосылкой для этого является наличие хотя бы минимума отношений, из которых может появиться ощущение, что именно было бы хорошо для другого.

3‑я фундаментальная мотивация: уважение.

Предлагать только ту помощь, за которую ты можешь отвечать, вести себя открыто и честно. Ограничивать помощь из уважения к другому, чтобы он мог сохранять свое достоинство, уважение к себе и автономность. Давать ему возможность принимать свои собственные решения и идти своим собственным путем.

4‑я фундаментальная мотивация: смысл.

Помощь воспринимается обеими сторонами как осмысленная и полезная, если она служит таким целям, которые ощущаются как значимые. Помощь освобождает от растерянности, помогает прояснить смысловые взаимосвязи – и положение меняется к лучшему.

 

Пример 1. Предоставить врачебную помощь, чтобы помочь человеку выжить, является делом осмысленным, если этот человек хочет жить. Однако если смертельно больной человек, страдающий от боли, воспринимает продление жизни как нечто бессмысленное, то и для врача это уже больше не является «помощью», выживание пациента в его глазах больше не является ценностью, а остается «одним лишь страданием».

Пример 2. Дать алкоголику спиртное в период абстиненции означает, что в данный момент его страдания уменьшатся, однако в более широком контексте его жизни это наносит вред. Нельзя считать помощью то, что не приносит хорошего результата, не является «осмысленным».

 

Обобщая, можно сказать так: идеальная помощь оказывается с уважением к другому человеку, чтобы то, что он не может сделать сам, стало для него возможным, и потому что я это могу сделать.

Опасности, связанные с помощью. Поскольку помощь у нас пользуется особым социальным одобрением, часто воспринимается как нечто «обязательно хорошее», а в некоторых кругах считается, что оказывать помощь – это «всегда по‑христиански», она нередко может становиться прикрытием для вредоносных действий или даже для злоупотреблений. За предлагаемой или оказываемой помощью может скрываться насилие, подавление, реализация власти, использование человека в собственных целях (например, для повышения самоценности!), прикрытие для невозможности справиться с собственными дефицитами и нуждами, угрозы («сейчас я тебе помогу!») и т. д. И это далеко не полный список.

Помощь как принуждение. Особое внимание нужно обращать на те случаи, когда мотивация помощи (чаще всего незаметно для самого помощника) становится принуждающей. Чаще всего это происходит тогда, когда помогающий сам испытывает страдания, которые причиняют боль и которые он не смог проработать, а также когда у помощника присутствуют страхи или подавленное чувство вины.

 

Для профессионального помощника важно уметь видеть связанные с помощью опасности.

 

Помощь как злоупотребление. Такая помощь причиняет вред не только помогающему, но прежде всего тому, кому помогают. Следует сказать в первую очередь об опасности злоупотреблений, которые могут встречаться в самых разнообразных проявлениях и которые далеко не всегда распознаются как таковые тем, кому оказывается помощь (да и самим помогающим). Злоупотребления могут осуществляться на финансовом, эмоциональном, социальном или сексуальном уровне (см. «Этический кодекс психотерапевтического консультирования», разработанный австрийским Министерством здравоохранения, используемый также в GLE и считающийся обязательным для его членов).

Последствия неправильной помощи. Неправильно оказанная помощь может иметь для того, кто ее получает, следующие последствия:

• лишать его мужества и делать слабым;

• портить имеющиеся у него отношения;

• выставлять его некомпетентным, понижать чувство самоценности, лишать самостоятельности;

• способствовать его обособлению, вызывать у него чувство, что он является лишь обузой, вытеснять его на обочину сообщества;

• делать его зависимым и препятствовать его развитию.

 

Неправильная помощь имеет негативные последствия.

 

Способности помощника. Настоящий помощник должен иметь следующие способности:

• уметь выдерживать страдания;

• принимать расположение, симпатию со стороны того, кому он оказывает помощь, не используя такое отношение к себе в своих интересах;

• помогать справиться с имеющимся чувством вины;

• не использовать оказание помощи как первоочередной источник для получения признания и чувства самоценности.

Оказание помощи должно быть позитивным опытом и для самого помощника. Вышесказанное не означает, однако, что оказание помощи не должно быть чем‑то значимым для самого помощника. Мотивами для оказания помощи могут быть получение опыта, установки, вера, ценности, благодарность или солидарность (если я сам ранее пережил ценность помощи). Исходя из этих оснований, помощь может либо быть предложена безвозмездно кому‑то, либо оказываться на профессиональной основе. Конечно, оказание помощи может и должно давать что‑то и самому помощнику, повышать самоценность, приносить смысл и радость. Если этого не происходит, то помощнику следует задуматься о том, не позволяет ли он злоупотреблять собой или эксплуатировать себя.

Разница между настоящей помощью и злоупотреблением под видом помощи. Критерий отличия настоящей помощи от злоупотребляющей таков: о чем для помогающего речь идет в первую очередь – о собственной пользе или выгоде, когда пациент осознанно или неосознанно используется им для этой цели, или собственная польза лишь вторична и производна от бескорыстной помощи.

 

9.3. Вопрос о профессиональном профиле (профиле требований)

 

Ожидания от профессионального помощника. В заключение перечислим некоторые предъявляемые к профессиональным помощникам ожидания, что может быть полезным для размышлений и личной рефлексии. Это не всеохватывающий каталог желаемых свойств, а скорее описание рамок для более или менее общепризнанных необходимых качеств. Знакомство с этими характеристиками может побудить к тому, чтобы спросить себя, какие качества выражены у меня самого более или менее хорошо, а какие – в меньшей степени. Можно также мысленно поставить себя в положение принимающего помощь и спросить себя, какие качества я сам хотел бы видеть у того, к кому обращаюсь за (профессиональной) помощью.

Взгляд с этих двух точек зрения позволяет составить начальные представления о профессиональной компетентности.

Желаемые качества. К профессиональному помощнику могут быть предъявлены следующие профессиональные ожидания:

1. Уметь встретить/принять клиента:

• у консультанта не должно быть страха;

• четкий сеттинг;

• спокойный, неброский стиль одежды;

• установка уважения.

2. Понять, в чем проблема:

• распознавать и понимать, о чем идет речь (что важно, что волнует) для обратившегося за помощью;

• смочь понять, в чем проблема, и рассмотреть ее;

• прояснить компетенции, то есть полномочия помощника и способности, которые имеются у обратившегося за помощью.

3. Сопровождать:

• обращать внимание на основные роджерианские переменные: быть настоящим (конгруэнтным), проявлять эмпатию, не оценивать;

• быть тем, кто воодушевляет, поддерживает;

• выдерживать происходящее;

• структурировать и прояснять;

• управлять тем, как строятся отношения;

• защищать клиента от злоупотреблений;

• сопереживать, сохраняя при этом ясный взгляд.

4. Передавать знания и формировать установки:

• давать информацию;

• разъяснять;

• применять необходимые методы и техники;

• давать руководство для жизни.

Нежелательные качества. Крайне нежелательными считаются следующие способы поведения:

• оказывать давление;

• принимать решение за обратившегося за помощью;

• судить;

• иметь ожидания (в том числе ожидания достижений).

 

Резюме

 

• Слово «проблема» происходит из греческого языка и означает то, что судьбой или обстоятельствами «брошено под ноги» человеку. Для того чтобы определить, является ли что‑то для человека проблемой, необходимо знание субъективных критериев.

• Помощь означает прилагать усилия для того, чтобы (благодаря помощнику) сделать возможным то, что другой человек в настоящее время не может сделать самостоятельно. В настоящей помощи можно выделить четыре компонента, соответствующих фундаментальным мотивациям.

• Критерий отличия настоящей помощи от злоупотребляющей таков: о чем для помогающего речь идет в первую очередь – о собственной пользе или выгоде, когда пациент осознанно или неосознанно используется для этой цели, или собственная польза лишь вторична и производна от бескорыстной помощи.

 

 

Список литературы

 

 

 


[1] Начиная с 1926 года Франкл говорил о логотерапии, а с 1933‑го – об экзистенцанализе. В 1938 году он впервые использовал оба эти понятия в одной публикации.

 

[2] С начала 1960‑х годов Франкл перестал употреблять понятие «экзистенцанализ», чтобы не давать повода для его смешения с понятием «дазайн‑анализ». С этого времени он говорил только о логотерапии. После того как понятие «экзистенцанализ» стало использоваться Международным обществом логотерапии и экзистенцанализа (GLE), с 1987 года он снова начал иногда применять его (см. обзорную работу Лэнгле: 1998а, 315).

 

[3] В русском переводе встречается также название «Доктор и душа». – Примеч. науч. ред.

 

[4] Вот как Франкл описывает идею, лежащую в основе логотерапии и экзистенцанализа, в своей программной статье от 1938 года: «Чего у нас нет, так это имманентной критики концепции жизни пациента, такая критика предполагала бы, что мы принципиально готовы вести дискуссию на чисто мировоззренческих основаниях. То есть у нас нет психотерапии мировоззрения и априори быть не может; однако мировоззрение как психотерапия возможно и, как мы показали, иногда даже необходимо. Подобно тому как в рамках философии посредством «логицизма» был преодолен психологизм, мы подошли к тому, чтобы в рамках психотерапии преодолеть существующие до сих пор психологизаторские отклонения посредством своего рода логотерапии, то есть с помощью привнесения мировоззренческого ракурса в процесс психотерапевтического лечения, даже если это и будет происходить в описанной выше обусловленной, ограниченной, нейтральной форме».

 

[5] Как программную для последующего развития логотерапии и экзистенцанализа можно рассматривать следующую цитату, где Франкл (Frankl, 1938, с. 15) формулирует основной тезис труда своей жизни: «И. Г. Шульц сказал однажды об "уровне высших экзистенциальных ценностей" следующее: "Тот, кто находится на этом уровне, может страдать, не становясь при этом больным, невротичным". Где же та интересующаяся психотерапией психология, которая учитывает этот «высший» уровень человеческой экзистенции и которая в противопоставление "глубинной психологии" в этом смысле заслуживает названия "вершинной психологии"? Другими словами, где та теория душевных процессов и в особенности теория невротических процессов, которая выходила бы за пределы только психического и охватывала бы человеческую экзистенцию целиком, во всей ее глубине и высоте, и могла бы поэтому называться экзистенцанализом?» (Frankl V. Zur geistigen Problematik der Psychotherapie. Zentralblatt der Psychotherapie, 1938; 10, 33–45. См.: Frankl V. Logotherapie und Existenzanalyse. Quintessenz, 2005; 15–30, S. 15).

 

[6] Таково название одной из книг Франкла (Frankl, 1975; 1984).

 

[7] Общество логотерапии и экзистенцанализа – Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse (GLE). – Примеч. пер.

 

[8] Наиболее общее и операциональное определение таково: ценности – это основания для предпочтения одной вещи другой, одного действия другому и т. д. Экзистенциально релевантные ценности обнаруживаются благодаря чувствам и представляют собой то, что субъективно переживается как «хорошее» и «способствующее жизни и экзистенции».

 

[9] Первоначальным значением слова «целый» (ganz) было «здоровый» (heil).

 

[10] Салютогенез – концепция американского и израильского социолога Аарона Антоновского, предложившего исследовать связь стресса, здоровья и качества жизни, отвечая не на традиционный вопрос: «Почему люди болеют?», а на вопрос: «Почему они, несмотря ни на что, иногда не болеют?» Концепция салютогенеза в отдельных аспектах близка экзистенциальному анализу. – Примеч. науч. ред.

 

[11] Эвалюация – независимая экспертная оценка эффективности теории и практических методов. – Примеч. науч. ред.

 

[12] Подход Франкла (Frankl, 1975, 79–100) был более когнитивным, он стремился к тому, чтобы находить и приводить «аргументы».

 

[13] Аффирмация означает «подтверждение», «утверждение», «согласие» и происходит от лат. affirmatio (корень firmus означает «сильный»).

 

[14] Первая публикация А. Лэнгле на русском языке в 2000 году в «Московском психотерапевтическом журнале» называлась «Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью» (Längle 1997, 1999b). – Примеч. науч. ред.

 

[15] Франклу принадлежит известная цитата: «Человеческое бытие – это решающее бытие».

 

[16] Экзистенциальная самоотдача предполагает готовность идти на этот риск, идти в жизнь, как будто выходишь «в дождь без зонта», как однажды выразилась экзистенциальный философ Ханна Арендт, имея в виду Рахель Вамхаген и намекая на ее (неудавшиеся и болезненные) отношения с Хайдеггером. Другими словами, это означает «не прятаться за своими качествами и талантами, не прикрываться обычаями и условностями… как зонтом в непогоду» (Arendt, 1959,15), например, замыкаться, игнорировать важное из страха перед возможными разочарованиями, а, несмотря на риск, открыто пойти на отношения, например, дружбу.

 

[17] Hingabe – это самоотдача без отвергания себя, в согласии с собой. – Примеч. науч. ред.

 

[18] В целях сохранения анонимности и защиты личности подлинное имя и даты, позволяющие установить идентичность клиентки, были изменены. Описание случая предоставлено Клаудией Клун.

 

[19] В истории известен факт, когда кайзер Фридрих II (в XIII веке), пытаясь на практике обнаружить общечеловеческий праязык, велел изолировать несколько младенцев от внешнего мира, а их няням приказал кормить их и ухаживать за ними, но не разговаривать с ними и не проявлять нежность. Все эти дети умерли в младенчестве (https://vikent.ru/enc/3462/. – Примеч. науч. ред.). Совсем иначе дело обстоит с отшельниками, которые могут нормально жить без прямых контактов с другими людьми, поскольку, находясь во внутренних отношениях с Богом (и с теми людьми, с которыми у них раньше были отношения), они продолжают оставаться во внутреннем диалоге.

 

[20] Невозможность изменить ситуацию иногда может восприниматься как императивное давление, например в случае материальной нужды или болезни. Давление состоит в том, что ситуация не открывает человеку никаких приемлемых для него возможностей. Для таких бедственных положений понятие «приглашение к ответу» неприменимо. Скорее они представляют собой вызов или даже принуждение к ответу, который человек (поначалу) не хочет давать (например, он будет вынужден найти работу в случае нужды или принять свою болезнь).

 

[21] «Вброшенность» (Geworfensein) – термин Хайдеггера. – Примеч. пер.

 

[22] Хайдеггер (Heidegger, 1987, 94) называет это «стоянием в открытости» (Offenständigkeit).

 

[23] С нашей точки зрения, именно такое представление о человеке стоит за «основным правилом» психоанализа, согласно которому пациент может высказывать все внезапно возникающие у него мысли только на терапии, что записано в терапевтическом контракте, «…не информировать всех других людей, желающих быть рядом или проявляющих любопытство. <…> Если мы настоятельно рекомендуем больному ко времени начала терапии посвящать в это как можно меньше людей, то тем самым мы в определенной степени защищаем его от множества недружелюбных влияний, от попыток отвратить его от проведения анализа» (Freud, 1912, 511f.).

 

[24] Из личного сообщения психоаналитика Ханса‑Йоахима Тило (нем.: Hans‑Joachim Thilo).

 

[25] Формально‑генетический означает «формально‑логически выведенный из основных условий». В нашем случае – выведенный из основного условия экзистенции, состоящего в том, что экзистенция может происходить только в мире. Экзистирование начинается и заканчивается бытием в этом мире.

 

[26] Еще Стефан Цвейг однажды сказал: «Многие люди счастливы, но немногие знают об этом». Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы человек встал в определенную позицию по отношению к себе и своей жизни.

 

[27] Conditio sine qua non – необходимое условие. – Примеч. пер.

 

[28] Немецкий модальный глагол können (мочь). – Примеч. пер.

 

[29] Немецкий модальный глагол mögen (нравиться). – Примеч. пер.

 

[30] Немецкий модальный глагол dürfen (иметь право). – Примеч. пер.

 

[31] Немецкий модальный глагол sollen (быть должным). – Примеч. пер.

 

[32] Немецкий модальный глагол wollen (хотеть). – Примеч. пер.

 

[33] Фридрих Хеббель (нем. Friedrich Hebbel, 1813–1863) – немецкий драматург. – Примеч. пер.

 

[34] В терминах теории науки здесь можно было бы говорить об «аксиомах экзистенции».

 

[35] Даже если человек хочет уйти из мира, то чтобы совершить суицид, он должен подчиниться условиям этого мира.

 

[36] Универсальность измерений проявляется, например, в том, что их также можно обнаружить в качестве основных тем в ведущих направлениях психотерапии: фактическое как центр тяжести в эмпирических методах поведенческой терапии; анализ прошлого и отношений – в глубинной психологии; центрированность на Person – в гуманистических направлениях; структура контекста – в системных направлениях.

 

[37] Граве и Эпштайн различают потребности по следующим основаниям: 1) ориентация и контроль (а также по когерентности или консистентности); 2) получение удовольствия/избегание неудовольствия; 3) привязанность; 4) повышение самоценности.

 

[38] Поскольку фундаментальные мотивации описывают фундаментальные условия исполненной экзистенции, образовательная программа по экзистенцанализу и логотерапии также строится в соответствии с этой структурой.

 

[39] Разделение на субъект и объект является артефактом абстрактного мышления; в экзистенциальной реальности всегда есть единство и соотнесение между внутренним и внешним, что хорошо известно из феноменологии.

 

[40] «При острых чрезмерных нагрузках происходит возврат к уже проверенным и надежным стратегиям, которые являются самыми стабильными, а пути к ним – самыми проторенными. Так, актуализируются не только детские паттерны поведения, но и в ситуациях особой опасности даже происходит возврат к архаичным способам экстренного реагирования. Последние закреплены на уровне ствола головного мозга не только у человека, но и у животных, и при их актуализации ведут к бегству нападению или защите, а в конечном итоге – если ничто другое не помогает – к беспомощному застыванию» (Hüther, 2004).

 

[41] Здесь используется термин «снятие» (нем. Aufheben) – понятие из философии Гегеля, обозначающее момент развития, в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение. Источник: «Википедия». – Примеч. пер.

 

[42] Интериоризация может осуществляться либо персонально, либо реактивно, то есть либо на основе принятия решения, либо автоматически. Если она осуществляется персонально, то это происходит «с внутренним согласием» и добровольно, то есть соразмерно собственной внутренней сущности человека. Этот процесс называют интеграцией. При этом несущественно, происходит ли данный процесс с полным осознанием или, что встречается чаще, неосознанно‑спонтанно. Для персональности решающее значение имеет не вопрос о степени осознанности, а то, что этот процесс и принятие решения находятся в чувствуемой человеком конгруэнтности с ним самим и его сущностью. Персональные процессы связаны не с сознанием, а с внутренней (чувствуемой) согласованностью.

 

[43] Термин Хайдеггера. – Примеч. пер.

 

[44] Написанное через дефис существительное Aus‑druck (Ausdruck = выражение) буквально означает «вы‑талкивание», «выход наружу». – Примеч. пер.

 

[45] В ЭА мы придерживаемся феноменологического понимания совести, согласно которому совесть – это способность человека собственным интуитивным чутьем постигать, что правильно, а что нет.

 

[46] Здесь мы видим тот же феномен, что в гуманистической и системной психотерапии: все больше находит обоснование решение вообще отказаться от диагнозов.

 

[47] Подробный пример такого применения см.: Längle, 1993d.

 

[48] Способ применения ПЭА в ходе психотерапии будет описан также в планируемом к изданию в рамках данной серии учебнике по третьей фундаментальной мотивации.

 

[49] Международное общество экзистенцанализа и логотерапии с центром в Вене – Internationalen Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse (GLE или GLE‑International). – Примеч. пер.

 

[50] Хайз говорит о диагностике функциональных измерений (Hayes et al, 1996).

 

[51] В Австрии это является предпосылкой для признания экзистенцанализа в качестве психотерапевтического направления. В 1993 году, чтобы получить признание в качестве психотерапевтического метода, экзистенцанализ должен был доказать специализированной комиссии Министерства здравоохранения Австрии (Совету по психотерапии) эффективность лечения всего спектра психических и психосоматических расстройств на основании данной теории.

 

[52] Оригинальное название: Sinnerfassungsmethode (SEM). – Примеч. пер.

 

[53] Оригинальное название: Willensstärkungsmethode (WSM). – Примеч. пер.

 

[54] Оригинальное название: Einstellungsänderung (ЕА). – Примеч. пер.

 

[55] Оригинальное название: Paradoxe Intention (PI). – Примеч. пер.

 

[56] Оригинальное название: Personale Positionsfindung (PP). – Примеч. пер.

 

[57] Оригинальное название: Dereflexion (DR). – Примеч. пер.

 

[58] Оригинальное название: Phänomenologische Dialogübung (PD). – Примеч. пер.

 

[59] Если психоанализ спрашивает: «Что приходит вам на ум?», то соответствующий вопрос в экзистенцанализе звучит так: «Что сейчас для вас важно?»

 

[60] Слово «энтелехия» происходит от древнегреч. entelecheia, означающего «осуществленность, законченность». Понятие энтелехии является очень сложным, но если охарактеризовать его коротко, то оно означает, что каждой вещи внутренне присущ Telos, то есть внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель, к достижению которой эта вещь стремится. В этом понятии дано динамическое описание сущего (Seiende): то, что есть, получается в результате становления и реализации внутренне заложенных потенциальных возможностей.

 

[61] Несмотря на дружеские отношения с Шарлоттой Бюлер и хорошее знакомство с Абрахамом Маслоу, Франкл в личных беседах и дискуссиях с Альфридом Лэнгле указывал на эту опасность.

 

[62] Такой образ мышления часто бывает непонятен для начинающих, поскольку в нашей культуре людей не учат думать в категориях относительности (в отличие, например, от дзен‑буддистов, для которых такой образ мышления вполне обычен).

 

[63] Напротив, в медицине и в традиционной университетской психологии главенствующую роль играет объяснение.

 

[64] Такое разделение служит продолжением логики работ Вильгельма Дильтея, Эдуарда Шпрангера, Макса Вебера, Георга Зиммеля и историка Иоганна Густава Дройзена. Позднее (Jaspers, 1963, 329) Ясперс отказался от строгого разделения между пониманием и объяснением, сделав различие между ними более относительным: понимающая психология и объясняющая психология проникают друг в друга «очень сложным, но при ближайшем рассмотрении вполне очевидным образом».

 

[65] Федеральный закон об осуществлении деятельности по психотерапии был принят в Австрии 7 июня 1990 года.

 

[66] Elisabeth Lukas. Der Schlüssel zu einem sinnvollen Leben. Die Höhenpsychologie Viktor E. Frankls // Kösel‑Verlag, 2011. (Элизабет Лукас. Ключ к осмысленной жизни. Вершинная психология Виктора Франкла. – Примеч. пер.).

 

[67] Этой логике следуют и некоторые авторы в современной нейробиологии: «…свобода воли… [есть]… иллюзия» (Roth, 2001, 445).

 

[68] Современный и очень дифференцированный взгляд на влияние патологии и психодинамики на сознание представил Пол Рикёр (Paul Ricceur, 1965, Кар. II.3: L'interpretation comme exercicedu soupgon), считавший Фрейда (так же, как и Ницше, и Маркса) «мастером подозрения», для которого было важно критическое рассмотрение вещей. Интерпретацию он считал «упражнением в подозрении», когда методично ставят под сомнение то, что сложилось в результате «нормального» понимания. Сознание больше нельзя рассматривать как «последнюю инстанцию, дающую определенность» (Figal, 2009, 213), поскольку содержания сознания «проделывают свой путь в сознание только через трансформации и смещения»; сознание складывается как результат «динамики жизни», в том числе как результат либидозных процессов (Figal, 2009, 214). Поэтому с точки зрения герменевтики было бы правильно «держать подозрение открытым» (Figal, 2009, 215). А в психотерапевтических отношениях было бы важно использовать подозрение для того, чтобы «снабжать любое содержание сознания индексом спорности, тем самым придавая ему характер размышления» (там же).

 

[69] Франкл (Frankl, 1946, 245) вообще считал натурализм исходным пунктом для психологизма.

 

[70] Ссылки на страницы даны по немецкоязычному источнику. – Примеч. пер.

 

[71] Необходимое условие. – Примеч. пер.

 

[72] Совершенно явно. – Примеч. пер.

 

[73] О ней Франкл говорит в связи с эссенциальным познанием (см., например: Frankl, 1975,140t).

 

[74] Онтология – это учение о бытии.

 

[75] Аксиология – это учение о ценностях.

 

[76] Франкл не перенял у Шелера его учение о чувствах и его понимание того, что такое жизнь. Так, Бауэр (Bauer, 2000, 61) указывает на то, что Франкл обращается с тематикой смыслов скорее в предметно‑теоретическом и логико‑дедуктивном ключе (см. также: Schüssler, 2000).

 

[77] «То, чем является человек, он является благодаря речи, которую делает своей» (Jaspers, 1941, 398).

 

[78] Термин Хайдеггера. – Примеч. пер.

 

[79] При написании последующих четырех абзацев уже не использовались материалы, предоставленные Мариан Волики.

 

[80] Эпистемология – теория познания.

 

[81] «Этика, доказанная в геометрическом порядке» – труд Б. Спинозы. – Примеч. науч. ред.

 

[82] В немецком языке есть два понятия для обозначения тела: Leib и Körper. В самом общем виде можно сказать так: Körper – это то, что может быть познано и измерено объективными методами, в то время как Leib не поддается подобному объективному изучению. В теологии понятием Leib обозначается единство тела и нематериальной души, поскольку биологического понятия Кбгрег недостаточно для того, чтобы указать на человека как на носителя такого единства. Здесь говорят также об «одушевленном теле». В философии понятие Leib (которое активно использовали Гуссерль и Мерло‑Понти) особенно важно для феноменологии, где с его помощью, в частности, указывают на роль телесного чувства в познании. Источник: https://de.wikipedia.org/wiki/Leib. В данном тексте мы переводим Leib как «одушевленное тело», а Körper – как «тело». – Примеч. пер.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.