Что общего между различными мотивациями? Дифференциация между ноодинамикой и психодинамикой — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Что общего между различными мотивациями? Дифференциация между ноодинамикой и психодинамикой

2022-08-21 31
Что общего между различными мотивациями? Дифференциация между ноодинамикой и психодинамикой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основы мотивации. Если посмотреть, что общего есть у разных видов мотивации, то можно обнаружить, что в качестве основ (соотнесенных с переживанием) любой мотивации всегда встречаются следующие элементы:

затронутость. Мотивировать может то, что меня касается, «имеет ко мне отношение»;

эмоции. Мотивация тесно связана с эмоциями, даже если они не осознаются;

мотивационная готовность. Поскольку у человека есть жизненные силы, он всегда обладает определенной мотивационной готовностью;

у мотивации всегда есть задний план, и не один. За каждым мотивом можно проследить определенную череду того, что стоит за ним, так раскрывается история мотивации, подобно выложенным в определенном порядке на столе костяшкам домино. В конечном итоге все мотивации приводят к фундаментальным мотивациям;

открытый результат. Результат не предопределяется мотивацией, вопрос об этической ценности результата (ответственности) остается открытым. Сама по себе мотивированность (например, «хотеть хорошего») не является оправданием для поведения и последствий (это было бы «психологическим редукционизмом»);

 

В конечном итоге все мотивации восходят к фундаментальным мотивациям.

 

субъективно позитивное. Мотивом может быть только то, что субъективно переживается или представляется как нечто позитивное. Оно оценивается на персональном и/или психическом уровне и является чем‑то, что имеет ценность и/или доставляет удовольствие.

Психологические или персональные мотивы. Все бесчисленное количество мотивов можно разделить на две большие группы: психологические и персонально‑экзистенциальные (духовные). На общий вопрос теории мотивации: «Что приводит человека в движение?» можно дать ответ, основываясь на классификации, в основе которой лежит дифференциация психологических и персонально‑духовных мотивов.

4. Психологические мотивы.

В широко известной классификации, предложенной Кретчем и Кратчфильдом (Krech, Crutchfield, 1985, 308ff), есть следующие основные категории человеческих мотивов:

дефицитарные мотивы (связанные с нехваткой, недостатком): служат целям выживания и безопасности, поддержания гомеостаза и снятия напряжения. К таким мотивам относятся страстное желание, вожделение, потребности, связанные с голодом и сексуальностью, а также зависть, ревность, жадность, тщеславие и т. п.;

защитные мотивы: агрессия, если она используется для защиты, бегство, рефлекс мнимой смерти и т. д. К этой группе относятся все копинговые реакции;

мотивы профицита (связанные с избытком, переполнением): «избыточные мотивы» служат целям удовлетворения и роста, например стремление к отреагированию (ярость, гнев, радость, любовь и т. п.), функциональное удовольствие, испытываемое от процесса совершения деятельности, потребность в движении.

 

Психологические и персональные мотивы приводят человека в движение.

 

5. Персонально‑экзистенциальные (духовные) мотивы [94].

Содержания фундаментальных мотиваций. Сюда относятся содержания четырех фундаментальных мотиваций: стремление к правде, стремление к ценности, стремление к справедливости и аутентичности, стремление к смыслу. Во всех фундаментальных мотивациях речь идет о достижении, улучшении (повышении) и сохранении (защите) той или иной ценности.

Соотношение между психологическими и персональными мотивациями. На рис. 34 показано соотношение между психологическими и персонально‑экзистенциальными мотивациями, из него также видно принципиальное различие между психодинамикой и экзистенциальной динамикой (ноодинамикой).

Феноменологическое переживание таково, что психологические мотивы скорее толкают, гонят человека, а ценности скорее притягивают, манят. С этим связан тот факт, что в случае мотивации психологической возникает целый спектр возможных предметов удовлетворения потребности, в то время как в случае мотивации духовно‑персональной, напротив, происходит фокусировка на конкретном предмете потребности. Ценность ведет к селекции возможностей, то есть центрирует человека на конкретном визави, например когда речь идет о том, чтобы найти друга. Психодинамическую мотивацию можно удовлетворить с помощью широкого спектра возможностей, например голод можно утолить любой пищей, здесь не требуется какое‑то специфическое блюдо.

Личностные качества представляют собой заранее существующие склонности, и у человека есть тенденция следовать им. При этом они дополнительно усиливают (или ослабляют) мотивационные силы: к чему человек склонен по природе своей (например, к точному восприятию вещей или к тому, чтобы делать все очень тщательно, даже перестраховываться), к тому его легче и замотивировать – неважно, на психологическом или на ноэтическом уровне.

 

Психологические мотивы скорее подталкивают человека, а персональные – скорее притягивают.

 

 

8.3. Психологические и персонально‑экзистенциальные мотивации

 

Рис. 33. Схематическое изображение психодинамики и ноодинамики. Показано соотношение между психодинамикой и ноодинамикой, между «быть подталкиваемым» и «быть притягиваемым», включая психологические «склонности», обусловленные структурой личности

 

Психодинамика. Когда при описании мотивов речь идет не о противопоставлении персонально‑экзистенциальным (духовным) мотивам, а о силовом аспекте, тогда психологические мотивы могут также обозначаться как психодинамика. Они представляют собой подталкивающую, витальную силу в человеке. Однако эта сила остается слепой по отношению к собственной (внутренней) ценности вещей и других людей, поскольку она служит только поддержанию жизни.

Ноодинамика. У экзистенциальной динамики (ноодинамики) другая задача: она направлена на ценности и служит формированию жизни. Она персональная, связана с принятием решений, центрирует человека.

Личностные черты. Личностные черты (фиксированная психодинамика, выраженная в склонностях) приводят к тому, что на различные события человек отвечает одинаковыми реакциями на уровне переживаний и поведения.

 

Психодинамика служит поддержанию жизни, гомеостаза.

Ноодинамика служит формированию жизни.

 

Пример. Соотношение между психодинамикой, личностными чертами и ноодинамикой можно продемонстрировать на простом примере:

бензин в баке (толкающая сила) делает возможным движение (психодинамика);

особенности местности (например, уклон) с некой постоянной силой влияют на движение машины (черты личности);

цель поездки (ценности, интересы) определяют направление движения (ноодинамика).

 

Психодинамика. Толкающая сила психодинамики проявляется в различных формах, а именно как ощущаемые на психическом уровне телесные потребности в виде влечений (голод, жажда, сексуальность и т. п.), как психологические влечения (удовольствие от чего‑то, зависть, ревность, тщеславие, страх и т. п.), как копинговые реакции защиты (бегство, уход, активизмы, агрессия и т. п.), как личностные черты (навязчивости, депрессивность и т. п.) и как настроение (веселое, тревожное, унылое и т. п.).

Психодинамика (например, влечения) слепа по отношению к ценностям. Движимый влечением (инстинктами) человек стремится устранить нехватку или избыток («утоление», «удовлетворение»). Смысл влечения – в поддержании жизни (гомеостазе). «Пустой желудок» подталкивает человека к тому, чтобы его «наполнить». Движимый влечениями человек ищет «средства для достижения практической цели». Характерно то, что средства являются заменяемыми, они могут быть любыми. Для той доли мотивации, которая представлена влечениями, имеет значение только практическая цель. Поэтому влечения слепы по отношению к ценностям, к собственной ценности другого человека или объекта (оправдано все, что служит удовлетворению)[95].

Психодинамика подталкивает к уменьшению напряжения. Динамика влечения такова, что оно стремится к элиминации своего мотива, а вместе с «утолением» исчезает и само влечение. Когда мы испытываем голод, нам требуется еда, а после принятия пищи голод исчезает. Если человек последовательно реализует мотивацию влечений (то есть только психодинамическую мотивацию), то это парадоксальным образом – несмотря на то, что психодинамика направлена на поддержание жизни, – несет в себе зародыш разрушения («стремления к смерти» по Фрейду). Чистый Эрос ведет к Танатосу (например, история любви Кармен, убийство отца Эдипом и т. д.). Одно лишь удовлетворение влечений хотя и ведет к поддержанию жизни, но не способствует развитию, тем самым приводя к стагнации, что опять‑таки несет в себе зародыш смерти.

 

Если человек следует лишь динамике влечений, то это ведет к удовлетворению всех потребностей и тем самым несет в себе зародыш деструктивности («влечение к смерти»).

 

Ноодинамика ведет к поддержанию напряжения. В противоположность сказанному выше персональная мотивация (ноодинамика) ведет к сохранению напряжения. Интерес к теме может привести к усталости (например, после двухчасовой учебы), но чем больше человек узнает, тем интереснее ему становится[96].

Чередование удовольствия и интереса. В психодинамике и ноодинамике речь идет о разных содержаниях, а именно о поддержании жизни и радости от жизни, с одной стороны, и о собственной ценности другого, согласовании с персонально значимым, о том, чтобы вовлекаться во что‑то другое и выходить за пределы самого себя (самотрансценденции) – с другой стороны. Чередуясь, удовольствие и интерес взаимно стимулируют друг друга. Сочетание однонаправленных психодинамики и ноодинамики (то есть когда у человека в связи с чем‑то одновременно есть и удовольствие, и интерес) создает оптимум мотивации.

Центры тяжести разных мотиваций. Мотивации, определяемые влечениями и ценностями, не являются абсолютно независимыми друг от друга (ведь человек целостен!) – каждая из них в зародыше содержит в себе другую. Но центры тяжести у них разные. Важно уметь отличать их друг от друга, поскольку это позволяет объяснять переживания и многие мотивационные проблемы.

 

Пример 1. Я могу испытывать непреодолимое влечение к еде, алкоголю, сексу или к тому, чтобы не быть одному, несмотря на то что я этого не хочу (на это нет моей воли), не считаю это хорошим и, может быть, даже вижу, какие вредные последствия могут наступить. Это происходит без моего внутреннего согласия. У психодинамики есть свое собственное могущество.

Пример 2. Я могу считать что‑то очень важным и ценным (например, учебу), но не испытывать от этого никакого удовольствия. Тогда меня будет очень сложно замотивировать делать это.

 

Характер долженствования. Как влечения, так и ценности могут вызывать чувство «должен». Но в плане переживания обе эти формы долженствования четко отличаются друг от друга.

«Должен» в психодинамике. Из‑за напористого, подталкивающего характера влечения человек довольно скоро оказывается в зоне «я должен сделать это сейчас» (например, выкурить сигарету). Тем не менее основанная на влечениях мотивация, по сути, «окутана» зоной свободы (ноодинамики, персональности). Это означает, что, несмотря на всю силу побуждения, у человека всегда остается та или иная степень свободы для того, чтобы сказать «да» или «нет» («Я предвкушаю большое удовольствие от выкуренной сигареты, но все равно не буду курить»).

«Должен» в ноодинамике. Ноодинамика – это что‑то принципиально свободное, что‑то, к чему человек чувствует себя в меньшей степени подталкиваемым, а в большей степени притягиваемым. В ней пульсирует витальность одушевленного тела (Leib) и психики, и она также может попадать в зону долженствования, если что‑то переживается как настолько важное, что человек уже не может по‑другому: «Теперь я должен больше быть со своим ребенком!» или «Здесь я должен тебе возразить, я должен стоять на своем и не могу иначе!» (Вспомним легендарную фразу Мартина Лютера, произнесенную перед лицом всех присутствующих на заседании рейхстага в городе Вормс в 1521 году: «На том стою я и не могу иначе. Да поможет мне Бог! Аминь».) Но такое «должен» полностью соответствует моему Я. Это есть моя глубочайшая воля, моя сущность, которой я не могу, не хочу, не имею права и не должен противостоять. Такое «должен» парадоксальным образом представляет собой мою свободу в чистом виде[97].

 

Глубинное «должен» ноодинамики есть моя свобода в чистом виде.

 

Дискуссионные вопросы. В завершение этой главы сформулируем два вопроса для возможной дискуссии:

Является ли «психическая сила» идентичной витальной? Витальной силой мы называем силу, поддерживающую в человеке жизнь. Это та сила, которая регенерирует нас во сне, залечивает раны, позволяет биться сердцу, извлекает питательные вещества из еды. В экзистенцанализе эти два понятия равнозначны. Психическая сила соответствует витальной силе и в форме психодинамики служит поддержанию и развитию жизни. Это во многом соответствует тому, что Бергсон (Bergson, 1907) называл жизненным порывом (elan vital) – порывом, присущим всему живому, творческим энергетическим потенциалом как полюсом, противоположным (разрушающему) потенциалу энтропии неорганического мира.

Нуждается ли духовное в психической витальной силе или в силе влечения? Психическая витальная сила и сила влечения служат поддержанию жизни. В случае персональной интенции для человека речь далеко не всегда может идти только об удовлетворении желаний и получении удовольствия или о поддержании жизни любой ценой, поэтому в соответствии со своим кругом задач такие интенции могут вступать в конфликт с психологическими стремлениями («Ах, две души живут в больной груди моей!»). Психические силы придают духовным актам человека витальную силу и в зависимости от обстоятельств могут оказывать на них сильное влияние, в том числе на их качество и содержание. Чем меньше у человека витальной силы, тем уже горизонт духовного мира (например, при болезни). Человек – это чудо сосуществования природы и духа. И эти силы, определяющие его сущность, нельзя в дуалистической, манихейской манере отделять друг от друга.

Резюмируя, можно сказать, что в каждой мотивации присутствует доля психической и доля духовной силы, но в разном масштабе.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.