Динамика, происходящая из интеграции измерений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Динамика, происходящая из интеграции измерений

2022-08-21 28
Динамика, происходящая из интеграции измерений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Взаимодействие измерений. При взгляде на франкловский способ изображения измерений возникает впечатление, что они в значительной мере независимы друг от друга, а их взаимодействие отступает на второй план. Если же мы хотим отобразить также и аспект взаимодействия, то для этого лучше подходит модель треугольника (рис. 28).

 

Рис. 28. Благодаря взаимодействию трех сторон и их расположению рядом друг с другом возникает плоскость как выражение целостности и символ завершенности

 

Иерархия измерений. Когда измерения изображаются расположенными друг к другу в перпендикулярных плоскостях, то возникает впечатление, что между ними существует иерархия. При интегративном взгляде на передний план выходит то, что измерения расположены в одной плоскости, – лучше всего это изображается с помощью треугольника (рис. 29).

 

Рис. 29. Предметный мир/окружающая среда, мир встреч, мир отношений с другими находятся в одной плоскости

 

Иерархия при осуществлении экзистенции. Иерархия есть не среди измерений – она появляется при реализации экзистенции. Франкл (Frankl, 1959, 665) однажды предложил включить экзистенциальную реализацию в антропологическую модель (рис. 30).

 

Рис. 30. Изображение димензиональной антропологии в сочетании с экзистенциальной реализацией; СТ – самотрансценденция

 

И как следствие такого экзистенциального понимания речь могла бы идти о четвертом измерении. Вместо использования графики измерений (стрелок) осуществление жизни могло бы принять вид пирамиды, на основании которой (на основании трех конститутивных областей человеческого бытия) покоится осуществление экзистенции (рис. 31).

 

Осуществление жизни как четвертое измерение

 

Рис. 31. Схема для акцентирования экзистенциальной реализации в контексте антропологических данностей

 

Обмен с миром. При взгляде на картину человека, представленную в виде трех измерений, возникает впечатление изолированности этих измерений, каждое из которых как бы существует само по себе, а не состоит в постоянном и неизбежном обмене с миром (хотя они, конечно, указывают на мир). Введение полюсов, между которыми находится каждое измерение, отражает нашу попытку отобразить на схеме задачи и содержания, конститутивные для человеческого бытия. Далее мы попытаемся состыковать с антропологией целостное представление об экзистенциальности человеческого бытия.

 

Введение полюсов позволило показать, что человек находится в диалогическом обмене с миром.

 

Включение соотнесения с миром и динамики в димензиональную модель. Поскольку концепция персонально‑экзистенциальных мотиваций проистекает из идеи соотнесения человека с миром и каждая из ФМ представляет собой диалог между Person с ее специфическими способностями и определенным сущностным для экзистенции аспектом бытия‑в‑мире, то на схеме это отображается следующим образом (рис. 32).

 

Рис. 32. Три измерения изображают открытость человека. Существует открытость вовне, вовнутрь, а также открытость «поверх всего», по отношению к более широким взаимосвязям

 

Четвертое измерение является потенциальным. Телесность[89], эмоциональность и интимность гарантированы человеку в его соотнесении с миром как условие экзистенции, как то, что делает ее возможной. Однако откликнется ли он на запросы и предложения, идущие от ситуации, вступит ли в диалог, экзистенциально реализует ли он себя в ней через действия – эти вопросы всегда остаются открытыми. Поэтому четвертое измерение является потенциальным. Оно осуществляется и проживается не в любой момент и не в любой ситуации.

Четвертое измерение может быть направленным на различные содержания: на внешнюю ситуацию (на «долженствующее быть» в мире) или на внутренние предпосылки воли. Каждое из четырех измерений экзистенции может в определенных обстоятельствах становиться «долженствующим быть» (Gesollte) и представлять собой экзистенциальную задачу. Поэтому в наше сегодняшнее понимание экзистенции входит «обеспечение» взаимодействия с окружающим миром и миром других людей в здесь‑бытии, бережное отношение к чувствам, поддержание отношений с самим собой, работа над своей аутентичностью, а также самоотдача по отношению к задачам и ценностным предложениям, идущим от мира.

Критерий экзистенции. В таком контексте осуществления экзистенции проясняется также критерий экзистенции. Важнейший критерий экзистенции – живет ли человек так, что в основе его действий лежит решимость (ответственность). Критерием экзистенции не является объект, к которому обращается человек. Франкл (Frankl, 1975, 10; 1946а, 160) считал, что основу экзистенции составляет «самотрансценденция» человека, его способность с самоотдачей посвящать себя тому, что не является им самим.

 

Важнейшим критерием экзистенции является решимость.

 

Резюме

 

• Основные содержания логотерапии можно представить с помощью так называемой схемы 4Е, изображающей димензиональную картину человека, специфически человеческое, дороги к смыслу и трагическую триаду.

• Картина человека в экзистенциальном анализе строилась с опорой на западноевропейскую традицию, в ней представлены одушевленное тело, душа и дух как три аспекта человека. Для описания взаимопроникновения этих аспектов Франкл использовал димензиональную модель. Но человек не «составлен» из одушевленного тела, души и духа по отдельности – он представляет собой единство различных способов бытия. Персональное (духовное) в этой модели изображается как то, что находится в постоянном противостоянии с психофизическим и с миром. Таким образом, у димензионального модуса описания есть как преимущества, так и недостатки.

• В современном экзистенцанализе возник новый подход к дальнейшему развитию антропологии, димензиональная картина человека была рассмотрена с экзистенциальной точки зрения, вследствие чего появилась динамическая картина человека, предполагающая наличие полюсов, между которыми разворачивается человеческое бытие. В рамках духовно‑персонального измерения полярность возникает на базе содержаний персонально‑экзистенциальных фундаментальных мотиваций, благодаря которым экзистенция в соотнесении с внутренним и внешним приобретает структуру.

 

 

Глава 7


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.