Склонение указательных местоимений по падежам — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Склонение указательных местоимений по падежам

2021-10-05 304
Склонение указательных местоимений по падежам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Yalın durumu Bu Şu O Bunlar Şunlar Onlar
Belirtme durumu Bunu Şunu Onu Bunları Şunları Onları
Yönelme durumu Buna Şuna Ona Bunlara Şunlara Onlara
Bulunma (kalma) durumu Bunda Şunda Onda Bunlarda Şunlarda Onlarla
Uzaklaşma durumu Bundan Şundan Ondan Bunlardan Şunlardan Onlardan
Tamlayan durumu Bunun Şunun Onun Bunların Şunların Onların

 

Примеры:

Bu masadır. – это стол

Bunu kapat. – закрой это

Buna bak. – на это смотри

Bunda var. – у этого есть

Bundan al. – от этого (человека) возьми / такое купи

Bunun arabası – этого (человека) машина

 

  1. Soru zamirleri – вопросительные местоимения.

А) kim – кто?

ne – что? Какой? Какой!

Примеры:

Kim geldi? – кто пришел?

Bu kimdir? – это кто?

Ne söyledi? – что он сказал?

Bu nedir? – это что?

Ne güzel renk! – какой красивый цвет!

Б) kim, ne с аффиксами сказуемости.

Примеры:

Ben kimim? – я кто?

Sen kimsin? – ты кем был?

В) kim, ne с аффиксами принадлежности употребляется со словом var – имеется.

Примеры:

Hayatta kimin var? – кто у тебя имеется? (из родных близких)

Bu dünyada kimi var? – кто у него имеется? (вообще)

Neyin var? – что у тебя есть?(что у тебя болит?)

С аффиксами принадлежности множественного числа kim передает разделительность.

Примеры:

Kiminiz – кто из вас?

Kimleri – кто из них?

Местоимения не с аффиксами принадлежности имеет обычное значение.

Примеры:

Neyim – что у меня

Neyin – что у тебя

Neyi – что у него.

Г) kim, ne в форме множественного числа употребляется для выражения преувеличения или особо подчеркнутой вежливости.

 

  1. Возвратные местоимения.

Формы соответствующие русским возвратным местоимениям, в турецком языке образуется через присоединение к слову kendi – «сам» аффиксов принадлежности.

Примеры:

Kendim – я сам, я сама

Kendin – ты сам, ты сама

Kendi (kendisi) – он сам, она сама

Kendimiz – мы сами

Kendiniz – вы сами

Kendileri – они сами

Возвратные местоимения могут употребляться вместо личных местоимений.

Kendim yazdım. – я сам писал

(Ben yazdım – я писал)

Kendi yaptı. – он сам сделал

Возможно и вместе употребление личных и возвратных местоимений.

Примеры:

Ben kendim okudum. – я сам читал

Sen kendin sevdin. – (именно) ты сам

Эти формы употребляются при очень сильном логическом акценте, лежащем на действующем лице.

Слово kendi, являясь определением при определяемом, снабженным аффиксами принадлежности, подчеркивает значение аффиксов принадлежности. В этом случае kendi имеет значение «свой» «собственный».

Примеры:

Kitabım – моя книга. Kend i kitabım – моя собственная книга.

Kalemi – его ручка. Kendi  kalemi – его собственная ручка

Silgin – твоя резинка. Kendi silgisi – твоя собственная резинка.

Это значение kendi имеет и в комбинации с возвратным местоимением, которое стоит в данном случае.

Обязательно в косвенном падеже, выражая переход действия на само действующее лицо.

Примеры:

Kendi kendime –мне самому – сам по себе.

Kendi kendine – он сам по себе – его самого.

Слово kendi  с аффиксами – lik – kendilik в соединении с аффиксами принадлежности и в форме исходного падежа имеет значение наречия «сам» «самостоятельно».

Пример:

Kendi kendine öğrendi. - самостоятельно выучил

 

 

  1. Belirtme zamiri – определительные местоимения

А) Her – «всякий», каждый не склоняется, не принимает аффиксов принадлежности и функционирует всегда как определение.

Примеры:

Her insan – всякий, каждый человек

Her ev – каждый дом

Her bir – каждый из них

Б) hep – все, bütün – весь,– всё функционируют как определения.

Примеры:

Hep / bütün / cümle

Hep beraber – все вместе

Bütün sınıf – весь класс

Cümle âlem – весь мир

Arkadaşlarımın hepsi – все мои товарищи.

Hep, cümle принимают аффиксы принадлежности и склоняются.

Примеры:

Hepiniz – все вы

Hepimiz – все мы

Hepsi – все они

Hepsini gördüm. – я видел всех их.

Hepimizden fazla – больше всех нас.

В) falan, falanca, такой-то, некто употребляется в случаях указания на определенное лицо или предмет или же в случаях умышленного сокрытия точного наименования.

Примеры:

Falan öğrenci – такой-то студент

Указанные местоимения, находясь после одного или нескольких существительных, соответствует русским «как», «вроде», «тому подобное».

Пример:

Masa, dolap, sandalye, eşya falan – вещи вроде столов, шкафов, стульев.

 

  1. Belirtisiz zamirler – неопределенные местоимения.

Наличные в турецком языке неопределенные местоимения могут быть разбиты на две группы:

А) неопределенно-отрицательные

В) неопределенно-разделительные

Неопределенно-отрицательные местоимения

Kimse

а) некто, кто-то, кто-нибудь (при положительной форме сказуемого)

б) никто (при отрицательной форме сказуемого)

Примеры:

Burada kimse yok. – здесь никого нет.

Bu odada hiç kimse yok - в этой комнате никого нет.

Kimse gelmedi. – никто не пришел

Местоимение kimse, субстантивируясь, может принимать аффиксы множественного числа, словообразовательные и др.

Примеры:

Bir cok kimseler – много людей

Kimsesiz - безродный, одинокий

Kimsesizlik – одиночество

2) hiç

а) ничто (в самостоятельном употреблении)

б) никакой (как определение при существительном)

в) совсем не…, совершенно не… (при отрицательной же форме сказуемого).

Употребляясь во втором и третьем значении, обычно сопровождается словами bir... bir şey: hiç bir, heç bir şey.

Примеры:

Ne görmüştür? Hiç! – Что он увидел? Ничего!

Hiç bir öğretmen gelmedi.  – Никакой, ни один учитель не пришел.

Hiç bir zaman mutlu olamayacak. –  Никогда не будет счастлив.

Hiç bir şey görmüyor. – Он совершенно ничего не видит.

3) her kim – кто бы ни…

her ne – чтобы ни…

herhangi - как бы ни…, какая бы…

 

Неопределенно-разделительные местоимения

В качестве неопределенно-разделительных местоимений употребляются имена существительные и местоимения с аффиксами принадлежности 3-го л.

1) kimi...kimi ­– (кого…кого), кто.. кто

kimi geliyor,...kimi gidiyor – кто приходит, кто уходит

2) bazı – некоторые, иначе

bazı şeyler - некоторые вещи

В сочетании с аффиксами принадлежности эти местоимения приобретают отчетливо разделительные функции.

Пример:

Biri öğrenci biri de öğretmen.  – один студент, другой учитель.

Biri, başkası, diğeri, gayrısı, öbürü de – один из них, другой.

 

Örnekler:

1. Ben yarın İzmir’e gidiyorum.

2. Dün Ayşe beni aradı.

3. Nurgül bana yalan söyledi.

4. Kalemin bende, boşuna arama.

5. Suna, benden yardım istedi.

6. Benim arabam var.

7. Bence bugün yağmur yağacak.

8. Sen kitap okuyor musun?

9. Öğretmen seni sordu.

10. Mehmet sana selam söyledi.

11. Sende para var mı?

12. Senden çok özür dilerim.

13. Senin annen ne iş yapıyor?

14. Sence o bugün gelecek mi?

15. Bu sokakta oturuyorum.

16. Sen bunu biliyor musun?

17. Buna daha çok çalış.

18. Bunda anlamayacak bir şey yok.

19. Ben bundan çok hoşlanıyorum.

20. Bunun sonuna nokta koy.

21. Bu yemeği kendim yaptım.

22. Kendi kendine Türkçe öğrendi.

Aşağıdaki tümceleri örneklerdeki gibi tamamlayınız.

1. …….. Türkçe öğreniyorum.  

2. Murat sen……. Telefon etti mi?

3. Ayşe o…… seviyor mu?

4. Ben….. kardeşim İstanbul’da yaşıyor.

5. Olga ben……. yardım istedi.

6. Ksenia biz……. geldi.

7. Bu……. ben……. öğrencilerim. 

8. Şu….. sen…… kitapların mı?

9. …….. yıl tatilde Alanya’ya gideceğiz.

10. O…… annesi öğretmendir.

11. Bu akşam siz…… misafir gelecek mi?

12. …….. o…… tanıyor musun?

13. Şu……… hangisi sen….. kalemin?

14. O….. kitabı ben…… kalmış.

15. Öğretmen biz……. soru sordu.

16. Ben bu……. hiç birini anlamadım.

17. Otobüs ……. duraktan kalkıyor.

18. Dün o…… para istedim.

19. Sen……. Ali ile Filiz evlenecekler mi?

20. Bu….. iyi anlamanız gerekiyor.

21. …… adam postacı mı?

22. O…… sözlük var, sen….. var mı?

23. …… şehir kalabalık mı?

24. O…… özür diledin mi?

25. …… şimdi çalışıyorum. Lütfen ben….. rahatsız etmeyin.

26. Buraya sen kendi……. mi geldin?

27. O……. evi geniş mi?

28. Ben…. saçım çok kısa, sen…… saçın çok uzun.

29. ……. yarın temizlik yapacağız.

30. Murat sen…… selam söyledi.

31. O…… değil; şu…….. istiyorum.

32. Bu……. hangisi sen…… kardeşin?

33. Sen de o……. nefret ediyor musun?

34. Biz……. öğretmen bugün gelmeyecek.

35. ……. her sabah koşuyoruz.

36. Biz onlar…… yemeğe davet ettik.

37. Bu akşam siz……. gelmek istiyorum.

38. Leman ben…… bakıyor.

39. Şu…… cevabını biliyor musun?

40. O biz…… davet etti mi?

41. …….. dün akşam rahat uyudunuz mu?

42. Siz……. silginiz var mı?

43. O……. ülkesi güzel mi?

44. Bu……. hangisi daha lezzetli?

45. Bu evi biz kendi…….. boyadık.

46. …….. şimdi yürüyorlar mı?

47. Anahtarımı o……. unuttum.

48. Şu……. bana verir misin?

49. Öğretmeniniz siz……. seviyor mu?

50. Mehmet o……… çok korkuyor.

 


Ders 7

Sayılar

Имя числительное

 

В турецком языке имя числительное делится на 4 группы:

  1. Количественные числительные

Единицы

 


0                 1                 2                  3            4                 5            6

sıfır            bir              iki              üç               dört           beş             altı


7                 8                 9                 10               11               12               13…

yedi            sekiz          dokuz        on              on bir        on iki         on üç

20               21               22               23               24               25…           30

yirmi          yirmi bir    yirmi iki    yirmi üç     yirmi dört yirmi beş   otuz

31               32               33…           40               41               42…           50

otuz bir     otuz iki      otuz üç      kırk           kırk bir     kırk iki      elli

51               52…           60               61…           70               71…           80

elli bir        elli iki         altmış         altmış bir   yetmiş yetmiş bir          seksen

81               82…           89               90…           98               99               100

seksen bir  seksen iki seksen dokuz doksan doksan sekiz doksan dokuz  yüz

101…         110             120             130…         150…         200             300...

yüz bir       yüz on       yüz yirmi   yüz otuz    yüz elli       iki yüz     üç yüz

1000        9000           10.000        20.000        30.000        40.000      50.000

bin             dokuz bin  on bin        yirmi bin   otuz bin     kırk bin  elli bin

100.000      200.000…  900.000                 1.000.000              1.000.000.000

yüz bin      iki yüz bin dokuz yüz bin      bir milyon             bir milyar

 


В сложных количественных числительных сперва следуют единицы высшего порядка, затем – низшего.

15 – on beş (десять+пять)

252 – iki yüz elli iki

1938 – bin dokuz yüz otuz sekiz

6338 – altı bin üç yüz otuz sekiz

При количественных числительных имя существительное сохраняет форму единственного числа.

Пример:

İki öğrenci – два ученика

Beş elma – пять яблок

Yüz kitap – сто книг.

Между количественным числительным и именем существительным могут вставляться специальные пояснительные слова (нумеративы).

  1. beş – голова (о животных). Beş baş inek – пять голов коров. On baş at – десять голов лошадей.
  2. adet – число, штука (об отдельных предметах). Üç adet araba – четыре (штуки) телеги (машины).
  3. tane – штука (о маленьких предметах). Altı tane kalem – шесть штук ручек. On tane sigara- десять штук папирос.
  4. takım – комплект(о платье). İki takım çamaşır - два комплекта белья.
  5. çift – пара (о принадлежностях туалета). Üç çift çorap – три пары чулок.
  6. dilim, parça – кусок (для выражения меры). Bir dilim karpuz – один кусок арбуза. Bir parça ekmek – один кусок (ломоть)хлеба.
  7. el – рука, раз (о выстреле). Beş el ateş etmek – выстрелить пять раз.

Аффиксы ca, ce  образуют от количественных числительных неопределенных множественности числительных. Они образуются с помощью аффиксов lar, ler.

Примеры:

Onlar-ca – десятки; onlarca çocuk – десятки детей.

Binlerce – тысячи; binlerce öğrenci – тысячи студентов.

Yüzlerce – сотни; yüzlerce seyirci – сотни зрителей.

Числительное bir «один» в ряде случаев является морфологическим элементом или той основой, которая дает самые различные по значению произвоные.

Примеры:

Bir de – кроме того

Birden (aniden) – сразу, вдруг

Biraz – немного

Birçok – много

Birkaç – несколько

2. Sıra Sayılar – порядковые числительные.

Порядковые числительные образуются от количественных числительных с помощью аффиксов ıncı, inci, uncu, üncü.

Примеры:

Bir-inci – первый

Üç-üncü – третий

İki–nci – второй

Dokuz-uncu – девятый

Altı-ncı- шестой

Yedi-nci – седьмой

В сложных числительных аффиксы ıncı, inci, uncu, üncü присоединяются к последней цифре.

Примеры:

On bir-inci – одиннадцатый

İki yüz on beşinci – двести пятнадцатый.

Аффикс порядковых числительных может присоединяться также к некоторым словам, близким по значению к числительным.

Примеры:

Kaç - сколько, kaçıncı- который по порядку.

Kaçıncı sınıfta okuyorsun?

İkinci sınıfta okuyorum.

Son – конец, sonuncu – последний.

Nurcan yarışmada sonuncu oldu.

Orta – середина, ortanca – средний.

Ortanca oğlum geldi.

Порядковые и количественные числительные, будучи субстантивированы, соединяются с аффиксами сказуемости и принадлежности и склоняются.

Примеры:

İkincisi – второй из них

Dokuzuncu – девятый из них

Birinciyim – я первый

İkincisine - второму из них

İkisi – два из них, оба

Onu  – десять из них

Üçe … – к трем…

 

3. Üleştirme sayılar -Разделительные числительные образуются с помощью аффиксов ar, er – при согласных основах, -şar, -şer – при гласных основах.

Примеры:

Birer – по одному

Üçer – потри

Dokuzar – по девять

İkişer – по два

Altışar – по шесть

Onar – по десять.

При сложных числительных:

On beşer – по пятнадцать

Üçer yüz – по триста

Altışar bin – по шестнадцать тысяч

Аффиксы числительных разделительных принимают также некоторые слова, близкие по значению числительным.

Tek – непарный, одинокий; teker teker – по одному

Az – мало; azar azar  – помалу

Çok – много; çok çok – помногу

Kaç – сколько; kaçar – по скольку

Приведенные формы (за исключением kaçar) обычно употребляются в удвоенном виде.

Примеры:

Azar azar iyilişiyor. – мало-помалу поправляется

Teker teker gidiniz. – выходите по одному

 

4. Kesir sayılar - Дробные числительные.

При дробных числительных знаменатель дроби стоит в kalma durumu, а за ним произносится числитель в Yalın durumu.

1/2 - ikide bir – половина, одна вторая

1/4 - dörte bir – четверть

2/7 – yedide iki – две седьмых

3/10 – onda üç – три десятых

При выражении процентов, знак процентов (%) по-турецки ставится перед числительным:

%30 – yüzde otuz – тридцать процентов

%15 – yüzde on beş – пятнадцать процентов

Дробные числительные, субстантивируясь, склоняются и принимают аффиксы принадлежности.

Üçte biri 1/3 – одну треть

Altıda beşi 5/6 – пять шестых

Kazancının yüzde on yedisi %17 – 17% от дохода

«Половина» по-турецки передается 4-мя словами:

1) ikide bir - одна вторая

2) buçuk

3) yarım

4) yarı

Слово “buçuk” употребляется только в сочетании с количественными числительными.

Bir buçuk – полтора

İki buçuk – два с половиной

Yarım употребляется в качестве определения оставаясь неизвестным.

Yarım elma – пол-яблока

Yarım ada – полуостров

Yarı употребляется в качестве:

А) определения

Gece yarısı – полночь

Yarı kuru (nemli) – полусухой

Yarı olgun – полузрелый

Б) определяемого

Gece yarısı – полночь

Odanın yarısı – половина комнаты

Dünyanın yarısı – полмира

 

Некоторые имена существительные в соединении с местоимением ne – что? Образуют сложные слова, имеющие значение вопросительных местоимений или наречий.

  1. Nasıl < ne+asıl – что за? Какой? Как? Nasılsınız? – Как поживаете?
  2. Niçin < ne+için –почему? Для чего? Niçin sormadın? – Почему ты не спросил?
  3. Ne kadar < ne+kadar – сколько? Употребляется для определения количества собирательного, без различия единицы измерения (малого, мало и т.п.); для точного определения, измерения употребляется местоимение kac – сколько? Patatesin kilosu ne kadar? – сколько стоит килограмм картофеля?

Burada kaç çocuk var? – здесь сколько детей?

  1. Ne zaman / ne vakit – когда

Ne zaman / ne vakit bize geleceksin? – когда ты к нам приедешь?

  1. Nere? –куда? Neresi? – какое место? Nereye? – куда? Nereden? – откуда?

Hangi?– какой? Который? Означает порядок, принадлежность или отношение к какому-либо лицу или предмету.

Примеры:

Hangi ders? – какой урок?

Hangi araba? – какая машина?

Hangi? - c аффиксами принадлежности выражают разделительность.

Пример:

Hanginiz? - который из вас?

Ders 8

Eylemin (Fiilin) Zamanları

Образование времен глагола

1. Şimdiki zaman - Настоящее время

  eylem + (ı, i, u, ü) + YOR + kişi eki

 Zeynep ders çalış + ı + yor

Kuş uç + u + yor.

Olga kitap oku + yor*.

Bebek ağlıyor**. (ağlamak)

Rüzgâr saçlarımı okşuyor**. (okşamak)

* Eğer sözcük ünlü harfle bitiyorsa, araya yardımcı ünlü konulmaz.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.