Статья 15. Для обуздания еретиков церковь прибегала и повелевает прибегать к помощи государственной власти — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Статья 15. Для обуздания еретиков церковь прибегала и повелевает прибегать к помощи государственной власти

2022-07-03 26
Статья 15. Для обуздания еретиков церковь прибегала и повелевает прибегать к помощи государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1) Кормчая

432 Правило 67. Грамотами соборными подобает молити властели, да помогают общей матери соборной церкви, в них же епископское господство и власть преобидима есть.

 

Толкование. Не покоряющиеся словеси, ни правильным повелениям, властительскою рукою да исправлены будут, сего ради убо и собора сего отцы подобно рассудиша писати африкийским властем, и молитися им, да помогут общей матери соборней церкви, в винах в них же епископи священническою властию не могут управити, преобидими суще единаче от еретик, или и от верных, и непокоримых.

 

433 Правило, 92. Кийждо епископ в своем граде, со старейшинами донатиан, да сходится. Или аще и соседа приим, да собирается с ними.

 

Толкование. Тщашеся Божественнии отци, приединити к соборней церкви донатианы, яже от нея себе зле отторгнуша, не престаху моляще их отступити от ветхия прелести их, и восприяти истину изволиша и еще подобно быти, да кийждо епископ в своем граде о себе со старейшинами донатиан да сходится, или другого епископа с собою прим, и с тем да собирается с ними, и глаголет к ним яже суть по сем правила ясно написана. И аще не послушают тако молими, царской властью изгнати тех из церкви, в ню же внидоша.

 

434 Правило 94. Рождьшиися во благочестии, и в вере воспитани бывше цари, руку даяти церквам должни суть понеже и Павлу, помольшуся, воинская рука безчинных разруши единодушие.

 

Толкование. Благочестивых царей пособия и помощи церкви всегда требуют. Цари же должны суть таковая подаяти им, яко веры суще поборници, да не от еретик, или от безчинных человек преобидими бывают. Ибо и апостол Павел, когда клятвами совещашася безчинием евреи убити его в церкви, воинскою силою сих единодушный совет разруши.

 

Правило 95. Изволиша отцы грамоты послати ко властелем, яко да потщавшеся дати им помощь, изгнали донатианы, в общей потребе бывши, грамоты да посылаются господскому престолу, и собор да бывает, идеже есть подобно: аще не общие потребы, в своих областях да творят собор, и судятся.

 

2) Μаргарит

435 Человеколюбец Бог, иже всем человеком хочет спастися, и в познание истины приити, ни преслуша, ни презре моления святых; преклонив небеса сниде. И вся устрои к спасению рода нашего, и вся показа творя и уча, и хотя научити хотящих быти старейшины церквам, тако да отгонят еретики, и сотвори яко бич от верви, и вшед всех изгна из церкви, и опроверже и прогна, глаголя, дом мой, дом молитвы наречеся. Вы же его пещеру сотвористе разбойником. Послушайте пастыри, и вси содержящеи храмы молитвеныя. Вам бо Господь вообразил и показал сие. Да последуете стопам его. Блюдуще волков отовсюду и зело испытно изгоняще, и стадо невредимо соблюдающе. Такоже из гонити вся яве мыслящая супротивная. Тогда бо Господь отгна, и конец опустения их и разорения прорече, хотящей быти погибели супротив мыслящим глаголя: се оставляется дом ваш пуст. Зрите како словеса господня дело быша. Врази бо неприязни церковной еретики, ничим же разни от прочих поган, не знающих Бога. Во вся роды погибели предадятся, по словеси господню еже глагола: всяк сад, его же не насади, отец мои ископается.

 

436 На востоце же солнца слышав (св. Иоанн Златоустый) во всех много зловерие маркеонское, и послав к того места епископу, веля изгнати тую зловерную ересь из церкви подавая ему и от царя помощное написание. Понеже церковную печаль во своем уме имеюще присно, всеми ся пекии, якоже апостол глаголет. Ельма немощно есть сказати, елико устрои закон церковный.

 

437 В то же время имеяху арианский собор во граде. Темже тяжко си имеяше патриарх Иоанн, и моляше Бога беспрестанно, дабы ему силу, даровал изгнати их из града, еже и сотвори Бог молитвы послушавшу своего раба сицевым образом. Празднику пришедшу богоявления прииде царь Аркадий с царицею в церковь, послушати хотя Божественную литургию, и причаститися честных и животворящих таин Христа Бога нашего. Вошедшем имярек патриарху, и вземшема обычную молитву, седоста. Воззрев же царь к патриарху, рече: Поистине отче не прият град сей от Константина, великого царя, лет епископа и учителя. Якоже честную ти святыню, о сем благодарим милосердого Бога, иже дарова нам тебе вождя ко спасению нашему, тем убо крепися и возъмози рабе Божии, апостоле новый.

 

Блаженный же Иоанн рече к царю: Слово ми есть к тебе, благочестивый царю. Он же рече: глаголи, честнейший отче. Отвещав же Иоанн, рече к нему притчею, иже кто хочет сотворити царский венец совершим, собирает камени многоценные, хотя их составить. И несть подобно к тому камению светлому, темного иного ничтоже приложит, да не тем угасит и не красно сотворит льщание светлое, и всю лепоту венца того без лепоты тем сотворит. Такожде и иже хочет себе исплести венцы небесные, то несть никакоже им подобно ослаблятися, и недостаточно сотворити. Якоже и Христос глаголет рекий, никтоже прилагает плата нова к ризе ветсе. И паки, будите убо совершена, якоже и отец ваш небесный совершен есть. Овещав же царь рече ему, скажи отче притчу сию яве. Тогда глагола блаженный: се якоже видиши, господи царю, весь град ныне во благочестии есть и в православии, воздержася всячески, от многа прежде вредного дела. Есть же во граде сем нечистая ересь арианская, тму творящи душам грубыя чади, и соблазн, и претыкание бывающим в ней. И дерзновение имущи не худо, якоже и многим неразумеющим глаголати, яко аще бы я̀ ведал царь неправую веру держаща, то составил бы и возбранил держати. Но да повелит твоя власть, или покаявшеся да приступят к правой вере, или да ижденутся от царствующего града и творят вне соборы. Или весьма отгнать я̀, и санов лишити и дара, и соборища тех разорити? Ей, молю твою кротость, да сему повелиши быти. И да не пославиши в чистое и верное твое царство, хулиму быти сыну Божию, еда бо и гнев Божии приведем на ся, тем попущающе. Небо имать терпети нам надолго, тако я̀ видя творяща. А зело твоей державе удобь могущи управити?

 

Слышав же сия царь, ту абие повеле привести старейшины их. И приведены бывше вопрошахуся, да скажут веру свою пред патриархом. Ниже глаголаша словеса полна хуления и зловерства? Тогда разгневался царь, и повелел из града изгнати я̀, и соборища их затворити, Дóндеже помыслит что достоит им прияти, ожидаше бо их на покаяние. Да тем мнози от них видевше, отступиша от скверной тоя ереси, и приступиша ко святей Божии церкви. Повелел же царь завет положить по всем градом, сицевым образом. Иже не хочет приступить к православной вере, но пребывает в той ереси, то изгнать их из града, и имении его дать на разграбление.

 

438 По изгнании же иоаннове, случися граду пасти великому констянтиню, и округ ним всем хлевиницам, в третий надесять септембрия месяца. То же менят граду тому, по божию гневу бывшее, им же беззаконнии изгнаша блаженного Иоанна. Но еретицы глаголаху, яко по закону есть изгнан. За еже многи церкви наватияньские, и тесарьские, и кедекатьские, и инех зловерных, во Асии и в Лидии пришед преят, и правоверным предаст. И якоже изнесоша писания от царя, на тых иже не хотяху службы творити со Аттиком, и иже суть с ним.

 

3) Пролог

439 Сей из млада возраста вся степени церковные внят, пощением и Божественным разумом сияя. Судом общим вручается епископ иконинского града, в лета Валентиана и Валента царю. Пробавися живот его, даже и до Феодосия великого царя и сынов его. Учитель православной вере быв, и ариеву умовредию противлься. Гонения же многа и скорби претерпев от нечестивых, сподвижник быв блаженным отцам, на евномиево злохуление. И на втором соборе быв, много подвися на Македония духоборца, и на ариевы срасленики. И по еже удержати царствие Феодосию великому, и Валента низложив, и победив, пришед умоляше царя отринути арияны. Царь же не хотяше. И обрете некоторое художество дивный сей, вшед некогда в палату цареву, целовал царя Феодосия, сына же его, Аркадия, презрев не целова. Царь же убо Феодосий, опуснев, не могий терпети сыновня бесчестия. Мудрец же являет притчу, и рече, видиши ли царю како не терпиши сыновня бесчестия, подряхлуеши. Веруй убо, яко и хулящих сына Божия, такоже Бог отвращается от них и ненавидит. Тогда позна царь бывшее, и книги законные написал и распустил, яко еретические сословия и беседы, прещениями отгоняти. Сей же присно воспоминаемый муж, многими леты пасый Христово стадо, и словеса православная учинив, и в глубокую старость достиг с миром почил.

 

4) Четья Μинея

440 Призвав его (св. Феодора, Епископа Едесского) к себе царь (Персидский Мавиа) с великою честию, рече: Кая есть вина, человече Божии, свет очам моим, твоего здесь пришествия, скажи мне? И елика требуеши от моея власти, вся будут ти. Тогда святитель Христов Феодор начен сказоваше подробну царю вся от еретиков деемые церкви святой и правоверным христианам обиды, грабления, озлобления, напасти, и утеснения. И абие царь повелел написать к держателям Киликии, и Сирии, и Месопотамии, да все притяжания церковные возвратят Едесской церкви вскоре, и обиды христианам сотворенной да отомстят праведным судом, глаголемые же еретики да приложатся к соборной церкви: аще же не восхотят, то Манихеям языки резати, Несторианам же и Евтихианам, и Севирианам из града изгнати, и сонмища их до основания разорить. Таковому повелению цареву, написану бывшу, рече царь к святому: ты, отче здесь с нами до времени пребуди, аз же послю с писанием воеводу от лица моего, да всячески исполнит повеленное: послы же и ты с ним некия от учеников твоих, и ни о чесом же пецыся прочее: вся бо будут по желанию твоему. И тако послан бысть от царя воевода, от епископа же три клирика, и вскоре до Едессы дошедше, вся по повелению царскому устроиша добре. И мнози от еретиков, царского убоявшеся прещения, к правоверным приложишася, а инеи, в злобе своей непременно пребывшии, раны и изгнания подъяша.

 

То же и в Макарьевской Μинее, рукопись Синодальной библиотеки № 182, того же месяца и числа, лист 147, столб. 2.

 

5) Макарьевская Μинея

441 Пишете ми, сынове, со своим послом с посадником Феодором, что есте по моей грамоте тех стригольников обыскали и показнили, и о том о вашем крепком благостоянии, всех о благочестии Божия закона, великое ваше православие благодарю и благословляю, и непреложно и крепко тако о том и стояти. И тех помраченных к свету и к истине богоразумия возводяще, якоже и Божественные мученики о вере и о истине свои крови пролияша и неверных царей и мучителей к Христу приведоша.

 

442 И которые те стригольники от своего заблуждения и не имут чести веровать православия истинного, ни к Божиим церквам к небу земному не имут быти прибегающе, и на покаянии к своим отцам духовным не имут приходити. И якоже убо прежде к вам писах, и ныне пишу, удаляйте себя от тех в ясти и питии, и казнями толико несмертными, но внешними казнями и заточениями приводящи тех, да будут в познание и обращение к Богу и никако да будут сие попущение в вас, яко плевелы посреди пшеницы.

 

443 И сего ради всяко потщите себе вы священники господни и богоразумное Христово людство. От сего от свожения тем подавайте благоуветне всяко тех возводяще от помрачения в прозрение духовных очию и в познание богоразумия, истины евангелия. А зело нерадящих о сем и нужами толико кровь и смерть да не будут на таковых: ино инако всяко, и заточениями приводити их в познание да не погибнут, ни снидут в ад в помрачении своем.

 

444 Понеже убо ине новоявльшеися новогородстии еретици, Алексей протопоп и Денис поп, и Феодор Курицын и иные мнози, иже тая же мудрствующие. Много зла сделаша яже язык не может изрещи, ни же слово сказати, ни же ум вместити, елико хуление изрекоша на святую и живоначальную Троицу и на пречистую Богородицу и на великого Иоанна предтечу, и на вся святыя колико сквернения сдеяша на святые Божии церкви, и на чтения и животворящие кресты, и на всяческие иконы. И толика и такова зла створшеи, убояшася православных еже о благочестии ревности яко не увидевше и толикое их злое соборно отсудят их по Божественным правилам, в конечную погибель в нынешнем веке и в будущем. Сего ради вседушно подщашася еже утаиться от православных. И сими глаголы хотяще устрашить правоверных. глаголаху яко не подобает осуждати ни еретика, ни же отступника. на свидетельство же приносяще господни глаголы еже рече не осуждайте, да не осуждены будете. И Святого Иоанна Златоустого еже глаголет, яко недостоит никого же ненавидеть или осуждать, ни же неверного ни же еретика, и не убо достоит убивати еретика. Аще ли же и судить подобает еретика или отступника, от царских и гражданских законов судится, а не от инок, ни же от мирскых человек иже неприседящим судищном двором. И о сем убо еже рече Господь: не осужайте да не осужени будете. Хотя известно разумети да прочтет сведительство Божественных Писаний еже о сем написаша святые и преподобные и богоносные отцы наши.

 

Святой Иоанн Златоустый, и великий Василий, и Божественный Афанасий великий и иные многие святые отцы наши, и о сих убо писаний собрал добрейше же, и высочайший преподобный отец наш Никон, и в своей великой книге в тридесять и девятом слове положил.

 

Ничто же прочее о сем речем, еже Божественный Иоанн Златоустый глаголет, яко недостоит зло творить или ненавидеть какого-либо человека или нечестивого или еретика. Сие глаголет великий Иоанн и равноапостольный муж показует некое повеление временна невеже воля Божия, всегда тако быти, яко же сам то и свидетельствует великий Златоуст так глаголя. Яко недостоит зло творить или ненавидеть какого-либо человека или нечестивого или еретика, когда не имеем от них душевного вреда. Так бо и пастыри вторят доидеже убо ничтоже забавляет им зверь, под дубом или под смръчнем себе повергше тростию свиряют. Оставльше на власти всяцей овца пастися. Внегда же волком нахождение ощутят бывшее, вскоре трость повергше пращу восхищают, и свирель оставльше, дрекольем и камнями себя вооружают и пред стадом ставше и велми ужасне вскликнувше гласом множицею прежде врежения зверя отгнавше.

 

Так и нам подобает творить, христово стадо пасущим. Пастырям же и учителям, когда видят неверного или еретика, никакого же вреда душевного не творящего верным, тогда и они в травнице некоем книжных повестей поучаясь, со смирением же и кротостью да наказывают неверных и еретиков. Когда же видят иже всех волков лютейших окаянных еретиков, хотящих христово стадо погубить и растлить еретическими учениями, тогда подобает им всякое тщание и ревность показать, чтобы да ни едина овца Христова стада зверями восхищена не была.

 

Зри, как о сем говорит священный Златоуст, когда неверные и еретики никого же от православных не прельщают. Тогда недостоит им зло творить. Когда же узрим неверных и еретиков, хотящих прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать и язвить и сим руку свою освятить.

 

Как же повелевает сам священный Златоуст, глаголя так: понеже охулении нам слово бысть иже на единородного сына Божия, инеже единого от вас хочу просить дара. Да хулящих всех, иже в граде, да накажите. Если услышишь некоего на распутии или на торгу среди народа, владыку Христа хулящего, приступив запрети или и язвы ему наложить подобает. Неотмещися зауши сокруши его уста отсти си руку язвою. Если и поемлют некие, если и на суд влекут – последуй. И если и на суде спросят сиречь суд с дерзновением яко царя ангельского похулил есть. Если бо хулящего земного царя мучить подобает, тем паче иже хулящих небесного царя общий есть грех всех бесправдие. Подобает же комуждо охотящих оглаголовати. Да уведят и жидове, и поругании еретики, яко спасители суть граду христиане, и строители, и заступники, и учители. Да уведят сие неутомленные и развращенные жидове и еретики, что Божьих рабов бояться им подобает, да тогда и изволят извещать нечто такое друг на друга взирают, всюду истинно трепещут, боясь, когда где христиан услышат.

 

Не слышали, что Иоанн сотворил мучителя видя человека, брачные законы отметающего, с дерзновением посреди торжища рече: неподобно тебе иметь жену Филиппа, брата своего. Аз же не о человеках привёл слово, не о судье, не о браках беззаконнующих, но о владычней досаде. Если и умереть подобает, наказывать брата своего не обленись, мучительство убо и то есть за Христа, поскольку Иоанн мученик есть. Если и пожрети не повелено бысть, ни поклониться идолам, но когда видишь Божественные законы попираемы и того ради душу как свечу положи.

 

И паки тот же говорит Божественный Златоуст: возлюбленные многажды вам говорил о безбожных еретиках и ныне молю не совокуплять с ними ни в еде, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви, творя бо сына чужого себе творить Христовой церкви. Если кто и бесплотных житие поживёт, с еретиком же приобщаясь в дружбе или в любви таковой чужд есть владыки Христа. Как сытости не имеем владыку Христа любить, так же не имеем сытости врагов его ненавидеть. Ибо сами говорят, что не с нами, но против нас.

 

Снова говорит и повелевает священный Златоуст: от святых апостол вину принимаем так бо и святые апостолы творили. Ибо пишется в деяниях святых апостолов, как когда пришли в Самарию святые апостолы Пётр и Иоанн, тогда Симон Волхв принёс им серебро, глаголя: дайте мне власть сию, да на него же аще положу руки и примет Дуxа Святого, то святые апостолы не осудили его на смерть. Но когда приходят в конечное нечестие, чтобы развратить благочестивых и прельстить верующих, тогда смертью осуждаются.

 

Также и святой Иоанн Богослов: сотворил некто киновию, в своём месте живя и никого же от верных не прельщая, не осуждён был. Когда же пришёл в град ища развратить верующих, тогда осуждён быль на смерть.

 

Также и святой апостол Филипп не пришёл к архиерею, не осудил его. Но когда видя архиерея, пришедшего не для чего иного, но только чтобы благочестивых развратить, тогда на смерть осуждён был.

 

Подобно же тому святой апостол Павел сотворил, узнав про Елима волхва, не осудил его, не уничтожил. Но когда увидел его, ищущего развратить Анфипата от веры тогда осудил его на слепоту и не видеть солнца.

 

Подобно же тому святые и преподобные и богоносные отцы наши священноначальники и пастыри творили. Святой Иоанн Златоустый, когда видел ариан, живущих в Константинополе, и никому от православных пакостей не творящих, тогда и он ничего злого не делал им. Когда же видел их, творящими прельщения, и некоторые пения сотворивших, что единосущных смущали, тогда умолил царя, чтобы выселить их из города.

 

Также и святой Порфирий, епископ газский, когда видел в Газе еретиков, живущих манихейски мудрствуя и никого от православных не прельщающих, тогда и он не осудил их. Когда же видел и сего ради пришедшего к нему, яко да христиан прельстят, тогда и он осуждает их. Прежде онемлением потом же смертью.

 

Также святой Лев, епископ катанский, Лиодора еретика прежде не осудил на смерть. Но когда увидел его, пришедшего к церкви и некоторые мечтания творящего, чтобы благочествующих прельстить, он вышел из церкви, Лиодора огнём пожёг, и снова вошёл в церковь и совершил Божественную службу.

 

Также и святой Феодор едесский, когда увидел множество еретиков в Едесе православным не творящих многого зла, тогда и он не сотворил им никакого зла. Когда же увидел их, на такое зло пришедших, что да православных прельстят и церковные имения разграбят, тогда и он и Вавилон отошёл и царя умолил, чтобы тот еретиков уничтожил.

 

И много есть такого в божественном писании, что когда еретики суще в себе ереси имущая православным пакостей не творя, тогда и святые и преподобные отцы наши сих не осуждали. Когда же узрят, что неверные же и еретики хотят прельстить православных, тогда осуждали их. Так подобает и нам творить, понеже убо ныне явившиеся еретики такую пагубу душевную и вред сотворили. И столько православных в жидовство отвели, что и счесть не можно. Сего ради да потщится всяк православный, еже сих лукавство испытывать и искоренить, яко того рай причастник будет небесного царства. Прочее же речем о сем еже тот же великий церковный учитель святой Иоанн Златоустый говорит, еже не достоит убивать еретиков. Если бы убивали еретиков, рать несмирна была бы во вселенной. Сия глаголет о епископах, о священниках, об иноках и о всех церкви причетниках, а не о царях, ни же о князях, ни же о судиях земских. Аще бы глаголал о царях и о князях и о судиях рекл бы, яко не подобает царям, князям и судьям убивать еретиков. Ныне же говорит: если бы убивали еретиков. Се явственно показует, яко о епископе, и о священнике, и об иноке, и о причетниках церковных глаголет. Сам бо бяшет прежде причетник церковный инок, потом же священник, та же и епископ. Того ради всех сих лице на себя восприим, говорит: если бы убивали еретиков мы, рать несмирна была бы, а не о царях, ни о князьях ни о судьях земских это говорит. О царях ибо и о князьях, и о судиях и святые апостолы глаголют: они власть прияша от Господа Бога в отмщение злодеям, в похвалу же добро творящих. Говорит убо верховный апостол Пётр повинится убо всякому человеческому званию Господа ради, сиречь человекам власти. Аще царю, яко преобладающему, аще князьям, яко посылаемым от него в отмщение убо злодеям, в похвалу же добро творящим. Такова есть воля Божия благотворящим обуздывать безумных человек неразумие. Подобно же тому и Павел говорит: князь не суть боязнь благим делом, но злым. Хочешь ежели не бояться власти – благое твори и поимеешь похвалу от неё. Божий бо слуга есть тебе в благое.

 

Если же злое творишь – бойся: не без ума меч носит, Божий бо служитель есть отмститель в гнев злое творящему. Подобно же тому и святые отцы глаголют, священный убо Златоуст сице рече на пользу убо людям земленое начальство поставися от Бога а не от диявола, якоже некие неподобно глаголют. Да боящеся человеки не поглощают друг друга якоже рыбы. Того бо ради глаголет святой апостол Пётр яко тако есть воля Божия благотворящим обуздывать безумных человек неразумие. Такоже глаголет святой Григорий, акраганский епископ, в своих Правильных завещаниях: велие убо суть в человецех дарование Божие свыше дано человеколюбно. Священничество же и царство, оба убо Божественным служа обоже человеческими обладая пекийся. Подобаше приемшему от вышнего (по) повеленна правление человеческого рода не только о своих пещися ни своего жития править, но и все обладаемое о треволнения спасти. И много греховного смятения потопляющим отовсюду лукавым духом и тело смиренна нашего смущающим. Аще же кто речет яко святые апостолы и преподобные Отцы повелеша царям, князьям и властителям в отмщение быти зло делающим еже есть убийцам и прелюбодеям, татьбу же и разбойничество и иные злые дела творящим а не о еретиках ни об отступниках, и аще убо об убийцах и о прелюбодеях и иже и иные злая дела творящих повелено бысть сице. Множае паче о еретиках и об отступниках подобает также быть, как свидетельствует божественное писание. Говорится же в Божественных Правилах, еже о гражданских законах о неверных и о еретиках сице. Иже сподобившиеся Святого крещения и отступившие от православной веры и еретики бывше или творяще еллинские жертвы конечной повинны суть муке. Аще жидовин дерзнёт развратить Христианскую веру – главной повинен есть казни. Манихеи же или иные еретики, Христианами бывше и потом начнут еретическое творить или мудрствовать, мечом да посекаются. И иже таковых знающие и не предающие сих князьям, конечной муке повинны суть. Если кто воевода, или воин, или сонмища начальник, должны суть о сем пещися. Когда кто еретическое творя или мудрствуя и аще узнав, не предадут его аще и правоверные сами суть конечную муку подъимут. Где суть глаголюще яко не подобает осуждать ни еретика ни же отступника, се убо явственно есть яко не только осуждать подобает, но и казням лютым предавать и не только еретики и отступники, но если и правоверные будут сами. И уведавше же еретики или отступники и не предадут судьям конечную муку подоимуть. Если же кто речет, яко се есть гражданские законы, а не апостольские, ни же отеческие писания, таковой да слышит преподобного отца нашего Никона в своих богодухновных писаниях так глаголющего о гражданских законах, в посланиях в слове двадесять первом. Сего ради святой и поклоняемый дух вдохнул в Божественного отца святых соборов, и учиниша Божественные правила яже от Святого Духа изложиша Божественные законы и словеса святых отец и богоносных, и от уст же самого Господа святые его заповеди глаголаны быша. И отпаче от древних Божественные правила с гражданскими размешены быша законы же и завещанми сице Номоканон книга сотворена была сиречь закону правила. Множае паче Божиим промыслом Божественные правила с заповедями господними и реченными святых отцов, и самими паки гражданскими законами размешена бывше приреченная книга сотворися. Аще убо святые отцы иже на вселенских и на поместных соборах бывшие и от Святого и животворящего Духа наставляемые учинили Божественные правила и законы и словеса святых отцов, и яже от уст самого Господа святые его заповеди со всеми же сими и гражданскими законами сочетали святые отцы древние. И кто убо дерзнёт сих отложити или похулити яже от Святого Духа и святых отцов прията быша и счетана всем с Божественным писанием. Подобно же тому и великий Афанасий глаголет, яко сии суть еретические отроки иже глаголют, яко не подобает судити творящих смертные грехи. И если бы так было, как они утверждают, не бы преподобный Ной судил Хама ругателя раба быти братьям своим. И Моисей же поклонившихся тельцу, три тысячи повелел мечом засечь, и собиравшего дрова в субботу повелел камнями побить. Иисус Навин Ахара кражи ради со всем домом потребил. Финеес же блуда ради Замврия погубил. И Самуил Агага царя убил. Илия же ложных пророков якоже свиней в потоке иссек. Елисей же осудил Гиезию приатия ради имения прокажена проказой. Данил, осудив блудного старца, законом моисеевым погуби. И святой апостол Пётр, принявший ключи от царства Небесного, Ананию с женою его, утаивших своего стяжания, осудив, обоих сотворил их умершими. И Павел Александра ковача имение яже и Филиппа предал сатане да накажутся не хулить. Се убо все праведные судивше, не осуждены бывше, паче же избраны бывше в духовную службу избраны.

 

Так глаголет и учит великий Афанасий о творящих смертные грехи. Тягчайший же и страшнейший всех смертных грехов грех еже в ересь впасть и Христа отвратиться. Так говорят тот же Божественный Афанасий и великий Иоанн Златоустый в своих писаниях. Царскими судами и гражданскими законами обуздывается безумных человек воля иже смертные грехи творящих и душу с телом губящих. Так говорят и священные правила святых отцов. Слышите, цари и князи, разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам, яко слуги Божие есть. Сего ради поставил есть вас, пастыря и стража, людям своим да соблюдите стадо его от волков невредимо. Вас Бог в се бо место избрал на землю и на свой престол взнес посади милость. И живот положил у вас и меч вышней Божией десницей вручил вам. Вы же убо да не превратите истину в неправду, и убойтеся серпа небесного, и не давайте воли злотворящим человекам, и не напускайтесь на праведных людей как псы бешеные. Или как если кто меч даст человеку неистовому, то он не только тело, но и душу губит. Зри, что глаголет иже не только телеса губит се глаголет об убийцах, иже разбойничество и обиды творящих иже точию тело губят. А иже глаголет иже не только тело губят, но и душу губят, се глаголет о еретиках и об отступниках, сии бо с телом и душу губят еретическими учениями, прельщающе православным и что убо аще они створять зло на попустившего душу приходит грех еже есть на царя и на князя и на судию земского, аще власть дадут злочестивым человеком о сем истязаны будут от Господа Бога в страшный день второго пришествия его. И сего ради царям и властителям о сем попечено иметь яко да будут отмстители Христу на еретики.

 

Подобно же тому наказует и учит священный Златоуст, сице глаголя: еже убо по воле Божией бывает, аще и зло быти мнится, всех есть добрейши, а еже чрез волю Божию и не угодное оному аще изрядно быти мнимое всех есть злейши и законопреступнейши.

 

Аще убьёт кто по воле Божией и человеколюбия всякого есть лучше и убийство оно, аще и пощадит кто человеколюбствуя чрез угодное оному убийства всякого не преподобнейше будет, то пощаденей. Не естество бо вещам но Божии суды добра и зла сия быти творят. Да навыкнеши яко се истинно есть, послушай реченных.

 

Пощадил некогда чрез Божественную волю Агага царя амаликова Саул царь израилев и за се пощадение приял от Бога осуждение и не только сам, но и всё семя его. Также царя сирийского одаряем Ахав паче угодного богови снабде и с многою отпусти его с честью, и пророка некоего послал Бог к Ахаву глаголя: тако глаголет Господь яко отпустил еси ты мужа губителя от руки твоея. Душа твоя вместо люди его. Подобно же сему пророк некий придя, говорит к искреннему своему словом господним: бей меня! и не восхотел человек тот бить его и рече к нему: занеже не послуша гласа господня, се ты отыдеши, и поразит тя лев. И отыде от него и обрете его лев и порази его. И обретает человека иного и рече: бей меня! его человек тот и сокруши лице его. Что убо будет сего преславнейшего бивший пророка спасеся, а пощадивший мучен бываше, да навыкнеши яко Богу повелевающу не достоит испытываться естество бываемых но повиноваться точию. Сего ради и все святые преподобные и богоносные отцы наши пастыри же и учители молили благочестивых царей и князей, яко да еретиков потребят. Якоже свидетельствуют святые отцы Святого вселенского шестого собора глаголя так благочестивому царю Иустиниану: ты же, царю, подпишися о сем яко аще не как останок еллинской иудейской еретической злобы в зрелую пшеницу вмесился, будет искоренити и яко плевелы да встргнутся и чистой явится церковная нива. Теплотою к Богу любве царей же и властителей, ревнителя Финееса приспевших, и грех прободших копьём.

 

Говорят святые отцы тысяча и четыреста иже в Иерусалиме собравшихся 65, иже многосложный свиток написали к Феофилу, царю греческому: ты же, о царю, призри к молитве смиренных, ущедри церковь свою, устави церковные раздоры, угаси главных зловерных отступников силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего, якоже первый начаток Христианам православный иже в царях апостол великий Константин праведный, темного оного и богопротивного второго иуду Ария гневу тезоименита с проклятыми его учениями до конца низложил и в заточение осудил, также и всех иже так же мудрствующи, посем же пресветлая звезда царский преиматель Феодосий великий иже повелением его божественный собор второй святых отцов собора на Македония дуxоборца, и на Евномия, и на ариан, и сих проклят и в заточение с бесчестием осуди. И сему суще преиматель умом и именем Феодосий малый, в Ефесе святой собор собрав и Нестория низложил. Великий же в благочестии Маркиан четвёртый собор собрал, Евтихия и Диоскора суесловца проклясть повелел и в заточение осуждает. Великий же царь и Устианин пятый собор собрал на Дидима и Евагрия иже оригенски мудрствующих, и сих проклясть и заточением осуждает. Посем Константин, внук Ираклиев на Маркиона и Стефана, Сергия, Пира, Павла и прочих злосмрадных шестой собор собрал святых отцов, от них же еретики сильно разбиты были достойно по зловерию своему приимше осуждение. Посем же паки благочестивая царица Ирина и сын её благоверный царь Константин седьмой собор собрали на злочестивых иконоборцев, и всё их еретичество низложили и до конца искоренили. Также все благоверные цари иже гражданским оружием неверных еретиков крепость в конец низложили, вселенскими же святыми соборы многоглавые змеевы главы яко в ужасе отсекше, чистую же и правоверную веру яко столп непоколебим и утверждение благоверной церкви утвердили. И сия убо слышаще благочестивых царей и святых отцов молению и наказанию повинующеся. Еретиков и отступников повелевала проклинать и в заточение посылать и казням лютым предавать.

 

Ещё же и навыкше от Божественных писаний ветхих же и новых, тако бо творяху пророки же и праведники и благочестивые цари, в ветхом законе когда видели кого, отступивших о Господа, Бога вседержителя. Одних мечом убивая, иных же молитвою низлагая. Великий Моисей отступивших от Бога вседержителя и тельцу златому поклонившихся повелел мечом иссечь. Великий в пророках Илия два Пятидесятника огнём небесным сожжённым быть сотворил, отступивших от Господа Бога, и четыреста своею рукою мечом иссёк. Иуда Маккавей яко видел людей, отступивших от Господа Бога, идолам поклонявшимся, повелел всех мечом иссечь. И благочестивый царь Иосия так возревновал о благочестии, что не только живых убил, прельщающих людей Господа Бога, но и умерших по ветру развеял. В новом законе святой апостол Пётр Симона волхва, начальника ересям, молитвой смерти предал. Подобно же тому святой Иоанн Богослов Кинопса волхва молитвой в море утопил. Так же и святой апостол Филипп архиерея, глаголавшего хулу на Господа нашего Иисуса Христа, повелел земле поглотить. И святой апостол Павел Елиму волхва словом ослепил. Именея же и Филита и Александра ковача сатане предал. И паки тот же святой апостол Павел глаголет: аще кто убо отвержется закона моисеева при устах двоих или троих свидетелей без милости умирает.

 

Насколько, думаю, страшнейшей муки сподобится поправший сына Божьего? Так говорит, что ныне похуливших сына Божьего подобает казням лютым предавать более тех, кто отвергся от закона Моисеева. И святой апостол Иуда, брат Иакова, говорит: к одним будьте милостивы, с рассмотрением, других страхом спасайте, сим Божественным пророческим и апостольским писанием же и преданиям следуют благочтивейшие православные цари и святители.

 

Еретиков же и отступников в заточение посылали и казням лютым предавали. Первый великий царь равноапостольный Константин заповедь предложил во всём своём царстве: не верующим в святую и животворящую Троицу злым злом умереть и дом его в разграбление отдать. Святые же отцы первого собора не возбранили сему быть.

 

И святой Александр, патриарх Константина града, молитвою своею сотворил Арию разрушиться. И великий чудотворец Епифаний кипрский Аетия еретика словом немым сотворил и в седьмой день смерти предал.

 

Благочестивый же царь Маркиан Диоскора еретика, патриарха александрийского на смерть осудил и не убил его мечом, но отослал его на остров, на котором никто и года не выживал из-за смертоносных ветров, погибая злой смертью. Там же и Диоскор со всеми, так же мудрствующими, злые души свои отдали.

 

Святые же отцы четвёртого собора не возбранили сему быть. Благочестивый же царь Иустиниан и Тиверий Аддусу и воеводе Елевферию поборникам ереси головы отсекли. Великий же чудотворец Евтихий, патриарх Царьграда, не возбранил ему. Великий же царь Ираклий не хотящих креститься иудеев повелел убивать, и многие же бывшие тогда патриархи, святители и преподобные не возбраняли сего творить. И святой Феодор, епископ едесский, жидовина, хулу глаголавшего на Господа нашего Иисуса Христа, словом немым сотворил, а затем умолил царя вавилонского послать воеводу и повелеть еретиков всех из города изгнать и богатство их взять, иным же языки отрезать. Святой же Феодор не запрещал это делать. Также и святая Феодора царица и сын её Михаил Анния еретика, патриарха Царьграда в заточение отослал и там повелел растянуть его и бить ремнями. Блаженный же патриарх Мефодий и многие преподобные отцы наши и исповедники не запретили этого. И святой Лев, епископ катанский, Лиодора еретика огнём повелел сжечь. Зри, как святые пророки и праведники в ветхом законе отступивших от Господа Бога, одних молитвой и благодатью, данной им от Бога, смерти предавали, других же оружием убивали и казням лютым предавали. В новом же законе святые апостолы, Божественные святители и преподобные и богоносные отцы не убивали еретиков и отступников оружием, но молитвами своими и силой, данной им от всесильного и животворящего Духа, сих смерти и казням лютым предавали.

 

Если же кто спросит, – не одно ли и то же


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.