Занятие 19. Церковная политика императора юстиниана. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Занятие 19. Церковная политика императора юстиниана.

2022-07-03 61
Занятие 19. Церковная политика императора юстиниана. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

V вселенский собор Христологические споры, особенно обострившиеся в V веке, для разрешения которых были созваны III и IV Вселенские Соборы, не стихли и в VI столетии. Рецепция догматического определения Халкидонского Собора всей полнотой христианства происходила довольно медленно и непросто, поскольку в ряде регионов империи, преимущественно восточных (Палестина, Сирия, Египет), встречала серьезное сопротивление. Монофизиты подозревали Халкидонский Собор и его орос в несторианстве. Сопротивление религиозной политике имперского центра и его ставленникам на епископских кафедрах порой сопровождалось беспорядками, периодически принимавшими формы национального сепаратизма. Преемнику императора Маркиана (правил в 450-457 гг., при нем состоялся IV Вселенский Собор) Льву I (457-474 гг.) удавалось поддерживать мир в стране лишь при помощи регулярной армии. Первой попыткой установить при помощи закона религиозный мир в империи, мир с монофизитами был «Энциклион», изданный в 475 году узурпатором императорского престола Василиском (удерживал власть в течение 20 месяцев с января 475 по август 476 г.). Этот циркуляр, изданный Василиском под влиянием монофизитского архиепископа Александрии Тимофея Элура, утверждал постановления Никейского и Константинопольского Вселенских Соборов, а также двух Ефесских (III-го Вселенского и Разбойничьего собора 449 г.) и, анафематствуя «тех, кто не исповедует Сына Бога, единорожденного от Духа Святого и от Святой Приснодевы и Богородицы Марии, воистину воплотившимся и вочеловечившимся, но обманывает, [будто тело Его] с неба или воображаемое и видимое», в то же время подвергает анафеме и повелевает предавать огню «… томос Льва и все то, что было сказано и содеяно в Халкедоне или при определении веры, или при изложении Символа, или при толковании, или при наставлении, или при обсуждении ради нововведения, которое противно упомянутому святому Символу трехсот восемнадцати святых отцев». Нарушители этого закона подвергались репрессиям: епископам и клирикам грозило низложение, а монахам и мирянам – ссылка, конфискация имущества и «величайшие наказания». В самом тексте Энциклиона содержался приказ всем епископам подписать это «окружное послание». И епископы подписали, проф. А.И. Бриллиантов насчитывает от 500 до 700 согласившихся. Но отказался принять Энциклион Константинопольский патриарх Акакий, он при поддержке духовенства и народа встал на защиту Халскидонского Собора, по его указу престолы в храмах были облачены в траурный черный цвет. Противодействие оказалось настолько сильным, что Василиск был вынужден отменить свой циркуляр. Основным методом примирения с монофизитами при императоре Зеноне было умолчание о Халкидонском Соборе и свободное отношение к его догмату. В 482 г. император Зенон (474-475 гг.; 476-491 гг.), заручившись поддержкой патриарха Акакия, издал «Энотикон». Этот документ закреплял решения первых трех Вселенских Соборов, предавал анафеме Нестория и Евтихия. IV Вселенский Собор в нём не осуждался, однако осуждались «думающие нечто иное, или теперь, или когда бы то ни было, или в Халкидоне…». Эти слова можно понимать по-разному: либо в отношении к Собору в полном его смысле, либо к чему-то, не вошедшему в текст его ороса. Таким образом, Энотикон Зенона внес еще большую сумятицу в течение и без того беспокойной церковной жизни, вызвав длившийся 35 лет раскол с Римом. В истории этот раскол получил наименование «акакианская схизма». К миру в Церкви или к присоединению монофизитов, посчитавших его недостаточным, этот законодательный акт не привел. При императоре Анастасии (491-518 гг.) ситуация продолжала накаляться. Будучи радикально настроенным по отношению к Халкидонскому Собору, он ввел в Константинополе пение Трисвятого со вставкой «распныйся за ны», которую православные восприняли как еретическую. Окончание акакианской схизмы связано с именем императора Юстиниана. В 520 г. он направил папе Гормизду послание, в котором согласовывал теопасхизм (учение, согласно которому Христос страдал по Своей Божественной природе) с православным учением, отрицая приписывание страданий Божественной природе, но допуская теопасхитские выражения, отражающие взаимное общение свойств двух природ в Ипостаси Христа. В это же время Юстинианом был написан содержащий теопасхистскую формулу знаменитый тропарь «Единородный Сыне…», который исполняется за каждой Божественной литургией и сегодня. Своей главной задачей на данном этапе император видел преодоление воздвигаемых на Халкидонский орос обвинений в несторианстве. Для того чтобы достичь определенных успехов на пути урегулирования внутрицерковных разногласий, требовалась не только политическая воля, но и конкретные шаги, которые могли бы засвидетельствовать, что и IV Вселенский Собор, и сторонники принятых на нем решений твердо стоят на почве ортодоксального вероучения, однозначно осуждают несторианство и его последователей. Для этого императором Юстинианом было инициировано обсуждение творений некоторых авторитетных церковных авторов, что в исторической науке получило наименование спора о «Трех Главах» (или капитулах) и послужило основным поводом к созыву V Вселенского Собора. Полемика о возможном осуждении «Трёх глав» – творений Феодора Мопсуестийского, а также его самого, ряда сочинений Феодорита Кирского против святителя Кирилла Александрийского и письма епископа Эдесского Ивы Марию Персу, где выражалась похвала Феодору и оппонентам святителя Кирилла, возникала и прежде. Так, начиная с Собора 431 г. подобные вопросы уже поднимались в некоторых восточных провинциях, однако подавлялись императором Феодосием II. Кроме того, по мнению представителей монофизитства, восстановление канонического общения с Феодоритом Кирским и Ивой Эдесским на Халкидонском Соборе явилось актом фактического признания несторианства, поскольку оба иерарха ранее симпатизировали Несторию и Феодору Мопсуестийскому. Вероятно, это и послужило одной из причин осуждения «Трех Глав», поскольку монофизиты, составлявшие религиозное большинство восточных районов империи, были крайне недовольны принятием Феодорита и Ивы в церковное общение в 451 г., а игнорировать позицию столь значительной части населения и дальше было опасно как для церковного мира, так и для социального спокойствия.

Говоря о V Вселенском Соборе, невозможно обойти молчанием фигуру Юстиниана I (527-565 гг.) – одного из выдающихся императоров Византии. Его правление по мнению историков ознаменовало собой начало перехода от Античности к Средним векам. Наиболее известными достижениями его правления по праву считаются возведение собора Святой Софии в Константинополе, а также существенная переработка и кодификация римского права, в результате чего им был создан новый корпус законов – свод Юстиниана. В юности он получил прекрасное воспитание, чему немало способствовал его родной дядя император Юстин, который, сожалея о своей неграмотности, приложил значительные усилия для того, чтобы его племянник получил качественное разностороннее образование. В 524 г. Юстиниан вступил в брак с Феодорой, происходившей из низших слоев общества; для того, чтобы это стало возможным, ему даже пришлось внести определенные изменения в законодательство. Ее политический талант и характер особенно ярко проявились в ходе восстания «Ника» в 532 г. (один из наиболее крупных бунтов в истории Византии, завершившийся полным разгромом восставших. Его причинами послужили чрезмерно высокие налоги, притеснения народа со стороны представителей государственной власти, а также церковная политика Юстиниана. По примерным подсчетам жертвами бунта стали около 35.000 чел.), когда она воспрепятствовала бегству Юстиниана из столицы, чем, по мнению некоторых историков, спасла положение.

25 января 547 г. папа Вигилий прибыл в столицу Византии, где сразу же разорвал каноническое общение с патриархом Миной и низложил всех, кто выступал против «Трех Глав». Однако уже через полгода при содействии императрицы Феодоры произошло примирение папы и патриарха, и первый тайно осудил «Три Главы». 11 апреля 548 г. папа Вигилий опубликовал документ под названием «Judicatum» (решение), адресованный патриарху Мине, в котором явно осуждались «Три Главы», при этом нарочито декларировалась абсолютная верность папы постановлениям IV Вселенского Собора. Однако «Решение» не послужило восстановлению церковного мира, а лишь осложнило и без того непростую ситуацию. Так, епископ Гермианский Факунд начал работу над написанием полемического сочинения, призванного защитить «Три Главы». Не приняли «Judicatum» в Далмации и Иллирии, сопротивление оказали Галлия и Скифия. Кроме того, соборным решением епископы Африки под руководством Карфагенского епископа Репарата в 550 г. отлучили Вигилия от церковного общения, что заставило его просить помощи у императора Юстиниана. Последний согласился в обмен на клятвенное обещание от папы о лояльности и поддержке императорской идеи на соборе, который будет созван. В результате «Judicatum» был отменен, а спор о «Трех Главах» оставлен на рассмотрение Вселенского Собора.

6 января 553 г. патриарх Евтихий направил папе Вигилию письмо, в котором заверял его в своей верности решениям Халкидонского Собора и предлагал ему возглавить работу предстоящего Вселенского Собора. В свою очередь, папа выразил согласие на «законное совещание», под которым, как выяснилось позднее, он подразумевал участие равных по числу представителей делегаций Востока и Запада. В скором времени Вигилий понял, что данный замысел не удастся претворить в жизнь, и поэтому предложил предварительно провести Собор Западной Церкви, на котором было бы выработано мнение по предлагаемым к рассмотрению вопросам, в том числе и вопросу о «Трех Главах». В качестве альтернативного варианта Юстиниан предложил ему самостоятельно сформировать список состава делегации, которая представит на Соборе Западную Церковь. Это было значительной уступкой со стороны императора. Кроме того, папа Вигилий предложил, чтобы проекты решений готовящегося Собора были сформулированы особой комиссией, состоящей из папы, трех Западных епископов, трех патриархов и одного Восточного епископа. Юстиниан, понимая, что подобная ситуация вновь может привести к переносу Собора, в ультимативной форме предложил папе два возможных варианта действий: вопрос о «Трех Главах» папа может обсудить с патриархами и несколькими епископами, либо условия папы будут учтены, однако решение будет принимать коллегия третейских судей. В случае отказа от обоих предложений, за ним сохранялась возможность участия в Соборе наравне с прочими иерархами.

Итак, 5 мая 553 года V Вселенский Собор, наконец, был открыт. Его заседания проходили в недавно отстроенном храме Святой Софии в Константинополе. В работе Собора приняло участие 153 епископа (главным образом представители Востока). Папа Вигилий на Собор не явился, сославшись на болезнь. Император намеренно не вмешивался в ход Собора и не присутствовал на его заседаниях, дабы подчеркнуть свою беспристрастность. Деятельность Собора проходила в рамках восьми заседаний. На первом было оглашено «Определение» Юстиниана, в котором обозначалась повестка Собора и кратко излагалась история предыдущих Вселенских Соборов. Второе деяние Собора практически полностью было посвящено разбору папских претензий к форме проведения Собора. В ходе третьего заседания делегаты Собора выработали основные принципы своей деятельности, которые заключались в строгом следовании решениям предыдущих четырех Вселенских Соборов, а также святоотеческому учению. Четвертое деяние содержит анализ учения «Трех Глав», а также материалы, обличающие Феодора Мопсуестийского, одного из основных авторитетов несторианской среды. В своей полемике с его богословием император вскрывает еретические фрагменты даже на уровне грамматики. Так, Феодор писал о Христе «иной и иной» (Юстиниан понимал это как речь о двух разных Сынах), что в среднем роде являлось бы православным, поскольку в таком случае речь идет уже о природах. Гораздо чаще несторианство имеет куда более грубые очертания, например, в терминологии «обитания» (имеется в виду несторианское учение о том, что человекХристос послужил храмом для Божества, соединившись с Ним в момент Крещения), которая объясняла способ соединения Божества и человечества во Христе, проводя аналогию с соединением мужа и жены в «плоть едину» в Таинстве брака. Кроме того, несториане отказывались принять, что Христос родился дважды: предвечно от Отца, а также во плоти – от Духа Святого и Приснодевы Марии; настаивали, что Христос не всегда был совершенным человеком, но постоянно враждовал с низменными человеческими помыслами, достигая, таким образом, духовного и нравственного совершенства. Основой всего этого является вера несториан в то, что Сын Божий лишь в определенный момент соединился с человеческой ипостасью Иисуса, которая существовала до того. Отвечая на данное заблуждение, Юстиниан заявил, что человечество Христа не имеет своей собственной, отдельной ипостаси, поскольку до Боговоплощения ее не существовало. На пятом заседании продолжилось чтение святоотеческих обличительных текстов в адрес Феодора, обсуждение вопроса о возможности анафематствования умершего в мире с Церковью человека, а также изучение сочинений Феодорита Кирского, послание которого там же было осуждено. В процессе шестого деяния Собор рассмотрел письмо Ивы Эдесского к Маре Персу в контексте богословия Халкидонского собора. Седьмое заседание вернулось к рассмотрению деятельности папы Вигилия, который прислал на Собор через иподиакона свое послание по поводу «Трех Глав». В послании папа осуждает все рассматриваемые сочинения, однако запрещает посмертное осуждение. После этого был оглашен ряд документов, фактически компрометировавших папу, открывая подробности его деятельности в предсоборный период. В конце слушания было зачитано «Определение» Юстиниана, которое также касалось папы. В нем император призывал отлучить от Церкви папу, при этом сохранив молитвенное общение с возглавляемой им Римской Церковью. В ходе заключительного восьмого заседания было оглашено догматическое определение Собора, осудившее сочинения Феодора Мопсуестийского и его лично, а также сочинения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которое подписали 152 участника, еще 16 епископов завизировали соборное решение несколько позже. Таким образом, папа Вигилий оказался в весьма затруднительном положении, что вынудило его признаться в ряде ошибок, согласиться с осуждение «Трех Глав» и отменить свои прежние решения. После исполнения всего этого ему было позволено вернуться в Рим, однако в пути он скончался. Кроме того, на Соборе был поднят вопрос относительно Оригена, учение которого в те времена было весьма популярным в среде ученого монашества. Ориген был сторонником субординационизма в вопросах Триадологии, а Христа называл единственным тварным умом, который остался верен Богу.

Собор 553 года был попыткой императора Юстиниана примирить монофизитов с учением Халкидонского Собора. При этом для реабилитации Халкидона в глазах монофизитов было предпринято осуждение творений популярных в среде несториан иерархов. В связи с этим и был осужден Феодор Мопсуестийский, который считается наставником ересиарха Нестория, а также близкие его учению сочинения Феодорита и Ивы. Однако сами монофизиты, присоединения которых добивался император, остались совершенно равнодушны к Собору и его решениям. Во внимание к обширным трудам на ниве управления государством и поиска путей для мира церковного император Юстиниан и его супруга Феодора, активно участвовавшая наряду с мужем в правлении Империей, были канонизированы православной Церковью в лике благоверных. V Вселенский Собор имеет важное экклезиологическое значение для полемики православной Церкви с католицизмом: Римский папа был лишен общения за отказ присутствовать на Соборе; кроме того, папа, высказываясь, по сути «ex cathedra», по спорным догматическим вопросам, неоднократно менял свое мнение. Таким образом, деятельность папы Вигилия в рамках данного Собора представляется весомым аргументом в полемике против учения о папской непогрешимости.

19.10. Тест Осталось 6 вопросов (1 вопрос из 6) у вас осталось 3 минуты до окончания тестирования прервать тестирование

 Вопрос №1 В каком году папа Вигилий опубликовал документ, осуждающий «Три Главы»?-548

 Вопрос №2 Кто из перечисленных епископов НЕ входит в число авторов «Трех Глав»? Севир Антиохийский

Вопрос №3 В каком году состоялся V Вселенский Собор?553

 Вопрос №4 Кто инициировал созыв V Вселенского Собора? Импер Юстиниан

Вопрос № 5 Где проходил 5 вселенск собор? Храм Св. Софии в Константинополе

Вопрос № 6 Какое гимнографическое произведение написано Юстинианом?

«Единородный Сыне …»

Вопрос №1 В каком году родился император Юстиниан?-482г

Вопрос №2 В преамбуле к 6 новелле Юстиниана … [выбрать верное утверждение]- сформулирован принцип симфонии священства и царства

Вопрос №3 Что из перечисленного не входило в «Corpus juris civilis»?Эклога

Вопрос №4 Какое из деяний императора Юстиниана является самым грандиозным с точки зрения прот. В. Цыпина? Законодательный свод «Corpus juris civilis»

Вопрос №5 В каком году произошло восстание Ника?532г

Вопрос №6 Когда Юстиниан был провозглашен августом?-527г

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию.

Список дополнительной литературы Акимов В.В. История Христианской Церкви в доникейский период. – Минск: Ковчег, 2012. – 266 с. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М. 1994. – Т. 2. Гонения на христиан в Римской империи/И.О. Князький, Э.П.Г., А.В. Храпов//Православная Энциклопедия. – М.: ЦНЦ ПЭ, 2006. – Т. 12. – С. 50-69. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. Дюшен Л. История Древней Церкви. – М., 1912. – Т. 1-2. Евсевий Памфил. Церковная история/Евсевий Памфил; предисл., коммент. С. Ершова. – СПб.: Амфора, 2007. – 491 с. История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Лашкарев П. Отношение Римского государства к религии вообще и к христианству в особенности, до Константина Великого включительно. – Киев, 1876. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – М., 1994. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. – М.: Христианская Россия, 1999. – Т. 1. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 12.03.2022, 20:50 Занятие 19. Церковная политика императора юстиниана. VСоколов Ю.А. Империя и христианство. Римский мир на рубеже III-IV веков: последние гонения на христиан и Миланский эдикт. – СПб.: Издательство СПбПДА, 2014. – 136 с. Федосик В.А. Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. – 255 с. Цыпин В., прот. Эпоха гонений. Очерки по истории Древней Церкви. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 304 с. Шафф Ф. История Христианской Церкви. – СПб., 2010. – Т. 2. Шмеман А. прот. Исторический путь православия (любое издание)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.