Занятие 23. Борьба с иконоборчеством и восстановление иконопочитания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Занятие 23. Борьба с иконоборчеством и восстановление иконопочитания

2022-07-03 43
Занятие 23. Борьба с иконоборчеством и восстановление иконопочитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После смерти Льва IV Ирина стала регентшей при юном Константине VI, что стало серьезным раздражителем для иконоборцев и привело к повторному иконоборческому заговору, преследовавшему ту же цель – привести к власти сына Константина V Никифора. Однако этому замыслу не было суждено сбыться, заговор вновь был раскрыт. Виновные были отправлены в ссылку, а Никифор и его братья насильно пострижены в монашество и рукоположены в священный сан. Также был подавлен мятеж стратига Сицилии, после чего под власть Константинополя вернулись земли в Южной Италии. Начинается лимитированный иконоборчеством процесс налаживания отношений с Римским престолом. С этого момента Ирина осторожно, но уверенно демонстрирует свои симпатии к иконопочитанию. Так, в Халкидон были возвращены мощи святой великомученицы Евфимии с острова Лемнос, куда их вывезли еще при Копрониме, монахи возвращались из ссылок, а люди, хранившие святые образа, перестали бояться преследований со стороны государства. Осторожность Ирины была обусловлена тем, что значительная часть военных прочно стояла на позициях иконоборчества, а столкновения с арабами и славянами продолжали носить перманентный характер. Поэтому императрица заключила невыгодный для Византии мир с арабами, но компенсировала его победой над славянами. Продолжая выстраивать комплексную внешнюю политику, Ирина инициировала дипломатические отношения с франкским королем Карлом Великими. Последний к тому времени стал самым могущественным правителем Запада, а покорив королевство Лангобардов, еще и ближайшим соседом Византии. Кроме того, Карл поддерживал очень теплые отношения с папой Адрианом, которому даровал обширные земли в центральной Италии (это стало началом оформления светского государства Римских понтификов или Папской области). Все это по необходимости должна была учитывать Ирина, имея в виду пользу Церкви и своего государства. Переговоры с франками закончились обручением в 782 г. юного Константина, которому в тот момент было 13 лет, с восьмилетней Ротрудой, дочерью Карла Великого. Следующей важной компонентой внешнеполитического курса была реабилитация официально еще иконоборческой Византии перед лицом православного Востока, томившегося под властью Арабского халифата. По причине мусульманского владычества в регионе контакты с патриархами Политианом Александрийским, Феодоритом Антиохийским и Илией Иерусалимским были крайне затруднительны. В воздухе уже витали надежды на торжественное и публичное восстановление иконопочитания, когда в августе 784 году Павел IV заявил об отречении от патриаршества и удалении на покой, поскольку муки совести, вызванные его компромиссным поведением, не позволяли ему возглавить новое движение. Для окончательного разрешения сложившейся религиозно-политической ситуации он советовал императрице Ирине созвать Вселенский Собор. В том же году патриархом при поддержке представителей духовенства и государственной власти был избран императорский асикрит (секретарь) Тарасий (784-806 гг.), который пользовался авторитетом ученого человека и опытного политика. Избрание мирянина Тарасия на патриарший престол было обусловлено не только желанием избрать ученого богослова, не связанного с иконоборческим движением, но и человека, обладающего опытом работы на ответственной государственной должности, что, несомненно, будет востребовано при преодолении церковных нестроений. Кроме того, именно патриарх должен был стать ближайшим помощником Ирины в период ее регентства при юном Константине.Следует отметить, что Тарасий выразил согласие стать патриархом лишь при условии, что император и императрица публично задекларируют необходимость проведения Вселенского собора. В своем послании папе и восточным патриархам, разосланном для того, чтобы известить их о своем избрании и вступлении на патриарший престол, святитель Тарасий исповедал иконопочитание и верность решениям предыдущих шести Вселенских Соборов, а также просил их высказать свое мнение по вопросу иконопочитания и прислать делегатов на Собор.

Осенью 785 года из Константинополя было отправлено посольство в Рим к папе Адриану I. Задачей послов была передача письма от императоров и патриарха с просьбой о личном присутствии на готовящемся Соборе. В этом письме описывались бедствия, постигшие Византию в результате проведения иконоборческой политики, и выражалась просьба «поддержать предание святых апостолов и древних учителей». Вот один из фрагментов этого послания: «Просим Ваше отеческое Блаженство посвятить себя делу провозглашения истины, прибыть в Константинополь для установления древнего предания о почитании святых икон. Сделать это есть долг Вашего Блаженства. Итак, да приидет первый священник, председательствующий на кафедре, и вместо всехвального Петра да явится в кругу всех находящихся здесь священников. Мы примем Ваше Святейшество со всеми почестями и предоставим Вам все необходимое, a пo окончании дела позаботимся о достойном возвращении Вашего Святейшества. Если Вы не можете прибыть лично, пошлите, по крайней мере, достойных и знающих представителей, чтобы предание святых отцов было утверждено, плевелы исторгнуты и чтобы не было впредь разделения в Церкви». В ответ папа Адриан I ответил также двумя посланиями, в которых выражалась радость по поводу намерения Византийской власти светской и церковной восстановить иконопочитание. Красной нитью через оба эти послания проходит настойчивая мысль о главенстве Римской Церкви над прочими Церквами. Папа приводит множество цитат из Священного Писания, в том числе и Ветхого Завета, святоотеческих творений и житий святых, доказывающих истинность почитания священных изображений. В заключении папа Адриан выдвигает условия, при соблюдении которых он готов прислать своих легатов на собор: Ø Анафематствование иконоборческого собора (который в послании именуется лжесобором); Ø Письменные гарантии императора, императрицы и патриарха безопасного пребывания и возвращения легатов, в том числе и при их несогласии с решениями Собора; Ø Возврат отнятых у Римской Церкви владений; Ø Возврат под юрисдикцию Римской Церкви части Балканского полуострова и юга Италии, которые были отняты Константином V. Кроме того, в письме к императорам папа выразил свое недоумение по поводу именования Константинопольского патриарха «Вселенским». Данный титул, согласно его мнению, может быть применим лишь в отношении Римского епископа. Кроме того, он выражает свою радость по поводу православного вероисповедания патриарха Тарасия, однако его несколько смущал и настораживал тот факт, что до своего избрания Тарасий был светским человеком. Несмотря на эти обстоятельства и ввиду исключительности сложившейся ситуации, папа Адриан согласился с его избранием, поскольку тот принимает участие в деле восстановления иконопочитания. В другом послании, уже адресованном непосредственно патриарху Тарасию, папа вновь настойчиво призывает его восстановить иконопочитание, угрожая в противном случае непризнанием его поставления в патриархи. Посольства были отправлены и к восточным патриархам Политиану Александрийскому, Феодориту Антиохийскому и Илии III (II) Иерусалимскому. Расположение Восточных Церквей на территории враждебного Арабского халифата, а также жившая в них память о том воинствующем и непримиримом духе византийского иконоборчества времен Константина Копронима – все это стало значительным препятствием в миссии дипломатов. Несмотря на недавно заключенный мир, отношения Византии и арабов оставались напряженными. Православные, населявшие те земли и привыкшие защищать иконопочитание от византийцев, помнили пример преподобного Иоанна Дамаскина. Они с большим удивлением, сомнением и даже опаской восприняли новость о восстановлении иконопочитания в Контантинополе и подготовке Собора. Послам не представилось возможности встретиться ни с одним из патриархов, поскольку это могло повлечь для их Церквей негативные последствия, так как арабы с большой подозрительностью относились к любым внешним контактам епископов, находившихся на подвластной им территории. В результате на Собор в качестве представителей Восточных Церквей были направлены Иоанн, бывший синкел Антиохийского патриарха, и настоятель монастыря преподобного Арсения в Египте Фома, ставший впоследствии митрополитом Фессалоникийским. Они передали в Константинополь ответное послание от имени «архиереев, священников и монахов Востока», в котором выражалась всеобщая радость, вызванная возвращением Византии к православной вере, и благодарность императорам, способствовавшим этому событию. В качестве общеправославного мнения по вопросу иконоборчества вместе с письмом был направлен текст послания патриарха Иерусалимского Феодора I (+ прим. 767 г.). В послании кратко излагалось догматическое учение предыдущих шести Вселенских Соборов и приводилось богословское обоснование почитания икон и мощей святых. В условиях арабского давления на Восточные Церкви текст послания недавно преставившегося Феодора Иерусалимского успешно заменял соборный голос Восточных Церквей, при этом опасность эскалации гонений была нивелирована.

О событиях, предваривших собой открытие Собора, повествует преподобный Феофан Исповедник в своей «Хронографии», некоторые интересные подробности сообщаются в 4-й главе Жития святителя Иоанна Готского. Летом 786 г. в Константинополь прибыли приглашенные делегаты, среди которых были папские легаты, представители восточных патриархов, епископат Константинопольской Церкви и значительное число монашествующих. Иконоборчество не собиралось сдаваться без боя. Часть высокопоставленных архиереевиконоборцев намеревалась отстаивать решения Иерийского иконоборческого собора. Патриарх Тарасий прилагал все усилия для предотвращения возможных провокаций, в частности, он грозил низложением епископам, которые дерзнут устраивать собрания в защиту Безглавого собора. Однако реальную опасность представляли не архиереи, а военные, значительная часть которых состояла из иконоборцев. Незадолго до открытия собора некоторые подразделения императорской гвардии, во главе которых находились офицеры, занявшие свои посты еще при Константине V, устроили бунт. Несмотря на это, императрица Ирина приняла решение открыть Собор согласно графику. Итак, 7 августа 786 г. в Константинопольском храме Святых Апостолов под председательством патриарха Тарасия открылась работа первого заседания, в ходе которого были зачитаны цитаты из Священного Писания, в которых имеются указания на необходимость почитания икон, и прозвучало осуждение иконоборческого Иерийского собора 754 г. Тем временем у стен храма собралось большое количество людей, вскоре в храм вошли вооруженные гвардейцы, угрожавшие сторонникам православия смертью. В этот же момент епископы-иконоборцы стали подбадривать восставших. Попытки придворной стражи навести порядок не увенчались успехом, а лишь усугубили сложившуюся ситуацию. Во избежание кровопролития император Константин VI (которому в тот момент было 15 лет) и императрица Ирина повелели участникам Собора разойтись, после чего бунтующие воины вышли из храма, радуясь своей победе. Этот инцидент не повлиял на решение Ирины, которая в скором времени под предлогом якобы начавшейся войны с арабами выслала «неблагонадежные» части в Малую Азию, а в столицу в срочном порядке тайно вызвала контингент войск, располагавшийся во Фракии. Как только последние вступили в город, был послан указ о демобилизации отосланных вглубь Малой Азии старых копронимовских частей с щедрыми выплатами ветеранам. Все военачальники-иконоборцы после роспуска их частей незамедлительно были отправлены в отставку, а их семьи высланы из Константинополя. На освободившиеся должности в императорской гвардии Ирина назначила людей, не имеющих отношения к Константину V и лояльных новой власти. Текст жития Иоанна Готского сообщает нам о ссылке 6 тысяч мятежников с семьями и некоторых епископов. В результате указанных действий обстановка в столице была взята под контроль, что позволило вернуться к организации заседаний Собора. В период разрешения внутриполитических проблем патриархом Тарасием и его сторонниками была проделана колоссальная богословскоисследовательская, а также административная и организационная работа, о чем свидетельствуют материалы соборных деяний. В мае 787 г. участникам Собора были разосланы повторные приглашения, однако было принято решение перенести работу в Никею.

Собор был представлен 8 заседаниями, которые проходили с 24 сентября по 23 октября 787 г. Первые 7 заседаний прошли в храме Св. Софии в Никее. На соборе присутствовали в основном те же, кто годом ранее прибыл на первое сорванное заседание. Константин и Ирина не присутствовали на соборе, их представляли комит (граф) Петрона и начальник штаба Византийской армии Иоанн. Количество участников на каждом из деяний был разным и находился в промежутке от 270 до 458 человек, большую часть из которых составляли епископы и их представители. Соборное определение подписали 308 участников. Количество участников имело очень важную роль, поскольку считалось необходимым, чтобы их число превысило численность иконоборческого собора. Первое заседание состоялось 24 сентября 787 г. Оно началось с речи председательствовавшего на нем патриарха Тарасия, после чего было зачитано императорское послание, призывавшее «отсечь всякую новизну и всякое новшество». Непосредственная работа Собора началась обсуждением вопроса о возможности восстановления канонического общения с епископами, симпатизировавшими иконоборчеству. Разрешение вопроса было осложнено тем, что участники собора разделились на два лагеря. Первые, во главе со святителем Тарасием занимали умеренно снисходительную позицию, мотивированную необходимостью восстановления церковного и внутригосударственного мира, а также принципом церковной икономии. Представители из числа монахов, напротив, ратовали за строгое соблюдение «чистоты канонов». В результате, епископы, о которых шла речь, были разделены на три группы. Первую составили митрополиты Василий Анкирский и Феодор Марликийский, а также епископ Амморийский Феодосий. От них были приняты покаянные речи, после чего они были посажены на места среди участников Собора. Епископы из второй группы были виновны в том, что в прошлом году инициировали в столице иконоборческие совещания и сорвали Собор. Все они выразили раскаяние и также были приняты в общение. Третью группу представлял лишь один митрополит Неокесарийский Григорий, приведенный на второе заседание под конвоем. Он не участвовал в срыве Собора, однако был участником иконоборческого Иерийского собора, на основании чего ему вменялась вина одного из ересиархов, а также преследование и избиение иконопочитателей. После долгого исследования его дела и педагогически сбалансированного внушения Григорий, как и его собратья, через покаяние и письменное отречение от ереси был принят в сущем сане. Начиная с четвертого деяния начался процесс тщательного изучения богословских, библейских и иных данных, свидетельствующих в пользу почитания икон. Результатом деятельности Собора стало издание документа, содержащего сборник цитат, аргументирующих истинность иконопочитания, а также соборный орос (вероопределение). По императорскому приказу заключительное заседание состоялось в столице Византийской империи в Мангаврском императорском дворце 23 октября 787 г., в ходе которого в присутствии императоров, высших государственных и военных чиновников были провозглашены постановления Собора. В соборном исповедании было сказано о том, что Собор ничего не прибавил и не убавил от существовавшего в Церкви Предания, заповедавшего почитать священные изображения и мощи святых. Догматическое определение, принятое Собором на седьмом заседании 13 октября имеет следующую смысловую сердцевину: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконныя изображения; так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, – со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно также, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности: потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ея первообразу и покланяющийся иконе покланяется ипостаси изображенного на ней». Важнейшая формула, принятая на Соборе, звучит следующим образом: «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси, изображенной на ней» Орос содержит следующие основные положения: ØОснованием иконопочитания является Церковное Предание; ØБесспорным образцом для почитания икон является почитание святого Креста; ØОпределение материалов, при помощи которых можно создавать иконы; ØОбъекты иконографических изображений; ØДуховно-нравственный и догматический смыслы иконопочитания; ØЦерковное наказание для не принявших иконопочитание. Соборное определение заканчивается традиционным для оросов Вселенских Соборов упоминанием прещений для несогласных и нарушителей: епископам и клирикам грозит низложение, а монахам и мирянам – отлучение от Церкви. После подписания протокола раздались восторженные возгласы: "Такова наша вера, таково учение апостолов! Анафема не примыкающим к нему, не чтущим икон, которые они называют идолами и обвиняют за них христиан в идолослужении. Многая лета императорам! Вечная память новому Константину и новой Елене!». В заключении соборных деяний приводятся 22 церковных правила, принятых отцами, которые пополнили уже оформившийся канонический корпус. Среди них есть одно, 9-ое правило, кардинально выделяющееся из канвы логики правил предыдущих Соборов. Оно гласит, что отныне сочинения еретического характера, прежде всего иконоборцев, не должны уничтожаться: их необходимо аккуратно препровождать в Патриаршую библиотеку с тем, чтобы в последствие при необходимости можно было подробно изучить ересь в целях противодействия ей. Материалы Собора в полном объеме сохранились в греческом оригинале. Латинский перевод, сделанный папскими легатами, был крайне низкого качества, в связи с чем, в IX веке Анастасием Библиотекарем был выполнен повторный перевод. VII Вселенский собор, равно как и VI, был собором архивариусов и библиотекарей. В рамках подготовки материалов к полноценной аргументации своих богословских воззрений для отстаивания истин веры, а позднее – должного оформления протоколов, деяний Собора, было необходимо тщательнейшим образом изучить не только тексты Священного Писания, как Нового, так и Ветхого Завета, но обширные сборники святоотеческих цитат, богословских трактатов, житийных материалов и исторических свидетельств.

Постановления VII Вселенского Собора в целом отвечали интересам папы Адриана, однако ряд условий, обозначенных им в посланиях 785 г., был оставлен без внимания. В частности, не было выполнено его требование о возвращении под омофор Римской Церкви территорий Южной Италии и части Балканского полуострова. При этом деяния Собора были подписаны легатами и доставлены в Рим. По ряду причин, в основном имевших политический характер, а также в связи с ранее упомянутым крайне неудовлетворительным качеством латинского перевода деяний, Собор вызвал резко негативную реакцию со стороны Карла Великого. Так, в 790 году был издан документ «Карловы книги», в которых за Собором признавался статус поместного, а его определения – не имеющими никакой силы. Западные богословы отвергали аргументацию Собора, основанную на соотношении образа и первообраза, признавая за иконами возможность их преимущественно иллюстративного использования (что можно наблюдать в Западной Церкви и поныне).

В 813 г. на престол Византийских императоров взошел Лев V по прозвищу Армянин, происходивший из знатного армянского рода Арцруни. В 815 г. он сместил с кафедры патриарха Никифора. Основанием тому послужил ряд военных неудач Византийской армии, в частности она потерпела крупное поражение в битве у Версиникии с болгарским ханом Крумом. Причиной всего этого было сочтено восстановление иконопочитания. Одновременно государственной властью возобновились гонения, сходные по своим масштабам со временами Константина Копронима, и созван поместный собор, отменивший решения VII Вселенского Собора. До 843 г. Империя фактически находилась в руках иконоборцев, и лишь после кончины императора Феофила его супруга Феодора инициировала созыв Константинопольского собора, который низложил патриарха Иоанна Грамматика и избрал на его место Мефодия, ранее пострадавшего от иконоборцев. Собором был издан томос, текст которого не сохранился. Однако известно, что он содержал в себе подтверждение законности постановлений семи Вселенских Соборов и анафематствовал иконоборчество. После собора по приказу Феодоры в первое воскресенье Великого поста было совершено торжественное богослужение, которое и стало символом восстановления иконопочитания. В честь этого события был установлен праздник Торжества Православия, совершаемый в первое воскресенье Великого поста.

Период иконоборчества был и остается очень трагичной, но вместе с тем чрезвычайно важной эпохой в истории Церкви, явившей сонм исповедников и мучеников за веру. Этот период длился почти 180 лет и повлек за собой значительные последствия. Учение об иконопочитании представляло собой значительный интерес и имело различные оценки и в дальнейшей истории Церкви вплоть до наших дней. Как известно, в XVII в. в Западной Церкви произошла Реформация, и практически все протестанты выступают в роли иконоборцев с различиями лишь в градусе своего неприятия или радикализма. С эпохой иконоборчества завершился период Вселенских Соборов, а полнота выработанного ими догматического учения была зафиксирована в «Синодике», провозглашаемом в Неделю Торжества Православия. Отличие иконоборчества от всех предыдущих ересей заключается в том, что они (предыдущие ереси) пытались с позиции логики сформулировать учение о Троице и Богочеловеческой природе Христа, а главный вопрос иконоборцев можно сформулировать как «соответствует ли существующий культ «существу Бога и Его воле»»? Тем не менее, было бы совершенно несправедливым утверждать, будто вопросы VII Собора уже не имеют отношения к христологии, поскольку как иконопочитателями, так и их антагонистами при выработке богословской аргументации использовались доводы, основанные на учениях о способе соединения во Христе Божественной и человеческой природ, во многом повторяющие споры отцов предыдущих Вселенских Соборов.

23.8. Тест Осталось 3 вопроса (1 вопрос из 3) у вас осталось 1 минута до окончания тестирования прервать тестирование

Вопрос №1 Кто председательствовал на VII Вселенском Соборе? Патр Тарасий

Вопрос №2 В каком году состоялось окончательное утверждение иконопочитания (Торжество Православия)? 843г

 Вопрос №3 Назовите имя императрицы, в годы правления которой состоялся VII Вселенский Собор. Ирина

Вопрос №1 Кто из императоров-иконоборцев известен как церковный песнописец? Феофил

Вопрос №2 Как король франков Карл Великий отреагировал на акты VII Вселенского Собора, присланные папой Адрианом I? Поручил составить сборник опровержений Libri Carolini (Каролинские книги)

Вопрос №3 В каком году состоялся Софийский собор, созванный при Константинопольском патриархе-иконоборце Феодоте и императоре Льве V? 815г

Вопрос №4 Какие факторы с точки зрения профессора Болотова способствовали возобновлению иконоборчества после VII Вселенского Собора? Выбрать неверный вариант. Популярность политики импер Никифора

Вопрос №5 Год кончины императрицы Ирины: 803г

 

Вопрос №6 Имя первой жены императора Константина VI: Мария

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию

 

Занятие 26. Духовное просвещение и богословская наука в IV – XI вв.

 IV-V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и «золотой век» христианского богословия. В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. Основные направление развития богословской мысли формируется в этот период на греческом Востоке, по сравнению с римским Западом, более склонным к решению практических вопросов. Однако в IV-V веках значимый вклад в сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада – блаженный Августин, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним. Давая характеристику богословским школам, как центрам духовного просвещения, выделяют две ведущие школы: Александрийскую и Антиохийскую. В Александрийской школе господствовало умозрительное направление с доминированием аллегорического метода в толковании Священного Писания, нацеленного на прояснение его высшего таинственного смысла. Антиохийская школа держалась рассудочного направления, и ее экзегеты преимущественно выясняли буквальный, исторический смысл священного текста и невысоко ценили аллегорию, а в догматике особое внимание уделяли божественной, таинственной стороне Священного Писания с выяснением ее человеческой природы. Как особые течения богословской мысли Александрийская и Антиохийская школы существовали до Халкидонского собора (451), в догматическом определении которого были осуждены крайности того и другого направления. После Халкидона эти направления слились, и богословская наука в христианской Церкви вошла в единое русло. В лучшую пору своего существования эти школы дали выдающихся богословов и поборников православной веры.

26.3.1. Святитель Афанасий Великий (297- 373 гг.) Святитель Афанасий Великий родился в Александрии, получил прекрасное и всестороннее образование, особенно отличался глубокими богословскими познаниями. Эти высокие качества Афанасия замечены были Александрийским епископом Александром, который посвятил его во диакона и сделал своим личным секретарем. В качестве секретаря Афанасий сопровождал своего епископа в 325 году на Никейский собор. Став в 328 году преемником епископа Александра по кафедре, святитель Афанасий всю свою жизнь провел в борьбе с арианами. Из 47 лет епископства он более 20 лет находился в изгнании. Церковно-пастырская деятельность святителя Афанасия тесно связана с богословскими спорами и волнениями, возникшими в Александрийской богословской школе. В своих богословских сочинениях Афанасий Александрийский является непобедимым противником современных ему еретиков – ариан. Сочинения Афанасия можно разделить на догматические, историко-полемические, нравоучительные и экзегетические. Из догматических сочинений Афанасия следует отметить: · «Четыре слова против ариан» представляют собой цельный догматический трактат с опровержением всех доводов арианского учения и изложением православного учения о единосущии Сына Божия с Отцом; · «Четыре послания к Серапиону, епископу Тмуисскому»; · «О воплощении» - две книги; Перу святителя принадлежит также произведение «Жизнь преподобного Антония Египетского». Творения святителя Афанасия высоко ценились в древности. К Александрийской школе также примыкали выдающиеся Каппадокийские богословы: святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

26.3.2. Святитель Василий Великий (330-379 гг.) Святитель Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии. Первоначальное образование он получил в Кесарийской школе, впоследствии обучался в Константинополе, где слушал знаменитого ритора Ливания и, наконец, закончил свое образование в Афинах. Здесь он провел около пяти лет, занимаясь разными науками и особенно философией и красноречием. В Афинах Василий встретился с Григорием Богословом, что положило начало неразрывной дружбе на все последующие времена. По окончании образования Василий принимает крещение и отправляется путешествовать по Сирии, Палестине и Египту. По возвращении из путешествия он удалился в уединенное место, где в скором времени возникает обитель. Но он недолго прожил в этом уединении. В борьбе с арианами Кесарийские епископы нуждались в помощниках, поэтому Василий был вызван на родину. Посвященный в сан пресвитера он проявил свои способности проповедника. С 371 года он стал Кесарийским епископом, и в Кесарии и ее окрестностях были устроены приюты, странноприимные дома и больницы. Но еще большее значение имела его борьба с арианством, где организаторский талант святителя проявился с особой силой. Он сумел объединить православных епископов Востока, а частью и Запада для борьбы с общим врагом. Утомленный чрезмерными трудами и заботами, он преждевременно скончался в 379 году в возрасте 49 лет. К догматико-полемическим сочинениям святителя Василия относятся: · «Против Евномия» (в трех книгах) подробно разбираются апологии арианского епископа в защиту ариан и опровергаются все их доводы и софизмы, указываются внутренние противоречия арианского учения. · «О Святом Духе к Амфилохию, епископу Иконийскому» доказывается божество и равенство Духа Святого с Отцом и Сыном. Видное место занимает Василий Великий и как толкователь Священного Писания. Из его экзегетических трудов замечательны девять бесед на шесть дней творения, известные под общим названием «Шестоднев». «Шестоднев» Василия Великого содержит в себе всю космологию того времени. Параллельно с изъяснением священного текста здесь приводятся глубокие философские и естественнонаучные сведения о природе. Василий Великий внес вклад в литургическое наследие святой Церкви, введя антифонное пение. Им составлен чин литургии, написаны молитвы, «Великие и малые правила» для иноков.

26.3.3. Святитель Григорий Богослов (330- 390 гг.) С жизнью Василия Великого тесно связана жизнь его друга Григория Богослова, который был несколько старше его по возрасту. Святитель Григорий родился около 330 года в Каппадокийской области в Назианзе, где отец его был сначала градоначальником, а потом епископом. Свое образование Григорий получил в школах Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, где после Оригена была основана богатая библиотека. 24-х лет от роду он отправился для завершения образования в Афины. После окончании образования Григорий принял крещение. По приглашению своего друга Василия поселился с ним в его Понтийской пустыне. Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец вызвал его из уединения и посвятил против его воли в сан пресвитера (361). Высота этого сана настолько смутила Григория, что он бежал в знакомое пристанище – Понтийскую пустыню, но скоро вернулся к отцу и помогал ему в пастырском служении. Василий Великий через десять лет возвел его в сан епископа (371). Григорий не избежал и борьбы с арианами, когда жил в Константинополе. Эта борьба имела блестящие результаты. Православные жители столицы пожелали видеть Григория своим епископом, и их желание было удовлетворено императором Феодосием. Законность избрания Григория подтверждена была и Вторым Вселенским собором (381). Но на том же соборе возникли и пререкания по поводу его избрания. Григорий был вынужден отказаться от кафедры Константинопольской и остаток своих дней провел в аскетических подвигах и литературных трудах. Литературное наследие Григория Богослова касается самых различных сторон богословской науки. Во всей полноте богословский и ораторский талант святителя раскрылся в его 45 «Словах» или проповедях.

26.3.4. Святитель Григорий Нисский (335-394 гг.) Брат Василия Великого святитель Григорий Нисский родился в конце 335 года, и домашнее воспитание его прошло в той же благочестивой атмосфере, в какой воспитывался и его старший брат. Дальнейшее образование он получил в школах своего родного города. Однако под влиянием своей аскетически настроенной семьи и друзей он окончательно и бесповоротно отдался служению Богу, вступив в монашескую общину Василия Великого в лесистых холмах Ирисы, где он пробыл десять лет. Василий Великий вызвал его из монашеского уединения и посвятил в сан епископа в Ниссу, городок Каппадокии, который стал известен в истории благодаря тому, что это была кафедра Григория. Как и Григорий Богослов, он не избежал борьбы с арианами. В 381 году участвовал во Втором Вселенском соборе. Как писатель Григорий Нисский известен своими творениями в области богословия. Особое значение для богословия имеют его сочинения «Против Евномия» и «Великое Огласительное Слово». Первое представляет обширнейший трактат против ариан с опровержением всех доводов их учения. Второе – богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, искуплении, крещении, причащении, против еретиков, язычников и иудеев. Кроме догматических сочинений Григорию Нисскому принадлежит много толкований, бесед и писем. По приемам толкования он значительно больше, чем другие экзегеты, руководствуется аллегорическим методом Александрийской школы.

26.3.5. Святитель Кирилл Александрийский (скончался в 444 г.) По своим познаниям святитель Кирилл был выдающимся человеком своего времени. В 412 году по общему желанию клира и народа избранный преемником Феофила, святитель Кирилл отличался сильным характером, непреклонной волей и особенной ревностью в вере. С появлением ереси Нестория значительная часть деятельной энергии святителя сосредоточилась на борьбе с ней и защите православия. Кирилл был замечательным и плодовитым писателем Александрийской школы. Основой раздел сочинений выдающегося богослова составляют его догматико-полемические трактаты. Главным образом они направлены против Нестория. К его догматическим произведениям относятся: · Пять книг против Нестория; · Двенадцать глав или анафематизмов против Нестория; · Схолии о воплощении Единородного. Не менее замечателен был св. Кирилл и как


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.