Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-07-03 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СРАЖАЛСЯ ДО ПОТЕРИ ПАМЯТИ
Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого. Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.
Александр СУВОРОВ
В этот период, вдали от родного дома, посчастливилось Леониду встретиться не просто с земляком, а со своим первым инструктором в Ижевском аэроклубе Акимом Григорьевичем Ивайкиным, который воевал в той же 9-й гвардейской дивизии, в соседнем 23-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков.
В июле 1942 года он вывез на свой аэродром раненого в бою лётчика Б.В. Невижина. Всего в составе этого полка им произведено 496 успешных боевых вылетов, за что А.Г. Ивайкин
А.Г. Ивайкин был награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны IIстепени.
Оказалось, что вместе с ним служили также Павел Дворянкин, Григорий Музалёв, Павел Синяков, Серафим Фадеев и Александр Харитошкин, для которых столица Удмуртии оставалась родным городом юности.
Кстати, авиаторы 9-й гвардейской заслужили всеобщую признательность на фронте. От стен Сталинграда и до Берлина эта дивизия была основной ударной силой 16-й воздушной армии в ночных условиях: «Неутомимые ночные труженики под руководством командира авиадивизии гвардии полковника К.И. Рассказова почти каждую ночь вылетали на задание, сея в рядах немецко-фашистских захватчиков панику и смерть», — отмечали авторы военно-исторического очерка о боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Сражаясь на своих маленьких и, казалось бы, беззащитных самолётах, лётчики воистину творили чудеса.
С каждым боевым вылетом росло профессиональное мастерство ночных бомбардировщиков и, в частности, Леонида Рыкова, который с середины сентября допущен к исполнению должности заместителя командира 3-й эскадрильи.
|
«Показал себя как мужественный защитник своей социалистической Родины. Техника пилотирования отличная, летает в сложных метеоусловиях днём и ночью. Над целью ведёт себя смело, спокойно и расчётливо. Штурманская подготовка хорошая, ориентировка хорошая. С работой,— по мнению командования полка, — справляется хорошо. Лётно-техническим составом звена руководит умело, проводит занятия и даёт указания для лучшего выполнения боевых заданий. Командирскими навыками владеет хорошо. К себе и подчинённым требователен. Обладает хорошими организаторскими способностями. Его звено за период боевой работы совершило 1971 боевой вылет, 1090 спецполётов. За период боевой работы в сентябре сего года его звено занимает первое место в авиаэскадрилье и полку. В звене имеется одна поломка и одна вынужденная посадка по вине сложных метеоусловий».
Ещё более напряжённым выдался октябрь, когда ежесуточно следом за двумя-тремя полётами днём шли по десять-двенадцать полётов ночью. А ведь каждый полёт — это дуэль. Если ты сумел обмануть зенитки и прожектора, значит, ты отбомбился и выиграл. Если они сумели использовать твои слабости и неподготовленность, значит, ты становился жертвой, и там находил свою могилу.
С 14 по 17 октября 1944 года отважный лётчик совершил 44 ночных вылета продолжительностью 34 часа 35 минут. Всего за этот месяц у него оказалось 146 вылетов днём и ночью общей продолжительностью 118 часов 40 минут. В тот же период он успел сдать на «отлично» проверку техники пилотирования под колпаком, получив лишь одну «четвёрку» при девяти «пятёрках».
А 28 октября 1944 года приказом командующего 16-й воздушной армией 1-го Белорусского фронта за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии старший лейтенант Леонид Рыков был награжден вторым орденом Красного Знамени.
В представлении на столь высокую награду и боевой характеристике, которые 6 октября 1944 года подписаны командиром 44-го гвардейского авиационного Донского полка гвардии подполковником Васильевым, сказано: «Тов. Рыков за период боевой работы на фронте Отечественной войны показал себя смелым и мужественным защитником своей социалистической Родины. Совершил 775 ночных боевых вылетов на самолёте По-2, после последнего награждения совершил 180 ночных боевых вылетов, из них эффективных 61 боевой вылет, успешных — 119 боевых вылетов.
|
При этом нанёс следующий урон противнику: уничтожено и повреждено автомашин — шесть, разрушено строений в стане врага —пять, создано очагов пожара — три, создано взрывов в стане врага — один.
Совершил одиннадцать полётов на выброску груза партизанам, при этом вывезено в тыл противника шесть человек и груз весом 920 кг.
В ночь с 21 на 22 октября 1943 г. совершил два вылета к партизанам, при этом вывез 14 человек в тыл противника.
В ночь с 9 на 10 сентября 1944 г. летал на уничтожение живой силы и техники противника на железнодорожной станции Вавер, совершил три боевых вылета, в результате чего создал один очаг пожара.
В ночь с 11 на 12 сентября 1944 г., уничтожая живую силу и технику противника в населённом пункте Торгувек, совершил шесть боевых вылетов, в результате чего создал один очаг пожара и разрушил два строения.
В сентябре с.г. за десять рабочих ночей совершил 37 боевых вылетов по выброске груза в город Варшаву, при этом сбросил 6827 кг груза и вывез 6327 кг груза.
В ночь с 30 сентября на 1 октября 1944 г. уничтожил артиллерийские точки в населённом пункте Вавер, совершил восемь боевых вылетов, при этом создал один взрыв.
Летает смело и мужественно, над целью разумно храбр».
Обращает на себя внимание сочетание в одном человеке таких отличительных черт, как смелость и точный расчет, осмотрительность и острая наблюдательность, четкость и хладнокровие, без которых просто невозможно стать классным лётчиком.
Вся вторая половина практически последнего года войны была связана со сдачей экзаменов по теоретической подготовке. Лётчики в перерывах между боевыми вылетами сдавали теорию авиации и разного рода наставления, материальную часть самолёта и двигателя, расчёт полёта и подготовку карты, а также самолетовождение по компасу в районе боевых действий. Все экзамены гвардии старший лейтенант Л.В. Рыков сдал на «хорошо», а материальную часть своего любимого По-2 — на «отлично».
|
С середины сентября по начало ноября в его «Листке поощрений за лётную работу» отмечены четыре благодарности командира авиаполка и эскадрильи за образцовое выполнение боевых заданий, а также за хорошую организацию работы без происшествий и нарушений.
В последний осенний месяц количество вылетов снизилось до 26, а их продолжительность составила 19 часов 20 минут. Но эффективность его лётной работы по-прежнему оставалась на высоком уровне. Так, 1 ноября в населённом пункте Лемпице им была подавлена одна огневая точка и разрушено одно строение, а 19 ноября разрушено другое строение.
Судя по «Личной лётной книжке», этот вылет в знаменательный День артиллерии оказался для Л.В. Рыкова завершающим. Дело в том, что когда он помогал варшавским повстанцам, его сбили. В результате случилась потеря памяти, которую он полгода скрывал, понимая, чем это ему грозит. Боевая служба в авиации для него была бы закончена.
Кстати, такие случаи в авиации далеко не единичны. Летавший на бомбардировщике ТБ-3 Б.Я. Гольдинов при падении самолёта получил удар головой о землю, и через пару дней наступила полная амнезия. Он внезапно забыл названия всех предметов и самых простых слов. В госпитале его заново учили этому, и дней через десять память постепенно стала возвращаться к нему.
В результате напряжённой работы, имея хроническое заболевание центральной нервной системы, 23 ноября того же года в третий раз за сравнительно короткий период гвардии старший лейтенант Л.В. Рыков был отослан на лечение в Центральный авиационный научно-исследовательский госпиталь.
Основанием для этого явилась проведенная накануне проверка техники пилотирования под колпаком. Несмотря на сравнительно высокие оценки — девять «пятёрок» при четырех «четвёрках» — неожиданно серьезно звучал окончательный вердикт командира 3-й эскадрильи гвардии майора Голомедова: «Обратить внимание на точный расчёт с 300 метров и на недопустимость оставления курса при выводе из штопора».
|
Человек редкой душевной чистоты, с отзывчивым сердцем, Леонид Васильевич Рыков перед своим отъездом в госпиталь решил передать накопленные за войну средства, полученные за успешное выполнение боевых заданий, в размере 350 тысяч рублей в Фонд обороны. Количество его вылетов за 1944 год составило 374 с налётом 475 часов, из них боевых — 293 с налётом 379 часов. Всего же за время Великой Отечественной войны с начала 1942 по конец 1944 года только ночью им было совершено на самолёте По-2 906 боевых вылетов с общим налётом 1176 часов, что удостоверено начальником штаба 44-го гвардейского бомбардировочного авиационного Донского Краснознаменного полка гвардии подполковником Ефремовым.
Хотя Леонид Васильевич отсутствовал в полку, но его здесь не забывали.22 декабря 1944 года командир полка гвардии инженер- подполковник Васильев представляет аттестационный лист на присвоение ему очередного военного звания «капитан» со следующей боевой характеристикой, составленной командиром его эскадрильи гвардии майором Голомедовым: «Тов. Рыков за период боевой работы на фронте Отечественной войны показал себя смелым, мужественным, достойным сыном своей Родины и её защитником. Совершил 906 ночных боевых вылетов на самолёте По-2 с налётом 1270 часов. Общий налёт 1700 часов. Техника пилотирования отличная. Может летать в сложных метеоусловиях днём и ночью. Штурманская подготовка хорошая. Ориентировка отличная. Над целью ведёт себя смело, спокойно и расчётливо.
Лётное дело любит, летает с большим желанием. Аварий, поломок и блудежей не имеет.
Ранее работал в должности командира звена, с работой справлялся хорошо. С 15 сентября 1944 г. как лучший командир звена переведён на должность заместителя командира эскадрильи. За период боевой работы авиаэскадрилья совершила 1280 боевых вылетов и 383 спецполёта без аварий, поломок и потерь ориентировки.
Тов. Рыков первый в полку применил ночное фотографирование и совершил сам 45 таких полётов.
В госпитале. Москва, Сокольники, февраль 1945 г. |
С возложенными на него обязанностями справляется хорошо. Лётно-техническим составом руководит правильно и умело. Делится своим опытом боевой работы, проводит занятия, лекции и беседы.
Владеет командирскими навыками и обладает организаторскими способностями. К себе и подчинённым требователен. В обращении с товарищами и подчинёнными культурный и вежливый. В повседневной жизни опрятен, в быту скромен. Строевая выправка хорошая. За отличную боевую работу имеет пять правительственных наград и тридцать благодарностей от командования.
Политически грамотен. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан».
|
Несмотря на столь блистательную характеристику, ждать очередное военное звание «капитан» ему пришлось свыше четырех лет. Конечно, можно понять и вышестоящее командование: ведь не прошло еще и года с момента присвоения Л.В. Рыкову предыдущего звания «старший лейтенант».
СУДЬБА ЖИТОМИРА
И ЕГО ОСВОБОДИТЕЛЯ
Великие приключения происходят от малых причин.
Александр СУВОРОВ
Однако вернёмся в Житомир, который наши войска, несмотря на упорное сопротивление, вынуждены были оставить ещё 9 июля 1941 года. Расскажем, как сложилась дальнейшая судьба возлюбленной нашего героя — Маши Карбовской в чёрные дни оккупации, которая продолжалась без малого два с половиной года. Всё это время вместе с родителями и сестрами она оставалась в родном городе.
Выжить любой ценой — вот что было главной целью всех, кто находился на оккупированной немцами территории. Способы выживания избирали разные. Одни шли в партизаны, другие поступали на службу в полицию, становились старостами или бургомистрами, работали в открытых оккупантами больницах и школах. Большинство же мирных жителей стремилось к одному: не попасть под пули, добыть хлеба и картошки для себя и своей семьи, чтобы не умереть с голоду, достать хоть немного дров или угля, чтобы не погибнуть от холода.
Чтобы избежать насильственного угона молодого населения Украины на работу в Германию, она в 1942 году была вынуждена устроиться писарем в контору на дистанцию пути железнодорожной станции Житомир. А её сестра Женя, над которой тоже нависла подобная угроза, во время оккупации трудилась уборщицей.
Особые части СС и гестаповские службы бросали военнопленных в стационарный лагерь смерти, замаскированный под лазарет, где ежедневно погибало около четырёхсот человек. Массовое уничтожение больных и раненых, мирного населения фашисты осуществляли на восьмом километре Новоград-Волынского шоссе. В братских могилах здесь похоронено 45 тысяч мирных жителей, 65 тысяч военнопленных.
Около двадцати подпольных групп совместно с отрядами партизанских соединений С.Ф. Маликова и А.Н. Сабурова вели активные боевые действия против немецко-фашистских оккупантов.
Наконец, 12 ноября 1943 года части 23-го стрелкового корпуса и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генералов Н.Е. Чувакова и В.К. Баранова освободили Житомир. Но враг не хотел лишиться важного узла коммуникаций и, подтянув свежие силы, перешел в наступление. После жестоких боёв наши войска временно оставили город. 31 декабря 1943 года Житомир снова стал советским. Однако немцы, зная ненасытную любовь наших соотечественников к спиртному, оставили на железнодорожном вокзале... два вагона спирта. Что было дальше, предсказать нетрудно. Все праздновали как победу, так и Новый год.
Освобождение Житомира от оккупантов 31 декабря 1943 г. |
Подождав, пока подействует известное вещество, гитлеровцы взяли город обратно. И лишь огромными усилиями на следующий день удалось-таки отвоевать Житомир, родину писателя Владимира Короленко, создателя космических кораблей Сергея Королева и пианиста Святослава Рихтера.
В целом же, Житомирская область была освобождена от немецко-фашистских оккупантов только в середине января 1944 года войсками 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Н.Ф. Ватутина, разгромившими восемь танковых и четырнадцать пехотных дивизий врага.
Вскоре с командующим фронтом произошел уникальный случай. Его адъютанты выбрали местом штаба большой дом Карбовских, который находился неподалеку от аэродрома и железнодорожного вокзала. Генерал приехал сюда в валенках, а была оттепель, и тогда отец Маши Андрей Осипович подарил Николаю Фёдоровичу сапоги.
К сожалению, поносить их долго ему не пришлось. В народном календаре особое место занимает Касьянов день — 29 февраля, с которым связаны поверья, что это самый страшный день, чреватый различными бедами и напастями.
Насколько верно такое поверье, сказать трудно, но именно в последний день зимы високосного года, въехав в одно из сел, командующий фронтом попал под обстрел бандитско-диверсионной группы бандеровцев. Выскочив из машины, вместе с офицерами он вступил в перестрелку, во время которой был ранен в бедро. Его пытались спасти лучшие врачи, включая известного хирурга Н.Н. Бурденко, но спустя полтора месяца в возрасте 43 лет Н.Ф. Ватутин скончался в Киеве, где и был похоронен.
«Москва двадцатью артиллерийскими залпами отдала последнюю воинскую честь верному сыну Родины и талантливому полководцу», — писал в своей книге «Воспоминания и размышления» четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков, который занял Н.Ф. Ватутин
его место во главе этого фронта.
ФРОНТОВЫЕ ПОБРАТИМЫ
Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Василий ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ
18 мая 1944 года в цветущий Житомир перебазировался 1-й гвардейский Краснознаменный Брянский авиационный полк дальнего действия, в котором ещё в самом начале войны отличился своим подвигом Николай Гастелло, направив свой горящий бомбардировщик на немецкую колонну с техникой.
«Этот провинциальный городок в достаточной степени сохранился после освобождения его от гитлеровских захватчиков. В свободное время личный состав полка имел возможность посещать областной музыкально-драматический театр. В июне сюда приехала артистическая бригада во главе со звездой эстрады народной артисткой СССР Лидией Руслановой. Создавалась полная иллюзия мирной жизни»,— вспоминал штурман этого полка Александр Боднар.
Сами лётчики не просто любили музыку, но и создали даже свой ансамбль, который выступал с собственными концертами. Хорошие вокальные способности тенора были у штурмана Петра Никитовича Воронкова, его даже в шутку звали в полку наш Сергей Лемешев.
Под стать ему был и воздушный стрелок-радист Виктор Гурьевич Климов. Слушатели всегда награждали их выступления особенно громкими аплодисментами.
|
На одном из таких концертов присутствовали и сестры Карбовские, которые не могли не оценить не только замечательный голос, но и приятную манеру общения Петра Воронкова. Вместе с ним и уже упомянутым Александром Боднаром они оказались на спектакле «Наталка-Полтавка» в исполнении артистов Киевского оперного театра 18 июня 1944 года.
А.Н. Боднар и П.Н. Воронков. Житомир, 1944 г.
Но уже после вступительной арии главной героини: «Виють витры, виють буйны, аж дерева гнутся» — лётчики были подняты по тревоге. В лунную, ясную ночь экипаж Николая Маркина был поднят в воздух. Над польским городком Хелм его самолёт оказался подбит немецким истребителем. Трое авиаторов погибли, летчик А. Марков попал к польским партизанам, бортовой техник Я. Захаров угодил в плен, а штурмана А. Боднара приютила семья польского гражданина Константина Глищинского.
Спустя четверть века Александр Николаевич с благодарностью посетил своих спасителей, которые подарили ему жизнь. В 1977 году ему довелось в составе тамбовской делегации приехать в Тулу за священной землёй города-героя, которую в годы войны защищали от фашистских захватчиков и тамбовчане. Сейчас капсула с нашей землей хранится у Вечного огня — памятника воинам-тамбовцам, погибшим в годы войны. В это время он встретился с полковником Рыковым Леонидом Васильевичем, его супругой Марией Андреевной и сыном Владимиром.
Кстати, Александр Николаевич Боднар и ныне не утратил связи с семейством Рыковых, с которыми регулярно переписывается и перезванивается. В 85 (!) лет он написал книгу «О времени и о себе», которая вышла в Тамбове уже двумя изданиями.
Вот, например, как встретил А,Н. Боднар начало войны под Москвой на аэродроме Шайковка, где он оказался после окончания Харьковского военно-авиационного училища: «Узнав, что вечером в гарнизонном Доме офицеров будут показывать оперетту Кальмана «Сильва», мы надели парадную форму и отправились на спектакль. После представления в фойе играл духовой оркестр, были танцы, — таким сохранился в памяти ветерана войны, а тогда молодого штурмана субботний день 21 июня 1941 года.
— Только уснули первым сном, как были разбужены пронзительным тревожным рёвом сирены. Тревога!
Быстро собрались и побежали на аэродром, в душе на чём свет ругая тех, кто решил объявить учебную тревогу в воскресенье. Вначале даже никто и не подумал, что началась война. Но оказалось, что легли мы спать в мирное время, а проснулись в военное».
На самолетах ТБ-3 и Ли-2 он принимал участие в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Воевал на Курской дуге, на Кубани и в Крыму. Четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3 были своего рода "летающими крепостями" и обладали достаточным вооружением, чтобы отражать атаки немецких истребителей, но их скорость не превышала 140 километров в час.
Этот воздушный корабль не был оборудован средствами радионавигации, а посему от визуальной ориентировки штурмана зависело многое. Его задача — помочь лётчику осуществить полёт по заданному маршруту, выйти на цель, Отдых после боя на лесной поляне
поразить её и привести самолёт обратно на свой аэродром.
Александр Боднар выполнял полёты по эвакуации раненых и доставке оружия, боеприпасов и медикаментов в Ясско-Кишинёвской операции и при форсировании Днепра, оказывал помощь партизанам в брянских и белорусских лесах, а также словацким повстанцам.
Всего за годы войны он находился в воздухе 1600 часов, пролетел 400 тысяч километров, что равносильно десятку витков вокруг Земли по экватору.
Александр Николаевич совершил триста боевых вылетов и награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны I степени», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда».
Особенно запомнился А.Н. Боднару Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года, который самым счастливым образом совпал с его днём рождения: «День был пасмурный, начал моросить дождь, но никто не замечал этого. На Красной площади колонна за колонной, плечом к плечу стояли фронтовики, выигравшие войну, победившие сильного и хорошо вооружённого врага в трудных боях, отстоявшие мир и свободу».
После войны Александр Николаевич продолжал служить в авиации на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись в 1960 году, переехал в Тамбов, где сорок лет работал инженером Центра научно-технической информации.
До сих пор полковник в отставке А.Н. Боднар, кстати, член Союза журналистов РФ, не прекращает активной общественной деятельности,
встречается со школьниками, пишет статьи, выступает по радио и телевидению. А совсем недавно 50-минутный видеофильм-интервью с ним появился и в Интернете.
В письме М.А. Рыковой он пишет: «Мы с Леонидом Васильевичем почти одинаково прошли тяжёлую и опасную жизнь в авиации, хотя служили в разных полках. Вот как проходила наша служба:
Рыков Л.В. Боднар А.Н.
Присвоение классификации:
военный летчик 1 класса 6 мая 1954 г.
штурман 1 класса 13 декабря 1954 г.
Назначение:
зам. командира полка 23 сентября 1955 г.
старший штурман полка ноябрь 1954 г.
Последнее награждение:
орден Красной Звезды 26 октября 1955 г. 20 апреля 1954 г.
Присвоение звания:
подполковник 3 апреля 1956 г. 20 сентября 1956 г.
полковник 15 апреля 1975 г. 27 апреля 2000 г.
Увольнение в запас 30 апреля 1958 г. 10 апреля 1960 г.
Александр Николаевич прилагает большие усилия, чтобы имена не вернувшихся с войны бойцов сохранились в памяти ныне живущих и потомков. Большой фронтовой и жизненный опыт помогают ему добиваться успеха во многих начинаниях.
Результатом его кропотливой работы в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске стала созданная им рукописная Книга памяти 1-го гвардейского Краснознаменного Брянского авиаполка дальнего действия, в которой собраны данные о 183 погибших боевых товарищах, а затем ещё о 400 погибших авиаторах из двух других полков дивизии.
А.Н. Боднар является ярким примером человека неравнодушного, имеющего активную гражданскую позицию. О потрясающей неутомимости ветерана войны, которому в 73-ю годовщину Парада Победы исполнилось 100 лет, говорит и посвящённое ему стихотворение заместителя главного редактора областной газеты «Тамбовская правда» Валерия Александровича Маркова «Случай на дороге»:
Ехал Боднар на «Оке»,
Вдруг ГАИ невдалеке.
Вверх взметнулся резвый жезл –
И «Ока» стоит уже.
Кто в кабине. За рулём?
Не один сидит, вдвоём.
За баранкой – ветеран,
Облетел он много стран,
Победил в войну врага,
И в награду вот – «Ока».
С ветераном рядом дочь,
На отца – почти точь-в-точь.
А гаишник: вдруг шпион!
Документы просит он.
Посмотрел. И скажешь что?
Ветерану-то под сто.
-Это точно? – молвит мент.
-Так у вас же документ!
Крякнул парень из ГАИ –
-Извинения мои…
Поднял руку, честь отдал
И «счастливо!» пожелал.
И помчалася «Ока»,
Видно, твёрдая рука
У того, кто за рулём.
Это точно – всё путём!
А гаишник лоб чесал,
Удивлялся: чудеса!
А чудес на свете нет,
Ехал Боднар, а не дед.
В суровые годы войны, когда враг уже рвался к Москве, в столице Удмуртии на базе местного аэроклуба был сформирован 695-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. Приняв боевое крещение в небе Подмосковья, он в составе 9-й авиационной гвардейской дивизии, которой командовал гвардии полковник К.И. Рассказов прошёл славный путь до Берлина.
Осенью 1944 года в полк прибыл молодой лейтенант Рэм Буеверов, который встретился здесь с замечательными людьми — ветеранами дивизии Леонидом Рыковым, Григорием Музалёвым, Павлом Синяковым, Иваном Разуевым, Николаем Дыдыкиным...
Им, оставшимся в живых, и тем, кто погиб, защищая Родину, посвятил он впоследствии большое стихотворение, навеянное встречей друзей-фронтовиков сорок лет спустя после Великой Победы.
...Та ночь июньская была
Такой, казалось бы, обычной:
И как всегда луна взошла
Над тишиной привычной.
И озарились, как всегда,
Леса, поля, просёлки...
И так же, как из века в век,
Звенел тот воздух чистый
Вдоль берегов притихших рек,
Где смолкли баянисты...
Родной российской стороны
Знакомые приметы!
Шли в типографиях страны
Воскресные газеты.
Но репортажи тех газет
В то утро люди не читали —
Им вместо них принёс рассвет Штурман Р.А. Буеверов
Войну, которую не ждали.
Нахмурив брови, губы сжав,
Чеканным шагом, как солдаты,
Вдруг сразу за день возмужав,
Шли школьники в военкоматы.
Прощаясь с детством дорогим,
Ещё беспаспортным мальчишкой
Я так завидовал другим
С красноармейской книжкой.
Нам говорили: «По годам
Призвать не можем. Обойдёмся».
И отправляли по домам,
Хоть знали, что опять вернёмся.
Мы всё забыли: и кино,
И двор, где дрались пацанами,
Хотели только лишь одно —
На фронт скорей. На фронт бойцами.
А военкомы всё своё:
«Призвать не можем». Вот досада!
В огне Отечество моё,
И враг дошёл до Сталинграда!..
И наконец,— ура! На мне
Погоны с золотистым кантом
И наяву, а не во сне
Летаю штурманом-курсантом!
...В тот год, когда фашистский волк
Был смят и потрясён разгромом,
Гвардейский, двадцать третий полк
Стал для меня родимым домом.
С земли удмуртской взяв разбег
В полёт начального этапа,
Он продолжал сквозь дождь и снег
Маршрут нелёгкий свой на запад.
Тогда в посёлке у реки
Там, где порою «Рамы» висли,
Леонов росчерком руки
Приказом в полк его зачислил.
И к ним пилотам удалым,
В семью которых так стремился,
К ним, лейтенантам молодым,
Я в дом вошёл и породнился.
И с ними стал потом делить
Скупую радость и невзгоды,
Чтоб свято в памяти хранить
Их имена все эти годы.
Герой Союза, полковой
Любимец Саша Харитошкин,
Алёша Боков – парень свой,
Остряк – Калашников Алёшка,
Пилот – Василий Поляков,
Спокойный в огненном кошмаре,
Как Александр Столяров,
Как славный Игорёк Корчмарек,
Снимавший «лейкою» своей
Все наши будни полковые,
За тем, чтоб в памяти людей,
Оставить времена былые.
Степенный Николай Козлов –
Наш полковой комсорг, новатор –
И сибиряк – Иван Блинов –
Толковый, смелый авиатор.
Семёнов – штурман, в час любой
Готовый шлем надеть и краги,
Как те, стремящиеся в бой,
Друзья Калугин и Кулагин.
Как Ларионов Михаил,
Сергей Петров и Боря Миков,
Свиридов Коля, что бомбил
Всегда уверенно и лихо.
С улыбкой светлой на лице,
Известный выправкою бравой
Василий Хромин – офицер
С почетною солдатской «Славой».
И нынче пусть меня простят
Все те, кто ввысь летает в дали.
Полёты их, чем тех ребят,
Сказать отважнее? Едва ли…
Их не страшила ни пурга,
Ни ливень пенно-беспредельный,
Ребят, летящих в тыл врага,
Через заслон такой смертельный.
В обычный рядовой полёт,
Где «эрликонов» злые осы
Сверкали трассой в перелёт!
Вперёд! Вперёд! И…все вопросы!..
Я не забуду, как в метель,
Прорвав смертей и жизней стыки,
Упорно нас вели на цель
Комэски Рыков и Дыдыкин.
И был ещё вопрос для тех,
Гвардейских экипажей ясен:
Коль нужен только лишь успех,
Бомби, как он, - Григорий Мясин.
И по воздушной борозде,
Где виражи смертельно круты,
Майор Кемаль Блендер-Заде
Полку прокладывал маршруты.
И как сквозь хаос маяков,
Преодолев огня лавину,
Прорвался Павел Синяков
В апрельском сумраке к Берлину!
И словно слышу, как бомбит
Разуев – штурман первоклассный.
И вот уж рушится гранит,
Удару мощному подвластный!
И всё, смешавшись в гром и рёв,
В зенитном выплеснулось лае.
Но был бесстрашен Музалёв
И хладнокровен Булалаев.
А над объектом, сжав в комок
Всю силу воли, мысли, нервы,
Григорьев, Мысочка, Дидок
Опять удар наносят верный!
И пусть в возмездии горят
Штабы, казармы и вокзалы
Бомбят рассказовцы, бомбят
Гнезда фашистского кварталы!..
С тех пор промчалось много лет,
Но мы никак забыть не можем
Июньский огненный рассвет
И май победный тоже…
Это большое стихотворение Рэма Буеверова в той части, которая относилась к Павлу Синякову, в свою очередь, родило новые строчки с подзаголовком «Быль» и общим названием «Берлин бомбил какой-то сумасшедший».
Все экипажи курсом - на Берлин!
Для лётчиков почётней нет задачи:
Бомбить объект под номером один.
Сам командарм желает им удачи.
Летят на бреющем, без выхода в эфир,
Инструкцию полётов соблюдая.
И вдруг в эфир выходит командир:
"Всем возвращаться -
облачность сплошная".
Девятый штурмана к штурвалу усадил,
Сам горизонт в бинокль изучает.
Комэска землю "зажигалкой" осветил,
Сверяя курс, Девятый вспоминает.
В глазах - из сорок первого пилоты.
Их небо «мессершмитты» бороздят,
В кабинах не взлетевших самолётов
Кострами крас нозвёздными горят.
"Первый, Первый,
Девятый вас не слышит,
Какой - то в шлемофоне гул".
И штурману, который еле дышит, П.К. Синяков
Пилот задорно подмигнул.
Ведём мы к цели наши самолёты,
Свернуть с неё никто уже не может.
Сейчас со мной сгоревшие пилоты,
Мы на Берлин, а облачность пом ожет".
Бомбят крылатые! Бомбят
Гнезда фашистского кварталы!
Горят в возмездии! Горят!
Штабы, казармы и вокзалы!
В полку никто им не поверил,
Обшивку командир проверил...
"Какой там, к чёрту, ближний бой,
В Девятке дырки ни одной!
Слегка помят лишь фюзеляж,
Позорно струсил экипаж,
А то, что долго был в полёте,
Так он же бомбы
хоронил в болоте.
На экипаже ставим крест,
"Героев" этих под арест!"
Сконфужен в кабинет вошедший:
"Штабисты по вертушке сообщили,
Берлин бомбил какой - то
сумасшедший,
Спецкора в полк дос тавить попросили".
Друзья их у столовой ждут,
В мозгах у них сплошные непонятки:
Пилотов без ремней ведут,
Плакат же славит экипаж Девятки.
"Мать - перемать! Наделали вы шуму,
По обе стороны границы...
Сиди теперь и думай думу,
Спецкор вон прибыл из столицы.
По мне, так не было б рассказа,
Под трибунал за нарушение приказа.
Политотдел же думает иначе,
Спецкор вам разъяснит задачу.
Сегодня в бой не надо торопиться,
А завтра снова за победу биться".
"Младшие" строем прошагали лихо,
И может быть, спецкору показалось,
"Отец" полка добавил очень тихо:
"Кто виноват, что детство оборвалось".
Автор этих строк поэт Виктор Чернышов посвятил их своему тестю Павлу Карповичу Синякову в благодарность за подвиг отца своей жены Татьяны, совершённый в апреле 1945 года в небе над Берлином.
Тогда же написаны и стихи Рэма Буеверова, посвящённые старшему товарищу по оружию Николаю Свиридову, который проявлял особую заботу о нём, совсем ещё «зелёном», восемнадцатилетнем штурмане.
Хочу в знак знакомства тебе, Николай,
На память оставить стих.
Быть может, не складен, но всё ж прочитай,
Стихов не пишу я иных.
О чём же писать? О тебе иль себе?
Признаться, вопрос не простой…
Иль этим пером черкануть о войне
И, значит, о нас с тобой.
Мы, руки друг другу сживая,
Близки, словно книги листы.
А дружим ли мы, - не знаю,
Хотел бы узнать – знаешь ты?..
Твой жизненный путь был иной,
Ведь старше меня ты намного,
Но к цели единой, одной
Ведёт фронтовая дорога.
Пусть эта дорога началом
Нашей послужит дружбе,
А флаг над Берлинским вокзалом
О нашей пусть скажет службе.
Года пробегут и, быть может,
Мы встретимся, Колька, с тобой.
И встреча та будет дороже
Пожалуй, на свете иной.
А встретившись, сядем за столик
И взглянем друг другу в глаза,
Слезливые, будто от боли,
То старости признак – слеза.
И чокнувшись, выпьем стаканчик
За встречу, былые дела.
Ты скажешь: «Споём «Чемоданчик».
Скажу я: «Забыл уж слова».
Давно ведь мы пели ты песни,
Но помню в них только одно:
«Жизнь станет большой и чудесной,
Но как это было давно!..»
И налив в стаканчики грогу,
Скажу я: «Так выпьем до дна
За ту фронтовую дорогу,
Что дружбе началом была!»
Мы вспомним и радость, и горе,
И гнали, как немцев прочь…
И ночь пролетит в разговоре,
Как эта немецкая ночь.
СОЮЗ ЛЮБЯЩИХ СЕРДЕЦ
Три года ждать, и вдруг найти
И май в цвету, и радость встречи.
Через огонь и смерть пройти
И вновь обнять родные плечи.
Александр РОМАНОВ
Когда Житомир оказался под немцами, естественно, никакой переписки у Лёни Рыкова с Машей Карбовской не было. Зная, что она перед самой войной стала фельдшером-акушером, он искал её по госпиталям, но безрезультатно. Летал и верил, что обязательно найдёт свою любимую. И она ждала всё это время с субботнего дня 21 июня 1941 года, когда в последний раз видела Леонида. А завтра была война.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позаб
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!