Упражнение 4: Рассеянное, машинальное, пустое «марание бумаги» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Упражнение 4: Рассеянное, машинальное, пустое «марание бумаги»

2022-05-12 20
Упражнение 4: Рассеянное, машинальное, пустое «марание бумаги» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Не стесняйтесь: «марайте бумагу»! Рисуйте доминантной рукой все, чего душа просит, что на ум взбредет. Выражайте на рисунке то, что почувствовали именно сейчас.

2. Делайте то же самое. Но на этот раз рисуйте субдоминантной, вспомогательной рукой.

Как вы себя чувствовали, когда позволяли доминантной и субдоминантной, вспомогательной руке рассеянно «болтать» о том о сем — «марать бумагу»? Заметили ли какие-нибудь различия в ваших ощущениях во время выполнения этих двух упражнений? В чем именно они проявились? Это могла быть разная координация движений, или, может, вам бросились в глаза отличия в, так сказать, конечном продукте? Что вы думаете о каждом из двух своих рисунков?

 

Теперь, когда ваш Внутренний Ребенок высвобожден и более или менее освоился, разыгрался, попросим художника, который живет в вас, нарисовать что-нибудь или кого-нибудь из вашего окружения. Тем, кто упорно не желает считать себя обладателем художественных способностей, эта задача покажется прямо- таки невыполнимой, отягощенной неимоверными трудностями. Вы, может статься, разнервничаетесь даже от одной мысли, что надо сделать такой рисунок, почувствуете замешательство, растерянность, смущение. Вас могут охватить и более сильные ощущения грядущего провала, неудачи, подобные тем, которые вы преодолевали, когда начинали обучаться письму субдоминантной, вспомогательной рукой. Я хочу вам помочь справиться с неуверенностью, и для этого мы сначала просто поговорим об этом подробнее. Возможно, что- то в нашей беседе будет для вас неожиданностью; надеюсь, что этот разговор вас заинтересует и пробудит живой интерес к продолжению наших занятий.

Мне хотелось бы обсудить с вами некоторые рисунки и поделиться своими наблюдениями. Я заметила, что характерные особенности, которые проявляются при письме субдоминантной, вспомогательной рукой, также сохраняются и при рисовании. Оказалось, как я и предполагала, что рисунки, выполненные доминантной рукой, отличались от тех, которые были выполнены тем же человеком его субдоминантной рукой. Причем это относится к работе как квалифицированного художника, так и дилетанта в этой области. Каждая рука отличается своим собственным стилем. Иногда разница между ними бросается в глаза, иногда она почти незаметна, но тем не менее различие есть всегда.

Далее приводятся рисунки, выполненные различными людьми, однако каждая пара сделана одним и тем же человеком: один рисунок из этой пары — доминантной рукой, другой — субдоминантной. Сможете ли вы угадать: какой рисунок — какой рукой?

Теперь могу признаться: рисунки пивных кувшинов — мои собственные. То есть, скажу без ложной скромности, выполнены квалифицированным, профессиональным художником — правшой. Левый рисунок выполнен правой (доминантной) рукой, правый — левой (субдоминантной). Рисунок с левой стороны характеризуется тем, что является более реалистичным представлением предмета, если говорить о контуре, пропорциях и декоративных деталях.

 

Кувшин для имбирного пива

 

Рисунки женщины (это — следующая пара) выполнены не художником. Рисунок с левой стороны выполнен левой (субдоминантной) рукой, а с правой — правой (доминантной) рукой. Точно так же, как и в примерах с кувшином, эти изображения имеют характерные отличия: рисунок, выполненный левой (субдоминантной) рукой, демонстрирует больше чувства и больше похож на реальное женское лицо, чем какая-то стилизованная карикатура с правой стороны.


 

Переходим к зайчику. Он нарисован молодой женщиной, всю жизнь до того рисовавшей исключительно доминантной рукой. Рисунок на левой стороне (сделанный субдоминантной, вспомогательной рукой) характеризуется тем, что визуально представляется более точным по сравнению с рисунком, выполненным доминантной рукой.

Многие не художники обнаруживали, что, когда они рисуют один и тот же объект разными руками, то есть сначала один рисунок этого объекта — одной, затем второй рисунок этого же объекта — другой, то именно субдоминантная, вспомогательная рука передает визуальные конструкции, модели и форму значительно точнее, чем доминантная. Оказалось, что при выполнении субдоминантной рукой изображений объектов из неподвижной натуры (как наши кувшины и зайчики), пространственные отношения и пропорции оказываются более точными, композиции — более уравновешенными, и явственно чувствуется большая глубина и внимание к деталям. Все это воспринимается новичком как полная неожиданность. Ведь их прежние заявления («Я не умею рисовать даже моей доминантной рукой, как же вы хотите, чтобы я рисовал субдоминантной, вспомогательной?») явно противоречат полученным результатам. Когда они, преодолев свою неуверенность, все-таки попытались это сделать, то обнаружили в себе скрытые способности, утонченность, даже искушенность, изысканность, изощренность — словом, эстетический уровень куда выше того, который они могли в себе заподозрить.

Многие люди, уверенные, что не могут рисовать вообще, обнаруживали неожиданно для самих себя, что могут рисовать субдоминантной рукой. В противоположность их ожиданиям именно неуклюжая, необученная, плохо тренированная, пренебрегаемая субдоминантная рука оказывалась истинным художником.

Выдающиеся художественные способности субдоминантной руки можно объяснить двумя факторами. Во-первых, если субдоминантная рука человека управляется правым полушарием головного мозга, которое, как известно, специализируется на визуально-пространственном восприятии, то становится очевидным, что именно она и должна рисовать лучше. Ведь рисование и есть один из видов визуально-пространственной деятельности.

Понятно, что субдоминантная рука работает медленнее не по причине своей бесталанности, а оттого лишь, что имела меньше практики и осталась менее тренированной. Но этот на первый взгляд недостаток является, скорее, определенным преимуществом при рисовании окружающих предметов. Это обстоятельство заставляет человека более пристально вглядываться в изображаемый предмет вместо того, чтобы быстро изобразить то, что, как он думает, видит его глаз. Для меня как учителя рисования это одна из главных задач учебного процесса. Я должна побудить ученика реально посмотреть на предмет, который ему предстоит нарисовать, прочувствовать пространство и контуры именно этого, единственного, неповторимого цветка или корзины вместо того, чтобы изображать заранее сложившиеся в его голове представления о том, как, по его мнению, они «должны были бы» выглядеть.

Опытные художники-профессионалы на своем опыте знают, что правая рука рисует не так, как левая. Изображение, выполненное субдоминантной рукой, выглядит менее контролируемым, более свободным и часто имеет совершенно другой стиль. В таком рисунке, как правило, присутствует та самая изюминка, которая делает его более остроумным и демонстрирует сущность образа, а не просто дает его фотографическое отображение. Мне доводилось разговаривать с профессиональными художниками, которые признавались, что используют субдоминантную, вспомогательную руку для того, чтобы «разогреться и разбудить поток творческих соков». Когда они переключаются на субдоминантную руку, их работа улучшается. Это, по существу, является той самой стратегией, которую Элизабет использует, когда пишет субдоминантной рукой для того, чтобы разрушить препятствие, мешающее писателю работать.

Следующая приведенная здесь пара рисунков с неподвижной натуры выполнена женщиной, которая ранее не обучалась рисованию. Первый рисунок сделан доминантной, правой рукой, второй — субдоминантной, левой. Думаю, что вы тоже отметили для себя разницу в пользу «леворукого» рисунка — она достаточно очевидна. Действительно, второе изображение является визуально более правильным: перспектива, пропорции и контуры более предметно-изобразительны, да и композиция лучше по сравнению с рисунком, выполненным доминантной, правой рукой.

Теперь и вам пришло время порисовать. Выберите из окружающих предметов тот, смотреть на который вам доставляет удовольствие. И хорошенько усвойте: никто не собирается смотреть на ваши рисунки, а тем более обсуждать, осуждать, разбирать, высокомерно критиковать. Напоминаю снова и снова: многие люди, уверенные, что не умеют рисовать вообще, обнаружили, что могут это делать субдоминантной, вспомогательной рукой.

Поэтому забудьте о своих комплексах, снимите с себя всякое напряжение, расслабьтесь и приступайте к упражнению.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.